Что увеличивает собственный капитал предприятия
Что такое собственный капитал
В экономической науке и практике существует два определения сущности собственного капитала (СК):
Подход, основанный на первом определении находит отражение в некоторых НПА. Так, например, в п. 3 ст. 35 закона «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ указано, что в банковских и страховых организациях, а также в НПФ вместо чистых активов производится расчет собственного капитала. В п. 29 приказа Минсельхоза РФ от 20.01.2005 № 6 отмечено, что общепринятое понимание СК как разницы между стоимостью имущества и обязательствами фирмы соответствует сущности чистой стоимости имущества или чистых активов.
Таким образом, вполне правомерно рассматривать понятие чистых активов и собственного капитала как взаимозаменяемые либо являющиеся одной и той же экономической категорией, соответствующей объему имущества фирмы за вычетом обязательств.
Теперь о втором определении собственного капитала в балансе — это понятие (в соответствии с другой концепцией) содержит совокупность следующих показателей:
Можно отметить, что данным пунктам соответствуют строки 1310—1370 бухгалтерского баланса.
Многие эксперты считают данную концепцию традиционной. Подобный подход используется не только в РФ, но и в других странах мира (в этом случае зарубежными экономистами могут задействоваться показатели, близкие тем, которые присутствуют в строках российского бухгалтерского баланса).
Применение 1 или 2 подхода зависит от конкретной цели расчета собственного капитала. В частности, руководству компании может быть дана рекомендация задействовать тот или иной метод со стороны инвесторов, банков, принимающих решение по кредиту, либо собственников фирмы. Выбор того или иного подхода может зависеть от субъективных предпочтений менеджмента, влияния конкретной управленческой или научной школы на выработку руководством фирмы соответствующих решений.
Подход к определению понятия собственного капитала также предопределяется традициями, сложившимися в правовой и экспертной среде конкретного государства. В России, в принципе, распространены оба подхода. Возможные факторы выбора 1 либо 2 мы обозначили выше.
Традиционный метод расчета собственного капитала по балансу (формула)
Вычислить величину СК по традиционному методу очень просто. Для этой цели достаточно определиться с тем, какая цифра указана в строке баланса 1300.
Т. е. формула СК в данном случае такова:
Ск = стр. 1300.
Однако если говорить об интерпретации сущности собственного капитала как чистых активов, то расчет собственного капитала в балансе — это уже задача посложнее. Рассмотрим особенности ее решения.
РЕКОМЕНДАЦИЯ от экспертов «КонсультантПлюс»:
При расчете собственного капитала для целей учета расходов по контролируемой задолженности сумму активов и величину обязательств вы определяете по данным бухгалтерского учета на последнее число отчетного (налогового) периода. Однако следует помнить, что. Читать продолжение в К+.
Что входит в собственный капитал по балансу: расчет по Минфину
Если принять во внимание, что чистые активы по существу равнозначны собственному капиталу в балансе, это позволит определить их сущность исходя из критериев, приведенных в российских НПА. Соответствующих документов довольно много. В числе имеющих наиболее широкое применение — приказ Минфина России от 28.08.2014 № 84н.
Подробнее о положениях приказа Минфина № 84н читайте в здесь.
В соответствии с методом Минфина в структуре активов, принимаемых к расчету собственного капитала, должны присутствовать абсолютно все активы, за исключением тех, которые отражают задолженность учредителей и акционеров по взносам в уставный капитал фирмы.
В свою очередь, обязательства тоже должны учитываться все, кроме некоторых доходов будущих периодов, а именно связанных с получением помощи от государства, а также безвозмездным получением того или иного имущества.
Какая строка баланса содержит показатель собственного капитала
Вычисление по методу Минфина собственного капитала в балансе – это процедура, предполагающая задействование данных из следующих разделов бухгалтерского баланса:
Также для расчета собственного капитала нужны будут сведения, показывающие величину долгов учредителей хозяйственного общества (условимся именовать их ДУО), при наличии таковых (им соответствует дебетовый остаток по счету 75 на отчетную дату), а также доходы будущих периодов, или ДБП (кредит счета 98).
О том, какими проводками отражаются операции по учету СК, читайте в материале «Порядок учета собственного капитала организации (нюансы)».
Структура формулы, с помощью которой определяются чистые активы и одновременно собственный капитал в балансе, такова. Необходимо:
Таким образом, формула собственного капитала по Минфину будет выглядеть так:
Ск = (стр. 1600 – ДУО) – ((стр. 1400 + стр. 1500) – ДБП).
Какова оптимальная средняя величина собственного капитала
Показатели чистых активов должны быть, по меньшей мере, положительными. Наличие у предприятия отрицательных значений собственного капитала в балансе – это, вероятнее всего, признак существенных проблем в бизнесе — главным образом в плане кредитной нагрузки, а также достаточности высоколиквидных активов.
О том, как проводится анализ СК, читайте в материале «Как провести анализ собственного капитала предприятия?».
Чаще всего для оценки используется средняя величина собственного капитала за год, позволяющий наиболее точно определить его колебания во времени. Формула расчета показателя такова:
Ск = (Ск в начале года + Ск в конце года) / 2.
Данные берутся из баланса за соответствующие отчетные периоды.
Крайне желательно, чтобы величина собственного капитала или чистых активов была выше, чем величина уставного капитала фирмы. Данный критерий важен прежде всего с точки зрения сохранения инвестиционной привлекательности бизнеса. Бизнес должен окупать себя, обеспечивать приток новых капиталов. Собственный капитал в достаточной величине — один из наиболее значимых индикаторов качества бизнес-модели фирмы.
Ознакомиться с иными подходами к оценке показателей качества бизнес-модели фирмы вы можете в статье «Как читать бухгалтерский баланс (практический пример)?».
Есть еще 1 аспект значимости собственного капитала в балансе. Если понимать под ним чистые активы, то он должен быть равен либо превышать размер уставного капитала. В ином случае фирма, если это ООО, подлежит ликвидации (п. 4 ст. 90 ГК РФ). Либо нужно будет увеличивать уставный капитал ООО до величины чистых активов. Подобный сценарий возможен также в отношении АО (подп. 2 п. 6 ст. 35 закона № 208-ФЗ).
Подробнее об этих ситуациях и их последствиях читайте в материале «Каковы последствия, если чистые активы меньше уставного капитала?».
Итоги
Представление о величине собственного капитала в балансе дает значение, указанное в его строке 1300. Однако по своей сути собственный капитал отвечает понятию «чистые активы». Для расчета чистых активов существует утвержденная Минфином России формула, основанная на данных баланса, но принимающая их в расчет с учетом некоторых нюансов. Величина собственного капитала крайне важна для оценки финансового положения фирмы. Особое значение имеет ее соотношение с величиной уставного капитала.
Основные источники формирования собственного капитала
Источники собственного капитала можно разделить на несколько базовых категорий. Рассмотрим специфику тех источников собственного капитала, которые относятся российскими экспертами к ключевым.
Каковы основные типы источников формирования собственного капитала?
В российской экспертной среде распространен подход, в соответствии с которым источники собственного капитала (СК) классифицируют, исходя из их корреляции с основными компонентами, формирующими СК. Современные экономисты выделяют:
Изучим, каким образом каждый из них формируется и становится одним из источников собственного капитала.
Как формируются уставный, резервный и добавочный капиталы?
Уставный капитал — это денежная либо выраженная в стоимостных показателях имущества сумма, вложенная в предприятие его учредителями или владельцами. Уставный капитал может пополняться либо уменьшаться в соответствии с нормами, прописанными в уставе фирмы.
Увеличение соответствующего компонента собственного капитала, как правило, осуществляется за счет:
АО в дополнение к указанным способам могут пополнить собственный уставный капитал за счет дополнительной эмиссии акций либо увеличения стоимости текущих.
Другой источник СК — добавочный капитал — ресурс, который образуется вследствие факторов, прямо не связанных с коммерческой деятельностью фирмы, однако способных значительно повлиять на размер собственного капитала в силу рыночных факторов. Это может быть обусловлено:
Еще один компонент СК — резервный капитал — ресурс, который формируется, как и уставный капитал, вне прямой зависимости от рыночных факторов. Его наличие предопределяется необходимостью в усилении степени финансового суверенитета фирмы и оптимизации управления активами.
Резервный капитал формируется главным образом за счет отчислений от нераспределенной прибыли либо, как и в случае с уставным капиталом, за счет взносов собственников фирмы.
В этом смысле резервный капитал и нераспределенную прибыль в принципе можно рассматривать в едином контексте — как общий источник собственного капитала. Изучим специфику нераспределенной прибыли как важнейшего компонента СК подробнее.
Как формируется нераспределенная прибыль?
Нераспределенная прибыль, в свою очередь, напрямую зависит от коммерческой деятельности фирмы, от успешности продаж товаров и услуг. Наименование данного источника собственного капитала обусловлено тем, что к соответствующего типа прибыли относится та, что не была распределена учредителями фирмы в виде дивидендов, фондов либо резервов.
Есть и иная интерпретация сущности нераспределенной прибыли — как чистой прибыли, которая уменьшена на размер дивидендов и необходимых отчислений, в том числе в резервный капитал компании.
Нераспределенная прибыль может быть источником формирования собственного капитала в части практически любых его компонентов — уставного, добавочного либо резервного капитала. Вместе с тем, если деятельность фирмы недостаточно успешна, нераспределенная прибыль может приобретать отрицательные значения. В этом случае она становится непокрытым убытком, который, наоборот, может потребовать восполнения за счет иных компонентов СК.
Нераспределенная прибыль фиксируется в привязке к отчетным периодам. То есть вполне возможно, что она будет иметь положительные значения в предыдущие годы, однако формировать непокрытый убыток в текущем году. В этом случае возможно восполнение «просадок», зафиксированных в текущем году, из ресурсов, приобретенных в прошлые годы.
Ознакомиться с особенностями работы бухгалтера с различными элементами СК вы можете в статьях:
Что такое собственный капитал в балансе
Собственный капитал в балансе представляет собой совокупность средств, находящихся в распоряжении фирмы. Это один из ключевых показателей, дающий представление об итогах деятельности компании.
Что собой представляет собственный капитал
Собственный капитал может определяться двумя способами:
Рассмотрим особенности этих методов.
Вопрос: Может ли российская организация с отрицательным (нулевым) собственным капиталом учесть проценты по контролируемой задолженности (п. 4 ст. 269 НК РФ)?
Посмотреть ответ
Первый метод
В рамках первого метода собственный капитал – это совокупность чистых активов и нераспределенной прибыли. Допустимость использования этого метода подтверждается наличием ряда соответствующих нормативных актов. К примеру, в пункте 3 статьи 35 ФЗ №208 «Об АО» от 26 декабря 1995 года указано, что вместо определения чистых активов выполняется расчет своего капитала. В пункте 29 приказа №208 Минсельхоза от 20 января 2005 года указано, что понятие чистых активов соответствует понятию собственного капитала.
Вопрос: Учитывается ли при расчете собственного капитала задолженность по страховым взносам (п. 4 ст. 269 НК РФ)?
Посмотреть ответ
Второй метод (по указанию Минфина)
Второй метод предполагает, что собственный капитал включает в себя эти значения:
Также собственный капитал включает в себя акции фирмы, выкупленные у аукционера. Необходимые для расчетов параметры содержатся в строках 1310-1370 баланса.
К СВЕДЕНИЮ! Какой метод лучше использовать? Все зависит от конкретных обстоятельств, деловой практики в определенной среде. К примеру, нужный метод может быть рекомендован инвесторами, банками и прочими заинтересованными лицами.
Варианты расчетов
Рассмотрим формулы для расчета по различным методикам.
Традиционный метод
Традиционный метод отличается повышенной простотой, а потому он пользуется популярностью при расчетах. Напомним, что в рамках этого метода собственный капитал тождественен размеру чистых активов. Для его определения достаточно посмотреть значение строки 1300.
То есть формула будет следующей: Собственный капитал = Строка 1300.
Очевидно, что узнать значение собственного капитала бухгалтер может в течение одной минуты.
Расчеты по Минфину
Расчет можно провести на основании приказа Минфина №84н от 28 августа 2014 года. В этом приказе указано, что в собственный капитал включаются все активы за исключением обязательств. При расчетах используются эти показатели:
Расчеты проводятся в соответствии с этим порядком:
Этот алгоритм расчетов является более сложным, однако он дает более точные результаты.
Оптимальный размер собственного капитала
Просто рассчитать размер собственного капитала недостаточно. Нужно также правильно расшифровать результаты расчетов. На что обратить внимание? Во-первых, нужно удостовериться, что значение чистых активов является положительным. Если показатель отрицательный, это свидетельствует о большой кредитной нагрузке. То есть у фирмы мало активов и много обязательств, которые не перекрываются этими активами.
В процессе анализа рекомендуется определить средний годовой размер собственного капитала. Для этого используется следующая формула:
Средний собственный капитал = (СК на начало года + СК на завершение года) / 2.
Все нужные сведения можно взять из баланса.
Хороший признак – превышение размера собственного капитала над размером уставного капитала. Он свидетельствует об инвестиционной привлекательности фирмы. Именно собственный капитал в достаточном размере – это свидетельство успеха бизнес-модели. Если размер чистых активов меньше размера уставного капитала, то ООО будет ликвидировано на основании пункта 4 статьи 90 ГК РФ.
Рентабельность собственного капитала
Рентабельность собственного капитала отображает эффективность бизнеса, степень отдачи от работы денег, находящихся в обороте. Если упростить, рентабельность дает представление о том, сколько прибыли приносит каждый рубль из капитала фирмы. Этот показатель отображает успешность удержания доходности капитала на нормальном уровне. Чем лучше этот показатель, тем более привлекательной будет фирма для инвесторов.
Коэффициент рентабельности собственного капитала можно определить по этой формуле:
ЧП / СК * 100.
В формуле используются эти значения:
Для уточнения результата расчетов рекомендуется использовать среднее годовое значение собственного капитала.
Рентабельность можно также определить на основании отчетной документации. В частности, потребуются значения из строк баланса и отчета о финансовых итогах. Формула для расчетов будет такой:
Строка 2400 / строка 1300 * 100.
Какая рентабельность будет оптимальной? Обычно нормальной считается коэффициент в 10-12%. Однако актуален он для развитых стран. Если же в государстве высокая инфляция, то нормальным будет значение в 20%. Негативным признаком является отрицательный показатель.
Оборачиваемость собственного капитала
Оборачиваемость собственного капитала отображает интенсивность пользования своими средствами, деловую активность. Это индикатор продуктивности управления ресурсами фирмы. Он свидетельствует о числе оборотов, которое нужно для оплаты выставленных счетов. Оборачиваемость свидетельствует об этих сторонах деятельности компании:
Оборачиваемость определяется по этой формуле:
Строка 2110 / 0,5 * (строка 1300 на начало периода + строка 1300 на завершение периода).
Показатель рекомендуется анализировать в динамике. Если он увеличивается, это свидетельствует о повышении эффективности реализации товара.
Маневренность
Коэффициент маневренности собственного капитала – это одно из главных значений, дающих представление об эффективности предпринимательской деятельности. Он отображает степень ликвидности. Найти коэффициент можно по этой формуле:
(Строка 1200 – строка 1500) / строка 1300.
Все значения берутся из бухгалтерского баланса.
Расшифровка результатов расчетов:
К СВЕДЕНИЮ! Знание всех коэффициентов, касающихся собственного капитала, позволяет получить представление об эффективности деятельности фирмы, ее устойчивости.
Собственный капитал предприятия: как рассчитать, что к нему относится и как он отражается в балансе
Собственный капитал показывает, какими средствами располагают учредители компании. Понятия «собственный капитал» и «чистые активы» — это, по сути, синонимы. Можно посмотреть их значение в определенной строке баланса, а можно вычислить по специальной формуле. Затем — посчитать рентабельность и оборачиваемость СК. Они покажут, насколько успешен бизнес.
Что такое собственный капитал организации
Это финансовый показатель, который характеризует размер средств, принадлежащих участникам организации.
Определение собственного капитала (СК) приведено в пункте 66 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности (утв. приказом Минфина от 29.07.98 № 34н). Там сказано, что в СК входят:
СПРАВКА
По сути, СК (его также называют собственными средствами) — это активы компании за минусом ее обязательств. Аналогичным образом определяют и другой показатель — стоимость чистых активов организации (п. 4 Порядка определения стоимости чистых активов, утв. приказом Минфина от 28.08.14 № 84н). Поэтому между понятиями «собственный капитал» и «чистые активы» зачастую ставят знак равенства.
Методы расчета собственного капитала
На практике обычно применяют два метода.
Первый является очень простым. Суть его в том, чтобы за величину СК принять цифру, указанную в определенной строке баланса.
Второй метод чуть сложнее. Он основан на равенстве понятий «собственные средства» и «чистые активы». Для вычислений нужно использовать утвержденный Минфином порядок расчета чистых активов. Полученную величину принять за СК. Отметим, что для второго метода (как и для первого) источники данных — это показатели бухгалтерского баланса.
Какая строка баланса содержит показатель собственного капитала
Для применения первого метода нужно знать, где в балансе отражены собственные средства предприятия. В пассиве, в строке 1300 «ИТОГО капитал». Цифра в данной строке — это сумма показателей шести строк.
Формула собственного капитала
Для применения второго метода нужно использовать формулу, по которой определяется стоимость чистых активов. Эта формула закреплена приказом Минфина приказом Минфина от 28.08.14 № 84н.
Расшифровка показателей, задействованных в формуле
Показатель
Расшифровка
Цифры из строки баланса 1600 «БАЛАНС (актив)»
Дебиторская задолженность учредителей по взносам в уставный капитал
Дебетовый остаток по счету 75 «Расчеты с учредителями» субсчет «Расчеты по вкладам в УК»
Сумма показателей в двух строках баланса: 1400 «ИТОГО долгосрочных обязательств» и 1500 «ИТОГО краткосрочных обязательств»
Доходы будущих периодов, связанные с получением государственной помощи
Кредитовый остаток по счету 98 «Доходы будущих периодов» субсчет «Безвозмездные поступления из бюджета»
Как рассчитать средний капитал компании
Средняя величина собственного капитала рассчитывается по формуле:
Средняя величина СК = (СК на начало периода + СК на конец периода) / 2
Чаще всего среднее значение вычисляют исходя из данных на первое и последнее число года.
Оптимальная средняя величина собственного капитала
Данный показатель должен быть равен или превышать величину уставного капитала (УК) компании. Если это условие выполняется, бизнес можно условно назвать успешным.
ВАЖНО
По закону запрещено допускать, чтобы собственный капитал ООО был меньше уставного. Оказавшись в подобной ситуации, общество должно пойти по одному из двух путей. Либо увеличить чистые активы до уровня УК, либо сократить уставный капитал до размера чистых активов. Если в итоге УК окажется меньше установленного законом минимума (10 000 руб.), ООО придется ликвидировать (п. 4 ст. 90 ГК РФ).
Иногда финансисты применяют следующий подход для определения оптимальной средней величины собственного капитала. Складывают стоимость активов с минимальной ликвидностью (к ним обычно относят материальные запасы, внеоборотные активы и незавершенное производство). Собственный капитал должен быть равен или больше найденного значения.
Рентабельность собственного капитала
Ее вычисляют по формуле:
Рентабельность СК = (Чистая прибыль / Средняя величина СК) × 100 %
Рентабельность СК показывает, какую прибыль приносит 1 рубль из общего объема собственных средств компании. Чем выше рентабельность СК — тем более успешен бизнес. Нормальным принято считать значение в диапазоне от 10 до 20%.
Оборачиваемость собственного капитала
Считается по формуле:
Оборачиваемость СК = Выручка / Средняя величина СК
Оборачиваемость СК — это показатель того, как быстро организация оборачивает собственные средства.
Приведем пример. Допустим, в формулу подставили среднюю величину СК, рассчитанную за период, равный году. И получили результат 1,5. Это значит, что за год собственный капитал фирмы сделал полтора оборота.
Добавим, что для разных отраслей оптимальное значение оборачиваемости собственного капитала будет отличаться. В частности, для строительства и производства продуктов питания цифра выше, чем для услуг в социальной сфере.
Финансовый учет на пальцах: как оценить здоровье бизнеса и найти точки роста
Рентабельность собственного капитала, продаж и оборачиваемость активов стоит считать не только крупному бизнесу, но и начинающим предпринимателям. В статье — как можно увеличить прибыль любой компании, влияя на эти три показателя.
Александр Афанасьев
Основатель и директор по развитию компании «Нескучные финансы»
Есть несколько финансовых показателей, которые помогают контролировать состояние бизнеса: рентабельность капитала, продаж, рентабельность и оборачиваемость активов. В статье расскажем, как и зачем считать эти показатели.
Статья будет полезна собственникам малого бизнеса и начинающим предпринимателям, которые хотят навести порядок в деньгах.
Подробно разобрали эту тему на вебинаре «Из малого бизнеса — в крупный. Считаем реальную доходность и находим точки роста» с Александром Афанасьевым, руководителем компании «Нескучные финансы».
Дальше в статье — краткий конспект этого вебинара.
Что такое рентабельность собственного капитала
Рентабельность собственного капитала — первый из показателей, за которым стоит следить владельцу бизнеса. Он показывает, насколько здоров бизнес и эффективно ли работают деньги предпринимателя. А если точнее — сколько копеек приносит каждый рубль, вложенный в бизнес.
Чтобы понять значение этого показателя, можно представить бизнес как коробку по производству денег. Например, в начале года вы вложили в эту коробку 1 млн рублей. В коробке происходило, и в конце года вы из нее достали 1,4 млн рублей.
Рентабельность капитала в такой коробке: 400 000 ₽ / 1 000 000 ₽ × 100 = 40%.
Рентабельность собственного капитала можно сравнивать с доходностью по банковским депозитам или по акциям. Например, если положить деньги на депозит в банк под 3,88%, то вы заработаете на своих деньгах 3,88% за год. Так же и в бизнесе: вы вкладываете деньги, а через некоторое время получаете доход.
Когда владелец бизнеса знает рентабельность капитала в бизнесе, он может принять взвешенное решение: выгодно ли дальше развивать бизнес или лучше поискать другие варианты вложения денег.
Рассчитать рентабельность капитала
Для расчета рентабельности нужно знать чистую прибыль и величину собственного капитала.
Чистая прибыль. Чистая прибыль — это выручка за вычетом всех расходов, в том числе налогов и взносов.
Например, у предпринимателя небольшой магазин.
60 млн рублей — выручка за год. Это деньги, которые пришли на расчетный счет и в кассу.
45 млн рублей — расходы за год. Это деньги, которые он потратил на закупку товаров, зарплату, аренду, коммуналку, транспорт.
5 млн рублей — налоги и взносы за год.
(60 млн − 45 млн − 5 млн) = 10 млн рублей — чистая годовая прибыль.
Собственный капитал. Собственный капитал рассчитать сложнее, чем прибыль: он показывает, сколько денег предпринимателя вложено в бизнес. Чтобы узнать эту цифру, нужно оценить стоимость бизнеса на текущий день и вычесть все обязательства.
Активы — все то, что есть у компании. Сюда могут входить:
В разных сферах бизнеса активы будут разными. Например, в салоне красоты основными активами, скорее всего, будут инструменты, оборудование и деньги в кассе. А в грузоперевозках — автомобили.
Для более точного расчета активы нужно оценивать по их рыночной стоимости. Так, стоимость автомобиля или оборудования — та сумма, за которую их реально сейчас продать, а не цифры в бухгалтерском балансе.
Другими словами, обязательства — это все счета или долги, которые должны быть оплачены компанией.
Отслеживать рентабельность активов
Рентабельность активов — второй показатель бизнеса. Он показывает, как эффективно в бизнесе работают активы.
Представим, что Ваня зарабатывает в год 3 млн рублей, а Петя — 5 млн рублей. У кого более эффективный бизнес?
На первый взгляд кажется, что у Пети, ведь у него больше прибыль. Но если узнать, сколько денег вложил в бизнес каждый предприниматель, то окажется, что Ваня работает с большей отдачей.
Сведем расчеты в таблицу:
Ваня | Петя | |
---|---|---|
Прибыль за год | 3 млн рублей | 5 млн рублей |
Активы | 10 млн рублей | 50 млн рублей |
Рентабельность активов | 30% | 10% |
Рентабельность активов позволяет отслеживать, как результативно работает бизнес в разные периоды. Если активы увеличиваются, а прибыль при этом не растет — значит, нет смысла в расширении бизнеса.
Мы разобрали два основных показателя, которые помогают предпринимателям следить за состоянием бизнеса: доходность собственного капитала и рентабельность активов. Теперь рассмотрим, как улучшить первый из них — рентабельность капитала. В этом поможет формула Дюпона.
Формула Дюпона появилась из стандартной формулы рентабельности капитала. Это видно, если сократить дроби по правилам математики.
В развернутом виде формула показывает, что рентабельность капитала состоит из трех компонентов:
Получается, чтобы рентабельность собственного капитала росла, нужно улучшать каждый из трех компонентов формулы — рентабельность продаж, оборачиваемость активов и финансовый рычаг.
Повысить рентабельность продаж
Рентабельность продаж показывает, какова доля прибыли в общей выручке. Например, рентабельность продаж 10% означает, что 10 копеек из каждого рубля выручки — чистая прибыль компании.
Чтобы повысить рентабельность продаж, нужно:
Контролировать воронку продаж. Воронка продаж — путь, который клиент проходит от момента, когда первый раз узнал о компании, до момента покупки.
Например, представим розничный магазин одежды. У него может быть такая воронка.
Часть воронки | Количество людей за день |
---|---|
Люди, которые просто шли мимо магазина | 1000 человек |
Люди, которые зашли внутрь магазина | 80 человек |
Люди, которые выбрали и зашли в примерочную | 30 человек |
Покупатели | 15 человек |
Если повысить конверсию на каждом этапе или нескольких, общие продажи вырастут.
Пересмотреть политику скидок и повышать средний чек. Скидка — это не хорошо и не плохо, главное, чтобы она была обоснованной. В среднем 1% скидки уменьшает прибыль компании на 11%. Нужно понимать, может ли компания позволить себе давать скидки клиентам. Иначе может возникнуть ситуация «продал много, а денег не заработал».
Способы повышения среднего чека зависят от специфики бизнеса. Например, можно предлагать клиентам более дорогие аналоги, сопутствующие товары, формировать наборы.
Контролировать расходы. Чем ниже расходы компании, тем выше прибыль при том же объеме продаж. Например, компания может экономить на аренде офиса, закупке канцтоваров, отказаться от неэффективных каналов маркетинга, или найти новых поставщиков с более выгодными ценами.
Оценить оборачиваемость активов
Оборачиваемость активов показывает, как быстро компания зарабатывает деньги на своих активах. Например, если оборачиваемость активов равна двум, это означает, что компания за год получает выручку, вдвое большую стоимости своих активов. Получаем, что активы за год оборачиваются два раза.
Чтобы повысить оборачиваемость активов, нужно:
Отслеживать, какие товары продаются быстрее. Представим, что у магазина есть товары А и Б.
Товар А | Товар Б | |
---|---|---|
Продали, цена за штуку | 120 000 ₽ | 55 000 ₽ |
Купили, цена за штуку | 70 000 ₽ | 50 000 ₽ |
Прибыль с одной штуки | 50 000 ₽ | 5 000 ₽ |
Продали штук за месяц | 1 | 20 |
Прибыль за месяц | 50 000 ₽ | 100 000 ₽ |
Прибыль от продажи товара А — 50 000 ₽, а товара Б — всего 5000 ₽. Но товар Б покупают гораздо чаще, поэтому он в итоге приносит больше прибыли за месяц и помогает активам оборачиваться быстрее.
Контролировать запасы на складе. Запасы обеспечивают бесперебойные продажи. Если покупатель хочет вещь, а ее нет в наличии — клиент может уйти к конкурентам.
С другой стороны, запасы — это замороженные деньги. Если у предпринимателя на складе лежит товар на 100 000 ₽ и долго не продается, предприниматель теряет деньги. Он мог бы его продать, даже по сниженной цене, и вложить эти 100 000 ₽ в более прибыльное дело.
Посчитать финансовый рычаг
Финансовый рычаг показывает, сколько активов приходится на каждый рубль собственного капитала. Чем выше коэффициент финансового рычага, тем больше заемных средств используется для финансирования активов.
Получается, чем больше заемных денег привлекается в бизнес, тем больше доходность собственного капитала предпринимателя.
Рассмотрим на примере, как привлечение заемных денег влияет на рост бизнеса и рентабельность капитала. Представим две одинаковые компании, которые работают 10 лет и всю прибыль вкладывают в бизнес.
Развивается на свои | Привлекает чужие деньги | |
---|---|---|
Стартовый капитал | 1 000 000 ₽ | 1 000 000 ₽ |
Рентабельность активов | 50% годовых | 50% годовых |
Привлекает кредит | Нет | Каждый год берет кредит на сумму собственного капитала, ставка 20%. Так, в первый год взял кредит на 1 млн рублей |
Собственный капитал через 10 лет | 57 000 000 ₽ | 357 000 000 ₽ |
Использовать заемный капитал необязательно, достаточно и 57 000 000 ₽. Но если компания хочет ускорить развитие бизнеса, то чужие деньги в этом помогут.
Чтобы заемные деньги пошли компании на пользу и не разорили бизнес, важно соблюдать два условия:
Рентабельность активов выше, чем процент за пользование деньгами. В нашем примере рентабельность активов 50%, а ставка по кредиту 20%. Это показатель, что компания сможет выплачивать проценты и оставаться в плюсе. Чем больше разница между рентабельностью и ставкой по кредиту, тем безопаснее и выгоднее для бизнеса.
Есть понятные точки роста. У компании должно быть понимание, куда ей развиваться и инвестировать заемные деньги
Например, у предпринимателя есть кафе, и он хочет открыть еще четыре кафе в том же городе. Четких планов и расчетов нет, просто планирует взять кредит и работать как привык. В таком случае высок риск, что чужие деньги приведут к банкротству.
Также не стоит идти за кредитом, когда у компании есть проблемы. В идеале привлекать заемный капитал стоит, когда бизнес растет, чтобы помочь ему развиваться быстрее.
Какие документы важны для финансового учета
Чтобы контролировать финансовые показатели и принимать правильные решения, нужно вести несколько видов отчетности. Вот самые главные:
Отчет о прибылях и убытках. ОПиУ — отчет, который показывает, на какую сумму компания выполнила обязательств и сколько заработала.
В ОПиУ отражают выручку и расходы за определенный период: месяц, квартал, год. Собственник видит весь объем обязательств и расходы по каждому виду деятельности. Так он понимает, приносит ли бизнес прибыль или терпит убытки.
Иногда ОПиУ строят на будущее, чтобы спрогнозировать доходы и расходы. Также отчет покажет, насколько прибыльным будет новое направление в бизнесе или стоит ли закрывать убыточное.
Отчет о движении денежных средств. ДДС — самый простой из управленческих отчетов. В нем отражено, сколько денег поступило на счет и ушло с него. ДДС ничего не говорит о прибыли компании и эффективности ее работы, поэтому его всегда рассматривают в связке с ОПиУ.
В ДДС ищут аномалии. Например, компания полгода тратит на офисные расходы по 300 000 рублей, а потом вдруг 600 000 рублей. Здесь нужно проанализировать, почему статья резко выросла. Возможно, арендатор поднял цену или в офисе обновили компьютеры.
Платежный календарь — один из подвидов ДДС — спасает бизнес от кассовых разрывов. Это когда нужно платить налоги или зарплату, а денег хватает только на кофе. Не всегда это катастрофа: возможно, завтра с компанией рассчитается крупный клиент. Платежный календарь поможет все просчитать и действовать исходя из реальной ситуации.
Управленческий баланс. Отражает состояние дел на конкретную дату: сколько активов и пассивов есть сегодня. В управленческом балансе видно, какая сумма собственных средств находится в бизнесе и сможет ли компания расплатиться с кредиторами, если закроется.
Крупная сумма на расчетном счете не означает, что все деньги принадлежат компании. Возможно, большая часть пойдет на обязательства в виде кредиторской задолженности, а сколько именно — покажет баланс.
Управленческий баланс помогает понять, откуда можно взять деньги для срочных нужд. Например, сделать скидку на нереализованный товар и быстро его продать или собрать дебиторскую задолженность с клиентов.
Как и где вести учет финансов
Выбор инструмента для финансового учета денежных средств зависит от размера бизнеса. Предпринимателю без сотрудников хватит «Экселя» или гугл-таблиц. Крупному бизнесу лучше подключить специальный сервис.
«Эксель» или гугл-таблицы. Это бесплатно, но данные вносят вручную. Если над отчетом работает не один человек, а команда, лучше выбрать гугл-таблицы. Тогда один и тот же документ можно комментировать, редактировать, отслеживать изменения. И не нужно бесконечно пересылать его друг другу и путаться в версиях.
Минус в том, что по данным таблиц сложно принимать серьезные стратегические решения, так как нет аналитики.
1С и сервисы бухучета. Программу 1С изначально разрабатывали для бухгалтерского учета, а не финансового. Можно приспособиться, но это неудобно: нужен специальный плагин или помощь специалиста, который доработает нужный функционал.
Иногда инструменты для фин. учета встраивают в онлайн-бухгалтерию. Собственник ведет учет, отправляет в банк платежки, начисляет зарплату, а система формирует не только бухгалтерские отчеты, но и управленческие.
Специализированные сервисы. Это отдельные платные программы, предназначенные специально для финансового учета. Сначала их интегрируют с интернет-банком или бухгалтерским сервисом, и далее система строит отчеты сама.
Готовые решения экономят время, так как большая часть процессов автоматизирована и отчеты можно настроить под себя. Еще один плюс: в наглядных и читаемых отчетах легче разобраться и вовремя принять меры.
Подробно разобрали тему и ответили на вопросы зрителей на вебинаре по финансовому учету с экспертом Александром Афанасьевым. Все, кто оставит почту на сайте inv.tb.ru, получат подарок от «Нескучных финансов» — комплект шаблонов для автоматического расчета показателей.
Подписка на новое в Бизнес-секретах
Подборки материалов о том, как вести бизнес в России: советы юристов и бухгалтеров, опыт владельцев бизнеса, разборы нового в законах, приглашения на вебинары с экспертами.
Сейчас читают
Как организовать вебинар и заработать на нем
Рассказываем, как вебинары помогают бизнесу увеличить прибыль, даем пошаговый план организации вебинара и делимся приемами, которые помогают продавать в прямом эфире
Что такое CRM-система и как она помогает бизнесу зарабатывать больше
CRM помогает эффективнее работать с клиентами и увеличивать продажи. В статье — как выбрать CRM-систему, которая подойдет для вашего бизнеса
Как увеличить онлайн-продажи с помощью аналитики
Бывает, что у онлайн-бизнеса активно крутится реклама и вроде много обращений, но денег с этих обращений мало. Почему так, поможет разобраться аналитика продаж.
Рассылка для бизнеса
Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее
© 2006—2021, АО «Тинькофф Банк», Лицензия ЦБ РФ № 2673 — Команда проекта
Тинькофф Бизнес защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.
8000 ₽ на рекламу во ВКонтакте
Реклама ВКонтакте поможет привлечь новых клиентов. Помогаем с настройками рекламных объявлений.
Чтобы скачать чек-лист,
подпишитесь на рассылку о бизнесе
После подписки вам откроется страница для скачивания