индия какая страна по развитию
Суржик Эдуард Николаевич, мошенники, преступления, деньги.
Индия — страна контрастов: её экономика является довольно противоречивой. С точки зрения наличия полезных ископаемых — это государство богатейшее, аграрный и индустриальный сектора — находятся в плохом состоянии. Регионы неоднородны: в северной части наблюдается отсталость, в южной — всё процветает, благодаря английской модели, на западе люди занимается лёгкой промышленностью, развивается частный сектор. Предлагаю рассмотреть особенности экономики Индии и начать с истории, чтобы понять, как она формировалась.
Из истории
Индия долгое время являлась английской колонией. Она зависела от власти британских монархов и представляла собой крупный внешний рынок для промышленных товаров из Англии. Экономика Индии в 19 веке полностью зависела от этой страны. Эскорт промтоваров постепенно переходил к росту вывоза капитала, поэтому роль в товарообороте всё интенсивнее росла. Строятся железные дороги, порты, заводы, банки, университеты, создаются плантации. Всё это было вплоть до 1947 года.
Экономика Индии во второй половине 20 века стала процветать, благодаря обретению государством политической независимости. Это стало знаковым событием для всех индийцев. Индийским правительством была поставлена задача достичь экономической состоятельности, поэтому стали активно использоваться материальные и человеческие ресурсы. В государстве начали реализовываться пятилетние планы, была созвана специальная Национальная плановая комиссия. Запуск первого плана пришелся на 1952 год, в 2007 году стартовал 11-й пятилетний план.
Экономическая стратегия условно подразделяется на 2 этапа:
1) 1947 (полит. независимость) — начало 90-х гг. Реализуется концепция смешанной экономики, наблюдается серьёзное вмешательство государства в перестройку, отхождение от колониальных экономических устоев. Формируются ключевые промышленные отрасли, сохраняется частный сектор, постепенно внедряются рыночные механизмы. Внутренний рынок расширялся путём импортозамещения, ввоз иностранных товаров тщательно контролировался и жёстко ограничивался.
2) 90-е — настоящее время. Государственный сектор становится наименее эффективным, потому что был основан в основных отраслях хозяйства страны, защищён от конкуренции, управлялся неэффективно. Затем ситуация осложнилась, усугубился дефицит бюджета, началась инфляция. Поэтому экономика вставала на путь либерализации, рыночные отношения стали главным принципом экономического развития.
Экономика Индии 2017 года получила рекордное количество инвестиций. До этого рекорд был установлен лишь в 2007 году. Во втором квартале было получено 5,4 млрд долларов инвестиций. С июля по сентябрь наблюдался рост экономики, ВВП увеличился на 6,3%. Экономика Индии 2018 года и конца 2017-го — показывает, что эта страна обогнала Китай по уровню роста ВВП. На декабрь 2017-го темпы увеличились на 7,2%.
На каком месте в мире Индия по экономике сегодня? Ещё в 2016 году она показала, что может составлять конкуренцию Китаю, удалось обогнать Японию. Несмотря на все проблемы экономического развития и обстановку в стране — показатели роста ВВП говорят о серьёзной заявке на лидирующие позиции. Уровень сбережения в экономике Индии характеризуется как положительный: он возрос до 31,4% от ВВП.
Основные отрасли
Структура экономики Индии неоднозначна. Здесь по-своему развиваются сельское хозяйство, промышленность и другие отрасли. На экономику во многом влияют культура и традиции, но это не мешает стране развиваться.
Сельское хозяйство
Производство сельхозпродукции в отличается внушительными контрастами. Есть крупные плантации, рядом находятся мелкие хозяйства крестьян. Страна стала лидером по площади орошаемых земель. 60% рабочей силы занято в сельском хозяйстве, его доля ВВП составляет 19,9%, а в общем экспорте — 15%.
Основной потребительской культурой становится рис, а также пшеница. Также собирается большое количество кукурузы и картофеля. Из технических культур выделяются хлопчатник, сахарный тростник, бананы, соя. Индия является одним из мировых лидеров по производству сахара. Страна также занимает лидирующие позиции по кол-ву поголовья рогатого скота. Это овцы, свиньи и верблюды.
Промышленность
Горнодобывающая промышленность отмечается добычей железной руды, каменного угля, нефти. Индия занята в производстве текстиля. Распространены металлургия, автомобильная промышленность, производство велосипедов, бытовой техники, стройматериалов и средств для с/х нужд.
Транспорт
Индия имеет внушительную инфраструктуру. Это касается гражданской авиации, железнодорожном сообщении, судоходстве, телекоммуникациях, электроэнергии. Сеть автодорог — одна из самых больших в мире, здесь более 340 аэропортов. В области авиационно-космической и ракетной технологий также сделаны крупные шаги.
Туризм
Доход от посещения туристами Индии немаленький, и он вносит значительный вклад в ВВП страны. Это приоритетная экономическая отрасль, гарантирующая приток валюты. Живописные места страны и многовековая история — привлекают туристов со всего мира.
Рост экономики Индии обусловлен постоянным развитием ряда отраслей. Кроме всего перечисленного здесь развиты: сфера услуг, фармацевтика, информационные технологии, переработка пищевой продукции, торговля драгоценностями.
Я рассказал о том, что из себя представляет экономика Индии кратко, самое главное — понимать специфику развития этой страны. Она обеспечена минеральными ресурсами, месторождениями камней и ценных металлов. Тяжёлая промышленность по-прежнему принадлежит государству, т. к. была создана самим правительством (так считают эксперты). Современная Индия — страна с большой численностью населения. В экономике и социальной сфере есть множество пробелов. Но, что касается темпов роста — это государство вполне способно посоревноваться.
Экономика Индии. Краткий обзор
Читать предыдущее исследование: Brexit. Спецзаписка DTI
Макроэкономика Индии: современное состояние
В то время как Россия и Бразилия переживают затяжную рецессию, а темпы роста экономики Китая постоянно снижаются, главной движущей силой развивающихся экономик становится Индия.
Эта страна обращает на себя внимание за счет следующих факторов:
Несмотря на то, что в Индии уже проживает 17,2% мирового населения (1254,02 млн. чел.), оно продолжает расти очень быстрыми темпами.
Согласно консенсус-прогнозу, уже в следующем десятилетии Индия станет самой населенной страной в мире (рис.1).
Быстрый рост населения не только обеспечивает экономику новой рабочей силой, но и позитивно отражается на его возрастной структуре.
Сейчас в Индии наибольшее количество детей в возрасте до 10 лет, чем в любое другое десятилетие, а значит потенциал долгосрочного роста экономики колоссален.
В данном аспекте Индия особенно выигрышно смотрится по сравнению с Китаем, который начинает ощущать негативные последствия своей политики 1 семья — 1 ребенок.
Средние показатели заработной платы в Индии в несколько раз ниже, чем в других странах БРИК (рис. 2).
Текущий уровень безработицы 4,9% свидетельствует о том, что это не кризисное, а вполне нормальное состояние для индийского рынка труда на данном этапе.
Схожая картина наблюдается и применительно к квалифицированным работникам, хотя разрывы уже не такие большие. Согласно июньскому опросу, опубликованному на сайте indianexpress.com, индийские зарплаты «белых воротничков» самые низкие в азиатско-тихоокеанском регионе, они уступают китайским почти в 2 раза.
Низкий уровень зарплат — это весомое конкурентное преимущество для страны, особенно в трудоемких отраслях промышленности.
Это не просто официальный статус, на нем разговаривает большинство городского населения. Располагая сотнями миллионов образованных англоговорящих людей, Индия становится ключевым игроком на мировом рынке информационных услуг и программного обеспечения. Согласно Национальной Ассоциации Программных и Сервисных Компаний (NASSCOM), более чем 185 компаний Fortune 500 компаний пользуются индийскими программными услугами.
