имам ибн каййим аль джаузийя какого течения
Имам ибн каййим аль джаузийя какого течения
Хвала Аллаhу Господу миров. Мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье, верным сподвижникам и всем тем, кто следует за ними, а затем…
Я не буду сейчас писать о жизнеописании величайшего имама, мухаддиса, факиха, муфассира, аскета, шейха Ибн Къайима, так как о нем достаточно много написано в интернете, но я приведу слова других выдающихся ученых ислама в его адрес, и это самое главное в биографиях.
• Хафиз Ибн Раджаб аль-Ханбали (ученик Ибн Къайима кстати), сказал о нем:
تفقه في المذهب، وبرع وأفتى، ولازم الشيخ تقي الدين بن تيمية، وتفنن في علوم الإسلام، وكان عارفًا في التفسير، لا يجارى فيه، وبأصول الدين، وإليه فيه المنتهي، والحديث، ومعانيه، وفقهه، ودقائق الاستنباط منه، لا يلحق في ذلك، وبالفقه وأصوله، وبالعربية، وله فيها اليد الطولي، وعلم الكلام والنحو، وغير ذلك، وكان عالما بعلم السلوك، وكلام أهل التصوف وإشاراتهم ودقائقهم، له في كل فن من هذه الفنون اليد الطولي.
«Получил знания фикха в мазхабе, достиг успехов и достиг (уровня издавать) фетвы, сопровождал шейх Такъиюддина Ибн Теймийю, стал специалистом в исламских науках.
Был знатоком тафсира, и нет ему равных в этом.
Также был знатоком основ религии, и на нем эти знания заканчиваются (т.е он печать знаний усуля).
Также был знатоком хадиса и его смыслов, был способен делать точное заключение из хадисов, и никто не угонится за ним в этом.
Был знатоком фикха и его основ, знатоком арабского, и у него в этом огромная роль (или он оставил огромный след).
Был знатоком калями и грамматики.
Был ученым в области нравственности, знал высказывание суфиев, их наблюдение и указания.
У него в каждой науке огромный след (или большая роль).
В другом месте Ибн Раджаб сказал:
وكان رحمه الله ذا عبادة وتهجد، وطول صلاة إلى الغاية القصوى، وتأله ولهج بالذكر، وشغف بالمحبة والإنابة والاستغفار، والافتقار إلى الله، والانكسار له، ولم أشاهد مثله في ذلك، ولا رأيت أوسع منه علمًا، ولا أعرف بمعاني القرآن والسنة وحقائق الإيمان منه، وليس هو المعصوم، ولكن لم أر في معناه مثله
«Он, да помилует его Аллаh, был поклоняющимся, совершающим таhаджуд, сильно удлинявшим молитву, часто поминающим Аллаhа, часто приносящим покаяние и просящим прощение (у Господа), был покорен Господу и смиренным (перед Ним). Я не видел подобного ему в этом, я не видел более знающей него, более знающей смысл Корана, сунны и сути имана, чем он. Он не является ма’сумам (т.е непорочным как пророки), но я не видел подобного ему»
• Хафиз Ибн Насируддин ад-Димашкхи (учитель хафиза ‘Умара ибн Фаhд аль-Макки): «Он обладал знанием различных наук, особенно тафсира».
الشيخ الإمام العلامة شمس الدين، أحد المحققين، عَلَمُ المصنفين، نادرة المفسرين، له التصانيف الأنيقة، والتآليف التي فيها علوم الشريعة والحقيقة
«Шейх, имам, выдающийся ученый, шамсуддин, один из исследователей, знамя составителей книг, редкостный муфассир, у него драгоценные работы, у него книги, в которых шариатские знания и истина»
• Хафиз Ибн Касир:
سمع الحديث، واشتغل بالعلم، وبرع في علوم متعددة، لا سيما علم التفسير والحديث والأصلين، ولما عاد شيخ الإسلام من الديار المصرية سنة 712هـ لازمه حتى مات الشيخ، فأخذ عنه علمًا جمًا جمع ما سلف له من الاشتغال، فصار فريدًا في بابه في فنون كثيرة، مع كثرة الطلب ليلا ونهارًا، وقال لا أعرف في هذا العالم في زماننا أكثر عبادة منه
• Къади аз-Зар’и:
ما تحت أديم السماء أوسع علمًا منه
«Я не знаю под небосводом никого знающей него».
• Хафиз Ибн Хаджар:
كان جريء الجنان، واسع العلم، عارفا بالخلاف ومذاهب السلف
«Когда он завершал утреннюю молитву, садился на свое место и поминал Аллаhа до самого дня. Он был твердым духом, имел широкий познания, был знатоком разногласий в мазхабах саляф».
• Хафиз Джалялуддин ас-Суюути сказал:
وصار من الأئمة الكبار في التفسير والحديث والفروع والأصلين والعربية
«Он стал одним из больших имамов в тафсире и хадисе, во второстепенных вопросах и основах, и в арабском языке»
• Аш-Шаукани:
برع في شتى العلوم، وفاق الأقران، واشتهر في الآفاق، وتبحر في معرفة مذاهب السلف
«Он преуспел в различных науках, превзошел своих сверстников, получил популярность во всех уголках, углубился в изучении мазхабов саляф».
Я привел лишь малую часть из высказываний исламских ученых в адрес этого выдающегося ученого.
А вот как отзывается об Ибн Къайиме ашаритский (полу му’тазилитский) авторитет, ас-Субки: 590. Проклинающий такфиритский язык ас-Субки в адрес Ибн Къайима.
Предводители заблудших: Ибн Таймия и Ибн Кайим
Пророк (с.г.в.) велел своим последователям быть на стороне большинства, чтобы не оказаться среди заблудших
О, мой собрат по вере, мысли которого чисты от сомнений и переполнены стремлением к истине!
Шайтан скажет тебе, пытаясь убедить в своей правоте:
— Ибн Таймия и его ученики, такие как Ибн Кайим и Ибн Абдиль-Хади являются великими учеными-богословами и лидерами в Исламе (путеводителями в религии, примером для подражания). Однако не все ученые стремятся это признать. Но они (эти трое) знают лучше то, что не понять тебе. Если бы посещение могил Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), других пророков, праведников и прошение через них помощи было заблуждением и запретным, то они не осмелились бы назвать подобное мушриками, ибо они всегда следовали путем уважения к повелениям Всемогущего Аллаха.
Тогда ответь шайтану, желающему увести тебя от пути истины и направить по пути заблуждения и бид’а следующим образом:
— Несомненно, они являются предводителями заблудших и тех, кто пошел путем бид’а, но при этом они значимые имамы и большие ученые-богословы. Но Аллах направляет прямым путем лишь тех, кого пожелает, и вводит в заблуждение тех, кого пожелает.
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) знал, что в последующем его умма начнет разделяться из-за разногласий. Поэтому он повелел своим последователям быть на стороне большинства, чтобы не оказаться среди заблудших. Большинство же, среди которых большое количество больших ученых-богословов и праведников выступают против убеждений Ибн Таймии и его учеников, переполненных бид’а.
Среди них достаточно много тех, кто обладает более глубокими знаниями, гибким умом и широким кругозором нежели имел сам Ибн Таймия. А теперь ответьте мне, может ли быть такое, что все они, жившие начиная со времен Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и до наших дней и все их последователи глубоко заблуждались, и лишь Ибн Таймия и ваххабиты оказались на стороне истины? Подобную глупость может принять за истину лишь абсолютный безумец или же деградировавший до животного уровня невежа.
Эй, шайтан, тебе не удастся прельстить меня своими сладостными но лживыми речами как прельстил этих слабоумных глупцов. Как бы ты не пытался представить отвратительное прекрасным и привлекательным, тебе не удастся преподнести красоту Ислама как нечто отвратительное.
Тот, у кого в сердце имеется хоть какой-то свет веры, должен осознавать, что сохранение в единобожье и уважение к Его повелениям, возвеличивая тех, кто был возвеличен Им, и, принижая тех, кого Он сделал униженными. Милостивый и Милосердный Создатель превознес пророков и праведников, и поэтому мы должны их возвышать.
Пречистый от недостатков Всемогущий Творец ниспослал их для того, чтобы показать нам путь истины и донести до нас свои повеления. Мы же призываем помощь от Всевышнего их посредством.
Юсуф Набхани «Ответ ваххабитам от Шавахидуль Хак»
Знание — прежде слов и дел
Биография Ибн Кайима аль-Джаузийя
Его происхождение
Ибн Кайим аль-Джаузий – известный имам, исследователь, исключительно способный человек, совершенный профессионал в области богословия, он обладал блистательной памятью, гениальным умом, тончайшим искусством слова и отличался своей богобоязненностью. Его по праву считают одной из величайших жемчужин мусульманского мира. Его полное имя шейх Шамсуддин Абу Абдулла Мухаммад ибн Абу Бакр ибн Айюб ибн Са’д ибн Хариз ибн Макки Зайнуддин, выходец из местечка аз-Зар’ий, а затем житель Дамаска. В народе известен под именем ибн Кайим аль-Джаузий. Имя ибн Кайим аль-Джаузий он получил потому, что его отец был также известным знатоком мусульманского права в области знаний «аль фараид» (наследство), уполномоченным (заведующим) в школе аль-Джаузия. Арабское слово «кайим» переводится как «уполномоченный». Эта школа была основана Мухияддином Абу аль-Мухасин Юсуф ибн Абдурахман ибн ‘Али ибн аль-Джаузий, умершим в 656 году по хиджре.
Его рождение
Родился ибн Кайим, да помилует его Аллах, седьмого числа месяца сафар 691 года по хиджре, т. е. через год после ухода крестоносцев.
Его семья
Воспитывался он в доме, где предпочитали знания, в обстановке набожности и благочестия, среди глубоко верующих людей.
Его отец Абу Бакр ибн Айюб ибн Са’д аз-Зар’ий, уполномоченный школы Джаузии, был праведным человеком, постоянным в поклонении, скромным и смиренным. Он был превосходным знатоком мусульманского права по части распределения наследства и эти знания передавал людям.
Его брат Зайнуддин Абу аль-Фарадж Абдурахман ибн Абу Бакр ибн Айюб ибн Са’д (умер в 769 г. по хиджре) был имамом своей общины.
Его племянник “Имадудцин Абу аль-Фида Исма’ил ибн Абдурахман ибн Абу Бакр ибн Айюб (умер в 799 г. по хиджре), выходец из местечка аз-Зар’ий, затем житель Дамаска, один из известнейших людей своего времени, владел ценными книгами, никогда не отказывал, если его просили о помощи.
Его первые поиски знания
Знания он начал искать еще в детстве, когда ему не было и семи лет. Начальное образование ибн Кайим получил в Дамаске. В то время этот город славился своими шейхами и учеными-богословами. Позже молодой Шамсуддин отправился в поисках знаний в Миср (Египет).
Его учителя
Знания хадисов он брал у Шихаба Набиласи, судьи Такияддина ибн Сулеймана, Абу Бакра ибн Абдураима, Исы Мат’ама, Исмаила ибн Мактума, Фатимы бинт Жаухар, и других. Арабскому языку он учился у Али ибн Абу аль-Фатх Ба’лий. Под его руководством изучал книги «аль-Мулаххис» Абуль Бака’а, «Джаржания», «Альфию ибн Малика», а также такие книги, как «аль-Кафия Шафия» и «Тасхиль». У шейха Маджаддина Тунисий он изучал книгу «аль Мукорраб» ибн Уссура (это книги по грамматике арабского языка). Знание Усуль (основ) и Фикх он получал у таких шейхов, как Софияддин аль-Хинди и шейх-уль Ислам ибн Таймия, а также у шейха Исмаила ибн Мухаммада аль-Хароний, под руководством которых изучал книги «ар-Рауда» ибн Кодамы, «аль-Ахкам» Амидия и многие другие.
С шейх-уль Исламом ибн Таймия он не разлучался с начала проповеднической деятельности последнего в Мисре в 712 году хиджры. Ибн Кайим подвергся притеснениям, и был заключен в тюрьму вместе со своим шейхом ибн Таймия. Он был отпущен только после смерти своего шейха, в период своего заключения ибн Кайим занимался чтением Корана, размышляя над ним и вдумываясь над его смыслами. И здесь ему было открыто от Аллаха много сокровищ знания, он вкусил сладости Корана и правильно его стал истолковывать. Он очень много раз совершал паломничество к дому Аллаха, жил по соседству с Меккой, и жители Мекки помнили его стойкое поклонение, частые обходы вокруг Дома Аллаха (Кааба). Ибн Кайим неотступно следовал за ибн Таймия до самой его смерти, который умер в 728 году по хиджре. По милости Аллаха ибн Кайим был одним из тех, кто пил из глубочайшего и обильного источника знаний, каким являлся знаменитый шейх Ислама ибн Таймия, да смилуется над ним Аллах. Он прислушивался к словам и мнениям шейха Ислама и искренне полюбил его. В дальнейшем в большинстве своих книг ибн Кайим брал за основу труды своего Учителя, улучшал их и углублял обоснования их правильности. Именно ибн Кайим развивал книги ибн Таймии, углублял и разъяснял их смысл и впоследствии широко распространил его знания.
Он много узнал от своего шейха, но считал самым важным и полезным следующее: его призыв к книге Всевышнего Аллаха и достоверной сунне Его посланника; руководство ими в повседневной жизни; понимание Корана и сунны так, как их понимали праведные предшественники; и отвержение всего, что противоречит им (т.е. Корану и сунне); отвержение всякого рода новшеств в правильной религии и очищение ее от тех нововведений, которые ввели мусульмане по собственной инициативе, основываясь на ошибочных убеждениях в течение предшествующих веков—веков упадка, застоя, и слепого подражания; предостережение мусульман от незаметного проникновения в исламские понятия искажений суфиев, греческой философии и индуистского аскетизма.
Его ученики
Многие известные ученые брали у ибн Кайима уроки и получали от него полезные знания. Некоторые из них не покидали своего наставника вплоть до его смерти. Наиболее известные из его учеников это: имам хафиз ибн Раджаб аль-Багдадий — ученый, аскет, верный друг, автор книг о хадисах, фикхе, истории. Он был неразлучным с ибн Кайимом вплоть до его смерти.
Хафиз ибн Касир, известнейший ученый о хадисах, автор многих книг из которых самые известные — «Тафсир ибн Касира» (толкование Корана) и книга «аль-Бидая уан-Нихая» (начало и конец истории).
Имам хафиз ибн Кудама аль-Макдиси и Шамсуддин Набилусий, также известные в исламском мире ученые, авторы многих трудов.
Достойными наследниками дела ибн Кайима были его сыновья Ибрахим (умер в 767 г. по хиджре.) и Шарофаддин Абдулла, бравшие знания у своего отца и впоследствии заменившие его в преподавании.
Его поклонение
Сказал о нем ибн Касир: «Я не знаю в наше время человека, который был бы более стойким в поклонении, чем ибн Кайим. У него был особый метод в молитве, которую он очень удлинял и при этом также растягивал время поясных и земных поклонов. Иногда большинство его друзей порицали его за это, однако, он все равно не отказывался от этого, да помилует его Всевышний Аллах».
Ибн Раджаб сказал: «Был он, да помилует его Аллах, человеком поклонения и ночных молитв, удлиняющим молитву до предельной степени. Все свое свободное время он восхвалял Аллаха, был страстно влюблен в ислам, постоянно просил прощения у Аллаха, проявляя свою нужду к Нему и смирение перед Ним. Он находился на высшей степени поклонения, и я не видел подобного никогда».
Ибн Хаджар сказал: «После совершения утренней молитвы он оставался на своем месте, восхваляя Всевышнего Аллаха, пока не наступал день (т.е. почти ближе к обеду), и говорил: “Это мой завтрак, и если я не буду так сидеть — я ослабну».
Его нрав
Он принадлежал к той редчайшей категории людей, которые постоянно стремятся к совершенству и идеалу. Никто не мог сказать, что ему присущи зависть, причинение вреда, ненависть и другие отрицательные черты характера.
Ибн Касир сказал: «Он красиво читал Коран и был прекрасного нрава. Часто проявлял свою симпатию к людям и никогда никому не завидовал, не причинял боли, не осуждал никого и не презирал ни одного человека». И добавил также: «В нем преобладали добро и праведный нрав».
Мнения некоторых ученых об Ибн Кайиме
Очень высоко отозвались о нем многие ученые, засвидетельствовав его преимущество перед другими богословами и высокий уровень его знаний. Ибн Кайим проявлял способности 80 всех отраслях знаний и трудно было найти хотя бы один богословский предмет, по которому он не написал бы фундаментальный труд или серьезное исследование. Ниже мы приведем мнения некоторых известных в исламском мире ученых об этом замечательном человеке. Бурхануддин аз-Зура’ий сказал о нем следующее: «Нет под небом в наше время человека обширней знанием, чем он».
