Что танцевал полковник с дочерью
«После бала»: краткое содержание и анализ произведения
Бал на картине 1904 года: Wikipedia/Вильгельм Гаузе
Лев Николаевич Толстой всемирно известен прежде всего объемными литературными произведениями. Однако короткие рассказы давались ему ничуть не хуже. Один из них — «После бала». Краткое содержание непременно стоит прочитать, чтобы понять авторский посыл и оценить глубину творчества великого писателя.
«После бала»: краткое содержание
В 1870-х Толстой пребывал в глубоком духовном кризисе, пытался отыскать жизненные ориентиры и путь к Богу. С тех пор его остро интересовали проблемы взаимоотношений между людьми. Одно из произведений, которое написал после кризиса Толстой, — «После бала». Краткое содержание рассказа даст общее понимание о его сюжете и моральных вопросах, которые так волновали автора:
Но у Ивана Васильевича другой взгляд на этот счет. И в доказательство своей точки зрения у него была история.
На Масленицу губернский предводитель устроил праздничный бал. Опьяненный любовью, Иван Васильевич только и делал, что танцевал с Варенькой. Все вокруг обращали на нее внимание — и мужчины, и женщины.
Был на балу и ее отец — полковник Петр Владиславович. Он превосходно выглядел, был красивым и статным. Хозяйка дома уговаривала его исполнить танец с дочерью. Сначала он отказывался, говоря, что разучился танцевать, но затем с улыбкой взял Вареньку за руку и повел в такт музыке.
Присутствующие с восторгом наблюдали за парой, смотрел и Иван Васильевич. Любовь разлилась в нем, и даже Петр Владиславович вызывал у него нежное восхищение.
Подойдя ближе, увидел солдат в черных мундирах, построенных в два ряда. Барабан и флейта выдавали неприятную мелодию. От кузнеца, который стоял рядом, Иван Васильевич узнал, что солдаты гоняли татарина за дезертирство.
Он остался смотреть за процессией: двое солдат вели раздетого по пояс человека, а остальные по очереди били его палками по спине. Следом за татарином шел высокий военный, в котором Иван Васильевич узнал отца Вареньки. Татарин просил о милости, но солдаты все сильнее хлестали его шатающееся окровавленное тело.
Полковник твердым шагом следовал за преступником. Вдруг он быстро подошел к одному из солдат и с криками ударил по лицу за то, что тот недостаточно сильно бил дезертира. Командир приказал подать новых шпицрутенов и в этот момент встретился взглядом с Иваном Васильевичем, но сделал вид, что не знает его.
С того дня любовь к Вареньке постепенно сходила на нет. Оказываясь рядом с ней, он вспоминал про полковника и поддавался неприятным чувствам, пока и вовсе не разлюбил.
«После бала»: анализ произведения
На проблемы нравственности всегда обращал внимание Толстой. «После бала» — яркий тому пример. Чтобы понять глубину авторского замысла, скрытого в произведении «После бала», кратко обозначим его литературные особенности:
История написания
У произведения любопытная история создания. «После бала» — это вовсе не выдумка, а основанный на реальных событиях рассказ. Брат писателя Сергей Николаевич горячо влюбился в девушку Вареньку и уже собирался просить ее руки. Отец Вареньки был военным градоначальником, и однажды Сергею пришлось увидеть его жестокое обращение с беглым солдатом. То зрелище настолько поразило молодого человека, что он быстро охладел и расхотел жениться.
Лев Толстой несколько лет вынашивал идею для будущего произведения. Он написал рассказ в 1903 году, однако опубликовали его уже после смерти Толстого — в 1911-м. Не мог автор определиться и с подходящим названием. Были разные варианты:
Название, на котором остановился Лев Толстой, — «После бала» — выбрано не зря. В нем подчеркнута парадоксальность жизни: веселье и лоск сменяются суровой действительностью, как и за блестящей внешностью часто прячется жестокость.
«После бала»: жанр и композиция
Произведение «После бала» по форме — рассказ, на что указывают его характеристики:
Однако Толстой использовал необычный прием и создал рассказ в рассказе. Благодаря этому произведение охватило сразу две эпохи:
Этим приемом автор подчеркнул, что с течением времени обычаи и быт могут меняться, но глобальные нравственные проблемы остаются неизменными.
Специфика композиции рассказа заключается в том, что он незримо разделен на две части:
Варенька с отцом: YouTube/MyBook
«После бала»: герои
Прежде чем приступить к анализу авторского посыла в рассказе «После бала», характеристика героев поможет лучше понять суть истории:
Портреты персонажей передают взгляды самого автора на мир, в частности — на любовь и жестокость.
Проблематика и основная идея
В рассказе «После бала» автор размышляет о сути таких вещей, как честь, справедливость и человечность. В центре его внимания — неоднозначный образ полковника. Респектабельный и привлекательный внешне мужчина поражает рассказчика зверским поведением, своей закулисной жизнью. Толстой разоблачает лицемерие, свойственное свету, указывает, что под маской благодушия и блестящих манер скрывается ужасная изнанка.
Главный герой видит другую сторону полковника. Он не в состоянии принять такую жестокость и не хочет становиться частью этого зла. Поэтому делает внутренний выбор и отказывается от личного счастья.
Через рассказчика автор передает главную мысль. Да, человек не всегда может сам изменить мир и повлиять на обстоятельства. Но каждый должен сделать выбор, быть ли ему причастным ко злу или всегда оставаться честным с собой.
Рассказ «После бала» показывает, что Лев Толстой мастерски владеет коротким жанром и на нескольких страницах способен рассмотреть глобальные, вечные темы.
Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора
Рассказ Толстого «После бала»: краткое содержание, сочинение для 8 класса
«После бала» – кратчайшее содержание рассказа Льва Толстого, пересказ. Русская литература, 8 класс. Сочинение: полковник на балу и после бала; утро, изменившее жизнь. Анализ рассказа: главные герои и их характеристика, тема, суть рассказа, главная мысль, композиция. Почему произведение названо «После бала»? Художественный прием – антитеза. Против чего направлен рассказ?
«После бала» — рассказ Льва Толстого, написанный в 1903 году, но изданный лишь после смерти автора, в 1911-м.
По сюжету, молодой студент, влюбленный в дочь армейского полковника, утром после бала видит, как отец девушки командует жестоким наказанием солдата — несчастного зверски избивают палками. Из-за этого потрясения любовь главного героя к красавице вскоре угасает, сам он отказывается от мысли о какой бы то ни было службе.
Содержание
Полный текст и аудиокнига
Аудиоверсия доступна на YouTube:
Краткое содержание
Пожилой и всеми уважаемый Иван Васильевич рассказывает в дружеской компании, как вся его жизнь переменилась после одного случая в юности.
Дело было в 1840-х годах, в правление царя Николая I, поборника жесткой дисциплины. Рассказчик тогда учился в неком провинциальном университете, был богат и красив, любил бывать на балах. Он был горячо влюблен в 18-летнюю Вареньку Б.
На балу в последний день масленицы Варенька в белом платье затмила всех других красавиц. Они с Иваном Васильевичем очень нравились друг другу и танцевали почти беспрерывно. В знак любви Варенька подарила ему перышко из веера, и юноша был счастлив.
В конце бала отец Вареньки Петр Владиславович — красивый и статный полковник с усами как у царя Николая I — танцевал с дочерью мазурку. На лице у него сияла ласковая и радостная улыбка. Рассказчик с восторженным умилением любовался на Вареньку и ее чудесного отца.
Иллюстрация В. Келермана
Вернувшись домой под утро, молодой человек не смог уснуть: он был слишком счастлив. Одевшись, он вышел на улицу, где уже рассвело, и пошел к дому любимой. Сердце его переполнялось радостью.
Возле дома Б. он увидел военных. «Татарина гоняют за побег», — объяснил ему прохожий кузнец. Это был прогон сквозь строй — наказание, в ходе которого провинившегося солдата сослуживцы избивали палками. За первый побег полагалось 1500 ударов. Нередко после такой экзекуции человек умирал.
Иллюстрация И. Архипова
Рядом с раздетым по пояс татарином, которого тащили сквозь строй унтер-офицеры, шагал высокий и статный полковник. Иван Васильевич узнал в нем отца Вареньки. Избиваемый солдат лишь всхлипывал: «Братцы, помилосердуйте». Но его не жалели: вся спина несчастного превратилась в кровавое месиво, а его продолжали бить.
Полковник, заметив, что один из солдат наносит удары недостаточно сильно, стал бить того по лицу: «Я тебе помажу. Будешь мазать? Будешь?».
Иллюстрация В. Келермана
В этот момент полковник Б. заметил кавалера своей дочери. Но сделал вид, что не узнал его, и отвернулся, зло нахмурившись.
С непонятным чувством стыда, словно это он совершил плохой поступок, Иван Васильевич ушел домой. На сердце была невероятная тоска, студенту казалось, что его сейчас вырвет. Заснуть он сумел лишь вечером, мертвецки напившись в компании друга.
Иван Васильевич еще долго думал: раз все считают случившееся нормальным делом, значит, это я чего-то не понимаю? Но за все последующие годы он так и не смог понять и оправдать увиденное. В итоге он не поступил на военную службу, как собирался ранее, и вообще нигде и никогда не служил.
Его любовь к Вареньке вскоре угасла: при виде ее улыбки юноша невольно вспоминал полковника во время экзекуции, и оттого стал избегать встреч с девушкой.
Откуда Толстой взял этот сюжет
В основе рассказа лежит история, случившаяся с братом писателя. Сергей Толстой в юности жил в Казани и был влюблен в Варвару Корейш, дочь офицера Андрея Корейша. Знал эту семью и Лев Николаевич, тоже учившийся тогда в Казани.
Место в Казани, где происходила экзекуция, сейчас является частью улицы Льва Толстого.
Написать рассказ на эту тему Толстой задумал в июне 1903 года, когда записал в дневнике: «Рассказ о бале и сквозь строй». Первоначально автор планировал называть произведение «Дочь и отец» или «А вы говорите». 9 августа того же года Толстой в дневнике сообщил, что рассказ написан за один день: «Написал в один день “Дочь и отец”. Не дурно».
Анализ рассказа: тема, проблематика и композиция
Тема рассказа «После бала» — добро и зло в жизни человека. Лев Толстой показывает, как в душе одного и того же человека любовь к дочери парадоксальным образом уживается с холодной жестокостью к провинившемуся солдату. Глядя глазами главного героя на то, что происходит на балу и после бала, автор демонстрирует чудовищность такого положения вещей. Зло не может мирно соседствовать с добром, жестокость отравляет душу и не оставляет шансов любви, показывает он.
Композиционно рассказ состоит из двух частей. Первая часть — радостная и возвышенная картина бала, где танцуют молодые влюбленные. Вторая часть — тяжелая и давящая сцена с прогоном через строй. Весь рассказ построен на антитезе — художественном противопоставлении.
Смысл названия «После бала» именно в этом противопоставлении. Мир вокруг способен измениться в одно мгновение, если человек готов стать злодеем по требованию момента. Точно так же после бала изменился и молодой студент Иван — но изменился в лучшую сторону. То, что казалось ему важным и прекрасным, померкло, и он решил навсегда изменить свою судьбу, выбрал добро, а не зло.
Характеристика главных героев. Как писать сочинение
Центральные персонажи рассказа — это Иван Васильевич, от лица которого ведется повествование, его возлюбленная Варенька и ее отец-полковник.
Полковник на балу и после бала
Полковник Петр Владиславович Б. предстает перед читателям в двух ипостасях. Вечером на балу он показан как любящий отец и блестящий офицер. Рассказчик с восхищением описывает его внешность, его манеры, его нежность к дочери. Всё в полковнике кажется Ивану Васильевичу проявлением достоинства, всё умиляет: даже сапоги, изготовленные батальонным сапожником, воспринимаются как воплощение скромности, присущей заботливому отцу.
Тем разительнее контраст с тем, как ведет себя полковник Б. наутро после бала. Вся его нежность и благородство улетучились. Офицер становится суровым палачом, который методично мучает провинившегося солдата. Полковник делает вид, что не узнал Ивана Васильевича: возможно, он сам сознает, насколько противоречат друг другу две стороны его личности. Однако он сделал свой выбор и смирился со своей ролью.
Иллюстрация Н.А. Ращектаева
Утро, изменившее жизнь
Иван Васильевич, от имени которого ведется повествование, — немолодой мужчина, заслуживший всеобщее уважение. Он склонен размышлять и задаваться непростыми вопросами.
В юности Иван Васильевич учился в университете, был хорош собой и богат, любил развлечения и не задумывался о сложных вещах. Из рассказа видно, что он умел любить искренне и чисто, собирался связать свою жизнь с прекрасной Варенькой и пойти на службу. Он был полон оптимизма и любви к миру.
Все изменилось после казни солдата, которой командовал отец Вареньки. Юноша, еще не успевший лишиться душевной чистоты, смог увидеть весь ужас происходящего, хотя другие люди считали эту жестокость нормальной.
Вспоминая этот эпизод спустя много лет, Иван Васильевич признавал, что какое-то время пытался оправдать увиденное, но так и не смог этого сделать. Глубокое нравственное чувство заставило его возненавидеть такой порядок вещей и отказаться быть частью этого порядка.
Неизвестно, чем стал заниматься Иван Васильевич вместо военной или статской службы, но один из собеседников упоминает, что благодаря ему многие получили достойное воспитание: «Сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было».
Смысл произведения. Против чего направлен рассказ Толстого?
Рассказ Толстого можно понимать буквально. Автор осуждает жестокость и зверства, скрывающиеся за благополучным фасадом царской России. Не зря полковник Б. внешне напоминает императора Николая I, заслужившего обидное прозвище «Николай Палкин».
С другой стороны, Толстой поднимается на уровень обобщений. Он заставляет задуматься о конфликте в душе каждого человека. Можно ли искренне любить своих родных, но мучить и калечить чужих людей? Общество считает это нормальным, но разве это не противоречит всем принципам морали? Именно такое двуличие не может принять Иван Васильевич.
Кроме того, «После бала» можно понимать как размышления Толстого о причинах своего разрыва с официальным христианством. Бал проходит в последний день масленицы — Прощеное воскресенье, а провинившегося солдата гонят сквозь строй в Чистый понедельник, первый день Великого поста. Так христианское милосердие оказывается пустым звуком, идея прощения забыта перед лицом армейской дисциплины. Такая вера чужда гуманисту Толстому, и потому он в поисках Бога отворачивается от официальной церкви.
Иллюстрация И. Пчелко
Полковник на балу и после бала (по рассказу Л. Н. Толстого “После бала”)
Среди самых известных произведений Л. Н. Толстого можно назвать и его рассказ “После бала”. Написанный в 1903 году, он проникнут христианским духом, а также на собственной философии писателя – толстовстве.
В центре внимания рассказа находится полковник Б. Этот герой показан в двух, кардинально разных, жизненных ситуациях. Именно эти противопоставленные друг другу ситуации и проясняют его характер.
Впервые рассказчик встречает полковника Б. на балу у губернатора в честь окончания масленичной недели. Петр Владиславич – отец Вареньки,
Лицо у него было очень румяное, с белыми la Nicolas I подвитыми усами, белыми же, подведенными к усам бакенбардами и с зачесанными вперед височками, и та же ласковая, радостная улыбка, как и у дочери, была в его блестящих глазах и губах. Сложен он был прекрасно, с широкой, небогато украшенной орденами, выпячивающейся по-военному грудью, с сильными плечами и длинными стройными ногами”.
Как видим, первоначально полковник производит
Все следили за движением этой прекрасной пары и любовались ею. А в конце, когда Петр Владиславич упал на колени перед дочерью, гости не удержались и зааплодировали. В знак окончания танца полковник бережно поцеловал дочку в лоб.
Если все смотрели на полковника Б. с любованием, то рассказчик испытывал к нему “восторженное умиление”. Особенно трогательно выглядел старинный фасон сапог героя. Рассказчик увидел в этой детали подтверждение любви полковника к своей Вареньке: “Чтобы вывозить и одевать любимую дочь, он не покупает модных сапог, а носит домодельные”.
На этом присутствие героя в первом эпизоде рассказа заканчивается. На балу полковник произвел на всех гостей, рассказчика и, я думаю, читателей, самое хорошее впечатление. Старый военный, по всей видимости, хорошо образованный и воспитанный, добрый, красивый, обожающий свою дочь. Но уже здесь проскальзывают “тревожные” детали, которые получат развитие во второй части рассказа.
Автор несколько раз подчеркивает, что полковник Б. был воспитан эпохой Николая I: “Он был воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки”. Даже бакенбарды полковник носил по моде того времени, чтобы подчеркнуть свою приверженность к николаевскому режиму. Идя танцевать с дочерью, Петр Владиславич, по старой моде, надевает на правую руку перчатку, говоря, что “надо все по закону”.
Эта деталь говорит о педантичности героя, а также о том, что он привык бездумно выполнять приказы, не задумываясь об их целесообразности. Если командир дал приказ, то его следует выполнять, а не задавать вопросы.
Вторая часть рассказа во всем кардинально противоположна первой. Здесь мы видим полковника уже не на отдыхе, а при исполнении своих обязанностей. На следующее утро, в самом начале Великого поста, полковник Б. руководит наказанием татарина за побег из армии. Ничто не изменилось в его внешнем облике, ни одна черта не дрогнула в его румяном лице при виде страшных мучений беглого татарина.
Здесь рассказчик так описывает Петра Владиславича: “Полковник шел подле, и, поглядывая то себе под ноги, то на наказываемого, втягивал в себя воздух, раздувая щеки, и медленно выпускал его через оттопыренную губу”. Складывается ощущение, что полковник полностью отключил все свои эмоции и мысли. Он, как машина, старательно и усердно выполняет инструкцию, чтобы “все по закону”.
Только увидев нарушение в выполнении приказа, Петр Владиславич проявляет свои чувства. Он наказывает слабосильного солдата, который физически не может сильно ударить татарина: “Я тебе помажу, – услыхал я его гневный голос. – Будешь мазать? Будешь?
И я видел, как он своей сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого, слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина”.
Но не нужно думать, что полковник – бездушный монстр, который не понимает ужаса всего происходящего. Мне кажется, он знает, что мероприятие, которым руководит, – не из приятных. Поэтому, встретившись глазами с рассказчиком, Петр Владиславич сделал вид, что не знает его.
Я думаю, что в душе полковник испытывает неловкость и, может быть, даже стыд. Но этот герой привык в своей жизни ставить во главу угла приказ от вышестоящего начальства, подстраивать свои мысли, чувства, душевные порывы под Инструкцию. Внешнее для этого героя важнее внутреннего, мнение людей важнее мнения души.
Толстой пишет об этом с горечью и сожалением. Ведь не нарушив человеческий закон, полковник Б. нарушил закон Божий. Поэтому со всей ответственностью этого героя можно назвать преступником, прежде всего, перед собой. Полковник Б. оказался рабом приказа, погубив свою душу, придавая мучениям других людей.
Даже Великий пост не смог остановить этого человека.
Так, на протяжении рассказа образ полковника Б. получает грандиозное развитие. Он углубляется и психологически раскрывается, обнажая перед нами вину и беду этого человека.
Related posts:
3377. Характеристика полковника на балу и после бала и его образ сочинение Русский язык
Сочинение — Характеристика полковника на балу и после бала. Русский язык и литература. Анализ. Характеристика и образ
Герой небольшого рассказа Льва Николаевича Толстого «После бала» Иван Васильевич делиться своими впечатлениями от встречи с полковником и описывает его портрет.
Петр Владиславич был полковником и отцом прекрасной девушки Вари, в которую был влюблен рассказчик.
В первой половине рассказа Иван Васильевич описывает его на балу.
Старый полковник был красивым и статным человеком. У него было румяное лицо, белые усики и бакенбарды. Полковник имел прекрасное телосложение, он был высоким человеком с широкой грудью и крепкими плечами. По его фигуре и выправке было видно, что он военный человек.
У Ивана Васильевича его поведение вызывало восхищение и уважение. Поведение полковника было учтивым, он был приветлив и мил по отношению к окружающим.
Полковник с трепетом и нежностью относился к своей дочери, у него была такая же ласковая улыбка, как и у нее.
Особенно Ивана Васильевича поразили его сапоги. Они были старинными и не модными, видно было, что сапоги были домодельными. Это говорило о том, что старик ограничивает себя, для того, чтобы вывозит на балы и красиво одевать свою любимую дочь.
На утро Иван Васильевич снова видит полковника в поле возле его дома. Поведение старика кардинально разнится с увиденным вечером. Он предстает в образе сурового и жесткого начальника, не имеющего ни малейшего сострадания и милосердия к людям.
Полковник руководил избиением татарина, который пытался сбежать. От милого человека, увиденного накануне, не осталось и следа. У него была твердая походка, его сильные плечи покрывала шинель, а на голове была фуражка.
Иван Васильевич наблюдал, как старый полковник гневным голосом вычитывал солдата, за то, что он не сильно бил наказуемого татарина. Без малейшего сожаления полковник бил его по лицу своей крепкой рукой в перчатке.
Поведение полковника было грозным, на лице его отражалась злость. Иван Васильевичу было трудно поверить в то, что еще совсем недавно полковник казался абсолютно иным человеком. Он танцевал, радовался балу, был мил с окружающими людьми и бесконечно нежен по отношению к своей дочери Варваре.
Когда полковник увидел Ивана Васильевич, он быстро отвернулся, сделав вид, что не узнал его. Возможно, поведение полковника было связано со службой и он был лишь заложником обязательств и выполнял свой долг.
Однако, Иван Васильевич, как не пытался, так и не смог оправдать его в своих глазах.
Сочинение Образ Полковника отца Вареньки и его характеристика
Одним из основных персонажей произведения является Полковник, носящий имя Петра Владиславовича, представленный писателем в образе отца Вареньки, главной героини рассказа.
Полковник описывается в качестве высокого, статного мужчины преклонного возраста с румяным лицом, на котором красуются подвитые усы и аккуратно подстриженные бакенбарды. Его внешности, располагающей к общению и вызывающей уважение, присущи твердая, уверенная походка, блуждающая на лице ласковая улыбка и открытый взгляд сверкающих глаз. Несмотря на военный чин, в повседневной жизни полковник предпочитает одеваться в армейскую форму в виде безупречного мундира, черных замшевых перчаток и давно вышедших из моды остроносых сапог со сбитыми каблуками.
Полковник является примерным семьянином и отцом, не чаявшим души в собственной дочери, для которой не жалеет ни денег, ни времени, готовый отказать себе во всем ради удовольствия Вареньки.
Герой, несмотря на свой почтенный возраст, обожает танцевать и старается не пропускать ни одного из званых балов, где предпочитает кружиться в вальсе с красавицей-дочерью, с которой у него сложились доверительные отношения.
На очередном балу, где рассказчик в образе Ивана Васильевича встречается с галантным и любезным полковником, он попадает под обаяние Петра Владиславовича, представляя его жизнерадостным и миролюбивым человеком.
Однако по окончании бала Иван Васильевич становится свидетелем неприглядного события, главным участником которого является якобы интеллигентный полковник, раскрывшийся перед рассказчиком с другой, нелицеприятной стороны.
Полковник руководит жестоким наказанием провинившегося солдата, попытавшегося осуществить побег. При этом герой меняется не только с внешней стороны, но и внутренне. Полковник гневно кричит, унижает не только несчастного, подвергнутого наказанию, но и подчиненных, исполняющих казнь. Он непреклонен в своей жестокости, не слышит мольбы о пощаде, заставляя сослуживцев наносить провинившемуся еще большую боль.
Раскрывая образ полковника в романе, писатель повествует о реальных событиях, произошедших в тот период времени, когда жестокость общественного существования калечит духовные качества человека, делая из него морального урода, тщательно скрывающего свой истинный облик и черствую сущность за маской положительных характерных черт.
Вариант 3
Рассказ «После бала» был написан Л.Н. Толстым. В нем рассказывается история из жизни самого писателя, которая очень сильно его впечатлила. Написать он о ней решил спустя несколько десятков лет.
Рассказ ведется от лица главного героя, – Ивана Васильевича – который влюблен в девушку Вареньку Б. Эта девушка была самой прекрасной на балу, даже сам Толстой не может описать ее красоту. У нее всегда было много поклонников. Эта любовь главного героя была самой сильной за всю его жизнь. Танцуя, молодые люди никак не могли налюбоваться друг другом. Первая часть этой истории показывает бал, где люди отдыхают, танцуют, общаются. На этом балу Иван Васильевич знакомится с отцом Вареньки – Петром Владиславовичем Б.
Петр Владиславович – дворянин, полковник. У него есть семья: жена и восемнадцатилетняя дочь Варенька. Живут они в Казани. Полковник красивый, статный мужчина в летах. На лице у него были бакенбарды и усы. Большую часть своих денег тратит на свою дочь, ограничивая себя даже в новых сапогах. Петр Владиславович ловко и умело танцует. Ему нравится танцевать со своей дочерью. Обращается с ней ласково и нежно. Взгляд у него добрый и ласковый, как у нее. Полковник со всеми на балу обращался вежливо и галантно, что говорит о его хороших манерах. Все, кто с ним общался, были очарованы им с первого взгляда, чувствовали уважение. То же самое чувствовал и главный герой. К тому же Иван Васильевич очень хотел стать офицером. А полковник рассказывал ему про службу: как она много для него значит, и как он любит своих солдат.
После бала он отправился домой. Но после таких приятных впечатлений, не смог уснуть. Молодой человек был на столько воодушевлен, что собрался и отправился к дому Вареньки. Там он увидел странное движение и услышал крики: полковник, который недавно был на балу, танцевал с дочерью и тепло отзывался о своих солдатах, в гневе бил одного из них (наказывали сбежавшего татарина). Спина этого татарина не была похожа на спину, скорее, на кровавое мясо. Он умолял полковника о пощаде, но тот злился еще больше. Тот мужчина, который нежно обнимал свою дочь, бил по лицу и другого солдата.
Этот случай очень впечатлил Ивана Васильевича. Он больше не мог любить Вареньку (с ней молодой человек все время вспоминал ту историю) и позже любовь его прошла совсем. Мысли о военной службе Иван Васильевич тоже оставил, потому что не видел больше в этом ничего благородного.