что значат знаки в нотах
Нотное письмо
Нотное письмо — общепринятая система записи звуков в виде специальных знаков (нот) на нотном стане.
Нотное письмо является универсальным языком общения музыкантов всего мира, помогает запечатлеть собственные сочинения и, конечно же, прикоснуться к культурному наследию многовековой музыкальной истории.
Как невозможно нарисовать картину без холста, так и нотное письмо невозможно без нотного стана.
Нотный стан
Нотный стан — представляет собой пять параллельных горизонтальных линий, на которые наносятся: ноты (1), паузы (2), знаки альтерации (3), ключи (4), размеры (5), такты (6) и т.д. Нотный стан может иметь по пять нижних (7) и верхних (8) добавочных линий.
Нота — специальный знак на нотном стане характеризующий высоту звука и его длительность, имеет вид: овала, овала со штилем, закрашенного овала со штилем и флажком. Все это указывает на длительность звучания ноты: целая, половинная, четвертная, восьмая, шестнадцатая, тридцатьвторая.
Существуют так же знаки увеличения длительности ноты: точка, две точки, фермата, лига. Одна точка — увеличение длительности ноты на ее половину основной длительности. Две точки — увеличение длительности ноты на половину плюс на четверть от основной длительности. Лига — связывает ноты одинаковой высоты, обозначается дугообразной линией.Фермата — указывает на «неограниченную» длительность ноты (в разумных пределах), изображается небольшим полукругом с точкой.
Пауза
Пауза — специальное обозначение, на нотном стане, указывающее на отсутствие звучания инструмента. Подобно нотам пауза имеет свою продолжительность и знаки корректировки длительности. Пауза бывает: целая (длинною в такт), половинная, четвертная, восьмая, шестнадцатая, тридцатьвторая.
Звукоряд. Тон. Полутон
Прежде чем продолжить, внесем ясность в понятия: звукоряд, тон, полутон.
Помимо длительности, каждая нота в звукоряде имеет свое название и место (ступень). Расстояние между нотами определяется тоном или полутоном. Один звукоряд (октава) содержит 12 звуков (7 нот): До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.
Октава | |||||||||||
До | До# | Ре | Ре# | Ми | Фа | Фа# | Соль | Соль# | Ля | Ля# | Си |
До | Ре | Ми | Фа | Соль | Ля | Си | |||||
Полутон | |||||||||||
Тон |
Знаки альтерации
Альтерация — специальный знак, на нотном стане, указывающий на повышение или понижение звучания ноты на полутон (тон). Существует пять знаков альтерации: диез — повышение на полутон; дубль-диез — повышение на тон; бемоль — понижение на полутон; дубль-бемоль — понижение на тон; бекар — отмена знаков альтерации.
Ключ — специальный знак, облегчающий чтение нот на нотном стане, указывающий на определенную ноту, от которой ведется отсчет других нотных знаков музыкального произведения. В нотном письме различают три основных ключа:скрипичный — Соль, басовый — Фа, альтовый — До.
Такт. Размер. Ритм. Темп. Динамические оттенки
Такт — область на нотном стане между двумя вертикальными линиями. Затакт — неполный такт, при этом последний такт так же может быть не полным.
Размер — количество сильных и слабых долей образующих такт. Доля бывает: сильная и слабая. Сильная доля — наиболее акцентируемая нота при игре. Слабая доля — менее акцентируемая нота соответственно.
Размеры подразделяются на простые и сложные. Простой размер: 2/4, 3/4, 4/4. Сложный размер, как правило, составной из двух одинаковых или разных простых размеров: 6/8 + 6/8 = 12/8.
Ноты, поделенные на такты с указанием размера, не могут передать настроение музыкального произведения без ритмического рисунка, темпа исполнения с его динамической окраской и динамического оттенка звучания. В нотном письме, учтен и этот момент.
Ритм — последовательность нот объединенных в ритмические группы на основе их длительности. Основными делениями являются: целые, половинные, четвертные, восьмые, шестнадцатые ноты и т.д. Альтернативные виды деления: дуоль, квартоль, триоль, квинтоль, секстоль, септоль. При делении на несколько частей, полученные длительности занимают равномерное суммарное время звучания исходной ноты.
Темп — скорость исполнения музыкального произведения. Как правило, темпы делят на три группы: медленные,умеренные, быстрые.
Медленные темпы | Умеренные темпы | Быстрые темпы | |||
Итальянский | Русский | Итальянский | Русский | Итальянский | Русский |
Largo | Широко | Andante | Спокойно, не спеша | Allegro | Скоро |
Lento | Протяжно | Andantino | Чуть подвижнее, чем Andante | Vivo | Живо |
Adagio | Медленно | Moderato | Умеренно | Vivace | Живо |
Grave | Тяжело | Sostenuto | Сдержанно | Presto | Быстро |
Allegretto | Оживлённо | Prestissimo | Очень быстро | ||
Allegro moderato | Умеренно скоро |
Динамические оттенки темпа — указывают на замедление или ускорение темпа игры.
Оттенки движения | Динамические оттенки движения | Другие обозначения | |||
Итальянский | Русский | Итальянский | Русский | Итальянский | Русский |
Molto | Очень | Ritenuto | Сдерживая | a tempo | в темпе |
Assai | Весьма | Ritardando | Запаздывая | tempo primo | вернуться в первоначальный темп |
Con moto | С подвижностью | Allargando | Расширяя | tempo I | первоначальный темп |
Commodo | Удобно | Rallentando | Замедляя | I’istesso | В том же темпе |
Non troppo | Не слишком | Accelerando | Ускоряя | ||
Non tanto | Не столь | Animando | Воодушевляя | ||
Meno mosso | Менее подвижно | Stringendo | Ускоряя | ||
Più mosso | Более подвижно | Stretto | Сжато | ||
Sempre | Всё время |
Динамический оттенок — уровень громкости исполнения музыкального произведения или его части.
Постоянная громкость | Изменение громкости | Смена громкости | ||||
Итальянский | Сокращение | Русский | Итальянский | Русский | Итальянский | Русский |
fortissimo | ff | Очень громко | crescendo | Усиливая | più forte | Более громко |
forte | f | Громко | poco a poco crescendo | Мало-помалу усиливая | meno forte | Менее громко |
mezzo forte | mf | Средняя громкость | diminuendo | Стихая | sforzando (sf) | Резкое ударение звуков |
mezzo piano | mp | Средне-тихо | poco a poco diminuendo | Мало-помалу стихая | ||
piano | p | Тихо | smorzando | Замирая | ||
pianissimo | pp | Очень тихо | morendo | Замирая |
Мелизмы
Форшлаг — короткий звук, исполняемый пред основной нотой, одиночный или состоящий из нескольких звуков.Одиночный форшлаг — маленький знак восьмой ноты с перечеркнутым флажком. Для обозначения форшлага состоящего из нескольких нот используют маленькие шестнадцатые ноты без перечеркнутых флажков.
Форшлаг бывает:
Мордент — мелизм, состоящий из трех нот: 1 — основная нота, совпадающей с украшаемой нотой; 2 — вспомогательная нота, отличается на секунду, 3 — основная нота, совпадает с изначальной нотой. Мордент бывает одиночный и двойной.
Трель — быстрое чередование двух соседних нот, основной и вспомогательной, как правило, находящейся на ступень выше.
Группетто — быстрое исполнение нот в определенной последовательности, как правило, на расстоянии секунды, замыкая игру конечной нотой обозначения.
Сокращенное нотное письмо
Сокращенное нотное письмо, упрощает чтение нот, особенно если используется большое число повторений одинаковых тактов с небольшими вариациями.
Реприза — повторение тактов. При этом если часть тактов изменяется, то используется вольта с цифрой, которая соответствует циклу повторения.
— Segno, специальная отметка, используемая с аббревиатурой Dal segno.
— Coda, окончание произведения, используется вместе с аббревиатурами D.S. и D.C.
— Da capo, указывает на переход в начало музыкального произведения, обычно используется с пояснением: al fine — до конца или al coda — до знака «кода».
— Dal segno, переход к знаку «Segno«, так же используется: al fine — до конца, al coda — до знака «кода».
— знак используется, если необходимо повторить один или несколько тактов.
— знак применяют для повторения мелодической фигуры в такте.
Для повторения ноты или аккорда используется следующая запись:
Тремоло — быстрое, равномерное, чередование двух звуков или созвучий:
Для удвоения ноты в октаву пишут цифру 8 — это значит, что к основной ноте необходимо добавить аналогичную ноту, звучащую на октаву выше:
Если необходимо играть ноты на октаву выше используется запись (8va —————¬), для игры на октаву ниже(8vb —————¬). Естественно исполняются только те ноты, над которыми проходит пунктирная линия. Если необходимо играть ноты на 2 октавы выше или ниже используется запись (15ma —-¬ или 15mb ——¬).
Приемы игры
Приемы игры — специальные методы исполнения нотной записи: легато, стаккато, арпеджио и глиссандо.
Легато — подразумевает под собой связное исполнение нотной записи, звучание нот согласовано и перетекает из одной в другую, обозначается специальной линией в виде дуги.
Стаккато — короткое отрывистое исполнение нот, указывается точкой над или под нотой. Стаккатиссимо — наиболее острое отрывистое исполнение нот, обозначается перевернутым треугольником.
Арпеджиато — быстрое исполнение нот аккорда снизу вверх или в обратном порядке, обозначается вертикальной волнистой линией.
Глиссандо, слайд — прием скольжения от одной ноты к другой.
Нотное письмо
Нота, длительности и их обозначения
(начертания), нотный стан
Нотным письмом называется исторически установившаяся система записи звуков особыми знаками – нотами (нота, латинское слово, в переводе означает знак).
Думаю, ноты все Вы видели и знаете, что они обозначаются кружочками, к некоторым добавляются палочки и другие детали. Давайте вкратце рассмотрим традиции.
Для определения высоты звука ноты размещаются на нотном стане (нотоносце). состоящем из пяти параллельных линий, представляющих вместе одну нотную строку. Счет линиям ведется снизу. В начале нотного стана ставится вертикальная нотная черта, соединяющая все пять линий. Она называется начальной чертой, при однострочной записи начальная черта может не ставиться.
Названия длительности звуков и их обозначения нотами
Ребра имеют тот же смысл, что и хвостики, и применяются для смыслового и логического объединения коротких нот в группы, чтобы не загромождать запись многочисленными закорючками и облегчить беглое чтение нот.
Ноты могут объединяться в группы
При соединении в группы нот разной высоты выбирается такое положение штилей и ребер, при котором окажутся «удовлетворены» большинство нот группы.
КЛЮЧИ
За каждой линией нотного стана условно закрепляется определенная высота звука. Но поскольку в мире много разных инструментов, которые играют слишком разных высотных областях, то в музыке употребляются несколько различных «точек отсчета» высоты. Это делается с помощью условного знака, который называется ключом.
Ключ ставится в начале нотного стана так, чтобы линия, от которой ведется отсчет в этом ключе, пересекала ключ в его узловой точке.
Ключ закрепляет за нотой, стоящей на этой линии, совершенно точную высоту (частоту звука и его название), от которой можно получить высоты и названия всех остальных звуков на нотном стане.
Скрипичный (ключ Соль). Он обозначает на второй линии высоту звука соль первой октавы. Узловая точка ключа находится в центре его спирали, то есть, он должен как бы «наматываться» на вторую линию нотоносца.
Басовый (ключ Фа). Обозначает на четвертой линии высоту звука фа малой октавы. Две жирных точки, входящие в его изображение, должны охватывать четвертую линию.
Это и есть два наиболее употребительных ключа. Для написания нот для некоторых инструментов в применении остаются еще два ключа, вернее, один, но в двух вариантах.
Ключ До двух видов: альтовый и теноровый:
В нотном письме пользуются различными ключами для того, чтобы избежать большого количества добавочных линий; это облегчает чтение нот.
ЗНАКИ АЛЬТЕРАЦИИ
Как было сказано ранее, повышение и понижение основных нот называется альтерацией. Знаков альтерации пять: диез, дубль-диез, бемоль, дубль-бемоль и бекар. Они пишутся следующим образом:
Действие знаков альтерации на высоту нот такое:
По «радиусу действия» знаки альтерации различаются на «ключевые» и «встречные» или «случайные». Первые ставятся сразу целой группой рядом с ключом, справа от него, каждый на своей линейке. Ключевые знаки действуют на все ноты по своей линейке, которые могут встретиться на протяжении произведения, и даже невзирая на октаву. Например, ключевой диез «фа» будет повышать все поголовно ноты «фа», во всех октавах и на всей длине пьесы. Встречные же знаки действуют только на своей линейке, только в своей октаве и только в течение одного такта (как дорожные знаки действуют только до первого перекрестка). Например, встречный бекар может отменить действие даже ключевого знака, но только на текущий такт и только на этой линейке. Встречные знаки ставятся слева от головки той ноты, которую требуется альтерировать. Это видно на нижеследующем рисунке.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ К НОТАМ, УВЕЛИЧИВАЮЩИЕ ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ЗВУКОВ
Кроме основных длительностей, с которыми мы уже знакомились, в нотном письме применяются еще знаки, увеличивающие длительности.
а) Точка, увеличивающая данную длительность на ее половину; она ставится справа у головки ноты:
б) Две точки, увеличивающие данную длительность на половину и еще на четверть ее основной длительности:
в) Лига, дугообразная линия, связывающая стоящие рядом нотные длительности одинаковой высоты:
(продолжительность данных длительностей будет равна их сумме)
г) Фермата, знак, обозначающий неопределенно сильное увеличение длительности. Почему-то многие улыбаются, при знакомстве с этим знаком. Да, действительно, длительность нот надо увеличивать, но все это делается в разумных пределах. А то ведь можно и так увеличить: «. а дальше я завтра сыграю». Фермата представляет собой небольшой полукруг с точкой в середине изгиба:
Фермата, как и лига, может ставиться над или под нотой, смотря по графической ситуации, и соответственно, быть обращена к головке ноты «раскрытыми объятиями», то есть, может переворачиваться вверх ногами.
ПАУЗЫ
Перерыв в звучании называется паузой. Продолжительность пауз измеряется такими же длительностями, как и ноты:
Для увеличения длительностей пауз применяются точки и ферматы, так же как для нот. Значение их в этом случае такое же. Только вот лиги для пауз не применяются. Если есть необходимость, Вы можете ставить подряд несколько пауз, и больше ни о чем не заботиться.
ЗАПИСЬ ДВУХГОЛОСИЯ. ЗАПИСЬ МУЗЫКИ
ДЛЯ ФОРТЕПИАНО. АККОЛАДА. ЗАПИСЬ МУЗЫКИ ДЛЯ
АНСАМБЛЕЙ И ХОРА.
Не пугайтесь такого большого заголовка. Так как эта тема довольно-таки специфична, я не буду останавливаться на ней подробно. Так, в общих чертах.
ЗНАКИ СОКРАЩЕНИЯ НОТНОГО ПИСЬМА
Для упрощения и сокращения нотного письма применяется ряд знаков:
а) Знак переноса на октаву выше или на октаву ниже написанной музыки, для избежания большого количества добавочных линий, усложняющих чтение нот. Перенос на октаву вверх (или вниз) прекращается там, где кончается пунктир.
При переходе к заключению раньше окончания всей повторяемой части пишут: Da capo al segno poi coda, что значит: с начала до знака, потом кода (Слово кода означает заключение).
1. При повторении какого-либо такта один или несколько подряд пишут знак:
2. При повторении какой-либо мелодической фигуры в одном такте один или несколько раз, ее не выписывают, а заменяют чертами, соответствующими ребрам длительностей
3.Повторяющийся звук или аккорд обозначается следующим образом:
При повторяющемся звуке в тремоло общая длительность предполагаемой фигуры обозначается соответствующей нотой, а черточки обозначают, какими длительностями должна быть исполнена фигура.