Что троцкий сделал настасье филипповне
Трагедия Настасьи Филипповны
Отношениях между персонажами романа Фёдора Достоевского “Идиот” Тоцким и Настасьей Филипповной довольно загадочны.
С одной стороны, данная тема является малозначащей, если оценивать произведение с точки зрения основного смысла. С другой – не случись этого трагического поворота в судьбе юной Настасьи Филипповны, автору “Идиота” было бы трудно объяснить поступки данной героини.
Как Достоевский описывает знакомство Тоцкого и Настасьи Филипповны? – Родители девочки погибли при трагических обстоятельствах. Тоцкий решил сделать широкий жест и взял Настасью к себе на воспитание. Точнее, она стала жить с семейством одного из управляющих Тоцкого. Позднее Тоцкий приметил, что сирота с возрастом становится всё милей и краше, и устроил Настасью Филипповну в отдельный дом в “глухой деревеньке”, с прислугой и учителями для образования.
Фёдор Михайлович далее пишет: “…А чрез две недели пожаловал и сам Афанасий Иванович… С тех пор он как-то особенно полюбил эту глухую, степную свою деревеньку, заезжал каждое лето, гостил по два, даже по три месяца, и так прошло довольно долгое время, года четыре, спокойно и счастливо, со вкусом и изящно”.
Невнимательный читатель не увидит в этих словах никакого намёка на разврат. Как и я не видел (или не хотел видеть), когда читал роман. Но автором всё разъяснено предельно ясно – конечно, в рамках приличия, хоть и не без иронии: “…Спокойно и счастливо, со вкусом и изящно”.
Что ж, можно до хрипоты спорить, что означает это “со вкусом и изящно”. Ей-богу, это даже на вечный афоризм тянет, можно его использовать в миллионе ситуаций.
Например: “Путин правил страной 33 года, со вкусом и изящно”. – Так могут написать в учебнике истории через 100 лет.
Или: “Американский доллар крепко держит мировую финансовую систему со времени оформления Бреттон-Вудской системы, ничего не опасаясь, со вкусом и изящно”.
Или: “Абрам Абрамов сидит на шее у государства, получая пособие по безработице, со вкусом и изящно”.
Достоевский – мастер таких ёмких выражений. Одно из проявлений его гениальности. Но вернёмся к Настасье Филипповне и Тоцкому.
Вспомним, что Настасья Филипповна (на званом вечере, куда заявился Рогожин со ста тысячами рублей) бросала в лицо Тоцкому гневные слова о развращении им маленькой девочки. Это – ещё одно подтверждение неприглядных действий Тоцкого.
Схожесть с другими произведениями Достоевского
Вспомним “Униженных и оскорблённых” – более ранний роман Достоевского. Одно из действующих лиц – князь Валковский, описывается как безнравственное и беспринципное чудовище, любитель клубнички. В образе князя Валковского можно обнаружить характерные для Тоцкого черты. Эта схожесть двух персонажей не оставляет шансов Тоцкому хоть немного реабилитироваться в глазах читателя.
Конечно, данная параллель с “Униженными и оскорблёнными” может выглядеть натянутой, но, всё-таки, она очень показательна при анализе подобных героев Достоевского, как Тоцкий и князь Валковский. Можно вспомнить и Свидригайлова из “Преступления и наказания” – ещё одного тёмного персонажа Фёдора Михайловича.
Итак, прослеживается сексуальный характер отношений между Тоцким и Настасьей Филипповной. Физическая близость – последний предел для тонко чувствующей и юной девушки, какой была Настасья. Большего ущерба для психики и представить трудно.
Допустим, близости между ними не было. Было “изящное” времяпрепровождение Тоцкого в компании Настасьи Филипповны, миловидной и образованной. Но и в этом случае легко обнаруживается унижающая девочку ситуация. Она – вещь Тоцкого, рабыня, которая своим присутствием ублажает барина.
В данной ситуации мы видим типичную для персонажей Достоевского реакцию – болезненное, острое реагирование героя произведения (Настасьи Филипповны) на “несправедливость”, “обиду”.
В этом отношении обратная ситуация была у князя Льва Николаевича Мышкина, как и Настасья Филипповна, рано осиротевшего. Его взял на попечение помещик Павлищев, который полностью содержал Льва Николаевича и в России, и в Швейцарии во время лечения князя у доктора Шнейдера.
На мой взгляд, нанесённая Тоцким “обида” Настасье Филипповне полностью оправдывает её действия во взрослой жизни. Личность героини в результате пережитого подверглась уродливой трансформации, душевной организации нанесён тяжкий урон. Вспомним слова князя Льва Николаевича про Настасью Филипповну:
“- Да; она – сумасшедшая! — прошептал он [князь Мышкин] бледнея. – Вы наверно это знаете? — спросил Евгений Павлович с чрезвычайным любопытством. – Да, наверно; теперь уже наверно; теперь, в эти дни, совсем уже наверно узнал!”
“Сумасшедшей” в романе Настасью Филипповну называл и генерал Епанчин, и Рогожин (хотя и косвенно).
Безумные, “сумасшедшие” герои милы сердцу Достоевского.
Настасья Филипповна
О том, кем является Настасья Филипповна, известно каждому прочитавшему роман Достоевского «Идиот». В начале романа даётся её портретное описание. Читатель узнаёт, что это настоящая красавица. По характеру девушка довольно противоречива.
Она родилась в семье дворянина, в семилетнем возрасте осталась без родителей. Её приметил помещик Афанасий Тоцкий, проживавший по соседству. Он забрал девочку себе на попечение, стал обучать её музыке и французскому языку.
После всего, что случилось, девушке кажется, что её мир разрушен, судьба сломана. Ощущая внутри сильнейшую боль, она проявляет определённую смелость в высказываниях, предпочитает яркие наряды, делает громкие заявления о собственной «недостойности и испорченности». Она готова себя подать первому встречному. Всё это лишь последствия пережитой психологической травмы.
В её базовой конструкции сломано то, что называют человеческим достоинством. Настасья отчаянно пытается отыскать то, что позволило бы ощутить себя чистой, незапятнанной, соприкоснуться со своей непорочностью, однако у неё ничего не выходит. Когда она знакомится с князем Мышкиным, добрейшей души человеком, она видит в нем эдакого спасителя, который позволит ей отмыться от грязи. Тот охотно соглашается с этой ролью, но в итоге она оказывается для него слишком тяжёлой ношей.
В романе Фёдора Достоевского «Идиот» главная героиня действительно страдает. Будучи энергичной и волевой, она оказывается в замкнутом круге, зацикленность на прошлых бедах не даёт ей двигаться дальше. Это эмоциональная и несчастная девушка. Писатель много говорит о её мыслях и чувствах, интерпретируя их в самом «высоком» смысле. Эмоции героини выводятся за рамки чисто внутренних переживаний. Автор произведения признает в молодой женщине наивность и мечтательность, однако вместе с тем отмечает её глубину и силу.
Печальная развязка
Сделал он это потому, что устал терпеть ее насмешки и ревновал к князю. Настасья никогда не любила его, чего не скрывала, в открытую издевалась над несчастным кавалером. Купцу, который не привык обуздывать свой темперамент, переносить подобное поведение со стороны женщины было нелегко. Когда же он понял, что отношение к нему не изменится, решился завершить все одним ударом ножа для разрезания бумаг.
Трагизм финала романа в том, что никому так и не удалось спасти отчаявшуюся женщину. Пострадали и все остальные участники драмы. Князь Мышкин теряет единственную девушку, которая могла бы сделать его счастливым как мужчину (Аглаю Епанчину). Парфен Семенович лишается всего — и ту, которой он был одержим, и свободу, и собственный разум.
Парфён Рогожин
Парфён Рогожин — один из самых ярких героев произведения, это отрицательный персонаж, которому чуждо общество. Он родился в семье богатого купца, который, однако, воспитывал сына в строгости. Он вырос под властью родителя-тирана. Даже когда ему уже было 25 лет, отец избивал его до полусмерти и запирал в доме. Как и Настасья Филипповна, это «ребёнок-травматик». Однако, в отличие от девушки, он так и не сумел осознать, что родитель поступал с ним жестоко, и отомстить ему.
Нельзя сказать, что Парфён стал мазохистом, ведь он не получает никакого удовольствия от чужих страданий. Но всё же стоит отметить, что с детства он привык к иерархичным отношениям, в которых ему отведена роль покорного и пресмыкающегося раба. Его это тяготит, но по-другому персонаж не может. Поэтому он и влюбляется в женщину, которая во всех отношениях стоит выше его. Это касается:
Ему сыграло на руку, что Настасья оказалась содержанкой. Если бы она оказалась замужней женщиной, Рогожин был обречён на поражение по причине очевидного неравенства. А также, скорее всего, его привлекли гордость и желание отомстить, которыми была одержима «злая королева».
После смерти отца Рогожин стал обладателем огромного капитала. Внутри у парня появилась пустота, которую ему нужно было чем-то заполнить.
Внешность его имеет следующие характеристики:
В романе «Идиот» Рогожин ведёт разгульный образ жизни, ему по душе кутежи и гулянки. Он не проявляет интереса к образованию, достаточно лишь того, что он научился читать и писать. Когда он влюбляется в Настасью, она становится самым важным объектом в его жизни. Поэтому Парфён начинает бороться за неё. Желая завоевать её сердце, он дарит ей подвески с бриллиантами стоимостью 10 тысяч рублей. Знакомство с красавицей буквально выбивает Рогожина из колеи.
Автор описывает Рогожина как страстного мужчину, который легко воспламеняется. Его смело можно назвать типичным представителем русского народа. Это абсолютная противоположность князя Мышкина.
Развитие отношений
С самого начала князь Мышкин предсказывает, что Рогожину и Настасье нельзя быть вместе — это плохо закончится. Лев Николаевич хорошо понимает, что творится у каждого человека в душе. Видимо, за это его и полюбила несчастная надломленная женщина. Он никого не осуждает, даже за самые тяжелые грехи. А она всегда мучается угрызениями совести, потому что жила с Тоцким, хоть и не по своей воле.
Хотя Лев Николаевич делает несчастной предложение руки и сердца, она отвергает его, чтобы пойти с купцом. И так она поступает неоднократно, то приближая к себе князя, то отталкивая его. А Парфен терпеливо ждет, хотя в душе у него бушует вулкан ревности.
Рогожин, хотя и не умеет красиво говорить, способен на весьма сильные чувства.
Любовный треугольник
Когда князь Мышкин делает предложение Настасье, она отвечает ему отказом. Когда она была содержанкой помещика Тоцкого, то мечтала повстречать такого простодушного и искреннего человека, но потом социум навязал совершенно иной шаблон, которому она теперь и следует.
Девушка отлично осознает, какие пагубные последствия может иметь для князя Мышкина женитьба на греховной женщине. Так, она выходит замуж за Парфёна Рогожина, его главного соперника. Этим своим поступком девушка губит не только себя, но также и тех, кто был к ней неравнодушен. Рогожин — опасный дикий зверь, которого невозможно приручить. Настасье было интересно довести до крайности и сломать этого человека, что она и сделала. В финале эта игра погубила их обоих.
Писатель не говорит о том, за что именно Рогожин погубил любимую, однако поступок персонажа был нужен для общего сюжетного замысла. Настасья поняла, что сострадающая любовь Мышкина не способна сделать их счастливыми. Её побег с Рогожиным выражает сознательное желание умереть. Парфён не хотел убивать возлюбленную, однако все же совершил это преступление.
Едва ли кто помнит, что Настасья Филипповна носит фамилию Барашкова. Так, если провести аналогию с Рогожиным, то станет ясно, что он преследует девушку, как хищный зверь гонится за своей жертвой. Закалывая Настасью ножом, он обрывает её физическую жизнь, однако мало кто понимает, что в действительности она умерла задолго до этого.
Почему не сложилось
Чувства главных участников любовной драмы очень важны для понимания композиции романа. У каждого из них собственные ожидания, связанные с отношениями.
Вникнуть в них особенно тщательно следует тем, кому необходимо написать курсовую по роману:
Стена, через которую никому не удается пробиться к душе Барашковой, выстроена ей самой. Ее наигранный цинизм скрывает тайную горечь от поруганной детской невинности.
Она может «оттаять» лишь изредка и ненадолго. За собственными обидами она не в состоянии разглядеть порывов влюбленного купца. Но и со Львом Николаевичем не разрешает себе быть счастливой.
Прототип главной героини
Литературоведы, изучавшие жизненный путь писателя и его творчество, утверждают, что прототипом Настасьи Филипповны выступает возлюбленная Достоевского Апполинария Суслова. Их разница в возрасте насчитывала два десятка лет. Родные и знакомые писателя называли девушку Полиной. После того как завязался роман, она потребовала, чтобы Достоевский развёлся с женой, однако он отказался. Лишь после смерти своей законной супруги Достоевский сделал предложение Полине, но на этот раз она уже его не приняла. Их отношения всегда были сложными, нервными и мучительными для обоих.
Апполинария воспитывалась в очень благоприятной среде. Родившись в семье богатого купца, она получила превосходное образование. Девушка занималась написанием рассказов и повестей, однако её творения не имели литературной ценности. Девушка требовала от своего возлюбленного содействия в публикации произведений. Однажды одно из них было опубликовано в журнале Достоевского.
Интересно, что историю девушки со сломанной судьбой можно найти и в произведениях более поздних прозаиков. Например, литературоведы предполагают, что в своём «Докторе Живаго» Пастернак, создавая образ любовницы богатого адвоката Ларисы, находился под влиянием «Идиота» Достоевского. Как бы ни было, героини обладают идентичными чертами.
В 2020 году была опубликована книга Н. Мироновой «Синдром Настасьи Филипповны». Героиня писательницы оказалась жертвой насилия, что впоследствии привело к большим психологическим проблемам (иррациональная ненависть по отношению к мужчинам, стремление влюблять в себя, при этом оставаясь в недосягаемости).
Можно предположить, что к трагедии привело внутреннее раздвоение Настасьи. Если Мышкин отражает её Свет, то Рогожин — Тень, и оба мужчины ей необходимы. Невозможность выбрать кого-то одного отражает неспособность девушки ощутить внутреннюю целостность и справиться со своими психологическими проблемами.
Роковая женщина
Настасья Филипповна — одно из главных действующих лиц романа «Идиот» Федора Достоевского. У молодой женщины трагическая судьба. Писатель показывает, как жизнь довела ее до гибели. Хотя было много возможностей вести «приличную» жизнь, одной видимости ей мало. Хочется настоящего искреннего чувства, несмотря на все совершенные в жизни ошибки.
Писатель дает ей такое описание:
Одно из основных качеств характера — гордость. Вероятно, это единственное, что позволило девушке не сломаться под ударами судьбы. Изучая ее портрет, князь хочет увидеть на нем не только гордость, но и доброту, чтобы «всё было бы спасено».
Еще в несовершеннолетнем возрасте героиня была совращена своим опекуном, Тоцким. Афанасий Иванович как-то задумал жениться, но она ему этого не позволила.
Единственная причина, по которой Настасья Филипповна явилась в Петербург — желание отомстить своему обидчику. И вот теперь Тоцкий мечтает окончательно избавиться от нее, чтобы не упустить выгодную партию. Именно в этот момент ей встречается благородный князь и следом за ним является Рогожин, который готов отдать женщине 100 тысяч за одну ночь с ним.
Искалеченная судьба, при этом душа тонко чувствующая, благородное сердце и приятная внешность — вот образ Настасьи Филипповны. Героиня произведения напоминает другой образ Достоевского из «Преступления и наказания». Юная Сонечка Мармеладова тоже вынуждена терпеть унижения от мужчин. Но между этими двумя женщинами огромная разница. Сонечка не перестала верить в Бога и людей, героиня «Идиота» разочарована и в себе, и в окружающих.
История жизни Настасьи Филипповны Барашковой, судьба, биография | Роман «Идиот»
Настасья Филипповна. Художник И. Глазунов |
Настасья Филипповна Барашкова является одной из центральных героинь романа «Идиот» Достоевского. Она входит в четверку ведущих персонажей романа наряду с князем Мышкиным, Парфеном Рогожиным и Аглаей Епанчиной.
История жизни Настасьи Филипповны Барашковой в романе «Идиот» Достоевского, судьба, биография героини
Настасья Филипповна Барашкова родилась в семье отставного офицера Филиппа Александровича Барашкова. Ее семья принадлежит к хорошему дворянскому роду.
Когда Настасье было 7 лет, в ее семьей случилась страшная трагедия: сгорело поместье, в котором жила ее семья. В пожаре погибла мать Настасьи Филипповны. Отец вскоре сошел с ума и умер. В результате маленькая Настя с младшей сестрой остались сиротами. Граф Тоцкий, сосед Барашковых, взял маленькую Настю и ее сестру под свою опеку: девочки воспитывались в семье его управляющего.
К сожалению, младшая сестра Настасьи умерла от коклюша. В результате маленькая Настя осталась совсем сиротой, без родных. Тем временем граф Тоцкий жил за границей и забыл про девочку.
Приезд в Петербург
Когда Настасье Филипповне было около 20 лет, она узнала, что Тоцкий, живущий в Петербурге, собирается жениться на столичной красавице. Настасья Филипповна решила мстить развратнику Тоцкому за все его обиды и сломанную судьбу. Она приехала жить в Петербург из деревни и расстроила все планы Тоцкого. Все следующие 5 лет она держала Тоцкого в напряжении, питая к нему «бесчеловечное отвращение».
О свой судьбе и личном счастье Настасья Филипповна не думала, так как «она давно уже перестала дорожить собой». В течение 5 лет ее главной целью была месть Тоцкому за свою исковерканную судьбу.
Рогожин принимает ее, но при этом ненавидит за все унижения и удары по самолюбию, нанесенные ею ранее. Судя по всему, во время очередной ссоры Рогожин убивает Настасью Филипповну. На момент смерти героине около 25 лет. Рогожин отправляется под суд. Не перенеся всей этой трагедии, князь Мышкин сходит с ума.
Такова история жизни Настасьи Филипповны Барашковой в романе «Идиот»: судьба, биография героини.
Настасья Филипповна в романе «Идиот»: образ героини
О том, кто такая Настасья Филипповна Барашкова, знает каждый, кто читал «Идиота». Это героиня, вокруг которой и завязаны главные сюжетные узлы. Монолог Настасьи Филипповны можно считать кульминацией романа Достоевского. В словах, которые она адресует то ли себе, то ли князю Мышкину, сквозит невероятное отчаяние, неверие в счастливый исход собственной жизни. В чём же трагедия Настасьи Филипповны? Есть ли прототипы у этого персонажа?
Князь Мышкин
Однажды в вагоне поезда, направляющегося из Швейцарии в Россию, Парфён Рогожин знакомится с молодым человеком, довольно странным, но вызывающим безграничную симпатию и доверие, — с князем Мышкиным. Дальний родственник генеральши Епанчиной очень болен, много лет провел за границей, но лечение не избавило его полностью от недуга. Именно от Рогожина Мышкин и слышит впервые о женщине по имени Настасья Филипповна.
Знаменитейший герой Достоевского свободен от страстей, которые губят человеческую душу. Он подобен ребенку. Его взгляд на окружающих незамутненный. А потому его и называют идиотом. Он единственный, кто видит в Настасье Филипповне не падшую роковую красавицу, а всего лишь несчастную женщину — женщину, лишенную любви и понимания. Он жалеет ее, возможно, любит по-настоящему. Однако интриги, которые порождает миллионное наследство, свалившееся как снег на голову, вынести он не в состоянии.
Автор наделил князя Мышкина автобиографическими чертами. Герой страдает эпилепсией, так же как и его создатель. И именно Мышкин поведал читателям о психологическом состоянии человека перед смертной казнью — о том, что было известно Достоевскому на собственном опыте. Вернемся же к образу Настасьи Филипповны. Какую роль история «падшей женщины» сыграла в судьбе несчастного князя Мышкина?
Сочинение 2
Настасья Филипповна ― сложный противоречивый персонаж в романе. Ей отведена ключевая роль в произведении. Ее образ стал катализатором, своеобразным лейтмотивом, вокруг которого разворачивается весь сюжет, судьбы других героев.
Еще в детстве Настасья Филипповна перенесла серьезную травму: осталась сиротой. Ее приютил и занялся воспитанием помещик Тоцкий. Когда ей было шестнадцать лет он совершает гнусный поступок: совращает невинную девушку и делает ее своей любовницей. Настасья Филипповна рано познает горечь, одиночество и разочарование в людях. Особенно в мужчинах. Именно им она начинает мстить в последствие, пользуясь своей красотой.
Ее душевные раны сделали ее злой и высокомерной. Красивая и утонченная она соблазняет мужчин, вызывая у них порывы сладострастия, но сама остается к ним холодной. Она лишь играет ими, но сама же мучается от этого. В ее душе борются две силы: та, которая хочет мстить, и та, которая хочет выйти из замкнутого круга порока и обрести счастье.
Своим появлением в Санкт-Петербурге она как бы бросает вызов Тоцкому, тому, кто развратил ее в юности, и буржуазному обществу, погрязшему в пошлости и лицемерии. Однако ей приходится мириться с их нравами, быть в их окружении. Поэтому она не может разрешить внутреннего конфликта: обличить их грехи или смириться и стать частью этого общества.
Трагизм Настасьи Филипповны заключается еще в том, что она не готова увидеть в себе светлое и чистое, что в ней разглядел князь Мышкин. Он уверен, что она добрая женщина, которой досталась нелегкая судьба: она познала много мук и страданий. Но никакие доводы князя не убеждают Настасью в том, что она может выбрать другой путь. Сначала героиня соглашается выйти за него замуж, чтобы восстановить свою репутацию, изменить свою жизнь к лучшему, но в день венчания сбегает. Она не может принять в себе хорошую сторону, предпочитая темную, все больше углубляясь в собственные пороки. Ее душа настолько травмирована, а разочарование так сильно, что ей теперь сложно поверить в светлое будущее, чтобы обрести простое женское счастье. Ей сложно поверить в любовь и открыться этим чувствам.
Настасья Филипповна исполняет плохую роль для князя Мышкина. Она не принимает его жертву, тем самым погубив ее. Однако до самого конца он жалеет ее, не понимая, что она является его духовной и психической погибелью. Настасья Филипповна погибает от руки ревнивого поклонника.
Образ героини в романе становится своеобразным символом поруганной женской красоты и разрушенной личности. Настасья Филипповна стала жертвой общества, которое отрицает истинное прекрасное и благородное и безжалостно растаптывает хрупкую светлую душу человека.
Характеристика
Настасья Филипповна — героиня довольно противоречивая. Действующие лица романа характеризуют ее по-разному. Какой эту женщину видит Мышкин? Впервые взглянув на ее портрет, он поражен. Однако поражен не красотой, а скорее страшным сочетанием гордости и презрения, которое можно прочитать в ее взгляде. Бледное лицо, чуть впалые щеки, странный огонь в глазах — всё это видит князь на портрете 25-летней женщины. В этот момент он словно угадывает прежнюю и дальнейшую судьбу Настасьи Филипповны. Затем, став миллионером, пытается спасти ее. Но тщетно. Это женщина испытывает презрение не только к окружающим, но и к самой себе.
Смысл трагичного финала
На протяжении всего романа автор показывает их сложные, безответные отношения. Все ситуации доказывали, что им не быть вместе. Эта ситуация и довела Парфена до убийства, ведь если не с ним, то она не будет ни с кем.
Достоевский в «Идиоте» не описывает напрямую сцену убийства, он позволяет читателю самостоятельно догадаться о концовке. Выбирая Парфена, Барашкова понимала, что ей предначертано, и пошла на это с трезвой головой. В итоге Настасья Филипповна и Рогожин погубили жизни друг друга.
Любой человек является творцом своей судьбы. Настасья Филипповна из «Идиота» сдалась и решила не бороться за свое положение и состоятельность в жизни. Это ее и погубило.
Детство Настасьи Филипповны
Достоевский создал этот женский образ под тяжестью собственных любовных переживаний. Но о том, кто послужил прототипом Настасьи Филипповны, расскажем позже. Прежде стоит изложить биографию этой неординарной женщины.
Настасья Филипповна родилась в семье дворянина, отставного офицера. Когда девочке было семь лет, погибла ее мать. Отец после смерти жены сошёл с ума, и вскоре умер в горячке. Настасья осталась одна на белом свете. В ее судьбе активное участие принимал соседский помещик Афанасий Тоцкий. Сирота росла в доме его управляющего.
Девочка подросла. Тоцкий увидел в ней будущую красавицу. Нанял гувернеров, которые обучали Настасью французскому языку, музыке и правилам поведения в светском обществе. Когда же ей исполнилось 16 лет, сделал ее своей содержанкой.
Ганя Иволгин
Страдающую, ранимую душу в Настасье Филипповне смог увидеть лишь князь Мышкин. Для других же она была предметом торга. Узнав о том, что Тоцкий собирается жениться на одной из дочерей генерала Епанчина, Настасья приезжает в Петербург. И теперь уже помещик видит: перед ним не трогательное, беззащитное существо, которое он погубил, а женщина, готовая мстить. Она обладает страшным, инфернальным обаянием, что привлекает новых поклонников. Среди них и Ганя Иволгин.
Этот молодой дворянин богат, имеет приличную наружность, недурно образован. Он неглуп, но в то же время не имеет ни таланта, ни способностей, у него нет ни одной собственные идеи. Ганя Иволгин «решительно как и все». Он служит секретарем у генерала Епанчина, и именно у него в одной из первых глав князь Мышкин видит портрет Настасьи Филипповны, который его так поражает.
Настасья Филипповна в романе «Идиот»: образ героини
Главная героиня романа впервые является читателю на фотографическом портрете. Случайно увидев этот портрет, Мышкин не может оторвать от него глаз. Заметив это, генерал Епанчин и секретарь в его доме Ганя Иволгин «с изумлением посмотрели на князя». Мышкину кажется, что эта красавица является обладательницей израненной души, что судьба ее трагична. Еще до встречи с ней Мышкин проникается к ней глубоким состраданием.
С шестнадцатилетнего возраста Настасья Филипповна в романе «Идиот» находилась на воспитании у помещика Тоцкого, но теперь ей двадцать пять, она уже приобрела опыт плавания в этом мире, она настолько своенравна, что мужчины боятся вспышек ее гнева.
В этой зрелой вроде бы женщине присутствуют литературные черты девицы — нарциссизм и мазохизм. Она убеждена, что была невинной девочкой, но вот развратник Тоцкий превратил ее в уличную девку, и теперь она — человек конченый. Именно из этого убеждения она и строит свое поведение: одушевляется злобой и устраивает целые представления, имеющие своей целью продемонстрировать свою оскорбленность.
Мужчина зрелых лет — Тоцкий, у которого она была на воспитании, считает ее «колоритной женщиной», но на самом деле в ее характере отсутствуют цветовые сочетания. Если собрать воедино разбросанные по роману ее слова и поступки, то мы не обнаружим большого многообразия. Настасья Филипповна в романе «Идиот» проклинает свою жизнь падшей женщины, ненавидит утешающих ее мужчин, она вступает с ними в конфликты и мстит. В общем, перед нами встает недобрый образ. Разросшиеся до предела униженность и месть за нее — вот что такое Настасья Филипповна и ее театр.
Без всякой нужды она заявляется к Иволгину и сеет там семена раздора, на своем дне рождения выставляет себя жертвой и наградой за победу в азартной игре, пристает к гостям, разыгрывая из себя оскорбленную невинность.
Для Тоцкого Настасья стала слишком большой обузой, он дает ей денег на приданое, чтобы она вышла замуж за Ганю Иволгина. Прямо перед всеми гостями Настасья Филипповна в романе «Идиот» оскорбляет его, заявляя, что тот за деньги готов ползти аж до Васильевского острова. Она бросает в огонь обернутые в газету сто тысяч рублей, принесенных ей Рогожиным, и тут же велит Гане достать их голыми руками — в таком случае она отдаст деньги ему. Все эти ее выходки являются следствием ее неудовлетворенной злобы.
У Настасьи много сил, она энергична, но она ходит по замкнутому кругу, у нее не появляется новых мыслей и чувств. Чтобы вырваться из этого заколдованного круга, нужен или сердечный друг, или какие-то желания, которые могут осуществиться в близком будущем. Но Настасья не знает, что человеку нужны такие подпорки. Поэтому она полностью погружена в свои прошлые несчастья, несчастье для нее — козырная карта, которую она использует при общении с другими людьми, над которыми она издевается, которых она ненавидит. И в этом смысле она действительно выделяется на общем фоне.
Фамилию Настасьи Филипповны — Барашкова — тоже можно считать «говорящей». Рогожин и вправду преследует ее, как охотник — добычу. Но оба они оказываются в страшном и мрачном тупике, и Рогожин своим ножом ставит предел ее жизни, но на самом деле причина ее смерти в том, что она сама отказалась от будущего. Она не умеет реагировать на новые обстоятельства, она всегда пребывает в состоянии бешеной злобы — вот ее идентичность, и в этом состоит ее несчастье. Аглая говорит Настасье Филипповне: «Вы могли полюбить один свой позор и беспрерывную мысль о том, что вы опозорены и что вас оскорбили».
Да, Настасья Филипповна в романе «Идиот» по-настоящему страдает, собственная греховность приводит ее в отчаяние, и она мечтает о чистоте, но мы видим, что она не может найти выхода из этой ситуации. Вместе с тем писателя Достоевского манил этот образ этой эмоциональной и несчастной женщины. С самого первого своего произведения — «Бедных людей» — писатель постоянно преподносит нам героев, которые переполнены «отрицательной эмоциональностью» — страдающих от неполноценности, аутизма, оскорбленности, героев злобных, подверженных страхам. Поэтому такая женщина, как Настасья Филипповна, которая своими несчастьями порождает трагедию, пользуется явным сочувствием Достоевского. Он постоянно описывает ее мысли и чувства, пытаясь «набить им цену». То, что кажется нам тривиальной злобой, интерпретируется Достоевским в самом «высоком» смысле: она, де, стыдится своей греховности и хочет избавиться от нее.
В тогдашней российской действительности было, думается, немало греховных и равнодушных к своей «нечистоте» женщин, но Достоевский обделяет их своим писательским вниманием, он выбирает в качестве своей героини женщину с выставленным напоказ осознанием драматичности своей судьбы, он выводит ее эмоции за пределы чисто внутренних переживаний. Федор Михайлович признает в Настасье Филипповне мечтательность и наивность, но в то же самое время считает, что в ней есть сила и глубина. Такова пристрастная оценка Достоевского.
Мысли этой героини вращаются по замкнутому кругу: она беспрерывно пытается решить, кто нехорош — она ли сама, или кто-то другой. Она успокаивает себя тем, что когда-то к ней явится добрый и хороший человек, она изо всех сил ожидает его — и в этом отношении она походит на Марию Магдалину. Вот такая героиня и была нужна Достоевскому.
Почти во всех произведениях этого автора появляется подобная Настасье Филипповне женщина: не желающая совместных действий с другими, ненавидящая позитивную деятельность, погруженная в собственные переживания, мечтающая о союзе с чистым и прекрасным человеком. И в «Бедных людях», и в «Хозяйке», и в «Белых ночах», и в других ранних произведениях мы уже встречались с таким типажом «мечтающей женщины».
Главные героини произведений Достоевского — это тоже «мечтательницы». Самая яркая представительница этой плеяды — Настасья Филипповна в романе «Идиот» — эмоциональная, живущая в плену своих фантазий, что приводит ее к неминуемому краху.
Возможно, при конструировании образа Настасьи Филипповны, помимо собственных пристрастий к «мечтающей женщине», на Достоевского оказали влияния и воспоминания о своей первой покойной жене Марии, которая долгое время была прикована к постели и жила в плену своих мечтаний.
Источник: Словарь персонажей произведений Ф.М. Достоевского / Накамура Кэнноскэ; пер. с яп. А.Н. Мещерякова. — СПб.: Гиперион, 2011
Парфён Рогожин
После первой же встречи с Настасьей Барашковой сын богатого купца охвачен роковой страстью. Он дарит ей бриллиантовые подвески стоимостью в десять тысяч. Встреча с этой женщиной выбивает Рогожина из привычной колеи. Он совершает ряд безумных поступков — всё ради того, чтобы завоевать Настасью Филипповну. Когда Парфен становится наследником миллионного состояния, так же как и Тоцкий, он пытается купить ее. Однако он неглуп и понимает, что ответного чувства никогда не дождется. Настасья Филипповна давно не дорожит собой. Связь с Рогожиным для неё — форма самоубийства.
Любовный треугольник
В одной из сцен князь Мышкин делает Настасье Филипповне предложение. Она отвечает ему отказом и произносит длинную речь, полную горечи и страдания. Когда-то, будучи содержанкой Тоцкого, она мечтала о таком, как Мышкин — добром, честном, «глупеньком». Но потом общество навязало ей шаблон, которому пришлось следовать.
Настасья Филипповна понимает, как страшно на судьбе Мышкина может отразиться женитьба на «падшей женщине». А потому выходит замуж за Парфена Рогожина, который уважает князя, но неизменно видит в нём соперника. Настасья Филипповна губит и себя, и тех, кто любит ее. Рогожин в припадке ревности убивает ее, затем сходит с ума. Не менее печальна и участь князя Мышкина.
Вариант 2
Настасья Филипповна в произведении Ф. М. Достоевского «Идиот» — это личность с двойственным внутренним миром. В детстве лишившись родителей, маленькая Настя воспитывалась из жалости у сердобольного соседа. Однако в 12 лет превратившись в прелестного подростка, она стала очередной жертвой помещика Тоцкого.
Заприметив девочку, знаток женского пола Тоцкий велит воспитывать ее как дворянку. Он нанимает гувернантку, учителей для девочки и вот когда ей исполняется шестнадцать лет, Тоцкий делает из нее любовницу.
Девушка испытывает отвращение, ужас и презрение к своему покровителю. Это ужасное событие превращает ее в мстительную натуру, хотя по природе она бесконечно добра и доверчива. Главной ее чертой, после того, как она стала ослепительной светской красавицей — это гордость. Князь Мышкин так и заявляет ей: «Вы горды».
Вначале романа он видит ее портрет и задумывается. Удивительная красота трогает его, но чуткий князь замечает печаль во взгляде светской львицы и больше всего на свете он хочет, чтобы она была добра, не мстила за себя. Интуитивно он понимает, что страсть, с которой она живет, рано или поздно сожжет ее дотла. Так впрочем и выходит.
В эту необыкновенную женщину влюбляются все вокруг: миллионер Парфен Рогожин, генерал Епанчин, Ганя Иволгин. Однако они хотят всего лишь «купить» гордую красавицу. Лишь один благородный князь Мышкин предлагает ей руку и сердце.
Федор Михайлович Достоевский в образе Настасьи Филипповне показал нам чистую, непорочную красоту. Став жертвой сладострастного Тоцкого, она до такой степени ненавидит себя, что считает себя хуже уличной. С одной стороны она хочет избавления, надеется на светлое будущее, но злой дух сильнее ее. Он бросает ей вызов, напоминая о всех прегрешениях.
Не выдержав «чистоты» князя Мышкина, Настасья Филипповна погибает. В конце романа богатый купец Рогожин, убивший женщину, приводит князя Мышкина к ее телу. Они вдвоем сидят пред ней, именно они убили ее своей любовью. По сути они сообщники. Эта несчастная женщина всю жизнь была несчастной. Она страдала от жестокости людей еще с самого детства. Необыкновенная красота и сильный характер не позволили ей быть заурядным человеком. В ее смерти виновны все, кто только с ней общался. Зависть, злоба, ехидство, сплетни сделали свое дело.
Ни за что погибла гордая красавица с пламенным сердцем.
Образ героини в других произведениях
Характерные черты Настасьи Филипповны можно видеть и в других персонажах Достоевского. Например, в Аграфене Светловой из «Братьев Карамазовых», Полине из «Игрока». Героиня романа «Идиот» стала одним из ярчайших литературных образов. История молодой женщины с поломанной судьбой встречается и в произведениях более поздних прозаиков. В романе Пастернака «Доктор Живаго» показана судьба девушки из бедной семьи, любовнице богатого и циничного адвоката. Речь идет о Ларисе, ставшей жертвой негодяя-Комаровского. Нам неизвестно, находился или Пастернак, создавая этот женский образ, под влиянием романа Фёдора Достоевского. Но героини этих двух русских писателей, бесспорно, имеют общие черты.
В 2021 году в свет вышла книга Натальи Мироновой «Синдром Настасьи Филипповны». В психиатрии такого термина нет. Писательница сама создала его. Героиня Мироновой стала жертвой насилия, после чего на протяжении нескольких лет испытывала серьезные психологические проблемы. Выражались они в нелогичной ненависти по отношению к представителям сильного пола, стремлении быть желанной, но недоступной и недосягаемой.
Вариант 3
Роман Ф. М. Достоевского «Идиот» – легендарное литературное произведение, имеющее высокую популярность и в настоящее время. По роману ставятся множество пьес из года в год, снимаются фильмы. Одним из самых занимательных персонажей произведения является Настасья Филипповна.
Настасья Филипповна – молодая женщина, вмещающая в себе два характера: гордой, эгоистичной и жестокой натуры и оскорбленной когда-то, несчастной девушки. Читателям она представляется распутной, безнравственной девицей, с поражающей красотой лица и тела. Она сводит с ума многих мужчин, пользуясь их чувствами. Девушка имеет весьма своенравный характер, и многие даже боятся увидеть Настасью Филипповну в гневе.
В том, как сложилась ее судьба, героиня обвиняет помещика Тоцкого. Девушка воспитывалась у богатого развратника с малых лет после потери родителей. И тот, вместо родительской любви, испытывал к Настасье похоть, украв ее невинность. С тех пор она горит местью и злобой, все ее поступки вызываются негативными чувствами и помыслами. С головы до ног она пропитана ненавистью.
Все окружающие Настасью Филипповну видят в ней злую, жестокую, развратную девушку, но с ослепительной красотой. Многие мужчины относятся к ней как к товару, предлагая за ее выбор в пользу того или иного любовника различные цены. И только лишь один князь Мышкин смог разглядеть в героине глубоко несчастную, страдающую девушку.
Вместе с любовным чувством Мышкин испытывает к красавице жалость. Он предлагает ей выйти за него замуж. Настасья, сама не ровно дышащая в сторону князя, мечется от положительного решения к отрицательному, не зная, как поступить. Глубоко в душе она ненавидит себя, считает, что не заслуживает статуса княгини, что ей самое место там, где она есть. Настасья Филипповна беспокоится за судьбу Мышкина, не желая ему в жену беспутную девицу, которая отравит ему жизнь и честь.
Героиня знает, насколько она падшая. Ее душевной силы и энергии хватило бы на то, чтобы поменять свою жизнь на новый лад, но она этого не делает. Неволей девушка выбрала свою участь. Судьба ее складывается очень трагично. Героиня погибает. Любовь, которая могла бы спасти жизнь несчастной красавицы, напротив, загоняет ее в могилу. Разумеется, Мышкин понимает, что он – тоже причина ее смерти. До конца своих дней князь испытывает к несчастной Настасье Филипповне глубокое сострадание и жалость.
Аполлинария Суслова
Так звали женщину, которую на протяжении многих лет любил Достоевский. Аполлинария родилась в семье богатого купца, получила неплохое образование. Ее старшая сестра — Надежда — стала первой русской женщиной-врачом. А это говорит о том, что дочери Суслова воспитывались в довольно благоприятной среде.
Аполлинария была моложе Достоевского на 20 лет. Между ними завязался роман. Полина (именно так ее называли знакомые и родственники) требовала от писателя развестись с женой. Кроме того, писала повести и рассказы, которые не имели литературной ценности, и требовала содействия в публикации. Одно из ее произведений однажды все-таки появилось на страницах журнала Достоевского. После смерти жены писатель сделал Полине предложение. Однако девушка ответила ему отказом. Их отношения всегда были мучительными, нервными, неясными.
Многие литературоведы, изучающие жизненный и творческий путь Фёдора Достоевского, полагают, что именно Аполлинария Суслова является прототипом Настасьи Филипповны.
Идея и реальность красоты
Прежде всего, именно с образом Настасьи Филипповны связана одна из самых известных «идей Достоевского» – идея красоты и её могучей силы.
Во-первых, красота Настасьи Филипповны какая-то особенная, её красота непохожа ни на какую другую женскую красоту. Впервые увидав её портрет, Мышкин был поражён в самое сердце:
— Так это Настасья Филипповна? – промолвил он, внимательно и любопытно поглядев на портрет, – удивительно хороша! – прибавил он тотчас же с жаром. На портрете была изображена действительно необыкновенной красоты женщина. Она была сфотографирована в чёрном шёлковом платье, чрезвычайно простого и изящного фасона; волосы, по-видимому тёмно-русые, были убраны просто, по-домашнему; глаза тёмные, глубокие, лоб задумчивый; выражение лица страстное и как бы высокомерное. Она была несколько худа лицом, может быть, и бледна…
Тут же выясняется интрига генерала Епанчина и «благодетеля» Настасьи Тоцкого. Для того, чтобы последнему безо всяких препятствий со стороны Настасьи жениться на Александре Епанчиной, старшей дочери генерала, саму Настасью хотят выдать за секретаря генерала Ганю Иволгина, причём Тоцкий в приданое ей даёт 75 тысяч рублей (сумма на то время немалая, но купец Рогожин в тот же день предложит ей 100 тысяч за одну ночь). Ганя тут же спрашивает Мышкина:
— Так вам нравится такая женщина, князь? — Удивительное лицо! – ответил князь, – и я уверен, что судьба её не из обыкновенных. Лицо весёлое, а она ведь ужасно страдала, а? Об этом глаза говорят, вот эти две косточки, две точки под глазами в начале щёк. Это гордое лицо, ужасно гордое, и вот не знаю, добра ли она? Ах, кабы добра! Всё было бы спасено!
Забегая вперёд, можем сказать, что поскольку в итоге романа ничего не спасено, а, напротив, всё пропало, то стало быть и не добра! Однако же Мышкин, который вообще постоянно противоречит сам себе, ближе к финалу выскажет идею о том, что «мир спасёт» вовсе не доброта, а красота (затем сто пятьдесят лет сряду эту идею ошибочно будут приписывать самому Достоевскому). Во всяком случае, красота – страшная сила, с этим согласна, например, средняя дочь Епанчина художница Аделаида:
« — Этакая сила! – вскричала вдруг Аделаида, жадно всматриваясь в портрет … С этакою красотой можно мир перевернуть!»
А к спасению или к погибели – это уж как Бог даст…
Актрисы, сыгравшие знаменитую героиню
Роман Достоевского экранизирован множество раз. В 1910 году на экраны вышла картина Петра Чардынина. Настасью Филипповну сыграла Любовь Варягина. В 1958 году Иван Пырьев снял фильм, который признан одной из лучших экранизаций романа Достоевского. Главную женскую роль исполнила Юлия Борисова. В 2003 году на экраны вышел телевизионный многосерийный фильм Владимира Бортко. На этот раз Настасью Филипповну сыграла Лидия Вележева.
В образе знаменитой героини в разное время на экране появлялись такие актрисы, как Аста Нильсен, Эдвиж Фёйер, Людмила Максакова, Жанна Балибар. Правда, не раз зарубежные кинематографисты наделяли знаменитый персонаж другим именем.
Сэцуко Хара — японская Настасья Филипповна
Кадр из фильма «Идиот» (1951), режиссер Акира Куросава
Много позже, в 1975 году, Акира Куросава снимет фильм с участием советских актеров «Дерсу Узала» и завоюет нашему кинематографу еще один «Оскар». А в 1951 году он уже был известным режиссером и наконец-то смог экранизировать свой любимый роман «Идиот». Куросава был почитателем русской классики:
Достоевский всё ещё остаётся моим любимым писателем, и он единственный — как я считаю — кто правдиво писал о человеческом существовании.
Однако с сюжетом он поступил очень вольно, перенеся его действие в послевоенную Японию, за что не раз подвергся критике и, как ни странно, именно у себя на родине.
Сэцуко Хара, сыгравшая в фильме главную роль, была настоящим символом японского кино, очень востребованной в его «Золотой век» — 50-е годы.