что значит 2 цифры в рейсе
Что означают номера авиарейсов: расшифровываем абракадабру
Нет желания читать? Теперь то же самое можно посмотреть:
Буквенная часть формируется довольно просто: она обозначает перевозчика по стандартам Международной ассоциации воздушного транспорта ИАТА. К примеру, «Люфтганза» использует аббревиатуру LH, «Американские авиалинии» — AA, «Британские авиалинии» — BA, «Эйр Франс» — AF.
Номер обратного рейса обычно на одно значение больше, нежели первоначального. Например, «Джетблю Эйрвэйс» запускает самолеты из Нью-Йорка в Лос-Анджелес под комбинацией JBU523, а обратно — под JBU524. Четырехзначные номера, начинающиеся с цифры 3 и выше, чаще всего код-шеринговые — иными словами, эксплуатируются одновременно двумя и более авиакомпаниями: продавцом билетов может выступать один перевозчик, а владельцем самолета и персонала — другой, его партнер.
И напоследок: для нумерации авиарейсов применяются не все числа из диапазона 1-9999. Под запретом комбинация 747 — чтобы не вышло путаницы с моделью самолета. Популярный рейс «Американских авиалиний» из Бостона в Лос-Анджелес долгое время обозначался AA11, но после теракта 11 сентября 2001 г. номер изменили, дабы не вызывать печальных ассоциаций. А еще серьезным авиаторам не чужды суеверия: «несчастливые» цифры 13 или 666 вряд ли когда-нибудь высветятся на табло аэропорта.
О чем молчат самолеты? Честное интервью с тем, кто их чинит:
FrequentFlyers.ru
Ликбез
По какому принципу придумывают номера авиарейсам
28/02/2019
Часто летающий пассажир обязательно заметит некоторые закономерности в нумерации авиарейсов. Если вы их не замечаете, то мы сейчас расскажем несколько как известных, так и неочевидных фактов.
Итак, каждый рейс имеет как минимум два обозначения: это ИАТА-код (две буквы или буква+цифра) и ИКАО-код (три буквы), после которых идет определенное количество цифр.
Двухбуквенный ИАТА-код виден пассажиру, он отображается на табло аэропортов и т.п. Предназначен он для маркетинговых целей и фактически показывает, кто продал билет. При код-шеринговых соглашениях один и тот же рейс порой может иметь с добрый десяток обозначений, которые исправно отображаются на табло. Казалось бы, это вносит путаницу, но нет: если пассажир купил билет, скажем, у El Al, а один из сегментов выполняет S7, то среднестатистический человек не очень это понимает: он же не покупал билет S7 и вообще не знает такой авиакомпании. Поэтому, прилетев в Россию, он видит на табло знакомый ему логотип El Al и таки идет на посадку.
Кодов на всех не хватает, поэтому порой сразу нескольким авиакомпаниям в разных частях мира, маршруты которых не пересекаются, выдают один и тот же ИАТА-код.
Фрагмент табло аэропорта Домодедово
Трехбуквенный ИКАО-код используется для навигации, общения с диспетчерами и так далее — пассажир его обычно не знает, однако этот код всегда соответствует авиакомпании, которая фактически выполняет рейс, то есть, он привязан к сертификату эксплуатанта. То есть тут уже никакого El Al, если летит S7, не будет: более того, раз уж мы привели такой пример, то поскольку S7 Airlines — это две различные авиакомпании (Boeing в одной, Airbus и Embraer в другой), то рейс получит код или SBI для «Сибири», или GLP для «Глобуса». То же самое происходит на совместных рейсах «Аэрофлота» и «России»: ИАТА-код всегда SU (потому что билеты продает только «Аэрофлот», но ИКАО-код, если летит бело-красный самолет, будет SDM, а не AFL. Но если «Россия» везет туристов «Библио-Глобуса» без участия «Аэрофлота», то ИКАО-код будет, как и положено, SDM, а вот ИАТА-код — собственный (FV). На запущенной недавно интерактивной карте полетов «России» даже можно выбрать код FV или SU для отображения разных рейсов.
ИАТА-код, кстати, имеют далеко не все авиакомпании. Мелкие региональные или чартерные перевозчики могут не быть членами ИАТА и международного двухбуквенного кода у них нет. В России у них будет только внутренний код из двух русских букв.
На билетных сайтах рейсы некоторых авиакомпаний, в основном как раз мелких, могут отображаться под кодом H1 или HR. Он принадлежит авиакомпании Hahn Air, которая сама толком не летает, но зато разработала универсальный промежуточный сервис, через который такие перевозчики получают доступ к глобальным распределительным системам (GDS). Соответственно, там виден код посредника, который и продает билеты авиакомпании. Кстати, именно через Hahn Air Systems на мировом рынке доступны билеты «Победы».
Теперь о нумерации. Номер рейса может включать от одной до 4 цифр, при этом некоторые числа стараются не использовать, например, в первую очередь это считающиеся несчастливыми в разных культурах — типа 4, 13 или 666. Менее же известные широкому кругу людей неоднозначные сочетания типа 1488 вполне в ходу. Кроме того, присваивают новые номера рейсам, закончившимся катастрофой — поскольку видеть на своем посадочном талоне надпись типа MH17 или MH370 многим будет не очень приятно. Также это своего рода дань уважения к погибшим.
Как правило, рейс «туда» и рейс «обратно» отличаются на единицу, при этом вылетающее из базового аэропорта — либо всё четное, либо всё нечетное, то есть, грубо говоря, если рейс «Аэрофлота» из Москвы в Барселону имеет номер 2512, то обратный будет иметь номер 2513. А у «России», наоборот, из Санкт-Петербурга в Барселону рейс 6701, а обратно — 6702. Зато между Москвой и Санкт-Петербургом номера рейсов обеих авиакомпаний получаются в одному сторону четные, в другую нечетные.
А по какому принципу присваивается сам номер? Как правило, чем меньше цифр — тем важнее рейс для авиакомпании. Раз уж продолжаем про «Аэрофлот», то рейсы между двумя столицами имеют нумерацию из одной-двух цифр; такой же принцип действовал у «Трансаэро». Трехзначные номера имеют важные международные рейсы — например, SU106 в Лос-Анджелес или SU212 в Гонконг. Дальше тоже есть логика: SU1xxx — остальные внутренние рейсы, 2xxx — остальные международные, 3xxx и 4xxx выделены под партнеров по код-шеру, 5xxx и 6ххх — это рейсы дочерних «Авроры» и «России», 7xxx — чартеры, все остальное — для служебных, учебных, перегоночных полетов и т.п.
Но самое интересное — это одинаковые номера у разных рейсов. Это не ошибка, а сквозная нумерация. Она очень распространена в США, но кое-где используется и в России, в частности, «Аэрофлотом» (например, Токио-Москва и Москва-Рим имеют одинаковый номер SU265), а также «Уральскими авиалиниями». Зачем это нужно? Ответ очень прост! Такая хитрая схема позволяет продавать рейсы по популярным маршрутам с пересадками под видом прямых: в системах бронирования они чаще всего отображаются именно так. Конечно, тут предусматриваются короткие стыковки, обычно «непропускаемые», то есть, при задержке первого рейса автоматически задерживают и второй, пока все не прилетят. Более того, часто борт остается тем же самым. Однако выйти из самолета и снова зайти в него же в аэропорту пересадки придется. В этом смысле такой полет ничем не отличается от рейса с промежуточной посадкой для дозаправки.
Понять, что вам предлагают именно такой рейс, можно по ряду признаков: он дешевле прямых рейсов других авиакомпаний, он чуть дольше по времени (на час-два, что, впрочем, при общей продолжительности в 12-15 часов не критично) и, наконец, просто логически: в большинстве случаев авиакомпания не может выполнять рейсы между двумя странами, если она не зарегистирована в какой-то из них. Есть ряд исключений, но свободы воздушного пространства — это уже тема для отдельной статьи.
Расшифровка буквенных обозначений на авиабилетах
Для перелета на авиалайнере необходимо приобрести авиабилет. Этот документ дает право на получение транспортировочной услуги, предоставляемой за определенную оплату специализированными компаниями-перевозчиками.
Авиабилет – небольшой по размеру документ, в котором указана вся информация о рейсе. Некоторые данные публикуются латинской транскрипцией и имеют множество специальных обозначений, не особо понятных для пассажира.
В статье мы рассмотрим, что означают специальные символы на авиабилетах, как их правильно читать и как расшифровать коды на билетах популярных авиакомпаний.
Правила чтения условных обозначений в авиабилетах
Если научиться правильно читать условные обозначения в обычных и электронных авиабилетах, можно быстро отыскать номер своего рейса, выход на посадку и другие не менее важные значения, позволяющие пассажиру уверенно ориентироваться в аэропорту и в самолете.
В авиабилетах российских перевозчиков публикуется код бронирования, класс обслуживания, тарифный план, предусматривающий набор определенных услуг, а также дата и время вылета, номер выхода на посадку и запланированное время прибытия в пункт назначения (местное).
Код бронирования авиабилета
Код бронирования включает цифры и буквы. Их можно найти на бумажном билете и электронном, том числе и на маршрутной квитанции. Обычно код состоит из 6 знаков, но сейчас встречаются и коды из 5 символов.
Код бронирования нужен для того, чтоб узнать информацию о полете. Может применяться для изменения данных, подтверждения брони, онлайн регистрации, при при обмене или возврате авиабилета. Такой код на своем билете имеет каждый пассажир, который будет лететь на самолете.
Расшифровка класса обслуживания
Для самолетов выделяют несколько классов обслуживания. Их разница заключается в комфорте и стоимости за билет. Для каждого класса есть собственные буквенные обозначения.
Выделяют три основных класса обслуживания:
Эконом класс является наиболее популярным вариантом обслуживания. Это недорогие билеты с базовым комфортом. В основном при таких перелетах за габаритный багаж надо заплатить дополнительно. Эконом класс имеет свою классификацию, что помечается в билетах. О допустимом весе багажа в самолете можно прочитать тут.
Применяются следующие обозначения:
Бизнес класс имеет лучший комфорт, чем эконом, но и цены на него выше. Багаж можно провозить бесплатно. Регистрация вне очереди. Ожидать самолет можно в отдельном зале. Стюардессы предлагают более разнообразное питание. Часто предлагаются бесплатные алкогольные и безалкогольные напитки. Буквенных обозначений гораздо меньше, чем у эконома.
Расшифровка букв в авиабилетах бизнес класса:
Билеты премиум класса самые дорогие. Отличаются повышенным комфортом. Обслуживание относится к категории VIP. Доступно большое вкусное меню, элитные напитки премиум класса. Можно провозить габаритный багаж. Соответственно, за такие услуги стоимость на билеты премиум класса выше всего.
Для билетов такого уровня приняты следующие обозначения:
Коды тарифов авиабилетов
Тариф авиабилета – это оплата, которую берет компания за обслуживание и оказание услуг во время полета. Тарифы могут быть самыми разными. В основном, стоимость напрямую зависит от класса обслуживания и маршрута, который выполняет самолет. Для уменьшения стоимости тарифа могут применяться скидки.
Буквы в билетах означают следующее:
Обозначение | Расшифровка |
SS | Заблаговременная покупка билета от 3-х до 14 дней до даты вылета самолета. Билет имеет ограничения |
ZZ | молодежь до 24 лет |
EE | экскурсионный тариф |
CD | пенсионеры более 55 лет для женщин и более 60 для мужчин |
QW | билет в одно направление |
RT | тариф «туда и обратно» |
1M | тариф «туда и обратно» с возможностью возврата не позже, чем за 1 месяц до вылета |
3М | тариф «туда и обратно» с возможностью возврата не позже, чем за 3 месяца до вылета |
APEX | фиксированные даты полета |
PEX | билеты с ограничениями по бронированию, выкупу и датам перелета |
Y | эконом класс |
W | премиум класс |
С | бизнес класс |
Другие полезные статьи о билетах:
Как читать остальные символы в билете на самолет
Среди оставшихся символов могут быть обозначения даты вылета и статуса бронирования. Форма оплаты и передаточная надпись с ограничениями.
Дата вылета обозначается так: первые 3 английские буквы месяца. Например, январь – JAN, август – AUG, декабрь – DEC.
Статус бронирования может иметь обозначение «ОК» – подтвержденный статус и «RQ» – запрос места на регистрации. Если билет был куплен для малыша до 2-х лет, который летит без места, то ставят буквы «NS».
Обозначения формы идут в виде шифра CASH – наличные. INVOICE или сокращенно INV – безналичная оплата билета. А сокращения типа «SU/KL ONLY» или обозначения других авиакомпаний означает действия билетов в пределах конкретных рейсов. В этом случае пассажир может пересесть с одного самолета на другой.
Кодировка российских и международных авиакомпаний – ИАТА
Кодировка – это индивидуальный идентификатор, который имеет 2 или 3 знака. Коды ИАТА выдаются Международной ассоциацией воздушного транспорта. Они нужны для удобного обозначения авиакомпаний.
Для примера, коды некоторых авиакомпаний России и мира:
Название авиакомпании | Обозначение |
Авиалинии Дагестана (Dagestan Airlines) | N2 |
Авиалинии Саудовской Аравии (Saudi Arabian Airlines) | SV |
Австрийские авиалинии (Austrian Airlines) | OS |
Адрия Эйрвэйс (Adria Airways) | JP |
АЗАЛ – Азербайджанские Авиалинии (AZAL – Azerbaijan Airlines) | J2 |
Аляска Эйрлайнс (Alaska Airlines) | AS |
Американ Эйрлайнс (American Airlines) | AA |
Белавиа (Belavia Airlines) | B2 |
Бурятские авиалинии (Buryat Airlines) | BU |
Египетские авиалинии (Egypt Air) | MS |
Норвежские авиалинии (Norwegian Airlines) | SK |
S7 Airlines (С7 Сибирь) | S7 |
Турецкие авиалинии (Turkish Airlines) | TK |
Чешские авиалинии (CSA Czech Airlines) | OK |
Японские авиалинии – ДЖАЛ (Japan Airlines – JAL) | JL |
Читаем символы на авиабилете Аэрофлот
Итак, у вас на руках оказался билет авиакомпании Аэрофлот. В нем находится около 22 граф, где указана основная информация о пассажире, типе перелета и дополнительные сведения, которые мы разберем.
Символы в билете означают:
Авиабилеты разных российских авиакомпаний имеют идентичный формат заполнения, поэтому расшифровать бланки других компаний-перевозчиков не составит труда.
При выявлении ошибочно указанных данных обратитесь к специалисту, где был оформлен билет. Если пассажир оформлял маршрутную квитанцию самостоятельно через интернет и допустил ошибку в личных данных, не исправленную при проверке документа, такой билет будет считаться недействительным. Для исправления некорректной информации следует обратиться в стационарный офис перевозчика.
Как присваювают номера и буквы к авиарейсам
Никогда не задумывались, почему код «Аэрофлота» — SU, а «Победы» — DP или почему в Краснодар вы летаете рейсом UT523, а обратно — UT524, как вообще формируются эти номера и что значат буквы? Давайте разбираться.
В авиации нет ничего случайного. Практически всё, от сленга пилотов до приёма пищи лётным экипажем, должно подчиняться определённым стандартам. Свои правила есть у номеров рейсов авиакомпаний.
В мире существует две глобальные и несколько региональных систем кодирования названий авиакомпаний. Основые ICAO и IATA. Первую используют лётчики и авиадиспечеры. Код — это четыре латинские буквы, имеющие строгую структуру, привязывающую эти данные к конкретному региону.
IATA — используются в системах бронирования и, например, пишутся на корешках авиабилетов. Цифры и буквы, которые вы видите на вашем посадочном талоне, не являются случайной комбинацией. Каждая авиакомпания использует определённую систему для обозначения букв и цифр на каждом рейсе.
Буквенная составляющая номера рейса довольно проста: она представляет перевозчика. Например, Delta обозначается как DL, American Airlines – как AA, а United Airlines – как UA. Здесь интересен пример «Аэрофлота». Код SU, используемый национальным перевозчиком, появился ещё в советские времена и расшифровывается как Soviet Union. При этом у «Аэрофлота» есть ещё код AFL, который практически не используется.
С числами сложнее. У каждой авиакомпании есть свои правила о том, как составлять номера, но ни одна не может использовать более четырёх цифр для обозначения рейса. Номер рейса должен помещаться в диапазоне чисел от 1 до 9999.
Как правило, номера рейсов на север и на восток — чётные, а на юг и запад — нечётные, но бывают и исключения. Авиакомпании обычно делают номер обратного рейса на одну цифру больше, чем номер исходящего рейса. Например, Utair выполняет рейс из московского Внуково в Краснодар — это UT523. Номер обратного рейса будет UT524.
Как правило, чем меньше номер рейса, тем важнее маршрут для авиакомпании. Рейс из аэропорта Джона Кеннеди в лондонский Хитроу — главный для Delta и обозначается как DL1. Британская столица была первым международным пунктом назначения этого авиаперевозчика, правда, тогда рейс выполнялся из Атланты.
Есть несколько номеров рейсов, которые вы никогда не встретите. Чтобы не создавать путаницу с моделью самолёта Boeing-757, вылетам не присваивают номер 757. Кроме того, исключительно из суеверия, компании ни за что не будут выполнять рейсы 13 или 666. Только Finnair оказались выше своих страхов и несколько раз отправляли рейс 666 в пятницу, 13-го (последний раз в октябре 2017 года). Вылет из Копенгагена в Хельсинки (аэропорт обозначается как HEL, что созвучно с английским hell – «ад») прошёл более чем успешно.
В России у авиакомпаний также встречаются русскоязычные двухбуквенные код. Кроме того, в России у авиакомпаний, совершающих внутренние рейсы, также встречаются русскоязычные двухбуквенные коды. Например, авиакомпания «Алроса» — это ЯМ, «Северсталь» — Д2, а «Ижавиа» — ИЖ. Бывает и так, что у таких авиакомпаний нет кода IATA — он им просто не нужен, так как эти перевозчики не летают за границу.
Ещё одна интересная особенность кодов IATA — дубли. Например, код российского лоукостера «Победа» — DP. Точно такие же буквы использует и британский перевозчик First Choice Airways, специализирующийся на полётах по курортным направлениям.
Коды могут задублить, если на момент регистрации авиакомпании, она не осуществляет и планирует в обозримом будущем осуществлять рейсы по направлениям, куда летает её «двойник» (чтобы избежать путаницы). Правда, система иногда даёт сбои. В случае с той же «Победой» и First Choice Airways — сейчас в маршрутной сети обоих перевозчиков есть кипрские Ларнака и Пафос, а также турецкая Анталья. Но перепутать рейсы туристам всё равно сложно: First Airways — чартерный перевозчик из Британии, «Победа» — лоукостер из России, айдентика у обоих компаний на данный момент не пересекается даже в цветах.
Вообще проблема дублей связана с связана с дефицитом двухбуквенных кодов IATA — сочетание двух латинских букв не может дать более 576 уникальных вариантов. Цифры в составе кода увеличивают общее число возможных вариантов примерно до 1000, но это не решает проблемы в целом из-за большого количества авиакомпаний-перевозчиков.
Как читать авиабилеты
Автор Vladimir
Как читать бронь билета (электронного или бумажного)
Бронь билета представляет собой вот такой набор символов:
1 IVANOV/IVAN MR
2 AF2899 L 20JUN 3 LEDCDG HK1 0650 2 0720 0850 *1A/E*
3 AF 024 L 20JUN 3 CDGIAD HK1 1220 2E 1320 1555 *1A/E*
4 AF 025 L 20SEP 4 IADCDG HK1 1750 1850 0820+1 *1A/E*
5 AF2698 L 21SEP 5 CDGLED HK1 0920 2B 0950 1505 *1A/E*
6 AP NEWWORKCITY
Внимание! Во всех билетах всегда указывается местное время пункта вылета и прилета.
3. Следующий рейс (в этом примере из Парижа (CDG) в Вашингтон (IAD). Это означает, что в Нью-Йорк вы летите через Париж.
4. Рейс из Вашингтона в Париж. Обозначение 0820+1 – это значит, что вы прилетаете в Париж на следующий день (т.к. летите по солнцу).
5. Рейс из Парижа в Санкт-Петербург.
Краткое обозначение авиакомпаний (двухбуквенные коды)
Краткое обозначение аэропортов (IATA-коды)
Цифровые коды авиабилетов авиакомпаний (первые 3 цифры)
Как читать авиабилеты
3. X/O (Стоповер). Если в данном пункте происходит остановка по маршруту более чем на 24 часа («стоповер»), то это поле пусто или «О». Если же данный пункт является пунктом транзита, то напротив данного пункта стоит «Х».
4. CARRIER (Перевозчик). Двухбуквенный код авиакомпании-перевозчика в системе IATA (Международная Ассоциация Авиаперевозчиков).
5. FLIGHT (Номер рейса).
7. DATE (Дата вылета). Дата вылета по данному купону.
Сокращенные наименования месяцев:
январь JAN февраль FEB март MAR
апрель APR май MAY июнь JUN
июль JUL август AUG сентябрь SEP
октябрь OCT ноябрь NOV декабрь DEC
8. TIME (Время вылета). Всегда указывается местное время пункта вылета.
10. FARE BASIS (Вид тарифа). Буквенно-цифровое обозначение тарифа по данному купону.
11. NOT VALID BEFORE/NOT VALID AFTER (Не действителен до / Не действителен после). Дата, раннее которой и позднее которой, соответственно, нельзя лететь по данному полетному купону (если правила тарифа допускают изменения дат). Для большинства «жестких» льготных тарифов обе даты совпадают с датой вылета по данному купону. Если графы пустые, то это означает, что данный билет действителен как минимум год.
13. FARE CALCULATION (Расчет тарифа). В данной графе приведен подробный расчет тарифа по всему билету. Расчет состоит из трехбуквенных кодов городов, двухсимвольных кодов перевозчиков и тарифных компонентов в NUC (нейтральных единицах расчета). Здесь же расшифровывается сборная такса (аэропортовые и топливные сборы), если все сборы не помещаются в графы 17. В графе может находиться служебная информация: курсы пересчета нейтральных единиц, валют, различные ограничительные надписи (если последние не поместились в графы 22 и 25).
15. TOTAL (Всего). Полная стоимость билета (тариф плюс аэропортовые и топливные сборы) в валюте пункта выписки билета. В России для разных авиакомпаний это могут быть как рубли РФ и евро, так и доллары США. В случае, если билет выписан по конфиденциальному тарифу, то в этой графе сумма может быть не указана (заменяется на значок «IT» или «FORFAIT»).
16. EQUIV/FARE PD (Уплачен эквивалент тарифа). Эквивалент тарифа в валюте пункта выписки (если валюта пункта выписки отличается от валюты пункта начала перевозки). Курс пересчета должен быть отражен или в графе 22 или 25 или 13.
17. TAX (Таксы). Двухбуквенное обозначение и сумма аэропортового сбора в валюте пункта выписки. Если все аэропортовые сборы не помещаются в графы 7, то в последней графе указывается «сборная» такса (сумма всех оставшихся), а ее расшифровки приводится в графе 13.
18. FORM OF PAYMENT (Форма оплаты).
Форма оплаты, в которой был оплачен билет. Наиболее распространенные: CASH (наличные), INVOICE или INV (безналичная оплата), CC—номер кредитной карты—.
20. AIRLINE DATA (Для отметок авиакомпании). Буквенно-цифровой номер (код) бронирования (PNR CODE).
21. Поле валидатора.
Уникальный «штамп» агентства. Должен содержать название агентства, его краткий адрес, уникальный номер офиса (в России номера ИАТА аккредитованных агентств должны начинаться на 922). Буквенно-цифровая референция агента выписавшего билет. Дата выписки билета.
25. ADDITIONAL ENDORSEMENT/ RESTRICTIONS (Дополнительные ограничения). Только для ручных бланков. Содержит информацию, не вместившуюся в графы 13 и 22.
26. TOUR CODE (Код тура). Некое условное обозначение применяемое для групповых и конфиденциальных тарифов.
21. Поле валидатора.
Уникальный «штамп» агентства. Должен содержать название агентства, его краткий адрес, уникальный номер офиса. Дата выписки билета.