Что такое ювенология криминологическая

Ювенальная криминология

Что такое ювенология криминологическая. Смотреть фото Что такое ювенология криминологическая. Смотреть картинку Что такое ювенология криминологическая. Картинка про Что такое ювенология криминологическая. Фото Что такое ювенология криминологическая

Ювенальная криминология: понятие, предмет и система

В учебной литературе, различных словарях криминология рассматривается как наука, изучающая преступность, ее причины, личность преступника, а также разрабатывающая меры предупреждения преступности (от лат. crimen — преступление и греч. logos — наука, учение).

История дефиниции «криминология» берет начало в 1885 г., когда итальянский юрист Рафаэль Гарофало выпустил книгу под одноименным названием.

Термин «ювенальный» (лат. juvnalis — юный) означает неполовозрелый. Не исключено, что этимология понятия «ювенальный» имеет отношение к ювеналии — празднеству в честь богини юности Ювенты.

Исходя из классического, общепринятого определения общей криминологии — науки о преступности, можно сделать вывод о ювенальной криминологии как науке о преступности несовершеннолетних.

В научной и учебной литературе дано определение преступности несовершеннолетних, широко представлена концепция о значимости ее выделения.

Определение сущности ювенального направления в криминологии в начале XXI в., бесспорно, явилось существенным продвижением вперед в плане формирования концепции ювенальной криминологии.

В современных условиях появилась возможность внести некоторые уточнения в это определение.

Не совсем удачным является сочетание «ювенология криминологическая», дословно обозначающее: наука о преступности науки о юношестве. Более удачным представляется понятие «ювенальная криминология» — наука о преступности юношества, несовершеннолетних. Этим термином уже пользуются многие исследователи.

Несомненно, ювенальная криминология проходила путь становления в качестве составляющей части общей криминологии. Источником ее развития служили психолого-педагогические теории о воспитании детей и юношества.

В рамках ювенальной криминологии вырабатывались методы виктимологической профилактики преступлений против несовершеннолетних. Появилась отрасль ювенальной криминологии — ювенальная виктимология — учение, совокупность знаний о жертве, потерпевшем несовершеннолетнего возраста.

Прежде чем дать наше определение ювенальной криминологии, рассмотрим предмет, т.е. что изучает эта наука.

Преступность несовершеннолетних как сложное социальное явление. Состояние, особенности, количественные и качественные характеристики преступности несовершеннолетних будут рассмотрены в специальной главе. Отметим только, что она представляет собой совокупность преступлений и их участников в возрасте моложе 18 лет (дня России).

Личность несовершеннолетнего преступника. В части преступлений, относящихся к преступности несовершеннолетних, участие принимают и взрослые лица. Предметом ювенальной криминологии являются только лица моложе 18 лет.

Несовершеннолетний преступник по российскому законодательству не может быть моложе 14 и старше 17 лет. Дня других стран, как известно, участниками преступлений несовершеннолетних могут быть признаны лица как моложе 14 лет, так и старше 17 лет (США — с 10 лет, Англия — с 12 лет, Франция — с 13 лет, Дания — с 18 лет). В СССР и России возраст наступления уголовной ответственности неоднократно менялся: снижайся до 12 лет и повышался до 18 лет — достижения совершеннолетия.

Подробно особенности личности несовершеннолетнего преступника рассматриваются в отдельной главе.

Детерминанты преступности несовершеннолетних. Общая преступность формируется под воздействием 200-250 криминогенных факторов. Преступность несовершеннолетних не исключение. Ее причинность включает в себя многообразие причин, факторов, условий, обстоятельств. Вместе с тем ювенальная криминология, исследуя причинность преступности несовершеннолетних, учитывает главную отличительную особенность ювенальной преступности, которая заключается в том, что она служит Источниковой базой развития общей преступности.

