что такое уклад образовательной организации

Общественная научная лаборатория среды и средовых исследований в образовании

Уклад образовательного учреждения и образ жизни обучающегося в системе координат средового подхода

Е.В. Боровская

В современном научно-педагогическом пространстве снова обретают весомое значение такие явления как уклад и образ жизни. Исследователи и практики закономерно обращаются к ним в различных педагогических текстах.

Уклад жизни не тождественен образу жизни. Да и уклад образовательного учреждения не может быть представлен как уклад жизни его обитателей. Уклад образовательного учреждения более формализованное явление.

Уклад у большинства людей ассоциируется со стабильностью, постоянством, устойчивостью. Известно, что уклад – это «установившийся порядок, сложившееся устройство (общественной жизни, быта)» [6; с. 829].

Уклад жизни в обществе И.В. Бестужев-Лада и др. представляют как устройство, установившийся порядок организации производства, общественной жизни, культуры, быта, порядок, в рамках которого развертывается жизнь и деятельность людей [7,8].

Уклад жизни, как правило, характерен для общества и общностей, в которых сильны традиции. Уклад жизни мало соотносим с инновационностью; новшества его разрушают.

Т.А. Берсенёва представляет традиционный уклад жизни через «установившийся порядок отношений, отражённый в образе жизни, включающий в себя сложившуюся систему духовно-нравственных ценностей, наработанных и усвоенных предшествующими поколениями, которая направлена на закрепление в новых поколениях культурных ценностей, идеалов, смыслов, норм и форм деятельности» [1; с. 35.].

Как вариант уклада жизни общества предстаёт уклад жизни школы и её обитателей. В текстах Н.Б. Крыловой, А.Н. Тубельского и др. под укладом жизни школы понимается «такая соорганизация всех элементов учебно-воспитательного процесса, которая задаёт стиль, дух, атмосферу всей школьной жизни». [3].

За «укладом образовательного учреждения», применительно к современной практике, мы склонны видеть комплексную характеристику школы, в которой основной акцент делается на нормативно-правовом порядке регулирования образовательного процесса. Мы также предполагаем, что обращение к «укладу образовательного учреждения» обусловлено поиском оптимальных моделей управления воспитательным и образовательным пространством в условиях «жёсткой» стандартизации образования и воспитания, и управления ими. Более гуманистично, по нашему мнению, всё-таки говорить об укладе жизни образовательного учреждения, делая акцент на слове «жизнь».

Чтобы в образовательном учреждении сформировать воспитательную (воспитывающую) среду должного качества, необходимо на бытовом уровне наладить жизнь и деятельность всех субъектов образования, навести определённый жизнеобеспечивающий порядок (уклад жизни).

Среда ребёнка потенциально будет воспитывающей, если в школе сложился целесообразный уклад жизни (быт и дух учреждения ориентирован на достижение образовательных целей и задач). Однако в том случае, если мы только констатировали факт определённого уклада жизни образовательного учреждения, то о воспитательной среде можно говорить лишь как об условии становления личности, предполагающем её достаточно «прямое» позитивное влияние в случае оптимального уклада жизни образовательного учреждения (желательный уклад → желательные изменения в личности). Действительность нередко расходится с данным алгоритмом.

Можно пойти иным путём, обратиться к теории и технологии средового подхода (Ю.С. Мануйлов) [4], в которой среда того или иного качества потенциально предстаёт средством воспитания, если образ жизни обитателей среды обусловливает целесообразное становление личности.

