Что такое ямб и хорей в литературе с примерами

Ямб и хорей

1. Что такое стихотворный размер

Размер – это сочетание в стихотворении ударных и безударных звуков, расположенное в определенной последовательности. Без него любое поэтическое произведение воспринимать было бы очень сложно.

Благодаря поэтическим мастерам XVIII века Тредиаковскому и Ломоносову в нашем языке установилось силлабо-тоническое стихосложение, где чередуются ударные и безударные слоги.

2. Популярные и часто используемые размеры

Поэты чаще всего используют в своем творчестве ямб, хорей, также дактиль, амфибрахий и анапест.

Здесь тоже существуют свои разновидности:

Сегодня мы исследуем два самых простых размера.

3. Особенности ямба

Его специфика: открытость, разносторонность и многогранность; популярен у большинства русских поэтов.

Возьмем, к примеру, классическое творение гениального Михаила Лермонтова:

Я видел вас: холмы и нивы,
Разнообразных гор кусты,
Природы дикой красоты.

Это четырехстопный ямб.

Вот великолепный образец четырехстопного ямба от корифея поэзии Александра Пушкина:

Я помню чудное мгновенье –
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

4. Особенности хорея

Слово образовано от греческого хорейос, что означает “круговой танец”. Это двусложный размер, легкий и стремительный. Ударение на первый слог. Схематичное его изображение таково: \ — \ — \ — \ —.

Песенный, элегический хорей был одним из любимых размеров несравненного лирика Сергея Есенина. В его цикле «Персидские мотивы» чаще всего используется пятистопный хорей:

5. «Не мог он ямба от хорея…»: сравнение размеров

Попробуйте определить размер следующего стихотворения Александра Пушкина:

“Всё моё”, — сказало злато;
“Всё моё”, — сказал булат.
“Всё куплю”, — сказало злато;
“Всё возьму”, — сказал булат.

Взяв в руки карандаш, начертите его схему.

Конечно же, это четырехстопный хорей.

6. Выводы

Не нужно бояться стихотворных размеров и считать их чем-то чересчур сложным. Все дело в практике. Интересная задача для начинающего поэта: написать стихотворение определенным размером, сохраняя его на протяжении всего стиха. Попробуйте – может, именно у вас получится.

Источник

Ямб и хорей

Что такое ямб и хорей в литературе с примерами. Смотреть фото Что такое ямб и хорей в литературе с примерами. Смотреть картинку Что такое ямб и хорей в литературе с примерами. Картинка про Что такое ямб и хорей в литературе с примерами. Фото Что такое ямб и хорей в литературе с примерами Что такое ямб и хорей в литературе с примерами. Смотреть фото Что такое ямб и хорей в литературе с примерами. Смотреть картинку Что такое ямб и хорей в литературе с примерами. Картинка про Что такое ямб и хорей в литературе с примерами. Фото Что такое ямб и хорей в литературе с примерами

Всего получено оценок: 283.

Всего получено оценок: 283.

Стихотворные размеры бывают двух видов: двухсложные (хорей, ямб) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест). В данной статье, которая может помочь при подготовке к уроку литературы, рассмотрим, что такое хорей и ямб, в чем заключаются их сходства и различия.

Общие признаки

Ямб и хорей – это стихотворные размеры. Объединяет их то, что они являются двухсложными стихотворными размерами, то есть они имеют стопы, состоящие только из двух слогов.

Среди стоп хорея и ямба часто попадаются пиррихии и спондеи.

Объединяет хорей и ямб также то, что они являются стихотворными размерами силлабо-тонического стихосложения.

Что такое ямб и хорей в литературе с примерами. Смотреть фото Что такое ямб и хорей в литературе с примерами. Смотреть картинку Что такое ямб и хорей в литературе с примерами. Картинка про Что такое ямб и хорей в литературе с примерами. Фото Что такое ямб и хорей в литературе с примерамиРис. 1. Схемы хорея и ямба.

Хорей

Хорей – это двухсложный стихотворный размер, у которого ударение в стопе падает на первый слог. В хорее первый слог в стопе является ударным, а второй – безударным.

Данный стихотворный размер имеет следующую схему: _U | _U |, где _ – это ударный слог, а U – безударный.

Чаще всего хорей используется для передачи экспрессии и мелодичности. Данный размер широко используется в танцевальных и хороводных песнях.

Примером хорея можно считать стихотворение А. С. Пушкина «Зимний вечер»:

Еще одним примером является стихотворение А. А. Фета «Ласточки пропали…»:

Ямб – это двухсложный стихотворный размер, у которого ударение в стопе падает на второй слог. В ямбе первый слог в стопе является безударным, а второй – ударным.

Ямб имеет следующую схему: U_ | U_ |.

Данный стихотворный размер отличается своей легкостью.

Ямб был любимым стихотворным размером великого русского поэта А. С. Пушкина.

Примером ямба можно считать стихотворение А. С. Пушкина «К ***»:

Можно привести еще один пример – стихотворение А. С. Пушкина «Зимнее утро»:

Определение размера

Чтобы понять, ямб перед нами или хорей, необходимо убедиться в том, что размер является двухсложным. То есть нужно убедиться в том, что стопа состоит из двух слогов.

После того как вы убедились, что стопа состоит из двух слогов, нужно обратить внимание на то, на какой слог падает ударение. Если ударение падает на первый слог, перед вами хорей, если ударение падает на второй слог, перед вами ямб.

Сложность определения заключается в том, что в строке могут находиться пиррихии и спондеи.

Что такое ямб и хорей в литературе с примерами. Смотреть фото Что такое ямб и хорей в литературе с примерами. Смотреть картинку Что такое ямб и хорей в литературе с примерами. Картинка про Что такое ямб и хорей в литературе с примерами. Фото Что такое ямб и хорей в литературе с примерами

Что мы узнали?

Хорей и ямб – это двухсложные стихотворные размеры силлабо-тонического стихосложения, различающиеся позицией ударного слога в стопе. В хорее ударение падает на первый слог в стопе, в ямбе ударение падает на второй слог в стопе. Хорей имеет следующую схему: _U | _U |. Ямб имеет следующую схему: U_ | U_ |.

Источник

Что такое ямб и хорей в литературе? Определение с примерами

В данной статье мы узнаем про ямб и хорей, коснёмся истории появления, приведём примеры использования данных размеров, а также дадим точное определение им и сопутствующим размерам.

Ямб и хорей в литературе (как и дополняющие их, пиррихий и спондей), относятся к двусложным стихотворным размерам силлабо-тонического стихосложения, сформировавшегося в Европе примерно в XVI – XVII в, как результат слияния силлабического стиха романских и тонического стиха германских языков.

Силлабо-тоническое стихосложение и его правила в русском языке были окончательно доработаны Ломоносовым (установившим, в частности, метр, на основе работ Тредиаковского) к середине XVIII в. И, вплоть до середины XIX в, в основном использовались двусложные размеры, смещённые затем Некрасовскими трёхсложными, а после, к началу XX в, с тенденцией размытия границ и рамок, заменены возрождающейся тоникой.

Определение что такое хорей и как он используется

Наименьшей структурной единицей стиха является стопа – последовательность ряда безударных и одного ударного слогов, чередующихся в определенном порядке. Двусложный размер с ударением на первом слоге стопы называется хорей. От др.-греч. χορεῖος — «плясовой».

И используется он, в основном, для передачи экспрессии, в танцевальных и хороводных песнях, больше подходит для передачи мелодичности.

Примеры хорея в литературе (стихи)

Бу-ря мгло-ю не-бо кро-ет,
Вих-ри снеж-ные кру-тя.
То, как зверь, о-на за-во-ет,
То за-пла-чет, как ди-тя.
(А.С.Пушкин)

Он с То-то-шей и Ко-ко-шей
По ал-лее про-хо-дил.
И мо-ча-лку, слов-но гал-ку,
Слов-но гал-ку, прог-ло-тил.
(К.И. Чуковский)

Определение что такое ямб и как он используется

Определение ямба можно дать как противовес хорею – двусложный размер с ударением на втором (последнем) слоге стопы. Хотя ямб и хорей в литературе имеют одинаковый метр, первый получил большую популярность и распространение, благодаря своей ритмике. Термин ведёт своё название, предположительно, от др.-греч. ἴαμβος, означающее название музыкального инструмента. По другой же версии, этим инструментом лишь сопровождались ямбические песнопения в честь Деметры.

По мифу, Ямба, служанка царя Келея, развеселила Деметру пением непристойных стихов с таким размером.

Примеры написания ямбом (стихи)

Четырёхстопным ямбом были написаны такие поэмы как «Евгений Онегин», «Медный всадник», «Полтава», «Мцыри».

Вы-со-кой страс-ти не и-ме-я
Для зву-ков жиз-ни не ща-дить,
Не мог он ям-ба от хо-ре-я,
Как мы ни би-лись, от-ли-чить.
(А.С.Пушкин)

Дополнительная информация по теме

Зная уже, что такое ямб и хорей в литературе, стоит дополнить информацию о двусложных размерах пиррихием – стопой их двух безударных (кратких) слогов, и спондеем – стопой из двух долгих (ударных) слогов. Именно благодаря этим вариациям, четырёхстопный ямб имеет самый богатый ритмический размер.

Согласно подсчётам Брюсова, ритмических вариации четырёхстопного ямба, с учётом мужских (ударных) и женских (безударных) окончаний строк, насчитывается… порядка 100 000! Почти столько же и у пятистопного. Такое богатство ритмики, позволяющее осуществить любой стихотворный замысел, с любыми вариациями, и сделало ямб самым распространённым размером в русской поэзии.


Видео: написание стихов размером ямб и хорей.

Источник

Что такое ямб и хорей в литературе с примерами

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Все, что вы хотели знать о хорее (а также ямбе, дактиле, амфибрахии и анапесте), но боялись спросить

Сначала несколько элементарных вещей, упоминаю их просто для дальнейшего контекста.

У каждого слова есть определенное количество слогов, равное количеству гласных звуков. Внутри каждого слова есть ударение. Есть простые слова с одним ударением (оборОна), а есть сложные слова с несколькими ударениями (оборОноспосОбность). Сложных слов с несколькими ударениями мало, и в стихах они встречаются редко.

Что со всем этим делают писатели?

Ничего. Они составляют слова в предложения, редко заботясь о том, сколько слогов будет в каждом слове и где будут стоять ударения в словах. Поэтому у прозы никакого выраженного ритма нет. Просто монотонный накат волн на берег, музыкальный шум. Ценность прозы не в ритме, а в содержании. Бывают исключения, но они в нашем рассмотрении сейчас не важны.

А что с этим делают поэты?

Что такое ямб и хорей в литературе с примерами. Смотреть фото Что такое ямб и хорей в литературе с примерами. Смотреть картинку Что такое ямб и хорей в литературе с примерами. Картинка про Что такое ямб и хорей в литературе с примерами. Фото Что такое ямб и хорей в литературе с примерами

1) Для них кроме смысла важен и так называемый “ритм” или “размер”. Можно считать эти слова синонимами. Ритм/размер – это просто периодичность ударений в тексте. А именно, количество слогов между ударениями. (Строго говоря, есть разные системы стихосложения. Здесь идет речь только о наиболее популярной в русском и многих других языках силлабо–тонической системе, от греческих слов «слог» и «ударение», которая и основана на такой периодичности.)

Можно представлять, что период – это колебание маятника или метронома в одну сторону (в физике это называется полупериодом, но это неважно, мы будем называть это периодом). Каждое колебание – это одно ударение или один стук. Период – это время между ударениями, или “единица стиха”, т.е. ударный слог + безударные слоги следующие за ним до следующего ударного слога.

Когда поэты собирают слова в строки, они следят за тем, сколько слогов у этих слов и на какие слога падают ударения. Они собирают слова в цепочки как в детских конструкторах, чтобы при такой стыковке у ударений в словах была периодичность, как у колебаний маятника. Другими словами, чтобы между ударениями в строке было фиксированное количество безударных слогов.

Для чего это делается – вполне понятно. Как и периоды/ритмы в музыке, ритм в стихотворении воздействует на человека на эмоциональном уровне (собственно, стихосложение и родилось из песен). Добавляет еще одно измерение к идее и содержанию стихотворения, дополнительные краски и чувства. К сожалению, многие начинающие поэты считают, что наличие ритма и рифмы – это единственные требования к стихам, но это уже другая история.

2) Периоды в стихах, как правило, бывают из двух, трех и четырех слогов. Период из двух слогов – значит есть ударный слог, потом безударный, потом снова ударный и т.д. Т.е. у нас повторяются два слога, в которых один слог будет ударным. Период из трех слогов – значит есть ударный слог, потом два безударных, потом снова ударный и т.д. Т.е. у нас повторяются три слога, в которых один слог будет ударным. Аналогично будет и с периодом из четырех слогов. Периоды из пяти и более слогов используются редко.

В одном периоде только одно ударение. Оно может приходиться на разные слоги в периоде, однако в рамках одного стихотворения ударение будет всегда на определенный слог в периоде: только на первый слог, или только на второй и т.д. Так делается для того, чтобы между ударениями было одинаковое расстояние. Ниже в пункте 4 эти периоды расписаны более подробно.

В стихосложении вместо “физического” слова период используется свое слово “стопа”. Это просто синоним слова период, ничего более. Ниже я буду употреблять “период” и “стопа” как синонимы. Любопытно, что одним из создателей теории стоп, как и вообще силлабо-тонического стихосложения в русском языке, является Ломоносов, который был и физиком, и филологом, и многим другим.

3) А теперь стоить обратить внимание на одно отличие ударений в стихах от ударений в прозе. Хотя у каждого слова и есть свое ударение, мы иногда в стихах эти ударения пропускаем. Например,
ШаганЭ ты моЯ, ШаганЭ.
Мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил.

У слов “ты” и “мой”, если бы мы произносили их в прозе, были бы свои собственные ударения. Но в строках выше мы эти ударения пропускаем. Так сказать, закрываем на них глаза (или уши), игнорируем. Для чего мы это делаем? Чтобы у ударений в этих строках сохранялся период. В первой строке период состоит из трех слогов, во второй – из двух.

Вот и все основные идеи. Остальное – это просто разные виды такой периодичности, т.е. разное количество слогов в стопе и разные ударения внутри стоп.

Что такое ямб и хорей в литературе с примерами. Смотреть фото Что такое ямб и хорей в литературе с примерами. Смотреть картинку Что такое ямб и хорей в литературе с примерами. Картинка про Что такое ямб и хорей в литературе с примерами. Фото Что такое ямб и хорей в литературе с примерами

и так далее. Можно настучать эти мотивы на столе, выделяя ударный слог более сильным стуком. Все названия типа “ямб”, “хорей” и т.д. придуманы просто для того, чтобы не рисовать каждый раз ритмы, как они нарисованы выше, а называть их стандартными названиями.

Период важен только внутри одной строки. На периодичность при переходе с одной строки на другую мы внимания не обращаем. Что выросло, то выросло. Например, у «Мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил» строка заканчивается безударным слогом, а следующая строка тоже начинается с безударного слога, хотя в одной строке у ямба после безударного слога должен идти ударный. Это не проблема.

1000 1000 1000.
0100 0100 0100.
0010 0010 0010.
0001 0001 0001.
Здесь сразу четыре разных случая, но все они называются одним словом Пеон и различаются названиями: “пеон с ударением на первом слоге” (или “первый пеон”), “пеон с ударением на втором слоге” (или “второй пеон”) и т.д. Например, «Не дУмай о секУндах свысокА. НастУпит время, сАм поймёшь, навЕрное». Это второй пеон.

Запоминать все эти названия не обязательно, хотя и просто, их совсем мало. Но в любом случае, главное это понимать общий принцип, а он очень простой.

Все это, кстати, к рифме не имеет никакого отношения. У стихов должен быть размер безотносительно к тому, белые они или рифмованные. У последних будет особенность только в том, что рифмоваться должны ударные слоги.

Что такое ямб и хорей в литературе с примерами. Смотреть фото Что такое ямб и хорей в литературе с примерами. Смотреть картинку Что такое ямб и хорей в литературе с примерами. Картинка про Что такое ямб и хорей в литературе с примерами. Фото Что такое ямб и хорей в литературе с примерами

Вот несколько примеров, любезно предоставленных нашим постоянным спонсором Иосифом Бродским:

У попа была собака.
Оба умерли от рака.
— Две слога в стопе и ударение на первом слоге. Значит это хорей.
— Четыре ударения в строке, т.е. четыре стопы в строке. Значит это четырехстопный хорей.

Плывет в глазах холодный вечер,
дрожат снежинки на вагоне,
морозный ветер, бледный ветер
обтянет красные ладони,
— Две слога в стопе и ударение на втором слоге. Значит это ямб.
— Четыре ударения в строке, значит это четырехстопный ямб.

Ни страны, ни погоста
Не хочу выбирать.
На Васильевский остров
Я приду умирать
— Три слога в стопе и ударение на третьем слоге. Значит это анапест.
— Два ударения в строке, значит это двухстопный анапест.

Суммируя, можно прийти к следующей иерархии “структурных единиц” в стихотворении: слог – стопа – строка – строфа. С точки зрения ритма и смыслового содержания, наиболее важная структурная единица это строка. В строфе обычно 4 строки, но может быть меньше или больше. Например, строфа сонета состоит из 14 строк, как и известная “Онегинская строфа» (иногда говорят, что строфа сонета состоит из нескольких “обычных” строф). В песнях строфы называются куплетами.

6) Как и во всех правилах, при определении размера бывают особые случаи. Например, какой размер у следующего стихотворения?
Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана

Если поставить ударения так, как их и произносят в жизни, то получится
НочевАла тУчка золотАя
На грудИ утЕса-великАна

Какой это размер? Что-то непонятное. В таких случаях филологи добавляют “мнимые” ударения следующим образом:
НОчевАла тУчка зОлотАя
НА грудИ утЕса-вЕликАна

и, соответственно, называют это “хореем с пропусками ударений”. И даже придумали для этого специальное слово Пиррихий. Это встречается сплошь и рядом, особенно у двухсложных стоп, т.е. ямба и хорея. И понятно почему: мало у каких слов есть только одно или два слога, а значит в большинстве слов не получится выдерживать двухсложный ритм “ударение через одно”. А иногда бывает и противоположная ситуация: не пропускаются ударения, а добавляются дополнительные. Это называется Спондей.

Как в таких случаях определять размер? Добавить мнимые ударения или убрать лишние, чтобы получился постоянный период в каждой строке, как выше с золотой тучкой. И посчитать, что после этого получится.

7) Наконец, иногда размер в стихотворении может меняться, т.е. в разных строках он может быть разным. Обычно при этом сохраняется “тип” размера, т.е. длина стопы (например, ямб или хорей), но в разных строках будет разное количество стоп. Это нормально, просто такой прием. Он встречается, например, в баснях:
На Ель ворОна взОбралАсь,
ПозАвтракАть совсЕм уж сОбралАсь
— В первой строке четырехстопный ямб, во второй – пятистопный.

а также у нашего постоянного спонсора (у которого встречается все, что только можно придумать):
Я входИл вместо дИкого звЕря в клЕтку,
выжигАл свой срОк и кликУху гвоздЕм в барАке,
— В первой строке четырехстопный анапест, во второй – пятистопный.

Заодно, последние две строки иллюстрируют еще один особый случай: немного “грязный” размер, когда ритм/период выдерживается не вполне строго. Не просто отсутствующие или лишние ударения (как в пиррихии и спондее), а разное количество слогов в стопах. Но нашему спонсору это позволительно. Чередование и смешение размеров встречаются у него часто, но очень гармонично, он много и успешно экспериментировал. Нарушать правила надо уметь.

Вот, собственно, и все. Теперь вам любая поэзия по плечу. Профит!

Источник

Размеры стихотворений

Что такое ямб и хорей в литературе с примерами. Смотреть фото Что такое ямб и хорей в литературе с примерами. Смотреть картинку Что такое ямб и хорей в литературе с примерами. Картинка про Что такое ямб и хорей в литературе с примерами. Фото Что такое ямб и хорей в литературе с примерами Что такое ямб и хорей в литературе с примерами. Смотреть фото Что такое ямб и хорей в литературе с примерами. Смотреть картинку Что такое ямб и хорей в литературе с примерами. Картинка про Что такое ямб и хорей в литературе с примерами. Фото Что такое ямб и хорей в литературе с примерами

Всего получено оценок: 411.

Всего получено оценок: 411.

Размеры стихотворений – важный объект изучения в школьном курсе литературы. В данной статье рассматривается понятие стихотворного размера, его виды, способ определения и примеры.

Понятие

Стихотворный размер – это способ звуковой организации стиха, ритмическая форма стихотворения.

Необходимо отличать рифму стихотворения от его размера.

Размер – это один из признаков поэтического произведения, отличающих его от прозаических литературных произведений.

Виды размеров

В литературе насчитывается пять основных видов стихотворных размеров: два из них являются двухсложными размерами, три – трехсложными.

Двухсложные и трехсложные виды отличаются количеством слогов в стопе.

К двусложным относятся хорей и ямб. Для хорея характерно ударение на первом слоге, для ямба – на втором.

К трехсложным относятся дактиль, амфибрахий, анапест. У дактиля ударение падает на первый слог, у амфибрахия – на второй, у анапеста – на третий.

Определение размера

Чтобы понять, как определить размер стихотворения, нужно понять, что такое стопа. Стопа – это последовательность нескольких безударных и одного ударного слога, чередующихся в определенном порядке.

Для определения стихотворного размера необходимо расставить ритмическое ударение.

При расстановке ритмического ударения учитываются все слова, включая союзы и предлоги.

Ударный слог обозначается символом _, безударный – U. Границы стоп обозначаются символом |.

Каждая строка будет иметь определенную комбинацию символов, которые помогут понять, какой размер у стихов.

Примеры

Каждый стихотворный размер имеет свою схему:

Проиллюстрируем конкретными примерами:

Что такое ямб и хорей в литературе с примерами. Смотреть фото Что такое ямб и хорей в литературе с примерами. Смотреть картинку Что такое ямб и хорей в литературе с примерами. Картинка про Что такое ямб и хорей в литературе с примерами. Фото Что такое ямб и хорей в литературе с примерами

Что мы узнали?

Стихотворный размер – это способ звуковой организации стиха, ритмическая форма стихотворения. Существует пять видов стихотворных размеров, которые зависят от ритмического ударения. Все размеры делятся на двухсложные (хорей: _U | _U |; ямб: U_ | U_ |) и трехсложные (дактиль: _UU | _UU |; амфибрахий: U_U | U_U |; анапест: UU_ | UU_|). Двухсложные и трехсложные размеры отличаются количеством слогов в стопе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *