Что удваивается в субдоминанте

Разрешение септаккордов

Все септаккорды являются диссонирующими созвучиями, требующими акустического разрешения. Кроме того, любой септаккорд неустойчив и в ладовом отношении, так как содержит в себе хотя бы один неустойчивый звук.

Следовательно, всякий септаккорд является бифункциональным созвучием (то есть содержит в себе звуки двух разных функций) и может быть разрешен в любое консонирующее трезвучие, кроме тех двух, из которых он образован.

Так, например, доминантсептаккорд включает в себя три звука доминанты и один звук субдоминанты, а разрешается в тоническое трезвучие; септаккорд второй ступени состоит из трех звуков субдоминантовой гармонии и одного тонического, а разрешается в трезвучие доминанты; тонический септаккорд, образованный из трех звуков тоники и одного доминантового, разрешается в трезвучие субдоминанты (IV ступени) и т.д.

Например, в до мажоре:

Что удваивается в субдоминанте. Смотреть фото Что удваивается в субдоминанте. Смотреть картинку Что удваивается в субдоминанте. Картинка про Что удваивается в субдоминанте. Фото Что удваивается в субдоминанте

Разумеется, наряду с диссонантностью звучания, бифункциональность септаккордов еще более усиливает их напряженность и тяготение к разрешению в соответствующее трезвучие.

Существуют два принципиально различных способа разрешения септаккордов: автентическое и плагальное.

Для автентического характерно ведение септимы на ступень вниз, а при плагальном разрешении септима остается на месте.

В конечном итоге любой септаккорд может быть разрешен тем или иным способом, однако более ярко выраженная функциональная принадлежность септаккордов в условиях конкретного лада и тональности определяет один из этих способов как основной для данного септаккорда, и прежде всего это относится к септаккордам V, VII и II ступеней, являющимся главными представителями диссонирующих гармоний, которые выражают, соответственно, доминантовую или субдоминантовую функцию.

Основным способом разрешения доминантсептаккорда является автентическое разрешение.

Что удваивается в субдоминанте. Смотреть фото Что удваивается в субдоминанте. Смотреть картинку Что удваивается в субдоминанте. Картинка про Что удваивается в субдоминанте. Фото Что удваивается в субдоминанте

Таким образом, основной вид полного доминантсептаккорда разрешается в неполное тоническое трезвучие с пропущенной квинтой и утроенной примой:

Что удваивается в субдоминанте. Смотреть фото Что удваивается в субдоминанте. Смотреть картинку Что удваивается в субдоминанте. Картинка про Что удваивается в субдоминанте. Фото Что удваивается в субдоминанте

Впрочем, при ином расположении звуков (терцовый тон D7 в таком случае должен быть взят непременно в одном из средних голосов и находиться с басом в разных октавах) возможно и более свободное разрешение полного доминантсептаккорда— в полное тоническое трезвучие с удвоенной примой.

Терция D7 при этом идет не на полтона вверх (то есть, как обычно, в приму тоники), а против своего тяготения — на большую терцию вниз — в квинту тоники:

Что удваивается в субдоминанте. Смотреть фото Что удваивается в субдоминанте. Смотреть картинку Что удваивается в субдоминанте. Картинка про Что удваивается в субдоминанте. Фото Что удваивается в субдоминанте

Доминантсептаккорд может быть также взят и в неполном виде— как правило, без квинты, пропуск которой в фоническом отношении мало отражается на его звучании в целом. В таком случае вместо недостающей квинты в одном из трех верхних голосов удваивается основной тон доминантсептаккорда.

В итоге неполный доминантсептаккорд разрешается в полное тоническое трезвучие, при этом удвоение примы D7 в качестве общего тона остается на месте, а остальные звуки разрешаются как обычно. Например:

Что удваивается в субдоминанте. Смотреть фото Что удваивается в субдоминанте. Смотреть картинку Что удваивается в субдоминанте. Картинка про Что удваивается в субдоминанте. Фото Что удваивается в субдоминанте

Обращения доминантсептаккорда разрешаются в соответствующие виды тоники на тех же основаниях, что и основной вид D7 с той лишь разницей, что прима доминантсептаккорда, находящаяся в обращениях не в басу, а в одном из трех верхних голсов, при разрешении в тонический аккорд остается на месте как общий звук. Таким образом:

D6/5 разрешается в полное Т5/8 с удвоенной примой,

а D2 — »— в Т6 (тонический секстаккорд) с удвоенной примой

Что удваивается в субдоминанте. Смотреть фото Что удваивается в субдоминанте. Смотреть картинку Что удваивается в субдоминанте. Картинка про Что удваивается в субдоминанте. Фото Что удваивается в субдоминанте

Другой септаккорд доминантовой функции — вводный — может быть двух видов: малым (с малой септимой) и уменьшенным (с уменьшенной септимой).

Малый вводный септаккорд (по структуре он представляет собой малый септаккорд с уменьшенной квинтой) встречается на VII ступени в натуральном мажоре и мелодическом миноре, а уменьшенный вводный септаккорд встречается только в гармонических видах мажора и минора.

Оба вида вводного септаккорда одинаково разрешаются автентическим способом в полное тоническое трезвучие с удвоенным терцовым тоном следующим образом: прима и терция вводного септаккорда идут на ступень вверх соответственно в приму и терцию тоники, а квинта и септима вводного септаккорда движутся на ступень вниз соответственно в терцию и квинту тоники. Например:

Что удваивается в субдоминанте. Смотреть фото Что удваивается в субдоминанте. Смотреть картинку Что удваивается в субдоминанте. Картинка про Что удваивается в субдоминанте. Фото Что удваивается в субдоминанте

Удвоение терцового тона в тоническом трезвучии при разрешении вводного септаккорда делается с целью избежать движения параллельными квинтами.

Однако при ином — более широком — расположении образующих его звуков вводный септаккорд может быть разрешен в тонику и без удвоения терции, а с удвоенной примой, но для этого необходимо, чтобы терция вводного септаккорда находилась выше септимы.

В таком случае голоса будут двигаться так: прима вводного септаккорда пойдет на ступень вверх, а три остальные звука — на ступень вниз (тесно расположенными параллельными секстаккордами или квартсекстаккордами). Например:

Что удваивается в субдоминанте. Смотреть фото Что удваивается в субдоминанте. Смотреть картинку Что удваивается в субдоминанте. Картинка про Что удваивается в субдоминанте. Фото Что удваивается в субдоминанте

Обращения вводного септаккорда (как малого, так и уменьшенного) разрешаются в соответствующие виды тоники с тем же голосоведением, что и основной вид.

Таким образом, (ум.) VII6/5 разрешается в Т6 (в данном случае — с непременным удвоением терции), (ум.) VII4/3 — тоже в Тб (чаще с удвоением терции, но иногда удваивается и основной тон) и (ум.) VII6/5 — в Т6 (с удвоением терции или —реже—примы).

В отдельных случаях (как исключение) может быть допущено также и разрешение (ум.) VII6/5 в T6 с удвоением не терции, а квинты:

Что удваивается в субдоминанте. Смотреть фото Что удваивается в субдоминанте. Смотреть картинку Что удваивается в субдоминанте. Картинка про Что удваивается в субдоминанте. Фото Что удваивается в субдоминанте

При этом следует иметь в виду и энгармонические свойства уменьшенного септаккорда. Подобно тому как увеличенное трезвучие и его обращения всегда энгармонически равны между собой, обращения уменьшенного септаккорда также окапываются энгармонически равными друг другу и основному виду аккорда.

Что удваивается в субдоминанте. Смотреть фото Что удваивается в субдоминанте. Смотреть картинку Что удваивается в субдоминанте. Картинка про Что удваивается в субдоминанте. Фото Что удваивается в субдоминанте

Данное обстоятельство особенно важно потому, что дает возможность разрешать уменьшенный септаккорд в целый ряд самых различных тональностей. Например:

Что удваивается в субдоминанте. Смотреть фото Что удваивается в субдоминанте. Смотреть картинку Что удваивается в субдоминанте. Картинка про Что удваивается в субдоминанте. Фото Что удваивается в субдоминанте

Отмеченные выше свойства уменьшенного септаккорда широко используются в музыкальной практике при совершении так называемых энгармонических (или, иначе, внезапных) модуляций (см. главу XI).

в) Внутрифункциональное разрешение вводного септаккорда

Помимо непосредственного разрешения в тонику (и ее обращения) различные виды вводного септаккорда могут переходить в нее через доминантсептаккорд и его обращения. Такой способ называется внутрифункциональным разрешением.

Для этого надо септиму вводного септаккорда повести на ступень вниз — в приму доминантсептаккорда, оставив остальные звуки на месте. В результате образуется один из видов доминантсептаккорда (обязательно — следующий по порядку), который затем и разрешается по известным уже правилам в соответствующий тонический аккорд:

Что удваивается в субдоминанте. Смотреть фото Что удваивается в субдоминанте. Смотреть картинку Что удваивается в субдоминанте. Картинка про Что удваивается в субдоминанте. Фото Что удваивается в субдоминанте

Внутрифункциональное разрешение вводного септаккорда проясняет и, тем самым, обостряет тяготение к тонике, способствует уточнению восприятия при определении на слух функции и вида аккорда, особенно если он — уменьшенный септаккорд (все виды которого энгармонически равны между собой) и взят изолированно.

Главная диссонирующая гармония субдоминантовой функции— септаккорд II ступени*[В отличие от трезвучия и септаккорда IV ступени септаккорд II ступени содержит в своем составе больше неустойчивых звуков (а в гармоническом виде мажора и в миноре еще и диссонирующий интервал — тритон) и поэтому ярче выражает функцию субдоминанты.] — по структуре может быть двух видов: малым минорным септаккордом (в натуральном мажоре и мелодическом миноре) и малым септаккордом с уменьшенной квинтой (в натуральном и гармоническом миноре и в гармоническом и мелодическом видах мажора).

Септаккорд II ступени как субдоминантовая гармония разрешается непосредственно в тонику и ее обращения плагальным способом, то есть с оставлением септимы на месте в качестве общего тона между обоими аккордами.

Остальные звуки II7 движутся поступенно в ближайшие звуки тоники согласно ладовым тяготениям входящих в него ступеней. При этом, однако, надо следить за тем, чтобы не получилось движения голосов параллельными квинтами.

Например, прима II7, если она находится в басу, идет на ступень вверх — в терцию тоники, а в обращениях (когда она помещается в верхних голосах) прима может идти не только вверх, но и вниз на ступень — в приму тоники или же (чтобы избежать нежелательного движения к унисону с соседним голосом) двигаться скачком на кварту вверх — в квинту тоники.

Терция II7 также может разрешаться двояким (в зависимости от конкретных условий) образом: либо (как правило) ходом на ступень вниз — в терцию тоники, либо ходом на ступень вверх — в квинту тоники.

Однако, находясь в басу, она может также делать плагальный скачок на кварту вниз к приме тоники. Квинта же II7, как правило, всегда идет на ступень вниз — в квинту тоники.

Тем не менее иногда (находясь в одном из крайних голосов) она может двигаться скачком непосредственно в приму тоники.

Итак, септаккорд II ступени и его обращения могут быть разрешены в тонику следующим образом:

Что удваивается в субдоминанте. Смотреть фото Что удваивается в субдоминанте. Смотреть картинку Что удваивается в субдоминанте. Картинка про Что удваивается в субдоминанте. Фото Что удваивается в субдоминанте

Септаккорд II ступени находится в таком же кварто-квинтовом соотношении с доминантой, как и доминанта с тоникой, поэтому II7 может также разрешаться и в различные виды консонирующей доминанты — подобно тому как доминантсептаккорд разрешается в тонику. Например:

Что удваивается в субдоминанте. Смотреть фото Что удваивается в субдоминанте. Смотреть картинку Что удваивается в субдоминанте. Картинка про Что удваивается в субдоминанте. Фото Что удваивается в субдоминанте

Естественно, что в данном случае II7 разрешается автентическим способом.

Наконец, помимо указанных выше приемов разрешения в тонику (плагально) и доминанту (автентически), септаккорд II ступени может переходить в тоническое трезвучие не непосредственно, а через доминантсептаккорд и его обращения.

В этом случае надо квинту и септиму II7 повести на ступень вниз соответственно в приму и терцию доминантсептаккорда, оставив остальные звуки на месте.

Что удваивается в субдоминанте. Смотреть фото Что удваивается в субдоминанте. Смотреть картинку Что удваивается в субдоминанте. Картинка про Что удваивается в субдоминанте. Фото Что удваивается в субдоминанте

Схематически это выглядит так*

[Поскольку интервальная структура септаккорда II ступени в натуральном и гармоническом миноре и гармоническом и мелодическом мажоре совпадает со структурой малого вводного септаккорда (оба они являются малыми септаккордами с уменьшенной квинтой), то при изолированном звучании определить их функциональное значение на слух возможно только по разрешению.]:

Что удваивается в субдоминанте. Смотреть фото Что удваивается в субдоминанте. Смотреть картинку Что удваивается в субдоминанте. Картинка про Что удваивается в субдоминанте. Фото Что удваивается в субдоминанте

д) Другие способы разрешения диатонических септаккордов

Выше уже отмечалось, что в условиях диатоники любой септаккорд может быть разрешен как автентическим, так и плагальным способом, однако при этом рассматривались лишь основные варианты этих разрешений, соответствующие первичной функции данного септаккорда.

Поскольку они далеко не исчерпывают всех возможностей, ниже показаны дополнительные приемы разрешения на примере разрешения доминантсептаккорда, подобно которому могут разрешаться и другие септаккорды лада:

Что удваивается в субдоминанте. Смотреть фото Что удваивается в субдоминанте. Смотреть картинку Что удваивается в субдоминанте. Картинка про Что удваивается в субдоминанте. Фото Что удваивается в субдоминанте

Как видно из приведенных выше примеров, для основного варианта автентического разрешения доминантсептаккорда (как и любого другого септаккорда) характерным является не только ведение септимы на ступень вниз — в терцию тоники (или другого трезвучия, лежащего на кварту выше или квинту ниже данного септаккорда), но и скачок в басу на кварту вверх (или квинту вниз) от примы доминантсептаккорда к приме тоники, подчеркивающий их функциональную связь.

Точно так же для основного варианта плагального разрешения септаккорда V ступени типичным будет не только оставление септимы на месте, но и нисходящий скачок на кварту вниз — в приму трезвучия II ступени (или какого-либо другого, лежащего на кварту ниже или квинту выше данного септаккорда).

Таким образом любой септаккорд может быть разрешен в любое трезвучие лада, за исключением тех двух, которые входят в состав данного септаккорда.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Обращение трезвучий и септаккордов на примере тоники, субдоминанты и доминанты

Что удваивается в субдоминанте. Смотреть фото Что удваивается в субдоминанте. Смотреть картинку Что удваивается в субдоминанте. Картинка про Что удваивается в субдоминанте. Фото Что удваивается в субдоминанте

Обращение трезвучий и септаккордов на примере тоники, субдоминанты и доминанты

Что удваивается в субдоминанте. Смотреть фото Что удваивается в субдоминанте. Смотреть картинку Что удваивается в субдоминанте. Картинка про Что удваивается в субдоминанте. Фото Что удваивается в субдоминанте

Здравствуйте, уважаемые посетители сайта gorstorehov.com. Сегодня мы узнаем про то, что такое обращение аккордов, в частности про обращение трезвучий и септаккордов. В гармонии, как вы помните, существует понятие тоники, субдоминанты, доминанты, иногда можно встретиться со специальными обозначениями данных групп.

Они используются в классической теории музыки, а также могут служить удобным средством для быстрого и понятного обозначения любой гармонии. Основываются данные обозначения на том, чтобы не просто отметить аккорды композиции друг за другом (как обычно мы их видим: Am | Dm | G7 и др.), а отразить именно функцию, которую выполняет то или иное созвучие.

Обращение трезвучий: тоника

Тонику можно взять тремя способами, первый способ это собственно мажорное или минорное трезвучие, построенное терциями, также ноты, составляющие его, можно назвать коротким арпеджио, к примеру. Его обозначают как T53 или просто буквой T.

Оно называется основным видом трезвучия. Основной вид это когда в басу у аккорда находится его основной тон (1-ая ступень).

Что удваивается в субдоминанте. Смотреть фото Что удваивается в субдоминанте. Смотреть картинку Что удваивается в субдоминанте. Картинка про Что удваивается в субдоминанте. Фото Что удваивается в субдоминанте

Полученное трезвучие называют терцквинтаккорд. Для развития тоники нужно сделать обращение, только что построенного трезвучия (получается перенесением самой низкой его ноты на октаву вверх). То созвучие, которое образовалось называется секстаккорд или T6 (так называется из-за интервала сексты, разделяющего самый низкий и самый верхний его звуки), терция здесь не упоминается.

Что удваивается в субдоминанте. Смотреть фото Что удваивается в субдоминанте. Смотреть картинку Что удваивается в субдоминанте. Картинка про Что удваивается в субдоминанте. Фото Что удваивается в субдоминанте

Что удваивается в субдоминанте. Смотреть фото Что удваивается в субдоминанте. Смотреть картинку Что удваивается в субдоминанте. Картинка про Что удваивается в субдоминанте. Фото Что удваивается в субдоминанте

В этом случае у нас в басу уже не терцовый тон оказывается, а квинтовый.

Обращение субдоминантового трезвучия

В субдоминанте у нас также как и в тонике есть целых три варианта как взять нужное трезвучие. Вы знаете, что от четвёртой (субдоминантовой) ступени в мажорной тональности берётся также мажорный аккорд. Почему именно мажорное трезвучие рассказано в статьях о ладах. Мы рассмотрели тоническое трезвучие на примере до-мажора выше, поэтому и субдоминанту будем рассматривать как продолжение этой тональности. Взяв субдоминанту «как обычно» от 4-ой ступени мы получим мажорное трезвучие, по-другому оно будет называться S53 или просто S, то есть субдоминантовый терцквинтаккорд.

Что удваивается в субдоминанте. Смотреть фото Что удваивается в субдоминанте. Смотреть картинку Что удваивается в субдоминанте. Картинка про Что удваивается в субдоминанте. Фото Что удваивается в субдоминанте

Что удваивается в субдоминанте. Смотреть фото Что удваивается в субдоминанте. Смотреть картинку Что удваивается в субдоминанте. Картинка про Что удваивается в субдоминанте. Фото Что удваивается в субдоминанте

Следующее обращение, образуется с помощью перенесения в S6 нижнего звука на октаву выше, так получается S64 или субдоминантовый квартсекстаккорд.

Что удваивается в субдоминанте. Смотреть фото Что удваивается в субдоминанте. Смотреть картинку Что удваивается в субдоминанте. Картинка про Что удваивается в субдоминанте. Фото Что удваивается в субдоминанте

Ну в общем все то же самое, что и с тоникой делали. Получается есть целых три варианта того как взять один и тот же субдоминантовый аккорд, получаемый на 4-ой ступени и их вы также можете использовать на своё усмотрение.

Обращение Доминанты, её разрешения

Тут нужно упомянуть принцип ладового тяготения, который совсем несложный и вы его можете сами проверить.

Теперь вернёмся к нашему доминантсептаккорду Соль-семь (G7). Он будет называться по-другому D7, где цифра семь обозначает расстояние между его крайними звуками (септима). Этот аккорд называется септаккордом основного вида.

Что удваивается в субдоминанте. Смотреть фото Что удваивается в субдоминанте. Смотреть картинку Что удваивается в субдоминанте. Картинка про Что удваивается в субдоминанте. Фото Что удваивается в субдоминанте

Разрешаться он будет благодаря принципу ладового тяготения, описанному выше, следующим образом:

Первое обращение нашего аккорда называется D65 или доминантовый квинтсекстаккорд, получается он перенесением самого низкого звука в доминантсептаккорде на октаву вверх (в басу останется терцовый тон):

Что удваивается в субдоминанте. Смотреть фото Что удваивается в субдоминанте. Смотреть картинку Что удваивается в субдоминанте. Картинка про Что удваивается в субдоминанте. Фото Что удваивается в субдоминанте

Этот аккорд разрешается следующим образом:

«Си» и «ре» разрешаются в ноту «до», фа в «ми», соль не разрешается, так как она и так устойчивая. Следующий вариант доминантового септаккорда (второе обращение) получается перенесением на октаву вверх нижнего звука в предыдущем D65. Получившееся созвучие будет называться D43 или терцквартаккорд (у него в басу будет квинтовый тон).

Что удваивается в субдоминанте. Смотреть фото Что удваивается в субдоминанте. Смотреть картинку Что удваивается в субдоминанте. Картинка про Что удваивается в субдоминанте. Фото Что удваивается в субдоминанте

Он разрешается вот так:

Ну и последнее обращение называется D2 и получается он перенесением нижнего звука в D43 на октаву вверх. Это третье обращение септаккорда и у него в басу будет септимовый тон находиться. Цифра два означает интервал секунду, который лежит в основе звучания данного аккорда.

Что удваивается в субдоминанте. Смотреть фото Что удваивается в субдоминанте. Смотреть картинку Что удваивается в субдоминанте. Картинка про Что удваивается в субдоминанте. Фото Что удваивается в субдоминанте

Данный вариант также имеет своё разрешение:

Как видите, мы имеем множество возможностей разнообразить свой аккомпанемент на клавишных инструментах (и не только) и возможность выбирать какое обращение аккордов взять на месте T,S и D.

Дополнения: K64, T3

Этот аккорд выглядит на гитаре так:

Что удваивается в субдоминанте. Смотреть фото Что удваивается в субдоминанте. Смотреть картинку Что удваивается в субдоминанте. Картинка про Что удваивается в субдоминанте. Фото Что удваивается в субдоминанте

То есть это просто обращение тоники с квинтовым тоном в басу (значит второе обращение). Следовательно, это созвучие можно назвать также T64, но в этом случае мы не подчеркиваем тот факт, что его надо брать именно в кадансе (или завершении музыкальной композиции).

Аккорд этот можно брать перед доминантой в конце произведения.

Источник

Проходящие и вспомогательные обороты для решения задач по гармонии

Что удваивается в субдоминанте. Смотреть фото Что удваивается в субдоминанте. Смотреть картинку Что удваивается в субдоминанте. Картинка про Что удваивается в субдоминанте. Фото Что удваивается в субдоминанте

Многие испытывают сложности в решении задач по гармонии, и причиной тому не отсутствие теоретических знаний по предмету, а некая растерянность: аккордов пройдено довольно много, а вот что из них выбрать для гармонизации – проблема… Частично эту проблему поможет разрешить моя статья, для которой я постарался собрать все наиболее известные, часто употребляемые проходящие и вспомогательные обороты.

Сразу скажу, что все примеры относятся к диатонике. Это значит, что оборотов с «неаполитанской гармонией» и двойной доминантой здесь нет, с ними будем разбираться отдельно.

Круг охватываемых аккордов – главные трезвучия с их обращениями, секстаккорды второй и седьмой ступеней, септаккорды с обращениями – доминантовый, второй ступени и вводный. Если вы не помните, на каких ступенях строятся аккорды, то пользуйтесь шпаргалкой – перепишите для себя табличку вот отсюда.

Что такое проходящий оборот?

Проходящий оборот – это гармоническая последовательность, в которой между аккордом и каким-либо из его обращений (например, между трезвучием и его секстаккордом) помещается проходящий аккорд другой функции. Но это всего лишь рекомендация, и, ни в коем случае, не правило. Дело в том, что и крайние аккорды в этой последовательности могут принадлежать и совершенно разным функциям (мы с вами такие примеры увидим).

Гораздо важнее, чтобы выполнялось другое условие, а именно поступенное восходящее или нисходящее движение баса, которому в мелодии может соответствовать противодвижение (чаще всего) или параллельное движение.

В общем, вы поняли: самое важное в проходящем обороте поступенное движение баса + по возможности верхний голос должен зеркально отражать ход баса (т.е. если движение баса восходящее, то в мелодии должно быть движение по тем же звукам, но нисходящее) + по возможности проходящий аккорд должен соединять аккорды одной и той же функции (т.е. обращения одного и того же аккорда).

Ещё одно очень важное условие – проходящий аккорд всегда берётся на слабом времени такта (на слабую долю).

При гармонизации мелодии проходящий оборот мы узнаём как раз по поступенному терцовому ходу мелодии вверх или вниз с соблюдением ритмических условий этого проведения. Обнаружив возможность включения проходящего оборота в задаче, можно возрадоваться, только ненадолго, чтобы на радостях не забыть написать бас и отметить соответствующие функции.

Самые распространённые проходящие обороты

Проходящий оборот между тоническим трезвучием и его секстаккордом

Что удваивается в субдоминанте. Смотреть фото Что удваивается в субдоминанте. Смотреть картинку Что удваивается в субдоминанте. Картинка про Что удваивается в субдоминанте. Фото Что удваивается в субдоминанте

Здесь в роли проходящего аккорда выступает доминантовый квартсекстаккорд (D64). Показан этот оборот и в широком, и в тесном расположении. Нормы голосоведения следующие: верхний голос и бас движутся противоположно друг другу; в D64 удваивается бас; тип соединения – гармонический (в альте выдержан общий звук соль).

Между тоникой и её секстаккордом можно поместить также и другие проходящие аккорды, например, доминантовый терцквартаккорд (D43), или секстаккорд седьмой ступени (VII6).

Что удваивается в субдоминанте. Смотреть фото Что удваивается в субдоминанте. Смотреть картинку Что удваивается в субдоминанте. Картинка про Что удваивается в субдоминанте. Фото Что удваивается в субдоминанте

Обратите внимание на особенности голосоведения: в обороте с D43, чтобы избежать удвоения терции в T6, потребовалось повести септиму D43 в 5-ю ступень, а не в 3-ю, как положено, в результате чего в верхних голосах у нас пара параллельных квинт (ум5 – си-фа и ч5 – до-соль), по правилам гармонии в этом обороте их применение допустимо; во втором примере в проходящем секстаккорде седьмой ступени (VII6) удвоена терция, этот случай также следует запомнить.

Проходящий квартсекстаккорд между субдоминантой и её секстаккордом

Что удваивается в субдоминанте. Смотреть фото Что удваивается в субдоминанте. Смотреть картинку Что удваивается в субдоминанте. Картинка про Что удваивается в субдоминанте. Фото Что удваивается в субдоминанте

Можно сказать, что это аналогичный пример по сравнению с первым проходящим, который мы рассмотрели. Те же нормы голосоведения.

Проходящий оборот между трезвучием второй ступени и его секстаккордом

Этот оборот употребляется только в мажоре, так как в миноре трезвучие второй ступени минорное. Трезвучие второй ступени вообще относится к категории редко вводимых гармоний, гораздо чаще применяется секстаккорд второй ступени (II6), но в проходящем обороте его появление очень даже приятно.

Что удваивается в субдоминанте. Смотреть фото Что удваивается в субдоминанте. Смотреть картинку Что удваивается в субдоминанте. Картинка про Что удваивается в субдоминанте. Фото Что удваивается в субдоминанте

Здесь следует обратить снимание на то, что в самом секстаккорде второй ступени (в II6), а также в проходящем тоническом секстаккорде (T6) нужно удвоить терцию! Также, особенно при широком расположении, внимательнее нужно проверять гармонизацию на предмет появления параллельных квинт (они здесь совершенно ни к чему).

В 3-4 тактах показаны возможности соединять проходящим T64 секстаккорды субдоминанты (S6) и второй ступени (II6). Обратите внимание на голосоведение в средних голосах: в первом случае скачок в теноре вызван необходимостью избегнуть появления параллельных квинт; во втором случае в II6 вместо терции удвоена квинта (по той же причине).

Проходящие обороты с септаккордом второй ступени

Что удваивается в субдоминанте. Смотреть фото Что удваивается в субдоминанте. Смотреть картинку Что удваивается в субдоминанте. Картинка про Что удваивается в субдоминанте. Фото Что удваивается в субдоминанте

Кроме собственно проходящих между обращениями этого септаккорда, возможны разнообразные варианты «смешанных» оборотов – с применением субдоминантовых и доминантовых гармоний. Советую обратить внимание на последний пример с проходящим квартсекстаккордом шестой ступени (VI64) между основным септаккордом и его квинтсекстстаккордом (II7 и II65).

Проходящие обороты между аккордами вводного септаккорда

Возможно множество вариантов проходящих оборотов с участием разных аккордов. Если проходящим аккордом становится тоническая гармония, то следует обращать внимание на правильное разрешение вводных септаккордов (удвоение терции обязательно): неправильное разрешение тритонов, которые входят в состав уменьшенного вводного аккорда может стать причиной появления параллельных квинт.

Что удваивается в субдоминанте. Смотреть фото Что удваивается в субдоминанте. Смотреть картинку Что удваивается в субдоминанте. Картинка про Что удваивается в субдоминанте. Фото Что удваивается в субдоминанте

Любопытно, что между аккордами вводного септа могут помещаться проходящие гармонии субдоминантовой функции (s64, VI6). Суперский вариант получается, если взять в качестве проходящего аккорда обычную доминанту.

Что такое вспомогательный оборот?

Вспомогательные обороты отличаются от проходящих тем, что вспомогательный аккорд соединяет два одинаковых аккорда (фактически аккорд и его повторение). Вспомогательный аккорд также как и проходящий вводится на слабом времени такта.

Вспомогательный гармонический оборот часто происходит на выдержанном басу (но опять-таки не обязательно). Отсюда очевидное удобство его применения при гармонизации баса (ещё один способ ритмического дробления, наряду с простым перемещением аккорда).

Вспомогательных оборотов покажу совсем немного и очень простые. Это конечно S64 между тоникой (аналогично и тонический квартсекстаккорд между доминантой). И ещё один очень распространённый – II2, его удобно применять после разрешения D7 в неполное трезвучие, для того чтобы восстановить полную структуру.

Что удваивается в субдоминанте. Смотреть фото Что удваивается в субдоминанте. Смотреть картинку Что удваивается в субдоминанте. Картинка про Что удваивается в субдоминанте. Фото Что удваивается в субдоминанте

На сём, пожалуй, и закончим. Эти обороты можете для себя выписать на листочек, ну или просто можно сохранить страничку в закладках – иной раз вот такие вот оборотики очень даже выручают. Успехов в решении задачек!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *