Что ты наделала злодейка война
Злодейка-война
Я приехала в город, где когда-то война,
Ошалевши от злобы, землю грызла она.
И, туманя рассветы, разрывала на части
Мою детскую душу, Богом данное счастье.
Словно друг долгожданный – предо мною вокзал.
Показалось, кивнул мне и «Здравствуй!» – сказал.
Сжалось в ком моё сердце, подкосились вдруг ноги…
Сколько лет шла сюда, но всё рвались дороги.
Знаю, здесь их могилы. Память! – это не сон.
Вдруг из горла сорвался неистовый стон.
И мохнатые клёны, будто павшие, встали…
А в ушах, как когда-то, вновь сирены кричали.
…Вот мой дом, постаревший, у дороги стоит.
Птицей раненной тело всё сильнее дрожит.
В этом доме родимом меня некому встретить,
Приласкать, приголубить, как родную, приветить.
На крылечко я встала – опахнуло былым.
Потянулась к перилам и прижалась я к ним.
Губы шепчут: «О, мама, отвори же мне двери.
Посади меня, папа, ты к себе на колени…».
И, как лодку без вёсел, штормовая волна,
Понесла мою память. В сорок первом она,
Та суровая правда обнажённою стала.
Здесь, у дома родного, я в слезах причитала:
Ох, сиротская доля: горечь, стоны да боль,
Помолиться за павших мне сегодня позволь.
Знай, что я не по воле, край родной покидала
И зерном недозревшим без тепла прорастала…
Нас судьба, наконец-то, снова вместе свела.
Но на встречу с родными я на кладбище шла.
Отыскать их могилы, где сплетались берёзы,
Где по листьям стекались не дожди – мои слёзы.
Сколько ж здесь погребённых…сплошь: ограды, кресты,
Мрамор памяти чьей-то и живые цветы.
А мои затерялись там, где ветры зло выли,
Грозовые потоки низкий холмик размыли.
Горемык безымянных так много, о Боже!
На горбатую старость их жребий похожий.
От земли чуть-чуть видно, с ней сравнялись иные…
Где же Вы? Отзовитесь, мои дорогие.
Но никто не ответил. Крепко спит тишина…
Будь же проклята трижды ты, злодейка-война!
Море выпила крови, миллионы душ съела,
От шагов твоих жгучих всё вокруг сиротело…
Ох, полынная горечь, – не могу продохнуть.
Понимаю – погибших никому не вернуть.
Средь заросших могилок тут кузнечики скачут,
Что ж, за всех неживых помолюсь и поплачу.
Покидаю свой город в скорбном молчании.
Пролегли под глазами тени страданья.
Эту свежую рану – моё детство в блокаде,
Увожу с собой в память о родном Ленинграде.
“Весь невидимый нам свет” Энтони Дорра
Роман «Весь невидимый нам свет» был написан в 2014 году. Книга попала в список бестселлеров на 38 недель. В 2015 за своё произведение автор был удостоен Пулитцеровской премии.
Повествование начинается в мае 1944 года. Затем автор возвращает читателей на 3 года назад, а после постепенно переходит к 1944 году. В самом конце романа рассказывается о жизни главных героев в послевоенный период.
В центре событий немецкий мальчик Вернер и французская девочка Мари-Лора. В начале повествования дети не знают друг друга. Вернер живёт в немецком шахтёрском городке. Он – сирота. Несмотря на свою нелёгкую жизнь, мальчик не чувствует себя несчастным. Вернер интересуется радио, что приводит его в необычное учебное заведение. Здесь ему предстоит получить новые знания не только о том предмете, которым он интересуется, но и о жизни. Вернер узнаёт настоящую жестокость, находит и теряет друзей. Когда юноше исполнилось 16 лет, он был отправлен на фронт. Знания Вернера необходимы для того, чтобы искать радиопередатчики врага.
Француженка Мари-Лора живёт в Париже со своим отцом, работником музея. К шести годам девочка полностью ослепла. Теперь она вынуждена учиться жить по-новому. Директор музея, в котором служит отец Мари-Лоры, пытается спасти очень ценный экспонат, находящийся в культурном учреждении – проклятый камень. Чтобы экспонат не достался фашистам, на него делают 2 копии. Трое сотрудников музея, в числе которых отец главной героини, получают по экземпляру камня. При этом никто из них не знает, получил ли он оригинал или копию.
Маленькая семья Мари-Лоры вынуждена скитаться по стране, чтобы фашисты потеряли след камня. В конце концов, отец и дочь находят своего дальнего родственника, одинокого старика, у которого они и останавливаются. Мари-Лора и пожилой человек быстро находят общий язык. На протяжении всего повествования главные герои словно идут друг другу навстречу.
Характеристика персонажей
Немец Вернер
Маленький Вернер живёт в приюте. Единственный близкий человек главного героя – это его сестра. Ещё в раннем детстве Вернер понимает, чем хочет заниматься в жизни. Он любит радиоприёмники и всё, что с ними связано. Мечта Вернера – стать учёным-изобретателем.
Возможность получить образование становится для сироты шансом реализовать свои мечты. Однако, оказавшись в школе, Вернер понимает, что у всего в этом мире есть 2 стороны. Перед ним предстала неприглядная сторона его мечты. Вернер хочет оставаться самим собой, но жизнь требует приспособленчества. Получая образования, юноша имеет только мирные намерения. Однако вскоре он узнаёт, что его талант и знания будут использованы на службу нездоровым амбициям Гитлера. Заключая сделку с совестью, миролюбивый молодой человек пытается заставить себя поверить в то, что война действительно необходима и несёт благо.
Француженка Мари-Лора
Лишившись зрения в довольно раннем возрасте, девочка не утратила жизнелюбия, не замкнулась в себе. Для неё отрылся новый мир, который был недоступен ей в то время, когда она была зрячей.
Маленькая вселенная Мари-Лоры наполнена запахами и звуками. Квартира, в которой она живёт, ассоциируется у девочки с ароматами дерева и клея потому, что в свободное время отец мастерит деревянные поделки. Утро для главной героини пахнет кофе. Мари-Лора научилась читать руками, что помогает ей повышать свой образовательный уровень. Заботливый папа создаёт для своей дочери деревянные макеты улиц Парижа. Перед тем, как выйти из дома, Мари-Лора старательно ощупывает их, выстраивая в голове предстоящий маршрут.
Главная героиня научилась побеждать свой недуг. Она живёт, как тысячи её парижских сверстников, игнорируя свою слепоту.
Главная идея
Жизнь нередко преподносит неприятные сюрпризы. Сегодня – это просто ссора с близким человеком. А завтра это может быть неизлечимая болезнь или война. Тем не менее, ни одна неприятная ситуация не должна становится поводом для отчаяния. Вселенная многогранна. Умение принимать и светлые, и тёмные её стороны делает человека по-настоящему счастливым.
Анализ произведения
Среди наиболее интересных книг о Второй мировой войне можно назвать и роман «Весь невидимый нам свет». Энтони Дорр сумел взволновать читателей во всём мире. Автор хотел создать красивую грустную историю о гибели мира, существовавшего до начала войны. Несмотря на огромные потери, многие смогли пережить это страшное время. Но те, кто прошёл ужасы войны, уже никогда не будут прежними. Даже облик французской столицы изменился до неузнаваемости. Довоенный Париж и послевоенный Париж – это 2 разных города.
На фоне ужасов войны со всеми её зверствами представлены трогательные персонажи: хрупкая слепая девочка и талантливый целеустремлённый молодой человек. Дети, созданные для мирной жизни и простых человеческих радостей, вынуждены выживать в непростое военное время. Тысячам подающих надежды подростков не удалось дожить до конца войны. Они ничего не успели дать этому миру. Дорр желает, чтобы читатель почувствовал трагедию и осознал весь ужас происходящего в Европе в начале 1940-х годов.
Ненужный мистицизм
Согласно точке зрения некоторых критиков и читателей, мистика в романе – один из главных его недочётов. Таинственный алмаз «Море огня», который так оберегает директор музея, имеет магические свойства. Он дарует бессмертие своему обладателю. Однако бессмертный вынужден будет смириться с тем, что его всю его вечную жизнь будут преследовать многочисленные несчастья. Более того, автор неоднократно намекает читателям на то, что именно этот камень стал причиной начала Второй мировой войны.
В своем сборнике “Собиратель ракушек” Энтони Дорр объединил рассказы о единении человека с природой, об отсутствии радости из-за современных “благ” человечества и популяризации городской жизни.
В существовании алмаза, дарующего бессмертие, можно усомниться. Волшебный камень выглядит слишком фантастично. Намёк на то, что чудо-талисман послужил началом боевых действий в Европе, можно считать искажением исторических фактов.