Такие всемирные программные гиганты как Microsoft, Hughes, и Computer Associates открыли центры услуг и центры обработки заказов в Индии с целью удовлетворения потребностей своих клиентов во всем мире.
Перспективы роста Индийской экономики
Чтобы в полной мере воспользоваться своими конкурентными преимуществами, Индии необходимо преодолеть ряд препятствий и ограничений.
Хотя бюджет ежегодно тратит на улучшение инфраструктуры около 4,9% ВВП (что ставит страну на второе место по размеру трат на инфраструктуру в мире, на первом Китай — 8,6%, что больше, чем Северная Америка и Западная Европа, вместе взятые).
Однако ее качество пока далеко от современных стандартов. Неразвитость инфраструктуры негативно влияет и на производительность труда. К примеру, разгрузка грузового корабля в порту Шанхая занимает в среднем 8 часов, в порту Мумбаи тот же корабль будут разгружать 3 дня.
На данный момент 2/3 населения страны проживает в деревнях, вследствие чего до сих пор почти половина рабочей силы задействована в сельском хозяйстве (рис. 4).
При этом во многих деревнях даже нет электричества и хозяйство ведется традиционным способом. Неудивительно, что средний урожай в Индии составляет только 30%-50% от среднемировых значений.
Как результат, аграрный сектор Индии занимает более 15% ВВП — это очень высокий уровень даже по меркам развивающихся стран.
Для сравнения, на долю сельского хозяйства в Китае приходится 9% ВВП, Бразилии — 5%, России — 4%. Однако стоит отметить, что структура экономики Индии с каждым годом становится все более современной, показывая стабильный рост сектора услуг в ВВП страны (рис. 5).
Коррупция в Индии является неизбежным следствием слабости и специфики корпоративной культуры, приоритета родственных, этнических, конфессиональных связей в ущерб законодательным нормам.
В 2015 году Индия получила 38 баллов из 100 при оценке индекса восприятия коррупции от Transparency International (чем больше баллов, тем ниже коррупция). Тем не менее, страна уже делает успехи, поднявшись в рейтинге с 94 места из 168 в 2013 году до 76 в 2015.
Ситуация с деловым климатом более тяжелая. Согласно рейтингу Всемирного банка, Индия относится к группе стран со сложным деловым климатом. По данным doingbusiness.org, она занимает 130 место из 189 в мировом рейтинге. За прошедший год страна поднялась в рейтинге на 4 позиции благодаря отмене требований к минимальному капиталу и снижению регистрационных пошлин при открытии бизнеса, а также ряду мер по защите миноритарных инвесторов. С рейтингом можно ознакомиться по ссылке: http://russian.doingbusiness.org/rankings
Все эти препятствия не выглядят непреодолимыми, что подтверждается прогрессом, который Индия демонстрирует в последнее время. Перечисленные проблемы имеют комплексный характер, и если страна продолжит успешно с ними бороться, то отдача может быть многократной. Даже повышение производительности в сельском хозяйстве приведет не только к росту самого сектора, но и ускорит рост других секторов за счет перетока освободившейся рабочей силы.
В настоящий момент экономика Индии, поддерживаемая низкими ценами на энергоносители, набирает обороты. В четвертом квартале 2015 года ВВП страны вырос на 7,2 процента. Для сравнения, экономика Китая в январе-марте замедлилась до 6,7 процента. А в первом квартале 2016 года темпы роста составили уже 7,9 процента по сравнению с тем же периодом предыдущего года.
По мнению МВФ, уже в ближайшие годы за Индией закрепится статус самой быстрорастущей из крупных экономик мира (рис.6).
По мнению экспертов, подобных темпов роста можно ожидать и в ближайшем будущем: аналитики Morgan Stanley считают, что страна будет способна демонстрировать рост 9–10% годовых в течение следующих 20–25 лет.
При этом нужно понимать, что несмотря на более высокие прогнозные темпы роста, Индии потребуется еще много лет, чтобы приблизиться к Китаю по уровню значимости для мировой экономики (рис.7).
Даже при сокращении темпов роста экономики Китая до 6%, в ближайшие годы он будет лишь наращивать свое экономическое превосходство в абсолютном выражении за счет более высокой базы.
Оптимисты отмечают, что современная Индия имеет немало общих черт с Китаем 15-летней давности: огромное количество бедного населения, низкий уровень урбанизации, архаичная структура экономики. Но сможет ли страна повторить успех Китая последних десятилетий? Очень многое будет зависеть от политики властей. Как известно, успех Китая был обеспечен последовательной реформаторской политикой, направленной на либерализацию экономики. Индия также встала на этот путь, но долгосрочную приверженность политике реформ ей еще предстоит доказать.
Курс на либерализацию Индия взяла еще в 90-е годы, начав приватизировать государственные предприятия, дерегулируя промышленность, снижая контроль над внешней торговлей и инвестициями. Как результат, среднегодовой рост экономики с 1997 по 2011 год составил почти 7%. Промедление с дальнейшими реформами привело к уходу иностранных инвесторов, который вызвал резкое падение курса рупии, рост инфляции и снижение темпов роста экономики до 5–6%.
Действующий Премьер-министр Нарендра Моди, руководящий страной с 2015 года, обещает модернизировать Индию, подстегнуть промышленное производство и инфраструктуру и создавать по миллиону рабочих мест каждый месяц.
Что же касается развития экономики, то поставлена задача обеспечить ей на три ближайших десятилетия рост в 9–10% в год.
Помешать этим планам может перешедшая сейчас в оппозицию партия «Индийский национальный конгресс», имеющая большинство в верхней палате парламента. К примеру, недавно она заблокировала принятие общенационального налога на товары и услуги, который должен заменить более десятка других налогов и дать толчок развитию экономики.
Тормозят проведение реформ на местах и многочисленные бюрократы, которых устраивает прежняя жизнь.
Оптимистичные прогнозы могут не оправдаться и по другим причинам:
То в одной части страны, то в другой периодически вспыхивают локальные межэтнические и межконфессиональные конфликты. Вместе с Пакистаном Индия ведет борьбу с попыткой выделения разделенного между ними Кашмира в независимое государство. Совместно со Шри-Ланкой Индия противодействует созданию тамильского государства в Шри-Ланке с последующим возможным его расширением за счет населенного тамилами юга Индии (штат Тамилнаду). Идея сепаратизма широко поддерживается в Раджастхане, населенном преимущественно сикхами.
По мнению многих экономистов, именно снижение цен на нефть и другие энергоносители позволило экономике Индии ускориться до 7 с лишним процентов за последние 2 года, добавив к ВВП от 0,5% до 1%.
Возврат цен к уровню 2013 года может ограничить рост ВВП примерно на ту же величину.
Пока аграрный сектор занимает немалую долю экономики, погодные изменения могут ощутимо повлиять на ее показатели. К примеру, агентство Moody’s считает, что «малоинтенсивный» муссон и «незапланированные» зимние дожди могут ограничить рост экономики в 2016г. семью процентами.
Хотя текущий уровень гос. долга к ВВП 67% (рис.8) не выглядит угрожающе, доля плохих долгов у банков в последнее время возрастает, что может привести к сокращению кредитования, которое внесет негативный вклад в темпы роста экономики.
В такой густонаселенной, многонациональной и низкоурбанизированной стране как Индия очень трудно получить объективные статистические данные. Вполне возможно, что реальные показатели экономики уступают официальным оценкам. Кроме того, в прошлом году был изменен метод подсчета ВВП. По мнению ряда аналитиков, он прибавляет ВВП целых 2%.
Фондовый рынок Индии
Инвесторам, которые желают получить выгоды от будущего роста экономики Индии, стоит обратить внимание на ее фондовый рынок.
Ведущий индекс Национальной Фондовой биржи, S&P CNX Nifty, в последние годы демонстрирует сильную динамику и на данный момент находится вблизи исторических максимумов (рис 9).
Результат референдума по вопросу выхода Великобритании из ЕС отразится на рынках в течение 5–10 лет, сообщает Reuters со ссылкой на министра финансовтКитая Лоу Цзивэя.
Цзивэй во время ежегодного заседания Азиатского банка инфраструктурных инвестиций сказал, что реакцию рынков сложно предсказать, но охарактеризовал нынешнюю реакцию как «поспешную» и «избыточную», призвав «успокоиться и посмотреть на ситуацию объективно».
При этом он подчеркнул, что решение по Brexit «бросит тень на глобальную экономику», а «последствия и отрицательный эффект проявятся в следующие 5–10 лет».
Глядя на график, могут возникнуть опасения, что акции сейчас стоят достаточно дорого. Текущая дивидендная доходность 1,3% также не выглядит привлекательно.
Действительно, индийские компании торгуются дороже по мультипликаторам, чем их аналоги в большинстве других стран, но это оправдано перспективами роста индийской экономики. А невысокая дивидендная доходность компенсируется большим потенциалом роста курсовой стоимости акций.
Чтобы лучше оценить текущую привлекательность индийского фондового рынка, обратимся к историческим значениям его показателей. Текущее соотношение капитализации рынка к ВВП составляет примерно 70%, что очень близко к среднему значению за последние 10 лет (72%) (рис. 10).
Судя по данному соотношению, фондовый рынок Индии будет расти от текущих уровней примерно теми же темпами, что и ее экономика, т.е. по 7–8% в год.
Значение показателя P/B на данный момент — 3.4, что также близко к средним историческим уровням (рис. 11).
Дороже рынок смотрится по показателю P/E: сейчас он равен 22,6 при среднем значении 20,3 за последние 10 лет (табл. 2). Но даже этот уровень исторически обеспечивает неплохую положительную доходность.
Из представленных данных следует, что, входя в рынок сейчас, инвесторы могут рассчитывать на 4,2% доходности каждый год, оставаясь в рынке 3 года, 7,7% в течение 5 лет и около 10% в течение 7 лет. Конечно, инвестируя при P/E меньше 16 можно рассчитывать на гораздо большие доходности, но за исключением периода мирового финансового кризиса, таких возможностей практически не было.
Позитивным моментом для фондового рынка в настоящее время является снижение темпов инфляции.
По прогнозам МВФ, в ближайшие годы инфляция стабилизируется на уровне 5% (рис. 12). Благоприятная динамика позволяет Резервному банку Индии снижать ставки: 5 апреля ключевая ставка была на 25 базисных пунктов, до 6,5% — это минимальная отметка с января 2011 года (рис.13).
В условиях снижения ставок требуемая инвесторами доходность также падает, поэтому даже при текущем коэффициенте P/E 22,6 фондовый рынок Индии выглядит достаточно привлекательно.
Экономика Индии
Лет 15–20 назад трудно было себе представить, что экономика Индии станет третьей в мире по уровню национального ВВП в 2020-2021 году, уступая КНР и США. Действительно, такое достижение зафиксировано МВФ и ВБ с 2016 года. Здесь есть колоссальные залежи земельных ископаемых, делающих страну одной из самых богатых в этом плане на планете.
Кратко о территории и населении
Бывшая колония Британской империи, а с 1947 года суверенная республика, Индия занимает всю территорию полуострова Индостан и углубляется в Азиатский континент. Государство граничит на севере с КНР, Непалом и Бутаном. На северо-западе соседствует с Пакистаном, а на востоке — с Мьянмой и Бангладеш.
Площадь Индии — 3 287 263 км², количество жителей приближается к отметке в 1,35 млрд человек. Полуостров омывается тремя морями: Аравийским, Бенгальским и Лаккадивским, входящими в акваторию Индийского океана.
Столицей государства является город Дели, в котором проживает 16,2 млн человек. Всего в Индии 27 городов-миллионников. Второй густонаселённый мегаполис — это Мумбаи, с населением 15,5 млн.
Страна состоит из 29 штатов и семи союзных областей. Жители общаются на национальном диалекте хинди, а также на английском языке (наследие колониальной истории). В некоторых штатах разговаривают на местных наречиях: бенгали, тамили, телугу и других.
Более 80 % жителей исповедуют буддизм. Остальные — приверженцы ислама, христианства и сикхизма.
Нужна ли виза в Индию узнайте здесь.
Промышленность
В 2021 году доля Индии в мировом ВВП равняется 3,28 %, что позволяет ей занимать седьмое место в рейтинге. Для сравнения, Россия находится на 11-м месте, обеспечивая 1,98 % в мировом ВВП.
Индия — развивающаяся аграрно-индустриальная страна с развитой промышленностью
Во всех секторах индийской экономики официально задействовано 20 % трудоспособного населения. Ключевыми факторами развития стали новые методы подхода правительства к добывающим и обрабатывающим отраслям. Среди самых мощных видов промышленности в стране отмечаются машиностроение, чёрная металлургия, энергетика, лёгкая и химическая промышленность.
Машиностроение
С большим перевесом в машиностроении Индии отмечена транспортная отрасль. Страна в больших количествах выпускает локомотивы, тракторы, автомобили, суда, самолёты и вертолёты. В процессе задействовано множество производств в различных регионах.
Так, локомотивы выпускают в Варанаси, дизельные двигатели — в Мумбаи и Калькутте, вагоны — в Ченнаи, самолёты строят в Бангалоре, а морские суда собирают в Вишакхапатнаме. Среди основных центров машиностроения можно выделить Бангалор, Бомбей, Калькутту, Мадрас и Хайдарабад. Самые известные компании:
Для облегчения производственных циклов в тяжёлом машиностроении всё чаще используются наукоёмкие разработки и робототехника. А в более лёгком производстве, таком как выпуск мотоциклов, мопедов и велосипедов, основным ресурсом сборочного процесса пока остаётся живая рабочая сила.
Лёгкая промышленность
Среди основных направлений лёгкой промышленности Индии особенно выделяются хлопчатобумажное и кожевенно-обувное производство. В стране действует 750 крупных фабрик, выпускающих хлопчатобумажные ткани. Основная концентрация джутовых производств сосредоточена в штатах Гуджарат и Махараштра.
Кожевенная промышленность является одним из 10 лидеров в стране по экспорту продукции. За последние 30 лет индустрия существенно преуспела. От продажи за рубеж сырьевой базы уровень возрос до поставки готовых изделий хорошего качества.
Вот так выглядит структурная организация кожевенной промышленности Индии:
В отрасли трудится около трёх млн человек, преимущественно женщины. Ежегодный экспортный оборот составляет три–четыре млрд долл.
Доля индийской кожи на мировом рынке составляет 10 %. Индия ведёт жёсткую конкурентную борьбу за рынок с Китаем, Вьетнамом, Индонезией и Таиландом, а также сильными конкурентами из Европы.
Сельское хозяйство
Наряду с крупными агрохолдингами-миллионерами соседствуют мелкие, полуубыточные крестьянские хозяйства. В общей сложности в отрасли задействовано почти 60 % населения. Доля сельскохозяйственной индустрии в формировании ВВП страны составляет около 20 %.
Из общего количества импортируемых товаров почти 15 % приходится на продукцию с/х отрасли. Среди основных выращиваемых культур — рис и пшеница. Следующими по значимости для индийцев являются картофель и кукуруза.
Во главе перечня технических культур следующие: сахарный тростник, соя, бананы. Индия является одним из самых крупных производителей сахара в мире.
Процесс изготовления сахара
Особое место в с/х отрасли занимает животноводство. В преобладающем большинстве местные крестьяне и крупные холдинги выращивают крупный рогатый скот, свиней, овец и верблюдов.
По количеству крупного рогатого скота Индия первая в мире, но по внутреннему потреблению говядины страна находится в аутсайдерах. Такой контраст объясним религиозными убеждениями, так как у индусов корова считается священным животным.
Какие доступные вакансии и заработные платы в стране узнайте на нашем сайте.
Энергетика
Стремительное развитие страны способствует увеличению потребления энергии. Основные виды энергоресурсов — это уголь и нефть. Они занимают больше 80 % из общего числа потребляемых источников энергии.
Стране не хватает внутреннего сырья. Добываемые ресурсы составляют всего 25 % от общего потребления. Государство вынуждено импортировать недостающие 75 % энергоресурсов.
Местный уголь невысокого качества и не всегда пригодный для ТЭС. Поэтому Индия закупает тот, что завозится даже из Австралии.
Прогноз энергопотребления и зависимости Индии от импорта энергоресурсовЧто касается ядерной энергетики, то её доля составляет всего 10 % от общего количества вырабатываемой энергии. В стране нет денег для постройки необходимого количества АЭС.
Финансовый сектор
Банковский и финансовый сектор Индии существенно помогают растущей экономике. На протяжении последних 30 лет в стране ведут деятельность национальные и частные финансовые институты. Они включают в себя:
К этому стоит добавить, что страна обладает своим фондовым рынком. Национальная биржа Индии основана в 1992 году в городе Мумбаи. Работать фондовый рынок начал с 1994 года.
Спустя шесть лет биржа вышла на телетрейд, что позволило частным трейдерам осуществлять операции с ценными бумагами через интернет-площадки. За время суверенитета и независимости от Британии банковская система Индии перенесла множество преобразований.
ВВП Индии по секторам экономики.
Изначально пришедшие на рынок иностранные банки обслуживали исключительно состоятельных и богатых граждан страны. В данный период финансовые организации предлагают массу кредитных продуктов населению и охотно открывают счета с минимальными депозитами.
Туризм
Ежегодно поток туристов растёт. Это вносит весомый вклад в экономику страны. По последним оценкам, вклад туристической отрасли в ВВП страны составляет около 7 %. Дабы подстегнуть развитие туриндустрии, в стране обновляется инфраструктура.
Однако темпы модернизации оставляют желать лучшего. Но туристов не отпугивает бедность и простота обслуживания. Иностранцев влечёт первозданная природа и живописные места.
По мере развития туристической отрасли меняются сфера услуг, пищевая индустрия, фармацевтика и медицина, ювелирное ремесло и информационные технологии. На сегодняшний день в туризме Индии официально задействовано порядка 40 млн жителей. Самыми популярными направлениями для отдыха в стране являются:
Подробнее о туризме в Индии узнайте из видео, представленном ниже.
Русские туристы являются самыми многочисленными среди посетителей штата Гоа (седьмой год подряд). Ежегодно на ГОА приезжает порядка 450 тыс. россиян. Статистика приведена в местном издании The Navhind Times (2018), на основании анализа рынка туристических ассоциаций штата.
Транспорт Индии
Наиболее развитыми являются автомобильные, железнодорожные и корабельные перевозки. Существенно меньше развито авиасообщение. Главные транспортные артерии страны — это автодороги, соединяющие все населённые пункты. Их общая протяжённость составляет около шести млн км.
По этому показателю Индия занимает третье место в мире. Так как более развито автомобильное сообщение, то на грузоперевозки таким способом приходится 80 %, а на пассажироперевозки — 65 %. Общественный транспортный парк страны на 90 % состоит из автобусов.
Для индивидуального перемещения индийцы и гости страны пользуются такси и авторикшами (трёхколёсными крытыми мотороллерами). Железнодорожное сообщение в стране существует с середины XVIII века.
С самых истоков железными дорогами владеет государственное предприятие Indian Railways. К началу нового тысячелетия протяжённость путей составляла около 65 000 км.
Заключение
О жизни в Индии подробней узнайте из видео, представленном ниже.
Экономика Индии продолжает показывать стремительный рост. Скорее всего, мир станет свидетелем очередного прорыва, как это уже произошло с Китаем. Сейчас государство на шестом месте среди космических держав. Это хороший знак, привлекающий большое количество инвесторов.