Что у грузинов на груди
Зачем джигиту «папиросы» на груди: что за странный элемент одежды и для чего он нужен
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Помните добротную старую советскому комедию «Кавказская пленница»? Там в нескольких сценах герой Юрия Никулина – «Балбес» носил кафтан с этими самыми кармашками в которые как раз и были вложены папиросы. Правда, не нужно думать, что настоящие джигиты так и делали. В фильме Леонида Гайдая подобное оформление «Балбеса» носила сатирический характер, как бы указывая на то, что этот авантюрист только притворяется джигитом и даже не знает для чего на самом деле нужны кармашки на кавказском мужском платье.
Так вот называются эти кармашки «газырница» или «хазырница». Происходит название от арабского слова «газырь» (ну, или «хазыр»), что переводится на русский язык как «готовый». Под странным названием скрывается подготовленный ряженый заряд. Таким образом несложно догадаться, что если газырь – это, по сути, боеприпас, то газырница является всего-навсего патронташем для удобной переноски патронов. Своеобразная джигитская «разгрузка» для боеприпасов из позапрошлого века.
Идея кавказских джигитов, сражавшихся друг с другом и с «имперцами», показалась крайне удачной и самим военным России. Очень скоро у кавказцев переняли данный элемент снаряжения в первую очередь казаки, которые расселялись на фронтире для контроля границ. Более того, в армии Империи служило немало выходцев с Кавказа, а потому распространение моды и на местную одежду, и на газырницы было лишь вопросом времени. Носили газыри даже русские императоры, достаточно посмотреть на фотографии Николая II.
Постепенно из вещей исключительно утилитарных и газыри, и газырницы превратились еще и в вещь декоративную. Воинская традиция наложила сильнейший отпечаток на культуру местных народов. Очень быстро газырницы стали частью традиционного и национального мужского костюма. Для региона ничего удивительного в этом не было, ведь каждый мужчина, джигит, обязан быть воином. Само собой, в декоративных газырях никакого пороха нет. Чаще всего это украшения, сделанные из металла, дерева и кости. Зачастую «парадные» газыри имеют красивые колпачки, покрытые узорами.
Если хочется узнать еще больше секретов с Кавказа, то стоит почитать про то, как пожарить чебуреки без летящих во все стороны брызг масла.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Но мало кто понимает те символы, которые скрыты в чохе. Именно благодаря этим символам чоха приобрела некую магическую силу, притягивающую все больше и больше людей в мире.
Владелец одного из старейших салонов по шитью чохи в Тбилиси Нугзар Кванталиани рассказал Sputnik Грузия о символическом значении чохи и о том, как появились в наряде те или иные элементы.
— Расскажите, из каких деталей состоит чоха? И что они значат?
— В целом, чоха – это один из сложнейших костюмов. Он отличается от всех других тем, что состоит из множества деталей, точнее, из 13. Ни у одного другого костюма в мире нет стольких элементов. Я имею в виду повседневные наряды, а чоху раньше носили каждый день. Именно эта многочисленность деталей придает чохе красоту и изящность.
— Чоха была разной, так ведь?
— Совершенно верно. Чоха разная. Вот этот костюм, который вы видите на модели — это чоха князей, в то же время — это праздничный наряд. Кстати, на праздники надевали также чоху светлого цвета – свадебная чоха бывает белой, бежевой, а чоха черного цвета считается более повседневной, этот костюм простой, шьется без вышивок.
Была и чоха с разрезанными рукавами – почему их так называли? Потому что их легко можно было завязать на запястье. Одновременно получался комфортный и изящный наряд.
Чоха стала символом мужества, отваги. Каждый настоящий мужчина должен был носить чоху, однако в прошлом и по сей день чоха остается довольно дорогим удовольствием. Не все могли позволить себе надеть чоху, особенно крестьяне, они надевали только архалуки. Однако все мужчины старались иметь свою чоху. Далее так и случилось, практически в каждой семье, каждый мужчина имел чоху, для нуждающихся это было лишь выходным нарядом.
Что касается папанаки, который был прикреплен к груди мужчины, то в основном он был распространен в Имерети и Самегрело. На папанаки семьи наносили семейные гербы, вышивали их. Когда какой-нибудь князь приходил в собор, на свадьбу или в гости, он обязательно надевал семейный герб. С помощью папанаки люди могли определить, к какой фамилии он принадлежал.
Кстати, папанаки надевали и на голову. Остались старые фотографии, на которых видно, как мужчины носили папанаки на голове. Позднее и женщины начали надевать его на голову, но у женщин папанаки был более маленьким, мужской более широкий.
В основном вышивками оформляли чоху князей. На вышивку чохи уходило много времени, месяц, может, и больше. Вышивали золотыми и шелковыми нитками. Сейчас все проще, есть устройства, специальные станки, с помощью которых мы вышиваем чоху.
Простая или же крестьянская чоха была черной и его рукава складывались до локтей, чтобы костюм был более практичным.
— У чохи очень красивый пояс, какое значение у него?
— Что касается пояса, то его, безусловно, делали из кожи. Он имеет красивые детали, я имею в виду три эти подвязки с одной стороны и еще три с другой, по бокам.
Эти подвязки делают чоху более богатой. Такие же детали можно увидеть на сапогах, которые носили раньше грузинские мужчины. У них было два значения. Первое – это красота, а второе – практичность, чтобы сапоги не спадали вниз. Они держали сапоги.
Что касается пояса, то есть такая версия, что во время охоты грузины вешали дичь прямо на поясе, который был оформлен специальными креплениями.
— Почему вы решили заниматься именно чохами?
— В моем случае профессия выбрала меня сама, досталась по наследству. Моя мама шила чохи. Помню, к нам приходили многие ансамбли, шили чохи, но так массово, как сейчас, люди не надевали национальный костюм. Клиентами моей мамы чаще были ансамбли. Сейчас, помимо ансамблей, приходят рядовые граждане и заказывают национальную грузинскую одежду. Мужчины начали надевать чоху. Правда, больше на свадьбы и религиозные праздники, но спрос большой.
Многим нравится ходить в чохе в церковь, на дни рождения, очень любят встречать Новый Год в национальной одежде, фотографироваться и делать семейные альбомы. Чоха вновь становится популярной, и это очень радует.
Какое-то время наша национальная одежде как будто была забыта обществом. А сегодня стала нужным костюмом для каждого настоящего мужчины.
— Как вы думаете, в чем причина?
— Я думаю, это связано с ностальгией. Наверное, внутренне у грузин всегда было желание надеть национальный костюм, но понадобилось какое-то время, чтобы это желание превратилось в реальность. Кто-то надел, кому-то понравилось, потом все подхватили и пошло-поехало.
Наверное, пошла какая-то мода, тенденция. Хотя, когда я говорю слово мода, у меня появляется страх, потому что мода – это понятие временное, но в случае чохи, думаю, так не произойдет. Это все-таки наше, национальное и любимое.
Есть и иностранцы, которые обращаются к нам. Вот ко мне пришел турист из Австралии. Рассказал, что до этого у него не было никакой связи с Грузией, случайно приехал, узнал о Грузии, ее культуре, национальной одежде и влюбился. Мы сшили ему чоху. Высылали чоху и в США, и в Шотландию, и в Россию. Многие приходят. Житель Екатеринбурга купил у нас чоху, сказав, что хочет унести с собой что-то в память о Грузии и остановил свой выбор на чохе.
— Нугзар, мы говорили о мужском костюме, что вам рассказывала мама о женских национальных костюмах?
— Что касается женской одежды, то она более многообразная, чем мужская. Она была разной, одежда женщин каждого уголка различалась. Была аджарская, хевсурская, мтиульская, картлинская. Вот это платье больше носили на востоке, в Картли.
Однако оно было настолько красивым, что носили и в Имерети, и в Самегрело. На нашей модели торжественный наряд, надевали его на свадьбу.
В Хевсурети женщины носили очень красивую и изящную одежду. Сами вышивали. Когда девочке исполнялось семь лет, она должна была иметь одежду с вышивками и разными орнаментами.
Я вспомнил еще одну интересную историю, это шутка, конечно же. Пояс на женском платье называли языком невестки и свекрови. Шутили так раньше, гадали у кого он окажется длиннее (смеется). Это так в шутку.
Чоха — это символ грузинского духа, силы, патриотизма. Когда я надеваю чоху, каждый раз меня переполняет чувство гордости. Чоха – это моральная стойкость, любовь, все те ценности, на которых Грузия стоит на протяжении веков.
Гордость Грузии – грузинский национальный костюм – мужcкая и женская традиционная одежда
У национального костюма любой страны есть своя история. Грузия — не исключение. Такая одежда может передавать традиции народа, хранить частичку памяти о предках. Что касается грузинского костюма, описать его кратко не получится. Ведь у разных областей этой страны традиции имеют свои особенности. Так же и с одеждой. Кроме того, даже в одном регионе праздничный наряд может сильно отличаться от повседневного. Попробуем разобраться?
Женская
Костюм для девушек подчеркивает женственность, и добавляет грациозности. Неотъемлемый атрибут — внимание к деталям. Платья обычно украшаются вышивкой, золотой окантовкой, жемчужными бусинами, бисером. Акцент силуэта — на талии, а длина юбки достигает пола. Женственный крой подчеркивается с помощью бархатного или шелкового пояса, который также украшают золотой вышивкой или лентами. Какие особенности существуют в разных регионах?
В Аджарии женские традиционные вещи декорировали ручной вышивкой на нагрудной вставке и широким длинным поясом с узорами и кисточками.
В Мохеви украшениями служили золотая тесьма и вышивка, а также серебряный кушак. На голове женщины носили белую кружевную вуаль — мандили.
Для мегрельского наряда характерны рукава из бархата с разрезами и серебряные застежки.
Осетинские платья имели бархатную черную окантовку. Характерные детали: длинная белая сорочка, отложной ворот и золотой пояс.
Тушинские девушки носили чоху — приталенную удлиненную верхнюю одежду без ворота. Ее украшали серебряные застежки и расшитая нагрудная вставка. К рукавам была пришита яркая тесьма. Наряд дополнялся черной вуалью на голове и вязаными сапогами на плоской подошве.
Дворянское одеяние состояло из шелкового или атласного платья с расширяющимися книзу рукавами, накидки из бархата, белого длинного пояса — кушака. Голову городских дворянок украшали головные уборы с ручной золотой вышивкой.
Городские женщины одевались в сорочку из гипюра, отделанную бархатом и синюю вышитую вручную накидку. Образ дополнял кушак, бисерный чихти и поясная бархатная сумка — киса.
Общегрузинский костюм для женщин состоял из сорочки с пуговицами, укороченной накидки с разрезными рукавами и кушака с вышитыми традиционными узорами. Обязательным дополнением служили серебряные украшения и головной убор — полупрозрачная мандили, а сверху чихти-копи из бархата.
Свадебный наряд шился из атласной ткани. Вставка на груди украшалась узорами, рукава были разрезными. Кушак изготавливался из розового бархата. На голове невесты была прозрачная газовая накидка белого цвета. В качестве украшений использовали жемчуг: он был на кушаке, в виде нитей на лбу и на шее.
Сванские красавицы носили платье из атласа с высоким воротом. Талию подчеркивал поясок с национальным орнаментом. Сверху надевалась шерстяная чоха со вставками бархата. На голове — традиционная вуаль.
Абхазский костюм был со шлейфом и серебряной фурнитурой. Вниз надевалась ахалухи из шифона с лацканами. Обязательной составляющей образа были белоснежный мандили и серебряный венец.
Рачинский наряд отличался красной блузкой, из под которой была видна узорчатая сорочка. Рукава были короткие и объемные, юбка декорирована традиционными узорами и окантовкой. В качестве верхней одежды служила накидка без рукавов со сборками. Мандили украшалась красным кантом и орнаментом. На ноги надевали кожаные или замшевые полусапоги, напоминающие современные угги.
Зимнее мохевское одеяние включало в себя вышитую верхнюю одежду, шерстяные перчатки и платок. Ахалухи (рубашка) подпоясывалась черным бархатным кушаком.
Еще один вариант женского сванского туалета: яркое платье со сборками. Красный шерстяной верх дополняла серебряная фурнитура и вставка на груди с узорами. На голове небольшая черная шапочка и традиционная легкая накидка.
Мужская
Первая ассоциация, приходящая в голову любому при упоминании грузинской народной одежды, — черкеска. Ее еще называют чохой. Засела в массовом сознании она еще потому, что ее обычно надевают на выступления грузинские народные коллективы. В танце особенно подчеркивается статность и элегантность костюма.
Чоха — один из самых сложных предметов национальной костюмной атрибутики в мире. Его особенность заключается в количестве деталей, которых насчитывается не менее тринадцати. Соперников по этому параметру скорее всего не найдется ни в одной другой культуре земного шара. И уж точно это можно сказать о повседневных предметах гардероба, в качестве которого и носили чоху. Эта сложносоставность и обилие деталей придает ей ту самую неповторимость и красоту.
А теперь поговорим о мужском традиционном облике в разных регионах Грузии.
В Кахетии и Картли дворянский кафтан расшивался золотыми нитями. Под него надевалась белая рубашка с высоким воротом. К серебряному ремню крепился кинжал. В качестве обуви носили сапоги из кожи военного типа.
Общегрузинский дворянский костюм состоял из красного бархатного верха, черной шелковой сорочки с кантом, пояса и кожаных сапог. Верхняя одежда украшалась тесьмой золотистого цвета и черной окантовкой.
В Самегрело и Абхазети чоха была приталенной и удлиненной. На груди пришивались гнезда для патронов. Под нею была шелковая рубашка с воротником-стойкой. На плече крепилась папанаки — традиционная шапка. Сапоги были стандартные — мхедрули из кожи.
В зимнее время в Тушети мужчины носили шерстяное пальто с высоким воротом, отделанным каракулем. Чоху украшала двойная витая тесьма, пуговицы были на петлях. Сорочка с закрытым воротником шилась из шелка. Важные атрибуты — кушак с серебряной фурнитурой и военные сапоги.
Традиционным для всех мужчин являлся такой набор: чоха из шерсти с закрытым воротом и карманами на груди, сверху кабалахи — шерстяной украшенный орнаментом платок. Как правило, им покрывали плечи. Также накидка могла использоваться в качестве головного убора.
Другая вариация гурийско-аджарского костюма — чакура, отличающаяся от предыдущей цветом и длинной мхедрули.
Обувь
Девушки из небогатых семей носили каламани — лапти из кожи. Они отлично подходили для повседневной жизни, т. к. даже танцевать в них было комфортно. Для них была характерна высокая прочность. Носилась такая обувь с плотными носками из шерсти. Грузинки побогаче могли позволить себе коши — туфли с вздернутым мысом.
Где приобрести?
Чтобы любой желающий мог приобщиться к традициям грузинского народа, в Тбилиси существует мастерская по пошиву национальных вещей “Самосели Пирвели”. Инициативу возродить кусочек родной культуры проявили Луарсаб Тогонидзе и Леван Васадзе. Клиентами заведения являются путешественники, которые желают оставить такой сувенир на память о поездке, и сами жители, любящие культуру своей родины.
Заключение
Изучение традиций и особенностей народа невозможно без знакомства с национальной одеждой. В ней отражен тот образ жизни, которым жили предки на протяжении тысячи веков, их обычаи, идеалы и представления о красоте. Только одна ткань могла рассказать о местожительстве человека, не говоря уже о деталях и других атрибутах. Но есть кое-что общее для всех нарядов разных регионов Грузии: все мужчины старались одеваться строго и мужественно, а женщины – сдержанно и вместе с тем роскошно. Смотря на фотографии национальных образов, сразу становится понятно, что чувство вкуса и стиля было присуще грузинской нации испокон веков.
5 особенностей быта, которые для русских норма, а моих знакомых грузин удивляют
Быт обычных людей в Грузии довольно сильно похож на быт людей в России. Это, если смотреть, в целом. Но в мелочах есть отличия, с которыми я сталкиваюсь достаточно часто.
Иногда что-то меня удивляет в доме знакомых грузин (и я вижу это у многих), иногда что-то удивляет моих знакомых и друзей грузин, которые приходят ко мне в дом. Я собрала пять особенностей быта, которые для людей в России — это норма, а в Грузии людей часто удивляет.
Сделаю поправку — удивляются этому не все, потому что многие грузины росли в смешанных семьях, многие жили в России, но довольно большому количеству грузин, которые росли в традиционных грузинских семьях, все эти детали кажутся непривычными.
Хожу дома босиком
Это странная странность для грузин.
Во-первых, многие вообще не разуваются, когда приходят в помещение. И для них странно, если я их прошу разуться.
Странно настолько, что они выходят для этого обычно в подъезд, потому что привыкли к тому, что разуваются дома обычно их соседи азербайджанцы и турки, по религиозным причинам, и обувь оставляю за дверьми.
Да, многие грузины дома переобуваются, в тапочки или домашние туфли, но это все-таки не тоже самое, что ходить босиком, и им немного странно.
Часто мою пол
Вторая странность напрямую зависит от первой. Даже чистоплотные грузины чаще всего просто подметают пол щеткой и пылесосят. Мытье влажной тряпкой непопулярно в этих краях.
Я не знаю почему, но это настолько известный факт, что в Грузии есть даже проблемы со швабрами. Европейские швабры стоят очень дорого и продаются, в основном, в больших супермаркетах (1,5-2 тысячи рублей за швабру — это нормально здесь!).
А местные маленькие магазинчики продают подобие швабр — две скрепленных палки.
Я мою пол раз в два-три дня, потому что с улицы летит пыль и, по-моему, только влажная уборка с ней справляется, а грузины не понимают, зачем так часто, ведь можно подмести!
Пользуюсь микроволновой печью
В Грузии даже в модных и дорогих квартирах нечасто можно встретить микроволновку.
Потому что она непопулярна. Местные разогревают всю еду на плите или в духовке. Когда я искала квартиру на долгий срок, то была большая проблема найти такую, в которой есть микроволновка.
Все друзья, когда приходят ко мне в гости, и видят, как я ей пользуюсь, удивленно говорят, мол, ого, микроволновка, а зачем?
Это не какой-то предмет роскоши, просто непопулярный дейвас, который многим в Грузии кажется излишеством.
Смотрю сроки продуктов
Я долго выбираю в магазине продукты, изучая сроки. Грузины как-то относятся к этому проще и не понимают, зачем я это делаю. На мой взгляд, лучше потратить пять минут и найти молоко на два-три дня свежее, чем брать первое попавшееся.
Мои друзья грузины все как один относятся к этому с иронией, мол, да какая разница, два дня роли большой не сыграют. Больше того, многие говорят, что берут продукты на рынке и привыкли определять их на вкус и запах, поэтому разглядывать сроки они не привыкли.
Не храню все в пакетиках
Грузины любят упаковывать все в пакетики.
Если в магазине покупаешь одну шоколадку, то тебя обязательно спросят, нужен ли тебе «кулек», а если откажешься, будут смотреть как на сумасшедшего.
Мои подружки-грузинки с удивлением смотрели, что я храню, например, крупы и прочие продукты без пакетиков.
Привычка упаковывать каждую вещь по отдельности настолько здесь сильна, что людей удивляет, когда кто-то так не делает.
Что у грузинов на груди
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Антропологическое описание народов Закавказья (Популяционная концепция)
Армяне характеризуются высоким головным указателем, малым продольным диаметром головы, высоким лицом, малой длиной тела, очень сильным ростом волос на груди и лице, темными волосами, большой шириной глазной щели, большим развитием надбровья, резко профилированным со сглаженными скулами лицом, высоким переносьем, высокими крыльями носа с выраженными крыльевыми бороздами, тонкими губами и т.д.
К армянам наиболее близкими оказались прежде всего армянские группы из восточных и западных провинций Малой Азии, далее грузинские, абхазские, ассирийские, греческие, еврейские и удинские группы (КМД 0,6-1,5). Наиболее отдаленными (КМД 1,8 и выше) все азербайджанские, ингушские, абазинские и в особенности восточнодагестанские группы. Первое свидетельствует о переднеазиатском типе армян, второе же о морфологических различиях с представителями каспийского и понтийского типов.
Азербайджанцы характеризуются очень низким головным указателем, с большим продольным и очень малым поперечным диаметром, малой длиной тела, очень узким лицом, лбом и нижней челюстью, малой высотой лица, узким носом, большой высотой верхней губы, слабым ростом волос на груди, темными волнистыми волосами, густыми бровями, темными глазами, очень наклонным лбом, слабо профилированным лицом с выраженными скулами, прямым подбородком, умеренно выступающим носом, выступающей верхней губой, очень толстой верхней губой и др.
Азербайджанцы в целом ближе всего стоят к тэтам, курдам, талышам, дагестанцам и удинам (КМД 1,33 и ниже). Наибольшие различия прослеживаются с ингушскими, кабардинскими, балкарскими, чеченскими, карачаевскими и осетинскими группами. Азербайджанцы ближе всего оказались к представителям каспийского (индопамирского) и дальше всего от представителей переднеазиатского (в данном случае кавкасионского) типа.
Источник: М.Г. Абдушелившили «Антропология древних и современных народов Кавказа» (Горизонты антропологии, 2004)