что такое ущерб прямой мчс

ПРЯМОЙ;КОСВЕННЫЙ УЩЕРБ ОТ ПОЖАРА

МАТЕРИАЛЬНЫЙ УЩЕРБ ОТ ПОЖАРА это стоимостное выражение уничтоженных и поврежденных материальный ценностей, затрат на тушение ( см. ЛОКАЛИЗАЦИЯ ПОЖАРА) и ликвидацию последствий пожара, в том числе на восстановление объекта.

Материальный ущерб включает в себя:

· прямой ущерб от пожара;

· косвенный ущерб от пожара [1].

В прямой ущерб от пожаров включается ущерб, нанесенный недвижимости, основным фондам, оборотным средствам, личному имуществу граждан, ценным бумагам.

Должностные лица подразделения органа ГПН ГУ МЧС России ( см. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЖАРНЫЙ НАДЗОР) по субъекту Российской Федерации или подразделения органа ГПН специального или воинского подразделения ФПС ГПС ( см. ВИДЫ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ) не являются субъектами оценочной деятельности.

При заполнении карточек учета ( см. КАРТОЧКА УЧЕТА ПОЖАРОВ) сбор данных об ущербе от пожара носит справочный характер и регистрируется только на основании следующих документов, представляемых пострадавшими (или лицами, представляющими их интересы):

· справки об ущербе от пожара, выданной организацией на основании документов бухгалтерской отчетности организации, на объектах которой произошел пожар;

· справки об ущербе или страховом возмещении от пожара, выданной страховой организацией;

· выписок из решений судебных органов;

· документов собственников, подтверждающих стоимость уничтоженного и (или) поврежденного личного имущества.

Регистрация документально неподтвержденных данных об ущербе от пожара не допускается.

Данные о размерах ущерба, содержащиеся в карточках учета, не могут быть использованы при подготовке справок о пожаре [2].

КОСВЕННЫЙ УЩЕРБ ОТ ПОЖАРА — оцененные в денежном выражении затраты на тушение ( см. ТУШЕНИЕ ПОЖАРА) и ликвидацию последствий пожара ( см. ЛИКВИДАЦИЯ ПОЖАРА) (включает социально-экономические и экологические), а также на восстановление объекта [1].

ПОСТРАДАВШИЙ ПРИ ПОЖАРЕ — лицо, погибшее или травмированное на пожаре [1].

Травмированным при пожаре признается лицо, получившее телесное повреждение от воздействия опасных факторов пожара, а также вторичных проявлений опасных факторов пожара. Учет пострадавших лиц осуществляется на основании сведений, представляемых медицинскими учреждениями, независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности.

Определение величины ущерба

Материальный ущерб от пожара определяется величиной только прямых фактических потерь, связанных с уничтожением или повреждением огнем, водой ( см. ОГНЕТУШАЩЕЕ ВЕЩЕСТВО), дымом ( см. ДЫМ), высокой температурой ( см. ТЕМПЕРАТУРА) основных фондов, строений ( см. ЗДАНИЕ) и другого имущества предприятий, учреждений, организаций и граждан, если эти потери находятся в прямой причинной связи с пожаром.

Материальный ущерб от пожара учитывается полностью, независимо от того, возмещается он или нет.

При определении материального ущерба не учитываются затраты, связанные с:

· потери, вызванные простоем производства, перерывом в торговле, изменением графика движения подвижного состава;

· другой упущенной в связи с пожаром выгодой [3].

При уничтожении или повреждении основных фондов и другого имущества материальный ущерб определяется исходя из балансовой стоимости (себестоимости) за вычетом износа по установленным нормам и стоимости остатков, годных к дальнейшему использованию.

Материальный ущерб по уничтоженному незастрахованному домашнему имуществу граждан, в случае отсутствия достоверных данных о его фактических размерах, определяется величиной среднего (по области, краю, республике) статистического ущерба от пожара по уничтоженному застрахованному домашнему имуществу граждан.

При уничтожении продукции, сырья, материалов, товаров, топлива и других товарно-материальных ценностей предприятий, учреждений, организаций материальный ущерб определяется:

· на стадии производства — по себестоимости, исходя из стоимости израсходованной первичной продукции и затрат на обработку до той стадии, в которой они находились на момент пожара;

· на базах (складах) — по ценам учета (оптовым или розничным) с учетом торговых скидок, накидок, накладных расходов и норм естественной убыли; в розничной торговле — по фактической себестоимости, но не выше их стоимости по государственным розничным ценам с учетом норм естественной убыли;

· по заготовленной и закупленной продукции и с/х сырью — исходя из фактической стоимости, включая расходы по их доставке;

· по сельхозпродукции собственного производства — по фактической себестоимости.

Ущерб по поврежденным товарно-материальным ценностям и другому имуществу предприятий, учреждений, организаций и граждан, годных для дальнейшего использования, определяется суммой обесценения его в связи с пожаром [3].

Источник

Что такое ущерб прямой мчс

что такое ущерб прямой мчс. Смотреть фото что такое ущерб прямой мчс. Смотреть картинку что такое ущерб прямой мчс. Картинка про что такое ущерб прямой мчс. Фото что такое ущерб прямой мчс

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

что такое ущерб прямой мчс. Смотреть фото что такое ущерб прямой мчс. Смотреть картинку что такое ущерб прямой мчс. Картинка про что такое ущерб прямой мчс. Фото что такое ущерб прямой мчс

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

что такое ущерб прямой мчс. Смотреть фото что такое ущерб прямой мчс. Смотреть картинку что такое ущерб прямой мчс. Картинка про что такое ущерб прямой мчс. Фото что такое ущерб прямой мчсОбзор документа

Приказ МЧС России от 1 сентября 2020 г. № 631 «Об утверждении Методики оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций»

В соответствии с абзацем седьмым подпункта 2 пункта 8 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2882; 2020, № 27, ст. 4185), приказываю:

Утвердить прилагаемую Методику оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций.

МинистрЕ.Н. Зиничев

Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 ноября 2020 г.
Регистрационный № 61087

УТВЕРЖДЕНА
приказом МЧС России
от 01.09.2020 № 631

Методика
оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций

I. Введение

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648; 2020, N 26, ст. 3999);

постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121; 2020, N 15, ст. 2275);

2. Результаты расчетов, выполненные по Методике, применяются при классификации чрезвычайных ситуаций в соответствии с постановлением N 304 (на основании размера материального ущерба). Положения Методики направлены на повышение оперативности и обоснованности классификации чрезвычайных ситуаций.

II. Общие положения и область применения методики

3. Согласно классификации, установленной постановлением N 304, основными критериями, определяющими отнесение произошедшей чрезвычайной ситуации к чрезвычайной ситуации соответствующего характера, являются количество людей, погибших и (или) получивших вред здоровью, и размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь (размер материального ущерба).

4. Для целей Методики термины «материальный ущерб» и «ущерб» являются идентичными.

Значение всех понятий приведено исключительно в целях использования в Методике.

5. Оценка ущерба от чрезвычайных ситуаций является основой для определения характера чрезвычайных ситуаций в целях установления источника финансирования мероприятий по ликвидации их последствий и планирования мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций.

6. Методика устанавливает общие положения, на основе которых проводится оценка ущерба от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

7. Методика предназначена для практического использования специалистами федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при проведении оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций.

8. Методика не предназначена для определения морального вреда и упущенной выгоды. Ущерб от чрезвычайных ситуаций определяется в денежном выражении и на определенную дату.

9. Организация работы по оценке ущерба от чрезвычайных ситуаций, а также непосредственный сбор, обобщение информации и оценка ущерба от чрезвычайных ситуаций могут быть выполнены как последовательно и поэтапно, так и параллельно.

10. Общим требованием для оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций является исключение двойного счета, когда объект, которому причинен ущерб, учитывается несколько раз при определении различных видов ущерба.

III. Составляющие оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций

12. Оценка ущерба от чрезвычайных ситуаций, таким образом, включает определение размеров следующих его составляющих:

1) оценка размера вреда жизни и здоровью людей, имуществу физических лиц в части имущества первой необходимости, а также недвижимого имущества;

2) оценка размера вреда имуществу государственных учреждений, созданных Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации, муниципальных учреждений, созданных муниципальным образованием, государственному или муниципальному имуществу;

3) оценка размера вреда окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, в том числе:

нанесенного поверхностным и подземным водам;

нанесенного животным и растениям, за исключением сельскохозяйственных;

причиненного лесам и находящимся в них природным объектам (по оперативным данным);

нанесенного атмосферному воздуху, поверхностному слою почвы, недрам, а также объектам растительного и животного мира, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, красные книги субъектов Российской Федерации,

водным биологическим ресурсам, а также иным объектам животного мира, не относящимся к объектам охоты и рыболовства и среде их обитания.

IV. Расчет составляющих оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций

13. Оценка размера вреда жизни и здоровью людей, имуществу физических лиц в части имущества первой необходимости осуществляется путем расчета затрат на оказание помощи гражданам, члены семей которых погибли в результате чрезвычайной ситуации, а также пострадавшим гражданам.

Ущерб, связанный с оказанием помощи гражданам, члены семей которых погибли в результате чрезвычайной ситуации, а также пострадавшим гражданам, рассчитывается умножением количества граждан, нуждающихся в оказании помощи соответствующего вида, на размер этой помощи.

14. При расчете, указанном в пункте 13 Методики, оцениваются следующие виды помощи:

1) единовременное пособие членам семей граждан, погибших в результате чрезвычайной ситуации (супруге (супругу), детям, родителям и лицам, находившимся на иждивении), в размере 1 млн. рублей на каждого погибшего (умершего) в равных долях каждому члену семьи, а также в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, установленному законодательством Российской Федерации 1 ;

15. Оценка размера вреда имуществу физических лиц в части недвижимого имущества осуществляется путем расчета расходов на реализацию мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайной ситуации.

На основании информации высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации о количестве утраченных (поврежденных) жилых помещений и их суммарных общих площадях, а также показателях средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения в субъекте Российской Федерации, определенных Минстроем России в соответствии с Положением о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1038 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 47, ст. 6117; 2020, N 30, ст. 4924), и стоимости капитального ремонта 1 кв. метра общей площади поврежденного жилого помещения, определенного постановлением N 1327, рассчитывается общий объем расходов на реализацию мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайной ситуации.

16. Оценка размера вреда имуществу государственных учреждений, созданных Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации, муниципальных учреждений, созданных муниципальным образованием, государственному или муниципальному имуществу осуществляется путем расчета расходов на проведение неотложных аварийно-восстановительных работ на объектах жилищного фонда и социально значимых объектах образования, здравоохранения и социальной поддержки населения, находящихся в государственной и муниципальной собственности, а также расчета ущерба энергетике, жилищно-коммунальному хозяйству, транспортной инфраструктуре и сельскому хозяйству.

Перечень неотложных аварийно-восстановительных работ при ликвидации чрезвычайной ситуации определен пунктом 1 Перечня мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера и их последствий, ликвидации последствий террористических актов и (или) пресечения террористических актов правомерными действиями и оказанию гуманитарной помощи иностранным государствам приложения N 1 к Положению.

При определении расходов на проведение неотложных аварийно-восстановительных работ исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации совместно с органами местного самоуправления осуществляют их оценку в соответствии с актами обследования поврежденных объектов и сметными расчетами на проведение работ.

Расчет ущерба энергетике, жилищно-коммунальному хозяйству, транспортной инфраструктуре, сельскому хозяйству осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого произошла чрезвычайная ситуация, в соответствии с их сферой ведения. При оценке затрат на восстановление утраченных или поврежденных объектов учитываются только объекты, находящиеся в государственной и муниципальной собственности.

17. Расчет составляющих вреда окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений (при наличии такой возможности) осуществляется соответствующими исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации на основании методических и иных документов Правительства Российской Федерации, Минприроды России и Росрыболовства.

V. Порядок проведения оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций

18. Проведение оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций осуществляется комиссиями, создаваемыми органами местного самоуправления и (или) исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти в рамках своей компетенции организуют оказание органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации необходимой методической помощи, при необходимости направляют в зону чрезвычайной ситуации своих специалистов и согласовывают результаты оценки ущерба при наличии соответствующих компетенций и полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

19. По результатам оценки ущерба от чрезвычайной ситуации оформляется справка об оценке ущерба от чрезвычайной ситуации, утверждаемая руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (для чрезвычайной ситуации федерального, межрегионального, регионального и межмуниципального характера) (рекомендуемый образец приведен в приложении к Методике).

1 Абзацы второй и третий подпункта «д» пункта 4 Правил.

2 Абзац четвертый подпункта «д» пункта 4 Правил.

3 Подпункт «г» пункта 4 Правил.

4 Подпункт «б» пункта 10 Правил.

Приложение
к Методике оценки ущерба
от чрезвычайных ситуаций,
утвержденной приказом МЧС России
от 01.09.2020 № 631

УТВЕРЖДАЮ Руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации
____________________________ (подпись, фамилия, инициалы)
«__»________________ 20___
М.П.
СПРАВКА об оценке ущерба от чрезвычайной ситуации __________________________________________________________________ (наименование чрезвычайной ситуации)
N п/пНаименование составляющей ущербаОценка размера ущерба, тыс. рублейПримечание
1.Оценка размера вреда жизни и здоровью людей, имуществу физических лиц в части имущества первой необходимости:
1.1. Выплата единовременного пособия членам семей граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации, включая пособия на погребение
1.2. Выплата единовременного пособия гражданам, получившим в результате чрезвычайной ситуации тяжкий или средней тяжести вред здоровью
1.3. Выплата единовременного пособия гражданам, получившим в результате чрезвычайной ситуации легкий вред здоровью
1.4. Оказание финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости
1.5. Оказание финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости
2.Оценка размера вреда имуществу физических лиц в части недвижимого имущества:
2.1. Реализация мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены
2.2. Реализация мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых повреждены
3.Оценка размера вреда имуществу государственных учреждений, созданных Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации, муниципальных учреждений, созданных муниципальным образованием, государственному или муниципальному имуществу:
Проведение неотложных аварийно-восстановительных работ на находящихся в государственной и муниципальной собственности объектах:
3.1. Жилищного фонда
3.2. Образования
3.3. Здравоохранения
3.4. Социальной поддержки населения
Ущерб по отраслям:
3.5. Энергетика
3.6. Жилищно-коммунальное хозяйство
3.7. Транспортная инфраструктура
3.8. Сельское хозяйство
4.Оценка размера вреда окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, в том числе:
4.1. Ущерб, нанесенный поверхностным и подземным водам
4.2. Ущерб, нанесенный животным и растениям, за исключением сельскохозяйственных
4.3. Ущерб, причиненный лесам и находящимся в них природным объектам (по оперативным данным)
4.4. Ущерб, нанесенный атмосферному воздуху, поверхностному слою почвы, недрам, а также ущерб, нанесенный объектам растительного и животного мира, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, красные книги субъектов Российской Федерации, водным биологическим ресурсам, а также иным объектам животного мира, не относящимся к объектам охоты и рыболовства и среде их обитания
ИТОГО

Обзор документа

Установлены правила оценки ущерба от ЧС.

Оценку проводят региональные и муниципальные комиссии. Суммируются вред жизни и здоровью людей, имуществу граждан в части имущества первой необходимости, а также недвижимости, вред имуществу государственных и муниципальных учреждений, государственному или муниципальному имуществу, вреда окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

По результатам оформляется справка. Приведена ее форма.

Источник

Методика фин. рез.ПОО 05 09г

ЮЖНЫЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР

ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

по созданию резервов финансовых ресурсов

организаций для ликвидации чрезвычайных ситуаций

Предназначены для специалистов организаций, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; специалистов организаций и учреждений, занимающихся оценкой ущерба от чрезвычайных ситуаций, проблемами их прогнозирования и планирования мероприятий по повышению эффективности защиты населения, производственного персонала и территорий от воздействия поражающих факторов чрезвычайных ситуаций.

Положения методических рекомендаций носят рекомендательный характер и являются исходной базой для разработки частных методик создания финансовых резервов и оценки показателей социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций.

1.1. Назначение и область применения методических рекомендаций………4

1.2. Основные понятия, используемые в методических рекомендациях……5

2. Формы создания финансовых резервов организаций. Основные принципы расчета возможного ущерба от чрезвычайных ситуаций…………………………10

3. Примерная методика расчета прогнозируемого ущерба от чрезвычайных ситуаций……………………………………………………………………………….12

4. Затраты, связанные с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, как составная часть экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций………………………..16

5. Пример расчета расходов, связанных с ликвидацией чрезвычайной ситуации……………………………………………………………………………….18

6. Основные принципы и организационные основы создания финансовых резервов путем страхования расходов, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций……………………………………………………………………………….20

Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с требованиями Федеральных законов от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», от 27.11.1992 № 4015-1-ФЗ «Об организации страхового дела в Российской Федерации», от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», К одекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ, Гражданского кодекса Российской Федерации (часть 1 от 30.11.1994 № 51-ФЗ, часть 2 от 26.01.1996 № 14-ФЗ, часть 3 от 26.11.2001 № 146-ФЗ), Положения о порядке проведения независимой аудиторской и оценочной деятельности в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, страхования за причинение вреда в случае аварии на опасном производственном объекте, утвержденного приказом МЧС России от 02.02.1998 № 6, а также других законодательных и нормативно-правовых актов Российской Федерации, регламентирующих вопросы финансового обеспечения мероприятий защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В основу методических рекомендаций положены:

ГОСТ Р 22.0.02-94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий;

ГОСТ Р 22.10.01-2001. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Оценка ущерба. Термины и определения;

Единая межведомственная методика оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и террористического характера, а также классификации и учета чрезвычайных ситуаций, разработанная ФГУ Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (Федеральный центр) и утвержденная Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий 1 декабря 2004 года;

Методические рекомендации РД 03-496-02 «По оценке ущерба от аварий на опасных производственных объектах», утвержденные постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 29.10.2002 № 63;

Совместный приказ МЧС России, Минэнерго России, МПР России, Минтранса России и Госгортехнадзора России от 18.05.2002 № 243/150/270/68/89 «Об утверждении Порядка определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения» и др.

1.1. Назначение и область применения методических рекомендаций.

Предназначены для специалистов организаций, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; специалистов организаций и учреждений, занимающихся оценкой ущерба от чрезвычайных ситуаций, проблемами их прогнозирования и планирования мероприятий по повышению эффективности защиты населения, производственного персонала и территорий от воздействия поражающих факторов чрезвычайных ситуаций.

Положения методических рекомендаций носят рекомендательный характер и являются исходной базой для разработки частных методик создания финансовых резервов и оценки показателей социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций.

1.2. Основные понятия, используемые в методических рекомендациях.

Аварийно-восстановительные работы в чрезвычайных ситуациях – первоочередные работы в зоне чрезвычайной ситуации по локализации отдельных очагов разрушений и повышенной опасности, по устранению аварий и повреждений на сетях и линиях коммунальных и производственных коммуникаций, созданию минимально необходимых условий для жизнеобеспечения населения, а также работы по санитарной очистке и обеззараживанию территории.

Основные производственные фонды – средства труда (здания, сооружения, машины, оборудование, транспортные средства и т. п.).

Поисковые работы – совокупность действий поисковых подразделений, направленных на обнаружение пораженных, выявление условий их местонахождения и функционального состояния, установление с ними звукового или визуального контакта, определение объема и характера необходимой помощи.

ущерб «третьим лицам» – косвенный ущерб, нанесенный субъектам правоотношений в результате чрезвычайной ситуации;

затраты, связанные с ликвидацией чрезвычайной ситуацией.

Риск возникновения чрезвычайных ситуаций – вероятность или частота возникновения источника чрезвычайной ситуации, определяемая соответствующими показателями риска.

Страхователи юридические лица и дееспособные физические лица, заключившие со страховщиками договоры страхования либо являющиеся страхователями в силу закона.

Страховой риск предполагаемое событие, на случай наступления которого проводится страхование. Событие, рассматриваемое в качестве страхового риска, должно обладать признаками вероятности и случайности его наступления.

Ущерб от действия чрезвычайной ситуации в натуральном выражении (т.е. вред) – утрата полезных свойств и функций в результате действия факторов чрезвычайных ситуаций, в том числе человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, материальные потери (утрата или повреждение имущества).

Ущерб от действия чрезвычайной ситуации в стоимостном выражении (т.е. убытки от нарушения имущественных прав) – расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

1.3. Нормативно-правовая основа создания финансовых резервов.

Под финансовым обеспечением мероприятий защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций следует понимать покрытие затрат общественных ресурсов (материальных, финансовых, технических, людских, информационных и т.п.) на осуществление мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет финансовых средств государства, муниципальных образований и организаций.

В частности, в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», статьей 10 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пунктом 20 постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», пунктами 45, 53 «Требований по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения», утвержденных приказом МЧС России от 28.02.2003 № 105 (зарегистрирован в Минюсте России 29.07.2003 № 4934), организации обязаны создавать финансовые резервы для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Порядок их создания, использования и восполнения определяется законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и организациями.

За невыполнение требований указанных законодательных и нормативно-правовых актов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ.

2. Формы создания финансовых резервов организаций. Основные принципы расчета возможного ущерба от чрезвычайных ситуаций.

К рекомендуемым формам создания финансовых резервов организаций можно отнести открытие банковских депозитных вкладов организаций, на которых резервируются средства для ликвидации чрезвычайных ситуаций и страхование расходов, связанных с их ликвидацией.

В условиях отсутствия официально утвержденных расходных нормативов для расчетов суммы финансового резерва необходимая сумма рассчитывается исходя их оценки, так называемого полного ущерба, который может сложиться на конкретном объекте в результате чрезвычайной ситуации.

Полный ущерб в свою очередь подразделяется на прямой и косвенный.

К прямому ущербу от воздействия поражающих факторов чрезвычайных ситуаций относятся выраженные в стоимостной форме затраты, потери и убытки, обусловленные именно этим воздействием в данное время и на данном конкретном объекте:

единовременные затраты, направленные на проведение спасательных работ;

затраты на эвакуацию людей из зоны чрезвычайной ситуации, их временное размещение в безопасных районах, оказание срочной медицинской помощи;

стоимость разрушенных или нарушенных природных ресурсов;

остаточная стоимость всего движимого и недвижимого имущества, инфраструктуры, коммуникаций, товаров и нереализованной продукции, основных и оборотных фондов.

К косвенному ущербу относятся вынужденные затраты, потери, убытки, обусловленные вторичными эффектами чрезвычайной ситуации (действием или бездействием, вызванным первичными поражающими факторами). Косвенный ущерб, в отличие от прямого, может проявляться через длительный промежуток времени с момента начала чрезвычайной ситуации; он не имеет четко выраженной территориальной принадлежности и носит, по большей части, так называемый «каскадный эффект», т.е. вторичные действия (бездействия) порождают очередную серию действий (бездействий) и, соответственно, косвенный ущерб.

Главными составляющими косвенного ущерба являются:

ущерб, причиненный третьим лицам;

косвенный ущерб для самого юридического или физического лица;

упущенная им выгода в связи с прекращением или приостановкой деятельности, утрата нематериальных активов, не отраженных в бухгалтерской документации, утрата технической, экономической, научной документации, программно-математического обеспечения и т.д.;

потеря товарного вида;

народнохозяйственный ущерб и др.

Оценку возможного ущерба от чрезвычайных ситуаций необходимо проводить исходя из максимально худшего сценария развития событий.

Вся совокупность подходов и реализующих их методов оценки экономического ущерба разделяется на две основные группы: методы прямого счета и методы косвенной оценки.

Методы прямого счета, как правило, отражают все элементы в цепи причинно-следственных связей, формирующей экономический ущерб объектов экономики. Они предполагают оценку эффектов, возникающих между всеми звеньями этой цепи и калькуляцию различных составляющих потерь объекта экономики, выраженных в стоимостной форме. Подходы к оценке ущерба от чрезвычайных ситуаций, основанные на использовании методов прямого счета достаточно широко применимы при оценке потерь объектов от техногенных аварий, природных катастроф и террористических актов. Это связано с тем, что объекты, несущие ущерб от такого рода событий, обычно характеризуются достаточно четкой структурой, стоимость элементов которой поддается более или менее точной оценке. При этом обычно потери элементов удается связать с силой событий (бальностью землетрясения, мощностью взрыва, продолжительностью пожара и т.д.).

Использование методов прямого счета предопределяет высокую точность полученных на их основе оценок ущерба. Однако эти методы достаточно трудоемки и громоздки, требуют большого объема исходной информации, вследствие чего их применение на практике не всегда возможно.

Методы косвенной оценки менее трудоемки. Они базируются на принципе переноса общих закономерностей действия ущербообразующих факторов на конкретный объект экономики. Этот принцип реализуется путем использования ряда нормативных показателей, переводящих вид и размер воздействия поражающего фактора в экономический ущерб объекта экономики.

Общей частью методов оценки ущерба является определение зоны распространения поражающих факторов и их силы. С учетом особенностей размещения в ней различных элементов (объектов) определяется величина полученного ими физического (натурального) ущерба. В свою очередь, на основе структуры и величины натурального ущерба получают стоимостную оценку ущерба объекта. Для этого необходимо предварительно сформировать систему исходных предпосылок, определяющих особенности формирования структуры ущерба и оценки стоимости каждой ее позиции (по понесенным затратам, упущенной выгоде, прямым потерям и т.п.).

Ущерб (убытки) определяется, исходя из последствий чрезвычайной ситуации, а не из характеристики самой чрезвычайной ситуации. Одна и та же чрезвычайная ситуация может вызвать различные последствия, равно как одно и то же последствие может иметь причиной разные чрезвычайные ситуации.

Если возникновение последствий имело место от нескольких чрезвычайных ситуаций, размер ущерба (убытков) рассчитывается применительно к каждой отдельной чрезвычайной ситуации. Если невозможно определить размер ущерба применительно к каждому источнику чрезвычайной ситуации, то общая сумма ущерба (убытков) распределяется между ними в равных долях.

Для оценки ущерба от чрезвычайной ситуации может быть использован экспертный подход по определению стоимости ущерба для различных категорий объектов экономики, основанный на требованиях соответствующих нормативных правовых документов, сборе и обобщении рыночной информации по стоимости аналогичных объектов экономики.

3. Примерная методика расчета прогнозируемого ущерба от чрезвычайных ситуаций.

Для прогноза ущерба могут быть использованы показатели, характеризующие риск чрезвычайной ситуации. Риск обусловлен возможностью причинения ущерба в результате реализации угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного, природного или террористического характера.

В соответствие с Единой межведомственной методикой оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и террористического характера, а также классификации и учета чрезвычайных ситуаций, разработанной ФГУ Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (Федеральный центр) и утвержденной Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий 1 декабря 2004 года при известных частоте событий и ущербе риск от чрезвычайной ситуации оценивается математическим ожиданием ущерба за интервал времени D t :

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *