что такое уголовно исполнительная система

Уголовно-исполнительная система

Задачами У.-и.с. являются: исполнение уголовных наказаний в виде лишения свободы, а также исключительной меры наказания (смертной казни); обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих наказания, безопасности содержащихся в них осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений; привлечение осужденных к труду, обеспечение их общего и профессионального образования и профессионального обучения; обеспечение охраны здоровья осужденных; содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Иные задачи на У.-и.с. могут быть возложены только законом.

Полезное

Смотреть что такое «Уголовно-исполнительная система» в других словарях:

Уголовно-исполнительная система — (англ. criminal executive system) в РФ единая система учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы. Правовую основу деятельности У. и.с. составляют Конституция РФ*, ФЗ «Об … Энциклопедия права

УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА — система органов и учреждений, включающая в себя: учреждения, исполняющие наказания (см.: Исправительное учреждение); территориальные органы управления У. и. с. (такие органы создаются на территориях республик, автономной области, автономных… … Энциклопедический словарь конституционного права

Система права — Система права это внутреннее строение структурных элементов права. [1] Содержание 1 Система права 2 Классификации системы права … Википедия

Организация уголовно-исполнительной системы — Уголовно исполнительная система включает в себя: (в ред. Федеральных законов от 21.07.1998 N 117 ФЗ, от 29.06.2004 N 58 ФЗ) 1) учреждения, исполняющие наказания; 2) территориальные органы уголовно исполнительной системы; (в ред. Федерального… … Официальная терминология

Пенитенциарная система — Пенитенциарная (уголовно исполнительная) система (от лат. poenitentia раскаяние) государственный институт, ведающий исполнением уголовных наказаний, наложенных на граждан в соответствии с законом. Обеспечивает исполнение… … Википедия

Правовая система — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

Скандинавская правовая система — В данной статье или разделе имеется список источников или внешних ссылок, но источники отдельных утверждений остаются неясными из за отсутствия сносок … Википедия

Союз Советских Социалистических Республик — Советский Союз/СССР/Союз ССР Союзное государство ← … Википедия

Кузбасский юридический институт — Кузбасский институт ФСИН России (КИ ФСИН РФ) Год основания 2007 год Расположение Новокузнецк … Википедия

Источник

Уголовно-исполнительная система

что такое уголовно исполнительная система. Смотреть фото что такое уголовно исполнительная система. Смотреть картинку что такое уголовно исполнительная система. Картинка про что такое уголовно исполнительная система. Фото что такое уголовно исполнительная системаТермин «уголовно-исполнительная система» впервые введён в нормативный оборот Законом РФ № 5473-1 от 21.07.1993 г.

Что такое Уголовно-исполнительная система, какие задачи выполняет? Об этом – далее.

Понятие уголовно-исполнительной системы, её задачи и структура

Уголовно-исполнительная система РФ представлена совокупностью учреждений и органов, которые призваны исполнять наказания, вынесенные судебным приговором для осуждённых. Деятельность УИС осуществляется на принципах законности, гуманизма, уважительного отношения к правам человека.

К отраслевым принципам относят:

Структура УИС

Согласно ст. 5 Закона № 5473-1, УИС включает в себя:

    что такое уголовно исполнительная система. Смотреть фото что такое уголовно исполнительная система. Смотреть картинку что такое уголовно исполнительная система. Картинка про что такое уголовно исполнительная система. Фото что такое уголовно исполнительная система

Данный перечень могут дополнять и другие субъекты, требующиеся для обеспечения УИС. Деятельность всех вышеперечисленных субъектов, входящих в УИС, и раскрывает её понятие.

К учреждениям уголовно исполнительной системы относятся тюрьмы, все виды колоний, воспитательные и медицинские исправительные учреждения.

Задачи уголовно-исполнительной системы

В задачи УИС входит следующее:

    что такое уголовно исполнительная система. Смотреть фото что такое уголовно исполнительная система. Смотреть картинку что такое уголовно исполнительная система. Картинка про что такое уголовно исполнительная система. Фото что такое уголовно исполнительная система

Иные задачи на УИС могут быть возложены только законодателем.

Персонал УИС – это работники, имеющие звания сотрудников УИС, рабочие и служащие исполняющих наказания учреждений, предприятий, федерального и территориальных органов УИС, следственных изоляторов, учебных, лечебных, проектных и иных учреждений, входящих в УИС.

Порядок и условия трудовой деятельности сотрудников УИС регламентируются вышеуказанным Законом РФ и иными нормативно-правовыми актами РФ и Минюста России.

Список должностей высшего руководящего состава сотрудников УИС и соответствующих званий утверждается Президентом РФ.

Финансирование уголовно-исполнительной системы

что такое уголовно исполнительная система. Смотреть фото что такое уголовно исполнительная система. Смотреть картинку что такое уголовно исполнительная система. Картинка про что такое уголовно исполнительная система. Фото что такое уголовно исполнительная системаФинансирование УИС — исключительно целевое; указывается отдельной строкой в бюджете РФ и осуществляется на базе нормативов, утверждённых Правительством РФ.

Доходы от производственной деятельности входящих в состав УИС учреждений и прибыль предприятий, на которых трудятся осуждённые после совершения обязательных выплат в бюджет, используются для совершенствования условий содержания осуждённых, а также для развития социальной сферы исполняющих наказания учреждений.

Центральные и локальные органы управления УИС вправе создавать специальные внебюджетные фонды для оказания материальной помощи отдельным учреждениям и предприятиям исполняющих наказания учреждений.

Выделение финансовых средств на развитие и укрепление УИС производится на основе федеральных программ, однако могут быть увеличены за счёт территориальных органов самоуправления и внебюджетных организаций.

В настоящее время в РФ предпринимаются меры, направленные на дальнейшее развитие и совершенствование УИС, с целью доведения её до уровня, соответствующего единым правилам европейских пенитенциарных учреждений.

Источник

1. Уголовно-исполнительная система как социальный институт и ее роль в обществе

Взаимодействие социума с деятельностью УИС

Общественность не должна полностью передавать управленческие полномочия местам УИС, она должна принимать активное участие в функционировании пенитенциарной системы, так как именно общество может защитить и отстоять социальные интересы заключённых.

Участие социума в деятельности пенитенциарных учреждений по следующим ветвям:

Участие общественных деятелей многогранно. Например, они могут входить в состав наблюдательной комиссии, воспитательного движения либо выступать в роли общественного надзирателя в исправительных работах.

В последнее время пенитенциарные заведения находятся под особым контролем СМИ, отечественных и европейских сообществ. Эти организации имеют большую историю надзора за функционированием заведений. Не только выявляют проблемы в нарушении прав заключённых и сотрудников, но и оказывают посильную помощь уполномоченным лицам.

Отметим, что при всём вмешательстве общества в систему, оно не имеет право ей противодействовать. Недопустимо никакое самопроизвольное вмешательство к оперативной или хозяйственной службе.

Основные задачи и функции

К функциям системы относятся:

Любые организации, выполняя свою работу, основываются на различного рода функциях и задачах. Лишь выполняя все вышеуказанные функции, можно говорить о законности всей пенитенциарной сферы.

Состав УИС

что такое уголовно исполнительная система. Смотреть фото что такое уголовно исполнительная система. Смотреть картинку что такое уголовно исполнительная система. Картинка про что такое уголовно исполнительная система. Фото что такое уголовно исполнительная система

Исполнение наказания – это неотъемлемая часть и один из главных элементов борьбы с преступным миром. Оно реализовывается определёнными методами воздействия с помощью средств, обозначенных российским законодательством и возлагающимся на вышеуказанные полномочные органы, созданные как раз для данной цели.

что такое уголовно исполнительная система. Смотреть фото что такое уголовно исполнительная система. Смотреть картинку что такое уголовно исполнительная система. Картинка про что такое уголовно исполнительная система. Фото что такое уголовно исполнительная система

Суды применяют следующие виды применяемых мер:

Например, лишение свободы возлагается на исправительные объекты. В добавление к этому на них возлагаются обязанности, такие как осуществление ограничения свободы, проведение арестов и реализация смертных казней (в настоящее время в России наложен мораторий на смертную казнь).

Исключениями служат военнослужащие, так как к ним применимы санкции особых воинских частей МВД, командирами гарнизонов и воинских частей и других мест, где служат военнослужащие. Некоторые обязанности возлагаются на суды.

Суды могут привлекать к ответственности:

Как мы видим, комплекс системы УИС обширен и многообразен.

Уполномоченные учреждения, которые вправе исполнять наказания делятся:

Организация, привлекающаяся к осуществлению правомерных действий, носит имя – юридическое лицо. Постановление о её создании либо ликвидации принимают Правительство и органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации совместно. Всё функционирование заведений вместе со структурами, штатами и положениями может быть утверждена центральным органом управления.

Помимо них, существуют ещё и территориальные органы. Допустим, орган управления, создаваемый в краях, областях и республиках. Они подчиняются как центральным, так и местным учреждениям.

Для успешного развития социальной сферы с целью приобщения к труду создаются организации любых форм, которые УИН может создавать и управлять ими.Кней УИ относят заведения следственных изоляторов, объекты по обеспечению деятельности УИС, научные центры и лаборатории исследования, затрагивающие проектную и учебную сферу.

Таким образом, уголовно-исполнительная система России является объединением структур под одним руководством с одинаковыми целями, задачами и функциями, направленными на перевоспитание осуждённого.

Еще по теме 1. Уголовно-исполнительная система как социальный институт и ее роль в обществе

Административное право России и зарубежных стран –

Административное право Украины –

Гражданское право России –

Международное право (шпаргалки) –

Международное публичное право –

Международное частное право –

Правовая охрана животного мира (контрольные) –

Прокурорский надзор в России –

Прокурорский надзор в Украине –

Судебная бухгалтерия Украины –

Теория государства и права –

Уголовное право России –

Уголовное право Украины –

Хозяйственное право Украины –

Экологическое право (курсовые) –

Экологическое право (лекции) –

Абитуриентам и школьникам –

Искусство и искусствоведение –

Наноматериалы и нанотехнологии –

Обязанности пенитенциарных учреждений

Многие люди считают, что данные заведения существуют лишь для того, чтобы обвинить преступника. Но его задачи значительно обширнее.

Рассмотрим подробнее обязанности пенитенциарных субъектов:

Современная законодательная база России и международное право подвергаются постоянному реформированию и всё больше требуют гуманного обращения с подопечными.

Принципы работы сотрудников:

Все вышеуказанные принципы взаимосвязаны и служат одной общей цели – защитить права человека, попавшего в уголовно-исправительное место.

Учреждения УИС и их контингент

что такое уголовно исполнительная система. Смотреть фото что такое уголовно исполнительная система. Смотреть картинку что такое уголовно исполнительная система. Картинка про что такое уголовно исполнительная система. Фото что такое уголовно исполнительная системаСуществует довольно большое количество субъектов для заключения и исправления преступного мира. Выделим основные.

Колонии поселения. В данный момент существует две формы таких заведений.

Первая форма предназначена для лиц, совершивших преступление по неосторожности либо это лица, приговорённые на срок не более 5 лет. Чаще всего к ним относятся граждане, осуждённые за автотранспортное преступное деяние

Вторая форма нужна для людей, положительно проявивших себя в других местах лишения свободы и перенаправленные в данные объекты. Переводят их только по истечении определённого времени, с момента объявления решения суда, прописанного в законодательном акте.

Сравнивая разные места лишения свободы, можно сделать вывод о том, что данный вид заключения не лишает людей свободы, а лишь ограничивает. Поэтому она является субъектом открытой формы, и условия в ней сильно отличаются от других.

В каждой колонии-поселении создаются однотипные условия всем, несмотря на вид или степень преступного деяния.

Колонии общего режима. Обычно в них находятся под арестом мужчины, которые были в первый раз приговорены за осуществление преступления разной тяжести, совершённые умышленно. Либо те, кто совершил преступное деяние по неосторожности, осуждённые судом до 5 лет. Помимо этого, здесь находятся представители женского пола, за исключением повторно привлечённых за особо опасные рецидивы.

В рассматриваемом режиме находится большинство заключённых, поэтому различают различные формы колоний общего режима, адаптированные под разный контингент осуждённых: обычная, облегчённая и строгая. В какую именно форму попадёт отдельно взятый человек, будет зависеть лишь от его поведения, отношения к труду, скорости и качества перевоспитания и др.

Человек, которому приговорили поселение, попадает в общежитие, разделённое на три вышеуказанные формы. Таким осуждённым разрешено каждый месяц расходовать средства, лежащие на их счетах на продуктовые товары и товары первой необходимости на общую сумму, не превышающую 50% МРОТа. Также они вправе воспользоваться 4 короткими и 4 длинными свиданиями в год и приёмом 6 посылок и столько же бандеролей.

Колонии строгого режима. Чаще всего сюда направляют мужчин, которые были приговорены в первый раз при поимке с особо тяжким преступлением, рецидивистов либо женщин, повторно совершивших преступление особой тяжести.

что такое уголовно исполнительная система. Смотреть фото что такое уголовно исполнительная система. Смотреть картинку что такое уголовно исполнительная система. Картинка про что такое уголовно исполнительная система. Фото что такое уголовно исполнительная системаВ подавляющем большинстве люди, находящиеся в данных местах, являются рецидивистами, уже подвергавшимися когда-либо лишению свободы. Этот факт требует особого подхода организации применяемых мер. Основная часть находящихся там лиц должна содержаться в обычных условиях, исключая лиц, пойманных с умышленным преступным деянием, совершенным во временной период заключения и лица, перешедшие с более легкого режима.

При обычном режиме заключённые живут в общежитиях, существующих внутри локализованной территории.

Права осуждённых данного типа:

Колонии особого режима. Здесь отбывают срок мужчины, приговорённые судом за сделанный особо опасный повтор преступления. Кроме того, в данных местах находятся люди, которым путём помилования отменили смертную казнь и направили на отбывание пожизненно.

Камерное содержание влияет на весь порядок нахождения людей в особом режиме. Заключенным ограничивается личное время и общение с остальными людьми. А также сильно ограничивается применение материально-бытовых вещей.

Защита прав и обязанностей сотрудников

что такое уголовно исполнительная система. Смотреть фото что такое уголовно исполнительная система. Смотреть картинку что такое уголовно исполнительная система. Картинка про что такое уголовно исполнительная система. Фото что такое уголовно исполнительная системаПрофессиональная деятельность сотрудников пенитенциарных служб является одним из главных факторов, влияющих на функционирование всей системы УИ. Любая деятельность сотрудников не может выполняться без перечня прав и обязанностей, которые возлагаются на них.

Главным фактором, служащим подтверждением компетентности работника – его профессионализм, от которого в большей степени зависит возможность и успешность перевоспитания осуждённых. Помимо этого, к персоналу предъявляются и другие требования. Например, наличие специального образования, возрастные критерии – от 18 до 40 лет, дееспособность и отсутствие судимости.

Современный закон заявляет нам о том, что каждый сотрудник УИС должен:

Помимо этого, существуют и другие обязанности. Например, проявление к заключённым гуманности и терпимости, вера в перевоспитание даже рецидивистов. Изложенные качества всегда будут зависеть от культуры, воспитания и кругозора работника.

Иногда сотруднику приходится усмирять возможные агрессивные действия со стороны подчинённых. Пенитенциарная сфера всегда будет требовать от человека физическую и моральную выносливость и оптимизм.

Источник

Учреждения и органы, исполняющие наказания Контроль за их деятельностью

Понятие и виды учреждений и органов, исполняющих наказания

Исполнение наказаний и иных мер уголовно-правового воздействия осуществляется в процессе соответствующей деятельности уполномоченных на то субъектов. В ст. 16 УИК РФ они обозначены как «учреждения и органы, исполняющие наказания».

При этом не указано, в чем состоит различие между «учреждениями» и «органами». Ни в теории права, ни в науке административного права не дается четких объяснений по этому вопросу. Поэтому в науке уголовно-исполнительного права предприняты самостоятельные усилия разграничить по смыслу названные понятия. Так, В.А. Уткин полагает, что в широком управленческом смысле все специально созданные уголовно- исполнительные институты являются органами государства. Но по отношению к осужденным они выступают в разном качестве. При лишении свободы осужденные непосредственно включаются в структуру исправительного учреждения и образуют его «переменный состав», в отличие от «постоянного состава» — персонала. Во всех иных случаях органы, исполняющие наказания, взаимодействуют с осужденными лишь эпизодически, выполняя, к примеру, контрольные либо управленческие функции.3 По нашему мнению, если руководствоваться нормами действующего уголовно-исполнительного законодательства н нормативных правовых актов, то к числу учреждений, исполняющих наказания, можно отнести те организации, которые обладают следующими основными признаками: 1) являются органами государства; 2) предназначены специально для исполнения наказаний; 3) наделены правом самостоятельно организовывать и осуществлять исправительное воздействие, применять к осужденным предусмотренные законом меры поощрения и взыскания; 4) являются самостоятельным структурным подразделением в сфере государственного управления. Такими признаками обладают уголовно- исполнительные инспекции, дисциплинарные воинские части и учреждения уголовно-исполнительной системы: исправительные центры, арестные дома, исправительные учреждения, следственные изоляторы.

Следственные изоляторы можно отнести к числу учреждений, исполняющих наказания, лишь с некоторой натяжкой, поскольку они предназначены для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу. Вместе с тем на основании норм УИК РФ следственные изоляторы могут исполнять наказание в виде лишения свободы в отношении определенной категории осужденных, оставленных там для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, а также приводить в исполнение приговоры к смертной казни. С учетом этого обстоятельства Федеральным законом от 21 июля 1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» данные учреждения включены в уголовно-исполнительную систему.

Другие организации, названные в ст. 16 УИК РФ, относятся к числу органов, исполняющих наказания.

В вышеназванной статье закона указаны лишь такие учреждения и органы, которые непосредственно исполняют наказания и иные меры уголовно-правового воздействия. Поскольку они определены в общей форме, правильнее говорить о видах учреждений и органов, исполняющих наказания. Таковыми являются:

1) суд, находящийся по месту вынесения приговора, по месту нахождения имущества или по месту работы осужденного, исполняющий наказания в виде штрафа, конфискации имущества, лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград;

2) уголовно-исполнительная инспекция МВД России, осуществляющая: а) исполнение наказаний в виде обязательных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и исправительных работ; б) контроль за поведением условно осужденных, осужденных беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей, которым судом отсрочено отбывание наказания;

3) командование воинских частей, учреждений, органов и воинских формирований, исполняющих наказание в виде ограничения по военной службе, а также осуществляющих контроль за поведением условно осужденных военнослужащих;

4) командование гарнизонных гауптвахт для осужденных военнослужащих или в соответствующих отделениях гарнизонных гауптвахт, исполняющих наказание в виде ареста в отношении осужденных военнослужащих;

5) дисциплинарная воинская часть, исполняющая наказание в виде содержания в дисциплинарной воинской части осужденных военнослужащих, а также назначенное им дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

6) учреждения уголовно-исполнительной системы (исправительные центры, арестные дома, исправительные учреждения), исполняющие наказания в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы и, в случаях, предусмотренных законом, — дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

7) администрация организаций различных форм собственности по месту работы осужденного к наказанию в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

8) орган, правомочный в соответствии с законом аннулировать разрешение на занятие определенной деятельностью, при осуждении лица к соответствующему наказанию;

9) органы и должностные лица, уполномоченные на лишение осужденного специального, воинского или почетного звания, классного чина или государственных наград, а также связанных с ними прав.

Помимо вышеперечисленных, нормы УИК РФ, иные федеральные законы и нормативные правовые акты допускают возможность участия и других органов, коллективов, общественных объединений, граждан в исполнении наказаний, исправлении осужденных. Но они выполняют лишь вспомогательные функции и не могут быть отнесены к числу учреждений и органов, исполняющих наказание.

Уголовно-исполнительная система

Учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания, в ряде случаев связаны между собой, образуя единый управленческий комплекс взаимодействующих субъектов. В нормах уголовно-исполнительного права совокупность таких учреждений и органов получила название «уголовно-исполнительная система».

Термин «уголовно-исполнительная система» введен Законом РФ от 21 июля 1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» для обозначения исправительных учреждений и руководящих ими органов. Часть 5 ст. 16 УИК РФ дополнила содержание этого понятия, включив в него учреждения, исполняющие наказания в виде ограничения свободы и ареста (исправительные центры и арестные дома). Концепцией реорганизации уголовно-исполнительной системы МВД России на заключительном этапе ее реализации (2001 — 2005 гг.) предусмотрено создание уголовно-исполнительной системы, объединяющей учреждения и органы, исполняющие все виды уголовных наказаний.

В настоящее время учреждения, предназначенные для исполнения ограничения свободы и ареста, еще не созданы. Статья 4 Федерального закона от 18 декабря 1996 г. «О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации» предусматривает, что положения УИК РФ о наказаниях в виде ограничения свободы и ареста вводятся в действие Федеральным законом по мере создания необходимых условий для исполнения этих видов наказаний, но не позднее 2001 г. Поэтому фактически уголовно-исполнительная система сохраняет свое первоначальное содержание.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 21 июня 1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» задачами уголовно-исполнительной системы являются:

Как указано в ст. 5 данного Закона, уголовно-исполнительная система включает в себя:

Кроме того, в уголовно-исполнительную систему могут входить создаваемые по решению Правительства РФ учреждения и органы, обеспечивающие ее нормальную работу: следственные изоляторы; предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-ис- полнительной системы; научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения.

Виды учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, в общей форме указаны в ст. 58 УК РФ и конкретизированы в ст. 74 УИК РФ. К ним относятся следующие исправительные учреждения: 1) колонии-поселения; 2) исправительные колонии общего, строгого и особого режимов; 3) воспитательные колонии общего и усиленного режимов; 4) тюрьмы; 5) лечебные исправительные учреждения. Следственные изоляторы выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию.

Учреждения, исполняющие наказания, являются юридическими лицами. Решения о их создании и ликвидации принимаются Правительством РФ по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Федерации. Структура и штаты уголовно-исполнительной системы определяются в соответствии с типовыми структурами, штатами и положениями, утверждаемыми центральными органами управления уголовно-исполнительной системы.

Территориальными органами являются Управления по исполнению наказаний (УИН), создаваемые в структуре УВД краев, областей и МВД республик в составе Российской Федерации. Они находятся в двойном подчинении — центральным органам управления уголовно-исполнительной системы и местным органам внутренних дел. УИН являются юридическими лицами и в предусмотренном законом порядке владеют, распоряжаются и пользуются закрепленным за ними имуществом.

Для развития социальной сферы исправительных учреждений и привлечения осужденных к труду УИН имеют право создавать предприятия любых организационно-правовых форм, участвовать в их создании, управлении и деятельности на правах учредителя, акционера или вкладчика.

Центральным органом управления уголовно-исполнительной системы является Главное управление по исполнению наказаний (ГУИН) Министерства юстиции России, функционирующее на правах самостоятельного подразделения. Финансирование уголовно-исполнительной системы осуществляется целевым назначением отдельной строкой в бюд- жете РФ. Исправительные учреждения пользуются налоговыми льготами в соответствии с законодательством РФ.

Структура и штаты ГУИН в пределах выделенной Правительством РФ численности, а также положения о них утверждаются министром юстиции РФ. ГУИН Минюста РФ является юридическим лицом и вправе владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом учреждений, исполняющих наказание, создавать, реорганизовывать и ликвидировать эти учреждения, а также предназначенные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы предприятия, научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения.

В соответствии со ст. 13 Закона РФ от 21 июня 1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие лишение свободы, обязаны:

Наряду с этим ст. 14 названного Закона закрепляет за органами, исполняющими наказание, следующие права:

Права и обязанности учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, реализуются сотрудниками этих учреждений в пределах их должностной компетенции.

В настоящее время в Российской Федерации предпринимаются шаги, направленные на дальнейшее совершенствование уголовно-исполнительной системы и приведение ее в соответствие с рекомендациями Комитета министров Совета Европы о единых европейских пенитенциарных правилах.

Контроль и надзор за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания

Термин «контроль» с начала его появления употреблялся для обозначения определенного сличения, проверки. В Англии этим словом первоначально называли второй экземпляр списка, передаваемого одним финансовым агентом другому для сличения с оригиналом.4 Впоследствии содержание данного термина значительно расширилось в связи с тем, что его стали использовать для обозначения одной из функций управления обществом. Отсюда получило широкое распространение понятие «социальный контроль», которое используется в философии, экономической, юридической и других общественных науках.

В науке под социальным контролем понимается определенная система наблюдения и проверки процесса функционирования соответствующего объекта с последующим сообщением об обнаруженных недостатках, нарушениях, отклонениях компетентному органу для принятия необходимых мер. Иногда контролирующий субъект наделяется правом самостоятельного применения некоторых мер предупреждения и пресечения нарушений.

В зависимости от характера субъектов, осуществляющих социальный контроль, различают два основных его вида — государственный и общественный, в рамках которых выделяют последующие разновидности (некоторые из них будут рассмотрены ниже). Формы и методы социального контроля весьма разнообразны: учет, наблюдение, инспектирование, ревизия, надзор и др. Учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания, входят в качестве одного из элементов в систему органов государственного управления. Поэтому контроль за их деятельностью имеет содержание, формы и методы, присущие социальному контролю в целом. Наряду с этим он обладает и некоторыми особенностями, обусловленными спецификой уголовно-исполнительных правоотношений.

Контроль за деятельностью по исполнению уголовных наказаний имеет важное общественно-политическое значение, так как в основном направлен на защиту конституционных и иных законных прав и свобод осужденных. По объему и содержанию такого контроля нередко судят об уровне демократизации общества. Поэтому УИК РФ предусматривает возможность его одновременного осуществления сразу в нескольких видах и формах.

Разновидностями государственного контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, являются: контроль органов государственной власти и органов местного самоуправления, судебный контроль, ведомственный контроль и прокурорский надзор.

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления, как указано в ст. 19 УИК РФ, осуществляют контроль за деятельностью расположенных на их территориях учреждений и органов, исполняющих наказания. Порядок осуществления такого контроля в настоящее время регулируется Конституцией и иными законами РФ, определяющими правомочия названных органов, а также нормами УИК РФ. Наряду с этим специалисты считают необходимым принятие в ближайшем будущем специального федерального закона о контроле за учреждениями и органами, исполняющими наказания.

В соответствии с Конституцией РФ государственную власть в России осуществляют Президент, Федеральное Собрание и Правительство.

Федеральное Собрание Российской Федерации, включающее Сивет Федерации РФ и Государственную Думу РФ, осуществляет контроль прежде всего при подготовке и принятии законов и иных нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания. Контрольные функции могут выполняться и при проведении парламентских расследований, в ходе работы соответствующих комитетов и комиссий. Согласно п. «д» ст. 103 Конституции РФ к ведению Государственной Думы относится назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, в задачи которого входит обеспечение гарантий государственной защиты прав и свобод граждан (в том числе осужденных), рассмотрение жалоб на решения или действия государственных органов и должностных лиц, если ранее гражданин обжаловал эти действия в судебном или административном порядке, но не согласен с решением, принятым по его жалобе. На основании ст. 16 — 24 Закона от 25 декабря 1996 г. «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» последний вправе посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, запрашивать и получать необходимую информацию и материалы, получать объяснения должностных лиц, проводить самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами проверки.

Обеспечение законности, прав и свобод граждан, охрана собственности и общественного порядка, борьба с преступностью входят в задачи Правительства России в соответствии с п. «е» ст. 114 Конституции РФ. В связи с этим Правительство осуществляет контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, создает надлежащие социально-экономические условия для функционирования, принимает нормативные акты по вопросам исполнения наказания. Особое внимание при этом уделяется вопросам обеспечения законности, соблюдения прав человека.

Право органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления осуществлять контроль за расположенными на их территории учреждениями и органами, исполняющими наказания, обусловлено положениями п. «б» и «л» ст. 72 Конституции РФ, согласно которым в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; кадры судебных и правоохранительных органов. К сожалению, в нормах действующего законодательства пока не определены содержание контрольной деятельности названных органов в части исполнения наказаний и объем представляемых им в этой связи полномочий.

Однако ст. 4 Федерального закона от 21 июля 1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» предусматривает, что органы государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга в пределах их полномочий:

Этими же полномочиями (за исключением предусмотренных п.1) обладают и органы местного самоуправления, которые также определяют границы территорий, прилегающих к учреждениям, исполняющим наказания, и устанавливают режимные требования на этих территориях.

В процессе реализации вышеперечисленных прав органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления фактически получают возможность для осуществления контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания.

Судебный контроль является одной из наиболее действенных форм поддержания законности при исполнении наказаний, защите прав и интересов осужденных от необоснованных ограничений. Юридические основания такого контроля предусмотрены в нормах уголовного и уголовно-процессуального права, а также в иных федеральных законах, например в Законе РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

К сожалению, судебный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, по ряду объективных и субъективных причин во многих случаях осуществляется формально, без тщательного изучения соответствующих ситуаций. Складывается и слабая информированность осужденных, вследствие чего их обращения в суд довольно редки. С учетом этих обстоятельств в УИК РФ предусмотрена ст. 20, специально посвященная судебному контролю.

Согласно ч. 1 данной статьи суд имеет право и обязан контролировать исполнение наказаний при решении вопросов, отнесенных законом к его компетенции, в частности — об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания, о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, об освобождении от наказания в связи с болезнью осужденного, об отсрочке отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до восьми лет, а также об изменении вида исправительного учреждения. При обнаружении нарушений закона, недостатков в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, суд в предусмотренных законом процессуальных формах ставит об этом в известность не только названные учреждения и органы, но и управляющие ими организации, в необходимых случаях — прокуратуру, для принятия надлежащих мер. Органы и должностные лица, которым адресованы эти обращения, в установленные законом сроки обязаны проинформировать суд об их исполнении.

Наряду с этим, как указано в ч. 2 ст. 20 УИК РФ, суд вправе рассматривать жалобы осужденных и иных лиц на действия администрации учреждений и органов, исполняющих наказания. Однако такого рода жалобы возможны лишь в случаях, предусмотренных законодательством. Например, в ч. 3 ст. 104 УИК РФ осужденным предоставлено право обжаловать в суд решение администрации исправительного учреждения об исключении из общего трудового стажа при систематическом уклонении от работы соответствующего периода времени.

Из текста закона также следует, что осужденный вправе обжаловать в суд действия администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, по вопросам, обозначенным в ч. 1 ст. 20 УИК РФ, которые суд обязан контролировать. Так, осужденный может обжаловать в суд необоснованный отказ администрации этих учреждений и органов в представлении к условно-досрочному освобождению. Нормы уголовно-процессуального законодательства предусматривают обязанность суда осуществлять контроль за тем, чтобы назначенное осужденному наказание было исполнено надлежащим образом. Поэтому в ч. 3 ст. 20 УИК РФ содержится указание о том, что учреждения и органы, исполняющие наказания, уведомляют суд, вынесший приговор, о начале и месте отбывания осужденным ограничения свободы, ареста, содержания в дисциплинарной воинской части, лишения свободы и об исполнении наказаний в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, обязательных работ, исправительных работ, ограничения по военной службе, конфискации имущества, смертной казни.

На основании ст. 21 УИК РФ за деятельностью учреждении и органов, исполняющих наказания, осуществляется ведомственный контроль со стороны вышестоящих органов и их должностных лиц. Фактически ими могут выступать уполномоченные субъекты, представляющие Министерство внутренних дел, Министерство обороны, Министерство юстиции России. Например, по отношению к исправительным учреждениям контролирующими инстанциями являются УИН УВД республики, края, области в составе РФ и ГУИН МВД России.

На практике сложились две основные формы ведомственного контроля — инспектирование и отчетность нижестоящих учреждений и органов. По результатам контроля дается оценка их работе, намечаются конкретные меры по устранению недостатков и факторов, их порождающих.

Порядок осуществления ведомственного контроля регламентируется нормативными правовыми актами соответствующих министерств.

Наиболее широко применяемой разновидностью государственного контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, является прокурорский надзор. В соответствии с гл. 3 Закона «О прокуратуре Российской.Федерации» от 17 января 1992 г. надзор за исполнением законов в местах содержания задержанных, предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом, является одной из относительно самостоятельных отраслей прокурорского надзора. В связи с этим в системе органов прокуратуры выделены специальные подразделения для осуществления постоянного наблюдения за соблюдением законности учреждениями и органами, исполняющими наказания. В ст. 22 УИК РФ содержится общее указание на то, что прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами. Более детальная регламентация прокурорского надзора в этой сфере содержится в ст. 28 — 30 вышеупомянутого Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». Предметом надзора являются:

Для осуществления надзора закон наделяет прокурора следующими правами: посещать в любое время учреждения, исполняющие наказания; опрашивать задержанных, арестованных, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера; знакомиться с документами на осужденных, с оперативными материалами; проверять соответствие законодательству приказов, распоряжений и постановлений администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, и опротестовывать их с случае несоответствия закону, приостанавливать действие опротестованных актов; требовать объяснений от должностных лиц. Прокурор также имеет право отменять дисциплинарные взыскания, незаконно наложенные на осужденных в местах лишения свободы, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, дисциплинарного изолятора.

Постановления и требования прокурора относительно исполнения установленных законом порядка и условий отбывания наказаний подлежат немедленному исполнению администрацией соответствующих учреждений и органов. В целях создания максимально благоприятных условий для осуществления государственного контроля ч. 1 ст. 24 УИК РФ наделяет ряд долж- ностных лиц правом посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, без специального на то разрешения. К числу таких лиц относятся:

а) Президент Российской Федерации, Председатель Правительства России, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также президенты и главы правительств субъектов РФ, главы органов местного самоуправления — по месту нахождения учреждений и органов, исполняющих наказания;

б) Генеральный прокурор Российской Федерации, прокуроры субъектов Российской Федерации, подчиненные им прокуроры, а также прокуроры, непосредственно осуществляющие надзор за исполнением наказаний на соответствующих территориях;

в) должностные лица вышестоящих органов;

г) судьи судов, осуществляющих судопроизводство на территориях, где расположены учреждения и органы, исполняющие наказания;

д) депутаты и члены комиссий, осуществляющих контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, — в пределах соответствующих территорий.

Должностные лица, имеющие право на посещение учреждений и органов, исполняющих наказания, могут встречаться с осужденными и сотрудниками названных организаций, получать от них необходимые сведения, принимать жалобы и заявления, знакомиться с документами в пределах, предусмотренных законом. При посещении учреждений и органов, исполняющих наказания, названные должностные лица обязаны предъявлять документы, удостоверяющие их личность и полномочия.

Другим видом контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, предусмотренным уголовно-исполнительным законодательством, является общественный контроль. Так, ч. 2 ст. 23 УИК РФ предусматривает, что такой контроль могут осуществлять общественные объединения на основании и в порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Принципиальная возможность участия общественных объединений в контроле за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, вытекает из ст. 30 Конституции РФ, гарантирующей свободу деятельности общественных объединений. Включение общественных объединений в механизм защиты прав человека является одним из проявлений принципа демократизма в уголовно-исполнительном законодательстве, позволяющем использовать дополнительные, отличные от государственных средства защиты законных прав и интересов осужденных.

Общественные объединения могут способствовать расширению гласности при исполнении наказаний, привлекать внимание широкой общественности к фактам нарушений законности, привлекать специалистов, не состоящих на государственной службе, к обсуждению вопросов совершенствования уголовно-исполнительной деятельности.

В юридической литературе отмечается, что участие общественных объединений в защите гражданских прав и свобод осуществляется на двух уровнях: персональном и нормативном (неперсонифицированном). В первом случае общественное объединение выступает как консультант, оказывающий определенного вида услугу нуждающемуся в помощи гражданину, т.е. как вспомогательный по отношению к государственному органу институт; во втором — объединения граждан могут представлять и защищать интересы определенных групп граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления, добиваясь нормативного регулирования определенных общественных отношений.6

Формы участия общественных объединений в контроле за соблюдением законности учреждениями и органами, исполняющими наказания, довольно разнообразны. Наиболее распространенной является деятельность органов адвокатуры по защите законных прав и интересов осужденных. Как отмечалось в предыдущей главе учебника, осужденные, отбывающие наказания, вправе беспрепятственно пользоваться услугами адвокатов. При этом адвокаты, консультирующие осужденных по вопросам защиты их прав и законных интересов и представляющие интересы своих клиентов в суде, могут сообщать о ставших им известными случаях нарушений закона в прокуратуру и другие государственные органы.

В последние годы резко возросла активность различных правозащитных общественных объединений в осуществлении контроля за деятельностью исправительных учреждений. За деятельностью российских учреждений и органов, исполняющих наказания, внимательно наблюдают некоторые международные неправительственные организации, такие как «Международная амнистия», «Международная тюремная реформа» и т. п. Все большее участие в работе с осужденными принимают различные религиозные организации, конфессии, получившие в соответствии со ст. 14 УИК РФ доступ в учреждения уголовно-исполнительной системы. Наряду с этим ст. 142 УИК РФ предусматривает возможность создания при воспитательных колониях таких общественных объединений, как попечительские советы и родительские комитеты. Их основная цель состоит в оказании помощи администрации учреждений в исправлении осужденных, в их трудовом и бытовом устройстве после освобождения и т. п. Это отнюдь не исключает участия данных общественных объединений в осуществлении контроля за соблюдением законов администрации колоний.

В ближайшем будущем предполагается принятие некоторых новых федеральных законов и нормативных правовых актов, направленных на дальнейшее расширение возможностей участия общественных объединений в контроле за учреждениями и органами, исполняющими наказания.

Из текста ч. 2 ст. 24 УИК РФ вытекает возможность участия в общественном контроле за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, представителей средств массовой информации и иных лиц (например, представителей шефских, благотворительных организаций и т. п.). Они также имеют право посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, по специальному разрешению администрации этих учреждений и органов либо вышестоящих органов. В части осуществления контрольных функций этими представителями общественности законом предусмотрены лишь некоторые разумные ограничения, направленные на защиту конституционных прав и обеспечение надлежащей безопасности и охраны осужденных.

В частности, ч. 3 и ч. 4 ст. 24 УИК РФ предусмотрено, что кино-, фото- и видеосъемка осужденных, их интервьюирование осуществляются с согласия в письменной форме самих осужденных. Кино-, фото- и видеосъемка объектов, обеспечивающих безопасность и охрану осужденных, осуществляются с разрешения в письменной форме администрации учреждения или органа, исполняющего наказание.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *