Что там внутри путеводитель по нашему мозгу
Что там внутри? Путеводитель по нашему мозгу.
Авторы действительно проводят будто бы экскурсию по человеческому мозгу, рассказывая и о его строении (хоть просто и доступно, но не скатываясь в примитив, ловко оперируя научной терминологией), и о работе, и о роли, и об этапах изучения.
Книга разделена на несколько глав, в начале каждой из которых высказывается какой-то тезис, который потом полностью в главе раскрывается. Причем тезис точный, ясный и порой неожиданный. Вот, например:
Нам рассказывают, почему, по мнению ученых, мозг человека стал развиваться и развился гораздо сильнее, чем у животных
как он растёт и развивается вместе с человеком
Причем всё очень точно и чётко, по возрастам, начиная аж с 16 дней внутриутробного развития! Текст постоянно дополняется (именно не прерывается, а дополняется!) интересной информацией. Например, вы знали, что у мозга подростковый период заканчивается только к 24 годам? именно к этому возрасту он окончательно созревает.
. а потом сразу начинает. стареть. (о чем сообщается под весьма ироничным заголовком)
Нам рассказывают о чувствах и эмоциях, о памяти и сознании, наглядно показывая, где, в каком месте нашего мозга находятся зоны, отвечающие за них. Буквально на пальцах объясняют работу нейронов. Показывают, как влияет на мозг обучение и общение, для чего нужно творчество и с какого боку тут искусство. Говорят о людях, чей мозг устроен несколько иначе, чем у основной массы, и о мозге разных животных. Рассказывают многовековую историю изучения мозга и развенчивают некоторые мифы о нём.
Информации в книге огромное количество. Подробно описать всё просто нереально. Уж извините за неполный охват) Я выборочно, ладно?
Вот, например, про чувства. Оказывается, их значительно больше, чем названных Аристотелем, только вот единой классификации после него никто еще не придумал) А бывает такое явление, как синестезия, когда одно ощущение обрабатывается несколькими чувствами. мне вот вспомнился в связи с этим герой повести Нины Дашевской «День числа Пи», для которого цвета имели свой звук.
Каждое чувство кратко, но точно описано в книге. К каждому нарисована простая и доступная (но научная!) схема.
А для лучшего восприятия и запоминания возможны вот такие говорящие иллюстрации:
Или вот про высшие психические функции.
Вы знали, что память похожа не на фотографию, а на пазл, кусочки которого хранятся в разных местах нашего мозга, причем каких-то кусочков всегда не хватает, поэтому мы никогда не сможем получить точную копию прошлого, это всегда будет реконструкция?
А как мозг регулирует наши действия, движения? Как, оказывается, много операций требуется мозгу для совершения такого простого действия, как поднятие руки для ответа в классе!
Зачем нам столько эмоций? Откуда они берутся? Как работают?
И как научиться понимать других людей, их взгляды и их эмоции?
И помогут в этом зеркальные нейроны!
Что такое творчество? В каком месте мозга оно гнездится?)) как научиться творчески мыслить, возможно ли это? И правда ли, что школа убивает творчество? Как ни печально, но выясняется, что да.
А ведь в процессе обучения между нашими нейронами возникают новые и новые связи, создавая инструменты, которые смогут в будущем пригодиться. Даже если не пригодится сам изучаемый материал, нейронные связи останутся!
Вообще авторы довольно часто проводят мостики к школьному обучению. Порой даже советы учителям дают. От нейроученых)
Отведено в книге место и для того, чтобы объяснить влияние на мозг произведений искусства
Есть в книге глава, посвященная мозгу животных. Ведь, по мнению современных учёных, животным свойственны сложные мыслительные процессы. И все они, каждое по-своему, не менее уникальны, чем человек. Причем объем мозга здесь совсем не определяющий фактор.
Очень понравилась мне глава, где развенчиваются некоторые мифы, касающиеся человеческого мозга. Например, такие:
Что там внутри? Путеводитель по нашему мозгу
Сегодня мы знаем, что наши мысли, чувства, решения, озарения — результат работы мозга во взаимодействии с другими органами и частями тела. Но как рождается мысль? Как функционирует мозг? Как сохраняет способность к обучению вплоть до старости? Как мозг чувствует, изобретает, творит и делает каждого из нас уникальной и неповторимой личностью?
Книга «Что там внутри?» написана при участии команды нейробиологов, философов и психологов. Ее авторы исследуют эволюцию мозга человека от рождения до старости, открывают невероятную реальность, построенную с помощью чувств, объясняют, как мы учимся, принимаем решения и действуем и как мы связаны с другими людьми и другими мозгами.
И если, как утверждается в этой книге, на развитие мозга влияет любой жизненный опыт, мы надеемся, что знакомство с ней сделает ваш мозг еще более любознательным и счастливым!
Несколько лет назад в Португалии, а затем на русском в «Самокате» вышла книга об удивительном мире природы— «Шагни за порог. Путеводитель по природе». За ней авторы и издатели решили сделать ответную книгу — про то, как важно заглянуть куда-нибудь внутрь. Но о чем могла бы быть эта книга? О человеческом теле? О тайнах, скрытых в центре Земли? Но больше других авторов вдохновила идея написать книгу о мозге, чтобы помочь самим себе и читателям лучше понять этот удивительный феномен, благодаря которому мы имеем возможность чувствовать, помнить, изучать, сравнивать, принимать решения, действовать, творить… (список глаголов бесконечен).
К работе над книгой авторы привлекли большую команду экспертов. Их специализации, регалии, тезисы также перечислены в книге. Также читатели найдут в конце книги и большой список вышедшей на русском литературы о работе мозга, видеолекций, статей и ресурсов на эту тему.
На русском языке книга вышла при информационной поддержке культурно-просветительского центра АРХЭ.
Фотогалерея
Об авторах
Изабел Миньош Мартинш родилась в 1974 году в Лиссабоне. С самого детства она любила читать и слушать истории, которые рассказывали ей бабушка и дедушка, соседи, друзья. Изабел интересовало, что можно сделать со словами, и что слова делают с нами. После школы Изабел выбирала между журналистикой и литературой, но остановилась на факультете изобразительных искусств Лиссабонского университета, где изучала «Коммуникационный дизайн». После окончания университета она нескольких лет работала в рекламных агентствах, а потом основала с тремя друзьями издательство Planeta Tangerina. Изабель Миньош Мартинш — сооснователь и редактор издательства «Планета Танжерина» (одного из самых известных и эстетских издательств Европы), а также автор больших иллюстрированных книг для детей.
Мария Мануэль Педроза — работает в СМИ, посвященным вопросам педагогики, создает проекты о здоровье, питании, просвещении в области потребления, окружающей среды и гармоничного развития. Мария Мануэль Педроза — консультант по коммуникациям в сфере устойчивого развития.
Рецензия: Лабиринт
Память, внимание, обучение — наш мозг круглосуточно собирает информацию, анализирует и оптимизирует ее, чтобы нам было лучше и легче жить. Не зря же он потребляет пятую часть нашего дневного рациона. Самый работящий орган человека нужно хорошо кормить! Уже идете к холодильнику? Это вас допамин ведет — гормон, отвечающий за вознаграждение. И если не поддаться мгновенному импульсу, посланному мозгом, может оказаться, что ваше вознаграждение может быть еще лучше. Правда, оно потребует усилий. Ну как, что решили? Имейте в виду, правильного ответа не существует. Его должен найти ваш мозг. А зависит эта правильность от такого множества разных вещей, что первым делом нужно разобраться в себе.
Эмоциональные реакции и логическое мышление — вовсе не противоположности. Это части целого. Именно поэтому для некоторых людей решить, что надеть утром — простейшая задача, а для других выбрать в магазине один йогурт из пятидесяти — настоящий кошмар. Или вот сон — как-то можно им управлять? Или нет? Памятью немножко можно — в книге даже есть некоторые подсказки по запоминанию. Только надо понять, как мелодия, путешествие или разговор становятся воспоминанием. А вот еще одна хорошая новость: чем больше думаешь, тем меньше усваиваешь.
Большинство научно-популярных книг для детей стараются делать забавными. Но, согласитесь, книга про мозг не может быть просто забавной. Она должна стимулировать мыслительный процесс! Например, в истории о том, какие механизмы работают при обучении чтению, возникает такой вопрос: неужели мы похожи на моллюсков?
Или такая логическая цепочка: свободные руки сыграли решающую роль в эволюции мозга, а решающую роль здесь сыграла еда. Хотя в те далекие времена мозг совсем не потреблял столько энергии, сколько сейчас — целых 500 калорий из 2500!
А вот еще бывает коллективная память. И коллективные желания. Они все — части одного большого целого. Стойте, уж не коллективный ли мы интеллект? Великолепная в своей практичности провокация. А вот еще одна: для эволюции человеку необходимы совершенно другие мозги.
Эта ироничная книга вовсе не привычные для детской литературы «Сто фактов о…». Факты здесь встают в стройную систему. Авторы рассказывают о ходе и закономерностях эволюции, раскрывают устройство мозга, как там все работает внутри, и показывают связь нашего мозга с другими. Масштабный смысл: сотрудничество, обмен идеями и эмоциями — все это позволяет нам развиваться как человеческим существам.
Большая захватывающая история о том, что абсолютно все мы не можем обойтись друг без друга.
Что там внутри путеводитель по нашему мозгу
В 2019 году издательство «Самокат» выпустило в свет книгу «Что там внутри? Путеводитель по нашему мозгу». Авторы наглядно и увлекательно рассказывают юным читателям об устройстве и работе мозга, выстраивая свое повествование в форме путешествия. Как функционирует наша нервная система? Из каких отделов состоит мозг? Какие термины надо знать, чтобы грамотно говорить о нашем мозге? Обо всем этом Изабель Миньош Мартинш и Мария Мануэль Педроза рассказывают в своей прекрасной книге.
По мнению ученых, мозг — одна из самых сложных и загадочных структур во Вселенной. В нем, согласно последним подсчетам, содержится около 86 000 000 000 клеток, которые называются нейронами (лучше словами: восемьдесят шесть миллиардов нейронов), куда больше чем людей, населяющих нашу планету (их всего около 7 300 000 000).
Изабель Миньош Мартинш, Мария Мануэль Педроза «Что там внутри? Путеводитель по нашему мозгу»
Изучение мозга — очень бурно и активно развивающаяся область науки. Нейробиология не только популярна среди ученых-биологов, но еще и интересна медикам и психологам, и простым людям, ведь она позволяет лучше понять себя. Ведь пока что большая часть нашего мыслительного аппарата остается неисследованной. Однако кое-что мы все-таки знаем. Несмотря на сложности в работе, ученые всё же достигли некоторых успехов: теперь мы знаем, из чего состоит мозг, как выглядят различные его клетки, как они между собой взаимодействуют. Кроме того, мы знаем, как работа мозга влияет на нашу жизнь и поведение. Постигнуть науку нейробиологию совсем непросто, и многие люди тратят на это годы, а то и целую жизнь. Но узнать и понять некоторые ее принципы вполне реально. В книге Изабель Миньош Мартинш * и Марии Мануэль Педрозы ** «Что там внутри? Путеводитель по нашему мозгу» структурированно, доступно, и в то же время довольно подробно описаны основные моменты, которые должен знать тот, кто интересуется строением собственного мозга. Они проделали серьезную работу, уделив внимание тем аспектам, которые действительно важны. Страница за страницей, читатели вместе с авторами пройдут увлекательный путь изучения мозга и узнают много нового и интересного.
Книгу в руках держать очень приятно. Она увесистая, издана на прекрасной плотной бумаге. Посередине обложки ярким акцентом проходит красная полоса — кажется, что это просто лента, но если присмотреться, то мы увидим, что она разделяет два любознательных человеческих личика. Вся книга иллюстрирована в трех основных цветах — красном, белом и синем. Рисунки в книге схематичные, но красочные, переворачивать каждую следующую страницу очень интересно. Помимо развлекательных иллюстраций в книге также есть и научные — изображения нейронов, отделов мозга. Они даны хоть и не очень подробно, но зато доступно для понимания и запоминания. В целом, несмотря на серьезность заявленного в названии содержания книги, ее иллюстративный материал делает чтение достаточно легким и увлекательным.
Рис. 1. «Между нейронами в нашем мозге — 160 тысяч километров путей! Только задумайся, какое это бесчисленное количество мыслей. Трудно представить? Подумай, с каким количеством людей в нашей жизни мы вступаем в контакт, и, возможно, будет не так трудно. ». Иллюстрация из книги Изабель Миньош Мартинш, Мария Мануэль Педроза. Что там внутри? Путеводитель по нашему мозгу. М.: Самокат, 2019. 368 с.
В начале книги авторы приводят главу, которая называется «10 идей для размышления». Она готовит к тому, какой увлекательный нас ждет путь. Идеи и правда интересные: «У нас внутри есть мозг. И знаем мы об этом именно потому, что мозг у нас внутри». Согласитесь, интригует?
Книга состоит из 21 раздела, каждый из которых посвящен определенному аспекту изучения мозга: например, «Память», «Эмоции», «Сознание». Интересно, что в конце одного из разделов есть небольшой путеводителю по строению мозга, где изображены мозг с его анатомией и различные нейроны. Получается очень наглядно. Еще пара частей отводится на небольшие монологи-интервью авторов и консультантов. Эти разделы хороши тем, что читатель не только получает информацию из книги, но и узнает мотивацию и личные интересы тех людей, которые эту книгу писали. Понимание этой заинтересованности — отличный повод заняться более детальным изучением вопроса.
Как получилось, что наш мозг вырос больше, чем у родственных нам приматов? И почему именно у нас в коре головного мозга больше нейронов? Некоторые ученые выдвигают следующую точку зрения: человек позволил себе роскошь увеличить количество нейронов, потому что начал готовить еду. Да, именно так. Мы научились готовить еду, ее стало гораздо легче пережевывать (вспомните о мясе или рыбе), а стало быть получать больше калорий за меньшее время, чем когда мы питались сырой пищей. Так мы научились лучше кормить не только наше тело, но и наш прожорливый мозг.
Изабель Миньош Мартинш, Мария Мануэль Педроза «Что там внутри? Путеводитель по нашему мозгу»
Для того чтобы читать было интересно, авторы в каждой главе приводят увлекательные факты: «Все наши нейроны вместе взятые (те самые 86 миллиардов) производят столько электричества, что можно зажечь лампочку мощностью 60 ватт)». Это заставляет читателя почувствовать, что нейробиология — не сухая и скучная, а живая и интересная область знаний.
Язык книги очень живой и легко воспринимается. Авторы избегают использования сложных медицинских и биологических терминов, но при этом не делают этого в ущерб содержанию. Несмотря на то, что книгу позиционируют как литературу для детей среднего школьного возраста, ее можно читать и в более старшем возрасте, так как авторы сделали рассказ с упором на понимание процессов, протекающих в мозге, а это полезно знать каждому.
Книги на схожую тематику уже, конечно, издавались. Однако обычно это литература для взрослых, и чаще всего — про развитие мозга, а не про его устройство и функционирование. Так, есть несколько любопытных книг на данную тему: «Мозг. Инструкция по применению» Дэвида Рока — о том, как использовать свой мозг продуктивно; «Ум в движении» Барбары Тверски — о том, как формируется мысль; «Мозг. Тонкая настройка. Наша жизнь с точки зрения нейронауки» Питера Уайброу — о том, что лежит в основе наших поступков, «Странная девочка, которая влюбилась в мозг. Как знание нейробиологии помогает стать привлекательнее, счастливее и лучше» от известной учёной-нейробиолога Венди Сузуки, и многие другие. Однако Изабель Миньош Мартинш и Мария Мануэль Педроза создали в своем роде уникальную книгу, в которой простым языком для детей и взрослых объяснено то, что многие хотели бы знать о мозге.
«Что там внутри? Путеводитель по нашему мозгу» — безусловно важный и полезный литературный труд, который позволяет читателю узнать много нового и интересного о такой важной части науки, как нейробиология. Книга, возможно, не будет интересна профессиональным ученым и медикам, но того, кто только начинает знакомиться с этой областью, она безусловно порадует. Путешествуя вместе с авторами по удивительному миру мозга с его жителями-нейронами и другими клетками, мы погружаемся в поистине увлекательное приключение, которое, кто знает, может привести кого-то из нас к решению посвятить нейронауке свою жизнь.
Оценка «Биомолекулы»
Качество и достоверность: 10/10
(0 — некачественно, 10 — очень качественно)
Лёгкость чтения: 10/10
(0 — очень сложно, 10 — легко)
Оригинальность: 10/10
(0 — похожих книг много, 10 — похожих книг нет)
Кому подойдет: книга будет интересна детям среднего школьного возраста, увлекающимся изучением мозга, а также их родителям.
* Изабель Миньош Мартинш — редактор и соучредитель издательства «Планета Танжерина». В детстве Мартинш мечтала лечить детей или быть археологом, но ни то, ни другое не сложилось. Окончив факультет изящных искусств, она начала писать научно-популярные книги для детей, и занимается этим очень успешно.
** Мария Мануэль Педроза — успешный в сфере журналистики специалист по педагогике. Она также создает материалы по здоровью, питанию и гармоничному развитию.
Обе женщины — соавторы обсуждаемой книги «Что там внутри? Путеводитель по нашему мозгу».
Что там внутри?
«Путеводитель по нашему мозгу» «Что там внутри?», выпущенный издательством «Самокат» в аккурат перед началом карантина – прекрасный инструмент для решения задачи, вставшей перед многими из нас на самоизоляции: надо как-то заново разобраться с собой в условиях, когда отношения с миром приходится переизобретать.
Конечно, это прежде всего отличная книжка про мозг и законы психики, про психологические эксперименты, поменявшие наши представления о самих себе, про органы чувств, развитие человека, поддержание работоспособности мозга, эмоции и творчество.
По всем законам современного научпопа (который стремительно становится полноценным литературным жанром, демонстрируя в последние годы фантастический уровень текстов): живо, ярко, с отличными иллюстрациями, с факт-чекингом и ссылками на исследователей (но так, что понять текст сможет любой), с увлекательным общим сюжетом (от общего физиологического устройства мозга – к последним главам про творчество и эстетический опыт; думаю, что такая композиция делает очень понятной неявный авторский замысел – для чего в конечном счёте и по-настоящему нужен мозг).
Но я не решился бы писать про эту книгу для сайта Гильдии словесников, если бы не увидел в ней другое, гораздо более важное. Думаю, что это абсолютный must-read и must-have потому, что книжка эта внутри себя гораздо больше, чем снаружи. Тут, конечно, нужно пояснить.
Это не просто рассказ о научной области, но учебник взаимодействия со своим внутренним миром. Учебник не в дурном смысле («Делай то-то, не делай того-то»), но сборник отличных психотерапевтических и просто рефлексивных упражнений, которые ох как важны всем возрастам в нашем обществе, в котором так плохо с культурой заботы о себе. Вот, например:
Такие «эксперименты», которые предлагается выполнить читателю в связи с теоретическим материалом, сопровождают каждый короткий блок информации. Так книжка про мозг становится интерактивной историей про то, как понять себя и других. И это очень важный сквозной сюжет книги: эксперименты про сравнение увиденного на одном изображении двумя людьми, вопрос «а что ты почувствовал, когда…», задание на перечисление того, что делает счастливым тебя, а что – окружающих, идея с подарком для друга – альбомом типичных выражений его / твоего лица – всё это подводит к принципиальным вопросам о Я и Другом, о взаимодействии с другими как диалогом с собой, об эмпатии и поддержке. И эти вопросы напрямую звучат в книге: «Чем больше я тебя понимаю, тем больше понимаю себя, чем больше я понимаю себя, тем больше понимаю тебя. (Интересно, кого я понимаю больше. )», «Где заканчиваешься ты сам? И где начинаются другие люди?».
И в этом главный – не побоюсь этого слова – воспитательный урок книги: она учит принимать другого, даёт конкретные механизмы и упражнения для этого. Ведь, кажется, это и есть человечность, а вовсе не произнесение высокопарных слов к юбилейным датам? Снова не удержусь от цитирования книги: «Попробуй мысленно поставить себя на место человека, которого ты не понимаешь (или не очень любишь, сам толком не зная, по какой причине). Начни, например, с того, есть ли у вас какие-нибудь общие желания или интересы». И, наконец, вот так: «ты в классе на уроке. Солнце светит в окно и режет тебе глаза. Твои одноклассники перешептываются друг с другом, но для тебя все звуки звучат как бессмысленный гул. У тебя не получается следить за тем, что говорит учитель, потому что он говорит слишком быстро и требует от тебя слишком многого одновременно. А ты не в состоянии сконцентрироваться. Твои чувства пере- гружены информацией. Ты хочешь сказать одноклассникам, что очень хочешь поиграть с ними на перемене, но не знаешь, как это выразить. Ты родился с аутизмом и воспринимаешь мир по-своему». Кажется, такого разговора страшно не хватает нашей школе.
Вообще это важная особенность книги: говоря о предельно конкретном и научном, она не забывает ни про главные философские вопросы бытия, ни про простые человеческие чувства и интонации. И того, и другого часто не хватает, на мой взгляд, современному научпопу: стремясь противостоять «идеологии», он иногда уходит в прямолинейный позитивизм, в упрощение, в имитацию беспристрастности. Или наоборот – в «рекламную» вульгаризацию (что особенно часто с книгами по психологии). Здесь же не так. Вот, например, разговор о человеческом познании (и, кажется, заодно такое полезное упражнение по любому учебному предмету!): «Любопытство уверено, что все вопросы имеют ответы, — в противном случае оно бы помалкивало. Составь список вопросов, которые будоражат твое любопытство и ответы на которые ты пока не знаешь. Затем подумай: кто может ответить на твой вопрос? Может быть, книга? Интернет? Конкретный человек? Или ты сам? Если хорошенько задуматься, в глубине твоей памяти всегда найдутся какие-то подсказки». А то, что я назвал «человечным подходом» – в интонациях, в примерах, в артикулируемом отношении исследователей к объекту исследования – не как к объекту, в постоянной ссылке на понятные всем чувства: «Что происходит внутри мозга каждый раз, когда мы восклицаем: «Ах!»», ««Мне необходимы любовь и забота!» (И нам тоже!)», «Изучая клетки мозговой ткани с помощью метода, созданного коллегой, изумленный Сантьяго воскликнул: «Какое потрясающее зрелище!»» Вот эта возможность сказать «ах», восхититься, признаться в потребности в любви – всё это же про то, что нет ничего важнее человеческого (читай – любовного в высшем смысле) измерения науки, переживаний и даже мозговой ткани
С этим связана ещё одна магистральная мысль книги, выступающая из её композиции, которая заканчивается главами о творчестве и эстетическом переживании. Ведь это ещё и незаменимое пособие для учителей гуманитарных предметов – оно наполнено упражнениями, которые учат творить, освобождать свою креативность, встречаться в глубине себя с искусством. Тут и задания на описание словами подробностей ощущений, и «сочинить историю, используя картинки, которые кажутся никак не связанными друг с другом», и предложение нарисовать привычный пейзаж – непривычным.
Но ценность книги «Что там внутри?» для учителей не только в актуальных для нас методических сюжетах. Она и в том, что это – образец умного, глубокого, психологически и методически грамотного разговора с ребёнком и подростком. Каждая глава сопровождается проблемным вопросом или сильным базовым утверждением – оно сразу будоражит («Мозг рождается несовершенным, незрелым. Но он способен достроить себя самостоятельно. И ты лично участвуешь в этом строительстве»; «Чтобы почистить яблоко и не порезать палец, необходим сложнейший расчет. Знаешь ли ты, что твое тело — великий знаток математических вычислений?»). Вся информация кодируется на разных уровнях – в кратком теоретическом тексте, в рассказе об эксперименте, в «упражнении» и в рисунке (это отдельная тема – стилистика рисунков подобрана так, что она всегда соответствует тому психологическому явлению, о котором рассказывается). Лёгкий и понятный разговор (и, кстати, минимум терминов, которые вводятся ненавязчиво и почти никогда – через определения) соединяется с самым серьёзным тоном и честным научным подходом: например, рассказ о явлении сопровождается историей его открытия, смены научных представлений о нём и структурой эксперимента (а это развивает научную культуру – представления о подвижности научного знания и необходимости верификации гипотез). Наконец, за учебной книгой сохраняется образ её автора, который не строит из себя всевидящего бога или отстранённого наблюдателя: финальный раздел книги – интервью с авторами, которые рассказывают о книге, о своих исследованиях и интересах.
Верю, что постепенно все учебные материалы по самым разным предметам будут становиться похожими на книгу «Что там внутри?». А сам пойду выполнять психотерапевтические упражнения – очень полезно на выходе с самоизоляции.