что такое уголовно исполнительная система
Уголовно-исполнительная система
Задачами У.-и.с. являются: исполнение уголовных наказаний в виде лишения свободы, а также исключительной меры наказания (смертной казни); обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих наказания, безопасности содержащихся в них осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений; привлечение осужденных к труду, обеспечение их общего и профессионального образования и профессионального обучения; обеспечение охраны здоровья осужденных; содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Иные задачи на У.-и.с. могут быть возложены только законом.
Полезное
Смотреть что такое «Уголовно-исполнительная система» в других словарях:
Уголовно-исполнительная система — (англ. criminal executive system) в РФ единая система учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы. Правовую основу деятельности У. и.с. составляют Конституция РФ*, ФЗ «Об … Энциклопедия права
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА — система органов и учреждений, включающая в себя: учреждения, исполняющие наказания (см.: Исправительное учреждение); территориальные органы управления У. и. с. (такие органы создаются на территориях республик, автономной области, автономных… … Энциклопедический словарь конституционного права
Система права — Система права это внутреннее строение структурных элементов права. [1] Содержание 1 Система права 2 Классификации системы права … Википедия
Организация уголовно-исполнительной системы — Уголовно исполнительная система включает в себя: (в ред. Федеральных законов от 21.07.1998 N 117 ФЗ, от 29.06.2004 N 58 ФЗ) 1) учреждения, исполняющие наказания; 2) территориальные органы уголовно исполнительной системы; (в ред. Федерального… … Официальная терминология
Пенитенциарная система — Пенитенциарная (уголовно исполнительная) система (от лат. poenitentia раскаяние) государственный институт, ведающий исполнением уголовных наказаний, наложенных на граждан в соответствии с законом. Обеспечивает исполнение… … Википедия
Правовая система — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия
Скандинавская правовая система — В данной статье или разделе имеется список источников или внешних ссылок, но источники отдельных утверждений остаются неясными из за отсутствия сносок … Википедия
Союз Советских Социалистических Республик — Советский Союз/СССР/Союз ССР Союзное государство ← … Википедия
Кузбасский юридический институт — Кузбасский институт ФСИН России (КИ ФСИН РФ) Год основания 2007 год Расположение Новокузнецк … Википедия
Уголовно-исполнительная система
Термин «уголовно-исполнительная система» впервые введён в нормативный оборот Законом РФ № 5473-1 от 21.07.1993 г.
Что такое Уголовно-исполнительная система, какие задачи выполняет? Об этом – далее.
Понятие уголовно-исполнительной системы, её задачи и структура
Уголовно-исполнительная система РФ представлена совокупностью учреждений и органов, которые призваны исполнять наказания, вынесенные судебным приговором для осуждённых. Деятельность УИС осуществляется на принципах законности, гуманизма, уважительного отношения к правам человека.
К отраслевым принципам относят:
Структура УИС
Согласно ст. 5 Закона № 5473-1, УИС включает в себя:
Данный перечень могут дополнять и другие субъекты, требующиеся для обеспечения УИС. Деятельность всех вышеперечисленных субъектов, входящих в УИС, и раскрывает её понятие.
К учреждениям уголовно исполнительной системы относятся тюрьмы, все виды колоний, воспитательные и медицинские исправительные учреждения.
Задачи уголовно-исполнительной системы
В задачи УИС входит следующее:
Иные задачи на УИС могут быть возложены только законодателем.
Персонал УИС – это работники, имеющие звания сотрудников УИС, рабочие и служащие исполняющих наказания учреждений, предприятий, федерального и территориальных органов УИС, следственных изоляторов, учебных, лечебных, проектных и иных учреждений, входящих в УИС.
Порядок и условия трудовой деятельности сотрудников УИС регламентируются вышеуказанным Законом РФ и иными нормативно-правовыми актами РФ и Минюста России.
Список должностей высшего руководящего состава сотрудников УИС и соответствующих званий утверждается Президентом РФ.
Финансирование уголовно-исполнительной системы
Финансирование УИС — исключительно целевое; указывается отдельной строкой в бюджете РФ и осуществляется на базе нормативов, утверждённых Правительством РФ.
Доходы от производственной деятельности входящих в состав УИС учреждений и прибыль предприятий, на которых трудятся осуждённые после совершения обязательных выплат в бюджет, используются для совершенствования условий содержания осуждённых, а также для развития социальной сферы исполняющих наказания учреждений.
Центральные и локальные органы управления УИС вправе создавать специальные внебюджетные фонды для оказания материальной помощи отдельным учреждениям и предприятиям исполняющих наказания учреждений.
Выделение финансовых средств на развитие и укрепление УИС производится на основе федеральных программ, однако могут быть увеличены за счёт территориальных органов самоуправления и внебюджетных организаций.
В настоящее время в РФ предпринимаются меры, направленные на дальнейшее развитие и совершенствование УИС, с целью доведения её до уровня, соответствующего единым правилам европейских пенитенциарных учреждений.
1. Уголовно-исполнительная система как социальный институт и ее роль в обществе
Взаимодействие социума с деятельностью УИС
Общественность не должна полностью передавать управленческие полномочия местам УИС, она должна принимать активное участие в функционировании пенитенциарной системы, так как именно общество может защитить и отстоять социальные интересы заключённых.
Участие социума в деятельности пенитенциарных учреждений по следующим ветвям:
Участие общественных деятелей многогранно. Например, они могут входить в состав наблюдательной комиссии, воспитательного движения либо выступать в роли общественного надзирателя в исправительных работах.
В последнее время пенитенциарные заведения находятся под особым контролем СМИ, отечественных и европейских сообществ. Эти организации имеют большую историю надзора за функционированием заведений. Не только выявляют проблемы в нарушении прав заключённых и сотрудников, но и оказывают посильную помощь уполномоченным лицам.
Отметим, что при всём вмешательстве общества в систему, оно не имеет право ей противодействовать. Недопустимо никакое самопроизвольное вмешательство к оперативной или хозяйственной службе.
Основные задачи и функции
К функциям системы относятся:
Любые организации, выполняя свою работу, основываются на различного рода функциях и задачах. Лишь выполняя все вышеуказанные функции, можно говорить о законности всей пенитенциарной сферы.
Состав УИС
Исполнение наказания – это неотъемлемая часть и один из главных элементов борьбы с преступным миром. Оно реализовывается определёнными методами воздействия с помощью средств, обозначенных российским законодательством и возлагающимся на вышеуказанные полномочные органы, созданные как раз для данной цели.
Суды применяют следующие виды применяемых мер:
Например, лишение свободы возлагается на исправительные объекты. В добавление к этому на них возлагаются обязанности, такие как осуществление ограничения свободы, проведение арестов и реализация смертных казней (в настоящее время в России наложен мораторий на смертную казнь).
Исключениями служат военнослужащие, так как к ним применимы санкции особых воинских частей МВД, командирами гарнизонов и воинских частей и других мест, где служат военнослужащие. Некоторые обязанности возлагаются на суды.
Суды могут привлекать к ответственности:
Как мы видим, комплекс системы УИС обширен и многообразен.
Уполномоченные учреждения, которые вправе исполнять наказания делятся:
Организация, привлекающаяся к осуществлению правомерных действий, носит имя – юридическое лицо. Постановление о её создании либо ликвидации принимают Правительство и органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации совместно. Всё функционирование заведений вместе со структурами, штатами и положениями может быть утверждена центральным органом управления.
Помимо них, существуют ещё и территориальные органы. Допустим, орган управления, создаваемый в краях, областях и республиках. Они подчиняются как центральным, так и местным учреждениям.
Для успешного развития социальной сферы с целью приобщения к труду создаются организации любых форм, которые УИН может создавать и управлять ими.Кней УИ относят заведения следственных изоляторов, объекты по обеспечению деятельности УИС, научные центры и лаборатории исследования, затрагивающие проектную и учебную сферу.
Таким образом, уголовно-исполнительная система России является объединением структур под одним руководством с одинаковыми целями, задачами и функциями, направленными на перевоспитание осуждённого.
Еще по теме 1. Уголовно-исполнительная система как социальный институт и ее роль в обществе
Административное право России и зарубежных стран –
Административное право Украины –
Гражданское право России –
Международное право (шпаргалки) –
Международное публичное право –
Международное частное право –
Правовая охрана животного мира (контрольные) –
Прокурорский надзор в России –
Прокурорский надзор в Украине –
Судебная бухгалтерия Украины –
Теория государства и права –
Уголовное право России –
Уголовное право Украины –
Хозяйственное право Украины –
Экологическое право (курсовые) –
Экологическое право (лекции) –
Абитуриентам и школьникам –
Искусство и искусствоведение –
Наноматериалы и нанотехнологии –
Обязанности пенитенциарных учреждений
Многие люди считают, что данные заведения существуют лишь для того, чтобы обвинить преступника. Но его задачи значительно обширнее.
Рассмотрим подробнее обязанности пенитенциарных субъектов:
Современная законодательная база России и международное право подвергаются постоянному реформированию и всё больше требуют гуманного обращения с подопечными.
Принципы работы сотрудников:
Все вышеуказанные принципы взаимосвязаны и служат одной общей цели – защитить права человека, попавшего в уголовно-исправительное место.
Учреждения УИС и их контингент
Существует довольно большое количество субъектов для заключения и исправления преступного мира. Выделим основные.
Колонии поселения. В данный момент существует две формы таких заведений.
Первая форма предназначена для лиц, совершивших преступление по неосторожности либо это лица, приговорённые на срок не более 5 лет. Чаще всего к ним относятся граждане, осуждённые за автотранспортное преступное деяние
Вторая форма нужна для людей, положительно проявивших себя в других местах лишения свободы и перенаправленные в данные объекты. Переводят их только по истечении определённого времени, с момента объявления решения суда, прописанного в законодательном акте.
Сравнивая разные места лишения свободы, можно сделать вывод о том, что данный вид заключения не лишает людей свободы, а лишь ограничивает. Поэтому она является субъектом открытой формы, и условия в ней сильно отличаются от других.
В каждой колонии-поселении создаются однотипные условия всем, несмотря на вид или степень преступного деяния.
Колонии общего режима. Обычно в них находятся под арестом мужчины, которые были в первый раз приговорены за осуществление преступления разной тяжести, совершённые умышленно. Либо те, кто совершил преступное деяние по неосторожности, осуждённые судом до 5 лет. Помимо этого, здесь находятся представители женского пола, за исключением повторно привлечённых за особо опасные рецидивы.
В рассматриваемом режиме находится большинство заключённых, поэтому различают различные формы колоний общего режима, адаптированные под разный контингент осуждённых: обычная, облегчённая и строгая. В какую именно форму попадёт отдельно взятый человек, будет зависеть лишь от его поведения, отношения к труду, скорости и качества перевоспитания и др.
Человек, которому приговорили поселение, попадает в общежитие, разделённое на три вышеуказанные формы. Таким осуждённым разрешено каждый месяц расходовать средства, лежащие на их счетах на продуктовые товары и товары первой необходимости на общую сумму, не превышающую 50% МРОТа. Также они вправе воспользоваться 4 короткими и 4 длинными свиданиями в год и приёмом 6 посылок и столько же бандеролей.
Колонии строгого режима. Чаще всего сюда направляют мужчин, которые были приговорены в первый раз при поимке с особо тяжким преступлением, рецидивистов либо женщин, повторно совершивших преступление особой тяжести.
В подавляющем большинстве люди, находящиеся в данных местах, являются рецидивистами, уже подвергавшимися когда-либо лишению свободы. Этот факт требует особого подхода организации применяемых мер. Основная часть находящихся там лиц должна содержаться в обычных условиях, исключая лиц, пойманных с умышленным преступным деянием, совершенным во временной период заключения и лица, перешедшие с более легкого режима.
При обычном режиме заключённые живут в общежитиях, существующих внутри локализованной территории.
Права осуждённых данного типа:
Колонии особого режима. Здесь отбывают срок мужчины, приговорённые судом за сделанный особо опасный повтор преступления. Кроме того, в данных местах находятся люди, которым путём помилования отменили смертную казнь и направили на отбывание пожизненно.
Камерное содержание влияет на весь порядок нахождения людей в особом режиме. Заключенным ограничивается личное время и общение с остальными людьми. А также сильно ограничивается применение материально-бытовых вещей.
Защита прав и обязанностей сотрудников
Профессиональная деятельность сотрудников пенитенциарных служб является одним из главных факторов, влияющих на функционирование всей системы УИ. Любая деятельность сотрудников не может выполняться без перечня прав и обязанностей, которые возлагаются на них.
Главным фактором, служащим подтверждением компетентности работника – его профессионализм, от которого в большей степени зависит возможность и успешность перевоспитания осуждённых. Помимо этого, к персоналу предъявляются и другие требования. Например, наличие специального образования, возрастные критерии – от 18 до 40 лет, дееспособность и отсутствие судимости.
Современный закон заявляет нам о том, что каждый сотрудник УИС должен:
Помимо этого, существуют и другие обязанности. Например, проявление к заключённым гуманности и терпимости, вера в перевоспитание даже рецидивистов. Изложенные качества всегда будут зависеть от культуры, воспитания и кругозора работника.
Иногда сотруднику приходится усмирять возможные агрессивные действия со стороны подчинённых. Пенитенциарная сфера всегда будет требовать от человека физическую и моральную выносливость и оптимизм.
Учреждения и органы, исполняющие наказания Контроль за их деятельностью
Понятие и виды учреждений и органов, исполняющих наказания
Исполнение наказаний и иных мер уголовно-правового воздействия осуществляется в процессе соответствующей деятельности уполномоченных на то субъектов. В ст. 16 УИК РФ они обозначены как «учреждения и органы, исполняющие наказания».
При этом не указано, в чем состоит различие между «учреждениями» и «органами». Ни в теории права, ни в науке административного права не дается четких объяснений по этому вопросу. Поэтому в науке уголовно-исполнительного права предприняты самостоятельные усилия разграничить по смыслу названные понятия. Так, В.А. Уткин полагает, что в широком управленческом смысле все специально созданные уголовно- исполнительные институты являются органами государства. Но по отношению к осужденным они выступают в разном качестве. При лишении свободы осужденные непосредственно включаются в структуру исправительного учреждения и образуют его «переменный состав», в отличие от «постоянного состава» — персонала. Во всех иных случаях органы, исполняющие наказания, взаимодействуют с осужденными лишь эпизодически, выполняя, к примеру, контрольные либо управленческие функции.3 По нашему мнению, если руководствоваться нормами действующего уголовно-исполнительного законодательства н нормативных правовых актов, то к числу учреждений, исполняющих наказания, можно отнести те организации, которые обладают следующими основными признаками: 1) являются органами государства; 2) предназначены специально для исполнения наказаний; 3) наделены правом самостоятельно организовывать и осуществлять исправительное воздействие, применять к осужденным предусмотренные законом меры поощрения и взыскания; 4) являются самостоятельным структурным подразделением в сфере государственного управления. Такими признаками обладают уголовно- исполнительные инспекции, дисциплинарные воинские части и учреждения уголовно-исполнительной системы: исправительные центры, арестные дома, исправительные учреждения, следственные изоляторы.
Следственные изоляторы можно отнести к числу учреждений, исполняющих наказания, лишь с некоторой натяжкой, поскольку они предназначены для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу. Вместе с тем на основании норм УИК РФ следственные изоляторы могут исполнять наказание в виде лишения свободы в отношении определенной категории осужденных, оставленных там для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, а также приводить в исполнение приговоры к смертной казни. С учетом этого обстоятельства Федеральным законом от 21 июля 1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» данные учреждения включены в уголовно-исполнительную систему.
Другие организации, названные в ст. 16 УИК РФ, относятся к числу органов, исполняющих наказания.
В вышеназванной статье закона указаны лишь такие учреждения и органы, которые непосредственно исполняют наказания и иные меры уголовно-правового воздействия. Поскольку они определены в общей форме, правильнее говорить о видах учреждений и органов, исполняющих наказания. Таковыми являются:
1) суд, находящийся по месту вынесения приговора, по месту нахождения имущества или по месту работы осужденного, исполняющий наказания в виде штрафа, конфискации имущества, лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград;
2) уголовно-исполнительная инспекция МВД России, осуществляющая: а) исполнение наказаний в виде обязательных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и исправительных работ; б) контроль за поведением условно осужденных, осужденных беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей, которым судом отсрочено отбывание наказания;
3) командование воинских частей, учреждений, органов и воинских формирований, исполняющих наказание в виде ограничения по военной службе, а также осуществляющих контроль за поведением условно осужденных военнослужащих;
4) командование гарнизонных гауптвахт для осужденных военнослужащих или в соответствующих отделениях гарнизонных гауптвахт, исполняющих наказание в виде ареста в отношении осужденных военнослужащих;
5) дисциплинарная воинская часть, исполняющая наказание в виде содержания в дисциплинарной воинской части осужденных военнослужащих, а также назначенное им дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
6) учреждения уголовно-исполнительной системы (исправительные центры, арестные дома, исправительные учреждения), исполняющие наказания в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы и, в случаях, предусмотренных законом, — дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
7) администрация организаций различных форм собственности по месту работы осужденного к наказанию в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
8) орган, правомочный в соответствии с законом аннулировать разрешение на занятие определенной деятельностью, при осуждении лица к соответствующему наказанию;
9) органы и должностные лица, уполномоченные на лишение осужденного специального, воинского или почетного звания, классного чина или государственных наград, а также связанных с ними прав.
Помимо вышеперечисленных, нормы УИК РФ, иные федеральные законы и нормативные правовые акты допускают возможность участия и других органов, коллективов, общественных объединений, граждан в исполнении наказаний, исправлении осужденных. Но они выполняют лишь вспомогательные функции и не могут быть отнесены к числу учреждений и органов, исполняющих наказание.
Уголовно-исполнительная система
Учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания, в ряде случаев связаны между собой, образуя единый управленческий комплекс взаимодействующих субъектов. В нормах уголовно-исполнительного права совокупность таких учреждений и органов получила название «уголовно-исполнительная система».
Термин «уголовно-исполнительная система» введен Законом РФ от 21 июля 1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» для обозначения исправительных учреждений и руководящих ими органов. Часть 5 ст. 16 УИК РФ дополнила содержание этого понятия, включив в него учреждения, исполняющие наказания в виде ограничения свободы и ареста (исправительные центры и арестные дома). Концепцией реорганизации уголовно-исполнительной системы МВД России на заключительном этапе ее реализации (2001 — 2005 гг.) предусмотрено создание уголовно-исполнительной системы, объединяющей учреждения и органы, исполняющие все виды уголовных наказаний.
В настоящее время учреждения, предназначенные для исполнения ограничения свободы и ареста, еще не созданы. Статья 4 Федерального закона от 18 декабря 1996 г. «О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации» предусматривает, что положения УИК РФ о наказаниях в виде ограничения свободы и ареста вводятся в действие Федеральным законом по мере создания необходимых условий для исполнения этих видов наказаний, но не позднее 2001 г. Поэтому фактически уголовно-исполнительная система сохраняет свое первоначальное содержание.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 21 июня 1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» задачами уголовно-исполнительной системы являются:
Как указано в ст. 5 данного Закона, уголовно-исполнительная система включает в себя:
Кроме того, в уголовно-исполнительную систему могут входить создаваемые по решению Правительства РФ учреждения и органы, обеспечивающие ее нормальную работу: следственные изоляторы; предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-ис- полнительной системы; научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения.
Виды учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, в общей форме указаны в ст. 58 УК РФ и конкретизированы в ст. 74 УИК РФ. К ним относятся следующие исправительные учреждения: 1) колонии-поселения; 2) исправительные колонии общего, строгого и особого режимов; 3) воспитательные колонии общего и усиленного режимов; 4) тюрьмы; 5) лечебные исправительные учреждения. Следственные изоляторы выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию.
Учреждения, исполняющие наказания, являются юридическими лицами. Решения о их создании и ликвидации принимаются Правительством РФ по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Федерации. Структура и штаты уголовно-исполнительной системы определяются в соответствии с типовыми структурами, штатами и положениями, утверждаемыми центральными органами управления уголовно-исполнительной системы.
Территориальными органами являются Управления по исполнению наказаний (УИН), создаваемые в структуре УВД краев, областей и МВД республик в составе Российской Федерации. Они находятся в двойном подчинении — центральным органам управления уголовно-исполнительной системы и местным органам внутренних дел. УИН являются юридическими лицами и в предусмотренном законом порядке владеют, распоряжаются и пользуются закрепленным за ними имуществом.
Для развития социальной сферы исправительных учреждений и привлечения осужденных к труду УИН имеют право создавать предприятия любых организационно-правовых форм, участвовать в их создании, управлении и деятельности на правах учредителя, акционера или вкладчика.
Центральным органом управления уголовно-исполнительной системы является Главное управление по исполнению наказаний (ГУИН) Министерства юстиции России, функционирующее на правах самостоятельного подразделения. Финансирование уголовно-исполнительной системы осуществляется целевым назначением отдельной строкой в бюд- жете РФ. Исправительные учреждения пользуются налоговыми льготами в соответствии с законодательством РФ.
Структура и штаты ГУИН в пределах выделенной Правительством РФ численности, а также положения о них утверждаются министром юстиции РФ. ГУИН Минюста РФ является юридическим лицом и вправе владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом учреждений, исполняющих наказание, создавать, реорганизовывать и ликвидировать эти учреждения, а также предназначенные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы предприятия, научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения.
В соответствии со ст. 13 Закона РФ от 21 июня 1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие лишение свободы, обязаны:
Наряду с этим ст. 14 названного Закона закрепляет за органами, исполняющими наказание, следующие права:
Права и обязанности учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, реализуются сотрудниками этих учреждений в пределах их должностной компетенции.
В настоящее время в Российской Федерации предпринимаются шаги, направленные на дальнейшее совершенствование уголовно-исполнительной системы и приведение ее в соответствие с рекомендациями Комитета министров Совета Европы о единых европейских пенитенциарных правилах.
Контроль и надзор за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания
Термин «контроль» с начала его появления употреблялся для обозначения определенного сличения, проверки. В Англии этим словом первоначально называли второй экземпляр списка, передаваемого одним финансовым агентом другому для сличения с оригиналом.4 Впоследствии содержание данного термина значительно расширилось в связи с тем, что его стали использовать для обозначения одной из функций управления обществом. Отсюда получило широкое распространение понятие «социальный контроль», которое используется в философии, экономической, юридической и других общественных науках.
В науке под социальным контролем понимается определенная система наблюдения и проверки процесса функционирования соответствующего объекта с последующим сообщением об обнаруженных недостатках, нарушениях, отклонениях компетентному органу для принятия необходимых мер. Иногда контролирующий субъект наделяется правом самостоятельного применения некоторых мер предупреждения и пресечения нарушений.
В зависимости от характера субъектов, осуществляющих социальный контроль, различают два основных его вида — государственный и общественный, в рамках которых выделяют последующие разновидности (некоторые из них будут рассмотрены ниже). Формы и методы социального контроля весьма разнообразны: учет, наблюдение, инспектирование, ревизия, надзор и др. Учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания, входят в качестве одного из элементов в систему органов государственного управления. Поэтому контроль за их деятельностью имеет содержание, формы и методы, присущие социальному контролю в целом. Наряду с этим он обладает и некоторыми особенностями, обусловленными спецификой уголовно-исполнительных правоотношений.
Контроль за деятельностью по исполнению уголовных наказаний имеет важное общественно-политическое значение, так как в основном направлен на защиту конституционных и иных законных прав и свобод осужденных. По объему и содержанию такого контроля нередко судят об уровне демократизации общества. Поэтому УИК РФ предусматривает возможность его одновременного осуществления сразу в нескольких видах и формах.
Разновидностями государственного контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, являются: контроль органов государственной власти и органов местного самоуправления, судебный контроль, ведомственный контроль и прокурорский надзор.
Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления, как указано в ст. 19 УИК РФ, осуществляют контроль за деятельностью расположенных на их территориях учреждений и органов, исполняющих наказания. Порядок осуществления такого контроля в настоящее время регулируется Конституцией и иными законами РФ, определяющими правомочия названных органов, а также нормами УИК РФ. Наряду с этим специалисты считают необходимым принятие в ближайшем будущем специального федерального закона о контроле за учреждениями и органами, исполняющими наказания.
В соответствии с Конституцией РФ государственную власть в России осуществляют Президент, Федеральное Собрание и Правительство.
Федеральное Собрание Российской Федерации, включающее Сивет Федерации РФ и Государственную Думу РФ, осуществляет контроль прежде всего при подготовке и принятии законов и иных нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания. Контрольные функции могут выполняться и при проведении парламентских расследований, в ходе работы соответствующих комитетов и комиссий. Согласно п. «д» ст. 103 Конституции РФ к ведению Государственной Думы относится назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, в задачи которого входит обеспечение гарантий государственной защиты прав и свобод граждан (в том числе осужденных), рассмотрение жалоб на решения или действия государственных органов и должностных лиц, если ранее гражданин обжаловал эти действия в судебном или административном порядке, но не согласен с решением, принятым по его жалобе. На основании ст. 16 — 24 Закона от 25 декабря 1996 г. «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» последний вправе посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, запрашивать и получать необходимую информацию и материалы, получать объяснения должностных лиц, проводить самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами проверки.
Обеспечение законности, прав и свобод граждан, охрана собственности и общественного порядка, борьба с преступностью входят в задачи Правительства России в соответствии с п. «е» ст. 114 Конституции РФ. В связи с этим Правительство осуществляет контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, создает надлежащие социально-экономические условия для функционирования, принимает нормативные акты по вопросам исполнения наказания. Особое внимание при этом уделяется вопросам обеспечения законности, соблюдения прав человека.
Право органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления осуществлять контроль за расположенными на их территории учреждениями и органами, исполняющими наказания, обусловлено положениями п. «б» и «л» ст. 72 Конституции РФ, согласно которым в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; кадры судебных и правоохранительных органов. К сожалению, в нормах действующего законодательства пока не определены содержание контрольной деятельности названных органов в части исполнения наказаний и объем представляемых им в этой связи полномочий.
Однако ст. 4 Федерального закона от 21 июля 1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» предусматривает, что органы государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга в пределах их полномочий:
Этими же полномочиями (за исключением предусмотренных п.1) обладают и органы местного самоуправления, которые также определяют границы территорий, прилегающих к учреждениям, исполняющим наказания, и устанавливают режимные требования на этих территориях.
В процессе реализации вышеперечисленных прав органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления фактически получают возможность для осуществления контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания.
Судебный контроль является одной из наиболее действенных форм поддержания законности при исполнении наказаний, защите прав и интересов осужденных от необоснованных ограничений. Юридические основания такого контроля предусмотрены в нормах уголовного и уголовно-процессуального права, а также в иных федеральных законах, например в Законе РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».
К сожалению, судебный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, по ряду объективных и субъективных причин во многих случаях осуществляется формально, без тщательного изучения соответствующих ситуаций. Складывается и слабая информированность осужденных, вследствие чего их обращения в суд довольно редки. С учетом этих обстоятельств в УИК РФ предусмотрена ст. 20, специально посвященная судебному контролю.
Согласно ч. 1 данной статьи суд имеет право и обязан контролировать исполнение наказаний при решении вопросов, отнесенных законом к его компетенции, в частности — об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания, о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, об освобождении от наказания в связи с болезнью осужденного, об отсрочке отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до восьми лет, а также об изменении вида исправительного учреждения. При обнаружении нарушений закона, недостатков в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, суд в предусмотренных законом процессуальных формах ставит об этом в известность не только названные учреждения и органы, но и управляющие ими организации, в необходимых случаях — прокуратуру, для принятия надлежащих мер. Органы и должностные лица, которым адресованы эти обращения, в установленные законом сроки обязаны проинформировать суд об их исполнении.
Наряду с этим, как указано в ч. 2 ст. 20 УИК РФ, суд вправе рассматривать жалобы осужденных и иных лиц на действия администрации учреждений и органов, исполняющих наказания. Однако такого рода жалобы возможны лишь в случаях, предусмотренных законодательством. Например, в ч. 3 ст. 104 УИК РФ осужденным предоставлено право обжаловать в суд решение администрации исправительного учреждения об исключении из общего трудового стажа при систематическом уклонении от работы соответствующего периода времени.
Из текста закона также следует, что осужденный вправе обжаловать в суд действия администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, по вопросам, обозначенным в ч. 1 ст. 20 УИК РФ, которые суд обязан контролировать. Так, осужденный может обжаловать в суд необоснованный отказ администрации этих учреждений и органов в представлении к условно-досрочному освобождению. Нормы уголовно-процессуального законодательства предусматривают обязанность суда осуществлять контроль за тем, чтобы назначенное осужденному наказание было исполнено надлежащим образом. Поэтому в ч. 3 ст. 20 УИК РФ содержится указание о том, что учреждения и органы, исполняющие наказания, уведомляют суд, вынесший приговор, о начале и месте отбывания осужденным ограничения свободы, ареста, содержания в дисциплинарной воинской части, лишения свободы и об исполнении наказаний в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, обязательных работ, исправительных работ, ограничения по военной службе, конфискации имущества, смертной казни.
На основании ст. 21 УИК РФ за деятельностью учреждении и органов, исполняющих наказания, осуществляется ведомственный контроль со стороны вышестоящих органов и их должностных лиц. Фактически ими могут выступать уполномоченные субъекты, представляющие Министерство внутренних дел, Министерство обороны, Министерство юстиции России. Например, по отношению к исправительным учреждениям контролирующими инстанциями являются УИН УВД республики, края, области в составе РФ и ГУИН МВД России.
На практике сложились две основные формы ведомственного контроля — инспектирование и отчетность нижестоящих учреждений и органов. По результатам контроля дается оценка их работе, намечаются конкретные меры по устранению недостатков и факторов, их порождающих.
Порядок осуществления ведомственного контроля регламентируется нормативными правовыми актами соответствующих министерств.
Наиболее широко применяемой разновидностью государственного контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, является прокурорский надзор. В соответствии с гл. 3 Закона «О прокуратуре Российской.Федерации» от 17 января 1992 г. надзор за исполнением законов в местах содержания задержанных, предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом, является одной из относительно самостоятельных отраслей прокурорского надзора. В связи с этим в системе органов прокуратуры выделены специальные подразделения для осуществления постоянного наблюдения за соблюдением законности учреждениями и органами, исполняющими наказания. В ст. 22 УИК РФ содержится общее указание на то, что прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами. Более детальная регламентация прокурорского надзора в этой сфере содержится в ст. 28 — 30 вышеупомянутого Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». Предметом надзора являются:
Для осуществления надзора закон наделяет прокурора следующими правами: посещать в любое время учреждения, исполняющие наказания; опрашивать задержанных, арестованных, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера; знакомиться с документами на осужденных, с оперативными материалами; проверять соответствие законодательству приказов, распоряжений и постановлений администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, и опротестовывать их с случае несоответствия закону, приостанавливать действие опротестованных актов; требовать объяснений от должностных лиц. Прокурор также имеет право отменять дисциплинарные взыскания, незаконно наложенные на осужденных в местах лишения свободы, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, дисциплинарного изолятора.
Постановления и требования прокурора относительно исполнения установленных законом порядка и условий отбывания наказаний подлежат немедленному исполнению администрацией соответствующих учреждений и органов. В целях создания максимально благоприятных условий для осуществления государственного контроля ч. 1 ст. 24 УИК РФ наделяет ряд долж- ностных лиц правом посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, без специального на то разрешения. К числу таких лиц относятся:
а) Президент Российской Федерации, Председатель Правительства России, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также президенты и главы правительств субъектов РФ, главы органов местного самоуправления — по месту нахождения учреждений и органов, исполняющих наказания;
б) Генеральный прокурор Российской Федерации, прокуроры субъектов Российской Федерации, подчиненные им прокуроры, а также прокуроры, непосредственно осуществляющие надзор за исполнением наказаний на соответствующих территориях;
в) должностные лица вышестоящих органов;
г) судьи судов, осуществляющих судопроизводство на территориях, где расположены учреждения и органы, исполняющие наказания;
д) депутаты и члены комиссий, осуществляющих контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, — в пределах соответствующих территорий.
Должностные лица, имеющие право на посещение учреждений и органов, исполняющих наказания, могут встречаться с осужденными и сотрудниками названных организаций, получать от них необходимые сведения, принимать жалобы и заявления, знакомиться с документами в пределах, предусмотренных законом. При посещении учреждений и органов, исполняющих наказания, названные должностные лица обязаны предъявлять документы, удостоверяющие их личность и полномочия.
Другим видом контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, предусмотренным уголовно-исполнительным законодательством, является общественный контроль. Так, ч. 2 ст. 23 УИК РФ предусматривает, что такой контроль могут осуществлять общественные объединения на основании и в порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Принципиальная возможность участия общественных объединений в контроле за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, вытекает из ст. 30 Конституции РФ, гарантирующей свободу деятельности общественных объединений. Включение общественных объединений в механизм защиты прав человека является одним из проявлений принципа демократизма в уголовно-исполнительном законодательстве, позволяющем использовать дополнительные, отличные от государственных средства защиты законных прав и интересов осужденных.
Общественные объединения могут способствовать расширению гласности при исполнении наказаний, привлекать внимание широкой общественности к фактам нарушений законности, привлекать специалистов, не состоящих на государственной службе, к обсуждению вопросов совершенствования уголовно-исполнительной деятельности.
В юридической литературе отмечается, что участие общественных объединений в защите гражданских прав и свобод осуществляется на двух уровнях: персональном и нормативном (неперсонифицированном). В первом случае общественное объединение выступает как консультант, оказывающий определенного вида услугу нуждающемуся в помощи гражданину, т.е. как вспомогательный по отношению к государственному органу институт; во втором — объединения граждан могут представлять и защищать интересы определенных групп граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления, добиваясь нормативного регулирования определенных общественных отношений.6
Формы участия общественных объединений в контроле за соблюдением законности учреждениями и органами, исполняющими наказания, довольно разнообразны. Наиболее распространенной является деятельность органов адвокатуры по защите законных прав и интересов осужденных. Как отмечалось в предыдущей главе учебника, осужденные, отбывающие наказания, вправе беспрепятственно пользоваться услугами адвокатов. При этом адвокаты, консультирующие осужденных по вопросам защиты их прав и законных интересов и представляющие интересы своих клиентов в суде, могут сообщать о ставших им известными случаях нарушений закона в прокуратуру и другие государственные органы.
В последние годы резко возросла активность различных правозащитных общественных объединений в осуществлении контроля за деятельностью исправительных учреждений. За деятельностью российских учреждений и органов, исполняющих наказания, внимательно наблюдают некоторые международные неправительственные организации, такие как «Международная амнистия», «Международная тюремная реформа» и т. п. Все большее участие в работе с осужденными принимают различные религиозные организации, конфессии, получившие в соответствии со ст. 14 УИК РФ доступ в учреждения уголовно-исполнительной системы. Наряду с этим ст. 142 УИК РФ предусматривает возможность создания при воспитательных колониях таких общественных объединений, как попечительские советы и родительские комитеты. Их основная цель состоит в оказании помощи администрации учреждений в исправлении осужденных, в их трудовом и бытовом устройстве после освобождения и т. п. Это отнюдь не исключает участия данных общественных объединений в осуществлении контроля за соблюдением законов администрации колоний.
В ближайшем будущем предполагается принятие некоторых новых федеральных законов и нормативных правовых актов, направленных на дальнейшее расширение возможностей участия общественных объединений в контроле за учреждениями и органами, исполняющими наказания.
Из текста ч. 2 ст. 24 УИК РФ вытекает возможность участия в общественном контроле за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, представителей средств массовой информации и иных лиц (например, представителей шефских, благотворительных организаций и т. п.). Они также имеют право посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, по специальному разрешению администрации этих учреждений и органов либо вышестоящих органов. В части осуществления контрольных функций этими представителями общественности законом предусмотрены лишь некоторые разумные ограничения, направленные на защиту конституционных прав и обеспечение надлежащей безопасности и охраны осужденных.
В частности, ч. 3 и ч. 4 ст. 24 УИК РФ предусмотрено, что кино-, фото- и видеосъемка осужденных, их интервьюирование осуществляются с согласия в письменной форме самих осужденных. Кино-, фото- и видеосъемка объектов, обеспечивающих безопасность и охрану осужденных, осуществляются с разрешения в письменной форме администрации учреждения или органа, исполняющего наказание.