Что ты имеешь против татар
«Проявление ментальной ржи»: казанский блогер прокомментировал призыв Кашина «мочить татар»
Возмущение Олега Кашина данными по изучению татарского языка в школах Казани, убеждает, что в Татарстане в национальном вопросе все делается правильно, считает Альберт Бикбов.
Журналист Олег Кашин выразил возмущение цифрами доли учеников школ Казани, выбравших татарский для изучения в рамках предмета «родной язык». Ранее эти данные озвучил начальник Управления образования исполкома столицы РТ Ирек Ризванов.
«Очень радует, что 34 процента русских выбрали татарский язык, но 17 процентов татар, выбравших русский, — это порождает вопросы. Мы будем продолжать работать в данном направлении», – сказал Ризванов.
Кашина заявление казанского чиновника возмутило, он увидел в нем цель «дерусификации региона», призвал «бить в колокола» и обратился к первому замглавы президентской администрации Сергею Кириенко:
«Сергей Владиленович, мочите татар. Иначе завтра у нас будет Османская империя до Казани. Это недопустимо», — заявил Кашин в своем стриме.
Заявление Кашина прокомментировал казанский журналист и блогер, автор Телеграм-канала Альберт Бикбов:
Вот и еще один русский националист Олег Кашин разразился проклятиями в адрес татар из далекого Лондона. Придравшись к высказыванию мелкого чиновника из мэрии Казани о желании учащихся изучать татарский язык, наряду с русским, Кашин в каком-то лихорадочном ознобе наговорил на целую статью. Хотя для российского Уголовного Кодекса он, житель Лондона, недосягаем. Поэтому можно набрасывать что угодно, доходя до прямого разжигания межнациональной вражды.
В соцсетях предпринимаются попытки расколоть этнокультурное единство татар
В распространении провокационного контента против татар замечены ногайские активисты.
В последние несколько месяцев в соцсетях можно обнаружить активизацию различных ресурсов и анонимных авторов, которые распространяют искаженные представления о татарах, об их истории. Подобный провокационный контент порой озвучивает посыл, вовсе отрицающий существование татар как народа.
Авторы подобных идей выдают себя за ногайских, сибиротатарских и башкирских активистов. От них слышится надуманный упрёк, что в Татарстане ученые, общественники и политики намерены переписать почти все тюркские народы России в татары. При этом на площадках, где они высказываются, какие-либо интересные сведения о тех же ногайцах, сибирских татарах и башкирах, об уникальности их культуры, языка и традиций если и обнаружите, то очень скупо.
В качестве эксперта на таких антитатарских ресурсах выступает президент Центра ногайской культуры «Эдиге» Эльдар Идрисов из Астрахани.
В частности, на YouTube-канале про ногайцев, где Идрисов один из авторов, есть видео «Как нас записали татарами?», в котором рассказывается, как ногайцев во время СССР записывали в татары. Это видео полностью, от первого до последнего слова, является искажением истории татар. Оно направлено против его этнокультурного единства как народа.
Чтобы разбить домыслы авторов видео, начнём с того, что у этнонима «татары» глубокие исторические корни. Этноним зафиксирован в исторических источниках и не является искусственно сконструированным понятием историка Шигабутдина Марджани, как это пытаются представить авторы YouTube-канала.
Этноним «татар» упоминается в памятниках древнетюркской рунической письменности. В тюркских стелах (памятник Кюль тегина 732 г., памятник Бильге кагана 735 г.) сочетание otuz tatar, буквально «тридцать татар», упоминается среди перечня «народов» (bodun), «оплакивающих (и) поминающих» (sïγtamïš joγlamïš) первых тюркских каганов.
Термин татары встречается в разных письменных традициях: в уйгурских, китайских, тангутских, тюркских, арабо-персидских, японских, армянских, грузинских, русских, латинских. О них пишет персидский автор Рашид ад-дин.
Исследователи отмечают, что термин «татары» по настоящему стал самоназванием для основного населения Золотой Орды в XV веке. После распада Золотой Орды татарами стали называть населения возникших тюрко-татарских государств: касимовские, сибирские, крымские, астраханские и казанские (волго-уральские). Например, татарами жителей Казанского ханства называл историк из Крымского ханства Абдулгаффар Кырыми (живший в XVIII веке). О татарах в ханстве писал и бывший сподвижник Ивана Грозного воевода Курбский, участвовавший во взятии Казани.
Возможна такая ситуация, что один и тот же человек был по национальности как «ясачным татарином», так и «ясачным чувашем». Причем только у последнего была перспектива дослужиться до «служилого татарина», то есть более высокого социального положения.
Авторы видео утверждают, что «татарские историки» начали сочинять историю татарского народа, приписав себе построенную в русский период дозорную проездную башню казанского Кремля, которая сегодня больше известна как башня Сююмбике.
Авторы видеоролика путаются либо специально искажают исторические обозначения социального положения некоторых тюрко-мусульманских народностей Российской империи. Например, они утверждают, что казанские татары в начале XX века ассимилировали «башкирских мишарей».
В XVII веке служилые татары, татарские мурзы и князья отправились служить в Уфимский уезд, чтобы защитить его от набегов ногайцев и калмыков. За службу им жаловалась земля, на которой они основывали многочисленные деревни. Так и образовались «башкирские мещеряки», сохранившие татарскую идентичность. И в данном случае название «башкирский» и «мещеряки» отражает лишь их привязку к географической местности, к территории исхода, но никак не национальную идентичность. В итоге у авторов видеоролика получается абсурдный тезис, что казанские татары татаризировали мещерских татар.
В этом видео авторы рассказывают, что в советское время был задуман специальный «татарский проект», по которому в татары должны быть включены сибирские татары, астраханские татары и часть северо-западных башкир.
Какой именно период истории Советского Союза имеется в виду, авторы видео не уточняют. Однако ни при Ленине до войны, ни при Сталине после войны о поддержке Советским Союзом какого-то татарского проекта говорить не приходится.
При Ленине был свёрнут проект штата «Идель-Урал», который объединял татар, башкир и другие народы Поволжья в один регион. В итоге были образованы ТАССР, БАССР и другие национальные республики Поволжья.
А при Сталине, уже на излете военных годов, в 1944 году принимается Постановление ЦК ВКП(б), которое ограничивало изучение истории татар лишь периодом Волжской Булгарии. А изучение пласта золотоордынской истории и культуры находилось под государственным запретом, ученые и исследователи же этого периода истории татар были подвергнуты репрессиям и гонениям.
Таким образом, подобным видеороликом явно искажается образ татар, их история, происходит противопоставление татар другим тюркским народам России, закладывается конфликт в дружеские отношения между татарами и ногайцами. И это всё делается без должной и необходимой опоры на реальные исторические данные, источники и свидетельства, то есть через мифотворчество.
Почему татары не хотят быть татарами: логичный процесс или результат политики властей Татарстана?
В последнее время татары часто говорят о том, что их национальную идентичность нужно спасать: если ситуацию не изменить, то через полвека народа и не останется вовсе. Причин этому много: баталии вокруг языка, культура, странная политика государственных органов. Журналист ProKazan Рамиль Акберов разобрался, как так вышло, что в Татарстане приходится спасать татарскую идентичность.
На прошлой неделе на второе заседание собралась комиссия по спасению татарского языка. Вопросы на повестке, конечно, самые важные: объявление конкурсов и издание журналов (кто-то сейчас читает журналы?), в селах предложили установить радио для звучания оттуда татарской речи. В общем, с такими спасителями и враги не нужны. Но несмотря на комичную (во всяком случае, пока) деятельности комиссии по спасению татарского языка, проблема действительно есть: часть татар не ощущают и самое главное, не хотят ощущать себя татарами.
Сразу скажу, что в своих размышлениях я оставлю деревенских татар: там с национальным самосознанием все в порядке, поэтому проблема так остро не стоит. Другое дело, что татарская деревня умирает, ее молодежь почти в полном составе уезжает в город, где с национальной идентичностью все значительно хуже.
А с чего ты взял, что проблема существует, спросите вы? Республика называется Татарстаном, пост главы региона и большинство ключевых постов заняты татарами. Только с каждым годом количество разговаривающих на татарском уменьшается, да и если бы все было хорошо, то никакую комиссию по спасению языка создавать и не понадобилось бы.
Главной причиной ваш покорный слуга считает урбанизацию, которая неизбежно приводит к «культурной монополизации», или глобализации, кому как удобно. Русский язык оказался банально удобнее для ежедневного общения, чем татарский: возможно, кому-то это не совсем приятно признавать, но реальность не совсем приятная штука. Даже татары, хорошо знающие родной язык, очень часто впутывают в свою речь русские слова. С такой же проблемой столкнулись и украинцы: несмотря на всех их усилия по развитию/насаждению (тут уж кто как называет) украинского языка, большая часть населения продолжает разговаривать на русском. Да, украинцы в силу независимости когда-нибудь наверняка добьются своего, но для нас важно другое: молодой и сельский язык (это не оскорбление, а просто факт) проигрывает конкуренцию развитому русскому языку.
Можно было изящно обогнуть острые углы и после этого тезиса перейти к другим аргументам, но тема будет неполной будет без «плача Ярославны» о запрете изучения татарского в школах. Рассуждения о правильности такого шага не предмет сегодняшнего блога, но свою роль в угасании татарского языка роль это, конечно, сыграет. Только на нынешнее положение дел это пока не повлияло: то поколения школьников, у которых не будет обязательного татарского, еще просто не успело вырасти.
О перспективах местной культуры и языка высказался и директор школы «СОлНЦе», известный борец за преподавание татарского языка Павел Шмаков:
«Татарская культура не загибается. У меня ощущение, что идет внешнее давление из-за нынешнего отношения государства, как в 90-ых годов велось давлений на учителей русского языка в Татарстане. А когда политика государства неправильная, в народе появляются ростки сопротивления. Большое количество детей хотят на самом деле учить татарский язык. Нужен учитель, который покажет, что этот предмет красив, интересен».
Сам Шмаков довольно активно высказывается о необходимости правильного преподавания татарского языка. В частности, этому было посвящено и его выступление на «Деловом завтраке», проводимом Искандером Мушинским, где ваш покорный слуга и выяснил мнение Павла Анатольевича по вопросу преподавания родного языка.
Шаткое положение языка, культурная неопределенность и довели татар до того, что многие из них татарами себя и не ощущают. Если посмотреть на ситуацию исходя из сухих фактов, то, конечно же, дело дрянь. В Казани молодых людей, знающих и активно разговаривающих на татарском, раз, два и обчелся, деревня (главная татароязычная среда) постепенно исчезает, превращаясь в место досуга на выходные.
Кто вбивает клин между татарами и башкирами?
«Элиты дико боятся фантастической консолидации тюркских народов»: как выясняют отношения Казань и Уфа и кто за этим стоит
Некие силы намеренно стравливают братские народы — татар и башкир? Несмотря на то, что «семейные сцены» и склоки бывали и раньше, последнее время поляризация достигла новых пределов. Кто-то умело пользуется любыми шероховатостями в отношениях и хватается за каждый повод посеять раздор. Очередной такой повод, но, похоже, далеко не последний — всероссийская перепись населения. Эксперты «Реального времени» указывают на возможных интересантов противостояния Татарстана и Башкортостана: «федералы», «профессиональные» башкиры и татары. В причинах и последствиях зреющей «татаро-башкирской войны», которую надо прекратить до перехода к «боевым действиям», попыталось разобраться «Реальное время».
Оттепель и похолодание
Поволжье — один из центров сосредоточения национальных республик, куда после развала СССР как на малую родину потянулись народы, разбросанные ранее по огромной стране. Сложности во взаимоотношениях сильнейших регионов округа — Татарстаном и Башкирией — бывали. Но сегодня риторика обострилась как никогда ранее.
Хотя еще «вчера» в отношениях братских республик двух братских народов была самая настоящая оттепель. Лидеры Татарстана и Башкортостана не раз с официальными визитами навещали друг друга: Рустам Минниханов бывал в Уфе, где открывал памятник Габдулле Тукаю, а Радий Хабиров — в Казани, где присутствовал, например, на открытии памятника Мустаю Кариму. Башкирские чиновники, деятели культуры неоднократно ездили к своим западным соседям, а татарстанские — к восточным. Собственно, звезды национальной эстрады давно стали общим достоянием.
Однако некоторое непонимание в Казани вызвал лозунг башкирский властей «Беҙ яҡшыраҡ булдырабыҙ!» («Мы можем лучше!») — переиначенный татарстанский девиз «Без булдырабыз» («Мы можем»). Как и неоднозначные высказывания соседей в сторону Казани. Но в уфимском Белом доме нашли компромисс, придумав к приезду Минниханова «Беҙ бергә яҡшыраҡ булдырабыҙ!» («Вместе мы можем лучше»). Более того, Хабиров заставил извиниться художника Камиля Бузыкаева, который нарисовал карикатуру, оскорбившую некоторых казанцев (карикатурист извинился другой картинкой).
Лидеры Татарстана и Башкортостана не раз с официальными визитами навещали друг друга: Рустам Минниханов бывал в Уфе, где открывал памятник Габдулле Тукаю, а Радий Хабиров — в Казани, например, на открытии памятника Мустаю Кариму. Фото: Максим Платонов
Конечно, когда дело касается спорта, на льду встречаются казанский ХК «Ак Барс» и уфимский «Салават Юлаев», такие «зеленые дерби» привлекают внимание далеко за пределами двух республик, и на эмоции просто никто не обращает внимания. Принципиальный характер теперь носят и матчи на газоне — между казанским футбольным клубом «Рубин» и ФК «Уфа». Ученые в свою очередь любят сравнивать две братские республики и по социально-экономическим показателям, хотя о таком соперничестве говорят еще с советских времен.
Казалось бы, дружите и вместе добивайтесь высот, а отношения выясняйте на спортивной площадке или на майдане Сабантуя.
«Зеленое дерби» ученых, политиков и общественников
Вместе с тем в информационном пространстве вновь усилились баталии вокруг национальной идентификации татар и родственных народов (башкир, ногайцев, нагайбаков и др.). Имеют место и опасения фальсификации результатов переписи. В частности, есть беспокойство, что в Башкирии татар и носителей татарского языка по результатам окажется меньше, чем в 2010-м или в 2002-м годах.
Нерешенным остается вопрос национальности и языка жителей северо-западных районов Башкортостана и населения, проживающего вдоль границы соседних республик. Так, в 2019 году в 50 регионах России и 11 странах мира прошла акция «Татарча диктант». Однако Ассамблея народов Башкортостана, возглавляемая депутатом Госдумы Зугурой Рахматуллиной, направила президенту Татарстана Рустаму Минниханову претензию, в которой пожаловалась, что проведение «Татарского диктанта» в республике не было согласовано с правительством РБ. По их мнению, подобные действия, которые «нарушают все нормы деловой этики», могут привести к «пересмотру существующих административных границ и конституционного порядка Российской Федерации». Свои претензии Ассамблея народов РБ адресовала, в частности, к Всемирному конгрессу татар. В свою очередь Всемирный форум татарской молодежи направил свое письмо в адрес главы РБ Радия Хабирова. Общественники из Казани считают, что башкирские чиновники «вбивают клин между народами» (между татарами и башкирами).
В 2020 году организаторы из Уфы провели «Башкирский диктант», где предлагалось написать текст на северо-западном диалекте башкирского языка, что вызвало «аллергическую реакцию» в Татарстане. Фото: gtrk.tv
В 2020 году организаторы из Уфы провели «Башкирский диктант», где предлагалось написать текст на северо-западном диалекте башкирского языка, что вызвало «аллергическую реакцию» в Татарстане. В Казани утверждают, что язык татарский. А осенью в Уфе прошел фестиваль «Сердце Евразии», где группа «Хаят-Исмаил», основанная музыкантом Альбертом Исмаилом (в прошлом татарский активист, обнаруживший в себе башкира), выступила с популярной башкирско-татарской песней «Ай, былбылым». Композицию представили как исполненную на диалекте, после чего «холивары» вновь усилились.
Зачастую стороны, дабы обосновать свою позицию, прибегают к истории, и каждый интерпретирует факты уже по-своему. Периодически отдельные деятели вбрасывают версию, что татары — это не национальность, а некая сборная из мишар, тептяр, кряшен, сибирских татар, башкир и ногаев, либо башкиры — это не народ, а сословие. Возникают споры и вокруг национального происхождения известных ученых, писателей, политиков, музыкантов прошлого и настоящего.
Возникают споры и вокруг национального происхождения известных ученых, писателей, политиков, музыкантов прошлого и настоящего. Фото: bashpredmsk.bashkortostan.ru
«Сознательная политтехнологическая спецоперация властей»
— «Разделяй и властвуй» — это выгодно людям из властной элиты, которые дико боятся фантастической консолидации тюркских народов, — комментирует он «Реальному времени». — А тюркские народы консолидированы в рамках федерализма, единого политического пространства (сейчас это Российская Федерация, раньше — Советский Союз). Ни в какой пантюркизм и пантуранизм я не верю, как и в панславизм.
По мнению Шевченко, политтехнологи, сталкивающие лбами два народа, считают, что консолидация тюрков — это слишком большая угроза.
— Этим продиктована сознательная политтехнологическая спецоперация властей — стравливать интеллигенцию двух народов, чтобы избежать, как они полагают, единого пантюркистского проекта, — добавляет эксперт.
«Профессиональные татары» и «профессиональные башкиры»
— Еще в конце советского периода у нас сложилось своеобразное сословие интеллигентов и интеллектуалов, которые являются «профессиональными татарами», «профессиональными башкирами», «профессиональными русскими», «профессиональными евреями» и т. д. И для них это вопрос воспроизводства как особого сообщества, которое должно постоянно находиться в состоянии мобилизации против кого-то, — комментирует Кагарлицкий.
По его словам, сейчас их время уходит.
— То, что было в конце 1990-х, являлось результатом советской политики в сфере образования и формирования кадров. И политика, которая на определенном этапе казалась вполне себе закономерной и даже немного полезной, пережила себя. Но сейчас ситуация иная: экономика намного важнее. И такие вещи катастрофического результата не дадут, как давали бы в 1990-е годы, — считает социолог.
Когда выгодно подчеркивать «башкирскость» и «татарскость»
— Руководству обеих республик выгодно подчеркивать свою этническую идентичность — «башкирскость» и «татарскость». Эта борьба не очень приятная, но вполне понятная. Особенно она актуализируется в преддверии Всероссийской переписи населения. Некоторые эксперты говорят, что эти трения носят системный характер, — говорит он нашему корреспонденту.
Что касается Башкирии, по словам Михайличенко, здесь добавляется эксцесс исполнителей, озабоченных национальной тематикой, которые не умеют работать деликатно, но умеют создавать конфликты.
— В этих конфликтах нет ничего хорошего, — продолжает он. — И люди с татарской и башкирской идентичностью видят некоторые различия в языке, культуре, но в целом склонны к осознанию общей истории, этнического происхождения и пространства развития. Характерна реакция федеральных структур: месседж о недопустимости попыток сеять межнациональную рознь некоторые маргиналы от науки получили четкий.
Сложившаяся ситуация ему напоминает 1990-е, когда тема татаро-башкирских отношений была очень актуальной.
— Чем больше башкиры и татары ругают друг друга, тем менее здоровым кажется общество. Такую же проекцию можно сделать на уровень российско-украинских отношений. И от этого надо уходить, поскольку оно не принесет ничего, кроме сиюминутных политических очков. Межнациональные отношения — это критерий здорового общества. И я не поддерживаю эту политизацию, — резюмирует собеседник «Реального времени».
«Пытаются искусственными поводами отвлечь от реальных проблем»
— Виной всему — фобии и стереотипы, которые существуют в ангажированной части общественности, татарской и башкирской. И эта небольшая часть будирует такие настроения, дескать, татары (или отдельные их представители) — враги башкирского народа, — отмечает собеседник издания.
Прокомментировал он и версию, о том, что такие настроения подогревает федеральный центр, исходя из принципа «Разделяй и властвуй».
— Если ты хочешь командовать кем-либо, создавай им проблему, чтобы они воевали между собой, а меня пусть считают верховным арбитром. Исходя из этого делается вывод, что чем больше проблем создают эти субъекты, тем легче будет с ними договариваться, отбирать активы, собственность у республик (например, нефтянку, должность президента и т. п.). И подводится общественное мнение под мысль, что две ключевые республики — Башкортостан и Татарстан — необходимо ликвидировать, как и в целом национально-территориальное деление России, — предполагает Габдрафиков.
Не исключает он и вариант об отвлекающей составляющей.
— В Башкирии пытаются искусственными поводами отвлечь от проблем социально-экономического характера: рост цен, падение уровня жизни, повышение коммунальных тарифов. И «высшие силы» в Москве чувствуют эти настроения и пытаются отвлечь другими информационными поводами: рисунки художницы Алены Савельевой, скандал вокруг клипа Мурзагулова, искусственное напряжение против членов запрещенного «Башкорта». Но я как человек, занимающийся этнологическим мониторингом и разрешением конфликтов, скажу, что таким образом не решаются проблемы взаимодействия государства с общественными организациями. Таким образом башкирский крайний национализм не решается, а усугубляется, уходит в теневую сторону, молодежь свое мнение не меняет, а, наоборот, радикализируется, — предупреждает эксперт.
«В конструктивном русле»
В конце прошлого года Институт истории им. Ш. Марджани выпустил справочник «Татары Уфимского уезда», в котором ученые, опираясь на ревизии XVIII века доказывают, что на северо-западе Башкирии расположены татарские деревни. Справочник вызвал гневную реакцию у башкирских общественников.
Справочник «Татары Уфимского уезда» вызвал гневную реакцию у башкирских общественников. Фото: Илья Репин
Не прошел мимо издания и заместитель премьер-министра Башкирии Азат Бадранов. В канун Нового года он весьма несдержанно высказался о представителях власти Татарстана (особенно досталось вице-премьеру РТ Василю Шайхразиеву), почему-то упомянув и высокую смертность в Татарстане. Информационную поддержку башкирскому чиновнику энергично оказывал карикатурист Камиль Бузыкаев, создавший рисунки с узнаваемыми татарскими общественниками.
Однако на минувшие выходные Азат Бадранов в компании Ростислава Мурзагулова съездил в Казань. Официально: на никах к певцу Элвину Грею (Радик Юльякшин). А накануне уже Шайхразиев нанес визит вежливости в Уфу, где встретился с Бадрановым за чашкой чая с чак-чаком и медом. Оба чиновника курируют в своих регионах весьма тонкий национальный вопрос. В официальных сводках сообщалось, что «разговор прошел в конструктивном русле». Хотя бы так. «Реальное время» будет следить за развитием событий.