Что ты чувствуешь когда выходишь на сцену
Её величество сцена. Сценическое волнение
Предлагаю вниманию артистов свою первую статью из серии «Её Величество Сцена».
Волнение перед выступлением, сценическое волнение…
С этим чувством сталкивается любая танцовщица, да и вообще любой артист, независимо от того, выходит он\а на сцену впервые в жизни или её\его выступлениям уже несть числа.
Полезно ли сценическое волнение или оно помеха выступлению?
Бывает сценическое волнение, которое в процессе выступления переключается в русло творчества и усиливает его.
Это удел артистически одарённых людей.
Это то самое «полезное» предконцертное волнение, которое помогает танцору максимально раскрыться, найти контакт со зрителем и блестяще выступить.
У обычного человека сценическое волнение обусловлено целым рядом причин.
Чаще всего волнение вызывается мыслями: «Что обо мне скажут?» «Как оценят мой танец?» «Каково моё место в «иерархии» коллег?»
Несомненно, забота о своём творческом уровне закономерна и естественна… пока не завышается его важность. Преувеличенное опасение заслужить критическую оценку со стороны посторонних только повышает планку волнения и мешает исполнителю.
Основной составляющей сценического волнения является чувство ответственности артиста за своё выступление. Когда это волнение принимает излишне болезненные формы, оно не только неприятно артисту, но и чревато для него определёнными последствиями на сцене.
Однако и другую крайность – отсутствие волнения – я считаю ещё более нежелательной для выходящего на сцену. Такой человек – не артист, и на сцене ему делать нечего. Ему всё равно, что и как на ней исполнять.
Только на фоне положительно окрашенного сценического волнения можно достичь высоких результатов в любом исполнительском искусстве, ибо происходит концентрация физических и психических сил. Человек равнодушный ничего значительного на сцене не сотворит.
В общем, суть в том, что артистов, особенно начинающих, нужно готовить не только в плане профессионально-исполнительском, но и психологическом.
Преподаватель обязан дать начинающему артисту приёмы внутреннего самоуспокоения и способность сосредоточения на танце (песне, исполняемом произведении) – при всей гамме чувств, сопровождающих сценическое волнение, именно эта способность должна быть развиваемой.
Анализируя причины сценического волнения, я хочу обратить внимание, что многое зависит от психофизиологических особенностей каждого конкретного артиста, типа его нервной системы.
Сценическое волнение проявляется у всех по-разному. Одна ничего не боится, вторая впадает в прострацию, третья трясётся, как осиновый лист, четвёртая не может совладать с черезмерным возбуждением, и пр. Кто-то отлично танцует в классе, но теряется на сцене. И наоборот: ученица, на которую вначале и не возлагаешь особых надежд, раскрывается на сцене и танцует гораздо лучше, чем ожидалось…
И всё же: что делать с волнением – на начальном этапе выступлений? Что предпринять, чтобы непосредственно перед выходом на Её Величество Сцену не потели ладошки, не тряслись предательски коленки?
Во-первых, надо понять, что в этих ощущениях нет ничего ужасного или ненормального: волнуются все. Не стесняйтесь этого чувства. Полюбите эти эмоции: в обычной жизни вы их не испытаете!
Во-вторых, за кулисами волноваться будет некогда, если вы займётесь разогревом мышц. Стресс может сковывать мышцы, а хороший разогрев обеспечит им приток крови. Вдобавок в процессе физ.нагрузки выделятся эндорфины («гормоны счастья»), которые являются лучшим антистрессом. (Кстати, именно поэтому после выступления артист испытывает ощущение невероятного счастья, восторга и желания повторить это ещё раз.)
В-третьих, даже если что-то пойдёт не по плану, ничего страшного: каждое выступление – это новый полезный и необходимый ваш опыт, который не надо бояться получать.
В-четвёртых, если волнение очень велико, можно выпить немного успокоительного – валерьянки, например. Только осторожно: если вы переборщите, то можете впасть в заторможенность, и будет очень сложно выложиться «на все сто». Насчёт того, чтобы «принять от волнения» немного алкоголя. Решать, конечно же, вам. Я лично категорически не советую. Восприятие реальности исказится, и вы можете потерять контроль над ситуацией. Вам может показаться, что всё идёт по плану и всё супер, а на самом деле будет далеко не так.
В-пятых, выступайте как можно больше. Перед родственниками, знакомыми, друзьями, используйте любой уместный повод побыть перед зрителем. Это может быть корпоративная вечеринка вашей организации, чей-то день рождения, свадьба или юбилей ваших друзей.
В конце-концов начнёт происходить адаптация к выступлениям, и в один прекрасный момент паника закулисья перерастёт в радостное волнение и азарт!
В следующей статье я хочу коснуться темы «Оптимальное Концертное Состояние».
Что чувствуют танцоры перед выступлением? За кулисами концерта
В своих выступлениях танцоры постараются показать свое понимание счастья. TYR встретился с танцорами перед прогоном их концерта и разузнал, что они обычно чувствуют перед выступлением.
Что я чувствую перед выходом на сцену? Сначала наступает много волнения. Разомнусь, прогоню в голове танец. Вроде все волнение ушло, но нет. Посмотрев на своих сокомандников, на своих друзей, я чувствую, что тут не одна я, а команда. Для меня команда все равно, что семья. Я понимаю, что это действительно те люди, которые прошли со мной определённый путь и этап в жизни, с ними мне действительно комфортно, и я чувствую себя спокойнее. От этого мне хочется выйти на сцену, просто прокайфовать вместе с командой, выложиться на все 100 и, конечно же, получить эмоции и наслаждение от танца. На сцене я ощущаю каждого человека и понимаю — вот ради чего нужно стараться и танцевать.
Каждый раз перед выходом на сцену я чувствую волнение. Я нахожусь в таком состояние, которое трудно побороть. Меня трясет, в горле все пересыхает, начинается паника, боязнь сделать что-то не так — ведь есть всего лишь один шанс. Но когда объявляют твою команду, то уже нет пути назад, я должна выйти и побороть свое волнение и страх, выйти и наполнить смыслом свое выступление.
Перед выходом на сцену я чувствую радость, волнение, ответственность, а также большой прилив сил.
Когда я выступаю сам, то обычно испытываю счастье, когда выходят ученики, то у меня волосы редеют и белеют. Ну и, конечно же, каждый раз благодарю Господа за ещё одну возможность выступать.
Мои первые эмоции перед выходом на сцену — это удовольствие и ожидание выступления, так как я буду делиться со зрителем своей историей, своими трудами, а перед последними секундами до выхода я испытываю — огромный адреналин, который подпитывает меня.
Если номер ещё сырой, то первые эмоции — это волнение, страх что-то забыть или недоработать, неуверенность, мандраж и вместе с этим непреодолимое желание побороть эти эмоции на сцене. Если же танец давно лежит мышцах, то тут складывается другая, более позитивная картина: ощущается некий азарт и рвение показать своё творчество зрителю так, чтобы его зацепить. Ещё эмоции напрямую зависят от формата мероприятия (отчётный концерт/городские или выездные соревнования и т.д.) и зрителей (близкие и друзья либо незнакомая публика).
45 красивых цитат про сцену
— Обычно в театре всё про всех знают. Вам важно, чтобы ваш партнер на сцене был порядочным человеком? — Конечно, важно. Так сложилось, что людей, которых я презирал бы, в моём окружении нет. Нельзя быть подлецом в жизни, и святым на сцене, подлость всё равно просвечивает.
Такое чувство, будто я нахожусь в другом времени и месте. Чувство, похожее на то, когда я впервые влюбился в танец. Сцена — это мой мир, способный исцелить меня.
На моих концертах меня провожают аплодисментами и слушают внимательно — значит, я публику задеваю? В чем тут загадка? В моем хорошем исполнении или в моей доверительности, открытости? Мне кажется, главное — все-таки энергетический посыл.
Сейчас наступил радостный период, когда, выходя на сцену, мне не надо тратить силы на то, чтобы меня узнали.
Просто капля сценической магии, мощные софиты и капелька звуковых эффектов.
Если земля уйдет из-под ног твоих, Если толпа осудит и сгинет сцена, Вспомни, что ты тихонько, молча любим, И не потому, что зрелища я хотела. Если бессмыслицей станет привычный круг, Смыслов моих возьми, чтоб посеять новый. Если не хватит поддержки любящих рук, Смело бери её в каждом прочитанном слове…
Выход на сцену — испытание, даже если выходишь в двухтысячный раз.
. мне, как и зрителям, нравится, когда человек на сцене одет со вкусом. По собственному опыту знаю, что элегантный, удобный, гармонирующий с обликом наряд — очень важное условие, чтобы ты хорошо чувствовал себя на сцене.
Да будет свет. Движение. Риторика. Да будем мы. Пусть так, из-под кнута. А я на сцене. Я играю Йорика. Не Гамлета, но мертвого шута.
Я все время обо всем беспокоюсь. Я беспокоюсь о том, что я беспокоюсь. Единственный способ от этого избавиться – выйти на сцену. По-моему, жизнь построена на ощущениях, как и все остальное; игра на сцене – попытка воспроизвести это ощущение.
Я играл на сцене, когда мне было где-то лет восемнадцать. Я исполнял комичную роль, и впервые когда я услышал смех толпы, был восхищен. А затем была Школа искусств, после чего я осознал, что нашел то, чем хотел заниматься. Мне кажется, даже не зная этого, я всю жизнь этим и занимался. Мне постоянно приходилось адаптироваться и вписываться в окружающую среду.
На самом деле во мне еще полно энергии. Но если я когда-нибудь выйду на сцену и почувствую, что народ не хочет меня видеть, то просто скажу себе: «Достаточно».
Теперь, к концу моей жизни, я не играю на сцене, ненавижу актеров «игральщиков». Не выношу органически, до физического отвращения — меня тошнит от партнера «играющего роль», а не живущего тем, что ему надлежит делать в силу обстоятельств.
Я не признаю слова «играть». Играть можно в карты, на скачках, в шашки. На сцене жить нужно.
Насколько скрывает человека сцена, настолько беспощадно обнажает эстрада. Эстрада что-то вроде плахи.
Желание нравиться — пожалуй, главный недостаток актеров. Это может быть простительно на сцене, хотя — по мне — это и там не перестает быть недостатком. Нельзя нравиться всем. Нужно найти точный адрес, для кого играешь роль, равно как для кого пишешь книгу или рецензию, для кого снимаешь фильм.
И не голосом она поёт, а сердцем, извини за банальность, но лучше не скажешь. Она счастлива лишь на сцене, понимаешь? Выходит на подмостки и отпускает свою душу, та летит над залом, парит над людьми и все Дианины эмоции им передаются. Это и есть талант. Умение другому человеку отдать часть себя.
Настоящий артист умирает на сцене.
Больше я не выхожу на арену. Еще мог бы поработать, но, как сказал Леонид Утесов, лучше уйти со сцены на три года раньше, чем на один день позже.
Как преодолеть волнение перед выступлением
Рассказываем, как не волноваться, выступая перед большой аудиторией и на экзамене.
Мы собрали самые популярные приёмы и техники, которые помогут вам справиться со страхом сцены.
Поймите, чего боитесь
Один из самых действенных способов справиться со страхом или тревогой — озвучить свои ощущения и отыскать их истинную причину. Делать это лучше не накануне выступления, а заранее. Представьте, что вам предстоит выйти на сцену перед большой аудиторией, отвечать экзаменатору или целой комиссии. Какие ощущения у вас возникают? Что именно вам неприятно, что вызывает дискомфорт? Причины могут быть разными: внимание людей, страх совершить ошибку, опасение, что все будут смеяться, боязнь не уложиться в отведённое время.
Чтобы понять природу своих страхов и снять тревогу, ответьте себе на вопрос: «Что самое страшное может случиться, если выступление или ответ будут неудачными?» Самые частые варианты: «Надо мной будут смеяться», «Мне поставят плохую оценку», «Я наберу недостаточно баллов», «Я почувствую себя неудачником». Но не останавливайтесь на самых частых причинах — дайте волю своей фантазии, перечислите всё, что приходит в голову. Представьте в красках самые ужасные последствия, а затем — как вы будете с ними разбираться. Когда вы рационализируете и озвучиваете свои страхи, они слабеют — и их становится легче контролировать. Дополнительный полезный эффект упражнения — появление запасных вариантов действий в случае неудачи.
Не жалейте времени на подготовку
Уменьшить страх перед выступлением или устным экзаменом поможет хорошая подготовка. Речь идёт не только о знании предмета или темы доклада, готовиться надо к самому ответу.
Порядок подготовки к выступлению:
Не будьте слишком требовательны к себе
Помните: большинство людей чувствует себя неуверенно, выступая на публике. Многие начинающие ораторы думают, что аудитория всегда настроена критично и будет придираться к каждому слову. Но это не так! Слушатели редко замечают мелкие запинки, паузы или ошибки словоупотребления, а если и замечают, легко их прощают. Это касается и экзаменаторов — обычно они настроены нейтрально или доброжелательно и спокойно реагируют на мелкие недочёты в речи, если в целом ваш ответ верный. Единственное исключение — экзамен по русскому языку, во время которого оценивается связность речи и количество речевых ошибок.
Разрешая себе допустить недочёт, вы убираете как минимум одну причину для волнения и тревоги. Опытные ораторы пользуются следующим приёмом — специально делают что-то не так: например, роняют папку с докладом или выводят не тот слайд презентации, тут же обращают на это внимание и с улыбкой исправляют оплошность. Это помогает расслабиться и установить контакт с аудиторией.
Учитесь справляться с тревогой
Психика и физиология человека тесно взаимосвязаны. Если мы испытываем страх, у нас учащается дыхание, напрягаются мышцы. Верно и обратное: если установить контроль над дыханием и телом, стабилизируется эмоциональное состояние. Правильное дыхание не только успокаивает, но и влияет на темп речи, делает голос более глубоким.
Чтобы успокоиться перед выступлением, сядьте в удобную позу, закройте глаза и сосредоточьтесь на ощущениях в теле, отследите напряжение и мышечные спазмы. Двигаться лучше сверху вниз — лицевые мышцы, шея, плечи, руки, живот, ноги. Глубоко дыша, необходимо направить внимание на нужную часть тела и добиться её расслабления. На выполнение упражнения уходит от 5 до 10 минут.
Волнение обычно сопровождается выбросом гормонов стресса. Чтобы избавиться от излишка адреналина, нужно в течение нескольких минут активно двигаться: ходить, приседать, выполнять махи руками или отжимания.
Упражнение на расслабление
Медленно поднять и опустить плечи. Опустить голову сначала к одному, потом к другому плечу. Поднять руки и резким движением опустить их вниз, как будто стряхивая воду. Потрясти ладонями, расслабляя кисти и пальцы. Каждый элемент повторить 2–3 раза.
Дыхательные упражнения
Вдох — пауза — продолжение вдоха — пауза — продолжение вдоха. Продолжать до тех пор, пока не возникнет ощущение, что легкие полностью наполнились воздухом. После этого также медленно выдохнуть, делая небольшие паузы.
Двойной вдох: вдох-вдох — выдох-выдох, и так несколько раз.
Ритмичное дыхание. Медленно вдыхать, считая до 8, задержать дыхание, досчитать ещё до 8, после чего медленно выдохнуть на те же 8 счётов. Ритм дыхания может быть и другим — например, на 4 или 6 счётов. Главное, чтобы вам было комфортно.
Используйте «приёмы силы»
Для кого-то это определённый внешний вид, например, деловой костюм, кому-то помогает вертеть в руках небольшой предмет, например, карандаш. Кого-то успокаивает «счастливый» камешек или любая другая безделушка в кармане. Вспомните и используйте то, что придаёт уверенности именно вам.
Попробуйте изменить осанку — встаньте прямо, расправьте плечи, поднимите подбородок. Если ощутили прилив уверенности, запомните это ощущение и следите за осанкой во время выступления.
Вернуть себе уверенность помогают приятные воспоминания. Вспомните, при каких обстоятельствах вы в последний раз ощущали себя сильным и спокойным. Мысленно воссоздайте эту ситуацию в мельчайших деталях, и вы почувствуете, как возвращаетесь в нужное эмоциональное состояние, становитесь более расслабленным и уравновешенным.
Выступайте
Самый лучший способ навсегда избавиться от страха публичных выступлений — постоянная практика. Выходите к аудитории при любом удобном случае или создавайте их сами: участвуйте в школьной самодеятельности, готовьте доклады и презентации на уроках, рассказывайте истории в компании друзей. Это поможет привыкнуть к вниманию со стороны, снимет напряжение и страх неудачи. Благодаря этому в решающий момент вы сможете успешно сдать экзамен, защитить курсовую, представить доклад или презентацию.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Оптимальное концертное состояние, или как побороть волнение перед выступлением на сцене?
Исполнители, особенно начинающие, часто не умеют побороть волнение перед выступлением. Все артисты различаются между собой характером, темпераментом, уровнем мотивации и волевыми качествами.
Эти личностные черты, безусловно, только отчасти влияют на способность адаптации к публичному выступлению. Ведь удачный выход на сцену каждого всё равно зависит, прежде всего, от готовности и от желания играть, а кроме того от прочности сценических навыков (проще говоря – опыта).
Физическая активность для общего тонуса артиста
В процессе профессионального развития музыканта важно поддерживать тонус мышц в хорошей форме. Для этого надо заниматься спортом: подойдут такие виды, как бег и плавание. А вот с гимнастикой и тяжёлой атлетикой музыканту нужно быть осторожным и заниматься такими видами спорта только с опытным тренером, чтобы случайно не получить какие-нибудь травмы или мышечные зажимы.
Хорошее самочувствие и работоспособность, иначе говоря, тонус позволяет быстро воссоздать особое ощущение родства с клавиатурой, смычком, грифом или мундштуком и избежать любых проявлений вялости в процессе игры.
Как побороть волнение перед выступлением?
Умственная и эмоциональная подготовка к предстоящему концерту помогает преодолеть волнение музыканта перед публичным выступлением на сцене. Есть специальные психологические упражнения – они не славятся ни популярностью, ни эффективностью, в среде музыкантов их считают слишком формальными, тем не менее, некоторым они могут помочь, поскольку разработаны профессиональными психологами-тренерами. Попробуйте!
Упражнение 1. Аутогенная тренировка в расслабленном состоянии
Это почти что самогипноз, при выполнении этого упражнения можно хорошо отдохнуть. Нужно расположиться в удобном кресле и полностью расслабиться (на вас не должно быть верней одежды, вы ничего не должны держать в руках, рекомендуется снять с себя и тяжёлые украшения). Далее нужно постараться освободиться от любых мыслей и от ощущения времени. Это самое трудное, но если у вас это получилось – вы молодец! Вы будете награждены кайфом и прекрасным отдыхом для духа и тела.
Если вам удалось освободиться от мысли и ощущения времени, то посидите так, сколько сможете – за это время вы отдохнёте и даже представить себе не можете, насколько!
Далее психологи рекомендуют представить себе концертный зал, публику и процесс вашего исполнения в деталях. Этот этап мучителен! Переходить к нему или нет – решать вам! Лучше не портить достигнутое состояние покоя.
Упражнение 2. Ролевая подготовка
При этом упражнении музыкант, чтобы побороть волнение перед выступлением, может войти в роль известного ему артиста, уверенного в себе, который непринужденно держится на сцене. И в этой роли снова мысленно прорепетировать свой номер (или непосредственно пойти на сцену). Чем-то такой подход напоминает сумасшедший дом, но опять-таки: кому-то помогает! Так что пробуйте!
Всё-таки, какими бы ни были внушения, они искусственны. А артист не должен обманывать своего зрителя и слушателя. Он должен, прежде всего, наполнить смыслом своё выступление – в этом могут помочь и посвящение, и предварительное поздравление, и объяснение публике концепции произведения. Можно обойтись и без прямого выражения всего этого: главное, чтобы смысл существовал для исполнителя.
Мастера сцены советуют…
Надо ограничить время последней тренировки: последняя техническая работа должна совершаться не в день концерта, а «вчера» или «позавчера». Почему? Потому результат работы музыканта проявляется только на второй или третий день (должна пройти ночь) после занятий. Репетиции в день концерта возможны, но не очень трудоёмкие. Репетировать в новом месте выступление нужно обязательно (особенно пианистам).
Что делать непосредственно перед выходом на сцену?
У страха перед сценой тоже есть положительная сторона, тревога указывает на то, что музыканту важный результат своей игры. Уже осознание этого факта помогает многим юным дарованиям держаться достойно.