что такое уровень коммуникации
Уровни коммуникации: понятие, виды и классификация
21-й век — век интенсивного развития информативных технологий, что не исключает живого человеческого общения. От того, насколько человек умеет выстроить диалог с внешним миром, зачастую зависят и его личная судьба, и судьба его дела: уметь убеждать — значит уметь побеждать.
Немного терминологии
Диалог невозможен, если общающиеся говорят на разных языках. Так же нельзя понять суть предмета, если не овладеть специфическими словами, обозначающими его понятия. То есть терминологией. Для понимания темы «коммуникация» следует хорошо усвоить следующее:
Вам будет интересно: Почин – это хорошее начало
Другие термины, требующие более подробного разъяснения, будут рассмотрены в отдельных разделах статьи.
Понятие об уровнях коммуникации
Этот вопрос по-разному рассматривается в научной литературе. Одни авторы определяют уровень коммуникации по числу участников процесса: межличностный, в малой группе или массовый. Другие (Конецкая В. П., 1977 г.) — по способам общения:
Вам будет интересно: Как называются слова, которые читаются наоборот
На практике происходит не изолированное, а смешанное использование этих способов, форм коммуникации с целью компактной передачи и максимально понятной для объекта информации.
Коммуникация: высокий и низкий уровень
Множество недоразумений и даже человеческих трагедий происходит из-за того, что объект не умеет правильно оформить и передать информацию, или же ее восприятие субъектом неполное или искаженное.
Наиболее высокий уровень коммуникации наблюдается там, где ее объект и субъект:
Самый высокий уровень коммуникации наблюдается, когда партнеры связаны родственными, дружескими, духовными узами.
Качество общения зависит, конечно, и от того, как говорит или слышит человек, от его эмоционального состояния. Невнятная речь, неграмотная, насыщенная незнакомой лексикой, плохой слух или его отсутствие у слушателя, неумение понимать невербальные сигналы говорящего и неправильное их толкование, предвзятое или враждебное отношение к партнеру — причины искажения информации при ее передаче или восприятии. Другая причина — отсутствие интереса к предмету обсуждения, когда, например, слушатель засыпает на скучной для него лекции. То есть это признаки низкого уровня коммуникации.
Организация коммуникативного процесса
На всем пути следования от субъекта к объекту информация может исказиться, исчезнуть, быть неправильно понятой, в результате чего цель общения не достигается. Организатору коммуникативного процесса следует знать, когда, как и почему может произойти такой сбой.
Уровни организации коммуникации соответствуют этапам ее прохождения от объекта к субъекту.
1 этап — подготовка субъектом, то есть инициатором, целей, содержания, формы, средств коммуникации. Он должен серьезно продумать, насколько адекватно способен воспринять его информацию объект. Например, наиболее ярким, эмоциональным, наглядным изложение научных данных будет для учеников школы. И более насыщенным научной терминологией, техническими фактами, схемами и графиками — для студентов вуза.
2 этап — выбор кодировки сообщения: устное, письменное, в виде плана, графика, видео и пр., с учетом численности адресантов (для индивидуального пользователя, для группы или для большой массы населения) и уровня их подготовленности. Существенно будет различаться подготовка, к примеру, сообщения о достижениях медицины для специального журнала и для населения в СМИ.
3 этап — выбор наиболее эффективных средств коммуникации. Устное или письменное сообщение, распоряжение, приказ с использованием технических средств или через посредников. Директор учреждения издает письменный приказ и на совещании делает устное распоряжение руководителям подразделений довести его до сведения персонала, дать разъяснения в случае возникновения вопросов.
4 этап — декодирование, расшифровка, осмысление полученной информации объектом и принятие решений о каких-то действиях.
5 этап — обратный сигнал от объекта к субъекту о приеме информации и реакции на нее.
Ответные действия объекта меняют местами его с субъектом: первый теперь становится отправителем, источником, а второй приемником информации.
Коммуникация между уровнями управления предприятием, организацией тем эффективнее, чем меньше помех («шумов»), искажающих ее смысл, возникает на пути ее следования от источника к объекту. Это могут быть неисполнительность, самовольные умышленные или неумышленные действия исполнителей, технические сбои и т. д.
Социальная коммуникация: критерии классификации
Отправителем информации, как и ее получателем, может быть не одно лицо, а группа лиц, коллектив, организация, общество. Объем коммуникационного процесса бывает небольшим (прохожие поздоровались друг с другом) и масштабным, глобальным, охватывающим много стран (решение территориальных притязаний).
Это определяет следующие уровни социальной коммуникации:
Массовая коммуникация направлена на большие аудитории и исходит от различных субъектов, имеющих свои цели, средства и способы воздействия на сознание населения.
Задачи
Потребности людей в информации удовлетворяются посредством массовой коммуникации — деятельности, имеющей свои функции, собственную систему знаний, приемы, нормы и правила, средства.
Основными задачами массовой коммуникации являются:
Действуя на всех уровнях коммуникации, массовая коммуникация посредством убеждения, просвещения, внушения через СМИ формирует общественное мнение, организует социальную деятельность как индивидуальную, так и различных групп населения.
Уровни межкультурного общения
Вам будет интересно: Классификация прав: определение понятия, основные виды и нормы
В многонациональной стране, которой, например, является Россия, неизбежно общение людей разных этнических групп. При этом происходит взаимное знакомство с нормами нравственного поведения, обычаями, верованиями, национальными традициями на уровне как личных, так и общественных, деловых, производственных отношений.
Изучение этих процессов привело к выделению уровней межкультурной коммуникации в зависимости от количества ее участников.
В многонациональных государствах, где существует хозяйственное и политическое единство народов, их населяющих, возможен национальный уровень межкультурной коммуникации.
Условия эффективного взаимодействия
Внешние проявления доброжелательности к собеседнику или к аудитории, открытость, хорошие манеры и речь вызывают ответные чувства симпатии и готовность к общению. Установление деловых отношений требует от их инициатора некоторых специальных знаний и навыков, определенной подготовки. Они касаются и речевого, и неречевого поведения во время общения.
Если субъект хочет добиться собственных целей, то он должен хорошо подготовиться к разговору, предварительно изучив цели и особенности поведения противоположной стороны. Это поможет подобрать аргументы для защиты своих интересов, предусмотреть спорные, конфликтные моменты и компромиссные решения.
Понимание психологического состояния партнера по невербальным сигналам, знание манипулятивных приемов и способов их нейтрализации, умение сдерживать или демонстрировать собственные эмоции — это малая часть навыков, составляющих коммуникативную компетентность.
Заключение
Можно сказать, что наука налаживания коммуникативных связей — это есть наука побеждать. Целенаправленное изучение психологии общения должно стать обязательным, если кто-то хочет научиться успешно отстаивать свои интересы. Она раскроет в каждом человеке психолога-практика, внутренне готового к любым жизненным подаркам и неожиданностям.
Характеристика уровней коммуникации
Понятие об уровнях коммуникации
Уровни коммуникации
Каждоеиз средств коммуникации (вербальные, невербальные и т.д.) по-своему передает информацию и потому коммуникацию можно представить в виде определенных уровней, на которых она происходит. При этом уровень не равен иерархии, это не строгая последовательность, т.к. средства коммуникации свободно взаимодействуют друг с другом.
Понимание вопроса об уровнях коммуникации в российской научной и учебной литературе различно. Некоторые авторы говорят о таких уровнях коммуникации, как межличностный, уровень коммуникации в малых группах и уровень массовой коммуникации. Однако в большинстве работ принято выделять такие уровни коммуникации, как:
Одной из первых содержательных работ в России, в которой был рассмотрен вопрос об уровнях коммуникации стала работа В.П. Конецкой «Социология коммуникации» (1997). В ней автор дал свое понимание системности коммуникации и выделил не только подсистемы, но и уровни коммуникации. В основе данной уровневой классификации коммуникации лежат конституирующие коммуникативные средства и коды. На этом основании коммуникация предстает в виде пятиуровневой системы:
1. семиотический уровень, созданный знаками;
2. лингвистический уровень, созданный словами и словосочетаниями, т.е. вербальными средствами;
3. металингвистический уровень, созданный специальными вербальными средствами (термины, научные понятия);
4. паралингвистический уровень, возникший на основе жестов, мимики и т.п., то есть невербальных средств;
5. синтетический уровень, где происходит синтез функционирования вербальных и невербальных средств.
1. Семиотический (знаковый) уровень коммуникации.
Знак является основной единицей этого уровня. Существующие типологии признаков знаковых (семиотических) систем, способных хранить и передавать информацию, построены на разных основаниях в соответствии с пониманием общей теории знака. В социологии социальный знак понимается как символ, который может быть реализован в предмете, слове, жесте, действии, образе. К символам относят различные условные знаки (эмблемы, ордена, значки, кольца), сообщающие информацию о социальном статусе индивида, его принадлежности к какому-нибудь движению, организации или группе. Словесный знак, обозначающий определенные предметы или вещи, может функционировать как социальный символ. В этой функции он отражает социальные ценности общества, например, автомобиль как социальный символ в современном обществе.
В роли социальных символов могут выступать жесты или действия, которые «сигнализируют», сообщают информацию о социальном статусе или социальных ролях коммуникантов. Использование социально значимых символов в коммуникации в известной степени формирует ее структуру как социальную систему.
2. Лингвистический (языковой) уровень коммуникации.
Коммуникативные средства лингвистического уровня — словесные знаки имеют вербальную природу. Слово— основная единица языка и выступает как коммуникативное средство.
Для социальной коммуникации непосредственный интерес представляют способы реализации именно коммуникативной функции слова. При этом внимание сосредотачивается на вербальных средствах, в том числе и на слове, как на коммуникативной единице (слово — речевой акт/высказывание — дискурс).
Только через речь вербальные единицы выполняют свое коммуникативное назначение. При этом коммуникация реализуется в конкретных ситуациях согласно нормам речевой деятельности, которая состоит из мотивированных действий коммуникантов. Такие действия получили название «речевых актов». Речевой акт— целенаправленное речевое поведение, совершаемое в соответствии с правилами, принятыми в данном обществе; единица нормативного социоречевого поведения в рамках определенной коммуникативной ситуации (экзамен, прием у врача, репортаж, интервью).
Речевой акт всегда соотнесен с лицом говорящего, социальный статус которого учитывается при передаче и восприятии информации. Определенное высказываниепо отношению к речевому акту как процессу является его вербализованным результатом, продуктом речевого действия.
3. Металингвистический (межъязыковой) уровень коммуникации.
Метаязыкомназывается язык «второго порядка», по отношению к которому естественный язык рассматривается как объект, т. е. предмет лингвистики. Это — язык научных и профессиональных терминов. Метаязык гуманитарных наук построен на вербальной основе, как и естественный язык, поэтому его реализация в коммуникации рассматривается иногда как языковый подуровень. Он так же, как и естественный язык, обладает социальной значимостью для общества в ряду других социальных ценностей. Поэтому проблема унификации и стандартизации терминов имеет социальный аспект.
Что касается способа представления научного содержания текста, здесь следует отметить преобладание разнообразных письменных форм. Научный дискурс различается по жанрам: доклад, статья, рецензия, аннотация, реферат, монография, учебник, описание научного эксперимента. Особо выделяется научно-популярный жанр, для которого характерно смешение стилей: используется минимум терминов, дефиниции заменяются описанием явления или объекта с опорой на чувственное восприятие или представление людей — представителей различных слоев и групп.
4. Паралингвистический (околоязыковый) уровень коммуникации.
Основой данного уровня являются невербальные средства коммуникации — жесты, мимика, телодвижения, а также свойства голоса, тон, паузы, которые принято называть паралингвистическими средствами коммуникации в отличие от лингвистических (словесных знаков).
Строение невербальных единиц, их системные связи, содержание и функции имеют свою специфику. Истоки невербальной коммуникациивключают биологический и социальныймоменты. Невербальные средстваимеют ряд типов: поведенческие; ненамеренные; собственно коммуникативные знаки.
Одновременное использование вербальных и невербальных средств обусловлено стремлением конкретизировать информацию, сделать ее более выразительной и значимой, с тем чтобы воздействовать на собеседника. Несмотря на то, что в таком употреблении невербальные средства занимают «вторичный план» коммуникации, они с большей эффективностью выполняют функцию воздействия.
Наиболее «красноречивыми» средствами выражения признаков социальной дифференциации являются фонационные средства, особенно интенсивность, диапазон мелодического варьирования, а также темповые модуляции и тембр, несмотря на то, чтоони обусловлены индивидуальными психофизиологическими свойствами говорящего. Особая роль принадлежит произносительной норме. Все это свидетельствует о том, что паралингвистические средства несут колоссальную социальную нагрузку в коммуникации, однако их коммуникативный статус все еще не определен.
5. Синтетический (искусственный) уровень коммуникации.
Этот уровень представляет собой совокупность разнородных коммуникативных и художественных средств и является по своей природе как бы синтезированным. Это касается сферы изобразительного искусства, в котором различают динамические виды (танец, пантомиму), кино и статические виды (фотография, живопись, скульптура, архитектура). Образный характер элементов синтетического уровнясоздается разными видами искусств из совокупности разнородных коммуникативных и художественных средств.
Тенденция к синтезированию разнородных средств коммуникации вызвана стремлением к более полной и адекватной передаче информации и большей экспрессии в целях воздействия. По-видимому, эта тенденция зародилась в условиях естественной речи, когда невербальные средства стали использоваться с вербальными.
Формирование коммуникативной системы, особенно синтетического уровня, — длительный процесс. В искусстве это управляемый процесс, так как он связан с постоянным поиском наиболее эффективных форм воздействия разнородных коммуникативных средств с учетом принятых эстетических, социальных и этических норм.Мощный импульс синтезирования художественных средств коммуникации обусловлен появлением новых технических возможностей. Стремительное развитие кино, а затем и телевидения значительно расширило объем и усилило выразительность синтетического уровня коммуникации, несмотря на ее односторонний характер и отсутствие обратной связи.
Синтетический уровень является мощным средством воздействия на индивида и общество в плане познания, социальности и эстетики.
Основные положения данной темы можно представить в табличном виде.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Коммуникации, их виды и уровни
Огромный объем информации обуславливает деятельность организации ежедневно, и коммуникация реализуется на всех ее уровнях. Например, информация может двигаться вверх по лестнице управления (руководителям), вниз (исполнителям), по горизонтали (коллегам в различных отделах). Помимо этого, люди коммуницируют друг с другом не только согласно своим должностям и положению в организации, но и из дружеских побуждений, согласно своим симпатиям и интересам.
Для систематизации большого числа видов общения в ходе рабочего процесса изучим уровни и виды коммуникаций, которые реализуются в ходе управления организацией. Стоит отметить, что существуют такие уровни коммуникации как внешние и внутренние; по видам – формальные и неформальные; вербальные и невербальные. Более подробно они будут изложены далее.
Внешние коммуникации
Внешние коммуникации осуществляются между организацией и ее внешней средой.
Организации используют самые различные средства для осуществления коммуникации с окружающей их средой. Общение с потребителями происходит посредством рекламной продукции и разнообразных программ продвижения товаров/услуг на рынок.
В сфере отношений с общественностью главное внимание уделяется формированию желаемого имиджа, образа организации на различных уровнях: местном, общенациональном либо международном. Организации, в которых функционируют профессиональные союзы (профсоюз), должны поддерживать связь с законными представителями лиц, которые трудятся по найму.
Выше были описаны только небольшая часть примеров из всего многообразия способов взаимодействия организации с внешней средой.
Внутренние коммуникации
Внутренними коммуникациями называют общение в стенах организации между ее самыми разными уровнями и отделами (см. рис. 1). При этом информация может следовать по нисходящему каналу, то есть с более высоких уровней на более низкие. Данным образом, как правило, передают распоряжения, задания, инструкции к выполнению работы и проч.
Кроме передачи информации по нисходящему каналу, организации также нужны коммуникации и по восходящему, то есть передача информации с более низких уровней на более высокие.
С помощью данного способа, руководству поступает информация о положении дел в различных уголках организации, как выполняются распоряжения, какие имеются проблемы. Обмен информацией вида «снизу-вверх», как правило, осуществляется в виде отчетов, предложений, служебных и должностных записок и проч.
Стоит учитывать, что коммуникации восходящего типа зачастую характерны неточности. Причиной данного факта, как правило, становится умышленное редактирование реальной картины: подчиненные считают, что они должны приукрасить свои реальные достижения и преуменьшить свои промахи для получения благосклонности и избегания упреков со стороны своего руководства. Данное популярное нежелание передавать плохие новости получило название эффекта миманса.
Горизонтальные коммуникации
Помимо коммуникаций на различных уровнях в организации также имеют место, так называемые, горизонтальные коммуникации – общение между различными элементами и отделами организации.
Зачастую, эффективность горизонтальных коммуникаций составляет 90%. Такую высокую эффективность можно объяснить хорошим уровнем взаимопонимания трудящихся на одном и том же уровне сотрудников, знанием взаимных проблем, что дает возможность во многом предсказывать содержание управленческого сообщения, точнее его трактовать и приспосабливать к конкретным участкам работы.
Вертикальные коммуникации
Вертикальные коммуникации являются менее эффективными. По различным исследованиям, лишь 20–25% информации, которая исходит от руководства организации, дойдет до непосредственных исполнителей и будет ими верно интерпретирована. То есть в четырех из пяти случаев информация либо будет грубо искажена, либо и вовсе не дойдет до адресата.
Также принимая во внимание то, что руководитель организации до 40% своего рабочего времени тратит на рассмотрение деловой документации и на осуществление функции контроля за исполнением (главные инженеры – до 30–40%, начальники подразделений – до 15–30%), а также начальник среднего уровня, выходя из кабинета первого руководителя, выносит за его двери лишь 30% информации, то несложно представить трудности системы управления и глубину разрыва в связи между высшим уровнем руководства и обычными исполнителями. С другой стороны, эти данные могут свидетельствовать о том, что до руководства организаций достигает не более 10% информации, которая была направлена в их адрес рядовыми исполнителями.
Формальные и неформальные коммуникации
И внешние, и внутренние коммуникации делятся на такие виды: формальные и неформальные, которые будут описаны далее. Формальные каналы коммуникации идут через всю иерархию организации, а также распределяют ответственность за выполнение рабочих задач.
Неформальные же коммуникации не имеют связи с «узаконенными» каналами и структурой организации. Неформальное общение существует параллельно с формальным и интегрирует всех сотрудников организации, не завися от должностей и занимаемых постов.
Часто в практике управления можно встретить два типа внутренних неформальных каналов: «управление, которое основано на выходе в народ» и «виноградная лоза».
По ряду данных, около 80% передаваемых данных, так или иначе, связаны с организацией и не имеют ничего общего со сплетнями, более того – 70–90% данных впоследствии подтверждается. Руководству стоит принимать во внимание, что пять из шести значимых сообщений в той или иной степени передается без помощи официальных каналов. Слухи, которые можно назвать вредными, появляются только тогда, когда официальные каналы коммуникации недоступны
.Один из наиболее серьезных промахов, совершаемых руководством – это утаивание правды и уход от ответа при общении с коллективом организации. Даже в случае отсутствия официального взаимодействия, все еще существует потребность в информации. Поэтому нечто непременно заполнит образовавшийся информационный «вакуум» – пересуды в коридорах, шепот за закрытыми дверями офисов, панические электронные письма.
Конечно, данные явления не принесут пользу организации, однако, это неизбежный исход любого обмана и отсутствия достоверной информации. Правдоподобной является лишь правда. Помимо этого, сотрудники всегда являются более умными, нежели их считает руководство, и всегда чувствуют неладное раньше самих менеджеров. Даже, если не делать никаких заявлений, истина все равно будет известной и для клиентов, и для сотрудников, и для поставщиков, и для компаний-партнеров.
Стоит принимать во внимание, что степень точности слухов зачастую меньше, когда речь идет о личной или о сильно эмоционально окрашенной информации. Помимо этого, вне зависимости от точности и положительной, либо отрицательной направленности слухов, все является свидетельством их большого влияния на трудовую атмосферу.
В связи с тему по каналам распространения слухов информация следует гораздо быстрее, нежели по официальным каналам, руководители используют первый для запланированной утечки и распространения определенной информации вида «только между нами». В таком случае доверенным лицом руководителя становится, как правило, секретарь либо помощник. Данное доверенное лицо в ходе неформального общения (после рабочего дня либо в перерывах, в «курилках») зачастую общается с другими сотрудниками.
Запланированная утечка информации, как правило, применяется в том случае, когда речь идет о вопросах, которые касаются изменений в организации производственной (управленческой) деятельности либо перемещениях в штате.
Вербальные и невербальные коммуникации
Общение людей посредством слов получило название вербального. Вербальное общение может быть устным, когда применяется разговорный язык (разговоры между людьми, по телефону, записи речи на различные носители) и письменным (письма, записи, бланки, использование электронной почты).
Структура речевого общения включает в себя значение и смысл слов, фраз. При этом важное значение имеет точность использования слов, их выразительность и доступность, корректность построения фраз и их доходчивость, верное произношение звуков, слов, выразительность и уместность интонации.
На качество общения во многом влияет принятая в каждой конкретной организации терминология и так называемый «корпоративный сленг». К примеру, в организациях, которые занимаются информационными технологиями и программным обеспечением, существует свой стиль и язык общения, часто непонятный людям из других отраслей.
Основой невербальной коммуникации является информация, которая передана отправителем без применения слов, взамен которых используются любые иные символы. Основными функциями невербальной коммуникации стоит считать дополнение и замещение речи, отражение эмоциональных состояний партнеров по процессу коммуникации.
Невербальная коммуникация – довольно важный элемент делового общения. Он включает в себя жесты, мимику, позы, интонацию, стиль одежды, использование окружающего пространства и проч. Зачастую посредством данных средств передается довольно важная информация.
К примеру, одна и та же фраза, которая была произнесена с различной интонацией и сопровождалась разными жестами, может выражать прямо противоположные значения. Существуют также жесты, которые сами по себе являются сигналами и не нуждаются в словах для их понимания. При этом стоит меть в виду, что почти любой, даже самый очевидный жест наделен национальной окраской, не говоря уже о жестах сугубо национальных, совсем непонятных представителям других народов и культур.
Хотя речь и универсальное средство общения, она приобретает значение лишь в сумме с применением невербальных символов для трансляции сообщений. Проведенные исследования подтверждают тот факт, что 55% сообщений воспринимается через выражение лица, позы и жестов, а 38% – через интонацию и модуляции голоса. Это свидетельствует о важности исследования невербальных сигналов.
Определенная часть невербальной коммуникации не поддается контролю и является проявлением бессознательных процессов психики. Воспринимая данные сигналы, участники общения способны, с помощью интуиции, жизненного опыт и определенных знаний, декодировать данную информацию, которая не предъявляется партнером или специально сокрывается им.