Мухаммад ибн Ахмад аз-Захабий говорил: «Он занимался хадисами, их текстами и рассказчиками, занимался знаниями фикха, улучшил постановления и преподавал их».
Халил ибн Айбек ас-Софуий сказал: «Он много занимался, делал итжтихад, написал много книг и стал одним из великих, мусульманских ученых, особенно в областях знания тафсира, хадиса, основ фикха, ФУРУ’ (разветвлений) и арабского языка».
Ибн Касир говорил о нем: «Он был всегда занят познанием, был искусным во многих знаниях, особенно в знаниях тафсира (толкования Корана) и хадиса». Ибн Кайим также говорил: «Терпением и бедностью дается имамат в религии». Он собрал много книг за всю свою жизнь, что после смерти его дети долгое время продавали эти труды, отобрав для самих себя некоторые из них».
Ибн Хаджар сказал: «Он обладал глубокими знаниями, разбирался в противоречиях ученых, и хорошо знал мазхабы предшественников, он был наполнен любовью к ибн Таймие, и во всех его словах следовал за ним. Он был заключен в цитадель вместе со своим шейхом ибн Таймией и освобожден только после его смерти. За свои фетвы он подвергся испытаниям, что однажды был избит и посажен на верблюда для показа людям».
Юсуф ибн Барди аль-Атбакий передал о нем: «Он был искусным в различных знаниях, фикхе, арабском языке, грамматике в хадисах усуль и фуру (основ и разветвлений)».
Абдульхаим ибн Имад сказал о нем: «Абсолютный мужтахид, толкователь Корана, знаток грамматики и знаток усуль (основ)».
Мухаммад ибн Али аш-Шауканий передал о нем: «Был искусным во всех знаниях и был выше своих товарищей. Прославился во всех уголках земли. Особенно был углублен в познание путей своих предшественников».
Ну’ман аль-Усаий сказал о нем: «Толкователь Корана, совершенен в грамматике и знаток усуль».
Его книги
Ибн Кайим известен по всему миру благодаря своим многочисленным трудам. Ибн Хаджар говорил о нем: «Его труды предпочитали все категории людей».
В данной работе не представляется возможным привести полный перечень его многочисленных трудов, которых насчитывается свыше ста, и потому мы ограничимся наиболее популярными из них:
Его кончина
Незадолго до своей кончины ибн Кайим увидел во сне своего шейха ибн Таймию, который сообщил ему, на каком уровне он находится, назвав разряд великих ученых, и добавил: «Ты будешь в разряде ученых таких, как ибн Хузайма». Умер ибн Кайим тринадцатого числа месяца раджаб 751 года по хиджре, во время последней ночной молитвы, прожив по воле Аллаха 60 лет. Вспоминая об этом ибн Кассир сказал: «В четверг, тринадцатого числа месяца раджаб, во время призыва (азана) на ночную молитву, скончался наш товарищ, шейх имам Аллама Шамсуддин Мухаммад ибн Абу Бакр ибн Айуб аз-Зар’ий имам Джаузий, сын уполномоченного Джаузии. На следующий день после полуденной молитвы «зухр» в соборной мечети над ним была совершена погребальная молитва, и был похоронен он возле своих родителей на кладбище около маленькой двери. Да помилует его Аллах».
Затем он продолжил: «Его погребальная молитва была торжественной, да помилует его Аллах, на ней присутствовали судьи и знатные лица, праведники из простого народа и знати. Люди теснились, стараясь хотя бы немного пронести погребальные носилки с покойником».
Ибн Раджаб сказал: «Погребальная молитва над ним была совершена на следующий день после молитвы «зухр» в соборной мечети, а затем в соборной мечети Джаррох. И был он погребен на кладбище возле маленькой двери, и провожало его множество людей».
Проверка: Абу Абдурахман Дагестани
Офис по содействию в призыве, наставлении и просвещении этнических групп в районе Рабва г. Эр-Рияд, КСА
Ибн Кайим аль-Джаузий
Ибн Кайим аль-Джаузий
Тазкия (рекомендация), как условие преподавания и принятия знаний
Защита молодожёнов перед брачной ночью от джинов и колдунов
Лечение преждевременного семяизвержения
Виды колдовство и их лечение : Лечение от импотенции и бесплодия
О слепом следовании мазхабу или ученому (ат-такълид)
О величии и достоинствах знания и ученых
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
Его происхождение
Ибн Кайим аль-Джаузий – известный имам, исследователь, исключительно способный человек, совершенный профессионал в области богословия, он обладал блистательной памятью, гениальным умом, тончайшим искусством слова и отличался своей богобоязненностью. Его по праву считают одной из величайших жемчужин мусульманского мира. Его полное имя шейх Шамсуддин Абу Абдулла Мухаммад ибн Абу Бакр ибн Айюб ибн Са’д ибн Хариз ибн Макки Зайнуддин, выходец из местечка аз-Зар’ий, а затем житель Дамаска. В народе известен под именем ибн Кайим аль-Джаузий. Имя ибн Кайим аль-Джаузий он получил потому, что его отец был также известным знатоком мусульманского права в области знаний «аль фараид» (наследство), уполномоченным (заведующим) в школе аль-Джаузия. Арабское слово «кайим» переводится как «уполномоченный». Эта школа была основана Мухияддином Абу аль-Мухасин Юсуф ибн Абдурахман ибн ‘Али ибн аль-Джаузий, умершим в 656 году по хиджре.
Его рождение
Родился ибн Кайим, да помилует его Аллах, седьмого числа месяца сафар 691 года по хиджре, т. е. через год после ухода крестоносцев.
Его семья
Воспитывался он в доме, где предпочитали знания, в обстановке набожности и благочестия, среди глубоко верующих людей.
Его отец Абу Бакр ибн Айюб ибн Са’д аз-Зар’ий, уполномоченный школы Джаузии, был праведным человеком, постоянным в поклонении, скромным и смиренным. Он был превосходным знатоком мусульманского права по части распределения наследства и эти знания передавал людям.
Его брат Зайнуддин Абу аль-Фарадж Абдурахман ибн Абу Бакр ибн Айюб ибн Са’д (умер в 769 г. по хиджре) был имамом своей общины.
Его племянник Имадудцин Абу аль-Фида Исма’ил ибн Абдурахман ибн Абу Бакр ибн Айюб (умер в 799 г. по хиджре), выходец из местечка аз-Зар’ий, затем житель Дамаска, один из известнейших людей своего времени, владел ценными книгами, никогда не отказывал, если его просили о помощи.
Его первые поиски знания
Знания он начал искать еще в детстве, когда ему не было и семи лет. Начальное образование ибн Кайим получил в Дамаске. В то время этот город славился своими шейхами и учеными-богословами. Позже молодой Шамсуддин отправился в поисках знаний в Миср (Египет).
Его учителя
Знания хадисов он брал у Шихаба Набиласи, судьи Такияддина ибн Сулеймана, Абу Бакра ибн Абдураима, Исы Мат’ама, Исмаила ибн Мактума, Фатимы бинт Жаухар, и других. Арабскому языку он учился у Али ибн Абу аль-Фатх Ба’лий. Под его руководством изучал книги «аль-Мулаххис» Абуль Бака’а, «Джаржания», «Альфию ибн Малика», а также такие книги, как «аль-Кафия Шафия» и «Тасхиль». У шейха Маджаддина Тунисий он изучал книгу «аль Мукорраб» ибн Уссура (это книги по грамматике арабского языка). Знание Усуль (основ) и Фикх он получал у таких шейхов, как Софияддин аль-Хинди и шейх-уль Ислам ибн Таймия, а также у шейха Исмаила ибн Мухаммада аль-Хароний, под руководством которых изучал книги «ар-Рауда» ибн Кодамы, «аль-Ахкам» Амидия и многие другие.
С шейх-уль Исламом ибн Таймия он не разлучался с начала проповеднической деятельности последнего в Мисре в 712 году хиджры. Ибн Кайим подвергся притеснениям, и был заключен в тюрьму вместе со своим шейхом ибн Таймия. Он был отпущен только после смерти своего шейха, в период своего заключения ибн Кайим занимался чтением Корана, размышляя над ним и вдумываясь над его смыслами. И здесь ему было открыто от Аллаха много сокровищ знания, он вкусил сладости Корана и правильно его стал истолковывать. Он очень много раз совершал паломничество к дому Аллаха, жил по соседству с Меккой, и жители Мекки помнили его стойкое поклонение, частые обходы вокруг Дома Аллаха (Кааба). Ибн Кайим неотступно следовал за ибн Таймия до самой его смерти, который умер в 728 году по хиджре. По милости Аллаха ибн Кайим был одним из тех, кто пил из глубочайшего и обильного источника знаний, каким являлся знаменитый шейх Ислама ибн Таймия, да смилуется над ним Аллах. Он прислушивался к словам и мнениям шейха Ислама и искренне полюбил его. В дальнейшем в большинстве своих книг ибн Кайим брал за основу труды своего Учителя, улучшал их и углублял обоснования их правильности. Именно ибн Кайим развивал книги ибн Таймии, углублял и разъяснял их смысл и впоследствии широко распространил его знания.
Он много узнал от своего шейха, но считал самым важным и полезным следующее: его призыв к книге Всевышнего Аллаха и достоверной сунне Его посланника; руководство ими в повседневной жизни; понимание Корана и сунны так, как их понимали праведные предшественники; и отвержение всего, что противоречит им (т.е. Корану и сунне); отвержение всякого рода новшеств в правильной религии и очищение ее от тех нововведений, которые ввели мусульмане по собственной инициативе, основываясь на ошибочных убеждениях в течение предшествующих веков—веков упадка, застоя, и слепого подражания; предостережение мусульман от незаметного проникновения в исламские понятия искажений суфиев, греческой философии и индуистского аскетизма.
Его ученики
Многие известные ученые брали у ибн Кайима уроки и получали от него полезные знания. Некоторые из них не покидали своего наставника вплоть до его смерти. Наиболее известные из его учеников это: имам хафиз ибн Раджаб аль-Багдадий — ученый, аскет, верный друг, автор книг о хадисах, фикхе, истории. Он был неразлучным с ибн Кайимом вплоть до его смерти.
Хафиз ибн Касир, известнейший ученый о хадисах, автор многих книг из которых самые известные — «Тафсир ибн Касира» (толкование Корана) и книга «аль-Бидая уан-Нихая» (начало и конец истории).
Имам хафиз ибн Кудама аль-Макдиси и Шамсуддин Набилусий, также известные в исламском мире ученые, авторы многих трудов.
Достойными наследниками дела ибн Кайима были его сыновья Ибрахим (умер в 767 г. по хиджре.) и Шарофаддин Абдулла, бравшие знания у своего отца и впоследствии заменившие его в преподавании.
Его поклонение
Сказал о нем ибн Касир : «Я не знаю в наше время человека, который был бы более стойким в поклонении, чем ибн Кайим. У него был особый метод в молитве, которую он очень удлинял и при этом также растягивал время поясных и земных поклонов. Иногда большинство его друзей порицали его за это, однако, он все равно не отказывался от этого, да помилует его Всевышний Аллах».
Ибн Раджаб сказал: «Был он, да помилует его Аллах, человеком поклонения и ночных молитв, удлиняющим молитву до предельной степени. Все свое свободное время он восхвалял Аллаха, был страстно влюблен в ислам, постоянно просил прощения у Аллаха, проявляя свою нужду к Нему и смирение перед Ним. Он находился на высшей степени поклонения, и я не видел подобного никогда».
Ибн Хаджар сказал: «После совершения утренней молитвы он оставался на своем месте, восхваляя Всевышнего Аллаха, пока не наступал день (т.е. почти ближе к обеду), и говорил: “Это мой завтрак, и если я не буду так сидеть — я ослабну».
Его нрав
Он принадлежал к той редчайшей категории людей, которые постоянно стремятся к совершенству и идеалу. Никто не мог сказать, что ему присущи зависть, причинение вреда, ненависть и другие отрицательные черты характера.
Ибн Касир сказал: «Он красиво читал Коран и был прекрасного нрава. Часто проявлял свою симпатию к людям и никогда никому не завидовал, не причинял боли, не осуждал никого и не презирал ни одного человека». И добавил также: «В нем преобладали добро и праведный нрав».
Мнения некоторых ученых об Ибн Кайиме
Очень высоко отозвались о нем многие ученые, засвидетельствовав его преимущество перед другими богословами и высокий уровень его знаний. Ибн Кайим проявлял способности 80 всех отраслях знаний и трудно было найти хотя бы один богословский предмет, по которому он не написал бы фундаментальный труд или серьезное исследование. Ниже мы приведем мнения некоторых известных в исламском мире ученых об этом замечательном человеке. Бурхануддин аз-Зура’ий сказал о нем следующее: «Нет под небом в наше время человека обширней знанием, чем он».
Мухаммад ибн Ахмад аз-Захабий говорил: «Он занимался хадисами, их текстами и рассказчиками, занимался знаниями фикха, улучшил постановления и преподавал их».
Халил ибн Айбек ас-Софуий сказал: «Он много занимался, делал итжтихад, написал много книг и стал одним из великих, мусульманских ученых, особенно в областях знания тафсира, хадиса, основ фикха, ФУРУ’ (разветвлений) и арабского языка».
Ибн Касир говорил о нем: «Он был всегда занят познанием, был искусным во многих знаниях, особенно в знаниях тафсира (толкования Корана) и хадиса». Ибн Кайим также говорил: «Терпением и бедностью дается имамат в религии. Он собрал много книг за всю свою жизнь, что после смерти его дети долгое время продавали эти труды, отобрав для самих себя некоторые из них».
Ибн Хаджар сказал: «Он обладал глубокими знаниями, разбирался в противоречиях ученых, и хорошо знал мазхабы предшественников, он был наполнен любовью к ибн Таймие, и во всех его словах следовал за ним. Он был заключен в цитадель вместе со своим шейхом ибн Таймией и освобожден только после его смерти. За свои фетвы он подвергся испытаниям, что однажды был избит и посажен на верблюда для показа людям».
Юсуф ибн Барди аль-Атбакий передал о нем: «Он был искусным в различных знаниях, фикхе, арабском языке, грамматике в хадисах усуль и фуру (основ и разветвлений)».
Абдульхаим ибн Имад сказал о нем: «Абсолютный мужтахид, толкователь Корана, знаток грамматики и знаток усуль (основ)».
Мухаммад ибн Али аш-Шауканий передал о нем: «Был искусным во всех знаниях и был выше своих товарищей. Прославился во всех уголках земли. Особенно был углублен в познание путей своих предшественников».
Ну’ман аль-Усаий сказал о нем: «Толкователь Корана, совершенен в грамматике и знаток усуль».
Его книги
Ибн Кайим известен по всему миру благодаря своим многочисленным трудам. Ибн Хаджар говорил о нем: «Его труды предпочитали все категории людей».
В данной работе не представляется возможным привести полный перечень его многочисленных трудов, которых насчитывается свыше ста, и потому мы ограничимся наиболее популярными из них:
Его кончина
Незадолго до своей кончины ибн Кайим увидел во сне своего шейха ибн Таймию, который сообщил ему, на каком уровне он находится, назвав разряд великих ученых, и добавил: «Ты будешь в разряде ученых таких, как ибн Хузайма». Умер ибн Кайим тринадцатого числа месяца раджаб 751 года по хиджре, во время последней ночной молитвы, прожив по воле Аллаха 60 лет. Вспоминая об этом ибн Кассир сказал: «В четверг, тринадцатого числа месяца раджаб, во время призыва (азана) на ночную молитву, скончался наш товарищ, шейх имам Аллама Шамсуддин Мухаммад ибн Абу Бакр ибн Айуб аз-Зар’ий имам Джаузий, сын уполномоченного Джаузии. На следующий день после полуденной молитвы «зухр» в соборной мечети над ним была совершена погребальная молитва, и был похоронен он возле своих родителей на кладбище около маленькой двери. Да помилует его Аллах».
Затем он продолжил: «Его погребальная молитва была торжественной, да помилует его Аллах, на ней присутствовали судьи и знатные лица, праведники из простого народа и знати. Люди теснились, стараясь хотя бы немного пронести погребальные носилки с покойником».
Ибн Раджаб сказал: «Погребальная молитва над ним была совершена на следующий день после молитвы «зухр» в соборной мечети, а затем в соборной мечети Джаррох. И был он погребен на кладбище возле маленькой двери, и провожало его множество людей».
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!