Что у пастуха в руке
Этот Псалом является одним из самых популярных псалмов в мире.
Самым важным атрибутом пастуха является посох. Мне бы хотелось сегодня говорить с вами об этом инструменте.
Посох играет важную роль в сфере овцеводства. Пастух пользуется им, чтобы нежно поднять новорожденного ягненка и подвести его к матери, если они были разлучены.
Посох используется также и для того, чтобы вести овец. Я не раз видел, как пастух при помощи посоха осторожно выводил своих овец на новый путь, через ворота или на трудные, опасные дороги. Он никогда не бьет животное посохом. Напротив, он осторожно прижимает им бок животного и направляет его туда, куда ему следует идти. Таким образом овца хорошо понимает, что сбилась с правильного пути.
Посох или дубинка пастуха служат еще для одной интересной цели. Пастух пользуется ими и для того, чтобы обследовать и посчитать овец. В ветхозаветном изложении это звучит так: „И проведу вас под жезлом…” (Иез. 20,37).
Это означало не только быть под авторитетом и наблюдением владельца, но и тщательно обследоваться. Овца, прошедшая „под посохом”, была посчитана и обследована – для уверенности, что она ни в чем не нуждается.
Жезл представляет собой дубинку, как правило, длиной до 1 м, с утолщением на конце. Посох бывает до 2 метров, который заканчивается крюком. Многие дороги в Палестине проходили вдоль склонов крутых гор. Часто овца срывалась вниз и беспомощно повисала на каком-нибудь выступлении. С помощью своей палки, наклонившись, пастух мог дотянуться до овцы и вытащить ее обратно на тропу.
Еще жезл использовался также для наказания непослушных детей, рабов, безрассудных или неподобающим взрослых.
Посох и дубинка пастуха являются для овцы большим утешением. Потому что с этими вещами пастух всегда может держать под контролем свое стадо и охранять его.
Особую выразительность картине придает деталь в Пс. 22, когда автор говорит, что в долине смертной тени, месте с глухими оврагами, где подстерегают хищники, «не убоюсь зла. Твой жезл и Твой посох – они успокоивают меня» (Пс. 22:4).
Посохом не пользуется ни один работник любой другой профессии. Это единственный в своем роде инструмент, используемый исключительно для ухода за овцами.
Даже для пастуха посох означает какое-то утешение. Во время напряженных переходов и долгого, утомительного бодрствования над стадом он постоянно опирается на посох, чтобы отдохнуть. Это для него крайне необходимый инструмент и значительная помощь в работе.
В Своей непостижимой любви и милости Он прощает наши ошибки. И жезл и посох пастырь ВСЕГДА применяет только во благо для своей паствы!
У пастуха в руках кнут, а у дирижера?
Последняя бука буква «а»
Ответ на вопрос «У пастуха в руках кнут, а у дирижера? «, 7 (семь) букв:
палочка
Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова палочка
Определение слова палочка в словарях
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова. Значение слова в словаре Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
ж. Предмет в виде небольшого жезла, которым пользуется дирижер при управлении оркестром. ж. Палочковидная болезнетворная бактерия; бацилла. ж. разг. Уменьш. к сущ.: палка (1*1). Ласк. к сущ.: палка (1*1). ж. см. палочки.
Примеры употребления слова палочка в литературе.
Внешнее подобие стало почти полным, когда Абель палочкой, служащей для чистки ствола, продырявил в мыльной массе отверстие— входное отверстие ствола.
Агесилай вообще очень любил своих детей, и о нем часто рассказывают забавную историю, будто он дома играл со своими детьми, когда они были еще маленькими, и ездили вместе с ними верхом на палочке, а когда один из друзей увидел его за этим занятием, Агесилай попросил не говорить об этом никому, пока тот сам не станет отцом.
Пантагрюэль Панург Сумасброд фатальный, Сумасброд на высокой ноте, сумасброд от природы, сумасброд бекарный и бемольный, сумасброд небесный, сумасброд земной, сумасброд жовиальный, сумасброд жизнерадостный и шаловливый, сумасброд меркуриальный, сумасброд проказливый и красивый, сумасброд лунатический, сумасброд с помпончиками, сумасброд эрратический, сумасброд с фестончиками, сумасброд эксцентрический, сумасброд с бубенчиками, сумасброд эфирный и юноно- сумасброд улыбчивый и вый, венеропослушный, сумасброд арктический, сумасброд отстоявшийся, сумасброд героический, сумасброд прямо из-под давильни, сумасброд гениальный, сумасброд первочанный, сумасброд предопределенный, сумасброд бродильный, сумасброд августейший, сумасброд двужильный, сумасброд кесарский, сумасброд папский, сумасброд императорский, сумасброд консисторский, сумасброд королевский, сумасброд конклавистский, сумасброд монарший, сумасброд буллистский, сумасброд патриарший, сумасброд синодальный, сумасброд лояльный, сумасброд епископальный, сумасбр
Источник: библиотека Максима Мошкова
Символика посоха в Египте
Считается, что самые первые посохи появились у пастухов. Посохи не только облегчали подъём в гору и долгий пеший путь, но и помогали контролировать животных в стаде: погонять (поторапливать), ловить (посохи с крюком) и корректировать перемещения на местности (пастух посохом преграждал неверные пути, тем самым оставляя открытым только правильный). Но, кроме поддержки и управления, посохи являлись средством защиты и нападения, ведь пастухи уходили далеко от обжитых территорий, становясь вместе со стадом лёгкой добычей для хищников. Посохом можно было обороняться от напавшего зверя, нанося быстрые и чёткие удары. А можно было и вовсе кинуть в затаившегося врага, нарушив его планы по нападению. Не все пастухи могли похвастаться «боевой» подготовкой, но те, кому была дорога жизнь, посвящали посоху долгие часы тренировки, а в пути и работе не выпускали его из рук.
Именно пастуший посох стал первообразом для древнейшего символа власти царей, а затем и символом власти высшего духовенства.
Рис. 1-1 Пастухи с посохами
В глубокой древности одной из регалий правителей Шумера был простой пастушеский посох, причём лишённый каких-либо драгоценных украшений.
Первым правителем «с посохом» считается царь Ура, царь Шумера и Аккада, правивший приблизительно в 2112 — 2094 годах до н. э.
Действительно, Ур-Намму с самого начала позиционировал себя поборником и хранителем справедливости, «живым законом» на земле, сделав верную ставку на кодификацию права и унификацию судебной практики. Он в особенности радел о социальной справедливости, следил за тем, «чтобы сироте и вдове сильный человек ничего не причинил», что ещё раз подчеркнул в прологе к своему знаменитому судебнику — «Кодекс Ур-Намму» (древнейший сборник законов из обнаруженных в настоящее время). При нём закрепился образ шумерского царя как «справедливого пастыря», протектора и опекуна своих черноголовых (шум. lugal-sipa — «царь как овечий пастух») с соответствующими инсигниями из того же пастушеского инвентаря: посох пастуха и железное кольцо для усмирения быка (или же свёрнутая кольцом верёвка как узда для барана). Они с того времени начнут выступать как неизменная символика владычества и правосудия.1
В Древнем Египте посох считался одним из атрибутов Солнца, и после осеннего равноденствия египтяне справляли праздник под названием «рождение солнечного посоха». Считалось, что по мере того, как с каждым днём идут на убыль солнечные свет и тепло, у светила возникает нужда опереться на посох. Похожее представление о поддержке Солнца было у чилкотинов (индейцы, проживающие в Канаде в провинции Британская Колумбия). Во время солнечного затмения они облачались в белые одежды, брали посохи и, сгорбившись (будто несли тяжёлый груз), ходили кругами до тех пор, пока затмение не кончалось.
Несмотря на то, что посох был связан с Солнцем, в Древнем Египте он являлся частым атрибутом не только бога Ра и фараонов (правящий фараон считался сыном бога Ра, а вернее Амона-Ра, потому что именно этот бог был объявлен первым царём Египта), но и многих других богов.
Рис. 1-2 Боги Египта
И, как видно на колдографии, посохи могли выглядеть по-разному.
Рис. 1-3 Виды египетских посохов
Всего существовало три вида посохов, и, кроме посоха в виде цветка лотоса (1), который носили богини (на примере выше это Маат и Хатхор), остальные два являлись воплощением (или комбинацией) шести символов: уас — символ силы, анх — жизни, тет — устойчивости, хекет (скипетр — небольшая палочка с загнутой верхней частью, пример 4 и 5) — управления, нехеху (плеть, пример 4 и 5) — власти, менат (круг под навершием, пример 3 и 4) — мужественности, сексуальной силы. Лучшего всего комбинацию символизма видно на посохе Птаха.
Рис. 1-4 Бог Птах
Уас носят Ра, Амон и Анубис (посох номер 2). Анх у них также есть, но не на посохе, а в другой руке. Уас-посох очень распространённый, и его можно увидеть у многих богов Египта. Птах имеет посох с объединением не только анха и уаса, но и тета (посох номер 3). Это уникальный посох, и, кроме Птаха, его может носить только лунный бог Кхонс (в соединении хекет и нехеху, пример номер 4). Считается, что все три качества своего посоха Птах даровал египетским царям, когда те проходили церемонию коронации в его храме в Мемфисе. Осирис держит посох уас в одной руке, а хекет и нехеху в другой. Такое сочетание доступно было ещё одному богу — Анджети, а также всем фараонам. Бог Тот (бог Луны, знаний, мудрецов), скорее всего, удерживает в руках не посох, а светильник.
Интересно отметить, что в настоящее время появляется путаница относительно слов «жезл», «скипетр» и «посох», применяемых к предметам Древнего Египта. Всеми этими словами называют как длинную трость, на которую опираются боги, так и короткую палку с загнутой частью, которую удерживают в руках. На самом деле уас выглядит как посох, но он не имеет никакого отношения к посоху пастуха. Это древний фетиш, в котором, как подразумевалось, заключены целебные силы подземного демона, похожего на собаку или шакала. Именно поэтому его верхняя часть изображена в виде головы животного (затем стилизованная и упрощённая). Уас клали в могилу к умершими людям, чтобы те могли применить его для пользования божественными благами. Кроме того, уас — это египетский иероглиф, обозначающий власть. Поэтому «посох»-уас могли носить не только боги и фараоны, но и влиятельные чиновники. А вот короткий и загнутый жезл хекет, означающий управление, вероятно, происходит от пастушьего жезла. Кстати, его также могли носить чиновники.
Итак, несмотря на сильную схожесть двух предметов, становится понятно, что короткий хекет, произошедший от пастушьего посоха, связан с управлением, тогда как длинный уас, берущий начало из представления о древнем демоне Шакале, связывается с магией и властью. И эти оба предмета дополняют образ человека (существа, бога), говоря о его силе, могуществе, умении править и связи с магическими миром (возможно, владение магическими талантами).
В греко-римской традиции посох был символом вестника, и наиболее известны жезл Гермеса-Меркурия и посох Асклепия.
Кадуце́й (другое наименование «керикион») — название жезла Гермеса (Меркурия), обладавшего способностью примирять. Со становлением культа Гермеса Трисмегиста кадуцей стал символом ключа тайного знания, скрещенные змеи при этом символизировали дуализм мироздания.
Рис. 1-5 Кадуце́й (слева) и Посох Асклепия (справа)
Также посох является атрибутом:
— Аполлона и Пана (как защитников земных стад);
— Протея (как защитника океанских стад);
— Полифема (личный предмет великана-пастуха — длинный посох из дикой маслины);
— Талии (была музой комедии и поэзии, иногда изображалась с пастушьим посохом в правой руке);
— Прометея (полый посох использовался Прометеем для кражи огня (угольков) с Олимпа);
— Орфея (в понятии Доброго Пастыря);
и т.д.
Посохом иногда называют трезубец Посейдона, однако, несмотря на свой внешний вид (длинное древко, усиленное наконечником из трёх зубцов), он произошёл не от пастушьего посоха, а от рыбной остроги (оружие, применяемое для рыбной ловли).
«Посох — один из основных атрибутов участников различных обрядов, в том числе ритуальных обходов (колядников, полазника, кукеров и др.), аналогичен жезлу, дубинке, пруту, ветке, а также некоторым предметам домашней утвари (кочерге, ухвату, помелу, лопате). Нередко магические свойства посоха, продуцирующие и защитные, связываются с его «происхождением»: породой дерева, предшествующими действиями с ним и прочее. Особая мощь приписывается посоху или палке, бывшими в контакте со змеёй.
Посох используется в качестве орудия отгона нечистой силы, болезней, насекомых. У южных славян ряженые колядники размахивают в доме посохами и дубинками, имитируя борьбу с нечистой силой и «прогоняя» её изо всех углов. На Черниговщине хозяин, раздевшись догола, с посохом в руках обходил поле и втыкал его там, чтобы птицы не клевали просо.
Во время ритуальных обходов села посох может играть роль фаллического символа: болгарские «кукеры», севернорусские «веретельники» с посохами и палками в руках преследуют женщин, имитируя известные движения. Продуцирующая роль посоха прослеживается в действиях колядников, которые дотрагиваются палками или прутьями до людей, скота, построек, наделяя их плодовитостью; в действиях полазника — первого посетителя на Рождество, который палкой ворошит угли в очаге или высекает искры из горящего на очаге бадняка, произнося благопожелания.
В магии использовались палки, «получившие» дополнительную силу после каких-либо действий или событий. (. ) У сербов особая мощь приписывалась посоху, с помощью которого убили змею перед днём св. Георгия: в такой посох вставляли змеиную кожу и гнали ею скот на продажу. Палкой, с помощью которой у змеи отобрали лягушку, птицу и пр., отгоняли градоносную тучу, примиряли ссорящихся, «били» роженицу при родах, корову при отеле, например, со словами: «Разделись с телёнком, как змея с лягушкой».
С помощью посоха ведьмы и колдуны наводят порчу, отбирают молоко у коров, превращают людей в животных и т.д. Верхом на палках (прутьях, кочергах, ухватах и т.п.) ведьмы слетаются на шабаш. По поверьям южных славян, палки и посохи демонов обычно чёрного или красного цвета».2
Как видим, у славян использование посохов многозначно и разнообразно: ритуальная магия, бытовая, связь с плодородием и т.д.
У кетских шаманов посох олицетворял мировое дерево (так же, как и у славян), а у ненцев он использовался для проводов души умершего в загробный мир. Во всех случаях посох — это помощник шамана, средство передвижения в различные миры.
Шаманские посохи подразделяются на три группы: по виду навершия, по роду крепления и по размерам. По виду навершия и вставок: с Г-образными навершиями из рога лося, с кинжаловидными навершиями, с киркообразными навершиями, с торцевидными или боковыми вставками и фигурные молоты с изображением головы лося или какого-либо другого животного. По роду крепления: посохи с простым креплением путём привязывания, с боковым креплением, с торцевым креплением, посохи с навершиями, имеющими сквозное отверстие. По размерам: длиной от 55 до 126 см (собственно посохи) и длиной до полуметра (жезлы).
Итак, у шаманов посох являлся личным инструментом, с помощью которого творилась разнообразная магия. Да и видов посохов было достаточно много.
Один из основных символов раннего христианства — пастырь, т. е. пастух. Он пасёт, знает и любит своих овец, заботится о них, и поэтому стадо слушается его. Образ пастуха прочно вошёл в христианскую жизнь. В древности Иисуса Христа часто изображали в виде пастуха с посохом, несущего на плечах заблудившуюся овцу. Поэтому и священническое, и епископское служение называется пастырским.3
Рис. 1-6 Иисус Христос с посохом
Различают архиерейские посохи и жезлы. Архиерейский жезл является символом церковной власти и одновременно символом страннического образа жизни. Правом ношения жезла за богослужением обладают все архиереи, а также некоторые архимандриты, удостоенные этого права, и настоятели (наместники) монастырей.
В современной практике архиереи носят посох вне богослужения, а жезл во время богослужения.4 Жезл, которым епископ пользуется во время богослужения, издревле было принято украшать драгоценными камнями, узорами, инкрустациями.
Рис. 1-7 Жезл обычно бывает выше посоха — до плеча архиерея — и увенчивается крестом на навершии в форме дуги либо в форме двуглавой змеи с головами, обращёнными к находящемуся между ними кресту. Двуглавая змея — символ мудрости и учительной власти архиерея.
Повседневные посохи епископов гораздо скромнее. Обычно это длинные деревянные палки с набалдашником из резной кости, дерева, серебра или другого металла. Такое отличие существует потому, что по каноническим правилам епископам и другим священнослужителям запрещается в быту украшать себя дорогими и яркими одеждами и предметами. Торжественность и пышность уместны только за богослужением.
Рис. 1-8 Посох представляет собой деревянную палку высотой до груди с закруглённым набалдашником.
В католицизме в повсеместную практику вошли епископские жезлы с навершием в виде спирали, окружающей определённое изображение на евангельскую тематику.
Рис. 1-9 Католический жезл
Тут мы видим разделение посохов как по внешнему виду, так и по функциональному. Подробней об этом в следующей части работы.
к н у т
рабочий инструмент пастуха
• (переносное значение) правительственная система гнета, насилий (риторическое)
• Довид (наст. Давид Фиксман) (1900—55) русский поэт
• Сарра (Скрябина Ариадна) (1904—44) русская поэтесса, дочь композитора А. Н. Скрябина, участница Движения Сопротивления во Франции, погибла в бою с фашистами в Тулузе
• антоним пряника из известной поговорки
• длинный ремень из сыромятной кожи с рукоятью, применялся для телесных наказаний
• политический оппонент пряника (книжное)
• хлыст, большая плеть, плетка, бич
• атрибут для вершения торговой казни
• «. не мучит, а добру учит» (посл.)
• инструмент для увеличения скорости лошади
• рыба семейства окуневых
• политический противовес пряника
• воспитывает с пряником
• напарник пряника по воспитанию
• нужен кучеру и садисту
• увеличитель скорости лошади
• «педаль газа» в руках кучера
• оппонент пряника в политике
• «акселератор» для лошади
• у шофера педаль газа, а что у кучера?
• атрибут для торговой казни
• гибкий аргумент пастуха
• «педаль газа» кучера
• пастуший хлесткий подручный
• партнер пряника по воспитанию
• напарник пряника в деле воспитания
• оппонент пряника в деле воспитания
• знаменитый белый медведь, живший в Берлинском зоопарке
• гибкий помощник пастуха
• хлесткий помощник пастуха
• политический оппонент пряника
• «. не мучит, а добру учит»
• несъедобный собрат пряника
• засвистит над пегою парою
• воспитательный антипод пряника
• дополнение к прянику
• музыкант из сказки Топелиуса
• непременный «друг» пряника
• «педаль газа» извозчика
• Длинный ремень из сыромятной кожи с рукоятью, применявшийся для телесных наказаний
• Педагогическое приложение к прянику
• Принадлежность пастуха, длинный ремень с рукоятью
• Русская поэтесса, дочь композитора А. Скрябина
• «. не мучит, а добру учит»
• «Акселератор» для лошади
• «Педаль газа» в руках кучера
• «Педаль газа» извозчика
• «Педаль газа» кучера
к н у т
Палочка у дирижера, а у пастуха
• (переносное значение) правительственная система гнета, насилий (риторическое)
• Довид (наст. Давид Фиксман) (1900—55) русский поэт
• Сарра (Скрябина Ариадна) (1904—44) русская поэтесса, дочь композитора А. Н. Скрябина, участница Движения Сопротивления во Франции, погибла в бою с фашистами в Тулузе
• антоним пряника из известной поговорки
• длинный ремень из сыромятной кожи с рукоятью, применялся для телесных наказаний
• политический оппонент пряника (книжное)
• рабочий инструмент пастуха
• хлыст, большая плеть, плетка, бич
• атрибут для вершения торговой казни
• «. не мучит, а добру учит» (посл.)
• инструмент для увеличения скорости лошади
• рыба семейства окуневых
• политический противовес пряника
• воспитывает с пряником
• напарник пряника по воспитанию
• нужен кучеру и садисту
• увеличитель скорости лошади
• «педаль газа» в руках кучера
• оппонент пряника в политике
• «акселератор» для лошади
• у шофера педаль газа, а что у кучера?
• атрибут для торговой казни
• гибкий аргумент пастуха
• «педаль газа» кучера
• пастуший хлесткий подручный
• партнер пряника по воспитанию
• напарник пряника в деле воспитания
• оппонент пряника в деле воспитания
• знаменитый белый медведь, живший в Берлинском зоопарке
• гибкий помощник пастуха
• хлесткий помощник пастуха
• политический оппонент пряника
• «. не мучит, а добру учит»
• несъедобный собрат пряника
• засвистит над пегою парою
• воспитательный антипод пряника
• дополнение к прянику
• музыкант из сказки Топелиуса
• непременный «друг» пряника
• «педаль газа» извозчика
• Длинный ремень из сыромятной кожи с рукоятью, применявшийся для телесных наказаний
• Педагогическое приложение к прянику
• Принадлежность пастуха, длинный ремень с рукоятью
• Русская поэтесса, дочь композитора А. Скрябина
• «. не мучит, а добру учит»
• «Акселератор» для лошади
• «Педаль газа» в руках кучера
• «Педаль газа» извозчика
• «Педаль газа» кучера