что такое формообразование в дизайне
Принципы формообразования в дизайне на примере абстрактной композиции
Понятие формы. Факторы, влияющие на формообразование. Проблемы формообразования в дизайне. Классификация факторов формообразование. Формообразование в художественном проектировании. Формообразование как решающая стадия дизайнерского творчества. Зависимость формообразования от материалов и конструкций.
Форма:
1) морфологическая и объемно-пространственная структурная организация вещи, возникающая в результате содержательного преобразования, материала;
2) внешнее или структурное выражение какого-либо содержания, важнейшая категория и предмет творческой деятельности – литературы, искусства, архитектуры и дизайна. Форма живет как в пространстве, так и во времени восприятия и несет в себе ценностно-ориентированную информацию.
Дизайн-форма – особая организованность предмета (промышленного изделия), возникающая как результат деятельности дизайнера по достижению взаимоувязанного единства всех свойств изделия – конструкции, внешнего вида, цвета, фактуры, технологической целесообразности и пр. Отвечает требованиям и условиям потребления, эффективному использованию возможностей производства и эстетическим требованиям времени.
Формообразование – категория художественной деятельности, дизайнерского и технического творчества, выражающая процесс становления и созидания формы в соответствии с общими ценностными установками культуры и с теми или иными избранными концептуальными принципами, имеющими отношение к эстетической выразительности будущего произведения, функции, конструкции и материалу. В процессе Ф.изделии определяются его функционально-конструктивная, пространственно-пластическая, технологическая структуры.
Факторы формообразования – жизненные условия и обстоятельства, оказывающие влияние на формообразование, понимаемое как синтез ряда объективных социально – экономических, функциональных, деятельностных, инженерно – технических и других сложно взаимодействующих аспектов образа жизни.
Наиболее полное отражение Факторы формообразования находят в творческих концепциях, формулирующих цели и задачи проектирования. Но на деле некоторые из них не обладают набором реально необходимых проектных задач, что ведет к различного рода негативным последствиям. Например, радикальный функционализм переоценивает утилитарно – практические факторы формообразования, также как и увлечение «высокими технологиями» в ущерб традиционным формам; постмодернистские концепции, наоборот, выпячивают субъективные стороны проектных задач.
Поэтому возникает особая проблема дизайнерского проектирования – классификация факторов формообразования, определяющая объективность тех требований, которые в данной концепции станут главными, «первичными». Диалектика связей в системе противоречивых запросов к организации дизайн – проекта заставляет предполагать, что приоритет здесь должен принадлежать оптимальности функционирования объекта. Но в реальности акценты могут меняться, поскольку очень часто материально – технические и эксплуатационные проблемы становятся главными в системе проектирования, вытесняя из процессов формообразования «человеческие факторы». Поэтому надо уметь, раскрывая связи субъективных и объективных сторон формообразования, увидеть обусловленность концепций формообразования как синтеза процессов субъективизации объективного.
Классификации дают возможность анализа вариантов влияния определенных групп Факторов формообразования на морфологию объектов проектирования. Распространенное представление о соответствии функции и формы обычно сводит проблематику взаимодействия жизненных процессов и морфологию к вопросу – должна ли выражаться функция в форме или последняя «свободна» по отношению к функции. В действительности эти связи гораздо разнообразнее. И классификационный анализ позволяет выявить механизм сцепления основных групп факторов между собой и связать – через оценку психологического содержания процессов – социально-функциональную проблематику формообразования с его эстетическими аспектами. Причем в условиях массового проектирования с его узкой специализацией анализ форм жизнедеятельности как основы формообразования особенно актуален. Часть проектировщиков до сих пор видит объект дизайна не как элемент среды, а как самостоятельный «конгломерат», соединяющий всего лишь узко утилитарные и технические требования, и некую эстетически значимую форму, что чревато ошибками в работе.
Но этого мало. Анализ условий формообразования позволяет выявить и такие зависимости морфологии от жизненных обстоятельств, которые фиксируются не требованиями жизни, а выбором направлений проектного поиска: способов производства, материалов, конструктивных систем и т.п.
Объективная обусловленность Факторов формообразования и морфологии определяет специфику видов архитектурного и дизайнерского творчества, которые можно подразделить на три направления:
1. Многофакторное формообразование с доминированием организации процессов жизнедеятельности. Пример – жилище, главенствующее в городской среде. Здесь предметно-пространственные комплексы позволяют размещать относительно равнозначные по требованиям и разнообразные по форме образования с общим эмоционально-нравственным климатом, настроенным на спокойствие, комфортность, что способствует появлению у проживающих чувств коллективности, причастности к обжитому месту.
2. Формообразование с доминирующими функционально-технологическими факторами – объекты производственного назначения, где определяющим являются требования к организации трудовых процессов. Эта среда образована архитектурно-дизайнерскими комплексами, обеспечивающими эффективность основного вида деятельности, в том числе – за счет ощущения удовлетворенности результатами своего труда.
3. Формообразование с доминирующим информационно-эмоциональным (социокультурным) фактором. К этому типу относятся некоторые общественные здания, садово-парковая архитектура и монументальные комплексы. Для них характерно выдвижение на первый план учета восприятия социально-культурного содержания проходящих здесь процессов. К примеру, театральное здание, которое организуется как среда для мощных эмоциональных состояний, активно воздействующих на человека. Проектная организация подобных объектов складывается чаще всего под влиянием того образа, который закладывается в основу ее художественного решения.
Формообразование в художественном проектировании включает пространственную организацию элементов изделия (комплекса, среды), определяемую его структурой, компоновкой, технологией производства, а также эстетической концепцией дизайнера. Формообразование – решающая стадия дизайнерского творчества; в его процессе закрепляются как функциональные характеристики объекта проектирования, так и его образное решение.
Принципы формообразования:
1. Рациональность. Под рациональностью в композиции понимается логическая обоснованность, целесообразность формы. Соблюдение данного принципа связывается с выполнением двух главных условий: во-первых, установление тесной связи формы с её функциональным содержанием, во-вторых, необходимость чёткой рациональной разработки собственно с художественной формы.
2. Тектоничность. В своей основе этот принцип означает соответствие формы конструкции. При таком соответствии конструкция становится композиционно-пластическим средством формообразования. (Тектоника в дизайне – закреплённое в форме дизайнерского объекта опосредованное представление о закономерностях его функционально-конструктивного решения, своего рода «изображение» напряженности состояния некоей целостности, иллюстрирующей логику и устойчивой его конструктивной, функциональной или визуальной структуры. Тектоника в дизайне как художественное средство дизайн-проектирования есть синтез трёх начал: выражения в форме изделия работы материала и конструкции, отражения в творческом методе автора культурно-исторических представлений о выразительности языка тектонических форм, понимание тектоники как символа целостности формы изделия).
3. Структурность. Цель структурного формообразования – нахождение гармоничной связи между элементами, составляющими форму. Такая связь выражается в соподчинённости элементов. В соответствии с ней принцип структурности обозначает соподчинённость или чёткость, ясность, слаженность внутреннего строения формы.
4. Гибкость. Форма должна быть способна к развитию, сохраняя при этом целостность.
5. Органичность. Этот принцип определяет собой построение композиции с учётом закономерностей формообразования, проявляющихся в природе. Осмысление форм природы может идти в нескольких направлениях.
Главными из них можно назвать анализ:
a. морфологии, то есть строения так называемых биоформ, как функциональных организмов;
b. закономерностей тектонического (конструктивно-пластического) формообразования в природе;
c. особенностей движения биоструктур;
d. пластики живых организмов;
f. пропорционального строения.
6. Образность. Данный принцип отражает чёткое и глубокое раскрытие в композиции определённой художественной идеи. Образная форма оказывает на зрителя более сильное и глубокое эмоционально-эстетическое воздействие, чем простая утилитарная форма.
7. Целостность. Это всеохватывающий и объединяющий принцип композиционно-художественного формообразования в дизайне. Он предполагает установление самой тесной связи между всеми средствами и приёмами построения композиции. В результате такого установления выявляется общий характер формы.
«Искусство формы»: абстракции, ритм и чувственное осмысление вещей
Упражнения Иоханнеса Иттена, которые помогут освоить язык форм.
Paula Stockmar / Wikimedia / Polina Vari для Skillbox Media
«Искусство формы»
Иоханнес Иттен — швейцарский художник, теоретик искусства и педагог, который получил всемирную известность благодаря своему курсу в школе Баухаус. В книге «Искусство формы» он рассказывает о своей методике преподавания, основанной на упражнении и развитии творческих навыков. Книга полезна дизайнерам, художникам, архитекторам и всем, кто хочет узнать возможности языка форм.
Подход в обучении форме у Иттена очень специфичен. Он не преподавал студентам механические приёмы, а учил следовать своей интуиции. Для этого он придумал множество упражнений, которые раскрывают творческий потенциал. Хотя этим упражнениям уже исполнилось сто лет, они остаются актуальными до сих пор.
Рассказываем, какие приёмы из книги помогут вам научиться работать с формой.
Из материала вы узнаете:
Редактор. Пишет про дизайн, редактирует книги, шутит шутки, смотрит аниме.
Материал и текстура
Иттен считал особенно ценным чувственное осмысление вещей. Это важно, чтобы художник мог передать тактильные ощущения предмета на картине.
Так, Иттен предлагал своим ученикам простое упражнение, чтобы развить тактильное восприятие: нужно было закрыть глаза и трогать предметы с различными текстурами.
Ещё одно упражнение — создавать коллажи из контрастных материалов:
Также Иттен советует заниматься коллекционированием, чтобы находить новые формы и точнее передавать на холсте ощущение от них. Например, его студенты даже рылись на строительных свалках, чтобы найти там предметы с различными текстурами.
Работа с текстурами учила студентов передавать видимое окружение через его текстурные характеристики, которые они научились ощущать благодаря нашим упражнениям. Похожие друг на друга предметы начинали приобретать свой индивидуальный текстурный характер. Возникали совершенно новые способы изображать такие темы, как вокзал, рынок, толпа людей, большой город.
Форма
Согласно теории Иттена, в искусстве есть три основные формы:
Но Иттен выделял эти фигуры не буквально. Например, к квадратам он относил и прямоугольники, и кресты. А к кругам — овалы и эллипсы.
Прежде чем переходить к практике, Иттен советует внутренне определить все три характерные формы. Например, вот как он помогал студентам понять, что из себя представляет круг:
Стоя перед студентами, я начинал крутить рукой до тех пор, пока всё моё тело не начинало вовлекаться в это круговое движение. Я повторял это упражнение левой, потом правой рукой, сначала по отдельности, а потом вместе, то в параллельных, то во встречных направлениях. Чтобы изобразить круг, надо было прочувствовать непрерывность его линии. Так достигалась концентрация внимания на круге как форме. И только когда всё тело уже без каких-либо движений начинало чувствовать эту форму, то именно тогда можно было приступать к изображению круга на бумаге.
После этого приступайте к абстрактным картинам на тему определённых фигур, а затем — учитесь показывать их объём с помощью тени и света.
Занятие по созданию образа Иттен базировал на своих знаниях о контрасте форм. Он вместе со студентами находил и анализировал их, чтобы внимательно проработать каждый:
С помощью контраста пропорций можно менять представление о предмете. Например, длинная линия кажется ещё длиннее на фоне короткой, и наоборот. Иттен отмечает, что искажать реальность таким образом можно, только когда нужно передать ирреальное состояние:
С помощью упражнения со свободным расположением линий и плоскостей Иттен подготавливает почву для беспредметного восприятия формы. Композиция «Музыкальные инструменты» показывает, как с помощью него можно добиться созвучия форм.
Важное значение имеют и акценты на картине. Если акцентная точка доминирует, взгляд зрителя будет неизбежно возвращаться к ней, важные детали кажутся незначительными, и цельное восприятие нарушится.
Иттен советует начинать писать картину с её конструкции — организовать плоскости и акцентные точки. Так вы сможете заранее определить её формат и скорее перейти от эскиза к законченной композиции.
Иттен называет ритмом повторы и созвучия точек, линий, геометрических форм, пятен, объёмов, пропорций, текстур и цветов. Он возникает, когда создаётся ощущение регулярности.
Иттен считал, что ритм обладает огромной композиционной силой:
Ритм приливов и отливов способен изменять береговую линию континентов, а монотонные ритмы, под которые дни и ночи пляшут в африканских племенах, могут приводить людей в состояние экстаза.
Чтобы почувствовать ритм, Иттен советует записывать одну и ту же фразу под диктовку всё быстрее и быстрее. Вы заметите, что быстро написанные буквы хотя и будут неаккуратными, но в них сохранится ритм и ощущение скорости письма. То же самое работает и с геометрическими фигурами — они кажутся ритмичными, если рисовать их быстро.
Ещё одно упражнение — рисовать абстрактные и природные формы одной сплошной линией, не отрывая руку от холста:
Что такое ритм, до некоторой степени можно понять и объяснить, но его глубинная природа объяснению не поддаётся. Написанное в ритмическом ключе обладает своеобразной внутренней динамикой, что роднит его с живыми формами. Если же в написании букв нет динамики, их вид неритмично холоден, прерывист и враждебен.
Экспрессивные формы
Иттен считал, что каждый инструмент можно использовать для самовыражения — кисть, уголь или тушь. Но научиться этому не так просто — студенту требуется ощутить полный контроль над телом и «величайшую психологическую концентрацию».
Чтобы непосредственные чувства были выражены в пятне или линии, они прежде всего должны жить в самом художнике. Рука, кисть, пальцы и, что также важно, всё его тело должны быть наполнены этими чувствами. Чтобы погрузиться в работу, надо уметь и напрягаться, и расслабляться.
Иттен придумал интересное упражнение на освоение экспрессивных форм — натюрморты по памяти. Попробуйте неделю смотреть на обычный папоротник, чтобы сформировать о нём впечатление и запомнить его образ. Затем уберите растение и изобразите его по памяти за 15 минут.
Ещё одно упражнение — рисовать лицо человека до тех пор, пока вы не сможете непринуждённо отразить его главные отличительные черты. Так Иттен предлагает учиться синхронизировать движение взгляда и руки.
Если при создании образа сердце едино с рукой, то форма становится носителем эмоционально-духовного содержания. Форма, способная выразить это содержание, превращается в произведение искусства.
Иттен учил работать не только с формой, но и с цветом. Иттен преподавал и свою теорию цвета. Он считал, что для объективного выбора цвета одного только вкуса недостаточно. В нашем обзоре мы подробно рассказали, как работать с цветовым воздействием и субъективными цветами, какие бывают контрасты и как связаны форма и цвет: «Искусство цвета»: оптические эффекты, которые работают в дизайне.
Только живопись даёт возможность в полной мере постичь тайны цвета. Наблюдательность и умение чувствовать цвет начинают развиваться уже тогда, когда студенты только приступают к смешиванию красок и пробуют найти цвет, близкий природным цветовым оттенкам или специально поставленным цветовым задачам.
Форма и общие вопросы формообразования в дизайне
Дата публикации: 09.04.2016 2016-04-09
Статья просмотрена: 2150 раз
Библиографическое описание:
Кали, Шокан Абдилдаулы. Форма и общие вопросы формообразования в дизайне / Шокан Абдилдаулы Кали. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8.2 (112.2). — С. 12-14. — URL: https://moluch.ru/archive/112/28324/ (дата обращения: 12.12.2021).
Форма в технической эстетике может быть определена как средство выражения внутреннего содержания и предназначения изделия через его внешний вид.
Форма — понятие материальное, ряд свойств материи формирует ее внешнюю выразительность. К ним относятся геометрические характеристики: ориентация в пространстве, цвет, фактура, членение и другие образование. Члененные формы, в свою очередь, обладают такими свойствами: как метр, ритм, пропорция, равновесие.
Геометрическая характеристика формы включает в себя следующие параметры: размеры, геометрическое строение, вес, плотность, прочность.
Визуальное сравнение количества одного и того же свойства в разных формах выражается тремя эмоциональными категориями: тождеством, нюансом и контрастом.
Тождество — это равенство, одинаковость или совпадение свойств различных форм.
Нюанс — незначительное различие свойств форм, преобладающий в сходстве. Нюанс самое изящное и тонкое средство в палитре дизайнера, только в совершенстве овладев им, можно создавать изделия высшего эстетического уровня. Нюансировка — основной процесс, в результате которого вещь при всех прочих достоинствах обретает изысканность.
Контраст — резкое качественное различие одинаковых свойств разных форм вплоть до их полного противопоставления. Объемные формы — шар и куб, одинаковые по габаритным размерам и вызывают близкое ощущение контраста, как понятие между черным и белым. Контрастное восприятие формы вызывают ощущение “тяжести”, часть формы расположенные рядом создает “легкость”, широкая форма смотрится узкой.
Форма композиции в целом могут оказывать огромное эмоциональное воздействие. Мягкие размытые пятна, четкие жесткие границы прямоугольников, острые углы, круги могут создавать ощущение покоя и агрессии, строгости и хаотичности. Например, форма рекламного плаката — это не только размер, это ориентация листа, форма графических блоков, контуры иллюстрации, расположение текстовых строк и размещение на листе всего материала. Следует стремиться к такой структуре произведения, чтобы его части выглядели гармонично, не казались слишком мелкими или крупными, чтобы количество деталей и частей было оптимальным. Одно из наиболее важных средств организации формы — симметрия. Симметрия с древних времен считалась условием красоты. Нарушение этого условия влечет за собой ощущение беспокойства, динамики, сложности. Поэтому для усиления выразительности формы зачастую используется такое сильное средство, как асимметрия.
Сильным средством эмоциональной выразительности формы является ее ориентация относительно горизонтальной плоскости, придающая ей устойчивость либо неустойчивость. Форма шара, например, малоустойчива, форма куба — устойчива.
Требование напряженности материала высотных объектов, которое обязательно следует принимать в расчет для придания объекту устойчивости, определяет необходимость уменьшения его массы по высоте. Этого эффекта можно достичь либо незначительным отклонением от вертикали внешних плоскостей объекта, либо конусностью поверхностей, либо ступенчатостью объемов с их закономерным уменьшением по высоте.
Интересный прием используется в современных высотных зданиях, построенных в форме прямоугольного параллелепипеда. Постепенно, по мере увеличения высоты этажей, окна делаются шире и, соответственно, их количество уменьшается. За счет этого нижняя часть здания выглядит тяжелее, а вся конструкция устойчивей.
Метр — повторение через равный интервал одинаковых или сходных визуально воспринимаемых признаков объекта (повтор оконных проемов в высотных зданиях).
Ритмический ряд — закономерное изменение(нарастание или убывание) какого-либо определенного, визуально воспринимаемого признака или свойства объекта (ветки у ели).
Метрический ряд характеризуется тем, что отдельные равные части размещаются через одинаковые интервалы. С его помощью достигается строгость и уравновешенность.
При организации формы особое место занимает пропорция. Пропорция — равенство отношений количественной меры одних и тех же объективных свойств в сопоставляемых формах, или связь составляющих внутри сложного целого. Пропорция бывает арифметическая, в котором система пропорций подчинена метрическому ряду,геометрическая пропорция качестве примера пропорции золотого сечения, гармоническая пропорция в композиций изобразительных средств. Пропорции — основное средство оформления композиции.
Плоскостная форма, которая является посредником между художником и зрителем, ощущается и воспринимается каждым человеком по- своему в силу индивидуальных особенностей, то есть субъективно. Но существует и объективное восприятие.
Прежде чем создавать плоскостные формы композиции, необходимо познакомиться с закономерностями их восприятия.
Так, например, плоскость формы в наиболее гармоничных пропорциях, то в большинстве случаев эта плоскость будет соответствовать пропорциям «золотого сечения» или близким к ним. Это, скорее всего, связано с тем, что в основе построения человека, природы, Земли, космоса лежат те же пропорции. Если необходимо точкой обозначить центр формы плоскости, то она окажется несколько выше геометрической середины. Все это объясняется объективным ощущением формы плоскости.
Восприятие формы плоскости у европейцев отличается от ее восприятия японцами и другими представителями восточной культуры, которые при письме располагают строчки вертикально. Мы же прочитываем формы плоскости слева направо и из верхнего угла в нижний угол. Поэтому точка, расположенная в верхнем левом углу, не вызывает никакого дополнительного вопроса, а воспринимается естественно. Однако перенесение ее в любое другое место привлекает более активное внимание зрителя. При решении композиции на формы плоскости необходимо учитывать и использовать оптические иллюзии восприятия самой формы плоскости, а также точки, линии или пятна на ней.
Психологическое воздействие формы на человека разнообразны, например геометрическая форма психологически воздействует на человека и когда представляет собой единое целое, и когда образована путем сочетания, соединения двух и более элементов.
Сочетания элементов бывают пассивного характера — связь осуществляется посредством дополнительного элемента. Например, шары гантели соединяются с помощью третьего элемента — ручки.
Сочетания элементов бывают активного характера — где два сочетаемых элемента связаны друг с другом непосредственно, причем форма одного из них является продолжением другого (например, коробка и ее крышка).
Главная особенность здесь — это органичность соединения элементов формы, соподчиненность, без которой целостности формы не бывает.
Кроме сочетаний элементов, различают следующие виды форм:
— переносная форма, к примеру, шахматная фигура;
— тянущаяся форма, к примеру, канат для салазок;
— вращающаяся форма, например, цилиндр или винт самолета;
— обтекаемая форма, форма падающей капли или шара. Форма капли при этом является динамичной, а форма шара — статичной.
Каждая выше изложенная понятия являются основой формообразования в дизайне, для развития дизайнерского искусства. Дизайнер должен обладать особенным чувством формы пропорции, точно улавливать и определять соотношение формы, ширины и высоты предмета, его характерных особенностей.