что такое урок литературы
Как проходят уроки литературы в школах
В конце 2020 года в Ейске разгорелся маленький скандал: старшеклассник написал сочинение об осени (актуальная для шестнадцатилетних тема), а учитель прокомментировал его так: «Твоего мнения никто не спрашивал. Его очень много!» Если своего мнения не может быть даже по поводу осени, то что говорить о классической литературе.
Увы, как правило, ребенок должен воспроизвести на уроке и в сочинении точку зрения учителя, которая почерпнута из методичек и критических статей. В таких условиях дети не учатся не то что анализировать текст, но даже самостоятельно думать.
Большую роль в восприятии школьной литературы играет оценка педагога. Не классическое «Величайшее произведение… лучшее в творчестве… без сомнений, прекрасный слог!», а обычное рассуждение. Мне очень повезло с учительницей литературы, она приветствует плюрализм мнений. Но даже с ее стилем преподавания иногда воспринимать школьную программу сложно. Ценности, транслируемые на уроке, подчас устаревшие (такой морали-этики, чтобы «вечная и для всех», и не бывает), повествование бывает страшно нудным, а многие проблемы, которые тогда считались сущим адом, для нас, современных школьников, уже и не проблемы вовсе. И это, как ни странно, не наша вина.
Вероника, 14 лет, Омск
Анализ текста школьники часто ругают, называют неинтересным. В то же время и исследование Борусяк («Школьная литература: почему ее не любят школьники»), и мой профессиональный опыт показывают: по сути, ученики чаще всего жалуются не на сам формат анализа и рассуждения, а на невозможность свободно высказывать свое мнение на уроках литературы.
Классику иногда интересно читать. Если не по программе. Чтобы не думать о «голубых занавесках». Я особенно Льва Толстого люблю и Дюма-старшего. Достоевский тоже ничего. У них тоже люди, а не персонажи, и им тоже можно сочувствовать (а то, что я их как людей вообще совсем не понимаю, потому что это было лет двести назад, — другой разговор). Но, думаю, это пока их в программе нет. Появятся, понадобится писать сочинения — я и их возненавижу. Хочу от книг удовольствие получать, а не страдание.
Лера, 16 лет, Москва
Уроки литературы, разумеется, породили массу недобрых мемов, особенно среди школьников популярен мем про «синие занавески» (иногда голубые) — он обычно идет в связке с другим, так называемым синдромом поиска глубинного смысла. Если вбить оба мема в поисковую строку, можно встретить много раздраженных шуток. Но не стоит думать, что любой анализ сводится к великой роли занавесок в литературе. Если он не держится на штампах школьного литературоведения, не служит бессмысленному и теперь уже тоже «мемному» вопросу «Что хотел сказать автор?», а основывается на здоровом литературоведении, то такого отторжения у детей не вызывает. Конечно, недостаточно сверху вниз спустить ученикам разборы Лотмана и Эйхенбаума. Анализ текста — процесс, в котором на уроке литературы участвуют и ученики, и учитель. Это совместный поиск, ведь окончательного разбора не бывает, открытия могут подстерегать словесника и спустя тридцать лет преподавания одного и того же произведения.
Условия поиска на уроке задает учитель: выбирает формы обсуждения, предлагает дополнительные тексты (например, фрагменты статей того же Лотмана), творческие задания. Тот анализ, который школьниками высмеивается, обычно поиска не предполагает. Глубокая интеллектуальная работа, ведущая к формированию собственного мнения, подменяется воспроизведением одних и тех же приемов: запишите, законспектируйте, повторите, перескажите.
Помню, в каком благоговении я ходила несколько дней после прочтения «Евгения Онегина» — к счастью, раньше школьной программы. С нетерпением ждала его в школе с мыслью: «Ну такое-то никто не сможет обсуждать однозначно!» Стандартный набор тем для сочинений, которые мы к тому же не могли выбрать, был таким разочарованием. Мне поставили четверку за то, что отошла от темы и сделала не пересказ, а анализ, хотя говорилось «пишите то, что думаете». Иногда прочитаешь новое произведение, и так не хочется изучать его в школе, потому что знаешь, что эмоции и восприятие будут испорчены навсегда.
Лена, 16 лет, Подольск
Уроки литературы могут научить детей тому, что заветное собственное мнение — это не беспочвенное оценочное суждение, а результат мыслительных усилий, анализа. В интернете под каждой второй публикацией можно найти оскорбления. Нередко на призывы к корректности авторы оскорбительных комментариев отвечают, что всего лишь высказывают свое мнение. Это результат в том числе плохого литературного образования, вечной подмены анализа готовыми аксиомами.
Значительная часть программных произведений не вызывает у школьников удовольствия при чтении. Тем не менее я не раз замечала, что совместный анализ в классе — только настоящий, когда учитель и ученики вместе ищут и совершают небольшие открытия, — доставляет радость обеим сторонам. Анализ текста как путь к его пониманию помогает школьнику увидеть, что классика, на первый взгляд не имеющая к нему никакого отношения, про него и для него. И чтением классики можно наслаждаться. Хотя, безусловно, это касается не всех книг, попавших в сакральный список. Некоторые действительно безнадежны.
Перед учителем стоит задача приблизить произведение к детям, помочь им рассмотреть текст и увидеть в нем себя. Если ученики, разбирая на уроке классическое произведение, восклицают: «Жиза!» — значит, на этот раз учителю удалось самое главное. Вероятность того, что вслед за пониманием активизируются центры удовольствия, повышается.
Если литература должна быть про меня, то и для меня. А это для кого? На уроке учитель восхищается языком, стилем. А теперь честно, если у писателя стиль хромает, но сюжет залихватский, я такому автору прощаю все.
Владислав, 13 лет, г. Жуковский, Московская область
Приобрести книгу можно по ссылке
Вам может быть интересно:
Больше текстов о психологии, отношениях, детях и образовании — в нашем телеграм-канале «Проект «Сноб» — Личное». Присоединяйтесь
Первые уроки литературы в 5-м классе
Разделы: Литература
Урок 1. Что такое литература?
Первый урок в v классе мы начинаем с обсуждения сочинений, которые учащиеся писали в конце четвертого класса. Школьникам была предложена необычная тема: “Каким я представляю себе будущего учителя литературы” (в нашей школе написание подобных сочинений давно стало традицией). Одну из ученических работ с сокращениями читаем в классе:
Я представляю будущего учителя литературы так: он небольшого роста, с короткой стрижкой, в очках, поскольку этот человек очень начитанный. Мой будущий учитель литературы строгий, но добрый…
Литература – необычный и очень интересный предмет, и значит учитель, который его ведет, должен быть необычным и интересным. У этого человека должна быть развита речь. Он говорит как бы поэтически.
Итак, многие детали портрета будущего учителя литературы угаданы (короткая стрижка, очки). Это подтверждают детские рисунки, которые появятся чуть позднее на наших уроках (Рис. 1, 2 и 3). Но не это главное. Главное, чтобы учитель был строгим и добрым, необычным и интересным, чтобы речь у него была развита. Ну что ж, постараемся соответствовать заявленным требованиям…
Далее мы переходим к новому для детей понятию литература. Говорим о том, что данное слово образовано от латинского littera – буква. Следовательно, литература – это то, что написано.
Потом объясняем пятиклассникам, что литературой мы называем также учебный предмет и еще особый вид искусства наряду с живописью, музыкой, скульптурой, архитектурой, театром, кино и др. Сравниваем эти виды искусства и говорим о том, что живопись – это искусство краски, музыка – искусство звука, скульптура, архитектура – искусство камня, дерева, литература – это искусство слова.
Организовать работу на следующем этапе урока нам помогают вопросы:
– Любите ли вы читать? Какие книги вам особенно нравятся и почему?
– Когда вы читаете басни, сказки, рассказы, повести, стихи, с кем вы общаетесь?
Ответ на третий вопрос оформляется в тетрадях:
Далее просим пятиклассников назвать своих любимых авторов-рассказчиков. Какие увлекательные истории они вам рассказали? Какие авторы любят пугать? Какие авторы любят смешить?
Учащиеся отвечают, опираясь на свой читательский опыт. Среди авторов, которые любят пугать, они могут назвать Ш. Перро, автора сказки “Синяя борода”, Н. В. Гоголя, автора повестей “Вечер накануне Ивана Купала”, “Майская ночь, или Утопленница” и “Вий”; среди авторов, которые любят смешить, – Р. Э. Распе, Л. Кэрролла, А. Милна, М. Твена, А. Линдгрен, Д. Хармса, Н. Носова, Б. Заходера, В. Драгунского и других знакомых им писателей.
Спрашиваем детей: бывало ли так, что авторы “обманывали” вас: обещали рассказать страшную историю, а рассказывали смешную; обещали рассказать длинную историю, а рассказывали короткую или вообще ничего не рассказывали?
Если пятиклассники затрудняются ответить на эти вопросы, поможем им вспомнить произведения таких авторов. Это шуточные стихотворения Г. Сапгира, В. Левина, Т. Собакина, написанные специально для детей. Многие из этих произведений дети помнят наизусть и читают вместе с учителем, изображая в лицах отдельных персонажей.
1) Тим. Собакин. Как ловкий бегемот гонялся за нахальной мухой в тесной комнате, где было много стеклянной посуды (Немножко Необычное НЕстихотворение) | 2) Эмиль Виктор Рью. Монолог черепахи, вновь посетившей через полчаса грядку с салатом, хотя ей уже давно было пора вкушать послеобеденный сон на клумбе среди голубых незабудок |
Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж БАЦ! Ж Ж Ж Ж Ж… Ж… Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж БАЦ! БАЦ! Ж Ж Ж Ж Ж Ж БАЦ! БУМ! ДЗИНЬ. Ж Ж Ж Ж Ж Ж ТОП. Ж Ж Ж Ж ТОП-ТОП. Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж ТОП-ТОП-ТОП. Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж ШЛЕП. . ШМЯК. И стало тихо. | Растительная пища – Такая вкуснотища! |
3) Г. Сапгир. Людоед и принцесса, или ВСЕ НАОБОРОТ
Чтение подобных текстов создает особую эмоциональную атмосферу на уроке. Ведь произведения Г. Сапгира, Т. Собакина и других авторов, к которым мы обращаемся на первом уроке, созданы по законам и правилам игры.
Пятиклассникам интересно слушать и повторять за учителем особенно запомнившиеся и полюбившиеся строчки стихов. И поэтому, когда мы спрашиваем своих учеников, обижаются ли они на таких авторов, дети говорят, что нет.
Далее спрашиваем пятиклассников: что вы делаете и как вы выглядите, если вам не нравится автор? А если нравится?
Наглядно обобщаем варианты детских ответов такими шуточными рисунками:
Важнейшая часть первого урока посвящается таким понятиям, как условная природа искусства, воображение, художественный вымысел. Просим пятиклассников назвать своих любимых героев.
– Представьте, что у вас день рожденья. Кого из них вы хотели бы пригласить в первую очередь и почему?
– Кого из известных литературных героев, милых, добрых и безобидных, вы все же не рискнули бы пригласить? Может быть, самых знаменитых обжор – Винни-Пуха и Карлсона, которые, вероятно, не удержались и съели бы все, что попалось бы им на глаза?
– Как вы думаете, смог бы кто-нибудь из них прийти? И почему?
Ответ на последний вопрос выводит нас на разговор об условной природе искусства. Дети уже знают, что и Незнайка, и Дюймовочка, и барон Мюнхаузен, и Винни-Пух, и Карлсон, и даже Алиса, героиня знаменитой сказки Л. Кэрролла, так похожая на реальную девочку, не существуют на самом деле. Все они созданы воображением различных писателей и живут в особой стране, которую мы называем литературной. Эту страну невозможно обозначить ни на одной географической карте. Мы можем только представить ее в своем воображении.
Известный детский поэт и переводчик, автор многих остроумных и поучительных книг Б. Заходер придумал даже название для этой призрачной, условной страны – Вообразилия.
У каждого писателя своя Вообразилия. Она населена различными образами, которые увидеть может только тот, кто умеет читать и наделен богатым воображением.
Вот как описал свою литературную страну Б. Заходер:
В моей Вообразилии, В моей Вообразилии Болтают с вами запросто Настурции и Лилии; Умеют львы косматые Скакать верхом на палочке, А мраморные статуи Сыграют с вами в салочки! Ура, Вообразилия, | В моей Вообразилии, В моей Вообразилии – Там царствует фантазия Во всем своем всесилии; Там все мечты сбываются, А наши огорчения Сейчас же превращаются В смешные приключения! В мою Вообразилию |
В качестве домашнего задания предлагаем пятиклассникам нарисовать свою Вообразилию и подготовить рассказ о ней в стихах или в прозе, руководствуясь планом: 1) Где расположена ваша Вообразилия? 2) Какие реки в ней протекают? 3) Какие есть моря, горы? Кем они населены?4) Какие есть города, деревни, села? Кем они населены? 5) Как диковинные существа общаются между собой? Добрые они или злые? Какие удивительные истории с ними происходят?
Урок 2. Моя Вообразилия
Второй урок литературы в V классе проводим как урок развития речи. В центре его – рассказы учащихся о своей Вообразилии. Начинаем занятие с таких вопросов:
– О какой удивительной стране мы говорили на прошлом уроке?
– Почему ее невозможно обозначить ни на одной географической карте?
– Какое условное название мы дали стране, в которой живут литературные герои?
– В Вообразилии какого писателя и поэта герой трижды превращается (сначала в комара, потом в муху и наконец в шмеля), чтобы увидеть своего отца и отомстить своим обидчикам? Как его зовут? Кто ему помогает в этих чудесных превращениях?
– В Вообразилии какого писателя живет герой, считающий себя “самым правдивым” человеком на свете?
Последние два вопроса – это вопросы литературной викторины. Их не должно быть много, иначе останется мало времени на проверку домашнего задания. Мы напоминаем детям, что дома им необходимо было нарисовать свою Вообразилию и подготовить рассказ о ней в стихах или в прозе.
Следующую часть урока можно провести в форме игры, устроить турнир, состязание на лучшего рассказчика. Дети с удовольствием участвуют в таком состязании. Все хотят рассказать о своей Вообразилии. Фантазия пятиклассников не знает границ (см. ниже Рис. 4, Рис. 5, Рис. 6).
Рис. 4
Многие рисунки пятиклассники сопровождают устными и письменными рассказами о своей Вообразилии. Приведем несколько примеров.
Сочинение Акимовой Маши
Где-то далеко есть радужная страна.
Веселья и радости полна она.
Взрослые и дети играют и поют
И в Радужной стране лучше всех живут!
Сочинение Лобанова Сергея
Собрался я в Бразилию – попал в Вообразилию.
Живут там не бразильцы, а вообразильцы.
Они воображают, что соображают.
Уроки там не учат, мороженое канючат.
Родителей не слушают, а булку с маслом кушают.
Свободу не стесняют и целый день гуляют,
А ночью песенки поют и кока-колу с фантой пьют,
Летают на верблюдах, живут на чудо-юдах.
Там есть жевачечный вулкан и кока-колы океан.
Тут только я сообразил, что это я вообразил.
Организовать работу на заключительном этапе урока нам помогают следующие вопросы:
– Легко ли было придумать рассказ о своей Вообразилии?
– Какой из них быстрее создавался: стихотворный или прозаический и почему?
Мы говорим с пятиклассниками о том, что в прозаическом тексте слова располагаются более свободно, в стихотворном же они подчиняются особому ритму. Но это вовсе не значит, что рассказы сочинять проще. Любой текст (и прозаический, и стихотворный) создать нелегко, а тем более художественный текст, в котором центральным является какой-нибудь образ.
– Можно ли научиться сочинять сказки, басни, рассказы и стихи?
– Кто же может стать нашими учителями? Кто может научить нас расставлять слова в тексте так, что они будут, словно кубики, складываться в причудливую цепочку событий, настроений и рассуждений, в головокружительную головоломку, которая будет интересна всем?
Конечно же, нашими учителями станут те, кого мы называем мастерами художественного слова. Они поведут нас в необыкновенную литературную страну и раскроют множество секретов словесного мастерства, которыми в совершенстве владеют сами.
Так заканчивается наша беседа с учащимися на втором уроке. Домашнее задание зависит от того, какой материал будет изучаться на следующем занятии. Пятиклассники настроены на работу и ждут интересных тем и форм учебной деятельности.
Статья «Типология уроков литературы»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Требования к уроку литературы
1.Создание эмоционального настроя, заинтересованности.
2.Целостность, предполагающая знакомство с произведением, его анализ, связь с жизнью, практическую направленность.
3.Воспитательная направленность урока.
4.Научность всех сведений особенно при сообщении сведений исторического и литературоведческого характера.
5.Связь с другими видами искусства.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5–9 и 10-11 классы). Внутри первого концентра три возрастные группы (5-6, 7-8 классы и 9 класс). Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения и более подготовлена к истолкованию прочитанного. Именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять больше внимания чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы, со второй – активному чтению вслух и углублению толкования художественных произведений. В 9 классе изучение литературы идет на принципиально новой основе – подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая литература.
В 10-11 классах предусмотрено изучение художественной литературы на историко-литературной основе, монографическое изучение творчества классиков русской литературы.
В дидактике и частных методиках нет единого принципа классификации по признаку основной дидактической цели (М.А. Данилов, И.Т. Огородников) – уроки первоначального усвоения нового материала, закрепления и повторения знаний, самостоятельной работы, обобщающего повторения, смешанный. Иной подход к типологии уроков связан с анализом процесса обучения, с определением места урока в системе уроков по изучению темы, раздела. В методике преподавания литературы такая типология урока была разработана В.В.Голубковым – вступительные занятия, чтение, ориентировочная беседа, анализ произведения, итоговые уроки. Данная классификация несет в себе не один признак, так как заключает в себе также способы организации урока. Н.И. Кудряшев разработал классификацию уроков литературы, исходя из специфики самого предмета:1) уроки изучения художественных произведений,2) уроки изучения теории и истории литературы,3) уроки развития речи. Из всего разнообразия уроков первого типа (изучения художественных произведений) можно выделить основные три:а) урок художественного восприятия произведения,б) уроки углубленной работы над текстом произведения, в) обобщающие работу над произведением . Задача уроков художественного восприятия произведений по Кудряшеву – «непосредственное общение с произведением, целостное, глубоко эмоциональные впечатления от них, затрагивающие личностные переживания; развитие культуры художественного восприятия, умение слушать или читать художественное произведение; развитие художественной зоркости, воспитание культуры эстетических и нравственных чувств, влияющих и на все поведение учащихся».
В уроках углубленной работы над текстом Н.И.Кудряшев ставит задачу научить «школьников все более основательно и сознательно следить за мыслями писателя, за логикой его образов, понимать произведение как художественное единство. Это очень сложные умения, требующие размышлений, сопоставления, анализа и синтеза». Обобщающие уроки важны в силу необходимости «развития последовательного, логически правильного мышления, умения обосновывать свою мысль убедительными доводами и фактами».
Типология уроков литературы
Уроки изучения художественных произведений.
Уроки изучения теории и истории литературы.
Уроки развития письменной и устной речи.
Уроки изучения художественных произведений
1.Урок художественного восприятия.
2.Урок углубленной работы над текстом.
3.Уроки, обобщающие изучение художественных произведений (возможно использование диспутов, семинаров).
Уроки изучения теории и истории литературы
1.Уроки формирования теоретико-литературных понятий.
2.Урок усвоения научных и литературных критических статей.
3.Уроки по биографии писателя.
4.Уроки по историко-литературному материалу.
5.Уроки обобщения и повторения теоретико-литературных понятий.
Уроки развития письменной устной речи
1.Урок обучения творческим работам по жизненным впечатлениям.
2.Уроки обучения сочинению на литературную тему.
3. Уроки обучения устным ответам, докладам.
4.Уроки анализа сочинений.
Основной целью литературного образования является приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой классики, формирование культуры художественного восприятия и воспитание на этой основе нравственности, эстетического вкуса, культуры речи. Основой содержания литературного образования признано чтение и изучение художественных текстов с учетом литературоведческого, этико-философского и историко-культурного компонентов.
В начальных классах закладываются основы читательской культуры, умение осмысленного выразительного чтения и элементарного разбора художественного произведения. В качестве основного средства обучения выступает художественный текст.
В средней ступени (5-9 классы) литература является самостоятельным предметом. Выделяются два звена (5-7классы и 8-9). В 5-7 классах литературное произведение изучается как результат творчества писателя, как результат эстетического осмысления жизни. Представление о литературе как искусстве слова предполагает развитие восприятия и понимание текста, поэтики автора. Воспитывается культура речи, культура мышления и общения, формируется эмоциональная отзывчивость, способность к переживанию и сопереживанию.
В 8-9 классах рассмотрение произведения в соответствии со спецификой рода и жанра способствует развитию такого важного качества, как жанровое ожидание. Перед учащимися стоит задача понять жанровое своеобразие исторических и лирических песен как жанров фольклора; житийного жанра в древнерусской литературе; рассказа и повести; пьесы и лирического произведения. Особое внимание в рассмотрении поэтики художественного произведения и использования теоретико-литературных понятий занимают вопросы композиции и ее элементов.
В 10-11 классах основу курса на историко-литературной основе составляет чтение и изучение важнейших произведений русской и мировой литературы. Намечены три списка произведений: для чтения и изучения, для обзоров и для самостоятельного чтения.
Учащиеся 10-11 классов осваивают литературу в ее движении, развитии, в контексте историко-литературного процесса и культурной жизни эпохи. Предметом особых забот учителя-словесника является формирование круга чтения учащихся и читательских интересов, совершенствование читательского восприятия, постижение природы литературы и ее закономерностей, совершенствование речи учащихся.
Этапы изучения литературного произведения
Изучение литературного произведения в школе складывается из четырех основных этапов: 1)вступительные занятия, 2)чтение, 3)анализ и 4)заключительные занятия. Каждый этап включает в себя разнообразные виды деятельности учащихся. Этапы не являются строго разграниченными. Наоборот, они взаимодействуют друг с другом и переходят один в другой.
Основная цель вступительных занятий — создание установки на восприятие и понимание текста, мотивировка последующего анализа и создание ориентиров восприятия. О.И. Никифорова определяет ориентиры, соотнесенные со структурой читательского восприятия и стимулирующие активность этого восприятия. Это ориентировка в жанре и общем характере произведения, в месте и во времени действия, в системе образов и событий, в эмоциональном отношении автора к персонажам, в объеме и образном ядре произведения.
Различаются два основных пути подготовки к чтению и анализу текста: на основе изучаемого произведения и на основе личных впечатлений. В содержание вступительных занятий может входить сообщение исторических и биографических сведений, необходимых для понимания текста; социально-бытовой комментарий; объяснение непонятных слов. Можно назвать следующие виды работ, предваряющие чтение и разбор произведения: вступительное слово учителя, подготовительная беседа учителя с классом, постановка и запись вопросов, которыми учащиеся должны руководствоваться при чтении, рассматривание иллюстраций, экскурсии, подготавливающие ученика к восприятию произведения.
Основными формами проведения вступительных занятий являются: рассказ учителя или лекция с использованием иллюстративного материала, беседа, работа по учебнику или с дополнительной литературой, киноурок, экскурсия.
Нередко после вступительного занятия проводится ориентировочная беседа с целью убедиться, что класс подготовлен к анализу текста. При проверке усвоения содержания произведения используется составление планов и различных видов пересказов: свободного и по плану, сжатого и подробного, близкого к тексту, выборочного, с изменением лица рассказчика, с заменой диалога повествованием.
В старших классах содержание вступительных занятий усложняется и чаще всего связывается с историей создания произведения.
Анализ текста – наиболее ответственный момент в работе учителя с классом. В задачу учителя входит преодоление разрыва между восприятием текста и его анализом, разбором . В содержание анализа входят: общий смысл произведения; его идейная направленность; сюжет (при анализе сюжета выясняются характеры героев, система образов, портрет героя, обстановка, пейзаж и отдельные художественные детали); композиция; язык. В каждом конкретном случае школьник воспринимает более осознанно один из названных компонентов. В качестве ведущей или отправной линии анализа также выбираются определенные компоненты.
В теории и практике литературы бытует понятие путей анализа, которые понимаются как порядок и последовательность разбора литературного текста. Наиболее распространены три пути а нализа: «вслед за автором» (по сюжету), «по образам» и проблемно-тематический. Очень часто в школьной практике используется смешанный путь анализа произведения.
Выбранный путь анализа литературного произведения указывает на последовательность рассмотрения художественного текста, общее направление его изучения. Прием же анализа раскрывает конкретный способ осмысления художественного текста. Одни и те же приемы могут быть включены в различные пути анализа.
Приемы делятся на две группы: приемы постижения авторской позиции в литературном произведении (комментарий исторического, бытового, общекультурного типа, сопоставление частей и различных элементов художественного текста, наблюдения над стилем писателя, сопоставление разных редакций, вариантов текста, сопоставление изучаемого произведения с другими произведениями писателя, сравнение произведений разных писателей или отдельных элементов текста); приемы активизации сотворчества читателя (выразительное чтение, которое предваряет анализ произведения, прием ввода в текст – оживленное воспоминание, рассказывание и пересказ, инсценирование, создание сценариев).
Современное школьное литературоведение особое внимание уделяет целостности и избирательности анализа текста, выбору основной линии работы, различным сопоставлениям, в том числе с произведениями других видов искусств. Особое значение приобретает отбор, а вернее, выбор материала для вторичного чтения. Все больше места в современном уроке литературы занимает интерпретация текста, дающая возможность развивать углубленное личностное восприятие его. Перегруженность программ, особенно для XI класса, диктует направление поисков организации чтения и анализа художественных текстов с использованием усложняющихся заданий, увеличением доли самостоятельности класса, использованием карточек с заданиями, включением в структуру урока групповых и индивидуальных заданий.
Заключительные занятия имеют целью не только подведение итогов и формирование обобщений и выводов . Заключительные занятия ориентируют учащихся на воссоздание целостности произведения, на доведение читательского восприятия до глубокого сочетания образных и понятийных элементов мышления. Заключение всегда несет в себе элемент новизны и сосредоточенности на самом главном. Особое значение приобретает работа с учебником, с опорными конспектами, задания сопоставительного характера, творческие работы, использование иллюстраций, выразительное чтение отрывков из текста с целью воссоздать эмоциональное восприятие литературного текста.
На заключительных занятиях по изучению лирических произведений нередко проводятся конкурсы чтецов, литературно-музыкальные композиции. После уроков по драме – инсценировки, обсуждение сценических и кинематографических версий, сопоставление различных трактовок ролей. Завершающие уроки по изучению эпических произведений включают задания творческого и исследовательского характера, сопоставление позиций критиков, самостоятельные работы.
Исследовательский метод заключается в развитии умения самостоятельного анализа литературного произведения. Приемы: постановка проблемных вопросов, исследовательских заданий. Виды деятельности: самостоятельный анализ части и целого художественного произведения, сопоставление, оценка спектакля или кинофильма.
При репродуктивном методе учащиеся получают знания как бы в готовом виде, но не догматически. Развитию мысли учащихся способствует проблемное изложение материала. Важно не само по себе репродуцирование готового материала, но и обобщение, суммирование знаний . Виды деятельности: запись плана или конспекта лекции учителя, работа по учебнику, подготовка доклада по готовым материалам.
Представленная классификация методов обучения ориентирована на взаимосвязь методов в рамках конкретного урока.
Нетрадиционные (нестандартные) формы проведения урока
В настоящее время нестандартных методов обучения и целых уроков – огромное количество, но далеко не все они соответствуют общепринятым представлениям о нестандартности в образовании, о необычности урока и, наконец, не соответствуют представлениям ни об уроке, ни о методе. Это приводит к существенным недостаткам, снижающим педагогическую эффективность учебного процесса.
Отсутствие прогноза положительных изменений – роста качества знаний и умений, сдвигов в развитии учащихся.
Непривычные формы используются немотивированно, как уроки-одиночки, без заметной связи с ранее проведенными уроками. Преобладают итоговые формы (зачеты, семинары, решение кроссвордов и др.). Целевые установки уроков не предусматривают прироста новых знаний и умений, развития учащихся в каком-либо отношении.
Творческие принципы нестандартных уроков
1. Отказ от шаблона в организации урока, от рутины и формализации в проведении.
2. Максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность на уроке.
3. Не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока.
4. Поддержка альтернативности, множественности мнений.
5. Развитие функции общения на уроке как условие обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального удовлетворения.
6. «Скрытая» (педагогически целесообразная) дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам, способностям и склонностям.
7. Использование оценки в качестве формирующего (а не только результирующего инструмента).
Периоды подготовки и проведения нестандартных уроков
В нем активное участие принимают и учитель, и учащиеся. Если при подготовке к традиционному уроку такую деятельность проявляет лишь учитель (написание плана-конспекта, изготовление наглядных пособий, раздаточного материала и т.д.), то во втором случае в значительной степени задействованы и учащиеся. Они делятся на группы, получают или набирают определенные задания, которые необходимо выполнить до урока: подготовка сообщений на тему предстоящего урока и подобное
Собственно урок, в котором выделяется три этапа.
Первый этап является предпосылкой формирования и развития мотивационной сферы учащихся: ставятся проблемы, выясняется степень готовности к их решению, к нахождению путей достижения целей урока. Намечаются ситуации, участие в которых позволит решать познавательные, развивающие и воспитательные задачи.
Развитие мотивационной сферы осуществляется тем эффективнее, чем результативнее проведен подготовительный период: качество выполнения учащимися предварительных заданий влияет на их интерес к предстоящей работе. При проведении урока учитель учитывает отношение учащихся к оригинальной форме урока; уровень их подготовленности; возрастные и психологические особенности.
Второй этап – это сообщение нового материала, формирование знаний учащихся в различных «нестандартных» формах организации их мыслительной активности.
Третий этап посвящен формированию умений и навыков. Контроль обычно не выделяется во времени, а «растворяется» в каждом из предшествующих этапов.
В период анализа нестандартных уроков целесообразно оценивать как итоги обучения, воспитания, развития учащихся, так и картину общения – эмоциональный тонус урока: не только в общении учителя с учащимися, но и в общении учащихся друг с другом, а также отдельных рабочих групп.
Типология нестандартных уроков
Уроки, отражающие современные общественные тенденции : урок – общественный смотр знаний, урок – диспут, урок с применением компьютерных технологий.
Урок творчества : урок – сочинение, урок – выпуск «живой газеты», урок – осмотр выставки.
Рассмотрим некоторые типы нестандартных уроков.
Урок-лекция предполагает устное изложение учебного материала, отличающегося большей емкостью, чем рассказ, большей сложностью логических посторенний, образов, доказательств, обобщений, когда необходимо сформировать целостное представление о предмете.
Основные условия организации урока в форме лекции.
Если учебный материал является сложным для самостоятельного изучения.
В случае использования укрупненной дидактической единицы.
Уроки обобщения и систематизации знаний как по одной теме, так и по нескольким, а также как заключительные для всего курса.
Применение знаний для решения практических задач.
При подготовке к лекции у учителя должен быть четкий план ее проведения. При лекционном ведении урока необходимы приемы и формы, позволяющие сделать учащихся активными участниками, поэтому предпочтение отдается проблемному изложению материала.
Ученическая конференция (для старших классов). Конференция может быть итогом работы по крупному разделу темы. К конференции готовятся доклады по индивидуальным темам. При проведении конференций необходима подготовка оппонентов, что позволяет организовать всех учащихся. Активизируют внимание учащихся еще заданиями, которые выполняют на основе содержания докладов.
Урок-интервью – это своеобразный диалог и вместе с тем ролевая игра. Она построена по типу интервью корреспондента с представителем какой-либо группы. На таком уроке можно изучать новый материал, повторять и закреплять уже пройденное. Если занятие посвящено изучению нового материала, то нужен период предварительной подготовки. Класс разбивается на группы, каждая из которых самостоятельно работает над определенным заданием. Каждая группа изучает свой материал, готовясь к ответам; корреспонденты составляют вопросы для каждой группы; административная группа вместе с корреспондентами под руководством учителя должна обобщить весь материал.
Если на занятии такой формы проводится повторение и обобщение материала, то урок ведут сами корреспонденты, обращаясь поочередно к разным, произвольно выбранным ученикам класса и предлагая им вопросы.
Форму нестандартного урока при планировании уроков русского языка и литературы выбирает учитель, исходя из возможностей класса, из содержания учебного материала, из оснащенности школы.