Что указывается в составе задания на проектирование оао ржд
Что указывается в составе задания на проектирование оао ржд
от 28 апреля 2016 года N 788р
(с изменениями на 2 февраля 2018 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
распоряжения ОАО «РЖД» от 29 июля 2019 года N 1610/р
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
В целях совершенствования нормативной базы, определяющей формирование и реализацию инвестиционной программы ОАО «РЖД»:
Первый вице-президент
ОАО «РЖД»
А.А.Краснощек
УТВЕРЖДЕН
распоряжением ОАО «РЖД»
от 28 апреля 2016 года N 788р
Порядок разработки, согласования и утверждения проектной и рабочей документации на строительство и реконструкцию объектов ОАО «РЖД»
(с изменениями на 2 февраля 2018 года)
1. Общие положения
1.1. Настоящий документ устанавливает порядок разработки, согласования и утверждения проектной документации на строительство новых и реконструкцию действующих производственных объектов, расположенных на территории Российской Федерации, финансирование проектирования, строительства или реконструкции которых осуществляется за счет инвестиционного бюджета ОАО «РЖД» (в том числе с использованием привлеченных в инвестиционный бюджет ОАО «РЖД» средств федерального, регионального, местных бюджетов или средств частных инвесторов), а также порядок разработки, приемки заказчиком и передачи к производству работ рабочей документации на строительство и реконструкцию указанных объектов.
1.2 Положения настоящего Порядка с учетом особенностей, отраженных в соответствующих нормативных документах ОАО «РЖД», распространяются на объекты капитального ремонта, если для них в соответствии с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации необходима разработка проектной документации и получение разрешения на строительство.
1.3. Состав, порядок разработки, согласования и утверждения проектной документации на строительство и реконструкцию объектов жилищного, коммунального и социально-культурного назначения, строящихся за счет бюджета ОАО «РЖД», устанавливается нормативными актами органов федерального и местного управления территорий, на которых планируется осуществить строительство и реконструкцию, с учетом положений настоящего Порядка в части рассмотрения согласования и утверждения проектной документации в ОАО «РЖД».
1.4. Положения настоящего Порядка не распространяются на порядок разработки, согласования и утверждения предпроектной документации, проектной документации повторного использования, а также проектной документации на объекты, сооружаемые за пределами Российской Федерации.
2. Ссылки на нормативные документы
ГОСТ Р 21.1101-2013. Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации.
Распоряжение ОАО «РЖД» от 27 октября 2016 г. N 2156р «Об утверждении документов, регламентирующих формирование и реализацию инвестиционной программы и сводного инвестиционного бюджета ОАО «РЖД».
Распоряжение ОАО «РЖД» от 22 сентября 2014 года N 2218р «Об утверждении Положения о порядке организации и проведения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий для строительства и реконструкции объектов, финансируемых за счет средств инвестиционного бюджета ОАО «РЖД».
Корпоративный стандарт «Проведение обязательного технологического и ценового аудита инвестиционных проектов ОАО «РЖД» и его дочерних и зависимых обществ».
Распоряжение ОАО «РЖД» от 14 марта 2017 г. N 464р «Об учете типовых замечаний по результатам технологического и ценового аудита мероприятий инвестиционной программы ОАО «РЖД» при подготовке проектной документации на строительство и реконструкцию объектов ОАО «РЖД».
3. Термины, определения и сокращения
Предпроектная документация на объект капитального строительства должна содержать информацию о месте размещения, мощностях и физических показателях объекта; принципиальные конструктивные решения, основные параметры зданий и сооружений, сроки и очередность строительства; укрупненные расчеты стоимости строительства; план проектирования и другие существенные данные, характеризующие объекты строительства и порядок их реализации в составе Инвестиционного проекта;
При строительстве создаются новые объекты основного, подсобного и обслуживающего назначения вновь создаваемых и существующих предприятий, которые после ввода в эксплуатацию будут находиться на балансе как самостоятельные (новые) объекты имущества. В случае если строительство предприятия или сооружения намечается осуществлять поэтапно, то к строительству относятся как первый, так и последующие этапы до ввода в действие всех запроектированных мощностей на полное развитие предприятия (сооружения).
Что указывается в составе задания на проектирование оао ржд
ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
от 11 мая 2018 года N 960/р
В целях оптимизации процесса выдачи заявителям технических условий, рассмотрения обращений о продлении срока действия технических условий и внесении в них изменений, а также согласования проектной документации на развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта, разработанной в соответствии с техническими условиями:
2. Руководителям подразделений аппарата управления, филиалов, структурных подразделений, дочерних и зависимых обществ ОАО «РЖД» обеспечить соблюдение Правил, утвержденных настоящим распоряжением.
3. Начальникам железных дорог в месячный срок привести организационно-распорядительные документы, регламентирующие порядок разработки и выдачи технических условий, а также согласование проектной документации на развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта, в соответствие с Правилами, утвержденными настоящим распоряжением.
4. Признать утратившими силу:
УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением ОАО «РЖД»
от 11 мая 2018 года N 960/р
Правила выдачи технических условий и согласования проектной документации
2. Настоящие Правила регламентируют выдачу технических условий на проектирование:
1) развития инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожных путей необщего пользования, принадлежащих ОАО «РЖД» на праве собственности или на ином праве, для осуществления примыкания к ним нового железнодорожного пути необщего пользования заявителя, а также строительства нового железнодорожного пути необщего пользования заявителя;
2) развития инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожных путей необщего пользования, принадлежащих ОАО «РЖД» на праве собственности или на ином праве, при осуществлении примыкания нового железнодорожного пути необщего пользования заявителя к железнодорожному пути необщего пользования, принадлежащего другому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю на праве собственности или на ином праве, примыкающему к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования или к железнодорожному пути необщего пользования, принадлежащим ОАО «РЖД» на праве собственности или на ином праве, а также строительства нового железнодорожного пути необщего пользования заявителя;
3) развития инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожных путей необщего пользования, принадлежащих ОАО «РЖД» на праве собственности или на ином праве, а также железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего заявителю на праве собственности или на ином праве, примыкающего к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования или железнодорожному пути необщего пользования, принадлежащим ОАО «РЖД» на праве собственности или на ином праве, для обеспечения дополнительных объемов перевозок грузов в сообщении с существующим железнодорожным путем необщего пользования заявителя.
3. Заявитель в зависимости от планируемых объемов перевозок грузов направляет по адресам согласно приложению N 1 составленное в произвольной форме обращение о выдаче технических условий на имя:
1) заместителя генерального директора ОАО «РЖД», в ведении которого находятся вопросы организации железнодорожных перевозок:
а) при планируемом объеме прибытия и (или) отправления грузов в сообщении с новым железнодорожным путем необщего пользования 500 тыс. тонн в год и более или при планируемом суточном объеме прибытия и (или) отправления 71 условный вагон и более;
б) при увеличении до указанных в подпункте 1а настоящего пункта объемов перевозок грузов (и более) в сообщении с существующим железнодорожным путем необщего пользования;
2) начальника (первого заместителя начальника) или главного инженера железной дороги:
а) при планируемом объеме прибытия и (или) отправления грузов в сообщении с новым железнодорожным путем необщего пользования до 500 тыс. тонн в год или при планируемом суточном объеме прибытия и (или) отправления до 71 условного вагона;
б) при увеличении до указанных в подпункте 2а настоящего пункта объемов перевозок грузов в сообщении с существующим железнодорожным путем необщего пользования.
4. К обращению о выдаче технических условий заявитель прилагает:
1) нотариально заверенные копии учредительных документов, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, документа, подтверждающего внесение записи в Единый государственный реестр юридических лиц (для юридического лица);
2) нотариально заверенную копию свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуального предпринимателя);
3) схематический план с указанием предполагаемого места примыкания нового железнодорожного пути необщего пользования заявителя к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования, или железнодорожному пути необщего пользования, принадлежащим ОАО «РЖД» на праве собственности или на ином праве, или к железнодорожному пути необщего пользования, принадлежащего другому юридическому лицу либо индивидуальному предпринимателю на праве собственности или на ином праве, примыкающему к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования или к железнодорожному пути необщего пользования, принадлежащим ОАО «РЖД» на праве собственности или на ином праве;
4) схематический план, отражающий существующее путевое развитие железнодорожного пути необщего пользования заявителя (при обращении о выдаче технических условий, указанных в подпункте 3 пункта 2 настоящих Правил);
5) информацию о планируемых объемах перевозок грузов железнодорожным транспортом по форме согласно приложению N 2;
Если заявитель обращается о выдаче технических условий, указанных в подпункте 3 пункта 2 настоящих Правил, предоставление документов, указанных в подпунктах 1-3 настоящего пункта, не требуется.
5. При поступлении обращения согласно подпункту 1 пункта 3 настоящих Правил Центральная дирекция управления движением рассматривает обращение заявителя о выдаче технических условий с привлечением при необходимости работников подразделений аппарата управления, филиалов, структурных подразделений ОАО «РЖД», его дочерних и зависимых обществ, после чего:
1) при отсутствии в обращении документов, указанных в пункте 4 настоящих Правил, направляет заявителю не позднее чем в 30-дневный срок со дня поступления обращения письмо с просьбой представить заместителю генерального директора ОАО «РЖД», в ведении которого находятся вопросы организации железнодорожных перевозок, соответствующие документы;
2) при наличии в обращении документов, указанных в пункте 4 настоящих Правил, или при представлении заявителем дополнительных документов в соответствии с подпунктом 1 настоящего пункта в срок, не превышающий 5 рабочих дней, направляет телеграммы:
а) на соответствующую железную дорогу о необходимости подготовки проекта технических условий;
б) в АО «ИЭРТ» для анализа соответствия заявленных в обращении объемов перевозок грузов разработкам, принятым в генеральной схеме развития сети железных дорог ОАО «РЖД», и расчета перспективной загрузки инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования на всех маршрутах следования грузов.
6. Железная дорога не позднее чем в 30-дневный срок со дня поступления обращения о выдаче технических условий согласно подпункту 1 пункта 3 настоящих Правил подготавливает и представляет в Центральную дирекцию управления движением проект технических условий, разработанный по форме согласно приложению N 3, к которому прилагает схемы предполагаемого развития инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожных путей необщего пользования, принадлежащих ОАО «РЖД» на праве собственности или на ином праве, а также железнодорожных путей необщего пользования, принадлежащих заявителю на праве собственности или на ином праве. Порядок подготовки железными дорогами проектов технических условий, подписываемых заместителем генерального директора ОАО «РЖД», в ведении которого находятся вопросы организации железнодорожных перевозок, регулируется соответствующими организационно-распорядительными документами железных дорог.
7. Центральная дирекция управления движением рассматривает проект технических условий с привлечением при необходимости работников подразделений аппарата управления, филиалов, структурных подразделений ОАО «РЖД», его дочерних и зависимых обществ, после чего:
1) в случае несогласования предлагаемых железной дорогой технических и (или) технологических решений направляет на железную дорогу замечания для доработки проекта технических условий. Железная дорога не позднее чем в срок, указанный в письме Центральной дирекции управления движением, дорабатывает проект технических условий и повторно представляет его в Центральную дирекцию управления движением на рассмотрение;
2) в случае согласования предлагаемых железной дорогой технических и технологических решений дорабатывает проект технических условий и представляет заместителю генерального директора ОАО «РЖД», в ведении которого находятся вопросы организации железнодорожных перевозок;
3) при необходимости письменно уведомляет заявителя о ходе рассмотрения его обращения.
8. Технические условия, подписанные заместителем генерального директора ОАО «РЖД», в ведении которого находятся вопросы организации железнодорожных перевозок, направляются заявителю в установленном ОАО «РЖД» порядке.
9. Общий срок подготовки и направления заявителю технических условий не должен превышать 90 календарных дней со дня поступления обращения в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 настоящих Правил (при условии предоставления заявителем полного комплекта документов в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил) или предоставления документов в соответствии с подпунктом 1 пункта 5 настоящих Правил.
10. Копии технических условий в установленном ОАО «РЖД» порядке направляются:
1) на соответствующую железную дорогу для учета и контроля за их реализацией;
2) в Департамент инвестиций для использования при подготовке инвестиционного механизма реализации проекта развития инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожных путей необщего пользования, принадлежащих ОАО «РЖД» на праве собственности или на ином праве;
3) в Департамент экономической конъюнктуры и стратегического развития и в АО «ИЭРТ» для учета при координации разработки и актуализации генеральной схемы развития сети железных дорог ОАО «РЖД»;
4) в Центральную дирекцию управления движением для учета.
11. Блок-схема последовательности действий при выдаче технических условий, подписываемых заместителем генерального директора ОАО «РЖД», в ведении которого находятся вопросы организации железнодорожных перевозок, и первым заместителем начальника или главным инженером железной дороги, представлена в приложении N 4.
12. При необходимости продления срока действия технических условий, подписанных заместителем генерального директора ОАО «РЖД», в ведении которого находятся вопросы организации железнодорожных перевозок, заявитель направляет соответствующее обращение на имя указанного заместителя генерального директора ОАО «РЖД» с приложением обосновывающих материалов.
13. Центральная дирекция управления движением рассматривает обращение заявителя о продлении срока действия технических условий, подписанных заместителем генерального директора ОАО «РЖД», в ведении которого находятся вопросы организации железнодорожных перевозок, с привлечением при необходимости работников соответствующей железной дороги, подразделений аппарата управления, филиалов, структурных подразделений ОАО «РЖД», его дочерних и зависимых обществ, после чего:
1) при отсутствии в обращении заявителя достаточных оснований для принятия решения о продлении срока действия технических условий направляет заявителю не позднее чем в 30-дневный срок со дня поступления обращения в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил письмо с просьбой представить на имя заместителя генерального директора ОАО «РЖД», в ведении которого находятся вопросы организации железнодорожных перевозок, соответствующие документы;
2) при наличии в обращении заявителя материалов, обосновывающих необходимость продления срока действия технических условий, или предоставлении заявителем дополнительных документов в соответствии с подпунктом 1 настоящего пункта не позднее чем в 30-дневный срок со дня поступления обращения заявителя или дополнительных документов представляет заместителю генерального директора ОАО «РЖД», в ведении которого находятся вопросы организации железнодорожных перевозок, проект письма заявителю о принятом решении по поступившему обращению.
14. Копии писем о продлении сроков действия технических условий, подписанных заместителем генерального директора ОАО «РЖД», в ведении которого находятся вопросы организации железнодорожных перевозок, в установленном ОАО «РЖД» порядке направляются:
1) на соответствующую железную дорогу для учета и контроля за реализацией технических условий;
2) в Департамент инвестиций для использования при подготовке инвестиционного механизма реализации проекта развития инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожных путей необщего пользования, принадлежащих ОАО «РЖД» на праве собственности или на ином праве;
3) в Департамент экономической конъюнктуры и стратегического развития и в АО «ИЭРТ» для учета при координации разработки и актуализации генеральной схемы развития сети железных дорог ОАО «РЖД»;
4) в Центральную дирекцию управления движением для учета.
15. При необходимости внесения в технические условия, подписанные заместителем генерального директора ОАО «РЖД», в ведении которого находятся вопросы организации железнодорожных перевозок, изменений технического и (или) технологического характера заявитель направляет соответствующее обращение на имя указанного заместителя генерального директора ОАО «РЖД» с приложением обосновывающих материалов.
16. Центральная дирекция управления движением рассматривает обращение заявителя о внесении изменений в технические условия, подписанные заместителем генерального директора ОАО «РЖД», в ведении которого находятся вопросы организации железнодорожных перевозок, с привлечением при необходимости работников соответствующей железной дороги, подразделений аппарата управления, филиалов, структурных подразделений ОАО «РЖД», его дочерних и зависимых обществ, после чего:
1) при отсутствии в обращении заявителя достаточных оснований для принятия решения о внесении изменений в технические условия направляет заявителю не позднее чем в 30-дневный срок со дня поступления обращения в соответствии с пунктом 15 настоящих Правил письмо с просьбой представить на имя заместителя генерального директора ОАО «РЖД», в ведении которого находятся вопросы организации железнодорожных перевозок, соответствующие документы;
2) при наличии в обращении заявителя материалов, обосновывающих необходимость внесения изменений в технические условия, или представления заявителем в соответствии с подпунктом 1 настоящего пункта дополнительных документов в срок, не превышающий 5 рабочих дней, направляет на соответствующую железную дорогу телеграмму о представлении обоснованных предложений о внесении или невозможности внесения в технические условия изменений, предлагаемых заявителем.
Что указывается в составе задания на проектирование оао ржд
Настоящая памятка представляет собой краткую инструкцию по оформлению технического задания к договору на выполнение работ, включенных в план научно – технического развития ОАО «РЖД».
Памятка предназначена для повышения эффективности научно-технических работ, выполняемых в соответствии с планом НТР ОАО «РЖД», и для обеспечения условий широкого использования результатов этих работ в хозяйственной деятельности ОАО «РЖД».
Памятка может быть использована департаментами, управлениями, филиалами и иными структурными подразделениями ОАО «РЖД, а также сторонними организациями, имеющими отношение к научно-технической деятельности и являющимися функциональными заказчиками (или исполнителями) научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ. В частности, памятка может быть полезна дочерним и зависимым обществам ОАО «РЖД», участвующим в выполнении работ по договорам (соглашениям) с ОАО «РЖД». Помимо изложенных в Памятке общих подходов необходимо принимать во внимание также следующие нормативные документы:
1. Стратегия инновационного развития ОАО «РЖД» на период до 2015 года (Белая книга ОАО «РЖД»), утверждёна Президентом ОАО»РЖД» В.И.Якуниным 26 октября 2010 г.
2. Программа инновационного развития ОАО «Российские железные дороги на период до 2015 года, утверждённая Советом директоров ОАО»РЖД» от 24 июня 2011 года, протокол № 13.
3. Стандарт СТО РЖД 08.014-2011 «Инновационная деятельность в ОАО «РЖД». Требования к закупкам инновационной продукции технического назначения»
4. ГОСТ Р 15.011-96 «Система разработки и постановки продукции на производство. Патентные исследования. Содержание и порядок проведения».
5. Распоряжение ОАО»РЖД» от 21 марта 2011 г. № 571р «О классификации научно-технических работ ОАО «РЖД».
6. ГОСТ Р 15.201-2000 «Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения. Порядок разработки и постановки продукции на производство».
8. ОСТ 95 18-2001. «Порядок проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Основные положения».
9. ГОСТ 19.201-78 «Единая система программной документации. Техническое задание. Требования к содержанию и оформлению».
10. ГОСТ 34.602-89 «Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Техническое задание на создание автоматизированной системы»
11. ГОСТ 25123- 82 «Машины вычислительные и системы обработки данных. Техническое задание. Порядок построения, изложения и оформления»
12. Распоряжение ОАО «РЖД» от 22 июля 2011 № 1613р «Об утверждении примерной формы договора, заключаемого от имени ОАО «РЖД», на выполнение работ по плану научно-технического развития ОАО «РЖД» (НИР, ОКР, ОТР, НИОКР)».
13. Положение о формировании и выполнении работ плана научно-технического развития ОАО «РЖД» (утверждено 27 марта 2011 № 77)
14. Распоряжение ОАО «РЖД» от 05 июля 2012г. №1341р «Об утверждении порядка организации приёмки работ, предусматриваемых планами научно-технического развития ОАО «РЖД»
15. Распоряжение ОАО «РЖД» от 02 июня 2008 г. № 1165р «Порядок оформления в ОАО «РЖД» заявки на выдачу охранного документа и заявки на ноу-хау в отношении результатов интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере».
16. Распоряжение ОАО «РЖД» от 18 апреля 2011 г. № 818р «Регламент беспатентной формы охраны созданных разработок в режиме коммерческой тайны».
17. Методические рекомендации по исследованию технического уровня, тенденций развития и конкурентоспособности создаваемых разработок в сфере железнодорожной техники на основе патентной информации, утвержденные распоряжением ОАО «РЖД» от 30 декабря 2010 г. №2793р.
19. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (вторая редакция). Официальное издание. М.: Экономика, 2000.
2. Задачи повышения эффективности работ плана НТР ОАО «РЖД»
Как известно, инновационное развитие ОАО «РЖД» осуществляется на основе комплекса мероприятий, направленных на разработку и использование новых технологий, продуктов и услуг, соответствующих мировому уровню. Такими мероприятиями в первую очередь являются закупка и внедрение инновационной продукции, разработка и реализация инновационных проектов, создание собственных эффективных и конкурентоспособных технологий, соответствующих мировому уровню техники. Разработка, освоение, внедрение и тиражирование собственных технологий осуществляется в соответствии с Программой инновационного развития ОАО «Российские железные дороги», Инвестиционной программой и другими программами, на основе работ плана НТР ОАО «РЖД».
Процедура формирования плана и выполнение работ, включенных в план, регламентируется рядом нормативных документов, в первую очередь, Положением о формировании и выполнении работ плана научно-технического развития ОАО «РЖД», утверждённым 27марта 2011 №77, и Примерной формой договора на выполнение работ по плану научно-технического развития ОАО «РЖД» (НИР, ОКР, ОТР, НИОКР), утверждённой 22 июля 2011 №1613р.
При составлении заявки на включение работы в план и выполнении НИОКР в рамках уже заключенного договора наибольшее значение имеет составление технического задания. Техническое задание определяет цель, задачи, принципы разработки, технические, экономические и другие параметры, ожидаемые результаты, порядок, условия и сроки выполнения работ. Техническое задание определяет потребности заказчика и его требования к разрабатываемой продукции. ГОСТ Р 15.201-2000 рекомендует также учитывать в техническом задании интересы всех возможных потребителей создаваемой продукции.
В настоящее время значение технического задания существенно возрастает в связи с введением конкурсной системы закупок научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, определённой Федеральным законом № 223-ФЗ от 18 июля 2011 года «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Результаты НИОКР при этом в очень большой степени зависят от формулировок и содержания технического задания, которое должно содержать исчерпывающе подробный перечень технических требований к разработке, и быть понятным и доступным для исполнителей.
Техническое задание на проведение НИОКР готовится заказчиком или исполнителем (при конкурсной системе – одним из потенциальных исполнителей) по согласованию с заказчиком.
Функциональный заказчик несёт ответственность за актуальность инициируемой разработки, оценку ее экономической эффективности, использование результатов работ в деятельности ОАО «РЖД» и, конечно, за поставленную задачу. При этом все основные требования к технической сущности новой продукции должны быть сосредоточены именно в техническом задании.
Для того, чтобы обеспечить эффективность выполняемых НИОКР как важнейших элементов инновационного развития, в техническом задании на выполнение работы должен содержаться ряд следующих обязательных требований:
1.Соответствие разработки достигнутому мировому уровню техники, наиболее перспективным направлениям развития техники в данной области и критериям инновационности[1].
2.Обеспечение новизны результатов интеллектуальной деятельности, которые должны быть получены в ходе выполнения работы.
3.Обеспечение правовой охраны полученных результатов.
4.Обоснование требуемого объема и полигона предполагаемого использования результатов НИОКР как необходимое условие достижения показателей, приведённых в технико-экономическом обосновании к НИОКР.
Настоящая Памятка содержит пояснения и рекомендации по составлению технического задания с учётом указанных выше требований применительно к различным видам выполняемых работ – НИР, ОКР, ОТР, НИОКР.
[1] Критерии инновационности определяются в соответствии со СТО РЖД 08.014-2011 «Инновационная деятельность в ОАО «РЖД». Требования к закупкам инновационной продукции технического назначения»
3. Основное требование к научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам – создание инновационной продукции
Одним из основных требований, которое должно присутствовать в техническом задании, является создание результатов, обладающих новизной и соответствующих мировому уровню техники, критериям инновационности и наиболее перспективным направлениям развития техники в данной области.
Для создания новых результатов исходные требования заказчика, (а при конкурсной процедуре и соответствующие предложения исполнителя), должны содержать указание на принципиальные пути решения поставленной задачи, используемые для этого методы и способы.
Для того, чтобы выполнить эти требования и создавать принципиально новые решения, превосходящие лучшие отечественные и зарубежные образцы, нужно иметь информацию о достигнутом в мире уровне разработок в данной области (о существующем мировом уровне техники).
Получение информации о достигнутом в мире уровне техники в отношении разрабатываемого объекта, сложившихся тенденциях развития данной области техники, а также выявление лучших отечественных и зарубежных аналогов разрабатываемого объекта НИОКР возможно только на основе проведения патентных исследований. Патентные исследования по определению тенденций развития техники и определению мирового уровня техники проводятся в соответствии с ГОСТ Р 15.011-96 и Методическими рекомендациями по исследованию технического уровня, тенденций развития и конкурентоспособности создаваемых разработок в сфере железнодорожной техники на основе патентной информации, утвержденными распоряжением ОАО «РЖД» от 30 декабря 2010 г. №2793р.
Основной целью проведения патентных исследований является выбор оптимальных путей достижения конечного результата работы, обеспечение его высокого технического уровня.
Отчёт о результатах патентных исследований по определению тенденций развития данной области техники является необходимым документом, прилагаемым к заявке на участие в конкурсе, при конкурсной процедуре закупки НИОКР. Этот отчёт свидетельствует об информированности исполнителя о современном уровне техники и является гарантией достаточно высокого качества работы. Оценка технического уровня, новизны разрабатываемого объекта и использованных в нём уже известных объектов интеллектуальной собственности, выполненная на основе патентной информации в соответствии с ГОСТ Р 15.011-96 с приложением заполненных форм Д1.2, Д 2.1, Д 2.2, является основанием для оценки качества предлагаемых на конкурс работ. При этом оценка соискателя по этим показателям в рамках конкурсной процедуры составляет более 30% от возможного количества присуждаемых соискателю баллов.
Выдержки из Типовых форм конкурсной документации по закупке высокотехнологичной инновационной продукции (НИОКР), утверждённых 26 октября 2012г., приведены в Приложении к настоящей Памятке. Эти выдержки иллюстрируют возможности использования результатов патентных исследований для обоснования проведения работ, для выбора оптимальных путей разработки. Применение указанных форм обязательно при проведении конкурсных процедур, в случае проведения закрытых конкурсов, конкурсов с ограниченным числом участников. В случае так называемого «корпоративного заказа» обоснование необходимости проведения работы и её качество, соответствующее мировому уровню, гарантируется руководством ОАО «РЖД». Очевидно, что в этом случае, подготовленные предложения по проведению НИОКР должны иметь не менее серьёзные обоснования.
Определение уровня техники необходимо и при решении задач модернизации производства. При составлении технико-экономического обоснования таких работ необходимо знать и сопоставлять затраты на модернизацию, обновление, эксплуатацию и ремонт для используемой техники, с учётом её жизненного цикла, и затраты на приобретение или разработку новой техники, соответствующей лучшим известным в мире аналогам.
Поскольку проведение патентных исследований требует определённых временных затрат, целесообразно выполнять необходимые патентные исследования заблаговременно, ещё на стадии подачи заявки на включение работы в план. Так, ещё до начала работы необходимо провести изучение достигнутого в мире уровня техники в отношении разрабатываемой в структурном подразделении тематики. Весьма полезным может быть постоянный мониторинг, отслеживание динамики развития заданной области или объектов техники путем систематического проведения соответствующих патентно-информационных исследований и постоянное прогнозирование возможного изменения уровня техники на перспективу (в зависимости от периода сменяемости и возможных сроков освоения продукции). Полученные результаты таких патентных исследований упрощают процесс подготовки заявки на включение работы в план и обеспечивают обоснованный выбор разработки новых, наиболее эффективных технических решений, превосходящих лучшие отечественные и зарубежные аналоги.
Необходимо отметить, что патентные исследования по определению уровня техники не связаны с определением новизны и патентоспособности разрабатываемых технических решений и с подачей заявок на получение правовой охраны созданных разработок. Эти исследования, хотя они базируются на использовании патентной информации, носят самостоятельный характер, а пренебрежение этим видом работ может обернуться созданием неконкурентоспособной, морально устаревшей продукции, не имеющей спроса, крупными убытками при производстве за счёт нарушения прав третьих лиц и неоправданными затратами при использовании при производстве продукции устаревших технологий.
4. Обеспечение новизны и правовой охраны полученных результатов
Техническое задание должно содержать требование по обеспечению новизны и правовой охраны созданных результатов НИОКР. Правовая охрана полученных результатов является важнейшим условием создания конкурентоспособной продукции, товаров и услуг. Правовая охрана результатов интеллектуальной деятельности способствует обеспечению деловой репутации, имиджа и экономической безопасности, росту капитализации ОАО «РЖД». Наличие правовой охраны гарантирует новизну созданных результатов, является показателем инновационности разработки и подтверждает её конкурентоспособность и возможность коммерциализации.
Обеспечение правовой охраны результатов научно-технической деятельности возможно на основе патентования, т.е. оформления исключительных прав в виде патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец, а также на основе авторского права, путём получения свидетельства о регистрации таких предусмотренных законодательством объектов интеллектуальной собственности как программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем. Помимо получения патентов и свидетельств, правовая охрана возможна также на основе придания полученным результатам статуса секретов производства или ноу-хау (беспатентная форма охраны).
Для обеспечения правовой охраны разрабатываемых объектов необходимо:
Процедуры правовой охраны созданных результатов научно-технической деятельности в ОАО «РЖД» детально разработаны и регламентируются следующими документами:
Меры по обеспечению правовой охраны проводятся на всех стадиях НИОКР по разработке продукции и постановке её на производство.
При этом на стадии разработки технического предложения и эскизного проекта должно осуществляться обеспечение патентоспособности технических решений, положенных в основу принципиальных, схемных, конструктивных и технологических решений.
На стадии разработки технического проекта осуществляется обеспечение патентоспособности элементов, узлов, деталей и комплектующих изделий, влияющих на технико-экономические характеристики разрабатываемого объекта.
На стадии постановки продукции на производство проводятся исследования на патентную чистоту. В практике ОАО «РЖД» такая необходимость может возникнуть, например, в случае тиражирования разработанных единичных объектов техники и передаче их для изготовления производителю. Наличие проверки продукции на патентную чистоту обязательно фиксируется в договоре на производство продукции. При этом следует иметь в виду, что гарантии патентной чистоты могут быть представлены исполнителем только в отношении определенной территории (одной страны, ряда стран) и на определенный момент времени (что сторонам обязательно следует согласовать в договоре).
Необходимо отметить, что принятый в ОАО «РЖД» порядок оформления заявок на получение охранных документов предусматривает также бухгалтерский учёт созданных результатов интеллектуальной деятельности в составе нематериальных активов.
Поскольку сроки получения патентов в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности могут растягиваться на несколько лет, и по этой причине работа иногда считается незавершённой, целесообразно расширить практику беспатентной охраны созданных результатов интеллектуальной деятельности. Рекомендуется осуществлять правовую охрану созданных результатов в режиме коммерческой тайны, даже в случае подачи заявки на получение патента. В период рассмотрения заявки в Роспатенте её существо не подлежит разглашению. Следовательно, на материалы заявки распространяется режим коммерческой тайны. Как известно, режим коммерческой тайны действует до тех пор, пока сохраняется конфиденциальность сведений, составляющих его содержание. Поэтому охрана результатов работ в виде ноу-хау в ОАО «РЖД» будет действовать в период с начала её оформления и прекратит своё действие на дату публикации патента.
Кроме того, следует обратить особое внимание на обеспечение правовой охраны разрабатываемой конструкторской и технологической документации. Чертежи, сведения о технологических процессах и их параметрах, как правило, являются заключительной и наиболее ценной частью заключительной стадии разработок и должны в обязательном порядке охраняться как ноу-хау, в режиме коммерческой тайны.
5. Обоснование необходимости проведения работы и требование использования результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ
В то же время ещё на предпроектной стадии разработок для определения возможностей их использования должно производиться выявление потребностей ОАО «РЖД» в новой технике, технологиях, иных результатах инновационных проектов.
Эти работы должны выполняться потенциальными функциональными заказчиками при участии Совета главных инженеров ОАО «РЖД», Научно – технического совета ОАО «РЖД», Департамента технической политики, Центра инновационного развития, Центра научно – технической информации, дочерних обществ ОАО «РЖД», научных организаций. Функциональные заказчики должны нести ответственность за достоверность технико-экономического обоснования и программы внедрения предлагаемой в план НТР ОАО «РЖД» разработки.
В ТЗ для обоснования необходимости проведения работы должны быть приведены следующие сведения:
Техническое задание должно содержать требование о предполагаемом использовании результатов НИОКР. В разделе ТЗ, касающемся использования, должны содержаться рекомендуемые варианты использования ожидаемых результатов. Должны быть приведены сведения о конкретных организациях и структурных подразделениях, в которых предполагается использовать созданные результаты, а также цели возможного использования. Место и объемы предполагаемого использования должны быть согласованы с руководством соответствующих региональных структурных подразделений, с главными инженерами дорог.
Должно быть составлено технико-экономическое обоснование предполагаемого использования.
В прилагаемом к ТЗ технико-экономическом обосновании следует соблюдать все правила расчёта создаваемых экономических преимуществ, руководствуясь Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов: чётко указать объект, для которого проводится оценка преимуществ, указать базу сравнения, объемы и полигон использования. При этом в качестве доказательства обеспечения необходимых технических требований и заявляемых показателей на стадии проектных исследований, разработки технических предложений, эскизного и технического проектов, могут быть использованы технические показатели, создаваемые известными аналогами, выявленными на основе патентных исследований.
Прилагаемое к ТЗ Технико-экономическое обоснование должно учитывать полигон возможного использования. Неоправданное сужение или расширение объема использования приводит к существенным погрешностям при оценке возможного создаваемого эффекта.
Кроме того, при проведении расчётов экономического эффекта следует принимать во внимание все обстоятельства и условия, необходимые для практической реализации разработки.
В настоящей Памятке выделены основные обязательные требования технического задания на выполнение НИОКР, которые могут существенным образом повлиять на эффективность получаемых результатов работ и на развитие инновационной системы ОАО «РЖД».
Эти требования сводятся к необходимости обеспечения соответствия разработки достигнутому мировому уровню техники, обеспечению новизны результатов интеллектуальной деятельности, которые должны быть получены в ходе выполнения работы, и их правовой охраны. Очень большое значение имеет технико-экономическое обоснование НИОКР с учётом реальных объемов возможного использования и подготовка полигона внедрения.
Проведение работ, необходимых для включения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в план НТР ОАО «РЖД» с использованием изложенных в настоящей памятке общих подходов и требований к процедуре оформления технического задания на проведение НИОКР направлено на решение важнейших задач развития научно-технического потенциала компании, рост её конкурентоспособности, повышении доходности и эффективности производственно-хозяйственной деятельности.
Приложение. Выдержки из Типовых форм конкурсной документации по закупке высокотехнологичной инновационной продукции (НИОКР)