что такое удовольствие по эпикуру
Эпикурейцы: философия удовольствия
«Конечная цель блаженной жизни — телесное здоровье и душевная безмятежность.»
Эпикур
Эпикуреизм — одна из известных и влиятельных школ эллинистической философии, основанная Эпикуром. Эпикурейцы считали, что философия должна помочь человеку обрести состояние безмятежного покоя.
Человек — хозяин своей жизни
Эпикур, основатель философского направления, утверждал, что цель жизни — стремление к удовольствиям. Что же такое удовольствие, с его точки зрения? Это вовсе не удовлетворение всех своих желаний или поиск наслаждений: Эпикур понимал удовольствие как благородное спокойствие, умение довольствоваться малым и радоваться жизни. Число желаний, которые может испытывать человек, безгранично, и далеко не все человек может удовлетворить. Поэтому нужно уметь ограничивать свои потребности и наслаждаться тем, что имеешь.
Наслаждаться жизнью людям мешает страх, считал Эпикур. Есть три главных страха, от которых люди должны избавиться. Первый страх — это страх перед богами. Но богам нет до людей никакого дела. Учение Эпикура о природе и космосе заключается в следующем: во Вселенной существует бесчисленное количество миров, которые образуются в результате столкновения атомов. В промежутках между мирами, так называемых междумириях, и обитают бессмертные боги. Они пребывают в состоянии вечного блаженства и не вмешиваются в жизнь людей.
«Смерть не имеет к нам никакого отношения: когда мы живы, смерти еще нет, когда она приходит, то нас уже нет» (Эпикур)
Последнее, от чего нужно избавиться мудрому человеку — страх перед судьбой, которая в любой момент может вознести на вершину или, наоборот, низвергнуть в пропасть. Эпикур доказывал, что судьбы, то есть предопределения, не существует, потому что высшие силы не участвуют в человеческой жизни и не влияют на нее.
Физика эпикурейцев
Школу эпикурейцев относят к представителям античного материализма, так как для объяснения бытия они использовали учение об атомах. Тит Лукреций Кар, самый известный из римских последователей Эпикура, развил атомистическую теорию и изложил ее основные положения в своем поэтическом труде «О природе вещей». В чем же суть этой теории? Тела и души всех живых существ, включая человека, состоят из атомов: души — из легчайших, тела — из более тяжелых. Зарождение душ происходит по тем же законам, что и зарождение миров, в результате столкновения атомов. При этом каждый атом может отклониться от своей траектории. То же касается и человеческой жизни: человек может изменять свою судьбу.
«Поблагодарим мудрую природу за то, что нужное она сделала легким, а тяжелое ненужным» (Эпикур)
Тит Лукреций Кар, как и другие эпикурейцы, считал целью человеческой жизни атараксию, что переводится как «невозмутимость, хладнокровие, спокойствие». Это умение сосредоточиться на самом главном, отбросить все лишнее и наслаждаться простыми вещами. Духовное наслаждение, к которому стремились эпикурейцы, — гораздо более устойчивая вещь, чем наслаждение чувственное, потому что оно не зависит от внешних обстоятельств. Человек сам выбирает, как ему относиться к той или иной ситуации.
«Некоторые изнашивают свои жизни ради статуй и славы» (Тит Лукреций Кар)
Эпикур и эпикуреизм. Кратко о философии и учении Эпикура
Важно следовать за своими естественными желаниями и избегать противоестественных, таких как тщеславие и жажда богатства. Самыми главными наслаждениями Эпикур считал духовные, а не физические, а одним из высших удовольствий называл дружбу.
В Средние Века христианские авторы осуждали эпикурейцев, превратив название их философской школы в синоним безбожников. Однако Эпикур не был атеистом. Боги существуют, учил мыслитель: они бессмертны и блаженны, но им нет дела до людей, поэтому они никого не вознаграждают и не карают.
Развратник или скромный мудрец? Что известно о жизни Эпикура
Эпикур, как утверждается, написал почти триста произведений. Однако до нашего времени от них уцелели только фрагменты и афоризмы. О самом Эпикуре известно из сочинения Диогена Лаэртского «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» и трактата римского эпикурейца Лукреция Кара «О природе вещей».
Про Эпикура ходили нехорошие слухи: будто он развратник, обжора и хам, ругающий других философов последними словами и ворующий их идеи. Диоген Лаэртский уверяет, однако, что все это ложь.
В действительности Эпикур был благодетельным и благочестивым человеком, мудрым учителем, ко всем относился с теплотой, писал биограф. Жизнь его была скромной и неприхотливой: философу было довольно воды и простого хлеба, даже сыр он считал роскошью.
Эпикур на картине Рафаэля «Афинская школа»
Философия Эпикура: познание и истина
Учение Эпикура о природе
Эпикур о богах и загробной жизни
В пространстве между мирами живут бессмертные и счастливые боги. Мир людей и сами люди не заботят их, поэтому нет смысла ждать божественной награды или божественного наказания. Получается, что судьба человека зависит от него самого, а не от богов.
Душа человека состоит также из атомов. Без тела она существовать не может, поэтому погибает в момент смерти человека. Стало быть, загробной жизни не существует, и заботиться о ней нет смысла. Мы бренны, так что жизнь нужно прожить счастливо и со смыслом.
Этика Эпикура: учение о наслаждении и страданиях
Эпикур ввел иерархию удовольствий: например, духовные удовольствия он считал выше телесных. Духовные радости более долговечны и сильны, они охватывают и прошлое, и настоящее, и будущее.
Все потребности человека Эпикур делил на три группы:
Естественные и необходимые (как телесные, так и духовные). Не терпеть голода и жажды, холода; понимать устройство окружающего мира, чтобы не сойти с ума etc.
Естественные, но не необходимые. Например, это любовь, дружба, родительские чувства.
Мнимые, пустые желания. Амбиции, жажда богатства и почестей.
Источниками страданий, беспокойства, являются страх перед богами, боязнь смерти и ложные взгляды на добро и зло, учил Эпикур. Поэтому он выдвинул четырех постулата:
Подлинное благо достигается легко
Зло легко уничтожить
Боли нельзя избежать, но можно и нужно взять над ней верх и стараться ее смягчить терпением и твердостью духа. Страдания не исключают радости, а сильная боль или длится недолго, или убивает, писал Эпикур. Сам он умер в муках от тяжелой болезни, но до конца находил утешение в воспоминаниях о философских беседах с друзьями.
Эпикур о человеке и обществе
При этом Эпикур опередил свое время, выдвинув идею общественного договора, которая вновь появилась лишь в XVII веке. Люди стали жить в обществе, когда заключили негласный договор друг с другом: не причинять и не терпеть вреда, рассуждал философ.
Эллинистическая этика (Эпикур, стоика и др.)
Эллинизм – историческая эпоха, начавшаяся с завоеваний Александра Македонского (334-323 гг. до н.э.) и закончившаяся закреплением мирового господства Римской империи (30 г. до н.э.). В это время, благодаря импульсу, данному Аристотелем, происходит бурное развитие естествознания в философии, возвращается интерес к природе. И этика, уже имея статус философской науки, снова ищет свое место в системе знаний. Важно рассмотреть 2 важнейших течения эллинистической этики: эпикуреизм и стоицизм.
Выдающимся мыслителем эллинистического периода был Эпикур (341-270 гг. до н.э.) – основатель учения, цель которого – обретение счастья. В Афинах основал свою школу, получившую название «Сад». Эпикур был плодовитым писателем – автором 300 книг. Ему принадлежало 37 произведений «О природе». Доминантную роль среди теоретических источников Эпикурова учения играет атомистическая система Демокрита.
Эпикур выделял в разделе философии канонику (науку о принципах познания), физику и этику, которую он понимал как учение о предпочитаемом и избегаемом, об образе жизни и конечной цели. Для истинного наслаждения достаточно довольствоваться малым. Наслаждению должно предшествовать философское рассуждение о нем. Следуя за Аристотелем, Эпикур главной добродетелью считал рассудительность, которая позволяет знать меру в удовольствии. В поисках этой меры Эпикур приходит к достаточно сложной диалектике страданий и наслаждений. Человек часто вынужден за наслаждение платить страданием. Но бывает наоборот: страдания приводят к истинным наслаждениям. В спортивном состязании победу одерживают благодаря мучительным тренировкам, но наслаждение от нее несравнимо ни с чем. Эпикур призывает избегать удовольствий, за которыми последуют неприятности, и принимать страдания, ведущие к наслаждению. Эпикур убежден, что душевные страдания – более тяжкие, чем телесные.
Эпикур формирует классификацию удовольствий:
— естественные и необходимые (не голодать, не мерзнуть);
— естественные, но не необходимые (роскошная еда, красивая одежда, предметы роскоши);
— неестественные и не необходимые (слава, зависть, почет, честолюбие).
Для блаженной жизни достаточно первых наслаждений, от 2-ух других следует отказаться. Конечной целью такой жизни считается спокойствие духа, невозмутимость, получившее название «атараксия». Она складывается из 3 составляющих: отсутствия страданий, умения владеть страстями и способность ни в чем не нуждаться. Человек получает независимость от мира, становится мудрецом.
Эпикур был первым философом, отождествившим благо и свободу. Быть моральным и счастливым означает быть свободным не только от страстей и желаний, но и от окружающего мира, общества. Один из важнейших принципов: «Живи незаметно». Другой «Живи как бог среди людей», т.е. ни в чем не нуждайся, стань самодостаточным. И еще необходимо преодолеть последнего противника – страх. 3 основных страха:
— перед богами. Люди возомнили, что могут стать жертвой гнева бога, как герои Гомера. На это Э. отвечает: «Если бы бог внимал молитвам людей, то скоро все люди погибли бы, постоянно желая зла друг другу».
— перед необходимостью (судьбой).
— перед смертью. В учении о душе Эпикур отстаивает материалистические взгляды. Согласно Эпикуру, душа это не нечто бестелесное, а структура атомов, тончайшая материя, рассеянная по всему организму. Отсюда вытекает и отрицание бессмертия души. С разложением тела, согласно Эпикуру, рассеивается и душа, поэтому страх перед смертью необоснован.
Большое внимание уделял Эпикур и понятиям. Ясность и точность употребляемых понятий он считал основой любых рассуждений. Общие понятия характеризуются им как обобщение опыта, накопленного чувственным познанием.
Эпикур имел ряд учеников, из которых наиболее выдающимися были Метродор из Лампсака и Гермарх из Митилены.
В древнегреческой этике существовало учение, не разделявшее позиции эвдемонизма. Речь идет о стоицизме – философском учении, ставшим на длительное время господствующей моральной доктриной в Римской империи.
Древние стоики делили всю философию на физику, логику и этику, выделяя тем самым природу, мышление и жизнь в отдельные реальности, хотя и тесно связанные между собой. Этика стоиков отталкивается от 2 утверждений: «Живи согласно с природой» и «Живи согласно с разумом». В отличие от Эпикура, в картине мира стоиков нет места случайности. Но быть управляемым силой необходимости (судьбой) – великая честь для человека. Человек – часть разумной природы, жить по ее законам – это и есть жить согласно разуму, но не человеческому, а космическому.
В Космосе царит единый Логос, представленный в виде Огня. Царство Логоса – это царство необходимости, и человек подвержен влиянию этой необходимости так же, как и все живое на земле. В отличие от всех вещей в природе человек имеет одну привилегию: свободу внутреннего отношения к судьбе. Именно в нем заключается возможность быть добродетельным. Мы ничего не можем изменить в этом мире; все события происходят по закону необходимости, мы можем лишь принять их как разумные или неразумные. Отношение может быть либо положительным, либо отрицательным. Наша цель – быть невозмутимым по отношению ко всему происходящему и стойко выдерживать все удары судьбы. Таким образом, стоики возводят все удары судьбы в статус главного мотива нашей жизни.
Стоики разделяют действия человека на 2 вида. 1 – надлежащие, представляющие собой разумные, общепринятые поступки, согласные с побуждением природы и направленные на самосохранение. Они не имеют отношения к добродетели, т.к. не могут быть предметом сознательного выбора. Так поступать естественно, значит, в этом нет нашей заслуги. К добродетели ведут только должные, вменяемые в обязанность поступки, их совершение находится в нашей воле.
Добродетельность поступка определяет лишь один правильный мотив. Он выражен в особом отношении к окружающим событиям, доступном только особому человеку – мудрецу. Это отношение обозначается словом «апатия» (бесстрастие). Мудрец принимает все происходящие события как разумные, вытекающие из естественного порядка вещей. Стоическое отношение к миру – принять его таким, каков он есть, понимание, что все происходящее должно происходить согласно закону космического разума. Апатия – не полное отсутствие страстей, а умение ими управлять. Эпикур учил жить вдалеке от общественной жизни, а стоики, наоборот, мудрец должен вести активную гражданскую деятельность.
Мало кто из смертных может стать мудрецом. По мнению Сенеки, мудрец рождается раз в 500 лет. С одной стороны мудрец стремится к внутреннему совершенству, блаженству, но с другой – блаженство сводится к безразличию к внешним событиям и собственной судьбе. Счастье стоика есть свобода от всего, что может составить положительное содержание жизни.
Вопрос №13.Характерные черты этических воззрений средневековья
Средневековая этическая рефлексия представляет собой придание античной моральной философии, прежде всего потому, что основой интерпретации нравственности в ней выступает не разум, а религиозная вера. Любые варианты осуществления самовластия веры (сомнение в возможностях разума, борьба против разума и его поборников, союз веры и разума в поздней схоластике) отводят разуму второстепенную роль как в постигшей существа морали, так и в выборе индивидуальной моральной позиции.
В целом христианская этика характеризовалась следующими чертами: учением о сверхъестественном происхождении и о незыблемости божественной морали; прославлением справедливого и всевидящего бога; попыткой окружить теологическим ореолом такие добродетели, как совесть, вечная расплата, благодать; прославлением аскетизма, отшельничества, мученичества; попыткой подменить телесные наслаждения духовными, объявить первые «дьявольскими»; принижением физического труда, который объявлялся божьей карой за грехопадение людей; освящением бесправного положения женщины в обществе и семье; объявлением смерти как блага, болезней и других бед – «следами милости божьей». Всё это мистифицировалось и преподносилось от имени бога.
Центром христианской этической концепции является идея любви к богу, Любовь понимается как универсальный принцип морали (нравственное отношение к ближнему проистекает из нее); позволяет придать морали общечеловеческий статус; освещает все сущее. Из идеи любви к богу рождается новая (неизвестная античности) добродетель – милосердие, предполагающее прощение обид, готовность к состраданию и активной помощи страждущим. На фоне идеи любви получает свое выражение «золотое правило» нравственности: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Матф.,7,12).
Всевластие религии находит в средневековом философствовании различные формы выражения. Идя подчинения морали религии наиболее ярко отражена в творчестве Августина Блаженного (354 – 430).
Поставив вопрос, зависит ли судьба человека от него самого, от морального смысла его жизнедеятельности, или она определяется своеволием бога, Августин пришел к выводу, что человек немощен, отягощен наследственным грехом, а для бога нет ничего невозможного.
Эпикур, древнегреческий философ, основатель эпикуреизма в Афинах — Гедонизм и радость жизни, с точки зрения Эпикура
Многие философы разных исторических эпох занимались поиском счастья. Одним из них был древнегреческий философ Эпикур.
Эпикурсу свойственна та эпоха, когда философия начинает интересоваться не столько миром, сколько судьбой человека в нем, не столько тайнами космоса, сколько попытками найти в противоречиях и бурях жизни то спокойствие, безмятежность, невозмутимость и бесстрашие, в которых он нуждается и столько желаний. Не знать ради самого знания, а столько, сколько необходимо для сохранения светлой безмятежности ума, — это, по мнению Эпикура, цель и задача философии.
Атомисты и киринеисты были главными предтечами эпикурейцев. Атомистический материализм, заимствованный из Leucippus и Democritus, претерпевает глубокие преобразования в философии Эпикура, он теряет характер чисто теоретической, созерцательной философии, понимая только реальность, и становится доктриной, которая просвещает людей, освобождает их от гнетущих страхов и соблазнительных шумов и чувств. Из Аристиппа Эпикура принимает гедонистическую этику, которую он также значительно модифицирует. Его этическая доктрина основана на рациональном стремлении человека к счастью, которое он понимал как внутреннюю свободу, здоровье тела и спокойствие духа.
Доктрина Эпикура была достаточно подробно разработана им самим и обнародована в окончательном виде. Ему не хватало начала для своего развития, поэтому ученики могли мало что добавить к идеям своего учителя. Единственным выдающимся последователем Эпикура был римский философ Тит Лукретий Карус, который передал многие мысли Эпикура в своем поэтическом произведении «О природе вещей».
Из-за своей многословия и расплывчатости учения Эпикура были очень уязвимы для атак и позволяли использовать его идеи для оправдания любого порока или добродетели. Таким образом, развратник мог видеть в учениях Эпикура ободрение своих наклонностей, в то время как умеренному человеку они давали научное обоснование воздержания. Таким образом, в древности и в наше время термин «эпикурейство» обычно употребляется в негативном смысле, означающем особое предпочтение чувственной жизни и стремление к личной выгоде. Несмотря на имеющиеся сейчас доказательства того, что сам Эпикур вел безупречную и добродетельную жизнь и настаивал в своих учениях на необходимости воздержания и самоконтроля, предрассудки в отношении Эпикурейцев, по-видимому, еще долго будут сохраняться.
Философия Эпикура должна была облегчить человеческие страдания: «Пустые слова этого философа, которые не исцеляют человеческие страдания. Поскольку медицина бесполезна, если она не изгоняет болезни тела, то философия бесполезна, если она не изгоняет болезни души».
В современном мире очень многие люди по разным причинам страдают от неспособности наслаждаться жизнью («старость-бедность»). Это расстройство затрагивает представителей различных групп населения, от нуждающихся до богатых. Среди последних гораздо больше людей страдают от «бедности в старости».
Гедонизм и радость жизни, с точки зрения Эпикура
Согласно гедонистической этике Эпикура, целью человеческой жизни является счастье, понимаемое как удовольствие. Эпикур признал счастье, удовольствие (гедоны) высшим благом. Она заключается в удовлетворении естественных и необходимых потребностей и приводит сначала к определенному душевному равновесию — к спокойствию души («атараксия»), а затем к счастью («эвдемония»).
Отправной точкой и целью эпикурейской философии было то же самое, что и в других философских системах эллинизма: отправной точкой был тезис о том, что счастье — это высшее благо, а целью было объяснить, на чем основано счастье и как его можно достичь. Объяснение, которое дал Эпикур, было самым простым из всех: Счастье основано на удовольствии, а несчастье — на выносливости страданий. Это объяснение не было тавтологией, ибо греки понимали счастье как лучшую жизнь (эвдемонию), в которой достигается совершенство, доступное человеку. Эпикур понимал само совершенство совершенно гедонистически, в то время как другие школы видели совершенство жизни не в достижении удовольствия. Гедонизм был прочно связан с именем Эпикура, хотя это не было его изобретением, так как он давно был известен Аристипусу. Эпикур дал гедонизму оригинальную форму, очень далекую от посредственного гедонизма Аристипа.
Основная идея Эпикура
Основная идея Эпикура заключалась в том, что для счастья достаточно отсутствия страданий; мы уже переживаем отсутствие страданий как удовольствие. Это потому, что человек от природы добр, и именно страдания делают его несчастным. Естественное состояние человека заключается в том, что в жизненном пути он не сталкивается ни с чем хорошим и ни с чем плохим, и это уже приятное состояние, потому что процесс самой жизни, сама жизнь — это радость. Это врожденная радость, о которой нам не нужно беспокоиться, мы несем ее в себе. Будучи врождённой, она независима. Пусть только тело будет здоровым, а душа спокойной, и жизнь тоже будет прекрасной.
Это важнейшее место в эпикуреаризме, ибо здесь гедонизм ассоциируется с культом жизни. Жизнь — это добро, единственное добро, данное нам как собственность. Эпикурейцы поклонялись жизни в форме религиозного культа, это было похоже на секту последователей жизни. Однако они знали, что это добро ограничено и недолговечно. По сравнению с природой, которая бесконечна, стабильна и каждый раз перерождается, человеческая жизнь — это эпизод. Эпикур считал заблуждением верить в метемпсихоз и периодическое возвращение души. Так возникло, что древняя философия признавала ценность жизни для себя, но в то же время признавала ее ничтожность. Вывод этого открытия состоял в том, что то хорошее, что мы задерживаем, должно цениться и наслаждаться сразу, ибо оно является временным и преходящим. Нужно было сразу же наслаждаться выгодой, не надеясь на будущее существование. Это было полностью земное этическое учение.
Внешние удовольствия
Удовольствие в жизни — главный элемент счастья, но не единственный. Кроме этого внутреннего удовольствия, есть удовольствия, созданные внешними причинами. Эти (единственные, на которые обратил внимание Аристипп), как правило, отличаются от этой спонтанной радости жизни. Воздействие позитивных причин необходимо, когда для них достаточно отсутствия страданий (их можно назвать «позитивными», а не «негативными»), несмотря на то, что любые чувства являются позитивными. «Позитивы» мы носим в себе, в то время как «негативы» зависят от обстоятельств и поэтому влияют на судьбу счастья; как таковые, они не являются постоянными. Для достижения позитивных радостей должны быть выполнены два условия: У человека должны быть потребности, и они должны быть удовлетворены. В этой связи удовольствия от жизни не проявляются через потребности и их удовлетворение. Кроме того, одни удовольствия проявляются в отсутствии потребностей, в то время как другие — в удовлетворении потребностей. Отрицательное удовольствие испытывает тот, чей отдых не требует стимулов и не может измениться, в то время как положительное удовольствие может испытывать только тот, кто подвергается воздействию и изменениям.
Два вышеупомянутых вида удовольствия не эквивалентны друг другу. Только в отказе от удовольствия, в отсутствии нужды, человек неизменно свободен от страданий. Там, где есть потребности, всегда есть опасность того, что они не будут удовлетворены; но само удовлетворение также включает в себя страдания. Тот, кто получает больше всего удовольствия, тот, кто меньше всего нуждается. Следовательно, отрицание удовольствия более значимо. Тогда это и есть цель жизни. Для достижения этой цели не нужно заботиться о удовольствии, нужно только избегать страданий, не удовлетворять потребности, а избавляться от них. Положительное удовольствие — это не цель, а средство, именно средство уменьшить страдания, когда это беспокоит человека. Надо порвать с первобытным инстинктом, который диктует, что надо избегать всякого удовольствия, которое можно получить; надо развивать искусство умеренности в удовольствиях и выбирать те, которые не связаны со страданиями.
Есть два вида позитивных удовольствий: физическое или умственное. Их взаимосвязь такова, что физические наслаждения более значимы, потому что духовные не могут существовать без них; пища (как наслаждение сытостью) связана с сохранением жизни, а жизнь — это первое условие счастья. Эпикур сказал, что удовольствие от желудка является основой и источником всякого добра. В то же время духовные блага стоят на первом месте, потому что они доставляют больше удовольствия; а это потому, что душа содержит не только современность, но и присущее ей воображение содержит в равной степени прошлое и будущее.
Эпикур не признал качественной разницы между удовольствиями. Нет более или менее полезных удовольствий; есть только те, которые более или менее приемлемы. Он понимал, что если он будет спорить о качественном различия между ними, тогда последовательный гедонизм провалится. «Если не нарушаешь закон, не нарушаешь добрые нравы, не оскорбляешь ближнего, не причиняешь вреда своему телу, не теряешь необходимых средств к существованию и можешь удовлетворить свои желания». Тем не менее, он признавал определенный образ жизни: стремился удовлетворить духовные удовольствия, прославлял культ наслаждения и утонченности жизни (это утончение жизни теперь называется эпикурейством). «Не игры и пиры, не роскошь любви и не роскошь аппетитов со столами, полными деликатесов, делают жизнь сладкой, а трезвый ум, который отбрасывает ошибочные мнения и больше всего беспокоит активную душу». Самые скромные удовольствия — круг друзей и цветы в саду — были самыми высокими удовольствиями для эпикурейцев.
Биография Эпикура
Эпикур был древнегреческим философом и основателем эпикурейства в Афинах. Из почти трехсот сочинений, написанных Эпикуром, сохранилось лишь несколько фрагментов. Одним из источников знаний об этом философе являются труды Диогена Лаэрта: «О жизнях, учениях и сказаниях знаменитых философов» и Лукреция Кара «О природе вещей».
Согласно записям Диогена Лаэртского, Эпикур Афинский был сыном Неокла и Ерестрата, который родился на острове Самос, а с 14 лет начал интересоваться философией. В 18 лет он переехал в Афины. Когда афиняне были изгнаны с острова Самос после смерти Александра Македонского, Эпикур отправился жить к своему отцу в Колофон, где он некоторое время жил и собирал своих последователей.
В 32 года он основал свою собственную философскую школу, которая находилась сначала в Митилене и Лампсаке, а с 306 года до н.э. — в Афинах. Эпикур поселился в Афинах со своими учениками в купленном им саду, поэтому эпикурейцев называли «философами сада». Эпикур умер, как писал Диоген Laertes, от камня в почке в 271 или 270 BC.
