Что теперь делать снимать штаны и бегать
А вы помните, помните эти «смешные словосочетания» из детства?
На моей памяти оставили большой след вот эти словосочетания:
Скажи «фонтан», твои трусы вооон там!
Скажи «подвал», тебя скелет поцеловал!
«Что мы будем делать?»-снимать штаны и бегать!
Скажи «ЗИЛ», твой папа попой тормозил!
Скажи «ракета», ты директор туалета
А что вы помните из этих смешных приколов?
Скажи «Победа».
Снимай трусы иди до деда.
Ты за луну или за солнце?
— за пузатого японца!
— а если бы сказал «за луну»?
— за Советскую страну!
Рассказать сказку? Дед насрал в коляску, и поставил в уголок, чтоб никто не уволок.
Скажи Чайник.
Твой батька уборной начальник.
Села муха на варенье.
Вот и всё стихотворение.
— Скажи «на лесенке песочек»
. догадайтесь, какое продолжение
Книги Владислава Крапивина. Я прочитал их все (практически) и вот что я хотел о них сказать. Вторая половина Части II (из 5, наверное)
Часть четвёртая (вторая половина)
В которой вы получите ещё тридцать книг, если вас заинтересовало творчество Владислава Петровича Крапивина.
В первой части я расписал, как именно я классифицирую его книги. Какие циклы выделяю, за что ставлю оценки и почему именно такие произведения рекомендовал для знакомства. Потом была еще первая половина второй части. Но пока я все это писал, то выяснил, что здесь нельзя делать по-настоящему лонговые риды. Поэтому пришлось разделить «книги, которые стоит прочитать» на две половины. Вот здесь — еще 15 книг. Здесь нет топа, книги просто перечислены.
Если что, прошу прощения за задержку, этот текст должен был появиться еще неделю назад. Но так уж получилось.
31. Я иду встречать брата (1962)
Небольшая повесть (скорее большой рассказ), первая в этом жанре у автора. И это фантастика. Я бы назвал её пробой создать своё первое «Хорошее место». Чувствуется в этой истории влияние Ефремова и Стругацкого. В частности, в том, что касается создания мира будущего. Люди уже вовсю летают в космос, осваивают там новые планеты, строят на земле что-то вроде коммунизма (но об этом прямо никто не будет говорить, такие намёки). Но даже в этом прекрасном мире есть грусть и печаль. Мальчик из детского приюта, вдруг узнает, что в пропавшем много лет назад и внезапно нашедшемся космическом корабле может быть его дальний родственник. И, значит, возможность обрести себе семью. И вот он отправляется в путь, встречать его. Да, это скорее длинный рассказ, а не повесть. И как для меня — это прекрасный образец ретро-фантастики с участием детей, благородных взрослых и человеческих подвигов, которым не поставят памятники. Прочитать можно быстро, буквально за полчаса. Но ощущения от этой книги у меня остались надолго. Все волнения ребёнка перед ответственным событием и откровения взрослого человека, который выяснил, что они могут исполнить мечту одного мальчишки, пусть даже и заплатив за это свою цену.
Проба Пера, «Хорошее место», Яркость: 7, Эпичность: 4, Взрослость: 4
Почему стоит читать: Фантастический мир и история одинокого мальчишки, который. идёт встречать брата. На мой взгляд, полчаса жизни — не очень большая цена за впечатления от этой истории. Пусть и есть в ней возвышенный пафос, но и какая-то наивная трогательность происходящего у меня засела в душе надолго.
32. Почему такое имя? (1962)
Очередной сборник рассказов, который вроде как бы и повесть. Все мелкие зарисовки из жизни компании детей из одного двора связанные общими героями. В них присутствуют какие-то детали, кочующие из истории в историю. Но в каждой «главе» речь идёт о чём-то своём. Порядок чтения всех этих рассказов совершено не имеет значения — читать можно как угодно. Просто вот, например, приехал друг семьи и привёз настоящий спальный мешок, как эту диковинку не протестировать? А здесь самый младший из компании сражается со своими страхами, собрав всю смелость в кулак. А в следующем рассказе герой целую минуту сидит и ничего не делает, просто созерцая мир вокруг, наблюдая, как перемещается луч солнца по двору. Да, тут такое тоже есть. И благодаря таланту автора, даже за «ничего не происходит» на удивление интересно наблюдать. Но не сюжетами едиными хороши эти рассказы. Крапивин сумел мягко запихнуть в них целую массу тем. Например, как взрослые и дети воспринимают смелость. Или переживания ребёнка о том, что он не такой, как все. Тут нет морализаторства, зато полно какой-то жизненности, что ли. Совершенно отсутствует эпичность, но хватает множества бытовых деталей и забавных мелких наблюдений.
Проба Пера, «Бытовуха», Яркость: 5, Эпичность: 1, Взрослость: 3
Почему стоит читать: Приятный сборник рассказов, объединённых общими героями. Их чтение напоминает зашедших в гости друзей, которые делятся своими простыми историями без морализаторства и эпичности. Зато они забавные и прикольные.
В этот раз у Крапивина получилось своеобразное переосмысление «Мальчика со шпагой» в реалиях современной России. Да, уже был «Бронзовый мальчик». Но там тоже было немного другая эпоха, чем здесь. Но эта история, по сути, очень похожа на созданную по привычным автору лекалам. Вот только здесь, к этим «лекалам—прототипам» он добавил чересчур много жести. Это ещё не самая жёсткая книга, но где-то рядом. Ребёнок живущий без отца и матери со знакомой, которая присматривает за ним, в обмен на возможность проживания в соседней комнате. Герой настолько одинокий, что его лучший приятель — муха, любящая качаться на маятнике часов. И вот он сталкивается с новыми друзьями, которые заняты своими делами, объединены общими интересами. И всё вроде бы налаживается в его жизни, но внезапно выясняется несколько неприятных фактов, которые могут разрушить весь этот его новый прекрасный мирок. Здесь нет бюрократов, как в «Мальчике со шпагой» зато есть продажные чиновники, готовые на всё, даже на убийство. И автор всю историю активно нагнетает ощущение какой-то безысходности и тяжести. Всё говорит нам о том, что все эти наваливающиеся проблемы неразрешимы для детей. Правда делает это для того, чтобы показать, что героям подобные препятствия не важны, они просто не знают, что преодоление этих проблем невозможно. Да, понятно, что у героев, наверняка всё будет хорошо, но почему-то привкус этой «безысходности» после прочтения остаётся.
SNAFU, «Бытовуха», Яркость: 5, Эпичность: 3, Взрослость: 6
Почему стоит читать: Просто чтобы сравнить «Мальчиков со шпагой» из разных исторических периодов (извините, но «Рыжее знамя упрямства» я не могу включить в этот список). И этапов в жизни Крапивина.
34. Сказки о рыбаках и рыбках (1993).
С «великим кристаллом» у этой истории общего только. да пара деталей. И вообще, давайте откровенно говорить — сюжет о взрослом человеке, на попечение которого, оказывается, несколько детей. Где мы могли видеть что-то подобное? Да это же «Гуси-Гуси», да? Нет. У этих двух книг просто общая сюжетообразующая канва. А вот в деталях. «Сказки» ещё более взрослые. Кроме взаимоотношений детей и их наставников, в ней поднимаются вопросы работы со спецслужбами и последствия такого явления, стукачество и уживание с самим собой после подобных происшествий. А ещё здесь вполне хватает сюрреализма. Не так много, как в «Голубятне», но достаточно, чтобы озадачить неподготовленного читателя. Где-то на уровне «Сталкера» Тарковского, или подобного. Кто все эти пришельцы, откуда они взялись, чего им надо — ответов не будет, даже не надейтесь. Что вообще происходит — тоже непонятно. Откуда взялся этот дом? Автор совершенно не старается всё это объяснить. Он в первую очередь сосредоточен на том, что касается взаимоотношений детей и взрослого. И здесь это прописано очень хорошо. А уж за стих Сопливика посвящённый главному герою и то, как это подано, я вообще готов воспевать автора. Если быть честным, я перечитывал этот момент в отрыве от всей остальной книги несколько раз.
SNAFU, «Уютное место», Яркость: 4, Эпичность: 4, Взрослость: 8
Почему стоит читать: не буду называть эту книгу шедевром. В ней хватает множества провальных деталей. Вроде «забытых» персонажей, которые по ощущениям должны были сыграть свою роль, но так и не раскрываются. Или каких-то откровенно «манипулятивных» приёмов повествования. Но книгу стоит прочитать. Пусть даже и отдельно от всего остального цикла.
35. Синий город на Садовой (1992).
Эта книга — прекрасный мостик между «Тем Крапивиным» и «Крапивиным новым». С одной стороны — так любимая автором тема «объединение по интересам» и «дружба — это магия», с другой — «дембили», преступления и «дружба — это способ выжить». А ещё тут присутствует, например, такая размазанная серая мораль в виде Гуги — вроде бы он хулиган. Но при этом выступает на стороне героев, и получается как бы. ну свой, что ли. У него вдруг внезапно есть личный кодекс чести и правила, которыми он следует. В общем, это, с одной стороны, привычная Крапивинская история, но в ней уже видны яркие щупальца жутковатой (по мнению автора) реальности, вторгающуюся в беззаботную детскую жизнь. Менты, которые действуют в своих интересах, хулиганы, тупая толпа, преступники во власти (пусть и в маленькой — на должности директора). Здесь же появляется образ священника-супергероя-наставника, который потом будет всплывать в разных обличьях и в других книгах. Да и вообще, на мой взгляд, тема веры тут излишне педалируется — герои задают вопросы, рассуждают про эти вопросы. В общем, видимо, тоже примета авторского состояния в те годы. Позднее, она правда куда-то пропадёт.
SNAFU, «Бытовуха» Яркость: 4, Эпичность: 3, Взрослость: 4
Почему стоит читать: Сразу признаюсь, это не лучший образец творчества автора. Довольно много спорных вопросов в нём затрагиваются и упоминаются. Хотя допускаю, что кому-то подобное, наоборот, понравится. Поэтому рекомендую именно для расширения кругозора про автора и понимания, как шёл его творческий путь.
36. Брат, которому семь (1963).
Очередной набор из нескольких рассказов, которые объединены общим героем — семилетним Алькой (а ведь по названию и не скажешь, да?). Такая подготовка автора к более крупным формам. Каких-то головокружительных приключений у героя нет и все события книги — вполне обычны для стандартного ребёнка. Вот он встречает нового друга, здесь хочет защитить дерево, на котором любит посидеть в задумчивости, а тут играет под дождём, срывает свидание старшей сестры, и тому подобные мелочи. Какие-то детали путешествуют из одной истории в другую, но читать можно эти рассказы в совершенно любом порядке. В виде приятного бонуса: множество маленьких деталей детства того времени — головастики в качестве подарка другу, перевёрнутый грибок во дворе и так далее. Ничего особенного, но ощущения от прочтения исключительно приятные.
Проба Пера, «Бытовуха», Яркость: 6, Эпичность: 2, Взрослость: 4
Почему стоит читать: Забавно, мило и простенько. Читается быстро, оставляет приятные ощущения.
37. Валькины друзья и паруса (1967).
Для меня эта книга — такой своеобразный экватор творчества Крапивина. Она твёрдый середняк, выполненный во всех замечательных традициях автора. Со своими плюсами, минусами, подводными камнями. Но вот мне она особо ничем и не запомнилась. Точнее, запомниться-то запомнилось, но вот прямо чтобы: «Вау! Это надо запомнить!» — такого не было. Вот разве что сцена осознания Вальки (главного героя) мастерства художника картины с кораблём. Ну и, конечно, малышами, которые планомерно возводят его на пьедестал и постепенно становятся его друзьями. В общем — это просто набор событий из жизни главного героя, без какой-то фантастики (смотрим цикл). Валька рисует, ему нравится подмечать детали в окружающей обстановке и автор этим активно пользуется. Сюжет прыгает по времени: знакомит с героями, потом возвращается в текущий день в котором, у Вальки будет много сложностей и о котором идёт речь в книге. Персонажи — хороши. Они далеко не идеальные и живые, могут трусить, обижаться, но при этом продолжают путь к цели. Пусть она и где-то в тумане.
Проба Пера, «Бытовуха», Яркость: 4, Эпичность: 3, Взрослость: 3
Почему стоит читать: Очень твёрдая проза автора. Не самая выдающаяся, но при этом прямо образцовая.
38. Самолёт по имени Серёжка (1994).
Книга довольно знаменитая — о ней много кто говорит и она часто мелькает в списках книг обязательных к прочтению. Мне кажется, это за счёт исключительно очередного необычного героя. Точнее, даже двух. На этот раз — мальчик, прикованный к инвалидному креслу. А ещё его новый друг, который умеет превращаться в. самолёт. И он способен отвозить приятеля в некий Город и Безлюдные пространства. Но мне эта книга показалась очень неровной. В Крапивине, при написании словно боролись две ипостаси — циник, который прекрасно видел, что происходит на улицах, и романтик, который хотел добавить в свои книги сказочность. Вот и соседствуют бабушка, которая заставляет внучку побираться и волшебный город со счастливыми жителями. Ну и, конечно, концовка, полностью меня разочаровавшая. Автор в течение всей книги нагнетает читателям туман — то ли это реальность, то ли сон. Но концовка — это вообще что-то странное. Назову это жалким, уж простите меня любители Крапивина и этой книги в частности. Словно автор хотел показать трагедию, но сделать таким образом, чтобы маленькие читатели не взвыли от безысходности. Но в процессе написания пару раз передумывал. Так что да, концовка у него не очень получилась.
SNAFU, «Уютное место», Яркость: 6, Эпичность: 6, Взрослость: 5
Почему стоит читать: Неровная, но местами хорошая история, если отвлечься от «реалистичной» составляющей и погрузиться в мир детских фантазий.
39. Крик петуха (1990).
Это такие «Мстители» в Крапивинской вселенной. Здесь встречаются и пересекаются практически все герои «Великого Кристалла» и даже нескольких других циклов. Если вам интересно, что же там произошло с Ёжики, или Цезарем — тут вам расскажут. Но при этом, вот вам парадокс, ничего особенного в этой истории не происходит. Дети встречаются, знакомятся друг с другом, выясняют, что же случилось на других гранях и как защитить детей из параллельных миров. Какие-то мелкие и не особо связанные события. И удивительно, я практически не помню, о чём там вообще дело было. Башня в пустыне, наказанный самокатчик, петух, опять же. Не того я ожидал от книги, где собираются десятки детей со сверхспособностями. Это скорее песнь одному из плюсов детства, когда дружба на все времена завязывается просто со слов: «привет, давай дружить», но не больше. Да и если быть откровенным, после атмосферы полного одиночества «Якорного поля» атмосфера в этой книге выглядит. какой-то пустой, что ли. Не хватает здесь насыщенности и уникальности.
Золотой век, «Великий Кристалл», Яркость: 2, Эпичность: 9, Взрослость: 4
Почему стоит читать: Слабоватая, но логичная развязка всего цикла. Всё будет хорошо, говорит эта книга, друзья обязательно найдутся и помогут. Главное, не испугаться и сказать: «давай дружить».
40. Семь фунтов брамсельного ветра (2003).
SNAFU, «Бытовуха», Яркость: 3, Эпичность: 3, Взрослость: 6
Почему стоит читать: Одна из немногих книг с девочкой на главной роли. Ничего, конечно, не меняется, но попытку засчитать можно.
41. Дырчатая Луна (1994).
Книга меня разочаровала какой-то смесью сказки и реальность. Чо? Да, именно так. Подобная смесь была и в других историях и вот там она меня вдохновляла и радовала. Но здесь это. как-то слишком уж неоднородно, чересчур беспорядочно. Банки с солнечной энергией соседствуют с охреневшими силовиками, огромный кузнечик существует в одной реальности вместе с трагедией Ашотика. А как вам такая мощная метафора с лучом и квартирой? Если вы не грустили во время демонстрации этой метафоры — у вас просто нет сердца. Но, раскрыть всё это последовательно и уверенно в книге, к сожалению, не получилось. Всё смешивается в неоднородную массу и крайне сложно разделить все составляющие. Очень уж тяжёлая Реальность вокруг, очень уж сказочные Безлюдные пространства где-то неподалёку. И, в результате, книга получилась какая-то инфантильная, что ли. И, тем не менее — это один из достаточно заметных образчиков творчества Крапивина. Да, депрессивный, тяжеловатый, по сравнению с другими историями. Но это тоже веха.
SNAFU, «Уютное место», Яркость: 7, Эпичность: 4, Взрослость: 3
Почему стоит читать: Странный образчик прозы, в которой очень неоднородно смешалась Реальность и Сказка. Одна из первых историй про Безлюдные пространства.
Неожиданно, но это произведение связано с «Портфелем капитана Румба» и при этом — нечто совершенно другое. Попытаться объяснить этот парадокс без спойлеров, довольно сложно. Но поверьте, книга способна прояснить часть вещей из «Портфеля», даже если вы этого не хотите. Но если вам нравится история Гвоздика, то не факт, что понравится «Пистолет капитана». Она больше похожа на демонстрацию постепенного взросления героя. Из реальности в сказку и потом в фантастику. И при этом в ней нет ни капли сказочности или приключенчества. Трусоватый паренёк к концу истории совершает несколько поступков, которые для него из начала книги были нехарактерны. Переступает через себя, изменяется. И всё это выглядит. реалистично. Правда, с мелкими вкраплениями фантастики. Вот только проблема в том, что, судя по всему, Командор все-таки сражался со своим желанием написать сказку, но недожал. Поэтому здесь появляются пришельцы, которые никакой роли не играют, странные существа, которые никакой роли не играют, непонятные события, которые никакой роли не играют. Но если абстрагироваться и не замечать этих дателей — то удовольствие получить можно.
SNAFU, «Сказки», Яркость: 5, Эпичность: 4, Взрослость: 4
Почему стоит читать: Неожиданный взгляд на «Портфель капитана Румба» откуда со стороны. Странная недофантастика, которая прикидывается реальностью.
43. Тридцать три — нос утри. (1998).
Один из любимых приёмов автора — история в истории. То есть герой книги рассказывает кому-то события своей жизни. Да, это один из самых выдающихся примеров подобного способа повествования. Главный герой — уже старик, вспоминает о своём детстве и рассказывает о событиях внучке и её другу. В реальности особо ничего не происходит. А вот в историях из детства. Этот период жизни главного героя выпало на послевоенное время (ничего себе, сюрприз, да? Никогда такого не бывало, да?). И на самом деле, можно понять, почему эта книга малоизвестна. Она вторична, давайте признаёмся откровенно. Деревянные тротуары, водокачки, рынки, домики вдоль узких улочек. И большинство событий, происходящих в истории — они тоже где-то и когда-то были с героями других книг. Однако, надо признать, из всех «Историй в историях» эта получилась наиболее органичной и оправдан приём в ней на все 79.2%. Концовка запала мне в душу, хотя при этом, большую часть событий я уже и не вспомню. Ну и да, эта книга даже не о ностальгии, а скорее о светлой грусти по детству.
SNAFU, «Бытовуха», «Мемуары», Яркость: 4, Эпичность: 3, Взрослость: 8
Почему стоит читать: Нет, а вдруг вам нравятся истории про послевоенное детство? И о том, как оно выглядит с позиции умудрённого годами взрослого человека?
44. Полосатый жираф Алик (1999).
Несколько детей живут в необычном месте. В открытом космосе. И там они обладают богоподобной мощью. Усилием воли способны создавать все что угодно, легко перемещаются между звёздами, они бессмертны, не нуждаются в еде и воде, не устают. Теперь маленький нюанс, который перечёркивает все плюсы. Эти дети — мертвы. В привычной нам реальности они погибли, а очнулись уже здесь, в этой пустоте, среди звёзд и астероидов. Да, они могут творить разные вещи, но все эти вещи ненастоящие. Яблоки — не насыщают. Игрушки — не радуют. И маленький социум, словно созданный в противовес «Повелителю Мух» активно скучает. Им нужна какая-то цель. И они её находят. Дальше начинаются приключения детей в поисках Планеты Добрых Собак. Созданный ими парусный корабль, местный злодей больше похожий на ворчливого соседа. И всё это выглядит забавным и исключительно детским, до тех пор, пока не понимаешь второй слой, который и делает для меня эту историю, одной из самых депрессивных в творчестве писателя. Словно автор мечтает излить свою душу, поведать переживания, но боится обратиться к взрослым, обращаясь по привычке к детям.
SNAFU, «Уютное место», «Сказка», Яркость: 6, Эпичность: 4, Взрослость: 7
Почему стоит читать: чтобы понять, как Крапивин умудряется сочетать депрессивный настрой для взрослых и какое-то детское приключение. «Не так уж это и трудно, пока по всей Земле рвутся снаряды и мины…»
45. Лужайки, где пляшут скворечники (2000).
Ещё один нехарактерный герой у автора. На этот раз — молодой человек, прошедший через горячую точку, похожую на наш Кавказ и вернувшийся в город детства. И внезапно, там он встречает свою первую любовь. А потом находит своё Уютное место и. Да, теперь он должен будет его защищать от ужасного жестокого мира, который происходит вокруг. И, на мой взгляд, книга мало подходит детям в узком смысле этого слова. Скорее она для взрослых, которые хотят вернуться в детство. Чем не подойдёт детям? Ну, например, взаимоотношениями Артёма и Нитки. Мне как взрослому их психология понятна, но будут ли они интересны детям? Налёт скандальности с купанием? Ну, возможно. А вот и козырь, который все и всегда ставят в упрёк Командору. Поступок Артёма на войне. Сцена с описанием пыток. Согласен, жутковато. Но мне же он не понравился по другой причине. Я так и не смог его оправдать? Ведь главный герой подобным поступком прямо противоречит авторским убеждениям. Получается, что так поступать нельзя, но если очень надо, то можно?
SNAFU, «Уютное место», Яркость: 6, Эпичность: 5, Взрослость: 7
Почему стоит читать: очередная взрослая история про Уютное место и, пожалуй, самая «спорная» из всех.
Ну, а вскоре будет остаток книг: «25 книг, которые можно прочесть» и «Книги Крапивина, которые мне не зашли». Может еще о чем-нибудь напишу.
Первая часть (15 книг, которые нужно прочесть у Владислава Крапивина).
Ответ elenaSo в «ВКУС ИЗ ДЕТСТВА»
Я знаю рецепт и готовлю их. Бабушкина котлета, та самая, на кусочке черного хлеба и сладким чаем. и вот тебе снова пять лет, и бабушка жива, дядя жив и улыбается в усы, брат живой и дом в деревне не сгнил и там кто-то живёт, мама молодая а ты распареный в субботу после бани, закутанный в большое махровое полотенце сидишь у печки с эти лучшим в мире лакомством и счастливее тебя нет никого на свете и всё ещё впереди.
Ответ на пост «ВКУС ИЗ ДЕТСТВА»
Для меня ТЕ САМЫЕ — это котлеты с вымоченным в молоке батоном. Так готовила бабушка, так готовила мама, до того как ударилась в ЗОЖ.
И котлета на ночь — это символ свободы. Бабушка ложилась спать в 20, а я сбегала к деду. Он делал котлетные бутерброды, и я их ела в прикуску с помидором. Это была индульгенция для бабушки. Когда она обнаруживала мою пропажу, то усмирить её мог тот факт, что я «кушаю». Бабушки, знаете ли, очень любят, когда дети «кушают».
Ответ на пост «ВКУС ИЗ ДЕТСТВА»
А ведь на самом деле сколько это длилось? Человек помнит себя примерно лет с трёх. В семь уже в школу, там уже другие воспоминания. То есть вся эта наша «вечность» длилась года четыре, ну пять максимум.
И что такое сейчас пять лет? Нет, ну долго, конечно, но никак не вечность. Пять сезонов сериала, соседский паренёк институт закончил, на работе наконец-то перестали говорить «это ты не застал».
Ускоряется, в общем, время. Интересно, в 60-70 так же будут десятилетия мимо свистеть, как сейчас годы?
ВКУС ИЗ ДЕТСТВА
Есть такие вкусы из детства. Они незабываемы и непередаваемы. Ты пытаешься повторить их, вспомнив, но никак не можешь этого сделать. Ищешь, ищешь. Пробуешь блюда. Разные. Не получается.
Однако, не про компот речь.
Итак. Вечер. Квартира из двух комнат с лоджией. На лоджии натянуты тонкие верёвки, на которых сушится постельное белье и твоя шапка-петушок, которую ты умудрился уже в конце прогулки уронить в лужу. Ты сидишь за огромным, как тебе кажется, столом, накрытым белой хрустящей скатертью, и смотришь старый черно-белый телевизор. Там идёт «Место встречи. «. Жеглов со своей командой едет в чёрном автобусе брать бандитов. Ты так переживаешь, что спокойно не можешь сидеть на месте и ерзаешь постоянно.
В доме пахнет котлетами. Бабушка их приготовила ещё днём, но этот потрясающий аромат никак не выветривается. Он смешивается с дымом ее папирос, с каким-то особенным запахом её квартиры. Какой-то такой чуть нафталиновый, но очень уютный.
Бабушка пьёт чай. Три чаинки в чашке, маленькой и белой, с цветочком на боку.
Это, черт возьми, такое простое блюдо. Кусок нарезного батона. Толстый кусок масла. И разрезанная пополам котлета. С неё чуть стекает сок прямо в пористую поверхность булки. И такой аромат. мммммм!
И вот ты впиваешься зубами в этот шедевр кулинарного искусства и запиваешь чуть прохладным напитком из стакана. Это безумно, безумно вкусно! Пока там, на экране, хрипит Глеб Егорыч, ты тут упиваешься высокой кухней имени твоей бабушки! И батон такой мягкий, с чуть хрустящей корочкой. И масло такое. вкусное. И котлета просто тает на языке. И компот.
А бабушка курит, стоя на лоджии, и глядит на ночной Ленинград. Наутро белье будет пахнуть стиральным порошком и слегка табаком.
И ты будешь засыпать на нем, понимая, что завтра приедут мама с папой и заберут тебя домой. И там уже никаких бутербродов с котлетой перед сном. Все только за ужином. И никакого компота. Потому что маме некогда. Да и в школе его дают. Иногда, правда.
И ты снова наслаждаешься всем этим пришеством, вседозволенностью и бездельем. Потому что дома всегда: «Возьми сам, ты знаешь, где лежит.». Или: «Нет, уже хватит тебе». Или, опять же: «Какой бутерброд, надо было за ужином нормально есть!». И улыбается бабушка. И скрипит раскладушка перед сном, когда ворочаешься. И бутерброд такое послевкусие оставил, даже после чистки зубов. И даже черно-белый телевизор радует.
Вот этот вкус котлеты с булкой больше никогда не повторится. Никогда. Даже если твоя жена умеет готовить. Или ты сам шеф-повар. Никогда. Наверное, чтобы воспоминание о нем никуда не делось. А осталось с тобой. Чтобы снова и снова нырять в него с головой, ненадолго возвращаясь в ту пору, когда мечтал стать космонавтом.
Иначе никак не объяснить этого феномена. Мне, во всяком случае.
Ответ на пост «Мое самое яркое воспоминание из детства»
В 5 моих лет заболела менингитом, уехала одна на скорой в инфекционку, там помню холодное помещение, посередине стоит кровать, очень высокая, меня к ней привязали, воткнули капельницы и все. Заходила врач, медсестры, но несколько суток я была практически одна. Ревела так что обкалывали успокоительным. Потом перевели в изолятор. А потом случилось чудо-открылась дверь и зашла моя мама. Я до сих пор помню ее халат и тапки. Оказывается она дошла до главного с просьбой положить со мной, ей отказали, тогда она разделась до нижнего белья, и выкинула одежду в окно, под ним дежурила бабуля. В итоге, договорились, что моя мама ухаживает за всеми детьми в палате (уже после изолятора), спала она в подсобке на лавке. Не знаю, как бы я выжила без нее-3 пункции спинного мозга, почти 2 месяца строго лежачее положение, а потом я училась ходить. Заболела в октябре, выписали перед новым годом. До сих пор помню те эмоции, когда она зашла в изолятор. А еще помню свой сон тогда-мне приснилось что Луна забрала маму (да, глупость, детские страшилки) и я ее больше никогда не увижу. Вот с тех пор этот страх был со мной постоянно, прошло уже 38 лет, ничего не забылось. Многое было в наших отношениях и хорошего и плохого, мама была очень сложным, безкомпромиссным человеком. Ругались часто. Бывало, она говорила очень обидные вещи. Но, когда вспоминаю детство, все обиды отходят на 10 план, а остается то чувсво когда я увидела ее заходящей в изолятор.
Ответ на пост «Мое самое яркое воспоминание из детства»
У меня примерно такое же. Летом спали у бабушки на полу на пуховых перинах с братом и сёстрами (в общем количестве 4 штуки). Бабушка вечером всегда спрашивала чего мы хотим на завтрак, чтоб она приготовила. И меня так же как самую маленькую гнали домой с лавочки спать раньше всех. И я так же раньше всех вставала, часов в 6-7. Бабушка уже подоила корову Красулю, а дедушка погнал ее в сельское стадо. Бабушка цедит молоко, а мне наливает парное молоко в высокую белую кружку с зелеными цветочками. Бабушка достает из холодильника вчерашнее молоко и заливает в сепаратор для изготовления сливок. Я слежу, как сливки текут из сепаратора и изредка, пока бабушка не видит, подставляю палец в эту струйку и облизываю сливки. А бабушка в этот момент наводит тесто для блинов. Ах этот аромат первых блинов. Снимая со сковороды бабушка смазывает блинчик сливочным маслом, посыпает сахаром и сворачивает треугольничком специально для меня. Бабушка не успевает напекать блины, потому что я их тут же трескаю с уже остывшим молоком. А еще у ног трется кошка. После завтрака можно приступать к своим обязанностям: пойти поесть абрикос и побегать по суданке. Совсем скоро проснутся брат и сёстры, придет дедушка и мы снова будем завтракать. Дедушки Володи, бабушки Любы и брата Сергея уже нет в живых. А мне до сих пор кажется, что сейчас проснусь, за окном лето, в комнате темно от того что бабушка занавешивает от солнца окна простыней, на улице стоит гам из воробьиных криков, а бабушка несёт в руках ведро с молоком и бурчит на кошку, которая мешает идти, потому что трётся о ноги. И совсем скоро начнет пахнуть блинчиками, оладушками или жареными пирожками и дедушка закурит сидя на крыльце свои любимые сигареты «Прима».
Мое самое яркое воспоминание из детства
прочитал пост и тоже накатило.
Ответ на пост «Куриные горлышки»
Я вырос без отца, как тогда говорили, с «матерью-одиночкой». Мать работала дворником за служебную квартиру с одной маленькой комнатушкой, где мы тогда и жили. Денег хватало прожить ровно от зарплаты до зарплаты. Поэтому частыми гостями на нашем столе был суп из куриных лапок и макароны, обжаренные с килькой в томатном соусе. А так же порезанный репчатый лук с солью, политый нерафинированным подсолнечным маслом. И выглядел бы полным дураком тот, кто сказал бы мне тогда, что это еда бедняков.
p.s. Суп из куриных лап я сейчас не варю, жена говорит, что это слишком крипово выглядит, как отрубленные человеческие кисти ( о, да, я живу в Санкт-Петербурге ))) А кильку с макаронами ем довольно часто, разве что стараюсь купить ее с добавлением в соус чили. И дело уже не в деньгах, а в ностальгии по детству.
Ну, раз уж пошёл разговор о ностальгии и высоте.
Подержите, как говорится, моё пиво.