Часть криминогенных факторов имеют целевую направленность — влияют только на формирование ювенальной преступности. Причем причины и условия криминализации подростковой среды распространяются на детей до достижения ими соответствующего возраста. Поэтому ювенальная криминология изучает также личность несовершеннолетних девиантов, совершающих правонарушения и опасные деяния до достижения возраста привлечения к уголовной ответственности.

Методы криминологических исследований преступности несовершеннолетних. Криминология изучает и внедряет различные общенаучные и специальные методы исследования преступности. В последние годы некоторые ученые обращают внимание на необходимость развития частных методик предупреждения различных видов преступлений и преступности. С этой концепцией трудно не согласиться. Методы изучения, скажем, дорожно-транспортных или иных неосторожных преступлений не мот не отличаться от методики исследования организованной, профессиональной преступности.

Авторы учебника среди общепринятых методов исследования преступности предлагают свою нетрадиционную методику.

Предупреждение преступности несовершеннолетних. Ювенальная криминология пользуется базовыми понятиями, принятыми ООН и другими международными институтами: борьба с преступностью, предупреждение, профилактика, предотвращение, пресечение. Вместе с тем ювеналисты-криминологи выделяют свой спектр: борьба с преступностью, предупреждение, профилактика, предотвращение и пресечение преступлений несовершеннолетних.

Частная методика предупреждения преступлений в этой сфере отличается многоэлементным характером. Выделяются достаточно самостоятельные направления, а именно предупреждение:

Методика изучения и предупреждения этих разновидностей преступности и преступлений несовершеннолетних представляет собой целостную систему, предполагает участие многочисленных субъектов, имеет общую цель — повышение эффективности деятельности по борьбе с преступностью несовершеннолетних, снижение криминализации подростковой среды.

Несовершеннолетний потерпевший. Жертва преступлений изучается виктимологией — отраслью криминологии. В юридической науке имеет место точка зрения о самостоятельности виктимологии как науки. В некоторых высших учебных заведениях введена специальная дисциплина — «Виктимология». Несмотря на отсутствие единой точки зрения по этому вопросу, вполне закономерным является выделение ювенальной виктимологии в качестве отрасли ювенальной криминологии и общей виктимологии.

Все более актуальной является разработка мер в рамках ювенальной виктимологической профилактики преступлений против несовершеннолетних. Дети и подростки отличаются повышенной виктимностью — предрасположенностью стать жертвой насильника, дорожно-транспортного преступления. В криминологической литературе обоснованно ставится вопрос о признании жертвой несовершеннолетних, вовлеченных в совершение преступления взрослым лицом.

Прежде чем дать определение ювенальной криминологии, обратимся к ее родоначальнице — общей криминологии. Общепризнано, что криминология — наука о преступности как сложном социальном явлении, ее причинах, личности преступника и мерах по противостоянию преступности.

Известный криминолог Г.А. Аванесов определяет ее как самостоятельную юридическую науку, В.Н. Кудрявцев — как общетеоретическую науку о преступности, В.В. Лунеев — как относительно самостоятельную, комплексную и в основе своей социолого-уголовно-правовую науку о преступности, А.И. Алексеев — как самостоятельную социально-правовую науку; С.И. Курганов считает, что криминология не является юридической наукой.

Определение зарубежными криминологами сущности науки криминологии неоднозначно: в США и Великобритании ее считают социологией преступности, в Германии, Италии и Франции относят к системе естественных наук.

Наша точка зрения совпадает с мнением большинства отечественных криминологов, рассматривающих криминологию как самостоятельную юридическую, социально-правовую науку о преступности.

Ювенальная криминология при своих особенностях унаследовала многие материнские свойства общей криминологии, касающиеся предмета, целей, задач, методов исследования и т.д.

Итак, ювенальная криминология — это самостоятельная социально-правовая наука о преступности несовершеннолетних, ее причинности, личности несовершеннолетних преступников и жертвах, общесоциальных и специальных мерах по предупреждению девиантного и преступного поведения несовершеннолетних, их защите от посягательства взрослых преступников.