Образ жизни в теории и технологии средового подхода выступает интегрированным условием воспитания человека. Мы определяем образ жизни человека как относительно постоянный порядок чередования во времени и пространстве повседневных занятий, осуществляемых различными способами «бытия в со-бытии» [2]. Функционально образ жизни детей обеспечивает передачу им ценностей среды, позволяет преобразовывать среду обитания и приспосабливаться к ней тем или иным способом. Образ жизни детей можно технологически проектировать, корректировать, а также проводить его системную диагностику [5]

Уклад жизни школы в проблемном поле методологии средового подхода можно попытаться представить как совокупность элементов средового подхода на пути к достижению образовательной цели (управления как источника преобразований, среды в качестве средства, образа жизни как условия становления личности). Однако, несмотря на кажущуюся возможность объединения группы элементов средового подхода в понятии «уклад жизни образовательного учреждения», такая замена будет неравноценной. При объяснении среды человека (ребёнка, школьника…) через уклад жизни учреждения происходит искажение парадигмальных и фактических оснований (уклад и среда отнесены к разным объектам – учреждению и человеку). Если «уклад жизни учреждения» рассматривается только онтологически, то среда рассматривается, прежде всего, феноменально (чья среда?).

Иными словами, если соотнести поле координат средового подхода в воспитании и пространство, культивируемое укладом жизни, то образ жизни человека (ребёнка, школьника…) по своей сути предстаёт способом и условием усвоения ценностей среды. Среда, с одной стороны, актуализируется укладом жизни образовательного учреждения, с другой – образ жизни обитателей приводит к определённому укладу и изменениям в воспитательной среде.

В других концептуальных системах, обращающихся к воспитательному пространству, возможна иная позиция. Понятие уклада становится необходимым для описания пространства, в котором последнее нуждается. Тогда как в теории и практике опосредованного (через среду) управления понятие уклада жизни избыточно.

1. Понятия «уклад образовательного учреждения» и «уклад жизни образовательного учреждения» неидентичные. Первое соотносимо формально-нормативным обеспечением процесса управления в школе, второе – с жизнью сообщества людей.

2. Уклад жизни – способ деятельности, поведения, познания и пр. Уклад жизни может двусторонне выступать как причина и следствие определённого образа жизни.

3. Понятия «уклад жизни образовательного учреждения» и «образ жизни человека» (школьника, ребёнка…) могут коррелировать в меру того, насколько образ жизни обитателей среды отображает уклад жизни образовательного учреждения.

4. Мы предполагаем, что понятие «уклад жизни образовательного учреждения» необходимо для осмысления процесса организации воспитательного пространства, тогда как воспитательная (воспитывающая) среда определяется, прежде всего, образом жизни её обитателей. Уклад жизни включает управленческий блок, саму среду и образ жизни обитателей среды.

5. Обращение к укладу пока ещё не технологично, тогда как воспитывающую среду можно технологично задействовать в образовательном процессе.

1. Берсенева, Т. А. Духовно-нравственные основания традиционного уклада жизни как социально-педагогическая проблема: автореф. дисс. … д-ра пед. наук: 13.00.01 / Т. А. Берсенева. – Курск : КГУ. – 2008. – 42 с.

2. Боровская, Е.В. Образ жизни школьника как условие становления его личности: дисс. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Е. В. Боровская. – Н. Новгород : НГПУ, 2009. – 192 с.

3. Крылова, Н. Б. Школьный уклад // Крылова Н. Б. // Новые ценности образования. – № 5 (35). – 2007.

4. Мануйлов, Ю. С. Средовой подход в воспитании / Ю. С. Мануйлов. – 2-е изд., перераб. – М.; Н.Новгород : изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2002. – 157 с.

5. Модель мониторинга образовательного процесса в логике средового подхода: учебно-методическое пособие / Под общей редакцией Ю. С. Мануйлова. – Н. Новгород : ГОУ ДПО НИРО, 2010. – 100 с.

6. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова – 4-е изд., доп. – М. : Азбуковник, 1999. – 944 с.

7. Проблемы измерения и моделирования образа жизни. Сб. науч. тр. / Отв. ред. д.и.н. И.В. Бестужев-Лада. – М. : Институт социологических исследований АН СССР, 1978. – 188 с.

8. Теоретические и методологические проблемы исследования образа жизни / Отв. ред. д.и.н. И. В. Бестужев-Лада, к.ф.н. Г. С. Батыгин. – М. : Ин-т социологических исследований АН СССР, 1979. – 182 с.

Опубликовано: Формирование воспитательной среды и уклада образовательного учреждения. Городская научно-практическая конференция. 27 октября 2011 года. Сборник докладов и тезисов выступлений / Авт.-сост. В.П. Сергеева, Б.А. Кирмасов, А.В. Бахарев. – М.: МГПИ; АПКиППРО, 2011. – С. 39–42.

Источник

Что такое уклад образовательной организации

что такое уклад образовательной организации. Смотреть фото что такое уклад образовательной организации. Смотреть картинку что такое уклад образовательной организации. Картинка про что такое уклад образовательной организации. Фото что такое уклад образовательной организации

А.Н. Тубельский отмечал, что само понятие «уклад» является сложным и плохо структурируемым, что элементами уклада являются и различные формы дифференциации учащихся, и структура реальной власти в школе, и язык школы, его семантика, преобладающий тон, и многие другие слабо осознаваемые элементы школьной жизни [1].

Л.П. Кезена, в прошлом руководитель департамента образования города Москвы, отмечает в своем интервью важность создания творческой, свободной атмосферы в школе [4].

В соответствии с рекомендациями Министерства образования «О совершенствовании уклада школьной жизни» от 17 сентября 2001 года к элементам уклада относится и символика школы, и нормы взаимоотношений участников образовательного процесса, и наличие органов ученического самоуправления, и реализация социально значимых проектов, и условия для развития социальных компетенций учащихся и т.д. [5]. Мы считаем, что этот список должен быть дополнен особенностями предметно-пространственной среды, и возможностями досуга и дополнительных занятий детей, и условиями для профессионального развития педагогов, особенностями системы управления образовательным учреждением, ролью в нем родительской общественности, ученического самоуправления, организаций-партнеров [6]. Кроме того, важно создание дифференцированных условий для детей из семей с различным культурным капиталом, а не только для детей с особыми образовательными потребностями (или расширение понятия «особые образовательные потребности»).

При этом важно, что для личностного развития необходим определенный уровень напряженности среды, определенный дискомфорт, преодоление которого и создает условия /возможность развития. Еще в 20-е годы К.Н. Вентцель писал, что в целях нравственного развития для ребенка надо создать такую среду, которая постоянно пробуждала бы в нем активные чувства, вызывала бы его самодеятельность, заставляла бы его сознательно и обдуманно действовать [7].

Материал и методы исследования

Для анализа существующего уклада школьной жизни было приведено исследование, включающее в себя: анализ сайтов 15 общеобразовательных учреждений г. Красноярска, выбранных случайным образом, и анкетный опрос представителей уполномоченного по правам ребенка в территориях Красноярского края. Всего в опросе приняло участие 40 человек: 20 – из сельских районов, и 20 из малых городов края и г. Красноярска. Подавляющее большинство опрошенных – женщины (среди участников был только один мужчина). Среди участников большую часть составляли работники образования (учителя, социальные педагоги) и представители учреждений социальной защиты населения.

Единицами анализа школьных сайтов были следующие параметры:

Результаты исследования и их обсуждение

Анализ сайтов показал следующее:

Мы не утверждаем, что этих органов в школах нет; важно, что им не придается значения в реальном участии в делах школы; руководство школ, которое, безусловно, проектировало содержание сайтов, разрабатывало образовательные программы, не видит в этих органах реальной силы, не рассматривает их как реальных партнеров в развитии школ.

Для понимания характеристик сложившегося уклада школ Красноярского края был проведен опрос представителей уполномоченного по делам ребенка в муниципальных образованиях Красноярского края. Нами была разработана анкета, включающая как закрытые (по принципу «меню»), так и открытые вопросы относительно оценки участниками некоторых параметров уклада жизни школы, а также защищенности прав ребенка в школе, семье и обществе. Для оценки важности отдельных параметров школьного уклада участникам было предложено проранжировать различные параметры школьной среды по степени их важности для психологического благополучия и развития ребенка (чем ниже балл, тем выше значимость параметра). Результаты этой работы представлены в таблице 1.

Важность отдельных параметров школьной среды для психологического благополучия и развития ребенка

Характеристики школьной среды

Источник

Статья «Образовательная среда, как условие формирования Уклада жизни образовательного учреждения дополнительного образования»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Образовательная среда, как условие формирования Уклада жизни образовательного учреждения дополнительного образования.

Понятие «уклад» не ново для отечественного образования, но в нынешней ситуации оно приобретает особый смысл. Именно уклад, как интегрирующий фактор, позволяет гармонизовать усилия всех участников образовательного процесса, сформировать особое пространство развития обучающихся, актуализировать то «скрытое содержание», от которого и зависит воспитательная сила образовательного учреждения.

В последние годы в обществе все более активно обсуждаются вопросы духовных ценностей и формирования гражданской идентичности российского народа. Концепция модернизации образования, Федеральные государственные образовательные стандарты включают и обоснование общенационального педагогического идеала, и систему требований к задачам, условиям и результатам воспитания школьников, и к структуре и содержанию программ воспитания и социализации, реализуемым в Укладе образовательного учреждения.

Актуальность обращения к проблеме уклада определяется и тем, что образование перестает быть закрытой системой, делом сугубо и исключительно педагогического сообщества. Не случайно новые образовательные стандарты – это результат общественного договора, они учитывают интересы различных заинтересованных сторон. Соответственно, успех их реализации также зависит не только от усилий образовательных учреждений, но и от взаимодействия педагогов, обучающихся, их родителей, профессиональных, общественных и религиозных организаций, др.

Формируется на основе базовых национальных ценностей и воспитательных идеалов;

Включает урочную, внеурочную и общественно значимую деятельность, систему воспитательных мероприятий, культурных и социальных практик;

Учитывает историко-культурную, этническую и региональную специфику;

Обеспечивает усвоение обучающимися нравственных ценностей, приобретение опыта нравственной, общественно значимой деятельности;

Организуется педагогическим коллективом образовательного учреждения при поддержке семей обучающихся, общественных организаций, включая детско-юношеские движения и организации, учреждения дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традиционные религиозные объединения

Оформляется программой духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Ценностно-мотивационный. Ведущая идея жизнедеятельности МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе : Формирование образовательной среды как специально организованного образовательного пространства, в котором ученик учится взаимодействовать с миром, раскрывать себя миру, овладевать важными социальными ролями, способствующих развитию гармоничной творческой личности.

Программа формирования уклада жизни ОУ включает:

Цель и задачи оптимизации внутриучрежденческого устройства : гармонизовать внешнее и внутреннее пространство ребенка, обеспечить целостность его развития в многообразии видов деятельности, в единстве интеллектуального, эмоционального, социального опыта.

Принятие основных нормативных правовых документов, регулирующих все направления деятельности ОУ: Устав, образовательная программа, воспитательная программа,

Локальные акты, регулирующие взаимоотношения всех участников образовательного процесса, так называемый школьный этикет;

Локальные акты, регулирующие отношения участников образовательного процесса и других официальных и неофициальных лиц, заинтересованных и участвующих в деятельности МБОУ ДО «ДДТ п. Пурпе (представителей региональных, муниципальных органов власти, органов управления образованием, попечителей, спонсоров и др.), так называемый протокол официальных встреч;

Разработка символов и атрибутов (гимн, герб вымпел, наградные грамоты и благодарности и др.), используемых в воспитательном процессе ОУ, так называемый фирменный стиль;

Традиционные мероприятия и коллективно-творческие дела МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе, включая государственные праздники, общепринятые праздники, отражающие национально-культурные и этноспецифические особенности региона;

Организационные меры и технологии деятельности руководящих и педагогических работников;

Требований к материально-технической базе образовательного учреждения, эстетике оформления;

Комфортные и безопасные условия для организации учебно-воспитательного процесса.

Совокупность ценностных приоритетов развития образовательного процесса, направленных на формирование «ключевых образовательных компетентностей», «самоактуализации», «индивидуальности», «субъектности», «выбора», «творчества», «успеха», «доверия» и др.

В основу разработки модели уклада жизни МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе принята концептуальная модель уклада школьной жизни, которая включает следующие блоки :

Ценностно-целевой, который отражает миссию образовательного учреждения, целевые и ценностные ориентиры его деятельности;

Структурно-функциональный, который, в свою очередь, включает основные компоненты: субъектный: объединяет всех субъектов образовательного процесса — учащихся, педагогов, родителей, социальных партнеров, процессный (обеспечивает координацию и интеграцию разнообразных процессов образовательного учреждения); пространственно-предметный – внешний (ресурсы социокультурного окружения) и внутренний (методические, информационные, материально-технические ресурсы ОУ); технологический (обеспечивает формирование уклада образовательными технологиями);

Личностно-смысловой, который возникает как интегрированный результат взаимодействия всех компонентов модели, обеспечивающий каждому участнику образовательного процесса условия для личностного развития, реализации творческого потенциала, сознательного выбора нравственных ценностей, активной ценностно-творческой, смысл порождающей деятельности.

Ресурсно-средовой аспект отражает особенности организации образовательной среды МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе.

В идеале образовательные учреждения дополнительного образования представляют для детей среду, в которой протекает естественная творческая жизнь, что становится предпосылкой для решения двух важных взаимосвязанных задач образования. С одной стороны, максимально приближает образовательный процесс к творческой мастерской, что помогает личностному развитию ребенка; с другой — учит ребенка действовать и общаться в ситуациях, максимально приближенных к социальному бытию человека.

Результативный аспект уклада жизни МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе отражает эффективность реализации Программы формирования уклада.

Критериями эффективности развития уклада жизни МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе являются:

— критерий осознания образовательной среды (показатели: уровень знаний об образовательном учреждении символика; связь с выпускниками; активность сотрудников, учащихся, родителей);

— критерий обобщенности образовательной среды ОУ (показатели: командное взаимодействие; создание концепции развития образовательного учреждения; разнообразие форм работы с педагогами; включенность учащихся и их родителей; реализация авторских образовательных моделей);

— критерий когерентности образовательной среды (показатели: преемственность с другими образовательными учреждениями; широкая социальная интеграция);

— критерий доминантности образовательной среды (показатель значимости ОУ ДО для педагогов, учащихся, родителей);

— критерий сплоченности субъектов образовательного процесса (показатель: индекс групповой сплоченности);

— критерий ресурсного потенциала ДДТ (показатели: возможности ОУ по достижению идеального результата образовательного процесса: возможностей учащихся, педагогического коллектива; правовые; финансовые; технические);

— критерий реализации в МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе образовательных технологий, обеспечивающих формирование уклада жизни ОУ (показатель степени освоения педагогами современных образовательных технологий).

Основные ожидаемые результаты:

Организация педагогического взаимодействия в формате «Человек созидает Человека», обеспечение сотрудничества и сотворчества учащихся, педагогов и родителей;

Формирование и развитие личностных особенностей субъектов образования, включающий: наличие базовых ценностей, отражающих национальный воспитательный идеал, ценностей культурно-территориального сообщества, ценностей образовательного учреждения;

Воплощение и развитие этих ценностей в деятельности образовательного учреждения и поведении участников образовательного процесса;

Наличие традиций, которые создают неповторимый облик ОУ;

Включенность учащихся в социально-культурные практики, дающие опыт ценностного выбора, самоопределения;

Направления образовательной деятельности:

1. Формирование образовательного пространства через деятельность творческой мастерской.

Количество объединений – 11

Направленности: художественная, техническая

Количество учащихся объединений – 258 уч-ся, 285 уч-ся

Количество педагогов дополнительного образования – 7

Количество образовательных проектов – 2 («Фестиваль талантов», «Уклад жизни ДДТ»)

Количество педагогических работников – кураторов проектов – 3,

2. Развитие информационно-коммуникативных компетенций учащихся.

Цель : формирование у учащихся свободы и эффективности применения ИКТ-технологий в проектной деятельности

Направления работы : проектная и исследовательская деятельность, созидательный труд, техническое творчество, компьютерная грамотность

Количество объединений – 5;

Направленности: техническая, социально-педагогическая

Количество педагогов дополнительного образования– 6;

Количество учащихся объединений – 285 уч-ся, 45 уч-ся;

Количество образовательных проектов – 2 («Уклад жизни ДДТ», «Фестиваль талантов»)

Количество педагогических работников – кураторов проектов – 3,

3. Сохранение, укрепление и обеспечение безопасности здоровья учащихся.

Цель : формирование здорового образа жизни детей и молодёжи, развитие спортивно-массовой работы.

Направления работы: организация спортивных секций, проведение спортивно-массовых мероприятий.

Количество объединений – 2;

Направленности: физкультурно-спортивная, туристско-краеведческая

Количество педагогов дополнительного образования – 2;

Количество учащихся объединений – 65 уч-ся, 30 уч-ся;

Количество образовательных проектов – 2 («Уклад жизни ДДТ», «Я –здоров»)

Количество педагогических работников – кураторов проектов – 3,

4. Социализация учащегося, подготовка его к самостоятельной жизни.

Количество объединений – 2;

Направленности: социально-педагогическая, естественнонаучная

Количество педагогов дополнительного образования – 2.

Количество учащихся объединений– 45 уч-ся, 60 уч-ся;

Количество образовательных проектов – 2 («Уклад жизни ДДТ», «Ученическое самоуправление»)

Количество педагогических работников – кураторов проектов – 2,

Количество учащихся, участников образовательных проектов – 743

5. Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое развитие учащихся.

Цель : воспитание гражданина, формирование нравственных ценностей у учащихся.

Направления работы : духовно-нравственное и гражданское воспитание, изучение регионального компонента.

Количество объединений – 2;

Направленности: социально-педагогическая, художественная

Количество педагогов дополнительного образования – 2.

Количество учащихся объединений– 45 уч-ся, 258 уч-ся;

Количество образовательных проектов – 2 («Уклад жизни ДДТ», «Патриот»)

Количество педагогических работников – кураторов проектов – 4,

Источник

Уклад детского сада №14

Одним из аспектов дошкольного образования, имеющим большое значение для воспитания в современных условиях, затрагивающим многие процессы дошкольной жизни, является уклад жизни ДОУ. Уклад жизни МАДОУ представляет собой стиль жизнедеятельности общеобразовательной организации, явные или неявные нормы и правила организации образовательного пространства.

В Распоряжении Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» сказано, что приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины».

Во ФГОС ДО определено, что среда, пространство, уклад жизни ДОУ являются главными факторами воспитания и социализации детей, их личностного развития. Это означает, что реализация основной образовательной программы и программы воспитания должны обеспечить: формирование уклада жизни ДОУ, обеспечивающего создание социальной среды развития воспитанников, включающего образовательную, дополнительную и общественно значимую деятельность, систему воспитательных мероприятий, культурных и социальных практик, основанного на системе базовых национальных ценностей российского общества.

Уклад – общественный договор участников образовательных отношений, опирающийся на базовые национальные ценности, содержащий традиции региона и ОО, задающий культуру поведения сообществ, описывающий предметно-пространственную среду, деятельности и социокультурный контекст.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *