Что тревожит гилберта грейпа актеры
Что гложет Гилберта Грэйпа
Дэвид Маталон
Бертил Олссон
Мейр Тепер
«Что гло́жет Ги́лберта Грэ́йпа» (англ. What’s Eating Gilbert Grape ) — американский фильм 1993 года режиссёра Лассе Халльстрёма. Фильм является экранизацией одноимённого романа Питера Хеджеса. Автором сценария так же выступил сам Питер Хеджес.
Содержание
Сюжет
В ролях
Актёр | Роль |
---|---|
Джонни Депп | Гилберт Грэйп Гилберт Грэйп |
Леонардо Ди Каприо | Арни Грэйп Арни Грэйп |
Джульетт Льюис | Бекки Бекки |
Мэри Стинбёрген | Бэтти Карвер Бэтти Карвер |
Дарлин Кейтс | Бонни Грэйп Бонни Грэйп |
Лора Хэррингтон | Эми Грэйп Эми Грэйп |
Мэри Кейт Шеллхардт | Эллен Грэйп Эллен Грэйп |
Джон Рейли | Такер ван Дайк Такер ван Дайк |
Кевин Тай | Кен Карвер Кен Карвер |
Криспин Гловер | Бобби Макбёрни Бобби Макбёрни |
История проката
Даты премьер
Награды и номинации
Награды
Год | Событие | Награда | Номинант |
---|---|---|---|
1993 | Премия Национального совета кинокритиков США | Лучший актёр второго плана | Леонардо Ди Каприо |
1994 | Премия Ассоциации кинокритиков Чикаго | Открытие года | Леонардо Ди Каприо |
Премия на Международном кинофестивале «Любовь это безумие», Болгария | «Золотая Афродита» | Лассе Халльстрём | |
1995 | Серебряный приз Guild of German Art House Cinemas | Иностранный фильм | Лассе Халльстрём |
Номинации
Год | Событие | Награда | Номинант |
---|---|---|---|
1994 | Кинопремия «Оскар» | Лучшая мужская роль второго плана | Леонардо Ди Каприо |
Кинопремия «Золотой глобус» | Лучшая мужская роль второго плана | Леонардо Ди Каприо |
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Что гложет Гилберта Грэйпа» в других словарях:
Что гложет Гилберта Грэйпа (фильм) — Что гложет Гилберта Грэйпа What s Eating Gilbert Grape Жанр драма Режиссёр Ласс Халлстрем Автор сценария Алан Бломквист … Википедия
Что достает Гилберта Грэйпа (фильм) — Что гложет Гилберта Грэйпа What s Eating Gilbert Grape Жанр драма Режиссёр Ласс Халлстрем Автор сценария Алан Бломквист … Википедия
Что гложет Гилберта Грейпа — Что гложет Гилберта Грэйпа What s Eating Gilbert Grape Жанр драма Режиссёр Ласс Халлстрем Автор сценария Алан Бломквист … Википедия
Что достаёт Гилберта Грэйпа — Что гложет Гилберта Грэйпа What s Eating Gilbert Grape Жанр драма Режиссёр Ласс Халлстрем Автор сценария Алан Бломквист … Википедия
Что достаёт Гилберта Грэйпа (фильм) — Что гложет Гилберта Грэйпа What s Eating Gilbert Grape Жанр драма Режиссёр Ласс Халлстрем Автор сценария Алан Бломквист … Википедия
What’s Eating Gilbert Grape — Что гложет Гилберта Грэйпа What s Eating Gilbert Grape Жанр драма Режиссёр Ласс Халлстрем Автор сценария Алан Бломквист … Википедия
Ди Каприо, Леонардо — Леонардо Ди Каприо Leonardo DiCaprio … Википедия
Ди Каприо — Ди Каприо, Леонардо Леонардо Ди Каприо Leonardo Wilhelm DiCaprio Дата рождения: 11 ноябр … Википедия
ДиКаприо, Леонардо — Леонардо Ди Каприо Leonardo Wilhelm DiCaprio Дата рождения: 11 ноября 1974 (34 года) Место рождения: Лос … Википедия
Дикаприо — Леонардо Ди Каприо Leonardo Wilhelm DiCaprio Дата рождения: 11 ноября 1974 (34 года) Место рождения: Лос … Википедия
Что гложет Гилберта Грэйпа?
Длительность: 118 м.
Премьера в мире: 30.09.1993
Режиссер: Лассе Халльстрём
Сценарист: Питер Хеджес
Что гложет Гилберта Грэйпа? сюжет
Забытый богом небольшой американский городок – не самое впечатляющее место на карте. Именно здесь живёт Гилберт Грейп (Джонни Депп) – симпатичный молодой человек, которому слишком рано пришлось повзрослеть. Он заботится о матери, сёстрах и умственно отсталом младшем брате (Леонардо Ди Каприо), забыв о собственных интересах и перспективах.
Когда недалеко от их дома ломается трейлер путешественницы Бекки (Джульетт Льюис), Гилберт как будто просыпается от своей извечной дрёмы. Оказывается, он не смирился с беспросветными буднями и хочет от жизни чего-то большего. Теперь ему надо сделать выбор: домочадцы или новые горизонты.
Интересные факты
Джонни Депп принимал непосредственное участие в утверждении актёра на роль брата своего персонажа. Именно он обратил внимание на Леонардо ДиКаприо, который, в итоге, и стал его партнёром по съёмочной площадке.
Фильм не просто снят по роману Питера Хеджеса – сам автор и написал адаптированный сценарий.
Поскольку Депп по сценарию говорил много неприятного в адрес Дарлен Кэйтс, которая играла его мать, ему было очень неловко перед актрисой. Джонни постоянно извинялся и подчёркивал, что не стал бы произносить подобное в реальной жизни.
Внешний облик персонажа Ди Каприо родился в процессе подготовки к съёмкам. Дело в том, что его считали слишком миловидным, поэтому намерено придали неопрятный и неряшливый вид, а также сменили стрижку и добавили зубную пластинку.
Кэйтс – непрофессиональная актриса. Её заметили в ТВ-программе про ожирение и пригласили сниматься. У Дарлен были сложности с восхождение по лестнице. По этой причине она поднималась лишь на две ступеньки, а остальные шаги добавляли при помощи грамотного монтажа.
Ди Каприо, несмотря на юный возраст, серьёзно подходил к работе. Он отказался от более выгодного в финансовом плане «Фокус-Покуса» (1993) и провёл время в психиатрической клинике, чтобы играть умственно отсталого правдоподобнее.
Что гложет Гилберта Грейпа
Гилберт связан по рукам и ногам заботой о семье. Близкие настолько привыкли на него полагаться, что он и не помышляет об иной жизни где-то в другом месте. Должно случиться что-то из ряда вон выходящее, чтобы главный герой снял с себя груз ответственности за других
Краткое содержание
Вся забота о семье на плечах Гилберта. Он работает, нянчится с Арни, развозит продукты по заявкам покупателей, с одной из которых, замужней матерью двоих детей, у него интрижка. Миссис Карвер выбрала именно его, потому что, по ее словам, она знает: он никуда не уедет.
У каждого члена семьи периодически случаются нервные срывы, а у Арни они происходят практически ежедневно, и Гилберту приходится прикладывать максимум усилий, чтобы поддерживать относительно спокойную атмосферу.
Единственным развлечением Арни, которому все потакают из-за его слабоумия, является встреча на проезжей дороге каравана трейлеров. В одном из них едут юная Бекки и ее бабушка, которые вынуждены сделать остановку из-за поломки автомобиля.
Гилберт знакомится с Бекки, они проводят вместе много времени, узнают друг друга, проникаются обоюдной симпатией. Однажды Бекки спрашивает молодого человека, чего он хочет. Гилберт рассказывает о том, что хотел бы построить новый дом (потому что старый ему приходится постоянно ремонтировать, ведь он боится, что его мать однажды провалится сквозь половицы), хотел бы, чтобы его мать занялась фитнесом и похудела, чтобы у Арни появились мозги… А для себя он не хочет ничего.
Но постепенно Гилберт осознает, что ему очень хотелось бы изменить свою жизнь. Отчетливое понимание этого приходит с отъездом Бекки.
Обстоятельства складываются так, что умирает его мать. Положить конец прошлому Гилберт решает по-своему. Нужно сжечь этот дом вместе с его историей.
Когда сестры находят работу и устраивают личную жизнь, главный герой понимает, что наконец пришло время строить свою судьбу. Вместе с Бекки и братишкой он уезжает.
Актеры и их герои
В экранизации одноименного произведения Питера Хеджеса снялись известные сегодня Джонни Депп (Гилберт), Леонардо Ди Каприо (Арни), Джульетт Льюис (Бекки). Этого достаточно, чтобы быть уверенным: зрителя ждет непревзойденная актерская игра.
Реалистичный герой Деппа, который, оказывается, с юности умел тронуть сердца (еще не успев спрятаться под масками бертоновских сказочных персонажей), мастерски сыгранный девятнадцатилетним Леонардо Ди Каприо умалишенный подросток (вживаясь в роль, актер несколько дней провел в психиатрической клинике именно с такими детьми), неподражаемая в своей простоте Джульетт Льюис (Бекки) вынесли на экран не приукрашенную жизнь американской провинции и сумели доказать, что можно искренне любить мать, которая у всех окружающих вызывает насмешку, что брат должен отвечать за своего аутентичного брата, и что колеся в трейлере, можно найти свою мечту… Это и есть ценности в фильме.
Поэтому вопрос, вынесенный в его название, может задать каждый герой, ведь все, что гложет Гилберта Грейпа, гложет не только его.
Значимость фильма
Картина, являющаяся, по признанию критиков и зрителей, одним из самых достойных американских фильмов начала девяностых, заслужила массу наград. Что неудивительно, ведь режиссером является талантливейший Лассе Халльстрем, выпустивший в свет такие бестселлеры, как «Правила виноделов» (1999), «Шоколад» (2000), «Хатико» (2009). Эти фильмы вышли позже «Гилберта», когда режиссер уже успел прославиться.
За эту же экранизацию Халлстрему вручили премию «Золотая Афродита» в Болгарии и серебряный приз за лучший иностранный фильм в Германии. Лавры победителя достались и юному Ди Каприо, чей талант, несомненно, проявился в исполнении второплановой роли (премия Нацсовета кинокритиков США и премия Ассоциации кинокритиков Чикаго в номинации «Открытие года»).
Рекламный слоган фильма («Жизнь – худшее, что можно проспать») как нельзя лучше отвечает на вопрос, почему стоит посмотреть этот фильм. Зрителю становится понятно: в мире множество таких Гилбертов, и режиссер предоставил возможность каждому оказаться на месте одного из них, задуматься о смысле жизни и пересмотреть свои взгляды.
«Что гложет Гилберта Грейпа?»
Леонардо ДиКаприо, один из самых блестящих актеров нашего времени, получил первую номинацию на «Оскар» в 1994 году за роль в картине «Что гложет Гилберта Грейпа?». Этот фильм никогда не был бы снят, если бы не одноименный культовый роман Питера Хеджеса – бодрая, едкая и слегка мистическая история о жизни в американском захолустье.
В фильме по роману американского писателя Питера Хеджеса сыграл не только семнадцатилетний Леонардо ДиКаприо, но еще и девятнадцатилетний Джонни Депп. Он исполнил роль мятущегося длинноволосого парня по имени Гилберт Грейп. Молодой Депп был хорош, но именно ДиКаприо, исполнивший роль его умственно отсталого брата, так и не выросшего ребенка по имени Арни, сорвал куш и привлек максимальное внимание критиков и прессы.
Такого убедительного перфоманса от юного актера – а он, чтобы вжиться в роль, несколько дней прожил в доме для душевнобольных детей – никто не ожидал. В итоге картина, снятая шведом Лассе Хальстремом, снискала всеобщий успех и стала даже известнее литературного первоисточника. Впрочем, при всех достоинствах фильма, о романе Хеджеса тоже не стоит забывать. Это выдающееся произведение, в котором автор исследует одну из вечных тем – легко ли быть молодым. Особенно когда на дворе самое начало 1990-х, ты потерян, беден, живешь в американской глуши и весь мир против тебя.
Жизнь в грустном городке
Леонардо ДиКаприо в роли Арни в фильме «Что гложет Гилберта Грейпа?». Источник: Кинопоиск
В американской глуши Питер Хеджес, автор «Что гложет Гилберта Грейпа?», толк знал: его детство прошло в Де-Мойне, столице сельскохозяйственного штата Айова, в самом сердце Среднего Запада. А своих героев, Гилберта и Арни, Хеджес поселил в совсем уж мелком населенном пункте, затерянном между айовских кукурузных полей, – городке Эндора. В одной из первых глав романа двадцатичетырехлетний Гилберт, меланхолично пялясь на табличку при въезде в город, где указано население (1091 человек), подмечает, что информация устарела – вчера умерла его школьная учительница. Люди в Эндоре вообще то и дело мрут.
В Эндоре скучно жить, ее потихоньку пожирают запустение и упадок. Но Гилберту Грейпу совсем не нравятся могучие торговые сети и супермаркеты, которые приходят на смену затхлому уюту провинциальной Америки. Он работает в магазинчике местного бакалейщика, где с каждым клиентом здороваются за руку, болтают и помогают донести продукты до машины. Его хозяин, добрейший мистер Лэмсон, обречен: его сметет мегамолл «Фудленд» с двенадцатью кассами и аквариумами. И точно так же улетучивается дух старых времен, которые еще помнит Гилберт, – их поглощает самодовольное, мощное и безликое будущее.
В «Что гложет Гилберта Грейпа?» много сарказма по поводу лицемерия благовоспитанных жителей американских городков. Приученные держать лицо девочки в лавке мороженого ненавидят свою работу, но нацепляют лучезарные улыбки, едва заходит клиент. Страховой агент притворяется, что любит жену, но вздыхает: «Изредка. честное слово, очень редко… у меня возникает желание сунуть ее головой в духовку и открыть газ».
«Жители Эндоры держат свое недовольство и брезгливость при себе; их улыбки и дружеские кивки — прямо как смягчающий кондиционер, только для лица», – замечает Гилберт Грейп. Он все понимает про свой город, но не может его покинуть.
Семья – тюрьма или спасение?
Кадр из фильма «Что гложет Гилберта Грейпа?». Источник: Кинопоиск
«Костюм моего брата — исключение. В нем Арни выглядит чисто по-американски. И между прочим, ведет себя как истинный американец. Бросился поднимать девчонку, которую сшиб, по ходу снес других — и пошло-поехало по нарастающей; воцарился хаос. Мой брат своими действиями напоминал сегодняшнюю Америку — считай, во всех ее проявлениях».
Такую семью, как у Гилберта, – они, разумеется, еще и очень бедные – нельзя бросить, но и жить с ней тоже невозможно. Поэтому Гилберта тихо трясет от всего происходящего. Семья – это ужас. Но в то же время и счастье: Хеджес, не впадая в сентиментальность ни в одной строчке, показывает, что его молодой герой все-таки очень любит всех своих кривых, странных, безумных родственников. В романе много раздражения, но совершенно нет злобы. Есть безусловная преданность своим близким, какими бы они ни были.
Смерть и мистика
Кадр из фильма «Что гложет Гилберта Грейпа?». Источник: Кинопоиск
«Что гложет Гилберта Грейпа?» вышел в 1991 году и неуловимо напоминает другое произведение начала 1990-х, где речь идет о крошечном американском городе, – сериал «Твин Пикс» Дэвида Линча. У Хеджеса, конечно, нет такого уровня фантастики и абсурда (книга остается в рамках реальности), но Эндора тоже слегка ненормальное место, можно сказать с сумасшедшинкой. Здесь живут странные, одержимые чем-то люди – как мать Гилберта или его приятель, наследник династии гробовщиков, раскатывающий по городу на катафалке. А сам Гилберт то и дело дает волю фантазии, и она приносит ему довольно пугающие картины:
«Вдруг у меня на глазах мама куда-то исчезает вместе с Арни. Я подскакиваю к образовавшейся под ними дыре в полу, и мне видится, как они летят без остановки, поднимая ветер, минуют центр Земли, чтобы выпасть с другой стороны, не иначе как во Вьетнаме или где-то рядом, но не останавливаются, а летят еще дальше — естественно, к Солнцу, и, когда мама с Арни врезаются в Солнце, оно вспыхивает немыслимо ярким светом, полыхает жаром и дотла испепеляет Землю. К счастью, это происходит лишь в моем воображении».
За стенами благополучных американских домиков прячутся очень мрачные коридоры, и Питер Хеджес относится к числу тех авторов, кто вскрывает неприятную, а иногда просто страшную изнанку провинциальной жизни. Здесь центральную роль играет самоубийство отца Гилберта, которое годы назад сломало всю семью. Раз за разом главный герой мысленно возвращается к этому событию. Кто-то менее крепкий на его месте уже точно сошел бы с ума.
«Однажды мы нашли Арни на кладбище: прыгал на отцовской могиле. Сказал, что «хотел папу разбудить».
Такой темный лейтмотив, приглушенный постоянными шутками, иронией, сценами семейных ссор и быта маленького городка, придает книге «Что гложет Гилберта Грейпа?» глубины и мрачного обаяния. Этот роман не разделяет банальное и трагическое, обыденное и загадочное. Как и в жизни, здесь все перемешано, а фрагменты так накладываются друг на друга, что не сразу можно понять, что это за жанр. Герои существуют вне жанров. Или во всех сразу, в точности как и реальные люди.
Роман взросления
Джонни Депп в роли Гилберта Грейпа. Источник: Кинопоиск
На долю Гилберта выпало немало испытаний, но в первую очередь он все равно остается молодым парнем – довольно ранимым, неуверенным в себе, высокомерным и зацикленным на том, как найти любовь. Или хотя бы провести ночь с какой-нибудь симпатичной девицей: в начале книги у него есть любовница, но отношения быстро прерываются. Поэтому Гилберт бродит по Эндоре, как Холден Колфилд из «Над пропастью во ржи» по Нью-Йорку: тот же коктейль из хрупкости, озабоченности, не дающих покоя мыслей и крайнего недовольства миром. Только Холден – почти ребенок, и ему не снились испытания, выпавшие на долю Гилберта за двадцать четыре года. И у Холдена не было такого брата, как Арни, который, даром что умственно отсталый, периодически изрекает Гилберту суровую правду:
— А ты вниз тянешься.
— Я точно знаю. С каждым днем ниже и ниже. Все время унижаешься.
У глупых иногда проскальзывают умнейшие фразы. Даже Арни понимает, что я опустился ниже плинтуса».
Гилберт одновременно на перепутье и в тупике, он и взрослый мужчина, кормилец семьи, и неуверенный в себе, ранимый подросток, который так и не вырос. Он носится туда-сюда и не знает, что ему делать. С каждым днем ему все хуже, кажется, что выхода нет. Но на самом деле выход есть – и книга Хеджеса без лишнего оптимизма, но с надеждой на лучшее предлагает и ему, и читателю этот выход. Все действие романа занимает какие-то несколько недель жизни Гилберта, но за это время все успеет несколько раз поменяться. Будут ли эти перемены к лучшему – судить читателю.
«Я-то знаю: никто не виноват в том, что живет на белом свете. Некоторые говорят, что мы сами выбираем быть рожденными, что мы сами отправляем некий запрос, который удовлетворяется, и на этой планете мы зависаем лишь потому, что хотим жить. Да вряд ли. Это лотерея: повезет – не повезет. Одни в этой жизни вынуждены крутиться, другие просто тянут свой срок».
Иногда «Что гложет Гилберта Грейпа?» кажется очень веселой книгой, иногда – неизмеримо печальной, но лучше всего ей подойдет слово «молодая». Питеру Хеджесу самому не было и тридцати, когда он ее написал. И хоть автобиографического материала в ней немного (посвящение гласит: «Моей матери, которая не располнела, и моему отцу, который не умер»), в своей истории о молодом человеке, который борется с жизненными обстоятельствами, Хеджес умудрился описать универсальный опыт. Судьбе Гилберта не позавидуешь, но она точно вызывает сочувствие и восхищение. Ведь еще одно слово, которое хорошо описывает этот роман, – «живой». Несмотря ни на что.
Что гложет Гилберта Грейпа
Что гложет Гилберта Грейпа
Что гложет Гилберта Грэйпа | |
What’s Eating Gilbert Grape | |
Жанр | |
---|---|
«Что гло́жет Ги́лберта Грэ́йпа» (англ. What’s Eating Gilbert Grape ) — американский фильм-драма 1993 года, снятый режиссёром Лассом Халлстремом. Экранизация произведения одноимённого романа Питер Хеджес. Не рекомендуется просмотр детям и подросткам моложе 16 лет. За свою игру в этом фильме Леонардо Дикаприо был номинирован на премии «Оскар» и «Золотой глобус», как лучший актёр второго плана.
Сюжет
В провинциальном американском городке, одном из таких, где даже тараканы дохнут от скуки, в домике на отшибе живет семья Грэйп: мать — Бонни Грэйп (Дарлин Кейтс), рано потерявшая мужа, и поэтому ставшая затворницей, и ее разнесло так, что половицы в доме еле её выдерживают; старшая дочь Эми (Лора Хэррингтон) — без перспективы выйти замуж в таком захолустье; сын Арни (Леонардо Ди Каприо) — мальчик 18 лет, умственно неполноценный, который по словам врачей может умереть в любую секунду, за которым нужен глаз да глаз, потому что, каждый раз оставшись без присмотра, он пытается залезть на городскую водонапорную башню; и младшая сестра Хеллен (Мэри Кейт Шеллхардт), 16-ти лет, которая мечтает, наконец, повзрослеть. О них о всех заботится старший сын Бонни — Гилберт Грэйп (Джонни Депп) — парень без перспектив на будущее в такой глуши. Но заботы о доме и его обитателях связывают его по рукам и ногам. Гилберт работает в маленьком продуктовом магазинчике, хозяин которого еле сводит концы с концами из-за открывшегося неподалеку супермаркета. Гилберт присматривает за Арни, чтобы с ним ничего не случилось. Гилберт время от времени удовлетворяет зрелую замужнюю женщину, мать двоих детей — миссис Карвер (Мэри Стинберген). Гилберт то и дело просит друга своего отца, чтобы тот подправил их дом, потому что существует реальная опасность, что половицы не выдержат Бонни, и она провалится в подвал.
И единственное развлечение для Гилберта и Арни в этой глуши — наблюдать, как один раз в год по дороге мимо их города проезжает караван трейлеров. И однажды случилось чудо: один из трейлеров из-за поломки в моторе остановился неподалеку от их города, и его обитатели — молодая девушка Бекки (Джульетт Льюис), путешествующая вместе с бабушкой, пробудут здесь целую неделю, пока мотор не будет починен…