Источник

Ювенальная юриспруденция. Том 2

Что такое ювенология криминологическая. Смотреть фото Что такое ювенология криминологическая. Смотреть картинку Что такое ювенология криминологическая. Картинка про Что такое ювенология криминологическая. Фото Что такое ювенология криминологическая

Учебник подготовлен в соответствии с учебной программой и в доступной форме раскрывает содержание учебной дисциплины «Ювенальная юриспруденция», знакомит обучающихся в высших учебных заведениях юридического профиля с основами профилактики беспризорности, безнадзорности, правонарушений, а также иного асоциального поведения несовершеннолетних и защиты их прав, с ювенальным правом, ювенальной юстицией и концепцией ювенальной юриспруденции. В учебнике подробно рассмотрены история вопроса, система органов ювенальной юстиции, ювенальное правосудие, гарантии защиты прав и свобод несовершеннолетних граждан в России и зарубежом. Материалы учебника представляют интерес для юристов, депутатов различных уровней власти, государственных и муниципальных служащих, представителей правоохранительных органов и судей, работающих с несовершеннолетними. Кроме того, издание предназначено для подготовки студентов юридических ВУЗов к экзамену и для преподавателей, преподающих данную дисциплину, относящуюся к вариативной части профессионального цикла по выбору профессиональной деятельности «Юриспруденция» ФГОС ВПО. Уникальность – сочетание традиционных теоретических основ и новейших разработок и трудов современных исследователей в области ювенального права в Российской Федерации с предложением нового понятия «концепция ювенальной юриспруденции» и направлений совершенствования действующего законодательства Нормативная правовая база соответствует последним изменениям российского законодательства по состоянию на июль 2016 года. Достоинством нового учебника выступают приложения в виде глоссария и рекомендаций для принятия нового законодательства в сфере ювенальной юриспруденции; уникальный список использованной литературы. В формате a4.pdf сохранен издательский макет.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ювенальная юриспруденция. Том 2 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Тема: Ювенальная криминология

1. Понятие криминологии. Ювенальная криминология как часть общей криминологии.

2. Криминологическая характеристика беспризорности, безнадзорности, правонарушений, иного асоциального поведения несовершеннолетних. Современное её состояние.

3. Причины «детской» преступности. Антропологическая школа криминологии.

4. Прикладное значение ювенальной криминологии.

1. Понятие криминологии. Ювенальная криминология как часть общей криминологии

Начиная с 90-х годов XX столетия, в России наблюдается непрерывный рост преступности несовершеннолетних. Причём в последнее время, как замечают учёные-криминологи и практические работники правоохранительных органов, происходит значительное омоложение преступников. Иными словами всё больше преступлений начинаю совершать дети. Что самое страшное, зачастую эти преступления носят жестокий, варварский, изуверский характер. Такое положение дел является показателем духовного, нравственного здоровья общества.

Говоря о преступности, и ища ответы на поставленные действительностью вопросы, мы обращаемся к науке, которая десятилетиями изучала это явление — криминологии.

Такое определение данной науки характеризует лишь общую направленность криминологии и в достаточной степени не отражает содержания этой отрасли научных знаний. Криминология изучает широкий круг социальных и биологических явлений и процессов, так или иначе связанных с преступностью и природой ее возникновения. При всем многообразии изучаемых общественных явлений основу криминологии как науки составляет ее предмет, т. е. ответ на вопрос, что именно она изучает.

В литературе предмет криминологии определен далеко не однозначно. Помимо вышеназванных элементов к предмету криминологии некоторые авторы относят [34] :

— закономерности функционирования и развития криминологической науки, ее место и роль в жизни общества;

— организацию конкретных криминологических исследований;

— криминологическое прогнозирование и планирование борьбы с преступностью;

— ликвидацию последствий преступности;

— управление процессами борьбы с преступностью.

Объектом криминологии являются экономические, политические, идеологические, культурные и иные социальные отношения в той мере, в какой они связаны с преступностью и детерминируют её отдельные стороны, а также физиологические и биологические отношения.

Предмет же криминологии гораздо уже. Основным элементом предмета является преступность как особое биологическое и социально-правовое явление.

Следующая задача, решаемая криминологией, сводится к ответу на вопросы, почему возникла и существует преступность, что создает для нее питательную почву, каковы истоки преступности, т. е. к выявлению сложных биосоциальных связей преступности с жизнью общества и его противоречиями.

Преступность — это не только криминологическое понятие, но реальное социальное негативное явление, проявляющееся и выражающееся в преступных деяниях конкретных людей, являющихся носителями сознания и воли. Поэтому нельзя получить сколько-нибудь полные и достоверные знания о преступности, не изучая лиц, уже совершивших преступления.

Наконец, криминология изучает проблему предупреждения преступности — специфическую область социального регулирования, управления и контроля, имеющую многоуровневый характер и преследующую цель преодоления этого негативного общественно опасного явления.

Перспективные цели криминологии сводятся к созданию разносторонней и гибкой системы предупреждения преступности, позволяющей своевременно и эффективно нейтрализовывать и преодолевать криминогенные факторы. Ближайшие цели связаны, как правило, с осуществлением каждодневной научной и практической работы в области борьбы с преступностью, её предупреждения, с оперативным и гибким реагированием на все изменения в криминогенной обстановке и внесением соответствующих корректив в этот процесс.

Из целей криминологии вытекают ее задачи, к которым можно отнести [36] :

1. получение объективных и достоверных знаний о преступности, ее объеме (состоянии), интенсивности (уровне), структуре и динамике как в прошлом, так и настоящем;

2. криминологическое изучение видов преступности (первичной, рецидивной, насильственной, корыстной; преступности взрослых, несовершеннолетних и т. д.) для дифференцированной борьбы с ними;

3. выявление и научное изучение причин и условий преступности и выработку рекомендаций по их преодолению;

4. изучение личности преступника и механизма совершения им преступлений, классификацию различных видов преступных проявлений и типов личности преступника;

5. определение основных направлений предупреждения преступности и наиболее целесообразных средств борьбы с ней.

В криминологии традиционно выделяют две части — общую, включающую в себя базовые, основные теоретические представления о преступности, преступлениях и преступнике, и особенную, изучающую криминологические характеристики отдельных видов преступлений и своеобразия деятельности по их предупреждению.

Совершенно очевидно, что ювенальная криминология неотъемлемая составляющая часть общей криминологии, вбирающая в себя её концепции, методологии и методики. К сожалению, отечественные криминологи, при исследовании преступлений, совершаемых несовершеннолетними, в большей степени опираются на общетеоретические знания криминологии, нежели на специальные знания, обусловленные спецификой ювенальной ветви. Исторически повелось, что теоретическим вопросам особенностей ювенальной криминологии внимание уделялось гораздо меньше, чем криминологии как науке о преступности, ее причинах, личности преступника и предупреждении преступности, т. е. общей криминологии. Этот пробел явно наблюдается в учебной литературе.

Говоря об особом положении ювенальной криминологии, мы не можем обойти стороной вопрос характерных особенностей, присущих ювенальной криминологии.

Во-первых, это особый объект криминологических исследований — личность несовершеннолетнего с её специфическими признаками:

1. подвижностью в связи с физическим и социальным ростом человека;

2. вытекающим из этого социально-правовым статусом несовершеннолетнего;

3. особенностями поведения несовершеннолетних — неадекватностью в конфликтных ситуациях, завышенными или, наоборот, заниженными возрастными ролевыми ожиданиями.

Во-вторых, особая микросреда несовершеннолетнего с её влиянием на его личность и поведение. Речь идет о семье, школе, досуге, ближайшем окружении, работе. Особая роль — воспитание и влияние взрослых.

В-третьих, научная разработка соответствующей системы мер предупреждения отклоняющегося от нормы, т. е. девиантного поведения, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Специфика ювенальной криминологии состоит в том, что комплекс исследуемых обстоятельств и признаков личности несовершеннолетних преступников значительно шире, чем при изучении преступности взрослых.

Криминология, изучая проблемы преступности несовершеннолетних с помощью научных методик, получает данные, предназначенные:

— для более углубленного изучения причин преступности, личности несовершеннолетнего преступника;

— использования результатов массовых криминологических исследований для оценки тенденций в преступности несовершеннолетних на базе соответствующих изменений в социально-экономической обстановке в стране;

— определения «болевых точек» в преступности несовершеннолетних на данный момент.

Эти результаты криминологических исследований очень важны, но прежде всего для решения стратегических задач борьбы с преступностью несовершеннолетних, а не для расследования и судебного разбирательства по конкретным делам.

Резюмируя вышеизложенное, отметим, ювенальная криминология является теоретико-практической основой для разработки концепций, программ, стратегий борьбы с преступностью несовершеннолетних, беспризорностью, безнадзорностью, иным асоциальным поведением, дальнейшей профилактики этих негативных проявлений общественной жизни. А также основой для дальнейшего развития, модернизации и совершенствования юридического обеспечения защиты прав, свобод, законных интересов несовершеннолетних и деятельности ювенальной системы в целом.

2. Криминологическая характеристика беспризорности, безнадзорности, правонарушений, иного асоциального поведения несовершеннолетних. Современное состояние

Изучение преступности несовершеннолетних и ее предупреждение — особенно актуальная и сложная задача, поскольку:

— для общества чрезвычайно важно успешное решение масштабных задач охраны жизни, здоровья, развития подрастающего поколения; борьбы с первичной преступностью, составляющей около 75 % всего ее объема; ликвидации безнадзорности несовершеннолетних (своеобразного резерва преступности);

— несовершеннолетние склонны к отклоняющемуся поведению, принадлежат к так называемой криминогенно активной части населения;

— преступность несовершеннолетних имеет более интенсивную негативную динамику по сравнению с преступностью в целом;

— рост преступности несовершеннолетних происходит в условиях сокращения общей численности этой возрастной группы населения;

— существуют особенности генезиса и мотивации совершения преступлений несовершеннолетними, обусловленные спецификой их жизнедеятельности и воспитания, их личностными и социально-групповыми нравственно-психологическими характеристиками;

— многие криминогенные факторы, оказывающие решающее негативное воздействие на взрослых преступников, зарождаются в среде несовершеннолетних;

— значительная часть преступлений совершается несовершеннолетними в соучастии со взрослыми преступниками;

— криминально активные несовершеннолетние склонны к совершению общественно опасных деяний как до, так и после достижения возраста уголовной ответственности, что приводит к постоянному возрождению преступности.

Анализ преступности несовершеннолетних как особого объекта криминологического исследования включает изучение характеристик:

— совершённых преступлений (виды, формы, мотивы);

— личности (с учётом ограниченного периода её формирования, ограниченной дееспособности, подвижной динамики содержания социальных функций);

— причин и условий преступности;

— результативности мер профилактического воздействия.

По данным официальной статистики, в России ежегодно совершают преступления около ста тысяч подростков, которым еще не исполнилось 14 лет, из них примерно три тысячи убийств. Другими словами, лица, не являющиеся по уголовному законодательству субъектами преступлений, убивают примерно девять человек в день, и при этом их действия не являются уголовно наказуемыми. В связи с этим можно отметить, что профилактическое направление работы с данной категорией правонарушителей оказалось в значительной степени свернутым.

Средний возраст несовершеннолетнего преступника — неполные 16 лет. 94, 3 % правонарушителей — лица мужского пола. Если в семейном положении приблизительное равенство подростков, проживающих с одним родителем (46,2 %) и с обоими (42,5 %), то в характеристиках экономического и образовательного уровня таких правонарушителей преобладают существенные различия: 30,2 % подростков живут в условиях, когда семья не может обеспечить удовлетворение потребностей в питании, одежде, жилье; 55,7 % подростков были обеспечены только необходимыми материальными благами. На момент преступления 57,7 % подростков обучаются в образовательных учреждениях; 44,3 % отказываются от получения полного среднего образования. 80,2 % подростков-правонарушителей педагоги оценивают как плохих учеников.

Хищения материальных ценностей составляют 73,8 % всех преступлений. Как показывают исследования, в целом по России отмечалось увеличение уровня преступности несовершеннолетних на 14,2 %; привлеченных к уголовной ответственности несовершеннолетних — на 13 %; возросло количество преступлений, совершенных подростками по предварительному сговору, на 15,3 %. Больше всего совершают хищения подростки, у которых наиболее низкое материальное положение.

Что такое ювенология криминологическая. Смотреть фото Что такое ювенология криминологическая. Смотреть картинку Что такое ювенология криминологическая. Картинка про Что такое ювенология криминологическая. Фото Что такое ювенология криминологическая

Что касается культурных потребностей, то у 78,8 % основной досуг носит развлекательный характер (общение с друзьями на улице, компьютерные игры, просмотр телевизора). Наличие работы у членов семьи подростка и у него самого опосредует связь обучения подростка и повторяемости преступлений. В семьях, где нет совершеннолетних безработных, а также не достигших пенсионного возраста, рецидивов преступлений меньше всего. Подростки, вынужденные работать и одновременно продолжать обучение, как правило, совершали повторные преступления, а те, кто только работал, их не имели.

Что такое ювенология криминологическая. Смотреть фото Что такое ювенология криминологическая. Смотреть картинку Что такое ювенология криминологическая. Картинка про Что такое ювенология криминологическая. Фото Что такое ювенология криминологическая

Как показывают данные социологических исследований, если подросток переводился из средней школы на индивидуальное обучение, заочную систему или вечернюю школу, это являлось также условием для рецидива преступления.

Что такое ювенология криминологическая. Смотреть фото Что такое ювенология криминологическая. Смотреть картинку Что такое ювенология криминологическая. Картинка про Что такое ювенология криминологическая. Фото Что такое ювенология криминологическая

Из числа подростков, совершивших повторное преступление, 46 % воспитывались в неполной семье. О питейных традициях многие узнают в гораздо более раннем возрасте и, как правило, в семье. Среди несовершеннолетних, совершивших преступления, свыше 42 % уже ранее употребляли алкоголь и преступление совершили в нетрезвом состоянии. При этом 14 % впервые употребили спиртные напитки с родителями, родственниками.

О влиянии семьи на преступность несовершеннолетних говорится во многих источниках СМИ. К тяжелым последствиям недостатков семейного воспитания относятся преступность, алкоголизм, наркомания и другие патологические явления, источником которых в большинстве стали обстоятельства, окружавшие ребенка в семье. Вклад таких семей в преступность несовершеннолетних по официальным подсчетам составляет 30–35 %. 36 % несовершеннолетних правонарушителей воспитывались в семьях, в которых родители и родственники были ранее судимы.

При этом подчеркивается, что в семьях девиантов (в первую очередь, правонарушителей) отсутствует эмоциональный контакт ребенка с обоими родителями или с одним из них, в случае с мальчиками — с отцом (примерно 75 % от всех изученных государственным органом опеки и социальной защиты семей). Далее (или одновременно) следует значительное снижение уровня взаимопонимания, не говоря уже о каком-либо сотрудничестве между самими родителями (60 % семей).

Если учесть, что подростков в России стало меньше за эти же годы, то эти цифры нас не должны настраивать на слишком оптимистический лад. Статистика рождаемости и смертности подростков говорит следующее: в 1991 г. было 40 152 440 детей. В 2008 г. перепись показала 27 000 000. Потеря составляет 13 млн. детей. Российская газета отмечает, что в России осталось 3 800 000 детей в возрасте от 10 до 18 лет (включая все национальности).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *