что такое уникальность проекта
Что такое уникальность проекта
Логика здесь подсказывает, что если старые методы уже не работают (если даже они работали, а не создавали видимость), то необходимо применение совершенно новых подходов. И тут нужно показать эксперту, что вы понимаете суть вопроса, владеете новыми методиками работы, которые точно будут лучше прежних.
Для этого, вы должны честно и полноценно определить в чем уникальность вашего проекта. Для этого ответьте себе на несколько вопросов:
● Есть ли аналоги у других НКО или органов власти?
● Был ли такой опыт раньше и какие у него результаты?
● Чем мы действительно выгодно отличаемся?
При этом помните, что «уникальность» – это относительное понятие. Что является «банальщиной», «вчерашним днем» и «баяном» для одной территории, может стать настоящей социальной новацией для другой.
Борите в себе «инноватора-спасителя мира». Никогда не говорите, что вы изобрели что-то принципиально инновационное и ваша идея является прорывом в масштабах всей страны (или мира). Даже если это гипотетическим так. Помните, что когда эксперт оценивает этот показатель, он рассматривает вас как конкурента всем остальным существующим практикам на заявленной вами масштабе уникальности!
Эксперт – человек опытный и может знать такие практики на территории страны, которые гораздо лучше ваших. В этом случае ваша самоуверенность может сыграть злую шутку в момент оценки, ведь необоснованные заявления о своей «исключительной уникальности» говорят о том, что вы не являетесь настоящим специалистом в данной теме и вам нельзя доверить грантовые средства.
Поэтому, будьте объективны и честны. Не пытайтесь «пустить пыль в глаза» или притянуть одни факты к другим. Стремитесь к действительно новым для своих территорий решениям. Консультируйтесь со специалистами и изучайте чужой опыт.
Ваша адекватность очень позитивно будет воспринято экспертом, который с удовольствием поставит ваш высокий балл и пропустит на следующий этап оценки.
Уникальность проекта. Почему это важно
Не знаю почему, но часто замечаю, что многие НКО при соискании гранта напрочь забывают проработать вопрос уникальности своего проекта. Есть и те, кто просто “притягивают за уши” какие-нибудь факты и свойства предлагаемого проекта, выдавая эту “липу” за уникальность. Некоторые же искренне не понимают, почему проект вообще должен быть уникальным.
Логика здесь подсказывает, что если старые методы уже не работают (если даже они работали, а не создавали видимость), то необходимо применение совершенно новых подходов. И тут нужно показать эксперту, что вы понимаете суть вопроса, владеете новыми методиками работы, которые точно будут лучше прежних.
Для этого, вы должны честно и полноценно определить в чем уникальность вашего проекта. Для этого ответьте себе на несколько вопросов:
● Есть ли аналоги у других НКО или органов власти?
● Был ли такой опыт раньше и какие у него результаты?
● Чем мы действительно выгодно отличаемся?
Уникальность – это важный критерий, который непременно обосновывает значимость вашего проекта, если он является новшеством или предлагает более высокие и качественные результаты, либо тоже самое за меньшие ресурсы.
Борите в себе “инноватора-спасителя мира”. Никогда не говорите, что вы изобрели что-то принципиально инновационное и ваша идея является прорывом в масштабах всей страны (или мира). Даже если это гипотетическим так. Помните, что когда эксперт оценивает этот показатель, он рассматривает вас как конкурента всем остальным существующим практикам на заявленной вами масштабе уникальности!
Эксперт – человек опытный и может знать такие практики на территории страны, которые гораздо лучше ваших. В этом случае ваша самоуверенность может сыграть злую шутку в момент оценки, ведь необоснованные заявления о своей “исключительной уникальности” говорят о том, что вы не являетесь настоящим специалистом в данной теме и вам нельзя доверить грантовые средства.
Поэтому, будьте объективны и честны. Не пытайтесь “пустить пыль в глаза” или притянуть одни факты к другим. Стремитесь к действительно новым для своих территорий решениям. Консультируйтесь со специалистами и изучайте чужой опыт.
Ваша адекватность очень позитивно будет воспринято экспертом, который с удовольствием поставит ваш высокий балл и пропустит на следующий этап оценки.
«Идеи ничего не стоят. Уникальность интернет-проектов — в их реализации»
В Рунете практически нет проектов, которые не были бы построены по образцу западных. Мне как инвестору на почтовый ящик приходит множество писем с заголовком «Я придумал очередную социальную сеть, и это абсолютно уникальный проект». После этой фразы я обычно письмо дальше не читаю.
Дело в том, что есть два типа рисков, которые берут инвесторы при вложении в стартапы. Первый — технологический, риск самой идеи. Если вы придумали что-то новое, то первый вопрос, который возникает у инвестора: «Почему эта идея никому не пришла в голову до этого? Потому что она была плохой или потому что вы гениальный?» Второй риск — это риск реализации. Я сторонник того, что на развивающихся рынках нельзя брать на себя оба риска, инвестор может купить только один из них.
На Западе, в отличие от нас, рынок большой и есть команды очень высокого уровня. В основном инвесторы вкладывают в предпринимателей, которые уже что-то сделали, команду можно оценить по предыдущему опыту. К сожалению, в России таких возможностей нет. Рынок маленький, и успешных команд немного.
Я не люблю словосочетание «клонированные проекты» или «интернет-кальки», потому что успешных «клонов» не существует. Да, в большинстве случаев за основу берутся конкретные стартапы, идеи которых уже апробированы, после этого стартапы начинают развиваться, и через год проект уже невозможно узнать.
При этом я не думаю, что существуют какие-то кардинальные отличия в ментальности потребителей в России, которые могут загубить проект. Все потребители, покупая что-то, хотят приобрести товары хорошего качества по низкой цене с быстрой доставкой. Вопросы адаптации проектов связаны скорее с недоразвитостью инфраструктуры в России, недоверием к платежным системам и другими проблемами, от качества решения которых будет зависеть ваш успех.
Идея для бизнеса
Мне кажется, что больше половины тех идей, которые успешно реализуются в Америке, в России еще никем не использованы. Например, мне очень нравится стартап Getaround, который позволяет сдавать свой автомобиль, когда уезжаешь в отпуск, при этом обеспечивая страховку для покрытия всех рисков. Я понимаю, что в России этот проект реализовать гораздо сложнее, но в этом есть перспектива. Также мне, как инвестору, интересны масштабные технологические проекты типа Tesla Motors. Я думаю, что практически в каждом сегменте есть множество идей, достойных реализации.
Сейчас среди начинающих предпринимателей большая мода на приложения для iPhone и Android. На мой электронный ящик приходит множество презентаций, описывающих уникальность нового продукта, но в большинстве случаев нет ответа на очень важный вопрос: как, собственно, люди об этом узнают? Авторы многих проектов предусматривают, что должна быть какая-то виральность, но виральных проектов очень мало и виральность не бывает случайной. Я бы сказал, что «бизнес-девелопмент» есть самая слабая часть тех заявок, которые я получаю. Ведь успех никогда не бывает абсолютным и быстрым. Это много маленьких шагов вперед, иногда назад и опять вперед. Детальная проработка этих шагов — самая важная часть работы.
Предприниматель ли вы?
К сожалению, очень много предпринимателей хотят начать бизнес, но не хотят рисковать своим временем или деньгами. Множество проектов приходит от людей, которые планируют запуск стартапа, но при этом продолжают работать где-то еще. Я понимаю, что людям нужно кормить себя и семью, но для инвестора это показатель, что у предпринимателя нет уверенности в собственной идее. А если нет уверенности у создателя, откуда она появится у инвестора?
По сути, люди хотят найти деньги и «перепрыгнуть» с одной оплачиваемой работы на другую, но это не предпринимательство, здесь нет риска. Многие видят свое будущее так: «Мне просто нужен миллион долларов, я сразу ухожу с работы, проект с бешеной скоростью летит вверх, это будет следующий Instagram и т. д.». Но я не верю, что успех такого плана бывает.
Не нужно смотреть на успешных предпринимателей так, будто у них всегда все шло хорошо. Как сказал один умный человек, успех лишь промежуток между предыдущей и будущей неудачей. Самое сложное — это сделать шаг от безрисковой работы до своего проекта, который может прогореть, а может принести огромное удовлетворение, причем не только материальное, но и моральное.
Я думаю, что для того чтобы на российском рынке появилось большее число уникальных проектов, нужно, чтобы образовалась некая критическая масса предпринимателей, готовых рисковать и верящих в себя. Тогда и инвесторы смогут в них поверить.
Что такое уникальность проекта
Библиографическая ссылка на статью:
Дубровских Д.А. Уникальность как характеристика проекта // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2015/02/9561 (дата обращения: 08.12.2021).
Для решения задачи по формированию определения “уникальный проект” обратимся к существующим определениям. Существует огромное количество определений «проекта». Каждый экономист или ученый определяет его по-разному, наделяя какими-либо специфическими свойствами, признаками. Хотелось бы охарактеризовать проект следующими стандартными признаками: он всегда направлен на достижение каких-либо результатов, которые будут достигаться посредством выполнения взаимосвязанных, выполняемых в определенном порядке действий, при этом проект всегда ограничен во времени [1, 2, 3]. В целом, все что нас окружает – это проекты, только в разных жизненных стадиях, формах и масштабах. Ежедневно на работе, учебе, телевидении мы только и слышим: в силу вступил новый законопроект, проект строительства жилого комплекса, инвестирование проекта, инвестиционный проект, проектирование, проектная деятельность и так далее.
Интересно, что в последнее время стало по-настоящему актуальным словосочетание «уникальный проект». Уникальным является тот проект, продукт или услуга, который не производился, не продавался, не осуществлялся ранее [4, 5]. Он ни на что не похож, обладает собственными уникальными признаками, преимуществами и недостатками.
Такой «товар» является чем-то новым на рынке, не имеет конкурентов, но в то же время рискует остаться невостребованным. К такому проекту трудно применить основные методы анализа его успешности на рынке продуктов и услуг. Ни один опытный эксперт не сможет дать 100% гарантии на его прибыльность, актуальность. При этом именно новые идеи, правильно представленные будущим инвесторам, посредникам и потребителям повышают уровень развития общества в целом. Очень важно, чтобы помимо массы обычных проектов (например, в сфере строительства), всегда был хотя бы небольшой процент уникальных. Индивидуальность и особенность очень востребована в наши дни, и к счастью, существуют светлые головы, которые способны генерировать интереснейшие идеи [6, 7, 8].
К числу методов управления уникальным проектом можно отнести четыре основные организационные формы управления: функциональная, дивизиональная, проектная и матричная. Наиболее подходящей для данного типа проектов является функциональная организация, так как линейный руководитель имеет некоторое преимущество над руководителем проекта: более тесный контакт с коллективом, что очень важно для специфических новых проектов [9, 10].
Например, Стив Джобс организовал компанию Apple на основе функциональной организации, позволяющей ему осуществлять полный контроль над работой линейных менеджеров, сохраняя теплые отношения с коллегами; в Google добились успеха тоже благодаря дружественным отношениям, непринужденной обстановке и аналогичному типу управления. Осуществляя организацию деятельности проекта, следует заранее уяснить, что ранее разработанные типовые модели управления, скорее всего, не подойдут, так как продукт (услуга) реализуется впервые[11, 12].
Главный руководитель должен быть ознакомлен с областью, в которой ему предстоит работать, ведь ему придется учитывать специфику производимого товара и предоставлять достаточно свободы линейным управляющим и их подчиненным для его успешного воплощения в жизнь. Менеджер должен быть достаточно гибким, чтобы в условиях несоответствия поставленных ранее целей и задач реалиям, с которыми, безусловно, придется столкнуться (несоответствие ранее заданной аудитории, непринятие финансовой политики со стороны клиента, невостребованность на рынке и другие факторы), иметь альтернативный метод продвижения товара, быть способным отойти от четко заданного курса, сохраняя при этом главную цель [13, 14, 15].
Хочется отметить, что для стартовых проектов будет выигрышно нанимать на работу заинтересованных в развитии идеи людей, обладающих творческим мышлением и нестандартным подходом к выполнению заданий. Они будут не только высокопроизводительным коллективом, но и генератором новых идей для трансформации и адаптации к возможным будущим изменениям.
Для того чтобы сформировать идею для уникального проекта следует следить за трендами, предвидеть появление новых и прогнозировать будущие запросы потребителей. Для такого рода проектов характерен высокий риск. Когда на рынок выводит абсолютно новый продукт, никто не знает реакции покупателей: будет ли он востребован, окупятся ли затраты на его производство и получит ли производитель доход. Именно поэтому очень важно выбрать наиболее подходящее время и место для его реализации.
На этапе разработки определяются альтернативные пути решения проблем. Формирование может быть достаточно длительным процессом, а может образоваться неожиданно. Очень часто для возникновения новых идей прибегают к методу экспертных оценок. Одними из основных являются: выявление общественного мнения (интервью, анкетирование, опросы); творческие методы (мозговой штурм, метод Дельфи) [16, 17].
В настоящее время одним из самых популярных методов формирования проектов является Start-up основа. Данная основа предполагает несколько этапов формирования проекта:
1. Выделение актуальной проблемы в обществе.
2. Генерация идей продукта по решению даннойпроблемы.
3. Формирование штата профессионалов разрабатывающих концепты продукта.
4. Презентация «Альфа» и «Бета» версий уникального продукта потребителям, на «Бирже стартапов».
5. Привлечении потенциальных инвесторов.
6. Запуск проекта на рынок.
7. Выход на рынок, привлечение более крупных инвесторов.
8. Переходот Start-up-а к полноценной компании, занимающей большой сегмент рынка [18, 19].
Обращаясь к проблеме рисков стоит отметить, что управление рисками, прежде всего, начинается с выявления потенциальных проблем, с которыми можно столкнуться в процессе реализации проекта. В идеале, конечной целью является минимизация неопределенности. Стоит учитывать то, что невозможно заранее полностью оценить реакции на новый продукт (услугу) на рынке. Например, можно столкнуться с проблемой непонимания продукта покупателем, необоснованной ценовой политики, одновременного появления схожего товара [23, 24, 25].
Маркетологи могут сделать SWOT-анализ, который позволит выявить основные слабые и сильные стороны, поможет определить возможности и угрозы проекта. Но в данном случае, несмотря на эффективность и популярность данного метода, невозможно с высокой точностью определить будет ли востребованной такая кампания. Поэтому следует прибегнуть к специалистам по управлению рисками. Это поможет максимально уменьшить риски, с которыми возможно придется столкнуться при реализации проекта [26, 27].
Подводя итоги, стоит отметить, что в настоящее время молодые люди генерируют огромное множество инновационных идей, однако не находят поддержки со стороны инвесторов, сталкиваются с непониманием со стороны общества. Уникальные проекты должны поддерживаться государством. За ними стоит будущее страны, качественное улучшение всех сфер жизни общества и как следствие повышения уровня жизни населения [28, 29, 30].
Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)
Оставить комментарий
Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.
Признаки проекта
Любой проект характеризуется следующими особыми признаками:
· Уникальность, неповторимость условий, инновационность результата или продукта.
Признак «уникальности» может быть характеристикой проекта в целом и отдельных его составляющих. Уникальным может быть назначение строящегося здания, но при использовании типовых решений, и наоборот, типовое здание может строиться в особых климатических условиях. К уникальности можно отнести новое проектное окружение и ограничения, принципиально отличный набор требуемых технологических решений и т. д. Уникальным можно назвать проект создания бизнес-центра компанией-инвестором, даже если пара аналогичных уже работает за углом. Уникальность ИТ-проекта может выражаться не только в неповторимом внешнем виде веб-сайта, но и в использовании уникального (специально разработанного под этот проект) программного обеспечения и технологий.
Можно выделить типовые проекты с малыми признаками уникальности и нетиповые, одноразовые проекты с высокой уникальностью.
Уникальность ведет к появлению в проекте рисков, а значит, необходимости организации управления ими. Если при реализации нетипового проекта в его смету и календарный график не заложены резервы по затратам и по времени, то он обречен на дополнительные расходы и задержки.
Даже в проектах с высокой степенью новизны, несомненно, имеются процессы и процедуры, которые по типовому регламенту используются во многих других проектах. Деятельность по организации управления может быть определена типовыми документами и инструкциями, в то время как объекты и субъекты управления (люди, процессы создания продукта проекта, окружение) будут новыми и уникальными. Типовые подходы уменьшают количество рисков, а уникальность их увеличивает. В борьбе и единстве этих противоположностей и заключается особенность проектной деятельности. Управление проектами — это редкое и необычайно эффективное сочетание творчества (читай: новизны), жестких процедур (читай, повторяемости) и сложных человеческих отношений.
· Четкая и конкретная цель, достигаемая с помощью выбора оптимальной стратегии и ее структуризации в виде комплекса определенных работ.
Признак «наличие цели» относится ко всем проектным намерениям. Проект осуществляется именно для достижения измеримой цели заказчика, которая имеет временное ограничение и предполагает определенную наиболее оптимальную стратегию ее достижения и производство конкретных работ. Цель может состоять из подцелей, в таком случае проект завершается, когда достигаются все подцели. Если хотя бы одна из подцелей не может быть достигнута, проект считается неудачным.
Стратегия достижения может включать в себя микростратегии выполнения конкретных работ, которые могут меняться и фиксируются перед началом детального планирования проекта. Отметим наличие единства цели, стратегии и конкретных работ.
Довольно часто имеет место некорректное формулирование цели проекта. Например, в качестве последней принимают увеличение доли продаж компании, а в состав задач проекта включают только создание торгового салона. Очевидно, что в период реализации этих задач увеличения продаж не произойдет. Данная цель является скорее объявлением направления работ, возможно, целью программы, обоснованием актуальности, приданием конкретному «затратному» проекту экономической целесообразности. Цель данного проекта (без особого внимания к измеримости) может звучать так: создание торгового салона для последующего увеличения доли продаж компании.
· Постепенное уточнение (на каждом этапе реализации проекта происходит уточнение имеющейся информации и содержания предстоящих затрат и работ).
При первоначальной разработке проекта невозможно предусмотреть точно все работы, сроки, ресурсы и затраты. Очевидно, что, находясь на разных этапах, можно обладать информацией неодинаковой степени точности. Поэтому необходимо избегать чрезмерной детализации плана до конца проекта. Результаты такой затратной работы становятся бесполезными уже через короткое время при появлении новых вводных данных и первых изменений.
В начале осуществления проекта все очень неопределенно, в плане формулируются в основном лишь ограничения (не позднее конкретной даты, не выше указанной суммы, иные жесткие ограничения). Последующие шаги дают больше информации, и планирование становится более детальным. И наконец, по мере завершения проекта проясняются последние детали. Такая постепенная конкретизация данных является неотъемлемой частью управления любым проектом и влияет на решения, принимаемые на каждом очередном этапе. Этот вид планирования способом последовательной разработки, при котором работа, которую надо будет выполнить в ближайшей перспективе, планируется подробно, а далеко отстоящая работа планируется укрупнено, называется методом набегающей волны.
· Фиксированная длительность, фиксированное начало или окончание проекта, логическая последовательность работ.
Признак «ограниченности во времени» означает, что любой проект имеет определенное начало и конец, которые ограничивают его продолжительность. Начало проекта связано с авторизацией проекта. Завершение проекта наступает при достижении целей заказчика или когда становится ясно, что достичь этого невозможно никаким образом. Фиксированное начало предполагает использование планирования от начала. Фиксированное окончание — планирование от конца проекта. Программа в отличие от проекта может не иметь четкого окончания.
Признак «ограниченности ресурсов» подразумевает, что количество используемых в проекте ресурсов всегда будет недостаточным. Утвержденный план проекта должен иметь перечень ресурсных спецификаций и ограничений, а также график их потребления в работах проекта.
· Комплексность проекта и разграничение с другой деятельностью компании.
Признаки «комплексности и разграничения» означают учет всех внутренних и внешних факторов, прямо или косвенно влияющих на развитие и результаты проекта, управление всеми его областями. Это позволяет рассматривать проект как целостную комплексную систему с конкретными характеристиками.
В то же время каждый проект имеет четко определенные рамки своей предметной области и должен быть разграничен с иными видами деятельности компании, другими проектами, ресурсами, работами, счетами и т. д. Очевидным вариантом разграничения является формирование выделенных команд, когда группа участников полностью вовлекается в проект, тем самым отделяя себя от типовой деятельности компании.
· Особая организация выполнения проекта.
Признак «особой организации проекта», или, другими словами, специфическая для проекта организация управления и взаимодействия означает, что сложные и важные проекты не могут быть выполнены в рамках существующих организационных структур (при условии, что это не проектно-ориентированные структуры). Поэтому для проекта необходимо создание особой организационной формы структуры. Для отдельных мелких или относительно простых проектов создание специальной формы организации требуется не всегда или не оправдано.
· Лица, управляющие проектом: руководитель и команда проекта.
Признак «наличия руководителя и команды проекта» определяет обязательного ответственного за выполнение всего проекта и его помощников. И если первый для любого проекта обязателен, команда появляется при возрастании масштаба проекта.