Что творится в поездах крыма раскрыта правда
Россияне проехались на крымских поездах и поделились своими впечатлениями
Россияне, путешествовавшие на полуостров Крым на поездах, поделились своими впечатлениями о курсирующих составах. Об этом стало известно из результатов опроса онлайн-сервиса путешествий «Туту.ру», которые поступили в редакцию «Ленты.ру».
В целом поездкой остались довольны 91,5 процента пассажиров. Нейтрально путешествие оценили 4,8 процента, а негативные отзывы оставили лишь 3,7 процента респондентов.
Впечатления путешественников сильно зависели от того, в какой вагон они купили билет — новый или старый. Тем не менее абсолютное большинство туристов отметили комфорт и чистоту в поездке, а именно — слоты под телефонные зарядки, расположение розеток и новое белье.
Также проехавшиеся на отечественных составах участники опроса оценили уровень сервиса. Обслуживанием в поездах довольны 94,1 процента пассажиров. Они отметили внимание проводников, их вежливость, обходительность и «интерес к работе».
Состоянию туалетов дали положительную оценку 84 процента путешественников. Согласно отзывам, кондиционеры есть в каждом вагоне, однако они работают только во время движения, поэтому на остановках может быть душно.
2 августа РЖД открыли продажу билетов по субсидированным льготным тарифам на семейные поездки в купе поездов дальнего следования. Обязательным условием скидки является совместное путешествие хотя бы одного родителя или законного опекуна с ребенком.
Поезд никуда не идет. Почему Украина никогда не запустит железнодорожное сообщение с Крымом
В 10.20 в пятницу 27 декабря на Московский вокзал Санкт-Петербурга точно по расписанию пришел первый поезд из Крыма «Таврия». Этот состав вышел из Севастополя 25 декабря. За несколько часов до этого он пришел в город русских моряков из города на Неве, став вторым пассажирским поездом регулярного сообщения, прошедшим по Крымскому мосту. Первым был поезд из Москвы, который хоть и вышел на день позже, но все же опередил состав из Санкт-Петербурга. Три вагона и два диаметра. Киев разгромно проигрывает Москве по транспорту
В Севастополе поезда встречали с радостью. Они — признак возвращения на крымские железные дороги поездов дальнего сообщения.
А вот на Украине реакция на появление российских поездов в Крыму была диаметрально противоположной. Расположенная в Киеве «прокуратура Автономной республике Крым» открыла уголовное дело о «незаконном пересечении границы Украины».
Не дремали и украинские активисты. Они внесли на сайт «Миротворец» данные пассажиров поездов. Среди прочих в списках оказалась и корреспондент петербургского издания «Фонтанка» Венера Галеева. Крымский мост. Финальная точка интеграции с Россией
«Вы свежая, попали в чистилище сегодня», — сообщил Галеевой в соцсетях активист, который и способствовал появлению на одиозном сайте ее данных.
Такая реакция украинцев объяснима. Ведь другого ответа на появление в Крыму российских пассажирских поездов дальнего следования у них нет.
Политическая неволя
Сразу же после прихода к власти Владимира Зеленского у части украинского общества были надежды на потепление отношений с Россией. Среди прочего были и чаяния, связанные с возобновлением железнодорожного сообщения Украины с Крымом. В среду 21 августа партия «Оппозиционная платформа — За жизнь» обратилась к своим избирателям с просьбой поддержать петиции на президентском сайте.
Позже, когда партия Зеленского «Слуга народа» одержала убедительную победу на выборах в Верховную Раду, рассмотреть вопрос о восстановлении железнодорожного сообщения с полуостровом Украине предложил российский сенатор от Крыма Сергей Цеков.
«Украина могла бы восстановить движение всех видов транспорта, включая автобусное, автомобильное, железнодорожное, авиасообщение. Нам они этим одолжение не сделают, зато создадут хорошие условия для граждан своей страны, чтобы они могли ездить в Крым на отдых, к родственникам, в деловых целях и прочее», — заявил Цеков.
