иглоукалывание с какого возраста можно детям
Применение иглоукалывания в лечении детей
Ребенок ввиду незрелости многих систем организма (иммунной, нервно-сосудистой, эндокринной) уязвим для многих болезней и факторов внешней среды, причем в определенном возрасте малыши страдают от разных недугов.
Основные проблемы детского возраста
Показания к иглоукалыванию у детей: Неврологическая патология (неврозы, энурез, постродовая энцефалопатия, ДЦП, повышенный мышечный тонус) Аллергии (от крапивницы до астмы) Вегето-сосудистая дистония Заболевания пищеварительного тракта Снижение иммунитета. Частые респираторные инфекции
Лечение в педиатрии
Традиционная терапия у детей встречает ряд ограничений: более 80 % препаратов протестированы только на взрослых и у детей не применяются, имеют узкую терапевтическую широту (от лечебной до токсической дозы рукой подать) и побочные эффекты (дисбактериоз и резистентность микрофлоры у антибиотиков), лечат только симптом или проявление болезни, без воздействия на причину. Между тем, у ребенка еще есть резерв и потенциал организма на полное излечение от болезни, без хронизации и осложнений. На данных особенностях основано лечение детей иглоукалыванием: безопасный эффективный метод, решающий вопросы неврологических и психосоматических заболеваний (аллергия, гастродуоденит, астма, энурез, ВСД), благотворно влияющий на психоэмоциональный фон ребенка, без побочных эффектов и с комплексным воздействием на организм.
Практические аспекты
Легче всего иглоукалывание дается детям до года и после шести, в промежуточном возрасте ребенок активно сопротивляется, и объяснить пользу лечения ему трудно. Здесь необходимо терпение как врача, так и родителей, позволяющее провести процедуру максимально быстро и безболезненно. Иглы ставятся через трубочку, которая плотно прислоняется к телу и пережимает нервные окончания. Результат — не больно! Бывает на точку наклеивают микроиглы (крошечные тончайшие кнопочки), которые родители снимают сами дома через несколько часов. При необходимости врач прогревает точки полынными сигарами или конусами, не допуская появления боли. Пройдя первые 2–3 сеанса, чаще всего, ребёнок перестаёт бояться и радостно идёт на процедуру.
Каждый курс иглоукалывание состоит из 10–15 сеансов ежедневно или через день. При хроническом заболевании за год проводят около трёх-четырёх курсов. В дальнейшем, рекомендуется показывать ребёнка один раз в полгода-год для профилактической коррекции. При тяжелой патологии типа ДЦП дети лечатся несколько раз в год. Иглы ставят как на несколько секунд, так и на полчаса. Способ доктор выбирает сам, в зависимости от состояния малыша и напряжения его меридианов (линий, соединяющих биоточки тела).
Чтобы лечение детей иглоукалыванием было эффективным, соблюдаются следующие правила: ребенок должен быть полуголодным; для маленьких нужны книжки или игрушки, чтобы отвлечь их от процедуры; места уколов обрабатывать дополнительно не нужно. Некоторые заболевания требуют проводить иглоукалывание в определенное время.
Выводы:
Иглоукалывание является древнейшей математически точной наукой, чья эффективность тысячелетиями подтверждалась на практике. Благодаря неимоверной популярности метода на Востоке и развитию его с шестнадцатого века на Западе, врачами иглотерапевтами накоплен огромный материал по лечению разных болезней. При помощи иглоукалывания можно вылечить любое функциональное заболевание (т.е. ту болезнь, при которой не произошло перерождение тканей в организме), что наиболее часто встречается в детском возрасте. Отсутствие побочных эффектов делает иглоукалывание методом наиболее разумного и природного лечения на сегодняшний момент.
Можно ли делать иглоукалывание детям
Иглоукалывание в клинике «Тибет»
Некоторые врачи восточной медицины настаивают на возможности применения иглоукалывания еще до того, как ребенку исполнится год. Другие возражают против раннего применения акупунктуры. Кто из них прав, и можно ли делать иглоукалывание детям?
С точки зрения тибетской медицины, детский возраст – это период активности системы Слизь. Она отвечает за формирование и работу иммунной системы, физические параметры тела, обменные процессы. Для лечения болезней этой системы иглоукалывание не типично. Оно в большей степени используется при болезнях Ветра, то есть при неврологических заболеваниях.
Поэтому применение акупунктуры в раннем детском возрасте оправдано лишь в случаях серьезных расстройств со стороны нервной системы. В первую очередь, это перинатальная энцефалопатия, мышечные спазмы, детский церебральный паралич.
Врач, который берет на себя ответственность за лечение детских болезней акупунктурой, должен понимать особенности этой процедуры. Ведь после введения игл пациенту полагается лежать неподвижно, а этого трудно добиться от ребенка в столь раннем возрасте.
Проблема иглоукалывания в детском возрасте в основном связана именно с психологическими проблемами. Маленькие пациенты боятся боли, сопротивляются манипуляциям врача, ворочаются и дергаются во время акупунктуры, что категорически недопустимо. Эта проблема особенно актуальна, поскольку к акупунктуре часто прибегают при гиперактивности, нервозах, бессоннице и других нервных расстройствах.
При движениях иглы могут сместиться, войти слишком глубоко в тело, изменить угол наклона или выпасть. Поэтому от врача требуется, в первую очередь, наладить психологический контакт, если его пациент – ребенок. Проще всего врачу работать с полноватыми, спокойными детьми конституционального типа Слизь. В этом случае лечение иглоукалыванием применяется при иммунодефицитных состояниях, частых простудах, ОРЗ и ОРВИ, аллергиях.
Еще одно направление, при котором иглоукалывание дает хорошие результаты в детском возрасте – это дискинезии желчевыводящих путей, болезни ЖКТ (колиты, гастродуодениты) и кожные заболевания, такие как атопический дерматит. В этих случаях симптоматическая терапия таблетками или мазями малоэффективна. Единственный метод, который может дать долговременные позитивные результаты – иглоукалывание по биоактивным точкам желчного пузыря, нервной системы, печени.
А старшем детском и раннем подростковом возрасте иглоукалывание применяется для лечения логоневроза, вегето-сосудистой дистонии, неврозов. Врачи восточной медицины предпочитают иметь дело с пациентами старше шести лет, которым уже можно объяснить, почему они должны слушаться и лежать спокойно.
Именно этим объясняется возрастное ограничение для применения иглоукалывания. В одних клиниках это дети до одного года, в других – до трех, четырех. В некоторых клиниках не берутся за лечение акупунктурой до достижения возраста шести лет.
Например, для лечения заболеваний дыхательных путей у детей врачи обычно предпочитают моксотерапию. Тлеющие моксы хотя и создают жжение, все же не так страшны для ребенка как иглы, которые вводятся в тело. Почти все дети боятся уколов.
В действительности никакой опасности иглоукалывание в детском возрасте не представляет. К такому заключению пришла в частности, Американская Академия педиатрии. Это было сделано по результатам мета-анализа, который включал обобщение исследований, проведенных в течение 60 лет. Один из руководителей программы, доктор Jamie Starkey (Джеми Старки) из клиники города Кливленд прокомментировал это так: «Выполнять такие процедуры должны специалисты, прошедшие надлежащее обучение. Тогда побочных эффектов акупунктуры не будет ни у детей, ни у взрослых».
Как правило, в любой серьезной клинике восточной медицины есть врачи, которые умеют установить контакт с ребенком и при этом хорошо владеют акупунктурой. Именно они проводят лечение детских болезней иглоукалыванием. Если в стоматологической клинике для седации могут использоваться фармацевтические успокоительные препараты, то восточная медицина их исключает. Вся работа и ответственность ложатся на врача.
Иглоукалывание в детском возрасте
Иглоукалывание – очень древний метод лечения заболеваний, основанный на раздражении биологически активных точек организма. Может применяться для лечения детей, начиная с месячного возраста.
Естественно, что иглоукалывание детям имеет свои особенности.
Прежде всего, это психологическая болезнь иголок, вызванная болезненным ощущением от прививок, уколов с лекарственными средствами. Да и сама процедура, новая и непонятная, может вызвать боязнь. Естественно это относится к годовалым малышам и деткам постарше. До года же дети, как правило, спокойно реагируют на иглоукалывание. Если всё-таки Ваш малыш капризничает – его можно отвлечь, например игрушками. С детками после года необходимо разговаривать и объяснять необходимость лечения заранее, до визита к врачу. Чтобы ребенок психологически был готов к виду иголок. Если есть острая необходимость, в лечении иглоукалыванием, то можно, конечно провести сеанс, несмотря на сопротивление ребёнка. Но родителям необходимо знать, что наилучший лечебный результат достигается, когда Ваш ребенок расслаблен.
Суть иглоукалывания.
Сначала проводится диагностика здоровья ребенка, и определяются его активные точки. Затем подбираются специальные иглы разной длины и диаметра. При воздействии такими иглами на определенные зоны, называемые биологически активными точками, происходит их раздражение, активизирующее жизненно важные процессы организма. Иглотерапия в детском возрасте является действенным методом при лечении диатеза и повышенной эмоциональности. Данный метод лечения не доставляет неприятных болезненных ощущений. Во время сеансов иглоукалывания маленький пациент расслабляется, проходят боли и происходит выздоровление. Наиболее значимыми факторами, говорящим в пользу иглоукалывания являются доступность, высокая эффективность и самое главное отсутствие побочных явлений и осложнений.
Назначения иглоукалывания.
Для детей до года прямым показание к иглоукалыванию является перинатальная энцефалопатия. Не секрет что сейчас практически каждый второй ребенок рождается с этим заболеванием различной степени тяжести. Энцефалопатия сопровождается повышенным тонусом мышц верхних и нижних конечностей, усилением рефлексов. При воздействии на биологически активные точки при иглотерапии улучшается кровообращение тканей и мышц, снимается спазм, рефлексы приходят в норму. Вовремя проведенное лечение энцефалопатии позволяет избежать серьезных осложнений, вплоть до ДЦП.
У детей после года иглотерапия применяется при лечении аллергических реакций, пищевых расстройствах, гиперреактивности ребенка, различных невротических состояний, воспалительных заболеваниях верхних дыхательных путей.
Иглотерапия очень хорошо зарекомендовала себя и как профилактическое средство, повышающее иммунитет. Особенно хорошо зарекомендовавшее себя, для профилактики простудных заболеваний в осенне-зимний период.
Трудно переоценить актуальность иглотерапии в детском возрасте. Ведь она оказывает лечебное действие не вызывая аллергических реакций и осложнений. Иглоукалывание оказывает нормализующее действие на функционирование нервной системы, обеспечивает оптимизацию основных функций организма ( в том числе и повышение иммунитета). Иглотерапия обеспечит вашему ребенку своевременное развитие организма и отсутствие проблем со здоровьем.
Восстановление легких после коронавируса
Восстанавливаются ли легкие после COVID-19? Да. Но нужно не пропустить сроки реабилитации и серьёзно отнестись к рекомендациям врача.
Новая коронавирусная инфекция, вызванная SARS-CoV-2, недостаточно изучена, однако ясно, что она наносит вред всем органам и тканям человека. Вирус проникает в организм через слизистые оболочки носа, глаз, глотки. Первые симптомы появляются на 2-14 день. Обычно это повышение температуры выше 37.5 градусов Цельсия, насморк, потеря обоняния, сухой кашель, послабление стула, слабость и головная боль. На 6–10 сутки от момента появления первых симптомов могут начать беспокоить одышка, боль в груди, усиление кашля. Это тревожные симптомы, говорящие о поражении легких и требующие проведения дополнительного обследования: компьютерной томографии легких, измерения насыщения крови кислородом (сатурации).
Легкие после COVID-19
Попадая в организм человека через слизистые оболочки дыхательных путей SARS-CoV-2 вызывает мощнейшую воспалительную реакцию. Активируются иммунные клетки, вырабатывается колоссальное количество воспалительных веществ (воспалительных цитокинов). Интенсивность этой реакции скорее всего обусловлена генетически. Именно интенсивностью воспалительной реакции и определяется тяжесть поражения легочной ткани по данным исследований. В легочной ткани поражение при COVID-19 обусловлено как поражением самих альвеол (в которых происходит газообмен и кровь насыщается кислородом из воздуха) нашими собственными иммунными клетками так и поражением легочных сосудов, оплетающих альвеолы. Степень поражения легких можно определить при помощи КТ (компьютерной томографии).
Таблица 1. Поражение лёгких при COVID-19
Процент поражения легочной ткани
Поражена часть лёгкого. Небольшое затруднение дыхания.
Иглоукалывание с какого возраста можно детям
ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России, Островитянова ул., 1, Москва, Россия, 117997
ГБУ Москвы «Научно-практический центр медико-социальной реабилитации инвалидов им. Л.И. Швецовой», Москва, Россия
ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России, Островитянова ул., 1, Москва, Россия, 117997
ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России, Москва, Россия
МБУЗ «Кемеровский кардиологический диспансер», Кемерово
Использование методов рефлексотерапии в комплексном лечении невротических тиков у детей
Журнал: Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 2017;94(3): 39-43
Полунина В. В., Поляев Б. А., Лайшева О. А., Лобов А. Н., Павлова С. В. Использование методов рефлексотерапии в комплексном лечении невротических тиков у детей. Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 2017;94(3):39-43. https://doi.org/10.17116/kurort201794339-43
ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России, Островитянова ул., 1, Москва, Россия, 117997
В настоящее время частота возникновения неврозов у детей увеличивается, что связано с ростом стрессогенных факторов. Невротические тики являются проявлением неврозов у детей, характеризуются непроизвольными движениями, а также часто сопровождаются гиперактивностью, дефицитом внимания, быстрой утомляемостью и головными болями. Цель — изучить эффективность методов рефлексотерапии в комплексном лечении невротических тиков у детей. Материал и методы. Исследование проводилось на базе отделения восстановительного лечения детской городской поликлиники №39 г. Москвы. Под нашим наблюдением находились 30 детей в возрасте от 6 до 12 лет. Всем детям были проведены консультации невролога, психолога, рефлексотерапевта, выполнена электроэнцефалограмма. Кроме того, было проведено анкетирование родителей, назначены медикаментозное лечение и рефлексотерапия, даны рекомендации психолога. В зависимости от тактики лечения все пациенты были разделены на 2 группы: в 1-ю (основную) группу были включены 17 детей, которым, помимо лекарственной терапии и рекомендаций психолога, были назначены 3 курса рефлексотерапии; во 2-ю (контрольную) группу вошли 13 детей, получавших только лекарственную и психотерапию. Эффективность лечения оценивалась по динамике жалоб у детей. Результаты и обсуждение. В результате проведенного исследования были получены данные, свидетельствующие о большей эффективности лечения с применением рефлексотерапии. Заключение. Комплексное применение лекарственной терапии, рекомендаций психолога и нескольких курсов рефлексотерапии достоверно лучше способствует устранению тиков, гиперактивности, дефицита внимания, быстрой утомляемости и головных болей у детей, чем применение только медикаментозной и психотерапии.
ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России, Островитянова ул., 1, Москва, Россия, 117997
ГБУ Москвы «Научно-практический центр медико-социальной реабилитации инвалидов им. Л.И. Швецовой», Москва, Россия
ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России, Островитянова ул., 1, Москва, Россия, 117997
ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России, Москва, Россия
МБУЗ «Кемеровский кардиологический диспансер», Кемерово
Неврозы являются психогенным заболеванием и возникают вследствие дисгармонии в межличностных отношениях, а также стрессовых ситуаций. Также в этиологии неврозов большое значение имеют личностные особенности ребенка, наличие вегетативной и эмоциональной неустойчивости, изменения возрастной реактивности нервной системы, а также неправильное воспитание. Одним из проявлений неврозов у детей являются тики, которые представляют собой разнообразные непроизвольные движения — мигание, наморщивание кожи лба и переносицы, повороты головы, подергивание плечами, «шмыгание» носом, «хмыкание», покашливания. Эти движения обычно связаны с эмоциональным перенапряжением, которое снимается двигательным разрядом и может усиливаться при задержке навязчивого движения. У детей тики встречаются с частотой от 1 до 13%, при этом они преобладают у мальчиков [1]. Причинами их возникновения могут быть стрессы, нарушения психологического климата в семье, проблемы в детском коллективе.
Поэтому в лечении неврозов большое значение имеет создание благоприятной психологической атмосферы в семье, дошкольном учреждении и школе, установление гармоничного общения ребенка с родителями, педагогами и сверстниками, обеспечение достаточного по продолжительности сна, отдыха, правильного режима дня и питания, уменьшение физической и умственной нагрузки. Следует также подчеркнуть, что лечение тиков должно быть не только комплексным, но и индивидуальным как по объему проводимой терапии, так и по ее длительности. Для достижения положительного эффекта при остро возникающих тиках необходимо по возможности устранить причину их появления или воздействовать на последствия влияния этой причины [1—3].
Применение различных методик рефлексотерапии позволяет в большинстве случаев уменьшить симптомы проявления невротических тиков.
Цель исследования — изучить эффективность рефлексотерапии в комплексном лечении тиков у детей школьного возраста.
Материал и методы
Исследование проводилось на базе отделения восстановительного лечения Детской городской поликлиники № 39 Москвы. Под нашим наблюдением находились 30 детей (18 мальчиков и 12 девочек) в возрасте от 6 до 12 лет (средний возраст 9,2±1,6 года) с длительностью тиков от 1 до 12 мес от момента их появления.
Всем детям на различных этапах наблюдения амбулаторно были проведены консультации невролога, психолога, рефлексотерапевта, выполнена электроэнцефалограмма. Кроме того, было проведено анкетирование родителей.
В зависимости от тактики лечения все дети были рандомизированы на 2 группы: основную и контрольную. В 1-ю (основную) группу вошли 17 детей (10 мальчиков и 7 девочек), которые находились под наблюдением невролога, получили рекомендации психолога, помимо лекарственной терапии им было назначено 3 курса рефлексотерапии. Во 2-ю (контрольную) группу были включены 13 детей (8 мальчиков и 5 девочек), находившихся под наблюдением невролога от момента обращения в течение 4 мес и получавших только лекарственную и психотерапию.
Лекарственная терапия включала назначение препарата, обладающего ноотропным и транквилизирующим действиями (фенибут 250—750 мг/сут в 3 приема в течение 1,5—2 мес с постепенной отменой препарата). Ноотропные препараты стимулируют обменные процессы в коре головного мозга, уменьшают чувство тревоги и напряжения, а также улучшают умственную и физическую работоспособность, память, нормализуют сон.
Детям 1-й группы, помимо лекарственной и психотерапии, проводилась рефлексотерапия, которая была направлена на нормализацию тонуса вегетативной нервной системы, повышение защитных сил организма, улучшение кровообращения, увеличение синтеза гормонов гипофиза, серотонина и эндорфинов [4, 5].
Рефлексотерапию проводили 3 курсами по 10—12 ежедневных процедур с перерывом на выходные. Продолжительность процедуры 10—15 мин в зависимости от возраста ребенка. Повторный курс проводили через 1 мес. Следующий курс лечения назначали через 3 мес. Рефлексотерапия включала в себя разные способы воздействия на акупунктурные точки: поверхностную иглотерапию с помощью массажного валика, корпоральную и аурикулярную иглотерапию, точечный массаж в области лица и волосистой части головы. За 1 процедуру использовали 5—7 корпоральных точек и 2—3 аурикулярных точки. Точки выбирались с учетом жалоб и осмотра пациентов на момент лечения.
Поверхностная иглотерапия проводилась на область спины вдоль заднесрединного меридиана и 2 линий меридиана мочевого пузыря, а также на шейно-воротниковую область, что оказывало сегментарное и общеукрепляющее действия. Корпоральное и аурикулярное иглоукалывание оказывало специфическое и сегментарное действия. Для воздействия на вегетативную и центральную нервные системы использовались точки, расположенные на меридианах перикарда, 3 обогревателей и сердца, так как деятельность этих меридианов в традиционной китайской медицине направлена на нормализацию умственной и эмоциональной сфер, памяти и сна. Также использовались акупунктурные точки, расположенные на меридианах селезенки, мочевого и желчного пузырей, почек, а также на переднесрединном меридиане.
Сочетание точек HT7 (шэнь-мэнь) и SP6 (сань-инь-цзяо) является основным при лечении психосоматических расстройств, а также используется при нарушении сна, неврастении, тревожности и нервном напряжении [6]. Также использовали следующие акупунктурные точки: ТЕ5 (вай-гуань), PC6 (нэй-гуань) и PC7 (да-лин), которые оказывают положительный эффект при головных болях, выраженной усталости, для нормализации деятельности центральной нервной системы и при психосоматической дисфункции. Точки переднесрединного меридиана CV6 (ци-хай), CV4 (гуань-юань) и CV12 (чжун-вань) использовались при эмоциональном и физическом истощении, хронической усталости [7]. Для получения общеукрепляющего эффекта использовались следующие акупунктурные точки: LI4 (хэ-гу), PС6 (нэй-гуань), SР6 (сань-инь-цзяо), ST36 (цзу-сань-ли), GV4 (мин-мэнь), GV14 (да-чжуй), CV6 (ци-хай) и BL43 (гао-хуан). Для тонизирующего или седативного действия на нервную систему применялись акупунктурные точки GV20 (бай-хуэй), HT7 (шэнь-мэнь), BL62 (шэнь-май), PC6 (нэй-гуань), SP6 (сань-инь-цзяо), CV6 (ци-хай), ST36 (цзу-сан-ли) и PС8 (лао-гун). Также использовались местные точки на лице.
На ушной раковине использовались следующие точки: АР51 (симпатическая нервная система), АР13 (надпочечник), АР12 (вершина козелка), АР20 (наружное ухо), АР21 (сердце, вторая), АР23 (яичник), АР25 (ствол мозга), АР26а (придаток мозга), АР28 (гипофиз), АР29 (затылок), АР31 (регуляция дыхания), АР33 (лоб), АР35 (висок), АР36 (вершина черепа), АР95 (почка), АР97 (печень), АР98 (селезенка), АР100 (сердце, первая), АР194 (3 части туловища), АР55 (шэнь-мэнь) и АР34 (кора головного мозга). Аурикулярные акупунктурные точки использовались для нормализации тонуса вегетативной нервной системы, получения седативного или тонизирующего эффекта на центральную нервную систему, обезболивающего действия, нормализации мышечного тонуса.
Точечный массаж акупунктурных точек в области лица и волосистой части головы использовали для уменьшения расслабления мышц лица. Проводились тормозное и гармонизирующее воздействия на точки в виде кругового растирания, выполненного одинаковое количество раз по часовой стрелке и против нее, а также легкий массаж лица.
Использовались акупунктурные точки, расположенные на меридианах толстого и тонкого кишечников, желудка, мочевого и желчного пузырей, 3 обогревателей: GB1, GB8, TE21, SI19, ST8, ST6, ST4, SI18, ST1, SJ21, CV24, GV26, GB14, GB20, GB21, GB12, GV20, GV16, GV18, BL2, BL10.
Оценку эффективности лечения проводили на основании анализа результатов анкетирования родителей. Оценивали динамику жалоб у детей до лечения, в процессе и после окончания терапии. Анализ результатов лечения проводили через 1, 2 и 4 мес после начала терапии (рис. 1, 2).
Рис. 1. Частота жалоб у пациентов с неврозами, получавших только медикаментозное лечение (2-я группа; на 100 обследованных).
Рис. 2. Частота жалоб у пациентов с неврозами, получавших комплексное лечение (1-я группа; на 100 обследованных).
Результаты и обсуждение
При анализе полученных данных было выявлено, что во 2-й группе пациентов, в которой использовались только медикаментозное лечение и психотерапия, через 1 мес после наблюдения отмечалось уменьшение числа детей с тиками на 30,8%, с гиперактивностью, быстрой утомляемостью и дефицитом внимания — на 23,1%. Число исследуемых с головными болями и снижением памяти не изменилось.
Во 1-й группе пациентов, где использовалось комплексное лечение, через 1 мес после наблюдения уменьшилось число детей с тиками и гиперактивностью на 58,8%, с быстрой утомляемостью — на 53,0%, с дефицитом внимания — на 64,7%, с головными болями — на 40,9%, со снижением памяти — на 52,9%.
При сравнении полученных данных в 1-й и 2-й группах отмечено, что число детей с тиками, дефицитом внимания и гиперактивностью уменьшилось почти в 2 раза, больше в 1-й группе, чем во 2-й (p