что такое урок обществознания
Доклад «Современный урок обществознания»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Муниципальное казённое общеобразовательное 6. Лисин
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Использование современных образовательных
на уроках обществознания».
Джамалудинов Шамиль Нажиюлаевич.
Использование современных образовательных
Современное преподавание обществознания – это соединение фактов мышления и самостоятельности – качествами столь ценными в технологиях развивающего обучения.
Сегодня определён обязательный минимум содержания обществоведческого образования выпускников школы. Постепенно складывается представление о том, что делать на уроках обществознания, чему обучать, как преподавать и обучать, как учить и учиться.
Основные методические инновации связаны с применением активных или, как их ещё называют, интерактивных методов обучения, позволяющих взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком).
Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Его суть состоит в такой организации учебного процесса, при которой практически все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что знают и думают. В результате создаются условия, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.
ИКТ способны стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий характер, во многом способствовать обновлению содержательной стороны предметов, индивидуализировать процесс обучаемости и развивать самостоятельную деятельность школьников.
Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит в этот процесс свой особый индивидуальный вклад, что идёт обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причём происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит её на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуется индивидуальная, парная и групповая работа, исследовательские проекты, ролевые игры, работа с документами и различными источниками информации.
Таким образом, интерактивное обучение позволяет: развивать коммуникативные умения и навыки, приучать работать в команде, обеспечивать учащихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовать совместную деятельность.
Интерактивное обучение благодаря смене форм деятельности способствует, в известной мере, и релаксации, снятию нервной нагрузки.
Приступая к организации интерактивного обучения на уроках обществознания, полезно учитывать следующие правила:
В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники (ученики).
Надо позаботиться о психологической подготовке участников.
обучающихся в технологии интерактива не должно быть много. Только при этом условии возможна продуктивная работа в малых группах.
Помещение для работы должно быть подготовлено с таким расчётом, чтобы всем участникам интерактива было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах.
Вопросы процедуры и регламента надо обсудить в самом начале занятия и постараться не нарушать их.
Каждый участник семинара в группе должен знать свою роль, но в случае необходимости уметь заменить других.
Систематическое использование компьютера на уроке приводит к целому ряду важных последствий:
резко возрастает уровень использования наглядности на уроке;
повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке;
устанавливаются межпредметные связи с основами информатики и вычислительной техники;
преподаватель, создающий или использующий информационные технологии, вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительно сказывается на повышении уровня знаний учащихся;
изменяются к лучшему взаимоотношения учителя с учениками, далёкими от истории, особенно увлечёнными ПК; эти учащиеся начинают видеть в преподавателе «родственную душу»;
изменяется, особенно у учащихся среднего звена, отношение к ПК как дорогой, увлекательной игрушке. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой сфере человеческой деятельности.
Использование компьютера на уроке является сферой оптимизации труда учителя, способствует повышению интереса учащихся к предметам, расширяет возможности использования различных наглядных пособий, развивает навыки учащихся в работе с компьютером, даёт возможность разнообразить форму урока, возрастает возможность организовать проектную деятельность учащихся и т.д.
Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность в учебном процессе.
Суть метода – стимулировать интерес обучаемых к определённым проблемам, предполагающим владение определённой суммой знаний, и через проектную деятельность показать практическое применение полученных знаний. Другими словами, от теории к практике.
Основные требования к использованию метода проектов:
Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи), требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения.
Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов.
Самостоятельная мотивированная деятельность участников проекта.
Структурирование содержательной части проекта ( с указанием поэтапных результатов).
Выявление проблемы, предложение путей её решения, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов.
Выбор тематики проектов может быть различным. Тематика проектов может предлагаться как учителем, так и самими учащимися, ориентирующимися на собственные интересы. Тематика проектов может касаться каких-то теоретических вопросов академической программы, требующих углубления на данном этапе обучения. Результаты выполненных проектов должны быть материальны ( презентации, видеофильм, различные виды публикаций, и т.д.).
Проектная деятельность заинтересовывает учащихся, если они знают, что их проект будет востребован. Выбирая тему проекта и выполняя его, школьники учатся выявлять потребности приложения своих сил, находить возможности для проявления своей инициативы, способностей, знаний и умений, проверяют себя в реальном деле, проявляют целеустремлённость и настойчивость.
Гуманистический смысл проектного обучения состоит в развитии творческого потенциала обучающихся. Школьники с большим увлечением выполняют именно ту деятельность, которая выбрана ими самими. Проектная деятельность способствует преобразованию процесса обучения в процессе самообучения, позволяет каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного. Проектный метод обучения в сочетании с традиционным является действенным элементом в организации самостоятельной работы учеников.
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:
Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
Учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;
Приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
Развивают у себя исследовательские умения;
Развивают системное мышление.
В последние годы увлечение проектной работой стало всеобщим. Причина этого кроется в тех возможностях, которые открывает проектная деятельность для развития общеучебных (надпредметных) умений и социализации учащихся.
Приоритет исследовательских и проектных технологий в преподавании истории и обществознания предполагает использование широкой базы источников. Современный образовательный процесс предполагает развитие у обучающихся творческих способностей. Подобное требование диктует необходимость работы учащихся с информацией, самостоятельности формирований ими в виде творческой образовательной продукции. Решению данной задачи способствует развитие проектных технологий в изучении истории и обществознания.
Провозглашённый поворот в сторону гуманной, культуросообразной, социализированной личности наталкивается в первую очередь на недостаточно высокий нравственный уровень самого общества. Осуждение авторитарных способов обучения и воспитания далеко не всегда сочетается с разработкой и внедрением не просто новых, но – педагогически эффективных технологий. На повышение эффективности обучения истории и обществознания оказывает большое влияние внедрение принципов развивающего и разноуровневого обучения.
Многоуровневое обучение предполагает:
Учёт индивидуальных типологических особенностей учащихся (черт характера, способностей, темперамента);
Умение составлять психологическую характеристику детей (тип мышления, особенности памяти и др.);
Анализ имеющегося опыта школьников, накопленных ими знаний и умений;
Учёт направленности личности (потребностей, мотивов, ценностей).
Среди технологий, используемых для диагностики уровня подготовки учащихся, можно использовать следующий вид работы. В течение 8 – 10 минут школьники самостоятельно знакомятся с новым учебным текстом средней сложности и выполняют задания, направленные на воспроизведение текста, его понимание, применение знаний по образцу и в новых условиях.
Полученные результаты анализируются, на их основе определяется несколько уровней обучения. В дальнейшем для каждого из этих уровней готовится дифференцированный учебный материал, продумываются приёмы мотивации и стимулирования учебной деятельности, планируется самостоятельная работа на разных этапах урока, определяются формы контроля.
Успешной реализации разноуровневого обучения способствует добровольность выбора учеником уровня обучения, полное усвоение базового компонента образования, отношение к ученику как субъекту деятельности, наличие промежуточного дифференцированного контроля, использование разнообразных форм работы.
С технологией разноуровневого обучения хорошо сочетается технология развивающего образования. Суть технологии заключается в следующем: за каждым видом мыслительной деятельности стоят соответствующие учебные приёмы ( составление плана, сравнительных таблиц, определение понятия, пересказ и др.). задача состоит в том, чтобы научить школьников этапам работы, из которых складывается умственная деятельность. Причём необходимо соблюдать соответствие и последовательность всех проводимых операций с тем, чтобы сформировать умения учеников переносить данные приёмы в новую ситуацию, к новому источнику знаний. Таким образом, использование данной технологии позволяет направлять познавательную деятельность и умственное развитие школьников.
Система формирования приёмов и навыков включает следующие этапы:
объяснение учителем приемов учебной работы и важнейших мыслительных операций;
применение памяток-предписаний с перечнем конкретных шагов действий (по алгоритму);
использование серии однотипных заданий с возрастающей сложностью при самостоятельной работе с источником;
выход на самостоятельное составление и систематическое применение логических схем, позволяющих анализировать и характеризовать исторические явления, а также обобщать и систематизировать полученные знания.
Формирование мыслительных умений учащихся осуществляется последовательно по возрастным ступеням с 6 по 11 класс, в первом концентре. Во втором концентре, опираясь на созданную базу, можно работать с новыми источниками знаний с элементами исследования.
Мы не можем пройти мимо того факта, что новые образовательные технологии стремительно входят в нашу жизнь. И чем быстрее мы обратимся к ним, оценим их значение и выработаем методику их применения, тем более полноценным, познавательным, увлекательным будет учебный процесс, как для учащихся, так и для нас самих.
1. Козин С.В. Информационные технологии в преподавании обществознания.// Преподавание истории и обществознания в школе. №3 2003г.
2. Чернов А.В. Использование информационных технологий в преподавании истории и обществознания. // Преподавание истории в школе. №8 2001г.
3. Иванова Л.Ф. Проектная работа в обучении обществознанию. // Преподавание истории и обществознания в школе. №2 №3 2007г.
4. Симоненкова Т.Д. Проектная деятельность учащихся. // Завуч №8 207г.
5. Кускашева Л.Г. Практика использования технологий разноуровневого и развивающего обучения. //Преподавание истории и обществознания в школе. №1 2003г.
Ведение. Что такое обществознание?
Урок 1. Обществознание 5 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Ведение. Что такое обществознание?»
Давным-давно в тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил-был дровосек, который рубил дрова в соседнем лесу, относил их в ближайший город и продавал. На вырученные деньги он жил, пусть и бедно, но счастливо.
Однажды, когда дровосек, как всегда, рубил дрова в ближайшем лесу, недалеко от дороги, мимо шёл путник. Он увидел дровосека и попросил у него что-нибудь поесть. Дровосек с радостью поделился с путником своим обедом. Когда путник закончил обедать, он поблагодарил дровосека и сказал: «Иди вперёд!» Дровосек удивился словам путника, но всё же решил попробовать пойти дальше в лес.
Шёл он некоторое время, пока не увидел сандаловое дерево. Надо сказать, что в тридевятом царстве, в тридесятом государстве сандаловое дерево очень высоко ценилось из-за насыщенного красного цвета его древесины. Дровосек срубил дерево, взял с собой столько, сколько смог унести, и отправился в город, чтобы продать его. Дровосек быстро продал сандаловое дерево и заработал намного больше денег, чем при продаже дров. И теперь ему стало легче содержать свою семью.
В следующий раз, когда дровосек решил пойти в лес, то прошагал он мимо вязанки дров, оставленной им возле дороги, и направился в глубь леса. Он дошёл до срубленного сандалового дерева. Там оставались ещё ветки, которые можно было продать, но дровосек вспомнил слова путника: «Иди вперёд!» и решил пойти дальше. Шёл он ещё какое-то время и нашёл медную руду. Дровосек собрал столько руды, сколько смог, отнёс в город, продал и выручил ещё больше денег. Теперь у него был свой дом, счастливая семья и благополучие.
И снова дровосек решил отправиться в путь. Пришёл он в ближайший лес, прошагал мимо вязанки дров, оставленной им возле дороги, и направился в глубь леса. Прошёл он мимо срубленного сандалового дерева и остановился возле того места, где нашёл медную руду. И, вспомнив слова путника «Иди вперёд!», пошёл дальше. Через некоторое время он нашёл серебряные копи. Набрал серебра столько, сколько смог, и отправился домой. Теперь он считался одним из самых уважаемых жителей города, жил в достатке и покое, мог получить все, что хотел, радовался жизни и стал чаще улыбаться. Он был счастлив.
Через некоторое время дровосек решил снова отправиться в путь. Пришёл он в ближайший лес, прошагал мимо вязанки дров, оставленной им возле дороги, и пошёл в глубь леса. Прошёл он мимо срубленного сандалового дерева, прошёл мимо того места, где нашёл медную руду, дошёл до серебряных копий и, вспомнив слова путника «Иди вперёд!», пошёл дальше.
Некоторое время шёл он по лесу и вышел к берегу реки. Опустился на колени, чтобы попить воды, и увидел кусочек золота. Стал он мыть его. И, когда намыл его столько, сколько смог, отправился в обратный путь. Теперь он стал богатым, знатным и преуспевающим человеком. Все в городе уважали его.
И вновь дровосек решил отправиться в путь. Пришёл он в ближайший лес, прошагал мимо вязанки дров, оставленной им возле дороги, и пошёл в глубь леса. Прошёл он мимо срубленного сандалового дерева, того места, где нашёл медную руду, серебряных копий, дошёл до берега реки, где мыл золото, и, вспомнив слова путника: «Иди вперёд!», отправился дальше. Дойдя до высокой горы, он заметил, что под ногами что-то блестит. Дровосек нагнулся и увидел алмаз. Он осмотрелся и увидел россыпь крупных и мелких алмазов, взял столько, сколько смог, и отправился в обратный путь. Теперь он стал самым богатым и известным человеком в городе, жил дружно и счастливо вместе со своей семьёй в большом доме.
Бывший дровосек любил ходить в ближайший лес, сидеть у вязанки дров, оставленной им когда-то, и размышлять. Однажды на дороге он увидел путника, который когда-то дал ему совет идти вперёд. Он пригласил его в свой дом, угостил обедом и хотел поделиться своим богатством. Но путник, поблагодарив за гостеприимство и отказавшись от богатства, сказал: «Иди вперёд!».
Как вы думаете, о чём эта притча?
Видимо о том, что каждый из вас не должен останавливаться на достигнутом, а постоянно идти вперёд, узнавать что-то новое, необычное и полезное, что в итоге приведёт вас к необходимым для вашей жизни в обществе знаниям. А поможет вам в этом новый предмет «Обществознание».
Путешествие это будет долгое и интересное, потому как изучение предмета приходится на период всей вашей школьной жизни, а многим посчастливится сдавать «Обществознание» на выпускном экзамене.
Но пока это совершенно новый для вас предмет, который изучает современное общество людей и позволяет узнать больше о месте человека в нем.
Учёные утверждают, что общество – это такое же сложное и интересное явление, как и природа.
Вам наверняка известна история о мальчике Маугли, который вырос в лесу среди животных, но вернулся в человеческое общество и смог вести нормальную жизнь. Но, в отличие от литературного героя, в реальной жизни такие «дети джунглей» оказываются совершенно не способными изменить приобретённые привычки. Те, кто в детстве жил в обществе животных, практически не могут освоить человеческий язык, ходить прямо, осмысленно общаться с другими людьми, даже несмотря на годы, проведённые в обществе себе подобных.
Поэтому очень важно понимать, что человек развивается только среди людей: учится говорить, читать и писать, мыслить, делать нравственные выводы, познавать мир и заниматься какой-либо деятельностью.
Каждый человек является частью общества. Вас окружает множество людей: одноклассники, друзья, ваши родители, бабушки и дедушки, братья и сестры, с которыми вы постоянно контактируете.
Например, с родителями вы можете поговорить о том, что вам интересно и что вас волнует, попросить совета или помощи в любой ситуации, а общаясь с одноклассниками или друзьями, можно весело и беззаботно проводить своё свободное время.
Но кроме родных и друзей, вы связаны и с другими людьми. Например, вы живёте в доме, который возведён строителями, читаете книги писателей, едите спелые яблоки, которые кто-то вырастил, а в театре и кино получаете удовольствие от игры актёров и творчества режиссёра.
Как и миллионы ваших сверстников по всей стране, вы ходите в школу. Все вы относитесь к общественной группе школьников.
И, конечно же, ваша семья, одноклассники, друзья, строители, писатели, садоводы, актёры и режиссёры живут в одной большой стране – Российская Федерация.
На уроках обществознания вы узнаете о том, как устроена наша страна, познакомитесь с её государственными символами и самым главным законом – Конституцией о ваших правах и обязанностях как гражданина России.
Вы совершите невероятное путешествие в царство общественных наук. Например, вы побываете в королевстве «Философия».
Это очень древнее королевство. Его название в переводе с греческого языка означает «любовь к мудрости».
Жители королевства очень мудры и называют себя философами. Они ценят духовный мир человека, изучают его и готовы поделиться своими знаниями с другими людьми.
Ежедневно они пытаются найти ответы на вопросы, которые волнуют не одно поколение людей:
· Какое место занимает человек в мире?
· Как человек познаёт мир?
· Зачем человек нужен?
Кстати, о философах существует множество забавных историй. Один из философов, Диоген, зажёг днём фонарь и пошёл с ним по городу. На недоуменные вопросы горожан он отвечал кратко: «Ищу человека». Тем самым философ хотел сказать, что найти совершенного человека, который полностью отвечал бы этому званию, практически невозможно, его буквально «днём с огнём не сыщешь».
Платон, другой житель королевства, определил человека «как двуногое существо без перьев». Знакомый нам Диоген общипал петуха, и представил всем, по мнению Платона, человека. Платон смутился и уточнил своё определение, добавив: «С плоскими и широкими ногтями».
Второе королевство, в которое мы отправимся, называется «Психология». Его название можно перевести с греческого языка как «учение о душе».
Жители этого королевства, психологи, изучают внутренний мир человека, его переживания. Например, почему люди по-разному реагируют на одни и те же события и от чего зависит эта реакция.
Следующее наше королевство – «Социология», его название в переводе с греческого означает «учение об обществе». Жителей королевства принято называть социологами. Они изучают законы развития общества, людей и отношения, которые возникают между ними. Они постоянно спорят: как и почему возникло общество?
Социологи хотят знать, почему люди ведут себя в обществе определённым образом, почему они образуют группы и взаимодействуют друг с другом.
Ну и, конечно же, королевство «Культурология». В переводе с латинского языка слово «культура» означает «возделывание, воспитание, образование, развитие».
В этом королевстве изучают культурную жизнь разных обществ и стремятся выделить особенности и достижения основных типов культур. Жители королевства настаивают на том, что только культурный человек в силах принимать решения, которые смогут повлиять на судьбу целой страны, поскольку любая деятельность человека вне культуры невозможна, так же как невозможна без культуры и сама жизнь человека.
Когда вы станете старше, также совершите путешествие в королевство «Право», где узнает о том, что такое законы и для чего они нужны; в королевство «Экономика», где узнаете о том, как зарабатывать деньги и формировать семейный бюджет; в королевство «Политология», где узнаете о том, что такое политика и почему для любого гражданина так важно участвовать в политической жизни нашей страны и множество других королевств.
Путешествие по царству «Обществознание» поможет вам приумножить личный опыт, лучше ориентироваться в сложном мире людей, ведь главная задача этого предмета научить вас размышлять, задавать вопросы и искать на них ответы.
Урок обществознания на тему «Что изучает обществознание»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
МБОУ «СОШ№3» Обществознание Вводный урок Валиулин Николай Борисович Троицк, 2016
Что такое обществознание? О чем этот предмет? Зачем нужно его изучать? Что мы сегодня узнаем
Обществознание – это учебный предмет, изучая который, мы не только сможем понять, как устроено общество, но и научимся применять эти знания.
Закончите фразу (по выбору) Сегодня я узнал…. Было интересно… Было трудно…. Я понял, что…. У меня получилось… Я смог… Я попробую… Меня удивило… Мне хотелось…
Домашнее задание «Как работать с учебником», подготовить ответы на вопросы рубрики «Вспомним» стр. 10.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-747249
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Школьники из Москвы выступят на Международной олимпиаде мегаполисов
Время чтения: 3 минуты
Международный конгресс-выставка «Молодые профессионалы» пройдет с 12 по 14 декабря в Москве
Время чтения: 1 минута
В Москве новогодние утренники в школах и детсадах пройдут без родителей
Время чтения: 1 минута
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.