Что то плохо получилось
Страх, что не получится – что с этим делать?
Одно из различий в мышлении людей успешных и людей-неудачников – первые думают, что для них «возможно всё», а вторые считают, что у них не получится.
Как вы думаете, где и каким образом у ребенка формируется это убеждение: «Всё равно у меня ничего не получится?» Как возникает такая мысль в голове у человека?
Сначала в один-два года, когда он начинает везде лезть, у него что-то падает и ломается, не получается и т.д., маленький ребенок при оценке своих возможностей ориентируется на реакцию родителей. Одного родители терпеливо обучают-обучают, а на другого начинают ругаться, указывать на ошибки, запрещать, чуть ли не руки связывать.
Потом мы отдаем ребенка в школу. И если в дошкольном возрасте ещё был шанс на вменяемость родителей, поддерживающих ребенка в процессе обучения, то в школьном возрасте взрослые фиксируют внимание ребенка на том, что он вообще-то неумелый, никчемный неудачник. Вся система школьного образования направлена на поиск ошибок и навязывание страха ошибиться. Ежедневно на протяжении 10-11 лет нам твердили (и твердят нашим детям), что мы люди, у которых не получается. Как если бы ошибаться было действительно плохо.
Но биологически человек приспособлен к обучению через опыт. Идея, что ты получишь теоретическую информацию и от этого научишься, странная и глупая. Не бывает, что человек, не получив новый опыт и не осмыслив его, начинает всё сразу уметь просто потому, что получил какую-то информацию.
Когда идет речь о спорте, мы это понимаем. Ни одного ребенка не учат плавать, заставляя его читать книгу о плавании. Когда речь идет о практических вещах, мы все осваивали через опыт. У многих горели сковородки, кастрюли или яичница, прежде чем мы научились готовить. Даже если ни разу не сгорела сковородка или кастрюля, как минимум пришлось выкинуть в мусорку то, что получилось в результате экспериментов. Даже если у кого-то мама рядом стояла – всё равно пришлось в какой-то момент без мамы готовить. Отвлеклась на телефон – все залито, плиту не отмыть. Не среагировала на запах вовремя – достала из духовки угольки.
Когда речь идет о понятных применимых вещах, мы считаем нормально ошибаться, учиться на своих ошибках, осваивать опыт своих ошибок и снова идти делать то, что нам нужно делать. Это мы понимаем про обучение физическим навыкам. А когда речь идет о наших мыслях и убеждениях, мы выключаем способность к обучению.
У каждого из нас есть способность обучаться и действовать правильно. Мы все научились плавать, ездить на велосипеде, готовить еду, водить машину. У каждого есть опыт правильного обучения и правильного отношения к своим ошибкам.
При этом мы почему-то, когда речь заходит о деньгах и благополучии, о жизни в том формате, в котором вы хотите жить, очень часто берем не тот опыт, где мы ошибались и научились, а плохой школьный опыт – опыт того, как нас «били» за каждую ошибку. Вспомните реакцию своих учителей и родителей на «не выучил урок и получил двойку». Повезло тем, кому говорили: «Ничего, исправишь, все у тебя получится». В основном моим друзьям детства говорили совсем другое.
Вспомните, что говорили вам, когда вы забыли тетрадку или не сделали домашнее задание, и поэтому двойка? Кого-то родители били, кого-то наказывали и лишали удовольствий, кого-то унижали и оскорбляли. Даже если повезло с родителями, всё равно унизительные и пренебрежительные фразы наверняка выслушивались от учителей.
И даже если вам самим было хорошо, всё равно вам навязывали страх ошибки и страх перед обучением. В вашем присутствии оскорбляли и унижали или наказывали ваших братьев, сестер и одноклассников.
Этот привычный на постсоветском пространстве способ обучения приводит к формированию антипредпринимательского мышления, мышления бедности и серости. Ребенок переживает боль сам либо через механизм эмпатии (сопереживания) чувствует эмоции других детей. Дети, когда учатся в школе, ещё не умеют отгораживаться от чужих переживаний, как это могут делать взрослые.
Даже если ставят двойку, наказывают и ругают не самого ребенка, а одноклассника, ребенку всё равно больно, задевает, возникает страх оказаться на чужом месте. У большинства людей, которые не богаты, не преуспевают, не добились целей, родителями, учителями, высказываниями в обществе, опытом других детей или собственным опытом сформирован страх ошибки, т.е. отсутствует право ошибаться.
В основном мы жили с родителями, которые сами не имели права ошибаться. Кто из наших мам и пап мог вслух сказать: «Извини, доченька/сыночек, я была неправа, я ошиблась, неправильно поступила по отношению к тебе, и буду нанесенный тебе вред компенсировать»? Единицы!
Единицы наших родителей могли уронить свой родительский авторитет перед ребенком. Большинство замалчивало такие моменты.
Хорошо, что наше поколение понимает, что признание ошибки не роняет авторитет, наоборот, дети воспринимают это как нормальный способ человеческого взаимодействия. Но, к сожалению, наши родители были такими, какими были. В Советском Союзе нельзя было ронять свой родительский авторитет, транслировалось, что этого не должно быть ни в коем случае.
А мы, когда были детьми и подростками, мы ж не были совсем идиотами. Мы прекрасно понимали, что здесь мама врет, здесь мама манипулирует, здесь мама «накосячила», но не признает этого, здесь мама несправедливо нас наказала, обидела, унизила, но не будет это признавать. Мы, к сожалению, в большинстве своем не имели опыта взаимодействия как равные взаимоуважаемые партнеры: ни в школе с учителями, ни с родителями.
Так формируется мышление людей слабых, несчастных и бедных. Редко кому повезло с родителями – большинство наших родителей были с советским менталитетом, когда неважно, умна учительница или нет, права или неправа, «ты виноват уж в том, что хочется мне кушать», ты обязан принимать, слушаться, соглашаться. Последствия достаточно грустные.
А замечали ли вы, как относятся к обучению и образованию люди богатые, преуспевающие, успешные? Как они относятся к тому, чтобы научиться чему-то новому?
Как правило, преуспевающие предприимчивые люди действительно любят учиться, понимая, что ошибки неизбежны в процессе. Они не стоят на месте.
В этом тоже разница между слабыми и сильными: слабые люди не прокачивают себя как персонаж игры в жизнь, в социум, общество, работу. Они считают, что если они кое-как справляются с текущей работой, то всё в порядке, и так будет всегда. И зачем им ошибаться и учиться, если можно прямо сейчас выпить пиво с друзьями? А потом начинается кризис, уволили, понизили зарплату, обманули, обещали повысить и не повышают, скакнула инфляция, и теперь за эту же зарплату можно купить намного меньше.
Думаю, вы сами много раз сталкивались, что происходит со слабым человеком, который не прокачивает свои личностные качества, свое мышление, свои скорости, свою внутреннюю силу, силу воли. Если он заболевает, если его увольняют, если что-то случается, то «всё кончено».
Конечно, есть люди, которые учатся, ходят на тренинги, но ничего потом не делают и никак это не применяют. И тут мы плавно переходим к теме правильной и неправильной учебы. Правильная учеба осуществляется так же, как вы учились плавать или ездить на велосипеде. Кто-нибудь проходил тренинг по плаванию не в бассейне путем плавания? Или кто-нибудь проходил курс лекций по езде на велосипеде? Я не о курсе в институте физкультуры о том, как надо учить людей плавать. Никто не учится плавать прослушиванием лекций или разговорами на тему «что ты чувствуешь, если поплывешь».
Для того, чтобы реально научиться, схема очень простая. Нужно получить новый опыт и этот опыт осознать. Если вы хотите чему-то реально научиться, лекция этому не поможет. Чтение книг – это развлечение. Прослушивание лекций – это развлечение. Если вы послушаете, но не пойдете в реальную жизнь получать реальный опыт, то вы пришли поразвлечься.
Результата не будет, если не будет нормального процесса человеческого обучения по схеме «новый опыт, затем – осмысление этого опыта». У слабых бедных неудачников пропущены оба шага. Люди, которые ходят на тренинги просто посидеть, послушать, поговорить и т.д., пришли развлечься – они не обучаются. Люди, которые просто ходят в вузы или на курсы, не обучаются.
Обучение происходит только при получении нового опыта, его осмыслении и снова получении нового опыта. Других схем нет.
Приходите учиться!
Если вы хотите принять участие в первом (открытом) занятии, то вам сюда:
Что делать, если ничего не получается: 17 советов от психолога
Полезные рекомендации от специалиста о том, что стоит сделать, если ты недоволен своей жизнью.
Здесь и далее фото unsplash.com
У всех нас были такие дни (месяцы или годы), когда кажется, что за одной проблемой следует другая, и их становится слишком много. Они угрожают выбить нас из колеи и помешать двигаться вперед.
В такие времена ты можешь задаться вопросом: «Почему у меня ничего не получается?» — и совсем опустить руки. Мы настоятельно рекомендуем не отчаиваться, а использовать этот трудный период, чтобы стать сильнее, мудрее и даже счастливее.
Вот несколько советов от лицензированного психолога Лесли Ральф, которые могут тебе помочь.
8 моментов, о которых стоит помнить
Что делать, если ничего не получается в жизни? Доктор Лесли Ральф советует почаще думать о том, что:
13 вещей, которые нельзя делать, когда все идет не так
Знать, что не стоит делать, когда ничего не получается в жизни, так же важно, как и подсказки как правильно менять ситуацию. Доктор Ральф настоятельно советует НЕ прибегать к перечисленным ниже действиям:
Что стоит сделать, если ничего не получается: 17 советов
1. Прими текущую ситуацию
Это не значит, что тебе стоит смириться с тем, что причиняет тебе боль или совершенно не устраивает. Просто напомни себе, что ты живешь здесь и сейчас. Вместо того чтобы беспокоиться о будущем или зацикливаться на прошлом, подумай о том, что ты можешь изменить в данный момент.
2. Сосредоточься на реалистичных ожиданиях относительно себя и ситуации
Когда ты думаешь о том, «почему у меня ничего не получается», спроси себя, а что собственно должно получиться. Если в твоем представлении счастье наступит только когда у тебя появится особняк в Монако и приватный самолет, есть большой риск, что ты обрекаешь себя на вечное пребывание в состоянии несчастья, ведь добиться желаемого объективно не так-то просто.
3. Различай то, что ты можешь и что не можешь изменить
Человек может многое, но, увы, не все. Нам не под силу вернуть к жизни умерших, заставить полюбить себя того, кто к нам безразличен, изменить прошлое или законы физики. Однако список того, что нам под силу — впечатляет.
Некоторые цели могут быть более труднодостижимы, чем другие, но, тщательно о них подумав, ты поймешь, что при большом желании, терпении и прикладывании усилий ты сможешь их достичь.
4. Сделай один шаг, потом другой
Путь к цели похож на подъем по лестнице и подразумевает постепенное движение вверх. Даже если это всего лишь детские и небольшие шаги, продолжай постоянно двигаться к тому, к чему ты стремишься.
5. Вместо того чтобы сосредотачиваться на худшем сценарии, подумай о более позитивных
Когда у нас ничего не получается и в жизни масса проблем, мы склонны думать, что дальше будет только хуже. Никто не может дать гарантий, что худшее не случится, но абсолютно бессмысленно постоянно думать о катастрофичном развитии событий и пугать себя этими картинками.
Вместо этого переключись на мысли о более приятном исходе событий и улучшении ситуации в ближайшем будущем.
6. Извлеки урок из сложившейся ситуации
Сложные ситуации часто могут научить нас тому, что нам еще предстоит узнать. Оказавшись в точке, где все идет плохо, подумай, почему так произошло и что ты можешь сделать, чтобы изменить это.
7. Сохраняй позитивный настрой, сосредоточившись на своих сильных сторонах
У нас у всех есть недостатки и слабые стороны. Но вместо того, чтобы постоянно напоминать себе, в чем ты плох и что у тебя не получается, подумай о том, в чем ты хорош и что умеешь делать хорошо.
8. Начни с малого
Мало поставить перед собой какую-то цель, нужно еще разбить ее на несколько небольших и более легких для исполнения задач, а затем запастись терпением и мотивацией, начав двигаться к ней.
И чтобы не чувствовать, что у тебя ничего не получается, попробуй достичь успеха сперва в малом, а затем постепенно переходи к более масштабным проектам.
9. Проводи время с людьми, которые тебя поддерживают
Поверь, это прекрасный способ получить подзарядку, необходимую для того, чтобы выйти из порочного круга и начать менять свою жизнь к лучшему. Только постарайся не превратиться в энергетического вампира, не ной и не злоупотребляй добрым отношением других людей. И не забывай проявлять в ответ внимание и заботу к ним.
10. Береги себя
Относись к себе с любовью и уважением. Перестань уже постоянно «кусать» себя и обвинять во всем. Совершив ошибку, думай о решении проблемы и изменении поведения, а не о том, какой ты неудачник.
Ты — самый важный и дорогой для себя человек на этом свете, научись дружить с собой, поддерживать и заботиться.
11. Научись запрашивать помощь у других (и проси о помощи лучше раньше, чем позже)
Почему-то мы часто чувствуем себя слабыми и униженными, когда вынуждены открыто просить о помощи. Чаще всего мы намекаем на свои нужды (чтобы кто-то предложил помощь сам), а если и решаемся попросить о чем-то напрямую, то только в самых крайних случаях, когда все рушится и других вариантов нет.
Это в корне неправильный подход. Запрашивать помощь и эмоциональную поддержку у друзей, родных и коллег — хорошо и правильно. Намеки, вместо прямых просьб, как бы маскируют наш запрос и обесценивают чужую помощь. Прозрачное общение и сказанные словами через рот просьбы сплачивают людей и дарят понимание, что никто из нас не одинок. Опираясь на плечи друг друга в разные жизненные периоды, мы становимся только сильнее.
Также не стоит бояться и помощи специалистов. Если ты понимаешь, что психотерапевт (или какой-то другой врач) способен улучшить качество твоей жизни в этот непростой период — обязательно стоит попробовать этот вариант.
12. Цени хорошие моменты в своей жизни
Нам всегда не хватает чего-то для полного счастья, и мы грустим о том, чего у нас нет. Но если посмотреть не на пустую, а на полную часть стакана, то можно обнаружить, что мы не правы.
Возможность наслаждаться солнечным светом, спать в теплом и удобном месте, есть, когда ты голоден, ходить на двух ногах — пугающее количество людей на Земле лишены множества простых радостей, которые есть у нас. Скажем больше — нет никакой гарантии, что завтра мы их не потеряем.
Это банальные слова, но постарайся прочувствовать это и испытать искреннюю благодарность за то, что подарила тебе жизнь.
13. Посмотри на ситуацию с чьей-то точки зрения
Не стоит слепо следовать чужим советам, но иногда полезно узнать чье-то мнение о твоей проблеме и проанализировать слова других людей. Причем будет лучше, если ты сможешь получить советы от представителей разных точек зрения, чтобы выбрать то, что подходит для тебя лучше всего.
14. Не забывай двигаться
Мы не знаем, что именно заставило тебя думать, что у тебя ничего не получается в жизни. Но мы уверены, что регулярная физическая активность поможет тебе чувствовать себя лучше во всех смыслах. Даже если это просто ходьба в течение 10 минут.
Что делать, если ничего не получается: 4 совета гештальт-терапевта
Медиа и социальные сети заполнили истории успеха. Своих целей добиваются далеко не все, но высокие достижения все равно выставляются как норма, к которой нужно стремиться. Все это нередко приводит к потере веры в себя и закономерному вопросу: «Почему у меня ничего не получается?» От таких негативных установок можно избавиться, делая шаги для улучшения своей жизни.
Янина Верженская, психолог, гештальт-терапевт
Что значит «все не получается»
Здесь заключается главная ошибка. Говоря «все не так», мы обобщаем и, по сути, перечеркиваем все без исключения, что было нами сделано. Действительно ли в проделанной работе нет ни одного верного шага? Чтобы оценить это, определимся с понятиями.
Предположим, вы решили запустить проект, и работаете над его реализацией в режиме 24/7, но проходит время, а он не развивается. В какой-то момент вы понимаете, что ничего не получается, и вера в успех постепенно пропадает.
Такое ощущение появляется, когда человек не видит результатов своего труда прямо сейчас. Некоторые объясняют данное состояние выгоранием — тем, что просто пропал интерес. В действительности выгорание — это усталость, эмоциональное истощение, переживание опустошенности и бессилия, нежелание что-либо делать.
Когда мы говорим, что ничего не получается, и при этом понимаем, что останавливаться нельзя, что нужно идти вперед, речь идет не о выгорании, а об обесценивании результатов своих усилий. А это состояние можно и нужно прорабатывать.
Что делать, когда «все не получается»
Разобрать сложившуюся ситуацию на составляющие и понять, что именно мешает достижению результата, — это поможет избежать обесценивания.
Как это сделать, разберем на примере: вы решили открыть магазин, выбрали нишу, исследовали рынок, провели анализ конкурентов, составили бизнес-план, арендовали помещение, договорились с поставщиками, наняли сотрудников и, наконец, запустили проект, но посетителей нет, а значит, и прибыли тоже. Причины могут быть разные: неудачно выбрана локация, неверно оценены вложения, подвели подрядчики, недостаточно квалифицированных сотрудников и так далее — надо найти, что именно.
Для этого необходимо задать себе вопросы, например: удачно ли расположен торговый объект? верно ли выбрана товарная ниша? правильно ли подобран персонал? какие ошибки совершают работники и в чем?
Таким образом глобальное «все не получается» будет разделено на составляющие: в одной из них, вероятно, и кроется ошибка. Благодаря этому станет очевидно, что удалось сделать достаточно много. А значит, не получается далеко не все, а только конкретные пункты плана, в то время как конструктивных действий гораздо больше.
Перестать зацикливаться на профессиональной деятельности
В этом случае при возникновении проблем в производственной сфере происходит обесценивание не только результатов своей работы, но и жизни в целом. Ведь от мыслей о профессиональных неудачах («у меня в бизнесе ничего не получается») легко прийти к выводу «я никчемный человек». При этом, вполне возможно, вы прекрасные мать или отец, отлично рисуете, готовите или играете в теннис. Хотя эти навыки не имеют отношения к работе, они касаются лично вас: есть конкретные сферы жизни, в которых вы талантливы и успешны. И важно помнить об этом, а не умалять свои достижения, обобщая их с теми сферами, в которых что-то не получилось или получилось недостаточно удачно.
Надо научиться не обобщать неудачи, а конкретизировать проблему, чтобы проработать и устранить ее.
Принять, что движение вперед есть всегда, но бывает дефицит, который можно восполнить
Когда возникает ощущение, что ничего не получается, выполните несложное упражнение, которое наглядно покажет достигнутые результаты. Запишите на листе бумаги:
Даже если кажется, что процесс происходит не так быстро или не в таком масштабе, как запланировано, это говорит только о том, что существует определенный дефицит, с которым необходимо работать.
Например, вы не прошли собеседование на должность графического дизайнера в авторитетном издании и сразу сделали вывод: «У меня снова ничего не получилось, меня никогда не возьмут на достойную работу». Но если разложить ситуацию на составляющие, может оказаться, что для получения вакансии вам не хватило конкретного навыка — например, знания одной из четырех обязательных программ. Понимая это, можно достаточно быстро устранить дефицит, пройдя обучение самостоятельно или на курсах, и прийти к другому результату: «У меня все получилось».
Однако надо отдавать себе отчет, что получилось не все, а только добиться желаемой вакансии. Но теперь на ней необходимо удержаться, а значит, надо постоянно расти.
Как составить стратегию действий
Начните записывать маленькие шаги, которые помогут двигаться вперед, то есть начните фрагментировать ситуацию. Такие записи стоит делать раз в две недели либо в раз месяц. Выберите точку отсчета и распишите, что на ваш взгляд, идет не так.
Например, вы хотите увеличить доход в два раза, но это не удается.
Чтобы понять, в чем проблема, отметьте:
Проанализируйте, возможно, у вас не получается не все, а только соблюсти сроки, или вы их вообще не поставили либо решили, что удвоите прибыль за счет увеличения продаж, но потом пришли к выводу, что, если раньше продавали 100 единиц товара в день, то реализовать 200 единиц нереально. Может быть, в этом случае следует повысить стоимость товара или включить оплату за его пересылку, то есть изменить что-то в самой стратегии.
Помните, что стратегия — это способ достижения сложной цели, и очень важно регулярно ее прорабатывать и корректировать. При этом следует ориентироваться на так называемый управленческий цикл, где есть:
В данном случае контроль — это сравнение с идеалом: что есть в настоящий момент и к чему вы стремитесь прийти в итоге.
Как научиться разделять ответственность
На старте проекта важно разделить ответственность (если не получилось в самом начале, то как только об этом вспомнили): надо четко определить, за что отвечаете вы, а за что — другие. И не винить себя в том, что находится вне вашей зоны влияния.
Ощущение «все не получается» может возникнуть в аэропорту, когда вы собрались на важные переговоры, а рейс отменили. Да, не получилось. Но это не у вас не получилось. Внешние обстоятельства нельзя сбрасывать со счетов. Вы открыто говорите партнерам о переносе встречи, потому что верите в ее ценность, а не зацикливаетесь на чувстве вины.
Брать на себя всю ответственность — это другая сторона мании величия, потому что невозможно отвечать абсолютно за все. Нагружая себя виной за чужие ошибки, вы попадете в отчаяние, а там и до выгорания недалеко. Кроме того, надо принимать во внимание объективные внешние обстоятельства и уметь на них реагировать: кризис — вы регулируете цены, необязательность партнеров — осознаете ситуацию и не пытаетесь переделать людей. Важно обсуждать проблемы и менять стратегию.
Благодаря такому подходу вы перестанете обесценивать свою работу, потому что научитесь раскладывать неудачи на отдельные фрагменты, находить слабое звено и прорабатывать его, добиваясь нужного результата.
«Я неудачник, моя жизнь — болото»: как научиться менять негативные установки
Создатель блога Brainhack.me объясняет, что такое когнитивные искажения и рассказывает, как с ними нужно бороться.
Почему у меня ничего не получается? Никто меня не понимает. Я расстраиваю людей. Не могу ничего начать делать. Я лентяй. Моя жизнь — болото. Я неудачник. У меня никогда ничего не получится. В этой жизни нет ничего стоящего. Я ничего никогда не могу довести до конца. Если не получу эту работу, то мне конец. Я должен брать на себя ответственность. Я должен быть мужественным. Если я много работал, справедливо было бы повысить мне зарплату. Он думает, что я неудачник. Я должна быть благодарна. Мое будущее уныло. Мне легко это дается, поэтому не считается. Я должна быть женственной. У меня не получается общаться с людьми. У меня всегда так. Я могу, конечно, попробовать, но это потеря времени, у меня ничего не получится. Если просят — я должна помочь. Отказываться нехорошо. Я не должен терять самообладания. Я должен все делать быстро. Я должен быть оригинальным. Люди должны быть справедливыми.
Нашли среди этих предложений свои мысли и можете дополнить список? Это автоматические мысли — внутренние высказывания людей о самих себе. Их же прозывают внутренним голосом. Они появляются в голове непроизвольно в отличие от произвольных мыслей — взвешенных решений.
Почему же возникает ощущение, что эти автоматические мысли взялись непонятно откуда? Дело в том, что они представляют собой обрывки наших базовых убеждений — неких правил жизни, комплект из которых каждый из нас собирает самостоятельно осознанно и неосознанно всю жизнь, а особенно в раннем возрасте. При помощи таких правил мы оцениваем наш опыт, интерпретируем реальность. Часть из них упрощают нашу повседневность, а другая часть, обычно бóльшая, напротив, усложняет нам жизнь. Убеждения, которые мешают нам жить, называют ошибочными и дисфункциональным. И единственный плюс этих убеждений — их можно изменить.
Получить доступ к этим убеждениям можно, отслеживая свои автоматические мысли, а затем анализируя их. Обычно требуется немало времени и усилий, чтобы отыскать их и сделать так, чтобы жить стало легче. Эффективнее всего делать это с психологом, но в этой статье вы узнаете об основных дисфункциональных убеждениях и когнитивных ошибках, из-за которых мы продолжаем в них верить. После можно начать хотя бы замечать моменты, когда мышление ошибается.
С чего начать
Проблема в том, что за свои убеждения мы нередко держимся, даже недоформулировав их. Люди часто удивляются, когда, обдумывая свое поведение, наконец озвучивают себе эти правила. Бывает, что их сложно доформулировать, даже когда поставлена такая задача. Многие из этих правил имеют произвольный и предвзятый характер. Грубо говоря, мы либо сами их выдумали, либо «не глядя» подхватили от значимых для нас людей. Например, детское «веди себя хорошо, а то папа будет сердиться» может впитаться и трансформироваться в убеждение, что надо всегда вести себя «хорошо», иначе люди не будут тебя принимать, хотя человеку, ведомому этой установкой, сложно бывает даже сформулировать, что это «хорошо» значит. Еще можно легко путать мысли и факты: вот мимо прошел коллега с каким-то не таким выражением лица, а вот уже побежала мысль, что он скверно к вам относится.
Поскольку те самые глубинные, базовые убеждения бывают сформулированы в экстремальных терминах, они приводят к экстремальным заключениям. Поезд мысли проносится без остановок от несформулированного убеждения «если меня не любят, я — ничтожество» через домысел «он/она не любит меня» до конечной станции «я — ничтожество». В таком виде этот маршрут мы, увы, не замечаем, а лишь «наслаждаемся» результатом, полученным на конечной станции.
Аарон Бек, один из основоположников когнитивного направления в психологии, еще в конце 70-х годов прошлого века вывел перечень дезадаптивных убеждений. Вот некоторые из них: