что такое расход материала
Расход материалов
Расход материалов – количество материалов определенного вида (размеров, качества и т. п.), необходимое для изготовления 1 кв. м изделий.
Рубрика термина: Общие термины
Полезное
Смотреть что такое «Расход материалов» в других словарях:
Удельный расход материалов — 22. Удельный расход материалов Количество материала, необходимое для изготовления 1 м2 паркетного изделия То же Источник: ГОСТ 4.223 83: Система показателей качества продукции. Строительство. Изделия паркетные. Номенклатура показ … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
РАСХОД — расхода, м. 1. только ед. Действие по глаг. разойтись в 3 знач. расходиться (2) (разг.). «Издавать журнал по самой дешевой цене для большего расхода.» Тынянов. 2. Затрата, издержка на что–н.; противоп. доход, приход. «Мать сует мне на расходы… … Толковый словарь Ушакова
Расход основных строительных материалов — – это их абсолютный или относительный (например, на 1м2 или 1 м3 здания) расход по видам материалов (например, стали, цемента, бетона). Под приведенным расходом материалов понимают расход данного вида материалов приведенный к единым для… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов
Расход лакокрасочного материала — – количество лакокрасочного материала, необходимое для получения на единице площади при заданных рабочих условиях высохшего лакокрасочного покрытия заданной толщины. [ГОСТ 28246 2006, ГОСТ Р 52362 2005] Рубрика термина: Общие, краски… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов
Расход лакокрасочного материала — Расход лакокрасочного материала: количество лакокрасочного материала, необходимое для получения на единице площади при заданных рабочих условиях высохшего лакокрасочного покрытия заданной толщины. Источник: БЕЗОПАСНОСТЬ ЛАКОКРАСОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ … Официальная терминология
расход материала полезный — Масса (объем) материала, образующая готовое изделие. Определяется по чертежу изделия и расчетной массе материала. Отношение полезного расхода материала к норме расхода называют коэффициентом использования материалов.… … Справочник технического переводчика
расход — 3.11 расход: Объем воздуха, проходящий через терморегулятор в единицу времени. Источник: ГОСТ Р ЕН 257 2004: Термостаты (терморегуляторы) механические для га … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
расход основных строительных материалов — абсолютный или относительный (например, на 1м2 или 1 м3 здания) расход по видам материалов (например, стали, цемента, бетона). Под приведенным расходом материалов понимают расход данного вида материалов, приведенный к единым для условий… … Строительный словарь
расход воды — 3.7 расход воды: Скорость разложения воды при перезаряде батареи, определяющая безуходность. Примечание Батареи с регулирующим клапаном имеют очень малый расход воды и не предназначены для доливки дополнительной воды. 3.8 сухозаряженная батарея… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Отражение расхода материалов в «1С:Бухгалтерии 8»
Отражения расхода товарно-материальных ценностей в 1С:Бухгалтерии 8
Использование материалов в производстве и на собственные нужды организации прежде в программе отражалось документом Требование-накладная. Документ позволял формировать акт на списание материалов (для документального подтверждения расходов), но не поддерживал забалансовый учет товарно-материальных ценностей (ТМЦ). Забалансовый учет поддерживается в документе Передача материалов в эксплуатацию. Но печатная форма акта на списание материалов в этом документе недоступна.
Начиная с версии 3.0.90 «1С:Бухгалтерии 8» порядок отражения расхода товарно-материальных ценностей оптимизирован. Под ТМЦ понимаются материалы, другие запасы, а также малоценное оборудование с несущественной стоимостью, которое не учитывается в качестве основных средств.
Об учете малоценных объектов в «1С:Бухгалтерии 8» редакции 3.0 см. в статье Учет малоценных объектов в «1С:Бухгалтерии 8».
Документ Требование-накладная переименован в Расход материалов. Как и прежде, данный документ доступен в разделах Склад и Производство (гиперссылка Расход материалов (требования-накладные)). Но в обновленном документе появились дополнительные возможности:
применяются два вида операции: Использование материалов и Передача сотруднику;
счета учета затрат можно указывать в шапке документа или в его табличной части;
можно настраивать варианты забалансового учета ТМЦ при передаче их сотруднику;
при передаче материальных ценностей сотруднику доступна печатная форма акта на списание материалов.
Использование материалов
Настройка способов указания счетов затрат выполняется в форме Счета затрат, перейти к которой можно по гиперссылке, расположенной в шапке документа рядом с текстом Счета затрат (рис. 1).
Рис. 1. Использование материалов
Если переключатель Указывается установить в положение:
В шапке, то в форме Счета затрат можно указывать счет учета и аналитику затрат одновременно для всех использованных материалов;
В списке, то счета учета и аналитика затрат указываются в табличной части документа отдельно для каждой номенклатурной позиции.
Счета учета затрат указываются только для собственных материалов, на давальческое сырье указанная настройка не распространяется.
При проведении документа формируются проводки по дебету счетов учета затрат в корреспонденции со счетами учета материальных ценностей.
Передача материалов сотруднику
Документ Расход материалов с видом операции Передача сотруднику используется для отражения расхода спецодежды, спецоснастки и другого малоценного оборудования с несущественной стоимостью при передаче его сотруднику (рис. 2).
Рис. 2. Передача материалов сотруднику
Эта же хозяйственная операция может быть отражена документом Передача материалов в эксплуатацию (раздел Склад).
Сотрудник выбирается из справочника Физические лица и указывается в поле Сотрудник.
В документе Расход материалов с видом операции Передача сотруднику счета учета затрат на списание материалов также можно указывать в шапке документа либо в его табличной части. При проведении документа формируются проводки по дебету счетов учета затрат в корреспонденции со счетами учета материальных ценностей. Дополнительно формируются проводки по забалансовому учету, при этом варианты забалансового учета материальных ценностей можно настраивать.
Если переключатель Учитывать по сотруднику установлен в положение Расход, то материальные ценности, переданные сотруднику, отражаются по дебету забалансового счета МЦ «Материальные ценности, переданные в эксплуатацию» и сразу же списываются с кредита счета МЦ. При таком варианте забалансового учета организация может контролировать расход переданных сотрудникам материалов в разрезе каждого сотрудника. Для этого достаточно сформировать любой стандартный отчет, например Оборотно-сальдовую ведомость по счету МЦ (рис. 3).
Рис. 3. ОСВ по счету МЦ.04
Если же переключатель Учитывать по сотруднику установлен в положение Расход и остаток, то материальные ценности, переданные сотруднику, отражаются по дебету забалансового счета МЦ и остаются закрепленными за этим сотрудником. При таком варианте забалансового учета организация может проводить инвентаризацию материалов, переданных сотрудникам.
Документальное подтверждение расходов
В документе Расход материалов независимо от вида операции предусмотрены печатные формы:
Акт на списание материалов.
Все печатные формы заполняются автоматически по данным документа Расход материалов.
Актом на списание материалов можно документально подтвердить факт расходования материальных ценностей, причем теперь это можно сделать и при передаче их сотруднику.
В поле Цель расхода следует указать назначение использования материальных ценностей, которое будет автоматически отображаться в Акте на списание материалов.
В организации акт расхода материалов подписывают уполномоченные лица (председатель и члены комиссии), а утверждает руководитель.
Ф. И. О. и должность руководителя автоматически подставляются в акт из карточки организации. А состав комиссии во главе с председателем необходимо указать в форме Состав комиссии (для акта на списание материалов), перейдя по ссылке Комиссия.
Председателем комиссии считается физическое лицо, указанное в первой строке формы Состав комиссии (для акта на списание материалов). Если в составе комиссии заполнена только одна строка, то строки Председатель комиссии и Члены комиссии в акте не выводятся, а указывается только Ф. И. О. и должность подписанта.
Состав комиссии запоминается из последнего документа Расход материалов и в следующем документе заполнится автоматически.
Индивидуальный предприниматель подписывает акт сам. В этом случае в акте будет только одна строка для подписи.
В документе Расход материалов учетная цена и сумма по каждому наименованию фактически израсходованных материалов в явном виде не указываются.
В Акт на списание материалов подставляются стоимость и сумма списанных материалов, рассчитанные при проведении документа. Фактическая стоимость материалов может корректироваться в конце месяца при выполнении регламентной операции Корректировка стоимости номенклатуры. Таким образом, учетная стоимость списанных материалов, указанная в Акте на списание материалов, может отличаться от ее фактической стоимости.
Такой порядок не противоречит ни бухгалтерскому, ни налоговому законодательству, поскольку Акт на списание материалов предназначен для подтверждения экономической обоснованности расходования ТМЦ в определенном количестве.
Норма расхода материала в строительстве. Стройматериалы и перечень работ
Стоимость строительства зависит от многих показателей, основными из которых являются: количество и стоимость трудовых, материальных ресурсов и время работы техники. То есть, зная количество ресурсов, необходимое, например, на капитальный ремонт здания, и текущие цены на них, можно говорить о стоимости объекта в целом и планировать материально-техническое снабжение.
Норма расхода материала в строительстве определяется посредством сметно-нормативной базы, которая содержит информацию о затратах труда, среднем разряде работ, составе и времени эксплуатации техники, а также включает сведения о материалах и их расходе в натуральных единицах.
Основные понятия
Перестройка существующих объектов, капитальный и текущий ремонт, восстановление архитектурных сооружений и возведение новых зданий – все это объединяется одним термином «строительство». При этом материальные ресурсы (МР) – это совокупность предметов труда, которые используются в его процессе. К ним относятся изделия, материалы, полуфабрикаты, детали и конструктивные элементы. Но к их составу не имеют отношения технологическое оборудование, мебель или инвентарь.
Усредненный показатель потребности в конкретном предмете труда, необходимом для производства единицы объема строительных работ, определяется как норма расхода материала в строительстве.
Классификация материалов
В современном строительстве номенклатура используемых для него материалов содержит не одну сотню позиций. В зависимости от их происхождения, весь этот список делится на 2 вида: природные и искусственные материалы. Первые добываются из недр земли – камень, песок, древесина, солома. А вторые являются продуктом переработки природного сырья: кирпич, цемент, стекло, керамика.
По назначению виды строительных материалов делятся на 2 категории:
Классификация же по способу изготовления и технологическому признаку выделяет 4 группы материалов: природные каменные, вяжущие, лесные и металлические.
Разумеется, каждая работа в строительстве подразумевает использование конкретного материала, обладающего определенными свойствами. Так, для отделки фасада зданий необходимо, чтобы он обладал влаго- и морозоустойчивостью. Такими свойствами наделен облицовочный кирпич, поэтому в норме на наружное покрытие стен зданий и сооружений предусмотрен расход именного этого вида материального ресурса.
Потребность в материальных ресурсах
Расход материалов для строительства объекта устанавливается на начальном этапе всего этого длительного процесса. Начинается все с разработки проекта или составления дефектной ведомости (ДВ), в зависимости от сложности работ. В любом случае относительно их перечня и объемов определяется потребность в ресурсах.
Норма расхода материала в строительстве может быть найдена двумя способами: нормативным, при использовании сметной базы, и проектным – по чертежам. Сметные нормы определяют расход однозначно и без корректировок. Они содержат перечень рабочих процессов, которые выбираются в соответствии с описанной в ДФ/проекте технологии конкретного строительства.
Проектный способ предусматривает расчет расхода материалов по спецификациям, рабочим чертежам и производственным нормам. Этот способ считается более объективным, поскольку плановая потребность подлежит корректировке и в результате расход строительных материалов приближен к фактическому.
Сметные нормы
Сейчас ни одна стройка не обходится без составления проектно-сметной документации. Именно она выступает основанием для заключения договора на выполнение строительных работ. Составляется смета посредством выбора из множества нормативных сборников норм, соответствующих технологии конкретного строительства.
Усредненная совокупность ресурсов, установленная на измеритель работ, называется сметной нормой. Благодаря ей и определяется нормативное количество ресурсов на земляные, свайные, отделочные, изоляционные, малярные работы и т. д.
Сейчас на территории России действуют государственные элементные сметные нормы (коротко ГЭСН), применяемые для составления смет ресурсным методом, и федеральные единичные расценки (ФЭР), являющиеся основанием для создания смет базисно-индексным методом.
Пример ГЭСН
Так, в сборнике 2001-63 представлены нормы на обойные, облицовочные и стекольные работы, которые содержат информацию о расходе материальных ресурсов. В технической части к нормативному документу описано, как следует определять объем работ, например, при смене стекол их измерителем служит площадь остекления.
Итак, если взять норму 63-1-2, то она дает информацию о ресурсах, необходимых для смены стекол площадью до 0,5 м², толщиной до 3 мм на штапиках. К норме приводится состав работ:
Основные виды строительных материалов, согласно приведенной норме, – это стекло и штапики. Причем норма расхода стекла на 100 м² работы составляет 115 м², а это означает, что учтены потери, возможные в процессе прирезки.
Производственные нормы расхода
Производственные нормы расходов разрабатываются по методическим указаниям с соблюдением технического нормирования потерь материалов, исходя из условий производства работ, предусмотренных СНиП. Формула производственной нормы расхода строительных материалов выглядит так:
Нч – это количество материала без учета потерь и отходов, возникающих во время перемещения, хранения и укладки его в дело;
Н0+Нп – это, соответственно, отходы и потери, без которых не обходится ни один производственный процесс. Например, обрезки кабеля, труб, стекла, опилки древесины, потери сыпучих материалов.
Индивидуальные нормы расхода
Индивидуальные квоты разрабатываются в тех случаях, когда данные работы отсутствуют в номенклатуре сметных и производственных норм. Они создаются внутри строительно-монтажной организации, и по ним определяется норма расхода материала в строительстве при изготовление индивидуальных (по проекту) металлоконструкций, каркасов, арматурных сеток или распиловку лесоматериалов.
Эти нормы создаются для того, чтобы использоваться при составлении смет с привлечением федеральных средств, и подлежат экспертизе. Их также должен утвердить главный инженер на предприятии.
Фактический расход
Даже если стройка запланирована не на один год, то все равно ежемесячно по ней предоставляются отчеты в бухгалтерию. Одним из таких документов является отчет прораба о фактическом расходе материалов. Основанием к списанию материалов служат:
Выполняется отчет по форме М-29, которая содержит таблицу, приведенную ниже:
№ п/п | Код материала | Наименование | Ед. измерения | Расход по норме | Расход по факту | Экономия/перерасход |
1 | 1001 | Облицовочный кирпич | шт. | 150 | 150 | — |
2 | 1121 | Грунтовка | л | 27,8 | 30 | +2,2 |
3 | 1321 | Гвозди строительные | т | 0,0002 | 0,00019 | -0,00001 |
К этому отчету начальник участка должен будет приложить объяснительную записку техническому отделу о сверхнормативном перерасходе грунтовки. В ней придется указать причины такого положения дел.
Стройматериалы и перечень работ
Нормы, как вы понимаете, носят усредненный характер и не всегда учитывают современную технологию производства, подразумевающую использование новых материалов. Ниже предоставляется таблица со справочной информацией по расходу материалов при выполнении популярных общестроительных работ.
№ п/п | Наименование | Расход | Примечание |
Малярные работы: | |||
1 | Водоэмульсионная краска | 9-15 л/м 2 | 2 слоя |
2 | Однослойная водоэмульсионная | 8 л/м 2 | |
3 | Акриловая краска | 10-14 л/м 2 | 2 слоя |
Отделочные работы: | |||
4 | Грунтовка «Бетоконтакт» | 0,35 кг/м 2 | Толщина слоя 1 см |
5 | Смесь гипсовая «Ротбанд» | 8,5 кг/м 2 | Толщина слоя 1 см |
6 | Плиточный клей СМ 9 | 3,2 кг/м 2 | Сторона плитки до 200 мм |
Полы: | |||
7 | Стяжка цементная «Кнауф-Убо« | 7,5 кг/м 2 | 1 см |
8 | Пескобетон М-300 на основе цемента | 20 кг/м 2 | 1 см |
9 | Быстротвердевающий универсальный наливной пол «Юнис Горизонт« | 17 кг/м 2 | 1 см |
Ее использование поможет понять, хоть и примерную, стоимость проведения тех или иных работ, да и строительства в целом.
Про листы, нормы расхода и деловой отход
Автор:
Чилингаров Константин Александрович
Руководитель разработки VOGBIT
Периодически на форуме, а иногда и при личном общении, мне задают похожие вопросы, связанные изготовлением деталей из листа и нормами расхода материалов. Обычно, так или иначе, они сводятся примерно к следующему:
Вот в качестве примера характерный вопрос подобного типа1:
«У меня в изделии есть крупногабаритная деталь из листа. На лист она помещается одна, но занимает его не весь. В этом же изделии есть и ещё ряд более мелких деталей из такого же листа. Их, в принципе, можно разложить на оставшуюся часть листа. Но проблема в том, что в разных модификациях изделия (в разных заказах) эти мелкие детали могут быть, а могут и не быть. И если они есть, то получается лист уйдёт целиком, а если нет, то останется обрезок. Как это учесть в норме расхода?»
На самом деле, всё намного проще, чем может показаться с первого взгляда. Но чтобы ответ был понятнее, я приведу его не сразу, а после некоторого экскурса в проблематику вопроса. Давайте рассмотрим поподробнее, что такое норма расхода материала, для чего эта характеристика нужна, и какими она обладает особенностями.
О нормах расхода и реальном количестве затрачиваемого материала
Вот хорошо сформулированное определение: «Под нормой расхода материала следует понимать достаточное и необходимое его количество для изготовления единицы продукции» (источник). Сейчас я намеренно привожу только само определение. Дальше там ещё есть хороший комментарий, но к нему мы вернёмся чуть позже.
То есть, применительно к детали, норма расхода – это то количество материала, которое требуется для того, чтобы изготовить одну такую деталь.
И вот тут существует одно весьма распространённое заблуждение. В определённых кругах считается, что норма расхода обязательно должна быть очень точной. Т.е. в точности соответствовать количеству реально потраченного материала.
На самом деле, это не так. В подавляющем большинстве случаев, норма расхода – по определению величина средняя. И она не может абсолютно точно отражать фактическое количество материала, потраченного на изготовление детали, хотя бы потому, что количество это для одной и той же детали разное в разные моменты времени. Особенно хорошо это заметно, если говорить о деталях из листового материала. Если вы хоть раз имели дело с таковыми, то понимаете, что на один и тот же стандартного размера лист можно в разных вариантах разложить разные детали в разном количестве. При этом совсем не так тривиален, если разобраться, сам по себе вопрос, каким образом точно вычислить, какая именно часть листа ушла на одну конкретную деталь из всех на него разложенных (если речь идёт, конечно, не о простейших вариантах, вроде прямоугольников, занимающих всю площадь листа). Но даже если этот вопрос вообще опустить, не зацикливаясь на нём, то всё равно понятно, что количество материала в пересчёте на одну деталь придётся разное в зависимости от того:
Причём, отличаться значение может даже в разы, если детали сложной геометрии, с большими «вырезами» и т.п.
Ну и наконец, для любителей абсолютно точных цифр (а я встречал случаи, когда люди зачем-то вычисляли норму расхода обычной чёрной стали в килограммах с точностью до 4-ого знака после запятой) можно также напомнить, что ГОСТ на металлопрокат хоть и задаёт значения размеров и веса для каждого сортамента, но допускает и определённые отклонения. И по факту одинакового типоразмера трубы или листы, даже от одного и того же производителя, немного отличаются и по размерам, и по весу. Вопрос только, с какой точностью мерить. Кстати, не будем забывать и о том, что те же весы, которыми взвешивают металл, в большинстве случаев имеют точность далёкую от идеальной.
Таким образом, можно с уверенностью констатировать тот факт, что если несколько раз сделать по чертежу одну и ту же деталь, то фактически потраченное количество материала, практически наверняка, будет каждый раз разным. Вопрос только в том, насколько оно будет отличаться. Заметно или совсем немного, в пределах погрешности измерений. Это зависит от многих факторов, в частности типа производства, о чём позднее мы ещё поговорим.
Норма же расхода является характеристикой не одной конкретной, уже физически изготовленной детали, а «детали вообще». Причём устанавливаться она может даже до того, как в реальности первая такая деталь будет сделана (об этом мы тоже ещё поговорим). Поэтому норма расхода, в подавляющем большинстве случаев, не может, в принципе, быть абсолютно точной, а способна лишь с определённой степенью точности отражать среднее значение количества материала, который тратится на изготовление соответствующей детали.
Физико-лирическое отступление
В физике есть такой фундаментальный постулат, как «Принцип неопределённости Гейзенберга». Говоря простым языком, он гласит, что невозможно в один и тот же момент времени точно измерить и импульс (скорость, направление движения) частицы, и её координаты.
Обычные детали, стальные листы и т.п. – всё это, конечно, очень далеко от элементарных частиц. Но при желании можно усмотреть параллели в том, что говорить о точных значениях некоторых показателей имеет смысл лишь в определённый момент времени и в определённых условиях.
Так, когда на складе лежит стальной лист, можно очень точно измерить его размеры и вес (было бы желание). Но, зачастую, нельзя в этот момент точно сказать, сколько этого листа уйдёт в пересчёте на одну конкретную деталь, так как в этот момент ещё доподлинно неизвестно, как и какие именно детали будут разложены конкретно на этом листе.
После того, как лист будет «изрезан» на детали, с достаточно высокой точностью можно «размазать» общий вес или площадь листа на эти детали и получить количество материала на каждую деталь. Но будет ли это точным показателем? В принципе, да, но только для конкретно этих деталей в этот момент времени. Т.к. когда в следующий раз мы разложим те же наименования деталей, но, например, в другом количестве и расположим их на таком же листе по-другому, количество материала в пересчёте на одну деталь окажется другим.
О точном учёте материалов
Итак, мы определились, что количество фактически израсходованного материала на деталь – это величина не постоянная. Раз от раза в пересчёте на деталь может уходить чуть меньше материала или чуть больше. Особенно заметно это на деталях из листа и в мелкосерийном производстве. В других случаях такой эффект тоже в разной степени присутствует, просто он не так явно бросается в глаза.
А нужно ли при этом, чтобы норма расхода материала, указанная на деталь, как можно более точно соответствовала реально израсходованному (сегодня, сейчас) количеству материала при изготовлении такой детали?
Если разобраться, то вообще-то, «не так чтобы очень».
Конечно, это хорошо, если норма достаточно точно соответствует реальному расходу материала. Но даже, если это и не так, и норма отражает данный показатель лишь усреднённо, то в этом, на самом деле, тоже нет ничего сильно страшного.
Здесь имеет смысл разобрать ещё одно типичное заблуждение. Звучит оно примерно так: «точная норма нужна нам для точного учёта материалов».
А так ли это на самом деле?
Начнём с того, откуда возникает подобная идея. Мне кажется, что из «бухгалтерского» (если можно так выразиться) взгляда на производство.
Есть такая методика учёта. Когда с одной стороны измеряется количество пришедшего на предприятие материала. С другой – количество сделанных из такого материала готовых деталей. Далее берётся норма расхода материала на деталь и умножается на количество сданных деталей. Получается, вроде как, количество потраченного материала (теоретически). Оно вычитается из пришедшего количества и получается остаток. Сколько теоретически должно ещё быть материала «где-то там», на предприятии. Часто можно встретить словосочетание «списание по нормам». Это как раз про такой случай.
Главный плюс указанного метода учёта – такой учёт очень просто организовать. Измерить входящий на предприятие поток материала элементарно (есть накладная от поставщика, в ней всё написано). Посчитать, сколько каких готовых деталей сдали – тоже не большая проблема. Причём, непосредственно на склад металла и в производство при такой постановке вопроса можно вообще ни разу не ходить (что многих, судя по всему, и привлекает.
Но вопрос тут не в том, хорош или плох такой способ учёта. А в том, как и для чего его применять. Всё достаточно неплохо работает, если таким методом отслеживать общее состояние, например, раз в месяц или в год. В целом. Примерно. То есть посчитать, сколько итого за это время материала купили. Сколько, судя по отчётности, за этот же период должны были потратить. Одно из другого вычесть и получить, сколько где-то там по идее ещё должно быть. В целом, плюс-минус, должно получиться похоже на правду.
И вот здесь, зачастую, делается вывод – у нас неправильные нормы! Неточные. Надо более точные! Ну как же? Мы же списываем по нормам. А остаток «не бьётся». Значит, нормы надо уточнить!
Вот такая примерно логика…
Но на самом деле она ошибочна и только заводит в тупик. Изначальный посыл неверен. Дело тут не в точности соответствия нормы расхода и количества материала, реально потраченного на отдельную партию деталей.
Дело в том, что подобный метод учёта просто не подходит2 для точного учёта в режиме реального времени. Для того чтобы получать ответ на вопрос «сколько чего точно у нас есть на складе сейчас».
Во-первых, как мы подробно рассмотрели выше, точное количество материала фактически ушедшего на деталь – величина непостоянная. А норма расхода – величина средняя. Поэтому, чтобы более-менее соответствовало реально потраченному количеству материала, нужно брать данные за какой-то период. И чем длиннее будет этот период, тем более точное будет соответствие (если нормы, конечно, не завышены и не занижены). И наоборот. Чем короче период времени, за который берутся данные (чем более оперативно мы хотим получать данные об остатках на складе), тем меньше вероятность точного соответствия расхода «по нормам» и фактического.
Во-вторых, метод учёта путём «списания по нормам» никак не учитывает расходов материалов, не приводящих к появлению готовых деталей. А в реальном производстве такое нет-нет, да случается. И программа, списывающая материалы «по нормам», просто ничего не знает о подобном движении материалов без чужеродных для соответствующего метода учёта искусственных «информационных инъекций».
И наконец, нельзя забывать, что между моментом выдачи материала со склада и моментом появления готовой детали из этого материала проходит определённое время. Где-то это несколько часов, а где-то и несколько месяцев. Зависит от технологии. Поэтому если пытаться вычислить методом «списания по нормативам» реальные остатки материала, то получится, что в своём учёте вы, по определению, будете всегда отставать от существующего положения вещей.
Таким образом, метод учёта материалов путём «списания по нормативам» максимально прост в реализации, но имеет существенное ограничение по применимости. Он хорошо подходит, если собрать данные за какой-то (желательно, достаточно длинный) период времени, и потом их обработать. В результате можно получить вполне достоверную информацию о затратах материалов, в целом, за этот период, и об остатках, которые теоретически должны быть на конец периода. Но данный вариант организации учёта совершенно не подходит для контроля движения и остатков материалов в режиме близком к online. И никакое «уточнение норм» тут не поможет.
Мне довелось на практике наблюдать несколько попыток применить метод «списания по нормам» для задач оперативного учёта текущего движения материалов. В одних случаях это сводилось к бесконечному вводу в используемую учётную программу огромного количества данных и столь же бесконечной их правке задним числом. В других – в учётную программу закладывалась какая-то хитроумнейшая логика виртуальных расчётов и пересчётов. Ни в том, ни в другом случае, никакого практического результата, кроме активной работы людей сопровождающих учётную программу, заметить не удалось. Никакого оперативного реального учёта, как не было, так и не появилось, что вполне естественно.
Если вы хотите в любой момент времени знать точное количество материала на складе «на сейчас», то это решается другими средствами. Для этого достаточно просто вменить в обязанность кому-то из сотрудников (кладовщику) ежедневно фиксировать две вещи:
Это необходимое и достаточное условие. Решите эту задачу, и вы всегда, в любой момент времени, будете и абсолютно точно знать, чего и сколько у вас на самом деле есть на складе, и чётко контролировать реальное движение материалов. А то, насколько точно у вас при этом соответствует средняя норма расхода материала на одну деталь реальному расходу при изготовлении такой детали сегодня – это вообще-то и не важно, если разобраться.
Об использовании норм расхода
Так что же тогда зависит от нормы расхода материала? Для чего используется именно норма расхода, и какие требования к её значению?
Тут будет уместно ещё раз привести понравившееся мне определение, которое я процитировал в самом начале. Только на этот раз приведу полностью весь фрагмент текста:
«Под нормой расхода материала следует понимать достаточное и необходимое его количество для изготовления единицы продукции. Иными словами, норма расхода материала – это определенная мера затрат, которая отражает не сложившуюся ситуацию в производстве продукции, а дает ориентир, придает целенаправленный характер в совершенствовании производства, техники, технологии, вида, фасона выпускаемой продукции.»
Для чего, в первую очередь, это нужно?
Например, на этапе, когда реально никакие листы ещё не порезаны и даже не куплены. Но уже сейчас нужно, хотя бы приблизительно, прикинуть, сколько и каких материалов потребуется, сколько примерно это будет стоить, дать задание снабжению, что покупать, и т.п.
Когда производство получает задание, хорошо бы сразу дать ему и документ, где написано, что для выполнения этого задания нужно получить на складе (лимитно-заборная карта и т.п.). Это сильно облегчает жизнь всем участникам процесса, упорядочивает и формализует движение материалов. И вот тут как раз норма расхода – полезная информация. Из того, какие детали в задании, сколько их, и каковы нормы расхода материалов на эти детали, очень легко составить список необходимых материалов и приблизительное нужное количество. Особенно, если программа есть соответствующая. В VOGBIT, например, такой список просто сам составляется. Остаётся только его сохранить, как заявку на склад, распечатать и т.п.
Главное здесь правильно понимать смысл этого списка и цифр в нём. Как мы выше определились, норма – вещь примерная. Поэтому рассчитанное по нормам количество материала в лимитке – это никак не строгое указание складу «выдавать ровно столько». Это ориентир. Сколько, если отталкиваться от средних значений, должно примерно понадобиться. А по факту, вполне, может быть выдано/потрачено, как несколько больше, так и несколько меньше.
Часто, в этом месте в обсуждениях возникает некоторый «ступор». Люди говорят: «Ну как же? Это значит не указано же точно сколько выдавать! Это же значит, они могут взять больше! Как же так? Так не должно быть!» и т.п.
Тут можно заметить следующее:
Во-первых, в большинстве случаев, «они» если захотят, то всё равно возьмут. И никакая программа или распечатанная из неё бумажка «их» не остановит. Во-вторых, тут уже в дело вступает здравый смысл. Например, если по норме нужно 1.3 листа, то кладовщик всё равно выдаст 2. Он же не будет сам резать на складе стальной лист. А чтобы заранее более точно сказать, сколько именно листов уйдёт на смену, нужно сначала составить раскрой (программу раскроя). Хорошо, если есть возможность сделать это заранее. А бывает и так, что сначала завозят материал в цех, а потом уже составляют программу. Надо же как-то и в этом случае понять, сколько завозить материала. Хотя бы примерно.
Иными словами, так же, как норма расхода сама по себе является величиной усреднённой, так и посчитанное по нормам общее количество материала на задание, указанное в заявке на склад – это не абсолютное значение, от которого ни в коем случае нельзя отклоняться, а лишь ориентир для всех участников процесса. Для одних – сколько примерно выдавать, для других – сколько примерно получать.
Хорошо, если уже на этапе получения есть возможность уточнить. В этом случае технолог (или другой ответственный за данный вопрос специалист) может просто откорректировать количество в заявке на склад. Это можно сделать как в электронном документе в программе, так и просто дописать от руки в уже распечатанную «лимитку» дополнительные указания/уточнение для кладовщика.
Если же такой возможности нет (до получения материала со склада уточнить его количество в заявке в соответствии с реальным раскроем), то в любом случае лучше иметь хотя бы примерную информацию, чем совсем никакой.
Что же касается борьбы с воровством и мотивирования персонала к более рациональному использованию материала, то тут точность цифр в компьютерах и «лимитках» не очень то поможет. Эти задачи решаются другими методами и средствами.
Что мы имеем в итоге?
Если принять, что предварительные расчёты (потребностей в материалах на заказ, себестоимости и т.п.), а также формирование заявок для получения материалов на складе – это основное предназначение информации о нормах расхода материалов3, то напрашивается вывод:
В идеале, норма расхода материала на деталь должна максимально точно отражать не то, сколько уходит на эту деталь материала в какой-то конкретной производственной ситуации (при определённом раскрое), а то, сколько материала на такую деталь уходит в среднем, с учётом возможных разных вариантов раскроя и т.п.
Так что же про листы?
Теперь, когда мы разобрались с тем, что же имеет смысл писать в норму расхода материала и почему, вернёмся к листам.
Рассмотрим, какие, в принципе, существуют варианты организации работы с листовым материалом в производстве безотносительно каких-либо программ. И попутно будем отмечать, как выбор того или иного пути, выглядит с точки зрения работы в VOGBIT.
Раскрой известен заранее
Идеальный вариант с точки зрения технолога (и с точки зрения экономии материала) – когда ты заранее совершенно точно знаешь, сколько и каких деталей нужно будет вырезать. И это точно не изменится.
В таком случае можно вообще все детали, которые делает предприятие, заранее разложить по листам наиболее оптимальным образом. Такие раскладки называют «картами раскроя». И дальше остаётся только резать и резать детали в соответствии с такими заранее заготовленными картами раскроя. С минимально возможными затратами листов и времени.
Однако, хорошо работает такой подход только в тех случаях, когда вы постоянно делаете одни и те же детали. В одних и тех же сочетаниях. Без изменений вообще или с минимальными изменениями. Например, такой вариант работы я видел вживую на одном из крупнейших тракторных заводов. Во времена Советского Союза это был классический образец серийного производства. Общее количество выпущенных (за всё время) этим заводом тракторов только одной самой популярной модели исчисляется миллионами штук. Все листовые детали модели трактора были разложены картам раскроя (по листам заданного размера), все карты пронумерованы, и заготовительное производство оперировало только этими готовыми картами раскроя.
Если говорить об использовании VOGBIT, то подобный принцип организации работы реализуется в программе очень просто. В базе данных VOGBIT заполняются спецификации заранее подготовленных карт раскроя. Сколько и каких деталей, по какой карте вырезается. А далее, в план производства детали включаются сразу «картами», т.е. строго определёнными комплектами. Вроде, «Карта №14» – 12 шт, «Карта №16» – 9 шт и т.д. Реализовать это очень просто стандартными средствами VOGBIT. Норма расхода на каждую карту (комплект деталей) получается равной ровно одному листу. Таким образом, под такой план производства вы всегда получаете в качестве потребности ровное количество листов, а на выходе соответствующую номенклатуру и количество деталей, в зависимости от сочетания запущенных комплектов (карт раскроя). И минимальное количество отходов.
Подводя итог, отметим ещё раз, что основная область применения указанного метода работы – крупносерийное производство. Где во главу угла ставится максимальная скорость производства одинаковых деталей в большом количестве с минимальными затратами материалов. Поскольку счёт таких одинаковых деталей идёт на десятки и сотни тысяч, то даже незначительная экономия материала за счёт оптимизации раскроя может дать в масштабах всего предприятия заметный эффект.
Раскрой «по месту»
Если говорить о ситуации более близкой к сегодняшней реальности, то предприятий машиностроительного или сходного профиля, массово выпускающих совершенно одинаковые изделия сейчас уже крайне мало (если они вообще таковые остались). «Клиенто-ориентированность» просто требует от производителя делать больше разных моделей, модификаций, учитывать индивидуальные требования и т.д. К тому же, свободный рынок – это далеко не то, что плановая экономика в масштабах страны. Сегодня заказ может быть, а завтра его может и не быть. Или будет, но уже совсем другой.
Кроме того, есть такие отрасли, где производство всегда и было единичным. Например, судостроение или изготовление строительных металлоконструкций. Где каждый новый заказ – это новый проект, новые детали и изделия из них.
Также нельзя забывать и то, что в мелкосерийном или единичном производстве в силу вступают совсем другие правила, за счёт чего обеспечивается экономическая эффективность и производительность. Это, вообще, тема достойная отдельного большого разговора. Применительно же к вопросам, обсуждаемым в данной статье, можно констатировать, например, что такой неоспоримый постулат массового производства, как «лучше делать большими партиями, чем маленькими», в мелкосерийном производстве может давать эффект абсолютно обратный желаемому – увеличение затрат и сроков изготовления продукции.
Что же в итоге получается, если говорить о резке листа, профиля и т.п. и последующем изготовлении из них деталей в условиях мелкой серии или производства на заказ?
То, что потребность в тех или иных деталях постоянно меняется. Сегодня нужны одни, а завтра другие. Делать нужно постоянно разные наименования, в разном количестве. В таких условиях составлять заранее карты раскроя – занятие малоперспективное. Номенклатура разных деталей большая. Количество разных сочетаний раскладки деталей на листах очень велико. А точно сказать, сколько именно и каких деталей нужно вырезать, можно лишь на относительно небольшое время вперёд. Резать что-то «про запас», просто для того, чтобы более оптимально использовать лист, чревато. Тем, что лист то вы, может быть, используете и оптимально, но зато, истратив деньги на материал и оплату труда рабочих, получите N-ое количество заготовок или деталей из этого листа, которые понадобятся только через пару месяцев. И не все. А может так случиться, что и вообще никогда не понадобятся. Сомнительная «экономия» получается…
Поэтому, чем ближе производство по своей сути к единичному, тем меньше смысла, обычно, в подготовке карт раскроя заранее. Программы для станков газовой, лазерной, гидроабразивной и т.п. резки делаются в данном случае «по месту». Когда чётко понятно, сколько и каких деталей надо резать непосредственно сейчас. Исходя из этого, нужное количество деталей уже раскладывается на листы того размера, которые доступны в настоящий момент. Делается это непосредственно перед тем, как резать, или незадолго до этого. Благо, современные технологии позволяют решать данную задачу очень оперативно. Достаточно иметь список нужных деталей и их развёртки в каком-нибудь стандартном формате. А дальше есть множество вполне доступных программ, которые позволяют быстро и более или менее оптимально разложить соответствующие заготовки по листам заданного размера и сразу же получить программу для станка с ЧПУ.
Как выглядит в данном случае работа с VOGBIT:
При подготовке производства в базу данных закладывается информация о том, из какого материала изготавливается какая деталь (пример). Более-менее точно указать норму расхода, как и сразу составить карту раскроя, на данном этапе может оказаться проблематично (и, в общем, не очень-то и нужно). Поскольку пока ещё неизвестно, с чем вместе в итоге надо будет вырезать деталь, когда дело до неё дойдёт в производстве. Но можно указать нужное количество материала приблизительно. Например, взять площадь или вес детали и добавить процентов 10 (или 20, или 25… Оптимальную величину такого «коэффициента технологических потерь» можно подобрать для своего предприятия только самостоятельно. Со временем и с опытом).
Сразу же можно добавить в базу данных VOGBIT к деталям их развёртки (файлы), если они у вас есть. Потом это вам сослужит хорошую службу. В некоторых случаях (например, производство металлоконструкций), когда развёртка детали понадобится, скорее всего, один единственный раз в жизни, нет большого смысла «раздувать» базу тысячами малополезных впоследствии файлов. Для такого варианта есть отработанная технология, когда в базе данных VOGBIT хранятся только ссылки (путь к файлам), а сами развёртки деталей лежат в папке на жёстком диске, отдельно от базы данных.
Далее план производства, а также задание для поста резки, формируются исходя из требуемой последовательности изготовления деталей с точки зрения оптимальной организации производственного процесса в целом. Отталкиваясь, в первую очередь, от того, что надо резать сейчас. А уже в рамках текущего (сменного) задания производству, VOGBIT может рассортировать детали по материалу заготовки: сколько каких деталей, из какого листа сейчас нужно вырезать. Есть также специальная функция для формирования комплекта файлов к заданию (вот тут и пригодились развёртки деталей). Таким образом, в качестве исходных данных специалист получает из VOGBIT:
Остаётся только, используя соответствующую программу, разложить развёртки по листам, получить программу для станка и вырезать.
При наличии технической возможности весь указанный процесс может быть максимально автоматизирован и сводиться к нажатию нескольких кнопок. Вот пример.
В завершении этой части отметим ещё раз, что главная область применения описанного метода работы – единичное или мелкосерийное производство. И по сравнению с массовым или крупносерийным производством, акценты здесь сильно смещены. В данном случае не так важно сэкономить немного материала на изготовлении какой-то одной конкретной детали, сколько важно точно в срок сделать именно те детали, которые в этот момент времени нужны. И какие-то несколько процентов экономии материала, за счёт поиска более оптимального раскроя, тут не идут ни в какое сравнение с потерями предприятия, которые могут возникнуть, если вовремя не сделать какие-нибудь 2-3 детали. Иными словами, сэкономив в какой-то момент несколько десятков рублей на раскрое, можно потом из-за этого потерять несколько миллионов рублей из-за отсутствия в результате в нужный момент нужных деталей. Поэтому в случае единичного и мелкосерийного производства часто бывает выгоднее даже и пожертвовать в каких-то пределах экономией материала, ради общей ритмичной и чёткой работы производства.
«Промежуточный вариант»
Выше мы рассмотрели два «крайних» варианта:
На самом деле, существует, конечно, и промежуточный вариант.
Предприятие вполне может выпускать такие изделия, где значительная часть деталей используются одни и те же во всех моделях продукции. А отличительные черты конкретных экземпляров продукции получаются путём добавления определённого количества «дополнительных опций» при сохранении неизменной основы изделия. При этом, если объём выпуска достаточно большой и/или технология изготовления отдельных общеупотребимых деталей достаточно сложная, то для сокращения сроков выполнения заказов вполне логично держать всё время некоторый запас уже изготовленных «ходовых» деталей на складе, и по мере необходимости его пополнять. И если часть из таких «общеупотребимых» деталей листовые, то в теории ничего не мешает запускать их в производство не в произвольном количестве, а определёнными комплектами, в заранее заданном количестве. А это значит, что для таких комплектов можно подготовить оптимальные с точки зрения использования материала варианты раскладки и использовать всегда их. Т.е. заранее подготовленные карты раскроя. Остальные же детали, которые нужны не так часто, и потребность в них появляется только при заказе определённой модификации изделия, можно раскладывать на листы «по месту», как в чисто единичном производстве.
Организационно, это получается некий «гибрид» серийного и единичного производства. Когда часть деталей делается строго под заказ, а часть берётся готовых со склада (делается серийно). Склад пополняется по необходимости: при поступлении большого заказа или по мере достижения некоторой заданной нижней границы запасов готовых деталей. Как в подобной ситуации применяется VOGBIT в части планирования и управления производством, не раз обсуждалось в других статьях, на форуме, и даже есть несколько видеороликов с простыми примерами. Вкратце, суть сводится к тому, что при изготовлении продукции формируется несколько производственных заказов (в минимальном варианте – два). Отдельно заказ на сборку самого готового изделия и изготовление для него тех деталей, которые производятся строго под этот заказ. Остальные (ходовые, постоянно применяемые) детали просто берутся готовые со склада. Если количества на складе недостаточно (с учётом поддержания определённого неснижаемого остатка), то формируется отдельный заказ на изготовление деталей для пополнения склада.
Специфика, накладываемая большим числом деталей из листа, может в данном случае отражаться в том, что при запуске заказа на пополнение склада, детали в этот заказ вставляются не произвольным образом, а только строго определёнными комплектами. Иными словами, существует несколько уже готовых карт раскроя листа (комплектов деталей). При возникновении дефицита деталей, подбирается определённое сочетание карт раскроя, которое даст на выходе номенклатуру и количество деталей, наиболее близкое к нужному.
С одной стороны, подобный вариант работы может немного сократить время (есть готовые программы для раскроя) и, возможно, лучше использовать материал. С другой стороны, это, что называется, «палка о двух концах». Поскольку количество заранее подготовленных вариантов раскладки и их сочетаний в любом случае ограничено, не исключено, что в результате каких-то отдельных деталей окажется несколько больше, чем сейчас нужно. Если такая ситуация будет раз за разом повторяться, то по некоторым позициям на складе могут постепенно образоваться довольно значительные излишки. Что автоматически сведёт всю «экономию» не нет.
Таким образом использовать заранее заготовленные карты раскроя в «не очень серийном» производстве, в принципе, тоже можно (не для всех деталей, но для самых ходовых). При условии соответствующей организации самого производства (планирование, выдача заданий, контроль движения готовых деталей). Однако, нужно внимательно следить за тем, чтобы подобная «экономия» в итоге не «вышла боком» в виде возникновения неоправданно больших запасов по отдельным позициям.
Про деловой отход
Теперь несколько слов о деловом отходе и его учёте.
Как-то на форуме мне задали вопрос: «Как правильно в VOGBIT учесть в норме расхода материала деловой отход?».
Ответ: не нужно его никак специально учитывать в норме расхода. Деловой отход можно учитывать или не учитывать сам по себе, что может в итоге повысить эффективность использования материала (и возможно, тем самым, снизить нормы). Сам же вопрос учёта делового отхода относится, скорее, к складскому учёту и с нормами связан лишь опосредованно.
Давайте уточним терминологию, а также вспомним некоторые сделанные выше заключения.
«Деловым отходом» будем называть часть листа (прутка, трубы и т.д.), которая осталась после вырезания из целого листа нужного числа заготовок, и при этом имеет такие размеры и форму, что выкидывать её нерационально, т.к. впоследствии из этого куска материала ещё можно будет что-нибудь сделать (вырезать другие детали).
«Норма расхода» есть количество материала, которое в среднем расходуется при изготовлении детали.
Логично, что норма расхода, как величина средняя, если она вычислена более-менее правильно и отражает реальную ситуацию, никак не зависит от того, будет ли вырезана конкретная деталь из целого листа или из его куска (из делового отхода).
Другой вопрос, что более рациональное использование делового отхода, как и в целом материала, в итоге может несколько снизить среднее количество потребляемого материла. Соответственно, можно будет несколько снизить нормы расхода. Но выявить такие изменения и посчитать их величину можно только со временем, набрав определённую статистику по соответствию действующих норм и фактических затрат (в VOGBIT есть возможность такого сравнения).
Другое дело, что в силу своей усреднённости норма расхода может не всегда точно отражать реальную ситуацию в плане «влезет или не влезет на обрезок», но это, в принципе, равно касается и целых листов. Норма расхода показывает лишь примерно, сколько нужно материала. Реальное количество в любом случае уточняется при раскрое. Применительно к деловому отходу этот вопрос просто требует более пристального внимания, так как габариты, формы обрезков листов и деталей, а также используемые единицы изменения могут быть самыми разными. Конечно, если размеры куска делового отхода и норма расхода отличаются в разы, то всё очевидно. Если же на 10-20 и т.п. процентов (в любую сторону), то это ещё ни о чём не говорит. В любом случае надо смотреть на месте. Что за детали, что за обрезки.
В чём заключается «учёт делового отхода»?
В том, что вы точно знаете, сколько и каких «обрезков» у вас реально есть. И, выдавая материал со склада, можете посмотреть в программе, что есть в наличии из обрезков и попробовать для начала подобрать что-нибудь подходящее из них.
Т.е. части листов, проката и т.п. не просто лежат в цехе, а появляется некая «электронная картотека», где все они учтены.
Нужно понимать, что учёт делового отхода, это не чисто программная функция. Это, в первую очередь, комплекс мероприятий и правил работы. Определённая организация бизнес-процесса. А программа – это всего лишь техническое средство, помогающее в этой организации. В частности:
Подобная организация работы, безусловно, потребует более высокой дисциплины и ответственности по отношению к своим обязанностям от всех участников процесса. Добавятся определённые дополнительные правила, которые нужно соблюдать, и действия, которые нужно выполнять. Т.е. это неизбежная дополнительная нагрузка на персонал (как и в любом случае при точном партионном учёте). В плюсе – более точная картина остатков материала (с учётом делового отхода), наличие в базе данных электронной картотеки «обрезков», которая теоретически позволяет более эффективно их использовать.
Нужно вам это или не нужно, стоят ли подобные преимущества того, чтобы смирится с дополнительными сложностями, которые они принесут – решать вам. Это сильно зависит от конкретного предприятия и ситуации.
Резюме
В завершении подведём итог. Кратко перечислим основные тезисы и сделанные выводы: