что делать финансовый уполномоченный
Финансовый омбудсмен: кто это и чем занимается
Правозащитник, уполномоченный по правам, парламентский адвокат или омбудсмен — речь идет об одной и той же профессии. Главная цель такого защитника — представлять гражданские интересы населения в решении правовых вопросов. Кто же такой финансовый омбудсмен в России, чьи претензии он рассматривает и как исполняются принятые им решения, разобрался Бробанк.
Кто такой финансовый омбудсмен
Понятие омбудсмена прочно вошло в терминологию россиян не с самим появлением такой должности в РФ в 1994 году, а с широкой популяризацией деятельности правозащитников в начале двухтысячных. В мировой практике представители этой профессии впервые появились в Швеции в начале 19 века, а массовое распространение получили по всему миру в начале 21 века. Больше 100 стран ввели институт омбудсменов на государственном уровне.
В Российской Федерации несколько защитников по правам:
Должность финансового омбудсмена появилась в России с июня 2018 года. В его обязанности входит помощь в досудебном разрешении денежных споров между гражданами и финансовыми институтами. С сентября 2018 года на эту должность назначили Юрия Воронина. До этого он занимал посты руководителя Счетной палаты ЦБ, а затем советника главы Центробанка. Выполнять возложенные обязанности Воронин будет в течение 5 лет.
Требования к финансовому омбудсмену в России
В РФ в ст. 3 ФЗ №123 от 04.06.2018 года регламентировано, кто может стать финансовым уполномоченным. В тексте статьи прописаны основные требования к кандидату:
Назначают омбудсмена по финансовым спорам в России Советом директоров Центробанка сроком на 5 лет. Председатель Банка России по согласованию с Президентом РФ рекомендуют представителя на должность. Максимальное количество назначений подряд для одного и того же гражданина — 3 раза.
Кто может обращаться к финуполномоченному в РФ и сколько это стоит
За помощью к финансовому правозащитнику может обратиться:
Омбудсмен не принимает к рассмотрению претензии от малых предпринимателей или представителей другого бизнеса.
Правозащитник принимает обращения от гражданских лиц бесплатно. Но при оформлении претензии теми лицами, которым было переуступлено право требования, взимается плата. Размер оплаты устанавливает Свет службы омбудсмена.
Виды претензий, который поможет разрешить омбудсмен
Финуполномоченный в РФ рассматривает только обращения по имущественным вопросам, которые предъявлены к компаниям, оказавшим финансовые услуги заявителю. Это нарушения, когда гражданину не выплатили вообще или недоплатили деньги. А также ситуации, когда компания взяла с клиента сумму большую, чем он был должен. Возможны такие случаи:
Финансовый правозащитник не рассматривает иски по возмещению упущенной выгоды или компенсации морального ущерба. С такими вопросами гражданам следует обращаться в суд. Прямая сфера деятельности финомбудсмена — споры в отношении денег и имущества. При этом общий размер компенсации, на которую рассчитывает физлицо, не может превышать 0,5 млн рублей. Без ограничения по сумме рассматриваются только претензии по ОСАГО.
Для заявителя также установлено ограничение по сроку. Со дня, когда гражданин выявил нарушение своих прав, не должно истечь больше 3 лет. Более давние претензии уполномоченный рассмотрит только, если пострадавший не мог составить прошение раньше по объективной причине. Например, в этот период он болел.
К каким компаниям уполномоченный принимает претензии
Должность финансового правозащитника в РФ появилась недавно, и область его полномочий расширяется поступательно. В работе с одними учреждениями уже определены права и обязанности сторон, с другими они только вступают в силу. В ФЗ №123 установлены даты и список финансовых сфер, которые должны присоединиться к перечню:
Дата вступления | Наименования учреждений |
01.06.2019 | Страховые организации. Вопросы граждан, которые затрагивают ОСАГО, ДСАГО и КАСКО |
28.11.2019 | Страховые компании по другим видам страховых услуг, кроме обязательных медстраховок |
01.01.2020 | МФО и МКК |
01.01.2021 | Банки, кредитные потребительские кооперативы, негосударственные пенсионные фонды и ломбарды |
Если срок присоединения еще не наступил, а финансовое учреждение хочет начать работу с омбудсменом самостоятельно, то оно может подать заявку на сотрудничество. На сайте ЦБ РФ опубликован перечень всех компаний, которые уже работают через омбудсмена в обязательном порядке. А на странице финуполномоченного в интернете размещена информация о тех учреждениях, которые присоединились добровольно.
Как подать заявление финомбудсмену РФ
Если возникает спор с финансовой компанией, которая уже сотрудничает с финомбудсменом, то обращение от физического лица состоит из 4-х этапов.
1 этап — обращение к должнику
Гражданин при выявлении факта нарушения своих финансовых прав должен обратиться напрямую в учреждение, к которому есть претензии. В срок от 15 до 30 дней компания обязана дать ответ по письменному запросу заявителя. Направить претензию можно через электронную почту или обычным письмом.
Инструкция оформления заявления омбудсмену через личный кабинет на официальной странице представлена в видео-файле:
В течение 15 календарных дней компания отвечает по делам, по которым прошло меньше 180 дней. И за 30 дней дает ответ, по тем обязательствам, которым уже больше полугода.
2 этап — заявление омбудсмену
После получения ответа или в том случае, когда компания так его и не дала, можно обращаться к финансовому уполномоченному. У заявителя есть два способа отправки претензии — через электронную заявку на сайте или обычным письмом на почтовый адрес.
В тексте письма гражданину следует указать, наличие или отсутствие ответа от компании и копию претензии. Кроме того приложить скан-версию или ксерокопию договора, квитанций, чеков, заключений экспертов, и другие бумаги, которые помогут понять суть спора.
Если обращение происходит не напрямую от получателя финансовой услуги, а через представителя, то потребуется к пакету документов добавить еще два документа:
Обращение от гражданина должно содержать такие сведения:
Омбудсмен даст ответ — берется ли он за дело либо оно не входит в его компетенцию спустя три дня после регистрации обращения. При начале разбирательства каждый заявитель сможет отслеживать работу уполномоченного через личный кабинет на сайте. На e-mail и мобильный телефон будут приходить уведомления обо всех остальных этапах рассмотрения заявки.
Уполномоченный по финансовым спорам принимает решение заочно, без вызова сторон. Но в некоторых случаях могут быть организованы трехсторонние видео или конференц-встречи в режиме онлайн.
3 этап — вынесение решения
Правозащитник по имущественным вопросам дает ответ по рассмотренному обращению обеим сторонам.
Он поступит сторонам в срок от 15 до 40 рабочих дней:
Претензия может быть удовлетворена полностью, частично или вовсе отклонена, если уполномоченный посчитает спор несостоятельным. Копия вынесенного решения направляется в финорганизацию и обратившемуся лицу. Решение приобретает силу через 10 рабочих дней со дня подписания омбудсменом.
4 этап — обжалование решения
Если вынесенное правозащитником решение кажется истцу несправедливым, потребитель может обратиться в судебные органы. Написать заявление в суд следует не позже 40 дней от даты подписания решения омбудсмена, и к нему приложить копию вынесенного решения.
В том случае, когда с решением финансового уполномоченного не согласна компания, в отношении которой была подана претензия, она также вправе подать заявление в суд. Но ей отводится всего 20 рабочих дней со дня подписания решения омбудсменом.
Как реализуют решение финансового правозащитника
В решении финансового уполномоченного вписан срок, в течение которого оно должно быть исполнено. Если финансовая организация игнорирует решение, то потребитель может до истечения трех месяцев от дня вступления решения в силу, запросить у омбудсмена удостоверение. По сути, удостоверение считается исполнительным документом. С ним истец может обратиться в федеральную службу судебных приставов. На его основании ФССП принуждает финансовую компанию к исполнению решения омбудсмена.
Отказ компании исполнить решение может привести к дополнительным тратам. Заявитель вправе обратиться в судебные органы. Судья назначит дополнительную компенсацию в 50% сверх той суммы, которую финансовая организация отказалась вернуть по решению финуполномоченного.
Когда омбудсмен откажет в рассмотрении претензии
Финуполномоченный в РФ не примет заявление, если:
Также омбудсмен отклонит рассмотрение претензии непонятной по сути или с неразборчивым содержанием.
Публичные данные о рассмотренных обращениях
На официальном сайте службы финансового омбудсмена РФ размещают информацию обо всех рассмотренных ими имущественных спорах. Такие сведения публикуют ежегодно до 1 июня. В них отражено:
На сайте размещена информация о том, кто назначен финансовым омбудсменом РФ в текущий момент. А также о назначениях уполномоченных в сферах финансовых услуг. Сведения о физических лицах, которые обращались к финансовому правозащитнику — не разглашаются.
Комментарии: 2
Если у вас есть вопросы по этой статье, вы можете сообщить нам. В нашей команде только опытные эксперты и специалисты с профильным образованием. В данной теме вам постараются помочь:
Добрый день! Возможно ли вернуть проценты по вкладу, если он был ошибочно закрыт досрочно работником банка при безналичном переводе денег на другой вклад, по которому уже закончился срок. Т.е., работник банка просто попутала номера договоров, о чем я, разумеется, и не догадывалась, потому что другие варианты развития событий были не логичны. Поскольку перевод происходил в конце рабочего дня, сотрудник банка очень торопилась и мне приходилось только диктовать коды SMS сообщений. Про ошибку я поняла только на следующий день, прочитав эти SMS. При обращении в местный офис банка была направлена претензия, после 30 дн. разбирательств пришло уведомление: «Банк не выявил оснований для удовлетворения Ваших требований», хотя даже сотрудники местного офиса банка были удивлены и не ожидали такого поворота. Все дело в том, что мною было подписано непрочитанное заявление о закрытии вклада из-за отсутствия времени и уверенности в том, что сотрудник банка все делает правильно. При повторном обращении с претензией также пришел отказ.
Уважаемая Маргарита, вы можете обратиться с жалобой в Центробанк. Если ваши аргументы будут признаны состоятельными и жалобу удовлетворят, то банк компенсирует ваши финансовые потери.
Право на бездействие. Почему финансовый омбудсмен не защитит потребителя
Осенью прошлого года вступил в силу федеральный закон «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг». Его появление было абсолютно своевременным, поскольку интересы потребителей на самом деле нуждаются в грамотной и оперативной защите. Только за ноябрь в Банк России поступило свыше 20 000 жалоб от потребителей финансовых услуг. Реальное число людей, столкнувшихся с нарушением своих прав в финансовой сфере, разумеется, гораздо больше. Просто не все знают о том, какие действия необходимо предпринимать в таком случае.
Очевидно, гражданам нужен юридически грамотный защитник, каковым и является финансовый омбудсмен. Тем не менее закон «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» дает серьезный повод для скепсиса, заставляя сомневаться в своей эффективности.
Кто защищает права потребителей
Первая проблема заключается в модели управления институтом финансового омбудсмена. В законе написано, что в совет службы финуполномоченных будут входить представители Банка России и правительства, а также банковских ассоциаций и СРО на финансовом рынке.
Сложно удержаться, чтобы не назвать такой состав «междусобойчиком» Центробанка с отраслевыми финансовыми союзами. В системе финуполномоченных в принципе нет представителей организаций, защищающих права потребителей.
В первоначальной версии законопроекта предусматривалось, что в управлении институтом финансовых омбудсменов будут участвовать не только организации и ассоциации, которые прямо или косвенно зарабатывают на потребителях, но и структуры, пытающиеся отстоять интересы клиентов финансовых компаний. В принятом законе принцип независимости и сбалансированности в представлении интересов проигнорирован.
Не совсем понятно, почему человек должен доверить рассмотрение своего спора институту финансового омбудсмена — организации, куда входят лоббисты от страхового, банковского рынка, МФО и где интересы потребителя никак не представлены. Да, в структуре ЦБ есть Служба по защите прав потребителей, но в законе нет прямых указаний на то, что в состав института финансового омбудсмена войдут ее представители.
Право на суд
Еще один настораживающий момент в законе о финансовом омбудсмене — это 25-я статья («Защита прав потребителя финансовых услуг в судебном порядке»). Она предусматривает, что подать исковое заявление в суд потребитель может только после получения от финансового омбудсмена решения по своему обращению.
Это означает, что потребители страховых услуг (именно страховые компании первыми присоединятся к институту финансового омбудсмена) лишаются своего конституционного права оперативно пойти в суд. Обращаясь к омбудсмену, потребитель теряет время и деньги.
Сейчас по закону об ОСАГО в случае, если суд удовлетворяет требования страхователя о выплате, он взыскивает со страховщика штраф в размере 50% от разницы между размером страховой выплаты, определенной судом, и размером выплаты, которую страховщик произвел добровольно.
Согласно же закону «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг», в ситуации, если страховщик исполняет решение омбудсмена, никаких штрафов не предусмотрено.
Эти факты можно расценивать как существенную уступку страховому лобби со стороны Банка России и законодателей.
Закон об омбудсмене также дает возможность финансовой организации оспорить решение финуполномоченного через суд. До того как судебное разбирательство не будет завершено, исполнение решения омбудсмена приостанавливается.
В судах немало дел решается в пользу финансовых организаций, в распоряжении которых имеется штат хорошо подготовленных юристов. По данным Роспотребнадзора, в прошлом году 97% исков юридических лиц, поданных к потребителям (многие из которых связаны с финансовыми услугами), завершились в пользу сильной стороны.
Также не понятно, почему законом не предусмотрена ответственность финансового уполномоченного за оспоренное судом решение.
Кому поможет омбудсмен
Как уже было сказано, первыми, кто присоединится к институту финансового омбудсмена, станут страховщики. Первой проблемой страхового рынка, которая нуждается в решении, в том числе и силами финансового омбудсмена, является навязывание заемщикам страховок. Именно кредитные организации являются лидерами по объему собранных страховых взносов среди остальных посредников, услугами которых пользуются страховые компании.
Еще одна проблема — дискриминационные условия, содержащиеся в правилах страхования. По данным исследования КонфОП, проведенного в 2017 году по заказу Минфина, ряд страховщиков могут отказать в заключении договора инвалидам I и II группы, онкологическим и туберкулезным больным, людям с хроническими сердечно-сосудистыми заболеваниями, ВИЧ-инфицированным. В подобных случаях у потребителей не возникает имущественных претензий к страховым компаниям, а значит, по закону жаловаться омбудсмену они не могут.
Страховое лобби уверено, что омбудсмен защитит страховщиков от автоюристов. «Число судов по ОСАГО многократно сократится», — заявил глава Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс.
Очевидно, что российская модель финансового омбудсмена не предполагает серьезных изменений в системе защиты прав потребителей. Складывается впечатление, что закон принят в интересах игроков рынка, в том числе страховых компаний, которым он поможет снизить выплаты по ОСАГО.
Также формирующийся в России институт финансовой правозащиты пока лишен образовательной миссии, свойственной западным аналогам. Так, например, на сайте службы омбудсмена по финансовым услугам и инвестициям Канады представлена информация просветительского характера. Например, об ответственности за своевременное внесение платежей по кредиту, необходимости внимательно читать договор перед подписанием, пользе финансового планирования и т. д. Финское бюро финансового омбудсмена предупреждает о рисках всех финансовых продуктов, а также ответственности клиента за их выбор.
В российской действительности подобный подход тоже был бы уместным, став важным шагом в профилактике использования потребителями токсичных финансовых продуктов.
Как направить обращение финансовому уполномоченному
1. Кто такой финансовый уполномоченный?
Финансовый уполномоченный (омбудсмен) — независимое должностное лицо, действующее на основании Федерального закона от 4 июня 2018 года № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг». Финансовый уполномоченный помогает разобраться в спорах между физическими лицами и финансовыми организациями, позволяя избежать обращения в суд.
Важно знать, что если спор подлежит рассмотрению финансовым уполномоченным, то потребители финансовых услуг вправе заявлять требования к финансовой организации в судебном порядке только после обращения к финансовому уполномоченному.
Прием и рассмотрение обращений потребителей финансовым уполномоченным осуществляется бесплатно.
Финансовый уполномоченный рассматривает обращение об удовлетворении требований исключительно имущественного характера, при этом размер взыскиваемой суммы не должен превышать 500 тысяч рублей. Исключение составляют лишь случаи нарушения страховщиком порядка страхового возмещения по договору ОСАГО — такие требования могут быть рассмотрены независимо от их размера.
Финансовый уполномоченный независим от федеральных и муниципальных органов власти, Центрального банка Российской Федерации и иных организаций и должностных лиц.
Подготовку к рассмотрению финансовым уполномоченным обращений потребителей финансовых услуг осуществляет Служба обеспечения деятельности финансового уполномоченного (АНО «СОДФУ») — некоммерческая организация, созданная Банком России.
2. В каких случаях можно обратиться к финансовому уполномоченному?
С финансовым уполномоченным обязаны взаимодействовать:
Банк России ведет реестр таких финансовых организаций. Финансовые организации, которые согласились взаимодействовать с финансовым омбудсменом на добровольной основе, включены в перечень АНО «СОДФУ». Если финансовая организация не входит в реестр или перечень финансовых организаций, организовавших взаимодействие с финансовым уполномоченным, обратитесь в суд для защиты своих прав.
3. Кто может обратиться к финансовому уполномоченному?
4. Как обратиться к финансовому уполномоченному?
Обратите внимание, до направления обращения финансовому уполномоченному вы должны сначала направить заявление (претензию) в организацию, с которой у вас возник спор, в письменной или электронной форме по стандартной форме. Если вы направили заявление (претензию) в электронной форме по стандартной форме и со дня нарушения ваших прав прошло не более 180 дней, вам должны ответить в течение 15 рабочих дней со дня, следующего за днем получения заявления (претензии). В иных случаях — в течение 30 календарных дней со дня, следующего за днем получения заявления (претензии). Ответ должен прийти на вашу электронную почту или на почтовый адрес. Если ответ финансовой организации вас не устроил или не был ею дан в вышеуказанные сроки, вы можете обращаться к финансовому уполномоченному.
Отправить обращение финансовому уполномоченному можно:
5. Какие документы понадобятся?
К обращению прилагаются:
Обратите внимание: для подачи обращения финансовому уполномоченному проведение независимой экспертизы (оценки) не требуется. При необходимости она будет проведена по инициативе финансового уполномоченного.
Обращение должно содержать:
6. Как быстро будет вынесено решение?
Если обращение приняли, решение по нему должно быть вынесено:
Если по предмету спора нужно произвести независимую экспертизу, рассмотрение приостанавливается на время экспертизы, но не более чем на 10 рабочих дней.
7. Как рассматривают обращение?
В ходе рассмотрения обращения вы можете:
По результатам рассмотрения обращения финансовый уполномоченный принимает решение о его полном или частичном удовлетворении или об отказе в его удовлетворении.
8. Как узнать о решении финансового уполномоченного?
Решение финансового уполномоченного в течение одного рабочего дня со дня его принятия будет направлено вам одним из следующих способов:
Решение финансового уполномоченного вступает в силу по истечении 10 рабочих дней после даты его подписания. Решение финансового уполномоченного будет направлено финансовой организации в течение одного рабочего дня со дня его принятия. Финансовая организация обязана исполнить решение в указанный в нем срок.
9. Как исполняется решение финансового уполномоченного?
Кроме этого, если финансовая организация не исполнила в добровольном порядке решение финансового уполномоченного, суд на основании вашего заявления взыщет с финансовой организации штраф в размере 50 процентов суммы требования потребителя, которое подлежало удовлетворению в соответствии с решением финансового уполномоченного.
В случае несогласия с вступившим в силу решением финансового уполномоченного вы вправе в течение 30 календарных дней после дня вступления в силу указанного решения обратиться в суд и заявить требования к финансовой организации по предмету, содержащемуся в обращении.
Для подтверждения факта обращения к финансовому уполномоченному по указанному требованию вам необходимо предоставить в суд документы, подтверждающие ваше обращение к нему.
Копия вашего иска в суд должна быть направлена финансовому уполномоченному.
Насколько нужен России финансовый омбудсмен
Финансовые услуги — это в значительной своей части посредничество: кредиты, банковские гарантии, страхование и прочее. Однако, как бизнес, так и физлица, нередко сталкиваются в этой области с кабальными процентами и многими другими проблемами. И, поскольку суд в таких случаях не всегда эффективен, появилась необходимость в омбудсмене — уполномоченном по защите прав потребителей финансовых услуг.
Институт финансового омбудсмена за рубежом
Кризис выявил недостатки в системе функционирования и обеспечения прозрачности финансовых рынков. По мере их развития появилась необходимость усовершенствовать законодательную базу для регулирования рынков финансовых инструментов, включая внебиржевые операции, для повышения уровня прозрачности и защиты инвесторов, укрепления их доверия. А также увеличения охвата областей, которые находились вне регулирования и для представления контрольно-надзорным органам необходимых полномочий для выполнения своих задач.
Финансовые омбудсмены в Евросоюзе работают на основе пяти принципов:
1. Принцип доступности понимается как необходимость для финансового омбудсмена располагать интернет-сайтом, который постоянно актуализируется и позволяет потребителю подать заявление и подтверждающие документы онлайн, а также обеспечить обмен информацией между сторонами в электронной форме. Наряду с этим должна обеспечиваться и возможность подачи заявления в режиме офлайн. Другие составляющие принципа доступности— принятие к рассмотрению заявлений как в отношении национальных, так и зарубежных финансовых организаций, а также обеспечение требуемой по законодательству защиты персональных данных.
2. Принцип прозрачности понимается как доступность информации о деятельности финансового омбудсмена — как о порядке и процедуре такой деятельности, так и о ее результатах. Информация, относящаяся к рассмотрению споров, включает в себя контактные данные органов альтернативного рассмотрения споров (отделений, офисов и т.п.), сведения о лицах, непосредственно разрешающих споры, процедурные правила рассмотрения споров, а также источники, на которых омбудсмен основывает свое решение — законодательство, принципы справедливости, кодексы поведения и т.п., предварительные условия, соблюдение которых необходимо для инициации рассмотрения спора (например, попытка решить вопрос непосредственно с поставщиком соответствующей услуги). Сюда входит и стоимость, и средняя продолжительность, и юридические последствия рассмотрения спора.
3. Принцип эффективности в деятельности финансового омбудсмена относится к таким характеристикам процедуры рассмотрения споров, как:
5. Принцип свободы направлен на то, чтобы рассмотрение спора финансовым омбудсменом являлось следствием свободного выбора потребителя, но не было ему навязанным. Так, в соответствии с этим принципом не имеет силы договорное условие, по которому потребитель заранее соглашается на рассмотрение спора исключительно финансовым омбудсменом с ущербом для его права на судебную защиту. Другой аспект принципа свободы — потребитель вправе согласиться или не согласиться с решением омбудсмена.
Уполномоченный по правам финансовых услуг в России
В качестве финансового уполномоченного выступают:
Уточняется, что началом периода просрочки для целей расчета неустойки (пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение страховщиком обязательств по договору ОСАГО является день, следующий за днем истечения срока, предусмотренного для надлежащего исполнения страховщиком своих обязательств. (Федеральный закон от 04.06.2018 N 133-ФЗ). При рассмотрении спора с участием омбудсмена важно, что потерпевший и выгодоприобретатель могут возместить следующие расходы:
Минусы деятельности уполномоченного по правам финансовых услуг
Таким образом, в любом случае стороны будут вынуждены прибегнуть к судебному разбирательству. Однако существует целый ряд исключений, когда уполномоченный по правам финансовых услуг не поможет. К таким случаям относятся следующие:
Плюсы деятельности уполномоченного по правам финансовых услуг
Главного финансового уполномоченного будет назначать Совет директоров Банка России по представлению председателя Банка России, согласованному с Президентом РФ, сроком на пять лет. Одно и то же лицо может быть назначено не более трех раз подряд. Нижестоящих финансовых уполномоченных в сферах финансовых услуг будет назначать Совет директоров Банка России по предложению главного финансового уполномоченного. При этом средства на деятельность финансового омбудсмена в основном будут выделять Банк России и сами финансовые организации, то есть банки, страховые компании, ломбарды, негосударственные пенсионные фонды и т.д. Таким образом, во многом деятельность финансового уполномоченного будет зависеть от банков и страховых компаний.
Когда нужно будет заплатить за услуги омбудсмена?
Исключение — если подали жалобу не потребители, а лица, которым уступлено право требования потребителя финансовых услуг к финансовой организации. За рассмотрение таких обращений придется заплатить. Размер платы установит совет службы финансового уполномоченного.
Деятельность омбудсмена распространена не только на деятельность банков, но и на страховые компании, в которых также можно наблюдать нарушения в части выплат потерпевшим. Уполномоченный по правам финансовых услуг может не только защитить права, но и взыскать неустойку. За несоблюдение профессиональным объединением страховщиков срока осуществления компенсационной выплаты профессиональное объединение страховщиков уплачивает неустойку (пеню) за каждый день просрочки.
Когда нужно обращаться к финансовому омбудсмену?
Для обоих случаев предусмотрено общее требование: со дня, когда потребитель финансовых услуг узнал или должен был узнать о нарушении своего права, не должно пройти более трех лет. В иных случаях по-прежнему можно будет обращаться в суд. Раньше ответа от финансовой организации приходилось ждать всего лишь 10 дней (по Закону РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей»), а затем можно было обращаться в суд. Финансовая организация обязана рассмотреть заявление потребителя и направить ему мотивированный ответ.
Сроки ответа на заявление потребителя
Решение финансового уполномоченного в течение одного рабочего дня со дня его принятия направляется потребителю финансовых услуг в форме электронного документа. Также потребитель может ходатайствовать о вручении ему решения на бумажном носителе. Решение вступает в силу по истечении десяти рабочих дней после даты его подписания финансовым уполномоченным. В случае несогласия с ним финансовая организация вправе в течение 10 рабочих дней после дня его вступления в силу обратиться в суд. Потребителю на обжалование предоставлено 30 дней.
Каков порядок исполнения решения финансового уполномоченного?
В случае пропуска потребителем срока по уважительной причине финансовый уполномоченный на основании ходатайства потребителя вправе восстановить этот срок. Не позднее 3-месячного срока со дня получения удостоверения пристав приведет решение финансового уполномоченного или соглашение в исполнение в принудительном порядке. Кроме того, если финансовая организация не исполнит в добровольном порядке решение финансового уполномоченного или условия соглашения с потребителем, то с нее взыщут штраф в размере 50% суммы требования потребителя.