что такое управление интеллектуальной собственностью
Управление интеллектуальной собственностью – зачем это нужно?
Все результаты интеллектуальной деятельности могут быть выражены в материальном виде: изобретение используется для производства на фабрике, товарный знак наносят на упаковку товара, фирменное наименование указывают на официальных бланках компании и т. д. При этом непосредственно рентабельность и выгода от использования этих объектов напрямую зависит от грамотного управления нематериальными активами в пределах отдельного предприятия. А также важно учитывать, что интеллектуальная собственность является особым ресурсом, который довольно просто незаконно получить и впоследствии противоправно использовать, поэтому к защите и управлению следует относиться с повышенным вниманием.
Определение понятия
Подходя к вопросу раскрытия термина «управление интеллектуальной собственностью», стоит отметить, что в законодательстве отсутствует правовое определение указанного понятия. Вероятно, это обусловлено альтернативной природой явления: во-первых, не все юридические лица имеют объекты, использование которых требует управления, а во-вторых, характер таких действий необязательный, т. е. они могут совершаться, а могут и не совершаться.
Наиболее верным видится следующее определение рассматриваемого понятия: управление интеллектуальной собственностью — это совокупность мер по охране, защите и рациональному использованию объектов интеллектуальной собственности в рамках определенного предприятия.
Этапы управления интеллектуальной собственностью
Видится логичным, что в процессе функционирования предприятия все вышеуказанные этапы могут происходить в любом порядке и даже одновременно, так как залог успешного развития организации отчасти заключается в создание и разумном использовании объектов интеллектуальной собственности.
Важно осознавать, что грамотное распоряжение нематериальными активами может принести компании ощутимые доходы, а, возможно, и стать основным источником прибыли. В апреле 2018 года компания «РБК» составила список самых популярных франшиз. В России отсутствует правовой институт франчайзинга и такие правоотношения в сфере товарных знаков по сути являются договором коммерческой концессии или субконцессии. Двадцать шестое место в этом рейтинге заняла компания «KFC», которая заключила 178 соглашений по предоставлению права использования одноименного товарного знака.[1] При этом доход предприятия в 2016 году составил 3,232 млрд долларов.[2] Стоит предположить, что объем прибыли от использования интеллектуальной собственности составляет весьма внушительный процент от указанной суммы.
Управление интеллектуальной собственностью: необходимость или излишество?
В конечном счете выбор в пользу или против активного и рационального управления интеллектуальной собственностью стоит за правообладателем. Однако стоит иметь в виду, что, используя режим управления интеллектуальной собственностью, владелец получает возможность:
Управление интеллектуальной собственностью: как сформировать систему?
SergeyNivens / Depositphotos.com |
Исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (далее – РИД) являются для хозяйствующих субъектов ценными нематериальными активами. В зависимости от объектов интеллектуальной собственности, на которые предпринимателю принадлежат исключительные права, такие активы могут иметь достаточно высокую стоимость. В связи с этим актуальными для многих компаний задачами оказываются разработка и внедрение систем управления интеллектуальной собственностью.
Ключевые элементы системы
Необходимость построения системы управления интеллектуальной собственностью часто возникает в крупных компаниях, которым принадлежат исключительные права на множество объектов. В таких организациях, как правило, реализуются одновременно разного рода проекты и бизнес-процессы, связанные напрямую с основными видами деятельности компании. Система управления интеллектуальной собственностью состоит из различных элементов. При этом одной из ключевых составляющих является соответствующая управленческая стратегия организации. Именно с разработки такой стратегии начинается формирование целостной системы, как подчеркнула начальник отдела управления корпоративной собственностью блока по корпоративным и правовым вопросам «МТС» Юлия Кузнецова на организованном Infor-media Russia при информационной поддержке компании «Гарант» XX Форуме по интеллектуальной собственности.
В качестве основных элементов системы управления интеллектуальной собственностью эксперт назвала защиту собственных объектов компании, аудит протекающих в ней процессов, управление рисками в сфере интеллектуальной собственности как подсистему, развитие IP-культуры и автоматизацию работы.
Опираясь на свой управленческий опыт, Юлия Кузнецова отметила, что подсистема защиты принадлежащих компании объектов интеллектуальной собственности должна включать в себя защиту прав на служебные РИД, осуществление мониторинга использования объектов и соответствующих нарушений, а также непосредственное управление объектами. Для того, чтобы разработать такого рода подсистему и наладить ее функционирование в компании, представляемой экспертом, например, была создана специальная рабочая группа, состоящая из руководителей заинтересованных подразделений, что позволило учесть специфику работы каждого из них.
Аудит бизнес-процессов, как пояснила Юлия Кузнецова, включает в себя выявление рисков, сопутствующих осуществлению этих процессов, в том числе с точки зрения защиты принадлежащих компании исключительных прав, и оценку таких рисков, что в результате должно приводить к принятию решения о необходимости внедрения системы управления рисками. Данная система в свою очередь предполагает издание и корректировку локальных нормативных актов сообразно принципам разработанной системы управления, проведение обучения сотрудников, задействованных в системе, налаживание внутренней коммуникации в компании, предоставление отчетности о выполнении системных задач.
Кроме того, необходимо получать от сотрудников, вовлеченных в работу системы, обратную связь, оказывать им поддержку в решении проблем. Именно для этого, по словам Юлии Кузнецовой, целесообразно формировать в организации определенную IP-культуру.
Бизнес-процессы и автоматизация
Подробнее о том, как в компаниях протекают бизнес-процессы, связанные с управлением интеллектуальной собственностью, и об автоматизации работы в этой сфере рассказал партнер, руководитель российской практики в области интеллектуальной собственности, ИТ и телекоммуникаций Dentons, к. ю. н. Виктор Наумов. Практика показывает, что выстраивать полноценную систему управления интеллектуальной собственностью имеет смысл, как отметил эксперт, если в компании функционирует не менее шести подразделений, связанных с оборотом нематериальных активов. При этом, как правило, в таких организациях насчитывается в среднем 3 тыс. локальных документов так или иначе регулирующих данный оборот, и приблизительно 10 тыс. объектов интеллектуальной собственности (в наиболее крупных организациях). Именно с учетом таких критериев (количество подразделений или отделов, документов и объектов) необходимо решать вопрос о целесообразности разработки методологии управления.
Важным принципом системы управления интеллектуальной собственностью должен быть, по словам Виктора Наумова, принцип единоначалия. Нужно создавать некий единый экспертный центр по принятию решений. И в то же время – учитывать при принятии управленческих решений индивидуальные особенности разных бизнес-процессов, которым соответствуют различные задачи. Так, часто в решение вопросов, связанных с оборотом объектов интеллектуальной собственности, вовлечены подразделения-разработчики, юридические службы, отделы маркетинга, закупок, риск-менеджмента, а также бизнес-подразделения, финансовые и кадровые службы. И одна из самых сложных задач при построении системы управления интеллектуальной собственностью – согласовать работу этих подразделений. Эксперт также указал, что любая система управления интеллектуальной собственностью должна включать в себя ведение реестра соответствующих объектов и прав на них. Такой реестр может вестись как в простой бумажной или электронной форме, так и в автоматизированном режиме, что предпочтительнее.
«Бизнес мыслит категорией денег», – подчеркнул Виктор Наумов. В связи с этим эффективным автоматизированным способом убеждения во взаимоотношениях топ-менеджмента и юристов может служить так называемый калькулятор рисков, представляющий собой математический инструмент, с помощью которого на основе судебной статистики и оценки качества внутренних процедур в компании рассчитывается возможный финансовый ущерб от совершения определенных действий с объектами интеллектуальной собственности, права на которые принадлежат организации.
В отношении каких средств индивидуализации может быть заключен лицензионный договор? Узнайте ответ в материале «Лицензионный договор» «Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Не нужно в рамках управления, как заметил Виктор Наумов, мыслить понятием отдельных объектов интеллектуальной собственности. Чаще всего компании, деятельность которых связана с оборотом таких объектов, интересует налаживание процесса управления технологиями. Под ними при этом следует понимать комплекс технических решений, инженерных и научных знаний, включая объекты интеллектуальной собственности, а также процессов и операций, реализация которых приводит к появлению продукта или услуги с определенными свойствами. Необходимо, по мнению эксперта, вести реестр технологий, подразделом которого в свою очередь может быть реестр объектов интеллектуальной собственности. Ведение реестра позволяет контролировать сроки оплаты пошлин, продления лицензий, следить за соблюдением лицензионных ограничений при использовании объектов интеллектуальной собственности, снижать издержки на информационный обмен и т. д.
Выстраивать систему управления, по словам Виктора Наумова, целесообразно на основе той или иной технологической платформы. На ее основе можно программировать бизнес-процессы, что «разворачивается» в определенный интерфейс управления информацией.
Управление патентным портфелем IT-компании
На примере IT-компании руководитель патентного отдела «Яндекс» Андрей Иншаков пояснил, как управлять патентным портфелем. Прежде всего он отметил, что «условно все так или иначе патентоспособные решения можно разделить на две большие категории – «железо» и софт». В IT-компаниях чаще всего речь идет о патентовании именно софта в качестве изобретений. Эксперт указал, что ими могут являться различные алгоритмы машинного обучения, извлечения и обработки информации и т. д. Главное, по словам Андрея Иншакова, их правильно описать в заявке на получение патента – как способ решения определенной задачи, связанной с использованием объектов физического мира, например, сервером. Как таковые программы для ЭВМ не являются изобретениями (п. 5 ст. 1350 Гражданского кодекса), но они подлежат патентованию в рамках соответствующих технических решений. А полезные модели и промышленные образцы патентуются в организациях – участниках рынка информационных технологий значительно реже, так как их разработка относится прежде всего к оборудованию или иначе говоря «железу». Напомним, что патентными согласно п. 1 ст. 1345 ГК РФ являются интеллектуальные права на изобретения, полезные модели и промышленные образцы.
Управление патентным портфелем основывается на соответствующей стратегии. Цикл ее разработки и реализации включает в себя, как заметил эксперт, три основных этапа: формулировку начальной стратегии либо модификацию существующей (в зависимости от потребности), построение или корректировку процессов в компании и переоценку стратегии в ответ на изменения.
На втором этапе стратегического управления патентным портфелем, то есть в рамках построения или корректировки процессов в компании, нужно озаботиться, по мнению Андрея Иншакова, «формированием входящего потока идей». Иными словами, нужно наладить процесс создания объектов патентования. Существует, как заметил эксперт, два ключевых подхода к построению данного процесса: проактивный поиск изобретений (иных патентоспособных решений) инхаус патентными специалистами либо организация KPI-системы в отношении изобретательской активности. В рамках построения процессов важно также уделить внимание первичной обработке изобретений (иных патентоспособных РИД). В частности, следует решить вопрос целесообразности проведения патентных поисков, проводить анализ изобретений и формализовать их описание. При этом данные виды деятельности могут выполняться как инхаус-специалистами, так и в порядке аутсорсинга. Наладить нужно и процесс оценки изобретений. Для этого требуется установить соответствующие критерии, определить круг лиц, ответственных за оценку и принятие итоговых решений, а также порядок принятия таких решений (единолично уполномоченным лицом, единогласно группой лиц и т. д.).
Трудоемкими процессами управления патентным портфелем являются написание патентных заявок и делопроизводство. Для их построения, по словам эксперта, нужно разрабатывать методические рекомендации (гайдлайны) по написанию заявок, осуществлять контроль качества на этапах написания заявки и перевода. Часто, по словам эксперта, в родных юрисдикциях компании патентуют РИД самостоятельно, а в иностранных – привлекают аутсорсеров. А грамотно организованный процесс делопроизводства должен позволять отслеживать дедлайны. Кроме того, Андрей Иншаков подчеркнул, что следует периодически проводить ревизию патентного портфеля, например, чтобы решить вопросы о необходимости продажи тех или иных патентов.
Третий этап стратегического управления патентами компании предполагает внесение изменений в стратегию управления патентным портфелем. Необходимость такой модификации может быть вызвана корректировкой общей корпоративной стратегии, изменениями, связанными с бюджетной оптимизацией, отказом от продуктов или технологий, географией ведения бизнеса и т. д. Потребность в модификации стратегии может быть продиктована при этом не только внутренними факторами, но и внешними. Например, изменениями конкурентной среды, технологического ландшафта, в потребностях рынка. Для того, чтобы своевременно реагировать на перемены следует, по мнению эксперта, постоянно поддерживать коммуникацию с руководителями подразделений компании.
Практика показывает, что для эффективного управления интеллектуальной собственностью компаниям следует разрабатывать соответствующие стратегии. Именно с их формулировки начинается процесс построения полноценной системы управления.
При разработке стратегии управления интеллектуальной собственностью и непосредственном его осуществлении важно, согласно позиции экспертов, учитывать специфику бизнес-процессов, следует прислушиваться к мнениям руководителей подразделений компании. В зависимости от потребностей бизнеса стратегия управления может модифицироваться.
Управление интеллектуальной собственностью – зачем это нужно?
Все результаты интеллектуальной деятельности могут быть выражены в материальном виде: изобретение используется для производства на фабрике, товарный знак наносят на упаковку товара, фирменное наименование указывают на официальных бланках компании и т. д. При этом непосредственно рентабельность и выгода от использования этих объектов напрямую зависит от грамотного управления нематериальными активами в пределах отдельного предприятия. А также важно учитывать, что интеллектуальная собственность является особым ресурсом, который довольно просто незаконно получить и впоследствии противоправно использовать, поэтому к защите и управлению следует относиться с повышенным вниманием.
Определение понятия
Подходя к вопросу раскрытия термина «управление интеллектуальной собственностью», стоит отметить, что в законодательстве отсутствует правовое определение указанного понятия. Вероятно, это обусловлено альтернативной природой явления: во-первых, не все юридические лица имеют объекты, использование которых требует управления, а во-вторых, характер таких действий необязательный, т. е. они могут совершаться, а могут и не совершаться.
Наиболее верным видится следующее определение рассматриваемого понятия: управление интеллектуальной собственностью — это совокупность мер по охране, защите и рациональному использованию объектов интеллектуальной собственности в рамках определенного предприятия.
Этапы управления интеллектуальной собственностью
Видится логичным, что в процессе функционирования предприятия все вышеуказанные этапы могут происходить в любом порядке и даже одновременно, так как залог успешного развития организации отчасти заключается в создание и разумном использовании объектов интеллектуальной собственности.
Важно осознавать, что грамотное распоряжение нематериальными активами может принести компании ощутимые доходы, а, возможно, и стать основным источником прибыли. В апреле 2018 года компания «РБК» составила список самых популярных франшиз. В России отсутствует правовой институт франчайзинга и такие правоотношения в сфере товарных знаков по сути являются договором коммерческой концессии или субконцессии. Двадцать шестое место в этом рейтинге заняла компания «KFC», которая заключила 178 соглашений по предоставлению права использования одноименного товарного знака.[1] При этом доход предприятия в 2016 году составил 3,232 млрд долларов.[2] Стоит предположить, что объем прибыли от использования интеллектуальной собственности составляет весьма внушительный процент от указанной суммы.
Управление интеллектуальной собственностью: необходимость или излишество?
В конечном счете выбор в пользу или против активного и рационального управления интеллектуальной собственностью стоит за правообладателем. Однако стоит иметь в виду, что, используя режим управления интеллектуальной собственностью, владелец получает возможность:
Методы и перспективы управления интеллектуальной собственностью
Как верно указывают Г. Азгальдов и А. Костин: «Управление объектом – это комплекс мероприятий, обеспечивающий процесс перевода объекта w из состояния А0 в заранее заданное состояние А1, в заранее заданный отрезок времени DTзад ».[1] То есть, управление интеллектуальной собственностью — это использование объектов для достижения конкретно поставленных задач за определенный период, а не какое-нибудь абстрактное действие, связанное с интеллектуальной собственностью. Очевидно, что при этом первостепенной задачей становится определение конечной цели, для выполнения которой объект будет использоваться. Увеличение потребительского спроса, улучшение качества или технических показателей – все это достижимо в результате грамотного руководства созданием и использованием элементов интеллектуальной собственности. А значит, перспективы управления интеллектуальной собственностью в общих чертах сводятся к благоприятному и своевременному достижению поставленных целей. При этом равнозначно важна как успешность, так и своевременность. Учитывая настоящие темпы развития сфер человеческой деятельности логично предположить, что промедление, например, в использовании новейшей технологии, вероятно, приведет к потере конкурентного преимущества и снижению потребительского интереса в отношении продукта и компании.
Интересно, что для получения доходов от использования результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации иногда достаточно наличия даже одного или двух активно используемых объектов. В последнее время особенно популярным и успешным началом предпринимательской деятельности является запуск различных стартапов, именно для таких проектов характерно производство и реализация какого-нибудь нового, качественно отличающегося от уже существующих товаров. Примером успешно развивающегося стартапа можно считать начало выпуска и продажи компанией «РоуЛайф» орехово-фруктовых натуральных батончиков. Если рассматривать причину успеха упомянутого предприятия с позиции управления интеллектуальной собственностью – то тут все просто: батончики производятся из определенных ингредиентов по особым рецептам, которые можно запатентовать в качестве изобретений или охранять как секрет производства, в дополнение к этому используется запоминающийся товарный знак «R.A.W. LIFE», переводимый с английского как «сырая жизнь» и информирующий потребителя об использовании ингредиентов без термической обработки, что позволяет сохранить содержащиеся в них полезные вещества. Таким образом, грамотное использование всего лишь двух объектов интеллектуальной собственности позволило получить предприятию стабильный доход и активно развиваться, расширяя «линейку» товаров.
Что касается методов управления интеллектуальной собственностью, то в зависимости от приоритета того или иного элемента управления интеллектуальной собственностью выделяют:
Детальный анализ перечисленных подходов позволяет сделать вывод о наибольшей эффективности таких методов управления интеллектуальной собственностью как процессный и системный. Подобное утверждение основывается на том, что при применении других вариантов руководства во главу процесса ставится какой-либо один фактор (инновационный, информационный или потребительский) и это видится не вполне верным.
Н. Самойленко отмечает: «Рассматривая управление интеллектуальной собственностью с позиции системного анализа, выявлено, что на вход системы управления поступают материальные и интеллектуальные ресурсы, которые преобразуются в процессе управления с учетом воздействия внешней среды и реализуются в виде инновационного продукта или коммерциализированного объекта интеллектуальной собственности…».[2] То есть, этот процесс представляет собой комплекс мероприятий по преобразованию одних ресурсов в другие и их дальнейшему использованию с учетом сложившихся внешних и внутренних обстоятельств.
Значимым этапом в управлении элементами интеллектуальной собственности в пределах организации является осознание того, что это бесконечный и циклический процесс, успех которого зависит от выполнения комплекса мероприятий по прогнозированию, планированию, созданию, использованию, учету объектов и т. д. В условиях современной рыночной экономики, постоянного потока новой информации и переизбытка товаров в мире, очевидно, что для достижения конкурентного преимущества и получения прибыли от использования объектов интеллектуальной собственности недостаточно, например, запатентовать одно изобретение и только его использовать. Необходимо обеспечение своеобразного круговорота элементов интеллектуальной собственности и перехода от одной стадии управления к другой в режиме параллельного функционирования этих этапов. Таким образом, именно сочетание процессного и системного методов наиболее универсально. Согласно процессному подходу будет осуществляться управление интеллектуальной собственностью с учетом всех этапов создания и применения объектов интеллектуальной собственности. А в соответствии с системным подходом руководство будет использовать информационные, инновационные и маркетинговые ресурсы.
[1] Азгальдов Г.Г., Костин А.В. Управление интеллектуальной собственностью: стандартные мифы или реальные проблемы? // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность, №4, 2010.
[2] См. подробнее: Самойленко Н.Н. Основные методические подходы к управлению интеллектуальной собственностью // Экономика, статистика и информация, №3, 2013.
Управление объектами интеллектуальной собственности при их вовлечении в хозяйственный оборот предприятия
В статье раскрывается специфика вовлечения объектов интеллектуальной собственности (ОИС) в хозяйственный оборот предприятия, сущность понятий «интеллектуальная собственность» и «нематериальные активы» и области их применения.
Management of the intellectual property objects by their implication to economical business turnover Iskhakova E.I., Mazur N.Z.
In the article is revealed a specific of implication of intellectual property objects in the economical turnover of the business, a content of concepts «intellectual property» and «fictitious assets » and the fields of their using. Keywords: Intellectual property, fictitious assets, industrial property, productive intellectual assets, marketing intellectual assets, intellectual property management
Вовлечение объектов интеллектуальной собственности в хозяйственных оборот в качестве нематериальных активов, допускается и регулируется российским законодательством.
При этом, в российской теории и практике, для отражения любых нематериальных объектов бизнес-процесса чаще всего используется термин «интеллектуальная собственность», а для целей ведения бухгалтерского учета и отчетности на предприятии применяется понятие «нематериальные активы».
Понятие интеллектуальной собственности и нематериальных активов
Термин «интеллектуальная собственность» сформировался, изначально, в юридическо-правовом аспекте в ходе обсуждения и решения проблем собственности в отношении создания, использования и охраны результатов интеллектуальной деятельности.
В этом смысле интеллектуальная собственность рассматривается как собирательное понятие, которым обозначается совокупность исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе нематериальные активы, используемых в хозяйственной деятельности в течение периода, превышающего 12 месяцев, и приносящим доход, относятся права, возникающие:
Кроме того, к нематериальным активам могут относиться организационные расходы (расходы, связанные с образованием юридического лица, признанные в соответствии с учредительными документами вкладом участников в уставный капитал), а также деловая репутация организации. В данном контексте использование термина «нематериальные активы» является приемлемым, но в силу того, что основное ударение делается в данном случае на затратный характер определения нематериапьных активов, сужается.
Роль объектов нематериальных активов на предприятии
Объекты интеллектуальной собственности в качестве нематериальных активов позволяют увеличить рыночную стоимость фирмы, при этом они обладают рядом характерных отличий от материальных активов. Так, нематериальные активы, участвуя в формировании конечной стоимости продукта, не имеют фиксированной стоимости, не устаревают физически и могут использоваться одновременно в разных направлениях деятельности.
Интеллектуальные продукты и знания могут выступать как средством осуществления бизнеса, так и результатом, коммерческим продуктом деятельности фирмы. Некоторые неосязаемые активы, к примеру, технологии, ноу-хау, информация, также как и физические, могут быть приобретены путем их купли-продажи, сданы в аренду, вложены в уставный капитал, переданы безвозмездно, однако к их числу нельзя отнести такие элементы, как имидж или организационную культуру предприятия. Но данные активы иногда в большей степени влияют на уровень прибавочной стоимости, нежели материальные активы.
Неосязаемые активы аккумулируются, главным образом, внутри предприятия. Но такие нематериальные активы как репутация, отношения партнерства, маркетинговые и дистрибьюторские каналы осуществляется и во внешней среде.
Большинство нематериальных активов, аккумулированных на предприятии, является его собственностью, но существует ряд нематериальных активов, которые не могут быть отчуждены от своих носителей, а именно, сотрудников предприятия и таким образом не могут считаться собственностью предприятия. Хотя они так же могут положительно влиять на рыночную стоимость предприятия, но в течение того времени, пока сотрудник работает на данном предприятии. К такого рода активам можно отнести производственный опыт, знания, навыки, приверженность фирме. На основании вышеизложенного можно говорить о том, что процесс использования нематериальных факторов весьма значительно отличается от процесса использования материальных активов, асами нематериальные активы весьма неоднородны по структуре и свойствам.
В настоящее время, при оценке стоимости бизнеса в ряде случаев можно столкнуться с такой ситуацией, когда рыночная стоимость современной фирмы может в сотни раз превосходить стоимость ее балансовых активов. Данная разница (goodwill) является ни чем иным как оценкой рынком реальной стоимости неосязаемых интеллектуальных активов фирмы. Следовательно, рыночную стоимость предприятия определяет именно его интеллектуальный потенциал. В этой связи, особое значение получает процесс формирования на предприятии нематериальных активов, начиная с момента получения информационных ресурсов и до превращения их в объекты собственности и коммерческие продукты.
Учет нематериальных активов
В тоже время все операции, касающиеся ИС, как и материальных активов, в обязательном порядке подвержены обязательному бухгалтерскому контролю и учету. Далее, происходит взаимопересечение интеллектуальной собственности и нематериальных активов, при этом в качестве критериев в ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов» определяются следующие [2]:
В целях налогового учета (ст. 258 НК РФ) [3] нематериальными активами признаются приобретенные и(или)созданные налогоплательщиком результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течение длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев).
Для признания нематериального актива необходимо выполнение как минимум 2 условий:
Итак, интеллектуальная собственность, являясь продуктом творческой деятельности сотрудников организации, использования их знаний и опыта, относится к нематериальным активам организации.
Какие существуют объекты интеллектуальной собственности на предприятии?
Говоря об объектах интеллектуальной собственности, вовлеченных в хозяйственную деятельность предприятия, следует акцентировать внимание на трех объектах:
Объекты промышленной собственности подразделяют на две подгруппы:
Объектами авторского права являются:
Все объекты промышленной собственности, авторского права и ноу-хау (в зависимости оттого, как они овеществляются в инновации) делятся на две группы: производительные и маркетинговые активы.
Производительные интеллектуальные активы
Производительные интеллектуальные активы (ПИА) овеществляются в процессе создания и производства инновационной продукции, определяя ее потребительскую ценность и технологическое совершенство. К ПИА относятся объекты промышленной собственности первой подгруппы (ОПС-1) и те объекты авторского права и ноу-хау, которые играют активную роль в проработке технических решений при создании инновации и технологии производства инновационной продукции.
Маркетинговые интеллектуальные активы
Маркетинговые интеллектуальные активы (МИА) овеществляются в процессе реализации инновационной продукции непосредственно в товарах. К МИА относятся объекты промышленной собственности второй подгруппы (ОПС-2) и те объекты авторского права и ноу-хау, которые используются при исследовании рынка и в рекламных целях, предопределяя широкую известность новой продукции и ее успешную реализацию в соответствующих нишах рынка.
Для организаций-производителей товаров и услуг объекты промышленной собственности (ОПС) являются наиболее значимой частью интеллектуальной собственности и составляют основную долю интеллектуальных активов фирмы.
Преимущества использования объектов интеллектуальной деятельности
Значимость ОПС определяется существенными выгодами, которые получают организации, создающие или приобретающие в процессе инновационной деятельности объекты интеллектуальной собственности.
Багов В. П., Селезнев Е. Н., Ступаков В. С. выделяют следующие преимущества в конкурентной борьбе, которые получают предприятия от использования объектов интеллектуальной деятельности [4]:
Объекты промышленной собственности приносят их владельцам значительные финансовые выгоды за счет продажи прав на этот вид собственности (продажа патентов и торговых марок) и заключение лицензионных договоров. Финансовые выгоды следуют также из возможностей снижения налогооблагаемой базы и экономии на НДС, регулирования объема амортизационных отчислений и создания фондов на приобретение новых объектов интеллектуальной собственности.
Являясь хорошо оцениваемыми и реализуемыми на рынке интеллектуальной собственности нематериальными активами, каждый новый объект промышленной собственности становится дополнительным вкладом в уставной капитал организации. Этот фактор предопределяет необходимость строгого учета ОПС, которыми владеет организация, и умения оценить их стоимость.
Таким образом, в качестве объектов управления интеллектуальной собственностью на предприятии выступают права на объекты творческого труда, а также активы предприятия, связанные с ними.
Стратегия управления интеллектуальной собственностью на предприятии
Управление интеллектуальной собственностью на уровне предприятия можно рассматривать как комплекс мероприятий, направленный на сохранение, развитие интеллектуального потенциала, способный повысить конкурентоспособность и экономическую безопасность предприятия посредством выполнения необходимых рыночных процедур по охране и коммерциализации интеллектуальной собственности. В этой связи деятельность любого предприятия в отношении интеллектуальной собственности должна осуществляться в следующих трех направлениях:
Эффективное управление интеллектуальными ресурсами предприятия способно обеспечить доходность бизнеса в долгосрочной перспективе, реализовать эффективную научно-техническую политику и в конечном итоге повысить инвестиционную привлекательность предприятия.
Управление интеллектуальной собственностью на предприятии необходимо рассматривать как составную часть общей стратегии поведения предприятия на рынке, только в этом случае может быть достигнут максимальный эффект от использования и управления ОИС.
Следует выделить следующие основные факторы, определяющие стратегию управления интеллектуальными ресурсами фирмы:
Этапы реализации политики предприятия по управлению интеллектуальными ресурсами
Реализация политики предприятия по управлению интеллектуальными ресурсами по мнению Мазур Н. 3. происходит по следующим этапам [5]:
Определение стратегии и тактики по приобретению и созданию объектов интеллектуальной собственности
Реализации политики по управлению интеллектуальным ресурсом в любой организации необходимо начать с разработки стратегии и тактики по приобретению и созданию ОИС, которое заключается в детальном изучении рынка на наличие продуктов-аналогов, определения направления развития техники и технологии в актуальной области, кроме того необходимо удостовериться, не закреплены ли права на разрабатываемый объект ранее за другими участниками рынка.
Инвентаризация и постановка на учет
Затем осуществляется постановка на учет новых и проведение полной инвентаризации существующих на предприятии ОИС, что проводится в соответствии с Международным стандартом финансовой отчетности.
Обеспечение правовой защиты
Необходимо обеспечить правовую защиту всех созданных объектов интеллектуальной собственности, которые могут быть представлены как техническими, так и организационными и экономическими решениями. Это в свою очередь обезопасит деятельность организации, позволит сохранить полученное монопольное преимущество за счет ОИС. Это особенно актуально для небольших компаний, которые в противовес более крупным не обладают зачастую ни достаточными финансовыми ресурсами, позволяющими коммерциализировать ОИС, ни практическим опытом в осуществлении подобных операций.
Коммерческая реализация прав на продукты интеллектуальной деятельности
Кроме того, необходимо учитывать, что ОИС являются важнейшим фактором, способным повысить рыночную стоимость организации. Охрана интеллектуальной собственности защищает собственника от копирования и подделки продукта, позволяет создать положительную репутацию, сделать более узнаваемой, в том числе и за счет регистрации товарных знаков, заключать соглашения о лицензиях и франшизах, основанных на интеллектуальной собственности, и как следствие позволит получать дополнительный доход от использования объектов интеллектуальной собственности.
Объекты интеллектуальной собственности могут быть внесены в уставной капитал, рассматриваться в качестве залога для получения кредита, выступать в качестве товара в договоре купли-продажи и т. д. Для осуществления данных операций необходимо оценить объекты интеллектуальной собственности, причем данная цена должна быть реальной и обоснованной.
Формирование мотивации и стимулов для повышения эффективности работы сотрудников
Инициатором и исполнителем любого инновационного процесса является человек, сотрудник организации, обладающий необходимым объемом знаний, навыков, умений, то есть необходимым инновационным и интеллектуальным потенциалом. Успех в развитии фирмы зависит зачастую от конкретных людей, и их коллективных действий, а не от финансовых ресурсов фирмы. Поэтому в настоящее время огромное внимание уделяется формированию продуманной кадровой политике, включающей в первую очередь четкую систему мотивации сотрудников, занятых в сфере интеллектуальной деятельности, ориентировать их на создание нового продукта фирмы, призванную активизировать инновационную деятельность на предприятии.
Проведение постоянных патентных исследований
Кроме того, необходимо проведение постоянного мониторинга состояние рынка патентных исследований в направлениях, актуальных для деятельности предприятия, с целью получения достоверной информации о перспективах развития бизнеса, отслеживания границ владения, приобретения и передачи прав на объект интеллектуальной собственности, используемых в своем производстве и у конкурентов.
Управление интеллектуальной собственностью в России
Управление интеллектуальной собственностью в российских условиях имеет свою специфику, обусловленную устранением наиболее слабых мест в развитии государственной стратегии поданному вопросу, объединении инфраструктурных элементов, обслуживающих отношения собственности в единую систему, основанную на государственном регулировании и партнерских отношениях с бизнесом. На уровне организации управление интеллектуальными ресурсами сводится к достижению основных целей, позволяющих инициировать и активизировать инновационную деятельность на предприятии, повысить конкурентоспособность продукции и услуг фирмы на внутреннем и внешнем рынке.
Необходимость активного вовлечения объектов интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот и эффективное управление ОИС на предприятии диктуется как общеэкономической мировой обстановкой, так и спецификой экономического развития России.
Слабым местом в функционировании современной российской фирмы заключается в том, что знания научно-исследовательского, опытно-конструкторского, организационно-управленческого, маркетингового и иного характера, которыми обладает организация, а также внутрифирменная культура, опыт и квалификация персонала, торговые марки, репутация и т. д. рассматриваются как вспомогательные ресурсы и побочные продукты, используются бессистемно и нерационально, не говоря уже о том, чтобы рассматривать их как основной рыночный продукт компании, как фактор, способный реально повлиять как на повышение эффективности функционирования, так и на увеличение стоимости чистых активов фирмы.
Необходимо подчеркнуть тот момент, что в условиях жесткой конкуренции только уникальный характер интеллектуальных активов фирмы может обеспечить в долгосрочной перспективе достаточно прочную монопольную защиту для получения стабильных доходов на своем рынке. Кроме того, немаловажным является тот факт, что данная монополия охраняется законами.
Авторы
Исхакова Эльвира Ильфатовна, аспирант кафедры управления инновациями и инвестиционной деятельностью ГОУ ВПО «Башкирская академия государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан».
E-mail: elvira-ufa2006@mail.ru
Мазур Наталья Зиновьевна, д.э.н, доцент, профессор кафедры управления инновациями и инвестиционной деятельностью ГОУ ВПО БАГСУ.