За день до этого министр инфраструктуры Украины Владислав Криклий заявил о намерении восстановить транспортное сообщение с Крымом.
«Сейчас там из-за определенных проблем передали это строительство, и заказчиком стала «Укрзализныця». Они сейчас занимаются этим проектом. Я думаю, что вовремя, как была поставлена президентом задача, это все построится — КПВВ «Чонгар» и «Каланчак». Сервисная часть там также будет построена. И будут там соответствующие станции. Ну, а уже конкурсы на перевозчиков будет проводить местная власть также при нашем участии», — отметил он.
Правда, его слова не давали точный ответ на вопрос, какое сообщение будет восстановлено: железнодорожное или автобусное. Позже оказалось, что все-таки последнее — автобусное. А вот о том, чтобы из Киева попасть в Крым так, как это было в 2014 году — на поезде с недолгой остановкой на границе, — и речи не шло. Два моста — две страны. Чему могут научить примеры Крымского и Шулявского мостов
Более того, к концу 2019 года на пути у этого возникло еще одно препятствие — административного свойства. В декабре правительство Украины обязало граждан своей страны использовать исключительно загранпаспорт при поездках в Россию.
«С 1 марта 2020 пересечение границы с Россией для граждан Украины, выезжающих с территории Украины, будет осуществляться на основании загранпаспорта», — написал премьер-министр Украины Алексей Гончарук на своем Telegram-канале.
И хотя Украина считает Крым своей территорией, вряд ли она оставит для украинцев лазейку, позволяющую им въезжать в Россию по внутренним документам. Тем более за те пять с лишним лет, кто Крым находится в составе РФ, полуостров получил новый комфортабельный аэропорт, из которого можно добраться в любую точку России, хорошие дороги, а теперь и железнодорожное сообщение с двумя городами федерального значения.
Впрочем, есть еще одна причина, по которой Украина вряд ли пустит свои поезда в Крым.
Сравнение не в пользу
На его канале на YouTube целых три выпуска посвящены описанию его путешествия в Крым. Петровский решил не скупиться и взял себе и девушке билет в СВ. И то, что он показывает, в диковинку для украинских железнодорожников: раздельный сбор мусора, купе с магнитными ключами, беспроводная зарядка гаджетов. И само собой — двухэтажные вагоны.
Конечно, были и недостатки: высокая цена на билеты в СВ, что понятно, отсутствие алкоголя (не успели с лицензией — в составе из Санкт-Петербурга алкоголь продавали), а также питание, которое получали купившие билет в СВ.
А вот блогер Алена Бардовская ехала в Севастополь в Санкт-Петербургском составе, и чуть скромнее — она взяла билет в купе. Во время своего путешествия Бардовская сходила «на экскурсию» и в плацкартные вагоны. Но и там все было на высоком уровне. Что тоже в диковинку для украинских составов: в российских вагонах есть и указатели для слабовидящих на шрифте Брайля, и подъемники для пассажиров на колясках.
Своим путешествием оба блогеры остались довольны.
Тем временем на Украине с подвижным составом беда. В октябре 2019 года украинское издание «Сегодня» сообщило, что износ пассажирских вагонов «Укрзализныци» достиг 92%. При этом в 2018 году из 3 тыс. плацкартных и купейных вагонов в парке госмонополист отремонтировал лишь 118 единиц. В 2019 году планировалось отремонтировать 58 вагонов и закупить 20 новых вагонов. При этом модернизация одного вагона требует как минимум 10 млн грн. (около 26 млн руб. — Ред.).
«XXI век. «Укрзализныця». Поезд «Запорожье-Бердянск», — подписал он эту фотографию.
Комментарии к записи от украинцев тоже были красноречивы: все-таки многие путешествуют на поездах и могут рассказать, что есть в украинских вагонах вещи и пострашнее.
В «Укрзализныце» обещают принять новый стандарт для всех пассажирских вагонов, согласно которому в поездах класса «комфорт» будут розетки, кондиционеры и индивидуальное освещение, что выглядит довольно бледно по сравнению с купе на магнитных ключах, Wi-Fi в вагонах и беспроводными зарядками.
В таких условиях запуск поездов в Крым будет нагляднее любой другой агитации не только для крымчан, но и для тех украинцев, которые решатся приехать на полуостров на поезде и на поезде отправиться, к примеру, в тот же Ростов-на-Дону. А ведь Украина в прошлом — это одна из мощнейших республик СССР по научному и производственному потенциалу. Да и в годы независимости Крюковский вагоностроительный завод мог заставить понервничать зарубежных конкурентов. Но судя по всему, те времена канули в прошлое.
«Пока буду жив, буду ездить» Что творилось на первом поезде из Москвы в Крым, проехавшем по мосту через Керченский пролив
Фото: Анастасия Супиченко
«Придется чай с гибискусом пить»
«Да я по глазам вижу, что вы нормальная», — устало потирает виски сотрудник пункта досмотра на Казанском вокзале, кивая на раскрытый рюкзак. Почти полночь, у одного из металлоискателей столпились люди — с чемоданами и коробками в руках, фотоаппаратами, детьми и собаками под мышками. «На Симферополь сюда!» — громогласно вещает женщина в форме, широким жестом указывая в сторону первого пути, и тут же улыбается стоящему поодаль коллеге.
С неба моросит декабрьский снегодождь, но пассажиры не спешат убегать с платформы — фотографируют поезд с оранжевыми тамбурами и заигрывают с проводницами в бирюзовых беретах. Некоторые их попутчики уже успели разместиться — в окнах купе на столиках между полками видны пакеты с огурцами и помидорами, упаковки хлеба и обернутая в фольгу курица.
Еще не обжитые путешественниками тесные купе бледнеют белыми подушками и полотенцами на фоне синих кресел. На каждой полке — дорожный набор с зубной щеткой и пастой, расческой, тапочками, щеткой для обуви и маской для сна. В подарок — фирменный подстаканник «Таврия» с объемным рисунком поезда на мосту через Керченский пролив. Купе блокируются пластиковой картой, мусор собирается раздельно в четыре маркированных контейнера, двери между вагонами открываются нажатием кнопки и автоматически закрываются.
Фото: Анастасия Супиченко
— Почему у вас нет шампанского? Это серьезное упущение. А мы ведь так хотели отметить сегодняшнее событие. — расстроились четверо пассажиров за столиком вагона-ресторана.
— Может, тормознем подольше в Рязани, и вы по-быстрому купите? — перебила отнекивающегося официанта одна из них.
— Ладно, придется чай с гибискусом пить, — махнула рукой ее попутчица.
В баре, расположенном этажом ниже, атакуют сотрудницу за стойкой. Те, кто не озаботился спиртным заранее или уже исчерпал свои запасы, скупают безалкогольное пиво. «Из Питера, значит, едешь, пить можно, а из Москвы — нет?» — задается кто-то резонным вопросом. Барменша решительно объясняет, что на этот рейс не успели оформить лицензию на продажу алкоголя, и обещает, что на следующем поезде по маршруту обязательно будет и шампанское, и коньяк, и вино — крымское. В толпе шутят: «Отлично, все поняли, на камеры записали. А теперь дайте нам, пожалуйста, бутылку водки».
«Приехали же уже, чего дрожишь?»
— Смотрите, здесь даже солнце видно!
— Конечно, это же тебе не Москва. К югу едем, — видеоблогер Виктор купил билеты на крымский поезд еще месяц назад и приехал в столицу из Ялты. — Я первый украинец, который проехал по мосту через Керченский пролив в сторону России. После этого меня внесли в базу «Миротворца». Сейчас, наверно, буду первым украинцем, который проедет на поезде в обратную сторону. Посмотрим, что будет после этого.
Его попутчица Анна когда-то ездила прежним 67-м поездом, курсировавшим из Москвы в Крым через украинские Харьков и Днепропетровск, а еще добиралась от материка до полуострова на пароме, на машине и на самолете. «По мне, так самые сильные ощущения — когда самостоятельно едешь по Крымскому мосту», — призналась она.
Виктор кивнул на оставшиеся после завтрака тарелки на столе: «Странно, мне казалось, что в сумму билета в СВ будет включено что-то такое из еды, что не даст мне умереть до вечера. А принесли одинокий сырник на блюдечке. Еще и душ пока якобы по техническим причинам не работает».
Спустя полсуток после отъезда поезд остановился в Россоши под Воронежем. Пассажиры ринулись наружу — у всех было 13 минут, чтобы размяться, подышать воздухом и сбегать в привокзальный ларек. Из купе на втором этаже, пугливо озираясь по сторонам, выбрался четвероногий пассажир — трехлетний пти-брабансон по кличке Зам.
Фото: Анастасия Супиченко
Летать на самолетах собакам его породы не разрешается, поэтому хозяйке Зама, чтобы навестить детей и внуков в Крыму, пришлось выкупить целое купе в поезде. Всю ночь он, трясясь, просидел под полкой, но утром не отказался от омлета. В тамбуре перед остановкой к Заму обратились: «Приехали уже, чего дрожишь?»
На перроне сгрудились местные жители — вчера многие из них точно так же встречали первый поезд в Крым из Санкт-Петербурга. «Вот такое, как у вас, раз в жизни бывает, — говорит горожанин Олег, которому скоро исполнится 70. — У меня жена из Тернополя, а сам я какое-то время жил вместе с родителями в Крыму. Ездили мы туда-сюда. Никаких границ не было. И сейчас надо везде ездить, все смотреть». Пенсионер задумчиво заключает: «Знаете, все переменится».
По соседнему пути, на расстоянии пары метров простучал колесами другой поезд в Крым — второй по счету ленинградский состав, снова опередивший московский. Будто обежав наперегонки, около шести вечера 028Ч добрался до Ростова-на-Дону и снова застал поблизости одноэтажный поезд в Севастополь — и на этот раз стартовал первым.
«Без понятия, что тут вообще происходит»
— Я раньше только в Питер ездила. Там обычно только половина вагона занята, а тут весь, еще и двухэтажный. И мы с трудом все успеваем, — рассказывает проводница Нина (имя изменено).
— А с ножиками и тапочками что-нибудь вышло? — врывается в купе пассажир.
— У нас в 15-м купе розетки не работают!
— А кипяточка можно? — выстраиваются в очередь еще две женщины.
— Электричество, видимо, опять отключили, проверьте попозже, — отвечает Нина, одной рукой наполняя горячей водой граненый стакан, а другой ища что-то в контейнере с вещами. — Напарница моя отдыхает после ночи, я одна, по восемь часов пока работаем. Вот сувенирка вся уже, кстати, заканчивается.
— А подстаканники есть еще на продажу? — снова интересуются за дверью.
— Завтра мы уже обратно, в тот же день, что и приедем, — продолжает Нина, машинально проверяя количество оставшихся подарков. — Пока первый рейс, без понятия, что тут вообще происходит.
Фото: Анастасия Супиченко
Нина оказалась самой смелой сотрудницей, а вот другие проводницы постеснялись давать комментарии. Тем не менее по общему настроению понятно, что все рады случившемуся и считают запуск поездов в Крым большим прорывом вперед. Так, одна из пассажирок купе признается, что билет на поезд приобрела еще в октябре и заранее добралась из Крыма до Москвы через Минск, чтобы одной из первых проехать по новому маршруту. Ее попутчик рассказывает, что оплачивал проезд дважды — сначала достал билет только на второй поезд из Москвы, а потом случайно обнаружил, что в продаже снова оказались несколько мест на первом рейсе, и обменял их. С верхней полки многозначительно шутят: «Хоть где-то будем первыми».
Проводница Нина была права — розетки в поезде действительно сломал какой-то злодей, зато по внутреннему Wi-Fi пассажиры могут смотреть фильмы, читать книги и слушать музыку. Но даже несмотря на наличие продуманной развлекательной системы, суета в поезде не прекращается. Движение между вагонами не замирает ни на секунду. Из одного конца поезда в другой перебегают проводницы с тюками, пакетами и коробками, мигрируют любознательные пассажиры, норовя запечатлеть каждый сантиметр состава, со ступенек прыгают скрывшиеся из-под надзора взрослых дети — у многих наступили зимние каникулы.
«На этом поезде — сам Бог велел»
В три часа ночи вагоны оживились с новой силой. Сонные пассажиры высыпали из купе в коридоры и оккупировали окна. Выехавший из столицы поезд подобрался к Крымскому мосту и за пару десятков минут преодолел 19 километров железнодорожного полотна между двумя морями, гремя по сотням опор, минуя многотонные пролеты и светящиеся российским триколором арки. Сразу за ними на одной из опор мелькнул 20-метровый портрет мостостроителя с котом Мостиком на руках и псом Цыганом.
Справа от замедлившего ход состава ползли в четыре полосы автомобили. Несколько водителей встречки то ли перепутали рычаги и кнопки, то ли приветствовали второй пассажирский поезд с материка, моргая дальним светом.
«Пока буду жив, буду ездить. Если уж я терпел переправы из Керчи, то на этом поезде сам Бог велел, — рассказывает москвич Александр Иванович, который уже почти на протяжении полувека каждый год ездит в Крым к друзьям. — На самолете — страхи, сколько уже их разбилось за последнее время. Ну, и когда человек на пенсии, какая ему разница, сколько дней куда-то добираться. А вот поезд можно было и попроще— в ленинградском хотя бы плацкарт есть, а тут только купе или СВ навязывают, — тогда и цены были бы пониже».
В одном из купе завязался спор по поводу того, кто же теперь будет ездить новым маршрутом с ежедневными рейсами. С одной стороны, говорят, по железной дороге чаще путешествуют пенсионеры и те, кому передвигаться по воздуху не позволяет здоровье или страх. Подвижной молодежи якобы проще прыгнуть в самолет и добраться до нужного места за считанные часы.
РЖД открестились от Крыма. Стыдно, но деваться некуда
Российские власти определились с тем, как будет осуществляться железнодорожное сообщение с полуостровом Крым. Поезда пойдут в обход не только Украины, но и санкций. Вместо привычного ОАО «РЖД» по полуострову поедут вагоны Крымской железной дороги
Успех с оговорками
Нет у нас более успешной за рубежом несырьевой компании, чем наш монопольный перевозчик ОАО «РЖД». Доходы нашего монополиста от зарубежного бизнеса превышают 500 миллиардов рублей в год — для сравнения, это более 2% от доходов федерального бюджета России или годовой бюджет Азербайджана. Русские железнодорожники работают по всему миру: реконструируют участки панъевропейского транспортного коридора и железные дороги Индии, прокладывают туннели в Северной Корее и электрифицируют трассы Ирана, на условиях концессии управляют дорогами Армении и Монголии.
Железные дороги Кубы — это и вовсе сплошная Россия. Звучат непереводимые русские железнодорожные идиомы в Таиланде и Саудовской Аравии, в Бразилии и Индонезии, запущена первая скоростная дорога в Израиле, надеемся возобновить работу в Ливии, есть тесные организационно-финансовые связи с рельсами и шпалами Белоруссии и Казахстана. Ведутся переговоры со Словакией, Австрией, Японией, Словенией.
Есть, правда, два неприятных нюанса.
Во-первых, существенная часть этих проектов осуществляется на российские кредиты. То есть некое государство берёт деньги в нашем банке (всегда государственном) и платит их нашим железнодорожникам. А банку отдаст когда-нибудь потом, причём в случае, например, с Кубой или КНДР есть абсолютная уверенность, что «потом» не наступит. Такая вот сомнительная благотворительность.
Во-вторых, главный и единственный владелец РЖД, то есть мы с вами в лице российского государства, не получает с этого ничего, кроме роста цен на перевозки. Есть написанный тем же государством закон, согласно которому госкомпании обязаны уплачивать в бюджет дивиденды в размере 50% чистой прибыли по РСБУ. Сырьевики долго упирались, недоплачивали, но всё-таки сдались. А РЖД — нет. Вся прибыль до 2025 года должна идти только на инфраструктурные проекты, то есть оставаться в распоряжении Олега Белозёрова и его окружения. Исключение — 2018 год, в котором РЖД получили 18,4 млрд руб. прибыли и согласились выплатить дивиденды вагонами и недвижимостью на 12 млрд руб. Вагоны эти будут направлены в Крым, который с декабря 2019 года должен быть связан со «старой Россией» железнодорожным сообщением. Которому уже сейчас легко предсказать бешеную популярность.
Фото: Martyn Jandula / Shutterstock.com
Конспирация 80 lvl
Итак, какую же схему подготовило наше правительство?
Гениальная комбинация! Профессор Мориарти просто отдыхает, англосаксонский Шерлок разводит руками. РЖД остаются белыми и пушистыми, не попадая под санкции.
Тут уместно вспомнить, что в «полностью российском» Крыму не работают «большие» сотовые операторы (есть МТС, но там утверждают, что сигнал просто случайно достаёт из Краснодарского края), не работают федеральные банки, сюда не летают многие авиакомпании. То есть режим санкций работает, и в каком бы патриотизме ни клялись топ-менеджеры олигопольной бизнес-верхушки, Крыма они боятся, как чёрт ладана. Вот теперь и РЖД продолжают ту же игру в самолётики под кроватью.
Меньшее из зол
Фото: www.globallookpress.com
Нельзя забывать, что РЖД являются крупнейшим работодателем России, и немалая часть сотрудников прямо или косвенно занята на международных проектах. Нам точно нужно отобрать работу у этих людей? На вопрос, что выше — национальная гордость или экономика, — легко отвечать на митингах и очень сложно в режиме реального принятия решений. Да, эти проекты, как мы показали выше, по факту убыточны для страны (но не корпорации), и, конечно, хотелось бы, чтобы Счётная палата, полномочия которой на днях существенно расширит президент, дала им свою оценку. Но никакая палата не подсчитает ту позитивную роль, которую играет сам факт присутствия технологичной российской компании во многих странах мира. Это и база для дальнейшего многолетнего сотрудничества (за РЖД приходит «Трансмашхолдинг» со своими вагонами), и плацдарм для компаний из других отраслей, и вклад в имидж страны.
Но мы поставлены в такие условия, при которых проход поезда с логотипом РЖД через Крымский мост автоматически вышвырнет компанию из множества сделок и закроет двери для новых. Американских санкций боятся не только в Европе — при таком развитии событий индийские, бразильские, саудовские контракты можно будет считать потерянными.
Вот и приходится стыдливо переобуваться из ОАО во ФГУП. Есть в этом что-то унизительное, бесспорно. Но пока что выбранный вариант железнодорожного сообщения с Крымом — меньшее из зол.
И последнее. В названии нашего монополиста присутствует слово «Российские». То, что он активно участвовал в строительстве электрифицированной железной дороги Тель-Авив — Иерусалим, это очень круто, правда. Хотелось бы спросить, когда он поучаствует в электрификации дороги Ульяновск — Сызрань, которая откладывается десятилетиями.