Что там за авария впереди
Спорное ДТП на главной: кто виноват и заплатит за аварию, всегда ли виноват выезжающий со второстепенной дороги
Немалое количество аварий возникает из-за того, что автомобилисты, выезжая на главную дорогу, не пропускают тех, кто уже движется по ней. В результате столкновение может произойти прямо на перекрестке или чуть дальше. И виновник в такой ситуации очевиден, как бы он не пытался оправдываться. Но всегда ли виноват именно выезжающий на главную дорогу «торопыга»?
ДТП на перекрестке, главная дорога
Если перекресток оборудован светофором, движение регулируется его сигналами. И спорной ситуации с тем, кто кому должен уступить, не возникает. Очевидно, что при столкновении прав водитель, который ехал на зеленый свет.
Иначе все выглядит, когда перекресток нерегулируемый. Он может быть пересечением неравнозначных путей, то есть главного (основного) и второстепенного. Первый обозначается символом в виде желтого ромба с белой каймой. Машины, движущиеся по нему, имеют преимущество проезда.
А транспорт, поворачивающий туда со второстепенного пути или проезжающий перекресток, должен подождать. Этого от него требует знак «Уступите дорогу» в виде белого треугольника с красной каймой, расположенного основанием вверх. Если условие не выполняется, происходит столкновение. А значит, нарушение пункта 13.9 ПДД:
На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся по главной, независимо от направления их дальнейшего движения.
Виновным в большинстве подобных ситуаций признают того, кто ехал по второстепенному пути. Его накажут за нарушение по части 2 статьи 12.13 КоАП:
Невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом проезда перекрестков, влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.
Компенсировать материальный и физический ущерб, нанесенный другому участнику ДТП, будет страховщик виновника. Это определяется пунктом 1 статьи 12 Закона об ОСАГО:
Заявление о страховом возмещении в связи с причинением вреда жизни или здоровью потерпевшего направляется страховщику, застраховавшему гражданскую ответственность лица, причинившего вред. Заявление о страховом возмещении в связи с причинением вреда имуществу потерпевшего направляется страховщику, застраховавшему гражданскую ответственность лица, причинившего вред…
Если же возможно прямое возмещение убытков, платит фирма, выдавшая полис пострадавшему.
Авария, выезд на главную дорогу
ДТП при участии машин с неравнозначных направлений может случиться, когда обязанный уступить автомобиль уже выехал на приоритетный путь. Здесь ситуация с определением виновника не так однозначна. Понять, как все будет оцениваться, легче на примерах:
Обе ситуации достаточно спорные, одну легко принять за другую. Каждому водителю придется доказывать свою правоту. Но, как показывает практика, выехавшему с не главного направления это сделать труднее. Поэтому ему стоит обратиться за помощью к юристу.
Еще одна ситуация, при которой возможно ДТП, это выезд на приоритетную дорогу со двора или прилегающему к ней участку (заправочной станции, автостоянки и т.д.). Здесь автомобилисты должны руководствоваться пунктом 8.3 ПДД:
При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней…
То есть в случае столкновения виновником назовут автомобилиста, не пропустившего едущие по главной ТС. Хотя в такой ситуации чужая машина врезается в него, а не наоборот.
ДТП на второстепенной
Перекресток неравнозначных направлений без светофора опасен еще и тем, что столкновение может произойти на второстепенной дороге. Так бывает, если на основном пути движение транспорта плотное. И поворачивающий на него с другого направления автомобиль вынужден ехать медленно.
Приближающаяся к нему сзади машина перемещается по той же дороге. Ее водитель с большой долей вероятности будет контролировать скорее главное направление, глядя налево. И столкнется с автомобилем, идущим впереди.
В такой аварии могут оказаться задействованы несколько машин. Но виновником является тот, кто ехал за первым ТС по второстепенной дороге. Ему следовало быть внимательнее, контролировать оба направления движения. Но прежде всего обращать внимание на ту сторону, куда он собирался свернуть.
Можно ли избежать ДТП
Предотвратить аварию на перекрестке неравнозначных дорог или на одном из таких направлений реально. Ведь подобные ДТП случаются в типичных ситуациях:
Как вести себя автомобилистам, чтобы избежать столкновения:
О том, как избежать ДТП при выезде на перекресток со второстепенной дороги, смотрите в этом видео:
Всегда ли виноват водитель со второстепенного направления
При авариях на перекрестках неравнозначных дорог ответственность чаще возлагается на автомобилиста, который не уступил проезд, хотя был должен. Но оказаться виновным может и тот, кто двигался по приоритетному пути, если:
А иногда в таких случаях ответственность признается обоюдной на радость страховым компаниям. Потому что им не приходится платить возмещение за разбитые машины ни тому, ни другому владельцу.
Определение главной дороги в ПДД
Определение главной дороги нужно искать в ПДД в разделе «Общие положения»:
Главная дорога» – дорога, обозначенная знаками 2.1, 2.3.1 — 2.3.7 или 5.1, по отношению к пересекаемой (примыкающей), или дорога с твердым покрытием (асфальто- и цементобетон, каменные материалы и тому подобное) по отношению к грунтовой, либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий. Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием не делает ее равной по значению с пересекаемой.
Из него следует, что от второстепенной ее может отличать не только наличие дорожного символа. Иногда его вовсе не бывает, а пути тем не менее не равнозначны.
Понять, какое направление приоритетное, нетрудно чисто визуально, по типу поверхности. Но иногда проблемой может стать снег или гололед, когда покрытия не видно. А определение преимущественного пути по ширине проезжей части тоже не всегда возможно, ведь он бывает одинаковым на обоих пересекающихся отрезках. Тогда водителю следует ехать таким образом, как будто он находится на второстепенном. Это поможет избежать опасной ситуации, аварии.
Всегда ли в ДТП виноват тот, кто бьет сзади
Многие автомобилисты ошибочно считают, что при авариях, когда автомобиль ударяет ехавшего впереди соседа по полосе, гарантированно виноват «задний».
Тем не менее, как это ни парадоксально, в подавляющем числе случаев при такого рода авариях виновником нередко признают ехавшего впереди. Почему так происходит? Все дело в большом числе оговорок и подпунктов, которые позволяют трактовать пункт правил 9.10 в пользу того, кто, простите за жаргонизм, «догнал» впереди едущего.
К примеру, пункт 9.10 перестает работать в пользу водителя, двигавшегося впереди, когда тот предпринимает экстренное торможение, не требующееся для предотвращения дорожно-транспортного происшествия.
Теперь представим себе следующий сценарий. Вы двигаетесь по главной дороге, а другое транспортное средство резко выскакивает перед вами, съезжая с второстепенной дороги. Вы предпринимаете экстренное торможение, но «догоняете» вклинившееся перед вами авто.
Если будут собраны соответствующие доказательства, виновником практически гарантированно признают водителя, бесцеремонно выскочившего прямо у вас по курсу, что предусмотрено положением 8.3 правил дорожного движения.
Рассмотрим также и часто встречающуюся ситуацию с так называемыми множественными столкновениями, когда сразу несколько машин въезжают друг другу в корму по цепочке (так называемый «паровозик»).
Практика показывает, что виновником из-за несоблюдения дистанции (пункт 9.10 ПДД) и неспособности снизить скорость при возникновении опасности (пункт 10.1 ПДД) будут признаны хозяева второй, третьей и последующих машин в цепочке. Впрочем, нередко случается и такое. Первая машина въезжает в «зад» соседа по потоку, а тот, следуя по инерции, «догоняет» впереди идущий авто. Невиновность того, кого «толкнули», можно доказать, если провести трасологическую экспертизу или с опорой на показания видеорегистратора и свидетелей. Однако фактически очень часто все участники ДТП получают «обоюдку», когда виновными признают всех участников аварии.
И уже совершенно точно, водителя впереди идущей машины признают виновным, если он совершает наезд на другие машины во время движения задним ходом. Чаще всего такие ДТП возникают при выезде с парковочного места или движении задним ходом на трассе.
Виновником сдававшего назад делает пункт 8.12 ПДД, согласно которому движение транспортного средства задним ходом разрешается лишь при условии, что этот маневр будет безопасен и не создаст помех другим участникам движения. В свою очередь пункт 8.11 оговаривает, что движение задним ходом запрещается на перекрестках и в местах, где запрещен разворот. В любом случае, даже в такой ситуации для доказательства своей правоты понадобится видеорегистратор или показания свидетелей.
Об авариях, которые происходят с новичками
Сразу после получения водительских прав новичок ведет себя за рулем крайне осторожно — аккуратно перестраивается, боится кому-то помешать, многократно перепроверяет информацию. Что же происходит через полгода-год регулярных поездок? Адаптировавшись к потоку и ощутив легкость управления, водитель получает первое удовольствие. Он уже смелее маневрирует, высказывает недовольство действиями других, громче слушает музыку. Последствия ложной уверенности обычно оформляются в протоколе ГАИ. Сегодня разбираем как раз такое происшествие, видеозапись которого была сделана из автомобиля виновника аварии.
Два типичных ДТП с неопытными водителями
Опыт Юрия Краснова говорит, что новички спустя полгода-год управления транспортным средством обычно попадают в два типа происшествий: выполняют роль локомотивов т. н. «паровозов» или же задевают припаркованные во дворе машины — как правило, правой стороной.
Авария, которая произошла несколько дней назад на пр. Пушкина в Минске, относится к первому типу. Водитель Skoda Rapid двигался по крайней левой полосе. Впереди стал замедляться Honda Accord, у него загорелись стоп-сигналы. Но автор ролика, словно не замечая этого, на скорости врезался в заднюю часть японского седана.
— Если хотите попасть в «паровоз», то это прямо образец, как совершать подобные ДТП. Обычно такие происшествия случаются из-за водителя, который планировал перестроиться, но засмотрелся в зеркало заднего вида. То есть плохо контролировал ситуацию впереди, — анализирует запись Юрий Краснов.
Этим объясняется то, что водитель Skoda продолжал движение даже после того, как у Honda загорелись стоп-сигналы. В течение трех-четырех секунд автомобиль автора видео продолжал сближаться. Времени для торможения, согласитесь, более чем достаточно.
— Во время занятий в автошколах не хватает времени, чтобы научить предотвращать такие ситуации, — признает ведущий рубрики. — Я рекомендую тренировать периферическое зрение, вырабатывать навыки быстрого переключения внимания на боковые и салонное зеркало и вперед.
По словам Юрия Краснова, человеку, как выяснили ученые, для распознавания ситуации достаточно посмотреть в боковое зеркало в течение 0,07 секунды. Водителю Skoda понадобилось в 42—57 раз больше!
Видно также, что перед самым столкновением автор видео начал ускоряться. Вероятнее всего, он заметил снижение скорости передних машин и затем переключил основное внимание на боковое правое зеркало. А ускорение — попытка оторваться от автомобиля, двигавшегося следом, но правее.
В последний момент, судя по всему, водитель Skoda увидел препятствие впереди и попытался все-таки перестроиться, но неудачно.
Результат — налицо. Разбиты бампер, переднее левое крыло, фара. Также поврежден капот. Есть ли внутренние дефекты, пока не ясно (открыть капот не удалось). В то же время машина на ходу, даже передние парктроники работают.
Всего в ДТП были повреждены четыре автомобиля. Виновным, разумеется, признали водителя Skoda, оформили протокол. Молодому человеку придется восстанавливать свою машину (благо есть автокаско), в следующий раз обязательная страховка будет иметь еще более высокий коэффициент.
«Нельзя залипать, глаза должны бегать»
Водитель Skoda ездит за рулем восемь месяцев. Говорит, что это первое в его жизни ДТП. После аварии ночь не мог заснуть, обдумывал произошедшее.
— Планировал перестроиться, посмотрел в правое боковое зеркало, а когда глянул вперед, было уже поздно, — рассказывает молодой человек. — Справа была машина, и я мог бы уйти в ту полосу — тогда аварии бы не было. Но.
Виновник ДТП подтверждает, что ускорялся именно для перестроения. По его словам, указатель поворота был включен заблаговременно, но это не помогло (напомним, по ПДД поворотник не дает преимущества).
— Многие молодые водители не понимают, что у них проблемы с восприятием информации. Залипание на образ — характерная ошибка, — объясняет ведущий рубрики. — Глаза должны бегать. Ты же прозевал момент интенсивного снижения скорости передними автомобилями. В твоем случае стоило не торопиться, а просто остановиться и спокойно дождаться возможности.
«Напомним закон №555: если смотришь в боковое зеркало дольше секунды, то когда-нибудь врежешься
Юрий Краснов замечает, что музыка в салоне динамичная, кажется, звучит достаточно громко. Это тоже косвенный признак того, что молодой человек чувствовал себя довольно уверенно.
— Водитель Skoda попал в плен иллюзии, адаптировавшись к минскому трафику, — продолжает ведущий «Разборов. ». — Как говорят, у него крылья выросли. Как это обычно бывает с новичками? Сначала тяжело, боятся заглохнуть или откатиться на горке. Потом мандраж проходит. Вроде быстрее соображаешь, дальше видишь дорогу, предугадываешь действия других водителей. Вот как только появилась легкость и вы стали получать удовольствие — сразу берите себя на контроль, потому что уже оказались в зоне риска.
Наш собеседник подтверждает, что поначалу любая поездка была стрессом. Потом стало поспокойнее. Начал чаще возмущаться действиями окружающих автомобилистов. В общем, характерная эволюция от новичка до завсегдатая потока.
Упражнение: смотрим в зеркала и считаем вслух
Садясь в попавшую в ДТП Skoda, Юрий Краснов замечает, что зеркала настроены корректно. Это тоже могло стать одним из факторов происшествия. Но в данном случае дело явно не в этом.
— При настройке боковых зеркал необходимо отрегулировать их так, чтобы слегка был виден корпус автомобиля, — обращает внимание ведущий рубрики. — Тогда в городском потоке можно будет правильно оценить расстояние до машины в соседней полосе. Главное, чтобы можно было видеть соседний ряд и транспортные средства в нем.
Юрий Краснов предлагает владельцу Skoda тренировать реакцию и т. н. переключаемость внимания. Можно упражняться как на автодроме, так и в потоке автомобилей. Например, двигаясь по определенной траектории, курсант должен периодически отслеживать ситуацию сзади, бросая взгляд то на боковые, то на салонное зеркало. А если взгляд задерживается слишком долго, то инструктор должен тут же одернуть обучаемого.
— Есть и другое упражнение, которое не потребует аренды специальной площадки, — продолжает ведущий «Разборов. ». — Садитесь за руль и считаете вслух. На «раз, два, три» смотрите вперед. На «че» — в зеркало заднего вида, на «тыре» — опять вперед.
«Важно, чтобы вырабатывалась привычка бросать взгляд на зеркала и возвращать его»
Ведущий рубрики предупреждает, что поначалу это будет неосознанный взгляд, но впоследствии мозг адаптируется и сможет осмысленно отслеживать информацию при дефиците времени.
— Несколько человек мне говорили, что в правое зеркало надо смотреть постоянно, хотя мне казалось, что только при перестроении. Это так? — задает вопрос водитель Skoda.
— В него мы смотрим реже, и ничего плохого в этом нет. При поездке по трассе даже можно так настроить левое зеркало, что будешь видеть всю обстановку. Но из-за конструкции кузова это возможно не в каждом автомобиле.
По словам Юрия Краснова, во время занятий он часто устанавливает в машины курсантов панорамные зеркала, которые дают больше информации: «Обучаемые сразу начинают лучше понимать обстановку. А когда снимаешь, то навык остается».
Если возвращаться к рассматриваемой ситуации, то напрашивается также вывод не только о тактической ошибке, но и о стратегии управления автомобилем. Почему водитель Skoda до последнего ехал именно в левом ряду? Это тоже характерно для новичков — не задумываться о дальнейших действиях, пока не появится препятствие перед капотом.
— За 500—1000 метров я перестроился в крайнюю левую полосу — по-моему, в среднем ряду двигался кто-то медленный. А потом просто не успел вернуться назад — не ожидал, что очередь на поворот будет настолько длинной, — объясняет автор видео.
Еще один очевидный совет неопытным водителям: планируйте маршрут заранее. Если не знаете особенности организации дорожного движения, то следует посмотреть панорамы улиц на картографических сервисах и выбрать стратегию: какого ряда лучше придерживаться, где придется перестраиваться и когда лучше это делать.
— Любое умение надо тренировать, а новичкам — в особенности переключаемость внимания, — подытоживает Юрий Краснов. — Когда будете видеть обстановку на 360 градусов, тогда поймете, сколько опасностей и рисков вокруг.
а где ДВА типичных дтп.
Чувак сделал гоночный трек из улиц своего города в Assetto Corsa
Я, ищущий новую машину в GTA
Честно стырено с Reddit.
Осенняя фоточка
Средний Урал, город Лесной, улица Орджоникидзе. Canon 100d, 18-250.
Зимняя фоточка
Город Нижний Тагил, район НТМК, зима, дворик. Canon 1300d, 35mm.
Греются
Город Лесной, осень.
Немного про обгоны
Не так давно возвращался в город с дачи на машине с товарищем. Начинает смеркаться. Поднимаемся в гору, далее начинается спуск и метров через 200 упираемся в дорожников. Дорога двухполосная, наша полоса закрыта, движение регулируют ребята в сигнальных жилетах с жезлом. Пока пропускают встречный поток (поток сильно сказано, дорога регионального значения да и ехали в середине недели), мы стоим первыми и единственными в ожидании проезда. Я включаю аварийку и товарищ интересуется для чего я это сделал. А действительно зачем? За свой небольшой водительский стаж в 8 лет я накатал около 200к км и навскидку четверть этого расстояния пришлась на езду по федералкам. И именно такой опыт езды отложил в голове некоторые нюансы поведения на дороге, о которых “не говорят в автошколе”, на основании наблюдения за другими участниками движения. Так вот, аварийку включил чтобы банально не получить в зад от возможно зазевавшегося водителя, который ввиду ограниченности видимости из-за рельефа и погодных условий может не сразу среагировать на изменение ситуации. А так я заранее привлекаю его внимание. Следующий за мной встанет, выключу. К слову, у товарища стаж больше, чем у меня. И тут я задумался о том, что некоторыми наблюдениями можно и поделиться, возможно кому-то будет полезно… Да точно будет! Поехали!
Всегда межгород езжу с навигатором, всегда. Помогает заранее видеть все повороты дороги и планировать маневры.
Рассмотрим ситуации с обгоном:
1. Встречаются автолюбители, обгоняющие “паровозиком”.
Да и ещё за фурой пристраиваются! А дальше в перспективе поворот или перепад по высоте с ограничением обзора. Выглядят фаталистами.
2. Обгоняем вереницу машин
Всегда оцениваю возможность вклиниться. Бывает, что фуры идут очень плотно. Как-то раз меня не пускали, когда я не успевал завершить обгон всей колонны. Что было на уме у этого дальнобоя мне не ведомо.
Всегда надо держать в голове, что кто-то из середины попутного потока тоже решит обгонять и не удосужится посмотреть на вас в зеркало заднего вида. Вы на скорости, он включает поворотник на обгон и… тут, как мне кажется, эффективней моргать дальним. Сигналить есть смысл уже при небольшом расстоянии, когда свет не будет эффективен. Все слушают музыку в машине, некоторые громко.
Не выключайте левый поворотник до того момента, пока не завершите обгон. Впереди идущей встречной машине это поможет оценить ситуацию и, если необходимо, сбросить скорость.
3. Нам подсказали, что дорога свободна!
Фура правым поворотником показала, что дорога свободна. Вы аккуратно выглянули из-за нее, оценили ситуацию, обогнали. Включите в знак благодарности аварийку. Однажды мне в след моргнули дальним, было очень приятно. Культура вождения!
Пару раз предлагали обгонять через сплошную, причем настырно. Нет, спасибо!
Ее наносили не просто так, а для безопасности всех участников движения. Бывают конечно вопросы к протяженной сплошной на прямых участках, но там видимо предусмотрены нюансы типа сильного бокового ветра и т.д. Не погружался в этот вопрос. Просто соблюдаем требования. А то бывает через n метров вам предлагают посмотреть видео ваших маневров и это будет меньшее из зол. Бывает редко, но метко!
5. Вы никуда не спешите
И едите, например, со скоростью меньше разрешенной на данном участке дороги. Или двигайтесь в потоке, но не собирайтесь обгонять. Постарайтесь держаться чуть ближе к правой стороне полосы, так вы облегчите обзор дороги автомобилю позади вас. Ему уже не надо будет цеплять встречную полосу, чтобы выглянуть из-за вас.
6. Расширения дороги
Бывает для обгона на участке дороги временно появляется вторая попутная полоса. Оцените свои возможности и ситуацию сзади. Может стоит сперва пропустить, а потом обгонять?
А с участков с дополнительной полосой для подъезда автобусов к остановке бывает совершают обгон. Приходится смотреть в правое зеркало при подъезде к сужению дороги.
На истину последней инстанции не претендую, будет интересно почитать если у кого есть что добавить.
В полиции объяснили, когда можно покинуть место ДТП
В МВД России объяснили, в каких случаях автомобилистам не будет грозить наказание за оставление места ДТП и перемещение транспортных средств после аварии. Подробные разъяснения Autonews.ru запросил у ведомства после появления в Москве многочисленных объявлений на информационных табло Центра организации дорожного движения (ЦОДД) с призывами сразу же убирать машины с дороги после аварии, если инцидент произошел на скоростной магистрали, например МКАД.
Параллельно с распространением предупреждающих объявлений замруководителя ЦОДД Александр Евсин заявил, что на всех магистралях после ДТП необходимо обязательно уйти с траектории скоростного движения при любой возможности: «Люди, которые понимают опасность, никогда не ждут трагедии, оформляя бамперы в полосе скоростной дороги. Возникнут сложности с оформлением ДТП? Возможно, возникнут. Но это трудности поправимые и не связанные с угрозой жизнью и здоровью. А вот наезд условного КамАЗа сзади непоправим и статистически практически неизбежен», — писал эксперт в своем фейсбуке, где так же публиковал видео повторных аварий с участием остановившихся автомобилей.
Евсин уверен, что ожидание оформления ДТП в полосе движения скоростной магистрали связано с опасностью гибели и тяжелых травм. «Никогда не стойте в полосе движения скоростных дорог, ожидая оформления ДТП. Съезжайте на обочину или ближайшее безопасное место и там оформляйте ДТП», — советовал он всем автомобилистам.
Однако сами водители выразили сомнения, не лишат ли их прав после съезда на обочину, поскольку такое поведение может быть приравнено к оставлению места ДТП. Как объяснили в МВД России, в соответствии со ст. 2.7 КоАП, действия, формально являющиеся правонарушением, но совершенные в состоянии крайней необходимости, не являются административным правонарушением. Это значит, что такие действия допустимы для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.
«В случаях если в результате ДТП погибли или ранены люди и вследствие его совершения движение других транспортных средств невозможно, а также если в результате происшествия вред причинен только имуществу и созданы препятствия для движения других транспортных средств, освобождение проезжей части является обязанностью водителей», — уточнили в ведомстве.
Также в МВД напомнили, что водители могут оставить место происшествия, если его можно оформить без участия сотрудников полиции — по Европротоколу.
Вместе с тем при нахождении на проезжей части водитель обязан соблюдать меры предосторожности, а в случае происшествия вне населенных пунктов в темное время суток либо в условиях ограниченной видимости при нахождении на проезжей части или обочине должен надеть куртку или жилет с полосами из световозвращающего материала.
Автомобильный эксперт и юрист Сергей Смирнов уверен, что не оформившие ДТП по установленным правилам водители не получат страховых премий и будут вынуждены разбираться между собой в судах.
«Нужно понимать, что, если последовать такому совету и незамедлительно покинуть место аварии, будет велик риск не получить страховое возмещение, — говорит эксперт. — Страховщики скажут, что водитель, конечно, молодец — живой и невредимый. Но в такой ситуации непонятно, кто прав, кто виноват. Поэтому страховая компания в таких условиях выплачивать возмещение не будет и потребует, чтобы участники аварии разобрались между собой в суде. Что касается оформления Европротокола, то даже с ним не получится за несколько секунд быстро разобраться на месте, кто виноват, сделать все фотографии и разъехаться, должно уйти какое-то время — получается, следуя логике ЦОДД, это тоже не выход».
Юрист уверен, что при соблюдении ПДД всеми водителями вероятность того, что в остановившиеся на магистрали транспортные средства влетит фура или грузовик, будет минимальной.
«Представим: водитель на МКАД столкнулся с другой машиной, и, согласно советам ЦОДД, ему через четыре ряда надо ползти на обочину, — говорит эксперт. — Да, ответственный сотрудник ГИБДД не будет в таком случае выписывать протокол за побег с места аварии, но неужели такой маневр более безопасен, чем установка аварийного знака на положенном расстоянии? В ПДД подробно прописан весь алгоритм действий при ДТП: надо включить «аварийку», выставить аварийный знак, проверить, есть пострадавшие или нет, и, если никто не пострадал, зафиксировать все обстоятельства. Уже за это время можно подвергнуться серьезной опасности. Но куда смотрят водители, которые просто едут по трассе? Они должны следить за дорогой, предугадывать опасность».
Он обращает внимание на то, что многие автомобилисты после ДТП не обозначают место происшествия так, как этого требуют правила, из-за чего и происходят повторные, еще более серьезные столкновения, о которых и говорят в ЦОДД.
«Да, приведенные видеозаписи выглядят очень убедительно, пока не посмотреть на них с другой стороны: водители, которые въезжают в припаркованные автомобили, нередко едут с серьезным превышением скорости, а участники аварий вместо знаков выставляют на дорогу черные канистры, бутылки с омывайкой или просто ходят вокруг заглохших машин, в лучшем случае с включенными аварийками. Если водители будут ехать, соблюдая скоростной режим, а аварийные знаки будут выставлены без нарушений — за 15 м в городе и за 30 за городом, — то и вероятность повторного ДТП будет ниже».
Из этого эксперт делает вывод, что дополнительные советы о необходимости покинуть трассу при аварии не нужны — вместо этого на табло стоит выводить данные об актуальных ДТП на пути. «Если следующие впереди автомобили сбрасывают скорость, логично предположить, что там что-то случилось, и тоже притормозить. А если водители едут под 200 км/час, то они все равно рано или поздно в кого-то въедут», — рассуждает Смирнов.
Эксперт полагает, что необходимости в оповещениях о съезде на обочину нет, а вместо них нужно информировать водителей об авариях: «Сейчас ЦОДД обладает серьезными ресурсами, они отслеживают информацию со всех камер. Логично транслировать именно ее на информационные табло и сообщать, например, что через 500 м в левом ряду столкновение. Это будет более эффективно. Похожая система оповещений работает и на трассах «Автодора». Такую систему логично использовать на всех российских дорогах. Потому что даже если мы пропишем в ПДД, что при мелких авариях и в условиях крайней необходимости можно уехать с места ДТП, потом все равно придется тратить время на суды и доказывать, насколько крайней была эта необходимость и были ли другие варианты».
В компании «АльфаСтрахование» уточнили, что для получения страховой выплаты при оформлении ДТП необходимо соблюсти ряд важных условий. Перед тем, как съехать на обочину после аварии без пострадавших, водители должны зафиксировать все повреждения.
«До того, как уехать на обочину, необходимо выставить аварийный знак, включить аварийные сигнальные огни, сфотографировать взаимное расположение транспортных средств-участников ДТП, договориться, будет ли оформляться событие по Европротоколу или с помощью ГИБДД, — рассказали в «АльфаСтраховании». — Только после этого можно съезжать на обочину».
В компании напомнили, что оформление ДТП по Европротоколу возможно только при соблюдении всех правил: не более двух участников ДТП, вред нанесен только транспортным средствам, обстоятельства ДТП, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий у участников ДТП. При соблюдении всего вышеперечисленного возможно оформление Европротокола или бумажного извещения.