что заставляет нас делать выбор в пользу добра

§ 12. Мораль (продолжение)

Что заставляет нас делать выбор в пользу добра

Как уже отмечалось, для нравственных отношений характерна автономная регуляция, т.е. уровень этих отношений во многом зависит от воли самих субъектов (участников). Человек всегда имеет свободу выбора: либо он разделяет моральные ценности данного общества и добровольно выбирает линию нравственного поведения, либо своими поступками бросает вызов общественному мнению и общественной морали. Главный мотив и судья в нравственных отношениях — совесть. Именно она не даёт человеку покоя («муки совести») за совершённые неблаговидные поступки, даже когда о них никому не известно. Если стыд — чувство, направленное вовне, выражающее ответственность человека перед другими людьми, то совесть направлена вовнутрь личности и является выражением её ответственности только перед собою.

В этике совесть, так же как добро, зло, справедливость, долг, честь, достоинство, относится к моральным категориям. Выделяют также моральные принципы, например принцип гуманизма. Принципы морали служат основой для наполнения моральных норм конкретным содержанием. Ещё одним компонентом выступают нормы морали — формы нравственного требования, определяющие поведение людей в различных ситуациях.

что заставляет нас делать выбор в пользу добра. Смотреть фото что заставляет нас делать выбор в пользу добра. Смотреть картинку что заставляет нас делать выбор в пользу добра. Картинка про что заставляет нас делать выбор в пользу добра. Фото что заставляет нас делать выбор в пользу добра

Современная жизнь на каждом шагу ставит человека перед множеством разнообразных ситуаций, в которых ему приходится принимать решения. Важно, чтобы ответственные решения принимались на основании гуманистических нравственных принципов. Например, приоритет спасения человека вообще, готовность немедленно помочь женщине или ребёнку; рискуя собственной жизнью, предотвратить аварию, последствия которой могут быть катастрофичны для окружающих и повлечь за собой невосполнимые потери значительных материальных ценностей.

Категории долга в морали отводится особенная роль. Не случайно этику довольно часто называют наукой о должном, подчёркивая её нормативный характер. Нравственный долг — это своеобразная точка пересечения морального сознания (мышления) личности с добровольным нравственным выбором и поступком. Существование долга как необходимость в определённом поведении не только не исключает, но и предполагает проблему его выбора. Именно выбор между «я хочу» и «я должен» и определяет уровень самосознания личности и её нравственную зрелость. Моральное сознание без нравственного поступка ничего не стоит. Нравственный долг выступает в качестве эталона по отношению к другим разновидностям долга (семейного, гражданского, профессионального).

Прогресс морали связан с постепенной реализацией гуманистических установок в человеческом общежитии: совершать добро и воздерживаться от зла, заботиться не только о личном, но и об общественном благе.

В жизни человек проходит несколько этапов самосознания, т. е. постижения содержания и направленности собственного внутреннего мира, своего «Я». Это постижение тесно сопряжено с таким понятием, как смысл жизни. Смысл жизни — сложная система внутренних духовных ценностей, ради достижения которых человек учится, работает, дружит и любит, создаёт семью, воспитывает детей, отдаёт сыновний (дочерний) долг родителям.

В смысле жизни сопряжены понятия высокого и низкого, благородного и подлого, любви и ненависти, храбрости и трусости, верности и предательства. Перечисленные категории, противостоящие друг другу, дают человеку возможность постоянно иметь в виду противоположные варианты поступков и линий поведения.

В этих же категориях оцениваются побуждение к действиям и содержание деятельности других людей («трус не играет в хоккей» — звучит рефреном в известной спортивной песне). Помимо отношения к непосредственному окружению, человек оценивает с нравственных позиций и вырабатывает своё отношение к таким сложным реалиям, как человечество, глобальные проблемы, история страны, историческая и современная культура и многое другое. Всё это в совокупности образует нравственную культуру личности. Нравственная культура — это степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества, показатель того, насколько глубоко требования нравственности воплотились в реальных поступках человека.

Побуждает людей к нравственным поступкам, помимо, говоря словами Канта, внутреннего закона внутри нас, и сила общественного мнения — внешний регулятор морального поведения. Социум поддерживает силой общественного мнения побуждение к полезной деятельности и одновременно осуждает негативные действия.

Если по каким-то причинам человек систематически совершает действия, оказывающиеся в противоречии с образцами позитивного нравственного поведения, то он стремится найти поддержку в группах, следующих «перевёрнутым» нравственным образцам. В таких группах, чаще всего достаточно замкнутых и имеющих свои правила внутренней дисциплины, хорошее выдаётся за плохое, осмеивается, дискредитируется недоверием и прямым поношением. (Можете ли вы привести примеры таких групп?)

В отличие от закона, который поддерживается всеми возможностями государства, включая скрытое и явное принуждение, мораль опирается на доминирующие в обществе представления о «здоровом» или «больном» духе, на возведение в образец поступков, одобряемых большинством членов общества, на укоренившееся в сознании многих людей представление о том, «что такое хорошо и что такое плохо».

Большинством исследователей общественное мнение в наиболее общем значении толкуется как одобрение или неодобрение публично наблюдаемых позиций и поведения, которые выражаются определённой частью общества или обществом в целом. Оно представляет собой оценку значимых явлений общественной жизни.

Проблема общественного мнения имеет давнюю историю. В её основе лежат взгляды двух знаменитых древнегреческих философов — Протагора (ок. 490 — ок. 420 до н. э.), который определял «публичное мнение» как мнение большинства населения, и Платона, который полагал, что «публичное мнение» — мнение лишь аристократии. Эти позиции в дальнейшем получили своё развитие в социальной философской мысли. Сторонники первой позиции определяют общественное мнение как силу, с которой должны считаться, как инструмент участия народа в управлении государственными делами. Сторонники второй утверждают, что мнение господствующей элиты выступает как сила, воздействующая на население.

Подобно тому, как в общественном мнении концентрируются мнения, настроения и эмоции представителей различного рода групп, общностей и даже всего общества, в нём отражается и общее состояние массового сознания, базирующегося на нормах культуры, общих представлениях людей о должном, справедливом и прекрасном.

В подавляющем большинстве случаев актуальные экономические, политические, правовые, религиозные и иные проблемы, по которым формируется общественное мнение, имеют морально-этическую составляющую. В своё время на нравственную природу общественного мнения обращал внимание Г. Гегель.

Таким образом, общественное мнение, осуждая одни поступки и одобряя другие, выступает одной из важных форм социального контроля. Активность и значение общественного мнения определяются характером социальной структуры общества, уровнем развития нравственной культуры, демократических институтов и свобод.

В обществе всегда заметны бескорыстные люди из самых разных социальных слоёв. Они готовы «работать за идею», жертвуя личными удобствами ради интересов своей социальной группы или общества в целом. Нередко они рискуют не только собственным благополучием, но и жизнью. Таких людей в обществе считают подвижниками или героями. Поведение этих ярких личностей подкрепляет убеждение в правоте позитивных нравственных установок и необходимости осуждения негативных тенденций и образцов человеческого поведения. (Приведите примеры таких личностей.)

Однако немало и тех, кто сосредоточил свои интересы преимущественно на личном благополучии и готов добиваться его любой ценой, «перераспределяя» в свою пользу материальные ценности, общественное признание, авторитет. Один из истоков коррупции в нашем обществе связан со стремлением получить материальные и иные блага, используя своё служебное положение. Как правило, это достигается за счёт двусмысленных формулировок в законах и инструкциях, отсутствия в них чётких требований, либо практикой сохранения безнаказанности за неисполнение того, что требуют закон, нормы нравственности и здравый смысл. Усложнение бюрократических процедур также способствует созданию «оперативного простора» для социальных хищников. Они в состоянии безбедно жить и цинично действовать до тех пор, пока общественное мнение, осуждающее их, не получает поддержки закона и государства.

Значительное влияние на общественное мнение в обсуждении жизненно важных для социума проблем оказывают СМИ и гражданская позиция видных представителей отечественной интеллигенции, чей нравственный авторитет позволяет считать их совестью общества.

Источник

Обществознание. 10 класс

Конспект урока

Обществознание, 10 класс

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

Мораль – это совокупность норм и принципов поведения, особая форма общественного сознания способное регулировать действия и поступки человека.

Моральный поступок — это высоконравственное сознательное действие, соответствующее правилам морали.

«Золотое правило нравственности» — общее этическое правило, которое можно сформулировать как «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе».

Гуманизм — этическая жизненная позиция, утверждающая, что люди имеют право в свободной форме определять смысл и форму своей жизни.

Нравственность – это внутренние духовные качества человека, основанные на идеалах добра, чести, долга, справедливости, проявляющиеся в отношении к людям и природе.

Нравственные (моральные) ценности — это то, что еще древние греки именовали «этическими добродетелями».

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Учебник «Обществознание» для 10 класса авторов: Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебникова, М.В. Телюкина. Москва. Издательство «Просвещение», 2014.

Клименко А. В., Румынина В. В. Обществознание в вопросах и ответах: Учебное пособие для старшеклассников и поступающих в вузы. — М., 199

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Особую роль в регулировании жизни общества и поведения его членов играет мораль. Мораль (от лат. moralitas — относящийся к нраву, характеру, складу души, привычкам; и лат. mores — нравы, обычаи, мода, поведение) — форма общественного сознания, в которой находят свое отражение взгляды и представления, нормы и оценки поведения отдельных индивидов, социальных групп и общества в целом.

Существуют следующие виды моральных норм:не лги, не завидуй, не обижай слабого, уважай старших, не предавай, помогай нуждающимся.

Стоит заметить, что мораль регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни, поддерживая и санкционируя определенные общественные устои, строй жизни, общение людей. Однако содействие регуляции социального поведения людей не является единственной функцией морали.

Люди в обществе связаны многообразными отношениями. Взрослый человек, как правило, имеет профессиональные обязанности, требующие навыков, добросовестного выполнения поставленных задач, внимательного отношения к возможным негативным последствиям своей работы. Так, лётчик стремится благополучно доставить до пункта назначения пассажиров, врач — помочь и при этом не навредить пациенту, учитель — привить любовь к знаниям и не оттолкнуть учеников от своего предмета безжизненной сухостью изложения учебного материала.

Подобная деятельность регулируется специальными инструкциями, правилами, уставами.

Как известно, жизнь человека не сводится только к профессиональной деятельности. Большое место в ней занимают рождение и воспитание детей, отношения в быту между мужем и женой, отношения детей к родителям и другим родственникам.

Наконец, существуют духовные регуляторы повседневных отношений между людьми в дружбе, в любви, в привязанностях, в повседневных контактах.

Образцы правильного (точнее, должного, нужного) поведения, считающегося в данном обществе нравственным (например, проявление альтруизма, т.е. самопожертвования ради выживания семьи, рода; упорядочение половых связей), обычно через систему воспитания, подражания внушаются всем членам сообщества.

Эти образцы в дальнейшем закрепляются в качестве моральных норм, нравственных принципов, правил, законов и становятся обязательными для всех. Как отмечают учёные, мораль даже в условиях усложнения общественной жизни сохраняет в своей основе основополагающие ценности (равенство, миролюбие, забота), которые на ранних этапах проявили свою значимость на основе родовых связей.

Отличие морали от других социальных норм:

исполняются в силу личных внутренних побуждений человека;

не требует организованной принудительной силы для исполнения;

обеспечиваются совестью и общественным мнением;

не ограничиваются этническими, групповыми и другими рамками рамками;

формируются только в сознании людей и формально не закреплены;

являются жизненным ориентиром в стремлении человека к самосовершенствованию.

Разбор типового тренировочного задания

1.Выберите верные суждения о морали и запишите цифры, под которыми они указаны

1) Моральные нормы отражают потребности общества.

2) Мораль всегда формализована в нормативных правовых актах.

3) Мораль помогает человеку оценивать события общественной жизни.

4) Основой морали является внутренняя мотивация человека и его самоконтроль.

5) Мораль всегда обеспечивает взаимопонимание людей в социуме.

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

2.Вставьте пропущенное слово (словосочетание

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

Источник

Данный урок подготовила Юнусова Левадие Назимовна
учитель обществознания и истории

Цель урока: Подвести обучающихся к пониманию причин, сущности, основных мероприятий морали.

Образовательная: овладение учащимися знаниями о новой экономической политике. Формирование мировоззренческой, политической оценки правил морали и нравственности.

Развивающая: продолжить формирование умений давать сравнительную характеристику исторических событий, работать с историческими документами, делать выводы.

Воспитательная: воспитание чувства гуманизма, уважения, толерантности.

Тип урока: изучение нового материала

Основные понятия: мораль, нравственность, моральные нормы.

Оборудование: проектор, компьютеры с доступом в Интернет

Оформление доски: записана тема рока, план изучения новой темы, новые слова домашнее задание

Форма урока: лабораторное занятие с элементами дискуссии

2.Проверка домашнего задания и подготовка к восприятию нового материала.

3. Изучение нового материала

ПРОВЕРИТЬ ПРЕЗЕНТАЦИИ ПО ТЕМАМ МАССОВАЯ, ЭЛИТАРНАЯ, НАРОДНАЯ КУЛЬТУРЫ.

1.КАК ВОЗНИКЛА МОРАЛЬ.

2.УСТОЙЧИВОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ МОРАЛЬНЫХ НОРМ.

3. ЧТО ЗАСТАВЛЯЕТ НАС ДЕЛАТЬ ВЫБОР В ПОЛЬЗУ ДОБРА.

— Давайте исходя из плана сформулируем цель нашего урока. (Узнаем что такое мораль, для чего она существует, каковы ее признаки, что представляет собой нравственный человек.)

— Итак, с чего начнем? (С определения мораль)

— И так право тоже контролирует поведение человека.

— Что объединяет эти понятия, а что отличает?

приведите примеры, где человек сталкивается с моралью и правом. (Н-р. Катя доверила подруге важный секрет, а подруга Маша рассказала о нем всему классу – мораль). Вадим угнал автомобиль, и совершая очередной угон, он был задержан сотрудниками милиции (право).

— Давайте сравним этих два регулятора жизни- право и мораль и заполним результат в таблице.

— На доске представлен шаблон таблицы, перенесите ее в тетрадь.

-Термин «мораль» впервые встречается во 2 веке в трудах древнеримского юриста, политика и философа Цицерона. Но определенные правила поведения существовали задолго до появления самого термина «мораль».

Еще в VI веке до н.э. Конфуцием было сформулировано «золотое правило», которое гласит:

Не делай другому того, чего себе не желаешь.

(как надо поступать)

практические поступки людей

2.УСТОЙЧИВОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ МОРАЛЬНЫХ НОРМ.

Моралью принято называть систему норм, идеалов, принципов в обществе и ее выражение в реальной жизни людей. Без такой системы жизнь человека не представляется возможной. Негласная мораль существовала во все времена, ведь издавна люди знают о красоте, добре, истине, о справедливости. Мораль дает возможность судить о людях, оценивать их действия с точки зрения нравственности. Данное понятие изучает этика – философская дисциплина, теория морали. Но нужно помнить, что этика отличается от других наук: любая наука интересуется тем, что есть в реальности, этика же — тем, что должно быть. Этика предписывает нормы, оценивает поступки.

Моральные нормы отличаются от обычаев и правовых норм. Обычаи различны, а мораль универсальна, она диктует общие для всего человечества нормы. Что же касается правовых норм, то они санкционируются государством, а мораль основана прежде всего на личных убеждениях и на общественном мнении. Но мораль тесно связана с правовыми нормами, ведь она осуждает убийство, воровство, ложь, прелюбодеяние, как и правовые нормы, запрещающие это во всем мире. Но часто мораль и право конфликтуют: например, человек украл дорогое лекарство, чтобы спасти жизнь близкому человеку. Право запрещает, а мораль нет, ведь человек считал данный поступок своим моральным долгом.

Моральные нормы развиваются и изменяются, как постоянно развивается и изменяется общество. К изменениям приводит усложнение социальных структур общества.

Все религии предлагают набор моральных заповедей, которые обязательны для исполнения всеми верующими. Религия выводит мораль из откровения Бога, а неисполнение данных Богом норм трактует как грех. Например, убийство, воровство осуждаются любой их трех мировых религий.

У моральных норм, как и у морали, три основных функции: регулятивная, оценочная и воспитательная.

Моральные нормы подвержены изменчивости, так как общественные взгляды постоянно меняются, изменяются все сферы жизни человека.

Таким образом, сделаем вывод: моральные нормы затрагивают все сферы человеческой жизни и деятельности. Моральные нормы способны изменяться, но существуют и те, что остаются устойчивыми на протяжении долгого времени, например, моральные заповеди в ведущих религиях.

Что заставляет нас делать выбор в пользу добра

Как уже отмечалось, для нравственных отношений характерна автономная регуляция, т.е. уровень этих отношений во многом зависит от воли самих субъектов (участников). Человек всегда имеет свободу выбора: либо он разделяет моральные ценности данного общества и добровольно выбирает линию нравственного поведения, либо своими поступками бросает вызов общественному мнению и общественной морали. Главный мотив и судья в нравственных отношениях — совесть. Именно она не даёт человеку покоя («муки совести») за совершённые неблаговидные поступки, даже когда о них никому не известно. Если стыд — чувство, направленное вовне, выражающее ответственность человека перед другими людьми, то совесть направлена вовнутрь личности и является выражением её ответственности только перед собою.

В этике совесть, так же как добро, зло, справедливость, долг, честь, достоинство, относится к моральным категориям. Выделяют также моральные принципы, например принцип гуманизма. Принципы морали служат основой для наполнения моральных норм конкретным содержанием. Ещё одним компонентом выступают нормы морали — формы нравственного требования, определяющие поведение людей в различных ситуациях.

Побуждает людей к нравственным поступкам, помимо, говоря словами Канта, внутреннего закона внутри нас, и сила общественного мнения — внешний регулятор морального поведения. Социум поддерживает силой общественного мнения побуждение к полезной деятельности и одновременно осуждает негативные действия.

Если по каким-то причинам человек систематически совершает действия, оказывающиеся в противоречии с образцами позитивного нравственного поведения, то он стремится найти поддержку в группах, следующих «перевёрнутым» нравственным образцам. В таких группах, чаще всего достаточно замкнутых и имеющих свои правила внутренней дисциплины, хорошее выдаётся за плохое, осмеивается, дискредитируется недоверием и прямым поношением. (Можете ли вы привести примеры таких групп?)

В отличие от закона, который поддерживается всеми возможностями государства, включая скрытое и явное принуждение, мораль опирается на доминирующие в обществе представления о «здоровом» или «больном» духе, на возведение в образец поступков, одобряемых большинством членов общества, на укоренившееся в сознании многих людей представление о том, «что такое хорошо и что такое плохо».

Проблема общественного мнения имеет давнюю историю. В её основе лежат взгляды двух знаменитых древнегреческих философов — Протагора (ок. 490 — ок. 420 до н. э.), который определял «публичное мнение» как мнение большинства населения, и Платона, который полагал, что «публичное мнение» — мнение лишь аристократии. Эти позиции в дальнейшем получили своё развитие в социальной философской мысли. Сторонники первой позиции определяют общественное мнение как силу, с которой должны считаться, как инструмент участия народа в управлении государственными делами. Сторонники второй утверждают, что мнение господствующей элиты выступает как сила, воздействующая на население.

Подобно тому, как в общественном мнении концентрируются мнения, настроения и эмоции представителей различного рода групп, общностей и даже всего общества, в нём отражается и общее состояние массового сознания, базирующегося на нормах культуры, общих представлениях людей о должном, справедливом и прекрасном.

Таким образом, общественное мнение, осуждая одни поступки и одобряя другие, выступает одной из важных форм социального контроля. Активность и значение общественного мнения определяются характером социальной структуры общества, уровнем развития нравственной культуры, демократических институтов и свобод.

Значительное влияние на общественное мнение в обсуждении жизненно важных для социума проблем оказывают СМИ и гражданская позиция видных представителей отечественной интеллигенции, чей нравственный авторитет позволяет считать их совестью общества.

Альтруизм — нравственный принцип, предполагающий милосердие к другим людям, желание приносить им благо.

Нравственность — внутренняя установка человека, побуждающая его действовать по совести, опираясь на нормы морали.

написать эссе на тему: «Приходилось ли тебе когда-нибудь делать выбор между добром и злом?»

Источник

Выбор в пользу добра

Как сберечь в наших детях веру в справедливость и чувство собственного достоинства? Филолог и писатель Мариэтта Чудакова размышляет о той важной роли, которую в воспитании играют семья и книги.

что заставляет нас делать выбор в пользу добра. Смотреть фото что заставляет нас делать выбор в пользу добра. Смотреть картинку что заставляет нас делать выбор в пользу добра. Картинка про что заставляет нас делать выбор в пользу добра. Фото что заставляет нас делать выбор в пользу добра

Psychologies: С чем у вас связано слово «свобода»?

Мариэтта Чудакова: Я сразу вспоминаю Хлебникова: «Свобода приходит нагая, Бросая на сердце цветы, И мы, с нею в ногу шагая, Беседуем с небом на «ты»*. Это очень глубокая цитата, как бывает только у поэтов. Глубже, чем сам человек, может, думает. Представьте себе прекрасную семнадцати- или шестнадцатилетнюю девушку, которая вдруг, в силу вещей, оказалась среди толпы нагая. И от этой толпы зависит – или быстро ее прикрыть, прикрыть ее наготу, или надругаться над ней. Свобода приходит нагая, она приходит как возможность. И у нее нет защиты от злоупотреблений!

Что такое вообще свобода?

М. Ч.: Есть разные свободы. Свобода воли, свобода выбора между добром и злом, которая дана нам с рождения. Для меня это аксиома. Но если человек выбирает зло, он может стать рабом своего выбора, рабом зла. Так случилось со многими на наших глазах… И тогда эти люди оказываются в тисках своего выбора, они уже несвободны. А когда человек делает выбор в пользу добра, то он становится свободным, на мой взгляд. Так я сейчас подумала, отвечая на ваш вопрос.

Вы человек решительных поступков, твердых принципов, ясно выраженных мнений. Для меня и для очень многих вы олицетворяете свободного человека, человека без страха. Откуда в вас это ощущение?

М. Ч.: Не знаю, не знаю. Это природное, наверное, качество. Моя любимая пословица испанская: «Никто не может сказать «Я смел». Он может только сказать: «Я был смел». У меня отец дагестанец, и там действительно бояться, по крайней мере у мужчин, было не принято. Может, это как-то передалось от отца. Родители – я потом поняла это, с годами, – с необычайным уважением относились к детям (у меня две сестры и два брата). Приведу маленький пример. У меня была подруга, я с ней училась с пятого класса и до пятого курса на филфаке. Денег у нас в семье было заведомо меньше, чем у нее. Мне с собой давали копейки какие-то, и то я их отпихивала, а мне говорили: «Нет, возьми в буфет». Так вот, я почти всегда старалась за нее платить, знаете почему? Она рассказывала, что мама спрашивает у нее вечером: «Куда дела деньги?» Я не могла представить себе, чтобы в нашей нищей семье родители кому-то задали такой вопрос. Это было совершенно исключено! Или, например, чтобы сказали: ты врешь! Не принято было врать и не принято было наказывать детей. Мама ненавидела слово «наказывать», говорила: «Мои дети и так прекрасно знают, когда я недовольна ими, когда они меня обидели, – мне не надо для этого их наказывать». И никогда не заставляла просить прощения. Все как-то по-другому решалось.

Наверное, так они оберегали в детях чувство собственного достоинства?

М. Ч.: Да, пожалуй. Могу предполагать, что тут еще и генетика сказывается. Смешно, но я всегда своих стопроцентно русских друзей ругаю: «Чтобы вы поняли, что задели ваши чувства, вам надо долго объяснять». Если меня задели, так сказать, за живое, я слышу свой голос! Я не преувеличиваю: я не успеваю подобрать слова, придумать ответ – просто уже слышу свой голос со стороны… Я однажды целый семестр с отцом ездила на метро: я в университет, он на работу. Входим в Сокольниках на платформу, и тут его кто-то задел. Он резко обернулся, смотрел страшным взглядом. Я сказала: «Папа, ну с тобой просто ездить стыдно. Он же нечаянно тебя задел». Он ответил: «Дочка, ничего не могу сделать. У нас до мужчины пальцем нельзя дотронуться».

Начать работать головой!

В предисловии к своей книжке «для смышленых людей от 10 до 16 лет» Мариэтта Чудакова пишет: «Подумавши, пришла я к выводу, что эта книжка – все-таки не для каждого даже из смышленых. А только для таких, кто или уже любит и умеет анализировать, или хочет этому выучиться. А что это значит – «анализировать»? Ну, это прежде всего – думать. Работать головой. Пользоваться своим разумом как рабочим инструментом. Не довольствоваться одними эмоциями – типа «Не нравится и все!» Или – «А моя бабушка говорит, что. ». Но пытаться узнать и понять. Вам кажется, например, что кто-то поступил плохо, потому что причинил лично вам и вашим близким какое-то – и, может быть, очень чувствительное – неудобство. Но этого, должна вам сообщить по секрету, еще недостаточно для того, чтобы тут же его возненавидеть и начать поносить. (Хотя многим взрослым дяденькам и тетенькам у нас в России кажется, что совершенно достаточно.) Сначала нужно разобрать все происшедшее на составные части. Затем установить между ними причинно-следственные связи. Впрочем, прояснится все это дальше».

М. Чудакова «Егор» (Время, 2012).

Да, такое острое ощущение личного пространства.

М. Ч.: Известно же, что у англичан дистанция должна быть больше 30 сантиметров. Вот и у меня такая же привычка; если ко мне человек близко подойдет, я вообще разговаривать не могу. И когда я впервые попала в Америку и узнала слово privacy (до этого я по-английски читала научную литературу, но не знала такого слова), я воскликнула: «Ничего себе! Мне этого в России всегда не хватало, но я не знала, что есть для этого даже специальное слово. Хотя всегда очень остро чувствовала, что у нас никто не считается с privacy».

Как вы пережили расставание с иллюзиями? Это ведь тоже освобождение.

М. Ч.: Я помню точно этот момент! Три с половиной часа чтения доклада Хрущева, перевернувшие всю мою жизнь. Второй курс. Вышел секретарь партбюро и объявил, хорошо помню: «Будет сейчас зачитан документ ЦК КПСС. Обсуждению не подлежит». По аудитории, где было триста с лишним студентов, прокатился недовольный шумок: у-у-у-у-у. Не могло быть и речи, чтобы при жизни Сталина недовольство проявилось даже вот так, безымянно. В общем, тогда я вошла в аудиторию одним человеком, вышла – другим. Прекрасно помню слова, которые горели у меня в мозгу: «Нет, я никогда, никогда не пойду за идеей, которая требует миллионных жертв!» В моей семье отец и братья были коммунистами, а я из идейной комсомолки превратилась в убежденного идейного антикоммуниста. Но при этом убежденность и идейность во мне от отца. Так бывает.

Когда открылась страшная картина сталинских преступлений, как это подействовало на отца?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *