Что тлеет в кадиле
Кадило
Церковный храм оглашается торжественным пением хора. Звучит текст псалма, который посвящен теме сотворения мира. И тогда в руках у батюшки появляется кадило, источающее благоуханные ароматы. Что это за предмет и в чем его назначение?
Религиозный символ
В Православном Богослужении кадило считается религиозным символом. Оно имеет вид металлического сосуда, предназначением которого является литургическая практика.
С помощью кадила курят ладан. Это одно из важнейших действий в процессе Богослужения, которое несет особенный смысл.
История процесса каждения
Кадило использовалось с апостольских времен. Каждением сопровождалось чтение определенных молитв. Для этого металлическая кадильница наполнялась раскаленными углями, а сверху – душистой смолой с восточного дерева, именуемого ладаном или фимиамом. Сгорая, это вещество становилось струйкой ароматного дыма.
Сила благовонного фимиама
Древняя традиция каждения связана с религиозным обрядом жертвоприношения.
Также известно, что из уст самого Господа Моисей получил наказ создать особенное сооружение жертвенника и совершать там священное курение благовонных веществ.
Даже дары волхвов, адресованные новорожденному Иисусу, содержали ладан. Из откровений Иоанна Богослова можно узнать о золотой кадильнице, установленной на небесах в Ангельском храме.
Особенная сила
Святые отцы придают огню свойства уничтожать или согревать. Они считают его своеобразным божеством:
Подтверждение последнему доводу можно найти в текстах многих молитв, в которых Пречистую Богородицу называют «благовонное Кадило».
С помощью каждения священник выполняет освящение престола, икон, священных предметов. Этот процесс является символом воздаяния чести и хвалы Создателю, благословения и схождения на землю Духа Святого.
Кто может кадить
Могут ли миряне пользоваться этим религиозным символом в домашних условиях? Однозначный ответ отсутствует. Разрешение на каждение в процессе домашней молитвы дают не все священнослужители. Поэтому лучше руководствоваться рекомендациями того духовника, которого посещаете.
Кадило, каждение
Кади́ло – (греч. θυμιατός (фимиатос), θυμιατήριον (фимиатирион), λιβανωτός (ливанотос)) – металлический сосуд, используемый в литургической практике Православной и Католической Церквей для совершения каждения (курения ладана — важнейшего символического действия, совершаемого во время богослужения).
С апостольских времен совершается каждение во время молитвы. В металлическую кадильницу на раскаленные угли полагается душистая смола восточных деревьев – ладан (фимиам). При сгорании он образует благовонный (ароматный) дым.
Сожжение жертв пред Богом появилось на Земле в древнейшие времена. Достаточно вспомнить жертву праведного Авеля.
Сам Господь в Ветхом Завете повелел Моисею сделать в скинии особый жертвенник для священного курения ароматических веществ ( Исх.30:1-9 ).
Волхвы, пришедшие поклониться Христу, среди прочих даров преподнесли Богомладенцу ладан.
Евангелист Иоанн Богослов видел в Откровении в Небесном храме Ангела, приемлющего золотую кадильницу ( Откр.8:3-5 ).
Христиане стали использовать кадила за богослужением начиная с VI века. По форме они напоминали современные: это была небольшая чаша или сфера на трех цепочках, которые соединялись вместе. Изначально крышки не было — все элементы несли практическое значение.
На Русь кадильницы с цепочками попали из Византии в XI веке. В XV веке они приобрели форму храма: к чаше для угля добавили крышку в виде церковного купола с отверстиями для воздуха и благовоний, которая заканчивалась крестом.
По толкованию Святых Отцов, огонь как вещество сожигающее и согревающее изображает собою Божество. Поэтому огонь кадильных углей знаменует Божественную природу Христа, само вещество угля – Его человеческую природу, а ладан – молитвы людей, приносимые Богу.
Кадильница есть образ Богоматери, вместившей Невместимого Христа. Во многих молитвах Пречистая называется Кадилом благовонным.
Когда священник кадит престол, иконы или другие священные предметы, он воздаёт честь и хвалу Богу. Каждение людей символизирует благословение и схождение Святого Духа.
Молитва перед началом каждения
Перед началом каждения священник произносит молитву: «Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню (запах) благоухания духовного, еже прием в пренебесный мысленный Твой жертвенник, возниспосли нам благодать Пресвятаго Твоего Духа».
Из этой молитвы ясно, что видимый дым кадила означает невидимое присутствие благодати Господней, духовно укрепляющей верующих.
Виды каждения: полное и малое
Богослужебное каждение бывает полным, когда охватывает весь храм, и малым, когда кадят алтарь, иконостас и предстоящих людей с амвона. Когда каждение совершается священным предметам – иконам, храму, оно относится к Богу, воздавая Ему подобающую честь и хвалу. Когда же кадило обращается к людям, этим свидетельствуется, что Дух Святой нисходит на всех верных, как носящих в себе образ Божий. По традиции в ответ на каждение принято кланяться.
Каждение, как служение дьякона
Когда священник служит вместе с дьяконом, последний совершает практически все каждения. Это одна из главных его обязанностей наряду с возглашением молитвенных прошений — ектений. Именно поэтому в православной традиции дьякона хоронят с кадилом в руках.
Действия прихожан во время каждения
В ответ на каждение принято кланяться. Во время каждения всего храма достаточно лишь слегка развернуться в сторону священника с кадилом и поклониться, нет необходимости крутиться вокруг своей оси.
Могут ли миряне самостоятельно совершать каждение дома?
Не существует чина освящения кадила, но существует традиция, согласно которой священнослужители кадят в храме кадилом с цепочками, а миряне в своих жилищах используют кацею.
В качестве топлива для каждения применяют уголь, он продается в виде таблеток, которые легко разжигаются при помощи спичек (быстроразжигающиеся таблетки) или на плите (обычные таблетки). Ладан используйте только хорошего качества, чтобы получить действительно благовонный фимиам.
Обходя комнаты в доме и совершая кадилом крестное знамение, можно произносить 90‑й и 100‑й псалмы, а также молитву Честному Кресту.
Кадило и паникадило – это разные предметы!
Ручное кадило в форме ковша именуется кацией.
Теперь вы не перепутаете кадило с паникадилом, как это сделал русский классик: Еле живой дьячок вышел из кухни, с трудом раздувая ладан в старом медном паникадиле (И.С. Тургенев).
Изображение кадила на иконах
С кадилом в руках изображают первосвященника Аарона и святых архидиаконов Стефана и Лаврентия (их иконы можно встретить на диаконских вратах иконостаса — они находятся по обе стороны от центральных царских врат).
«Каждение приготовляет нас к службе «вонею благоухания». Духовному, «умному» богослужению предшествует это телесное, внешнее. Фимиам возносит ум к престолу Божию, куда он направляется с нашими молитвами. Во все века и у всех народов сожжение благовоний считалось лучшей, чистейшей вещественной жертвой Богу, и из всех видов вещественной жертвы, принятых в естественных религиях, христианская Церковь удержала только эту и еще немногие (елей, вино, хлеб). И внешним видом ничто так не напоминает благодатного дыхания Духа Святого, как дым фимиама. Исполненное такого высокого символизма, каждение много способствует молитвенному настроению верующих и своим чисто телесным воздействием на человека. Благовония действуют повышающе, возбудительно на наше настроение. С этой целью устав, например, пред пасхальным бдением предписывает уже не просто каждение, а чрезвычайное наполнение храма запахом из поставленных сосудов с курениями».
Михаил Скабалланович. Толковый типикон.
Такое знакомое и не знакомое кадило: история, виды, значение
Кадило – предмет знакомый и в то же время совершенно не знакомый. Мы знаем его название и видим его за каждым богослужением. Но, чаще всего, это все, что мы о нем знаем.
Приятен для нас и аромат ладана, и звон бубенчиков кадила и само по себе каждение, как богослужебное действие. Однако, не всегда кадила имели привычный для нас размер и вид. Мир кадил многообразней чем нам каждется, а история его восходит к дверним временам.
Как часто бывает в подобных темах, разговор начнем с Ветхого Завета, точнее с ветхозаветных времен и существовавшего тогда Иерусалимского храма. Помимо кадильного жертвенника, название которого не совсем соответствует его использованию, так как здесь не приносились жертвы, а лишь раз в год он окроплялся кровью, в Иерусалимском храме были также переносные кадила, имевшие форму сковороды.
Каждение в Святая Святых Иерусалимского храма. Фото: pravoslavie.ru
Кроме этого, во время раскопок на территории Палестины археологи не раз находили сосуды, которые могли использоваться для каждения. Одни имели форму цилиндра или кувшина с отверстиями по бокам и высотой до 50 сантиметров, другие – были в форме чаши на ножке.
Мы также помним, что евреи жили и в Египте, куда они попали после разрушения Иудейского царства Навуходоносором. Так вот, в Египте были обнаружены кадила в форме ковша с трубкообразной ручкой, вероятно использовавшейся для раздувания угля.
Стационарная кадильница, Византия-Сирия, VI век. Фото: ruvera.ru
С оглядкой на ветхозаветное богослужение, кадила в христианстве стали употребляться не ранее IV века, однако самые древние кадила из найденных археологами, датируются VI столетием. Географически они относятся к тому же Египту и имели форму сковороды, сложного контейнера с рукоятью или чаши на трех ножках в виде львиных лап. Также примерно этим же временным периодом, т.е. VI-VII веками, датированы кадила найденные в Сирии. Изготовлялись они, преимущественно из бронзы и на них использовались крышки, увенчанные крестом, к которому крепилась цепь с кольцом. Стоит сказать, что кадильная чаша с ручкой получила наименование кацеи или кации и изготавливалась она не только из металла, но и вырезалась из камня.
Лиможская эмалевая доска с изображением ангелов с кадильницами. Метрополитен-музей. Фото: litem.ru
Вернемся в IV век, т.е. ко времени первого упоминания о кадилах. В жизнеописании святителя Сильвестра Римского, почившего в 335 году, идет речь о том, как император Константин Великий подарил три золотых кадила знаменитой Латеранской базилике, два – массой 10 кг и одно – массой 5 кг и украшенное 49 драгоценными камнями. Также пятикилограммовое кадило, только с 60 камнями, досталось базилике апостола Петра.
Оглядываясь на обозначенные массы, невольно возникает вопрос: как же возможно произвести каждение большого храма десятикилограммовым сосудом, кокой вообще богатырь мог совершить такое каждение? Но ответ здесь довольно прост. На византийских и древнерусских фресках можно обнаружить изображения стационарных подвесных кадил, которые не использовались во время литургических процессий. Скорее всего, обозначенные кадила были именно такими.
Кадило в соборе Сантьяго-де-Компостела – самое большое кадило в мире. Фото: spainnordtur.com
Еще житие папы Сергия (687-701 гг.) рассказывает нам, как большое подвесное серебряное кадило было установлено перед иконой апостола Петра и воскурялось во время служения мессы. Сосуды подобного размера и массы можно увидеть и сейчас.
В 1204 году Константинополь был захвачен крестоносцами, которые вывезли из него множество драгоценностей. Так вот, изготовленное примерно в XII веке византийское серебряное кадило в виде многокупольного храма, вывезенное в то время крестоносцами, сегодня находится в венецианском соборе Сан-Марко. Здесь оно используется больше как музейный экспонат, но бывают и функционирующие до сего дня кадила. В кафедральном соборе апостола Иакова в испанском городе Сантьяго-де-Компостела до сих пор активно пользуются большим кадилом подвесного типа. Также стационарные кадила поныне не вышли из употребления и в некоторых греческих храмах, размещаются они, как правило, на солее и устанавливаются на ножке.
Мозаика с образом первомученика архидиакона Стефана из Михайловского Златоверхого Собора. Киев, XII век. Фото: ruvera.ru
Поговорим теперь о ручных кадилах. Думаю, что некоторые из нас обращали внимание, что иногда на иконах святых диаконов, чаще всего мучеников Стефана и Лаврентия, изображаются кадила без крышки. Сегодня известны такие сосуды, созданные византийскими мастерами в VI-XI веках. Они имели три варианта формы: полусферы, низкого цилиндра и многогранной призмы.
Для удобного использования сферические кадила имели специальную подставку, а остальные изготавливались с ножкой. Так как крышки на таких сосудах не было, то подвешивались они только на три цепи, соединенные сверху либо кольцом, либо, опять же, полусферой с ручкой.
Декорировались такие кадила чеканными медальонами с изображением Спасителя, апостолов или ангелов. Цилиндрическое кадило с орнаментальной чеканкой, созданное в античных традициях, хранится сегодня в Стамбульском Археологическом музее. В других регионах христианского мира исследователи обнаруживали бронзовые литые кадила с рельефными изображениями святых или узорами. В XI-XII веках появляются яйцеобразные ажурные сосуды с крышкой и боковой ручкой работы византийских мастеров.
На Западе, в основном уже с XI столетия, сформировалась своя творческая традиция изготовления кадил. Выполнялись они преимущественно в романском стиле, имели крышку, как самостоятельную деталь с подвешенной к ней цепочкой, собственно сам цепедержатель и отдельный угольный контейнер.
Украшались романские кадила в основном орнаментами с изображением растений и животных, хотя иногда встречаются примеры, на которых можно увидеть лики ветхозаветных патриархов, царей и пророков. Чуть позже стали появляться готические кадила, более угловатой формы с высокими коническими крышками.
Кацея на миниатюре «Отпевание и погребение князя Владимирка Володаревича». Радзивиловская летопись, конец XV в. Фото: ruvera.ru
Что же касается Руси, то сюда кадила попали вместе с византийской богослужебной традицией. Довольно часто, наравне с ручным кадилом на цепочках, здесь в употреблении были кацеи, используемые старообрядцами и поныне. Первое их документальное упоминание содержится в Ипатьевской летописи и датировано 1146 годом. Многие экземпляры сегодня можно видеть в музейных собраниях, а также на фресках XII-XV веков. Постепенно русские мастера вырабатывают и свой стиль, появляются покрытые серебром кадила в виде шатровых храмов.
Кадило, 1616 год. Вклад царя Михаила Федоровича в Троице-Сергиев монастырь. Фото: wikimedia.org
Согласно мнению, приписываемому святителю Герману Константинопольскому, кадило символизирует человеческую, а горящие угли – Божественную природы Христа. А вот о значении же самого процесса каждения прекрасно сказал святитель Симеон Солунский: «Священник кадит Престол, храм и всех, священным вещам воздавая честь, как вещам божественным, а предстоящих освящая. Потому, начиная с святого святых – престола, он кадит все по порядку, не просто воскуряя фимиам, но запечатлевая и освящая его, и через молитву принося и вознося его Христу с молением о том, да принято будет кадило горе и да ниспослется нам благодать Всесвятого Духа; таким образом через фимиам мы приемлем благодать, и никто пусть не пренебрегает каждение».
Кадило. Суть вещей
Приблизительное время чтения: 5 мин.
В рубрике Суть вещей «Фома» кратко рассказывает о христианской символике на примерах конкретных артефактов и святынь. Сегодня мы говорим о том, что такое кадило.
Кадило — сосуд для каждения на богослужениях и требах, который используют священнослужители. Кадило разжигается с помощью древесного угля, на который кладется ладан. При сгорании он выделяет благовонный дым — фимиам.
Огонь кадила символизирует Божественную природу Христа, уголь — Его человеческую природу, а ладан — молитвы людей, приносимые Богу. Кадило — это образ Богородицы, которая вместила Самого Христа.
Каждение
Каждение совершается в наиболее торжественные моменты богослужения. Оно бывает полным, когда священнослужитель обходит с кадилом весь храм, и малым, когда каждение совершается в алтаре и перед иконостасом.
Перед каждением священник благословляет кадило и читает молитву:
Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню (запах) благоухания духовного, еже прием в пренебесный мысленный Твой жертвенник, возниспосли нам благодать Пресвятаго Твоего Духа.
Когда священнослужитель кадит престол, иконы или другие священные предметы, он воздает Богу подобающую честь и хвалу. Обращенное к людям кадило символизирует благословение и схождение Святого Духа. В ответ на каждение принято кланяться.
Когда священник служит вместе с дьяконом, последний совершает практически все каждения. Это одна из главных его обязанностей наряду с чтением специальных молитв (ектений). Именно поэтому в православной традиции дьякона хоронят с кадилом в руках.
История возникновения
Каждение установлено в Ветхом Завете самим Богом. Господь повелел Моисею сделать жертвенник для каждения и дал четкие инструкции по его изготовлению:
И сделай жертвенник для приношения курений, из дерева ситтим сделай его: длина ему локоть, и ширина ему локоть; он должен быть четыреугольный; а вышина ему два локтя; из него [должны выходить] роги его; обложи его чистым золотом, верх его и бока его кругом, и роги его; и сделай к нему золотой венец вокруг; под венцом его на двух углах его сделай два кольца из золота; сделай их с двух сторон его; и будут они влагалищем для шестов, чтобы носить его на них; шесты сделай из дерева ситтим и обложи их золотом. И поставь его пред завесою, которая пред ковчегом откровения, против крышки, которая на [ковчеге] откровения, где Я буду открываться тебе.
На нем Аарон будет курить благовонным курением; каждое утро, когда он приготовляет лампады, будет курить им; и когда Аарон зажигает лампады вечером, он будет курить им: [это] — всегдашнее курение пред Господом в роды ваши. Не приносите на нем никакого иного курения, ни всесожжения, ни приношения хлебного, и возлияния не возливайте на него (Исх 30:1–9).
Жертвенник для курений — прообраз современного кадила. Изначально все кадильницы были стационарные и представляли собой большую чашу на ножках, куда закладывался горящий уголь, на который специальным совком засыпался ладан.
Параллельно со стационарными кадилами стали появляться и ручные. По форме они напоминали сковороду или цилиндр с отверстиями на длинной ручке, куда засыпалось все необходимое для каждения.
Современный вид
Христиане стали использовать кадила за богослужением начиная с VI века. По форме они напоминали современные: это была небольшая чаша или сфера на трех цепочках, которые соединялись вместе. Изначально крышки не было — все элементы несли практическое значение.
На Русь кадильницы с цепочками попали из Византии в XI веке. В XV веке они приобрели форму храма: к чаше для угля добавили крышку в виде церковного купола с отверстиями для воздуха и благовоний, которая заканчивалась крестом.
К нему крепилась 4-я цепочка, за которую можно поднять крышку вверх и получить доступ к чаше для угля. Современное кадило в Православной Церкви выглядит именно так.
Кация
Кация — ручное кадило в форме ковша. Его использовали в древности на Востоке и на Руси до появления кадил с цепочками.
Кация до сих пор используется во время богослужений в Греческой Церкви и старообрядцами, в Русской Православной Церкви практически не применяется.
По форме именно на кацию очень похожа кадильница, которую используют миряне дома во время молитвы.
Ладан
Ладан — ароматическая древесная смола, благовоние. При сгорании в кадиле он символически выражает благоговение человека перед Богом.
Настоящий ладан — это смола редкого дерева, которое у нас называют ливанским кедром. Чтобы получить ее как можно больше, на стволе дерева делают небольшие надрезы, из которых она вытекает. Затвердевшую смолу собирают, измельчают и перемешивают с водой и ароматными маслами.
Образовавшуюся пасту раскатывают и нарезают на мелкие части, которые пересыпают белым порошком — магнезией. Это нужно для того, чтобы ладан при хранении в упаковке не слипся в один комок и можно было взять нужное количество. Сейчас ладан изготавливают из разных пород восточных деревьев.
Ладанница
В древней Церкви ладан хранился в специальной ладаннице в алтаре храма. Как правило, это небольшая металлическая коробка правильной геометрической формы с крышкой в виде купола.
Сейчас нет обязательной практики хранить ладан именно в ней.
Изображение кадила на иконах
С кадилом в руках изображают святых архидиаконов Стефана и Лаврентия. Их иконы можно встретить на диаконских вратах иконостаса — они находятся по обе стороны от центральных царских врат. Также с кадилом изображается первосвященник Аарон.
Интересный факт:
самое большое в мире кадило находится в соборе святого Иакова в испанском городе Сантьяго-де-Компостела. Оно весит 80 кг и изготовлено из сплава латуни и бронзы, которое покрыто тонким слоем серебра. Изначально кадило изготовили на средства Людовика XI (король Франции с 1461 по 1483 год), но в 1809 году его переплавили солдаты Наполеона. Новое кадило изготовил ювелир Хосе Лосада в 1851 году. Оно крепится к потолку собора и раскачивается с помощью веревки, при этом скорость движения достигает 60 км в час.
Что такое кадило и зачем нужно каждение в храме?
Наполненный запахом ладана (фимиама) храм встречает каждого входящего как будто впускает его в особый мир со своими запахами, символами, законами. Фимиам в православной религии означает, по сути, молитву святых, об этом говорится в Евангелии:
И когда он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых (Откр.5:8).
То есть, молитвы всех, кто находится в храме, как благоухающий дым, поднимаются к Богу, взывая у него приятие и благоволение. Также, как фимиам имеет приятный аромат, так и сердечная, искренняя, смиренная молитва приятна Богу.
Поэтому стоит подробнее рассмотреть процесс каждения, чтобы понять его смысл и значение во время богослужения.
Кадило
Каждение происходит с помощью кадила – металлической емкости, которая в литургической практике используется во время совершения богослужений и треб. Внутри кадила разжигается древесный уголь, на который насыпают ладан. При сгорании ладана выделяется благовонный дым – фимиам.
Каждение – это важнейшее символическое действие, совершаемое во время богослужения. Оно проводится в храмах с апостольских времен.
История каждения
В главе 30 книги Исход Ветхого Завета написано, что сам Господь повелел Моисею соорудить в храме особый жертвенник, с помощью которого осуществлялось бы каждение. В те времена кадила были стационарные, переносить их могли лишь несколько человек с помощью специальных носилок. Таким образом, каждение в храмах было установлено с самого начала Церкви и проводилось священниками очень тщательно и благоговейно.
В Новом Завете написано, что волхвы, которые узнали о рождении Спасителя и пришли поклониться ему, в качестве даров принесли, в том числе, ладан. Это также говорит о значении каждения для Господа – самый первый дар.
Кадила, напоминающие современные, начали появляться во время богослужений с 6 века. Это также была чаша на трех цепочках, которые сходились вместе в руке священника. У первых кадил не было крышки, поэтому угли и ладан насыпали прямо во время каждения.
В Руси кадильницы повсеместно стали использовать с 11 века. Традиция пришла, как и многие другие, из Византии. Около 15 века кадила стали делать в форме символичного храма – к чаше добавилась крышка в виде купола с крестом и прорезями для доступа воздуха.
Символы каждения
Кадило объединяет в себе огонь, уголь и ладан, помещенные в сосуд кадильницы. Святые отцы христианской Церкви толкуют их объединение следующим образом:
Во время каждения священником на иконы и святыни, воздается хвала Господу и Святым. Каждение на людей означает благословение и схождение на них Святого Духа.
Каждение может быть полным и малым. Во время полного каждения священник или дьякон охватывает курением фимиама весь храм, иконы и молящихся. Люди, присутствующие в церкви, в этот момент должны поклониться в сторону кадила, но не обязательно крутиться вокруг себя, следя за прохождением служителя по храму. Ведь фимиам свидетельствует, что Дух Святой снисходит на всех, кто верует в Бога. Поэтому не стоит суетиться в такой важный момент, лучше будет понять и принять духовный смысл каждения.
Малое каждение осуществляется с амвона, при этом кадится алтарь, иконостас и предстоящие люди. Это значит, что воздается хвала и честь Господу от имени всех присутствующих в храме.
Молитва священника перед каждением
Перед каждым каждением священник произносит следующую молитву:
Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню (запах) благоухания духовного, еже прием в пренебесный мысленный Твой жертвенник, возниспосли нам благодать Пресвятаго Твоего Духа.
Таким образом, благодать духовная незримо присутствует в храме в виде дыма, исходящего из кадила. Это должно укреплять верующих в том, что во время совместной молитвы Господь стоит рядом с ними.
Можно ли проводить каждение у себя в доме во время молитвы?
Для каждения дома используется маленький сосуд – кацея. В нее также помещают уголь или угольные таблетки. На них кладется ладан.
Но суть не в том, что использовать в своей квартире. Суть в том, для чего это делается. Выше описан глубочайший духовный смысл каждения, без понимания которого ладан станет просто дезодорантом, не приносящим никакой пользы. А вот если кадить именно с целью сосредоточиться на молитве, вознести хвалу Господу и принять на себя благодать, то это совсем другое дело.
Но стоит сначала взвесить свою духовную зрелость, чтобы не скатиться к внешней стороне каждения. И что особенно страшно, не превратить свои домашние молитвы в языческую тризну, наполненную символами и причиндалами, когда разговор с Господом и покаяние отойдут на второй план.
Именно поэтому лучше принимать фимиам во время богослужения в храме, когда все каноны соблюдены и ничто не затмевает истинный смысл этого древнейшего богоугодного действа.