Взаимосвязь Эпикура с другими философами
Сохранившиеся сочинения Эпикура сводятся к трем значительным письмам его друзьям, восьмидесяти афоризмам под названием «Главные мысли» и нескольким десяткам выдержек из его сохранившихся сочинений.
Эпикур полемизировал с Платоном. Как считал Ф. Соломсен, Эпикур установил свою философскую систему в противовес академической.
Некоторые авторы античности обвинили Эпикур в плагиате. Например, Аристон в своей «Жизни Эпикура» утверждал, что Эпикур скопировал свой канон из «Трезубца Наусикаана», а стоики утверждали, что Эпикур присвоил учение Демокрита об атомах, а учение Аристипа Киренайка об удовольствиях — как высшее благо. Сам Эпикур говорил о других философах довольно пренебрежительно, можно даже сказать пренебрежительно.
Учение Эпикура
Эпикур разделил свою собственную философию на три части:
Эпикур называл свою эпистемологию «каноникой», потому что в ее основе лежало учение о критериях или канонах истины. В отличие от Аристотеля и Платона, он видел первичный и важнейший критерий истины в ощущении, в котором человек получает жизнь. Причина, по мнению Эпикура, полностью зависела от чувств. Поскольку сенсорное знание непогрешимо, ошибки в знании или обман вытекают из ошибочных суждений о том, что дано в чувствах.
Канон Эпикура также определяет вторичные критерии истины, к которым относятся предвидение, созерцание и живописная мысль.
Прогнозирование — это понятие или общая идея, которая возникает из чувственного восприятия из единственного представления.
Существование — это критерий отношения, а не критерий истины. Понимание служит основой для моральных суждений в соответствии с этическими принципами.
Фигуративный кастинг мысли — это интуиция, а главная характеристика совершенного знания — способность быстро использовать кастинг мысли.
Эпикур хотел дать практическое руководство к жизни в своем учении, для которого он нуждался в физике, и для которого он нуждался в логике.
Согласно теории природы Эпикура, Вселенная является результатом столкновения и разделения атомов, кроме которых ничего не существует. Вселенная, согласно Эпикурсу, бесконечна.
В пространствах между мирами живут счастливые и бессмертные боги, которым плевать на мир и людей.
Эпикур объяснял природные явления во многом так же, как физики Нового времени, поэтому его считают отцом эмпирической естествознания.
В Эпикуре различают естественные желания и пустые. Могут потребоваться естественные желания. Но не каждое желание стоит того, чтобы его исполнять, так как некоторые из них могут принести страдания. Поэтому мудрец должен быть благоразумным.
Эпикур, в отличие от стоиков, не интересовался политикой, потому что это приводило к неприятностям. К публике у него было дружелюбное, но сдержанное отношение. Эпикур говорил о необходимости жить незаметно, не стоит привлекать к себе внимание в жизни. Вам не нужно стремиться к славе, власти и богатству, но наслаждайтесь такими маленькими удовольствиями, как друзья, хорошая еда и так далее.
Эпикур говорил об идее справедливости как общественном договоре, о том, чтобы не терпеть и не причинять вреда. Такое соглашение необходимо для того, чтобы пользоваться всеми преимуществами совместного проживания в упорядоченном обществе. Согласно Эпикурусу, общество возникло именно из такого договора мужчин, живущих в уединении и руководствующихся естественным правом. Такой договор составляется таким образом, чтобы не нанести вред друг другу.
Эпикур связан с развитием языка с условиями окружающей среды. Таким образом, он считал, что люди в разных географических районах издают разные звуки под влиянием одних и тех же вещей, в связи с различным воздействием условий окружающей среды на легкие и гортань человека. Другими словами, первые слова, произнесенные человеком, были разными, поэтому языки в мире тоже разные.
Можно выделить несколько высказываний, которые соответствуют целостному учению Эпикура:
Согласно Эпикурусу, бог — бессмертное и блаженное существо. Он утверждал, что виды, в которых существуют боги, не проявляют никакого интереса к человеку, они ничего не знают о существовании человека и поэтому не могут наказать человека ни при жизни, ни после смерти.
Основные взгляды Эпикура на богов можно свести к следующему:
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
Образовательный сайт для студентов и школьников
Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института