что такое учредитель фирмы
Создание предприятия является самым главным условием на пути ведения хозяйственной деятельности. Для любой формы бизнеса важно выбрать руководящее звено, которое будет решать все основные вопросы в выбранной форме собственности, будь это ООО, ОАО, ОДО или образовательное учреждение, где основными делами компании или учреждения будет заниматься учредитель. Это могут быть юридические или физические лица и иностранные граждане. Для каждого состава есть свой порядок регистрации предприятия и особенности относительно прав и обязанностей.
Официальное разрешение законодательства РФ
Список лиц, имеющих право быть управленцами:
Порядок регистрации для каждого состава учредителей имеет свои нюансы:
Организационные вопросы
В отношении недобросовестных или нарушающих устав компании участников могут применяться следующие штрафы:
Ограничения, установленные законодательством РФ
После того как стало понятно, кто такой учредитель, можно переходить к теме о лицах, которые не могут принять данный статус. К ним относятся:
Количество учредителей в компании или учреждении
В любой сфере учредители учреждений являются целой организацией или отдельной группой лиц, которые являются организаторами конкретного вида деятельности. К таковым можно отнести следующие виды учреждений:
Другие особенности управленцев
Контроль над деятельностью любого учреждения со стороны учредителя достаточно высок, так как в этом случае присутствует значимая материальная ответственность и результат деятельности в целом. Все зависит от типа и вида самого учреждения, которые будут определять степень компетенции управленца в том или ином вопросе.
Основные права учредителей
К основным правам учредителей можно отнести следующие:
Все эти правила и полномочия, которыми обладает учредитель компании или любого другого учреждения, позволяют грамотно распоряжаться имуществом, следить за порядком ведения деятельности. Все права и обязанности прописываются в уставе конкретного вида учреждения, который необходимо соблюдать, особенно при возникновении спорных ситуаций и разногласий.
Лица, которые основывают компанию, назначают определенный круг учредителей. Таким образом, они могут грамотно вести тот или иной бизнес при непосредственном участии других союзников, состав которых может постоянно меняться. Участник бизнеса или конкретного учреждения может стать учредителем только после официального основания компании или ее перерегистрации. Без существования учредителей весьма сложно грамотно управлять тем или иным видом деятельности.
Что такое учредитель: юридическое понятие, права и ответственность, как им стать и каковы выгоды
«Один в поле не воин» — эта народная мудрость полностью применима и для бизнес среды. Там где сил одного человека будет недостаточно, несколько людей могут спокойно достигать поставленных целей.
Потому большинство юридических лиц представляют собой различного масштаба и внутренней архитектуры объединения лиц физических, или попросту — граждан.
С позиции законодательства, такой вот гражданин-участник юридического лица и есть Учредитель (fondateur, promoter, grunder).
Определение понятия «Учредители» юридического лица
Статус Учредителей различных форм организации юр. лиц имеет свою специфику. Наиболее характерные моменты рассмотрим на примере Общества с ограниченной ответственностью (сокращённо — ООО).
Для России такая организационно-правовая форма коммерческих организаций привычна — она распространена из-за удобства и простоты. Это объединение нескольких субъектов с целью использовать совместно свои ресурсы и возможности, прилагая объединённые усилия в направлении получения коммерческой выгоды.
Учредителем может выступить как физическое, так и юридическое лицо, в том числе — и нерезиденты (здесь есть ограничения по долям участия и видам деятельности ООО, например — средства массовой информации).
Законодательство РФ чёткого определения «учредитель» не даёт, однако описывает его права и обязанности. Понятие применимо только во время учреждения ООО, потом чаще используется тождественный термин «участник».
Возникла проблема? Позвоните нашему специалисту по таможенным вопросам:
Основные и дополнительные права
Учредителю могут расширить права, зафиксировав их в Уставе или в Учредительном договоре Общества.
Особо внимательно стоит изучать полномочия Органов управления (особенно — собственникам небольшой доли уставного фонда). Например, право заключать сделки на крупные суммы с согласия Учредителей, владеющих суммарно более 60% УФ, может поставить собственника 20% УФ перед фактом получения компанией (в лице директора, с согласия остальных Учредителей) кабального банковского кредита, угрожающего бизнесу банкротством.
Какие обязанности есть у Учредителя
Расширить этот перечень можно Решением Общего собрания учредителей — но исключительно при письменном согласии Участника, на которого эти обязанности предлагается возложить.
А какова его ответственность
На практике это означает, что даже при самой сокрушительной финансовой неудаче, Учредитель Общества рискует лишь своим первоначально вложенным имуществом.
Привлечь Участника к выплате долгов компании всё же возможно — через механизмы субсидиарной ответственности.
Субсидиарная ответственность основывается на том, что деятельность юр. лица контролируется и управляется, так или иначе, лицом физическим. Соответственно, если можно доказать решающее влияние конкретного человека на решения, приведшие к банкротству, тот должен понести финансовую ответственность за последствия.
Норма действует с 2009 года (изменения в закон «О несостоятельности (банкротстве)») и расширяет возможности кредиторов. Взыскание долг может осуществляться за счёт личного имущества учредителей, директоров, главных бухгалтеров и т.д.
Впрочем, на практике сложно преодолимым камнем преткновения для применения субсидиарной ответственности оказывается доказательство существенности влияния конкретного физического лица, бенефициара, на принятие ошибочных управленческих решений, то есть — определяющей роли в бизнес-неудаче юридического лица.
В процессе прохождения отечественных границ с каким-либо товаром, понадобится доскональное знание документов для таможни. Например, пакет для растаможки машины. Решив приобрести иномарку, ознакомьтесь с правилами и пошлинами на ввоз авто в РФ.
Предпочитаете немецкие автомобили, мы вас понимаем. Посмотрите примерные суммы, которые может выдать калькулятор растаможки авто из Германии здесь. Уточнить стоимость бюргерских марок вы можете в сети Интернет.
Смена Учредителя
Все эти откорректированные и дополненные документы в обязательном порядке подаются в обслуживающие банки. Обычно, это предусмотрено договором банковского обслуживания, причём устанавливаются конкретные сроки предоставления новых документов.
Если предприятие пользуется кредитными инструментами — за сокрытие новой информации о составе учредителей могут налагаться ощутимые штрафы (условия договора финансирования).
Выход из ООО
Расчёты с Учредителем
Если подписывался Учредительный договор, в нём могут быть отдельно оговорены доли каждого из участников в прибыли фирмы.
Способов вывода прибыли множество, мы остановимся на легальных:
Законодательство различных государств может содержать отклонения от описанных здесь прав и обязанностей Учредителей компании. Особенно важно это учитывать, если вы вступаете в какие-либо правоотношения с резидентами других государств, фиксируя в контрактах намерение, руководствоваться нормами страны контрагента.
Дополнительные сведения по теме вы найдёте в рубрике «Документы».
Кто такой учредитель и какие его обязанности
Учредителем называют человека, решившего создать ту или иную организацию, обладающую статусом юридического лица. Процедура открытия четко прописывается в профильном законодательстве. Все сведения о гражданах, основавших компанию, ООО или, к примеру, СНТ, в обязательном порядке вносятся в сответствующий государственный реестр (ЕГРЮЛ).
О том, кто же собственно такой – учредитель в каждом конкретном случае, мы расскажем далее.
Учредитель фирмы – кто это такой
Основание компании или фирмы происходит по инициативе заинтересованных сторон. Они могут обладать статусом как юридического, так и физического лица. Фактически учредители здесь становятся собственниками предприятия.
Как правило, субъект экономической деятельности создается несколькими гражданами, но иногда инициатива исходит от одного человека, обладающего достаточным объемом средств. Каждый новоиспеченный совладелец вносит по договоренности в уставный капитал собственные деньги. В зависимости от размера его доли, в дальнейшем распределяется и прибыль предприятия, и его активы при продаже или ликвидации.
Как показывает практика, многие путают учредителя с руководителем юридического лица, но это не всегда одно и то же. Первый только основывает компанию, а второй осуществляет управление ею, за что ему назначается определенная зарплата.
Помимо этого, руководитель организации еще является и виновным лицом, то есть в случае чего именно он будет отвечать перед законом за противоправную деятельность предприятия, если таковая велась и была выявлена. Учредитель же рискует в этом неприятном случае лишь вложенными в уставной капитал деньгами. При этом основателю фирмы ничто не мешает стать и ее директором.
Кто собственно такой – учредитель ООО
В нашей стране общества с ограниченной ответственностью – наиболее часто встречаемая форма коммерческих организаций. Ее достоинством считаются:
Основать ООО вправе как несколько физических лиц, так и уже действующие компании или даже нерезиденты.
Подобным предприятием управляет также директор, но все значимые решения принимает собрание учредителей – именно их слово и является истиной в последней инстанции. Они также формируют уставный капитал за счет собственных накоплений. Деньги в дальнейшем идут на развитие бизнеса и покупку основных средств, то есть способствуют извлечению прибыли.
По закону учредителем называют только лицо, инициировавшее основание предприятия. Прочие граждане и организации, внесшие доли в капитал ООО после его открытия, именуются участниками.
Права и обязанности
В соответствии с 14-м Федеральным законом, учредители, как и участники, имеют ряд прав. Так, к примеру, они могут:
Также ими контролируется и бухгалтерская отчетность, подготовленная за последний отчетный период, и внесение ООО налогов.
Если учредитель захочет, то ничто не помешает ему уйти из компании, забрав при этом вложенные ранее средства. В описанном случае оставшиеся участники компенсируют потерю своими деньгами и затем перераспределяют доли либо уменьшают соответствующим образом капитал.
Любая деятельность ООО осуществляется на основе протоколов общего собрания учредителей юридических лиц. Таким образом, главный принцип ООО – это коллегиальность принятия решений.
Кроме прав, есть и ряд обязанностей. Так, в частности, собственник компании должен:
Помимо этого, перечень позволяется расширять. В любом случае все обязанности учредителей перечисляются в уставе. Ничто не мешает добавлять новые положения и позднее, но для этого требуется решение общего собрания участников предприятия.
Ответственность учредителя
Основная задача учредителя – принять участие в формировании уставного капитала. Каждый член ООО должен внести свою лепту. Впоследствии именно этой долей и рискуют учредители в ходе осуществления профильной хозяйственной деятельности или в случае банкротства.
Таким образом, участника привлечь к выполнению нарушенных финансовых обязательств компании достаточно затруднительно. Есть только один способ – субсидиарная ответственность, но данный механизм отличается трудоемкостью и сложностью, а потому применяется крайне редко.
Порядок смены учредителя
Названная процедура осуществляется в соответствии с действующим законодательством. Так, в частности, учредителю, решившему уйти из фирмы, необходимо найти покупателя на свою долю. Таковым может оказаться как другой участник, так и совершенно посторонний человек (юридическое лицо). Сделка оформляется договором, удостоверяемым нотариально.
Возможно также привлечение нового учредителя. Делается это с целью увеличения уставного капитала. Соответствующее решение непременно принимается общим собранием и фиксируется в его протоколе. В дальнейшем данные передаются в:
Садоводческое товарищество
Такая некоммерческая структура, как СНТ, имеет свою специфику. Так, в частности, в отличие от субъектов экономической деятельности, описанных выше, учредитель садоводческого товарищества не обладает никакими особыми полномочиями и тем более привилегиями. И, конечно же, основатель подобной организации не вправе самостоятельно принимать какие бы то ни было решения. То есть, проще говоря, учредитель СНТ обладает возможностями аналогичными тем, которыми обладает любого член товарищества.
СНТ – законодательство
Как следует из профильного 66-го Федерального закона, СНТ по определению является некоммерческой организацией, основанной исключительно на членстве. Товарищество также рассматривается как юридическое лицо корпоративного типа. С последним определением необходимо разобраться максимально подробно.
Статья 48-я упомянутого выше ФЗ сообщает, что корпоративные юрлица – это организации, участники которых имеют равные с учредителями права. Проще говоря, обе категории членов садового товарищества обладают одинаковыми возможностями и, соответственно, входят в высший коллегиальный управленческий орган.
Что же касается учредителей, то их полномочия могут иметь значение лишь на первом этапе основания СНТ. То есть они принимают решение о его регистрации, собирают необходимые документы и подают их в государственные органы. По сути, речь идет исключительно об инициативной группе граждан, реализующих определенное право.
Полномочия учредителей упраздняются в момент завершения регистрации в госоргане. При этом по окончании указанной процедуры они считаются также автоматически принятыми в состав СНТ. В дальнейшем их обязанности, а в равной степени и права определяются Уставом товарищества на общих основаниях (18-я статья 66-го ФЗ).
Что важно, формирование общего имущества, его дальнейшее использование – это зона ответственности высшего органа управления садоводческого товарищества, то есть всеобщего собрания его членов.
Специфика СНТ
На сегодняшний день есть два типа товариществ. Наиболее распространены СНТ, создававшиеся много лет назад по инициативе администрации какого-либо предприятия, или городских властей. Под садоводческую организацию выделяли определенную площадь. Частично земли распределялись между членами, меньшая их доля относилась к зонам общего пользования.
СНТ тогда требовалось для создания и содержания инфраструктуры и решения других организационных вопросов. Принятие граждан в члены товарищества происходило лишь после его официального учреждения, поскольку права собственности на участки тогда вообще не было – их отдавали в пользование.
Границы товарищества утверждала городская власть. Далее подготавливался генеральный план, на основе которого и определялся размер делянок и соответственно – взносов. Выход из подобных садоводческих обществ не предусматривался. Однако после того, как появилось право собственности на землю, ситуация изменилась, но только отчасти – человек мог отделиться от СНТ, и при этом ему все равно приходилось оплачивать содержание мест общего пользования.
Второй вариант (ДНТ или ДНП) появился позднее и был уже исключительно коммерческим. Здесь бизнесмены покупали землю, меняли ее предназначение, готовили генеральный план, производили межевание наделов и продавали их затем гражданам.
В упомянутом случае появились возможности для злоупотреблений. Так, к примеру, после создания СНТ учредители принимали устраивающие только их решения, существенно ограничивающие в правах рядовых членов. При этом владельцы дач годами не могли добиться статуса участников товарищества. То есть они, с одной стороны, не получали возможности влиять на его деятельность, а с другой – вынуждены были исполнять все обязанности, связанные с содержанием товарищества.
Ситуацию изменил недавно принятый 217-ФЗ. По нему процесс создания СНТ выглядит следующим образом:
В этой ситуации существенным является следующее – территория нового СНТ будет соответствовать совокупному размеру участков учредителей. Проще говоря, граждане, которых ранее по тем или иным причинам в члены не принимали, создают свою организацию и приобретают возможность самостоятельно решать возникающие вопросы.
Статья 16-я 66-го ФЗ указывает, что минимальный состав садового товарищества – три члена. Это означает, что и учредителей СНТ может быть ровно столько же или больше. После регистрации товарищества они автоматически становятся его участниками, а остальные принимаются уже исключительно общим собранием.
Если владельцу участка не удается добиться вступления в СНТ, то ему надлежит подготовить проект договора с ним и отправить председателю вместе с заявлением о принятии. На рассмотрение требования законодательство отводит один месяц. Ответ сообщается просителю исключительно в письменном виде. Последний при отказе вправе подать иск в суд.
Как открыть ООО
И что делать после этого
Чтобы открыть ООО, надо подготовиться: собрать учредителей, оформить документы, уплатить пошлину и подать заявление в налоговую. В этом процессе много тонкостей, а из-за ошибки в документах могут отказать в регистрации или выписать штраф. Раскладываем весь процесс по шагам и рассказываем про подводные камни.
Пошаговая инструкция
Подготовиться к подаче заявки
Открыть ООО можно одному или вместе с партнерами. Люди, которые открывают компанию, называются учредителями, максимум их может быть 50 человек.
Учредители принимают решения по ООО на официальных собраниях. Первое такое собрание проводят до регистрации.
Вот какие вопросы на нем надо обсудить:
По итогам надо составить протокол собрания учредителей и заверить его нотариально. После регистрации ООО учредители станут называться участниками. Запомните это, чтобы потом не было путаницы.
Вы можете назвать свою компанию как угодно, даже если такое название уже у кого-то есть. Но есть несколько правил.
Разрешение на название со словами «Россия», «Москва» можно получить в Минюсте России. При этом у компании должны быть филиалы в разных регионах страны и доля рынка больше 35%. Для нового ООО этот вариант не подходит.
Основное название должно быть на русском языке и с полным указанием формы собственности — общество с ограниченной ответственностью. Дополнительные — сокращенное наименование и вариант написания на иностранном языке.
Подходящие и неподходящие названия для ООО
Неправильно | Правильно |
---|---|
Общество с ограниченной ответственностью Green Star | Общество с ограниченной ответственностью «Грин Стар» |
ООО Green Star | ООО «Грин Стар» |
Ltd Green Star |
Такие варианты лучше не использовать:
Уставный капитал — это вклад учредителей в ООО. Это могут быть деньги, имущество, мебель, ценные бумаги.
Учредители могут договориться, что какое-то имущество не подходит для уставного капитала, и прописать это в уставе. Например, облигации и недвижимость можно, а мебель или офисную технику — нет. Долю каждого учредителя указывают в учредительном договоре.
Имущество, которое вносят в уставный капитал, оценивают в рублях. Это делает независимый оценщик: проводит экспертизу и составляет отчет об оценке имущества. Например, Петров внес долю трактором Беларусь, его стоимость 1,8 млн рублей. Сумму записывают в учредительный договор.
Каждый учредитель вносит свою долю в уставный капитал в течение четырех месяцев с момента регистрации ООО или быстрее, если это прописано в уставе. Если не внесет в нужный срок, то перестанет быть участником ООО и потеряет свою долю в бизнесе.
Учредители отвечают по обязательствам общества своими долями в уставном капитале, а личным имуществом не рискуют. Правда, есть нюансы. Если компанию признают банкротом, на учредителей может быть наложена субсидиарная ответственность — тогда им придется выплачивать долги компании личными деньгами. Об этом тоже лучше проконсультироваться у юриста.
На первом собрании общим голосованием учредители выбирают гендиректора. Потом он сам себе подписывает трудовой договор.
Юридический адрес ООО — это почтовый адрес помещения, где будет работать офис компании. Это может быть:
Если планируете регистрировать юрадрес в квартире, придется получить согласие всех членов семьи и нотариально его заверить. Налоговая попросит это согласие при регистрации.
Юридический адрес записывают в ЕГРЮЛ. Налоговая и другие ведомства будут отправлять туда официальные письма, например уведомления о проверках. И эти письма считаются автоматически полученными.
Налоговая не может отказать в регистрации по месту жительства учредителя. Это повод пойти в суд.
Документы, которые нужны для налоговой:
Утвержденной формы гарантийного письма нет, его пишут в произвольной форме, например по такому алгоритму:
Гарантийное письмо нотариально заверять не нужно.
Налоговая может отказать в регистрации ООО, если:
ОКВЭД — это общероссийский классификатор видов экономической деятельности. У каждого вида деятельности свой набор цифр. С помощью этих кодов можно коротко описать, чем занимается компания. Их надо указывать при регистрации ООО. Например, 91.02 — деятельность музеев, 14.11 — производство одежды из кожи.
В первую очередь коды ОКВЭД нужны для налоговой и Росстата. Налоговая следит, чтобы фактическая деятельность компании совпадала с деятельностью по ОКВЭД.
Все коды разделены на группы. Первые 2 цифры указывают на вид деятельности, подкоды уточняют сферу, методы и способы работы. В заявлении налоговой надо указывать коды, в которых минимум 4 цифры.
Например, компания открывает кемпинг. Это гостиничные услуги. В классификаторе ОКВЭД гостиничные услуги — это класс 55. Но нам нужен более точный код. К кемпингу относится код 55.30 — «Деятельность по предоставлению мест для временного проживания в кемпингах, жилых автофургонах и туристических автоприцепах». Его нужно указать при регистрации.
Налоговая следит, чтобы деятельность компании совпадала с указанными кодами. Если окажется, что компания выбрала одни коды, а работает в другой сфере, будут неприятности.
Компании, которые занимаются обналом, часто указывают много разных кодов, чтобы было проще перегонять деньги. Такое поведение может заинтересовать налоговую, и в регистрации откажут.
При регистрации ООО учредителям надо выбрать систему налогообложения, на которой будет работать компания. Если этого не сделать, налоговая по умолчанию назначит общую систему. А это несколько видов налогов и сложная отчетность, в которой без бухгалтера не разобраться.
Чтобы работать по упрощенной системе, ЕНВД или ЕСХН, нужно к заявлению на регистрацию ООО приложить уведомление о переходе на УСН, ЕНВД или ЕСХН со дня создания. Для каждого режима своя форма уведомления. С 2021 года ЕНВД отменят — если выбрать эту систему, в конце года придется переходить на другую.
Для того чтобы работать на упрощенных режимах, ООО должно соответствовать определенным критериям, которые описаны в налоговом кодексе. Например, компания не может работать на УСН, если физлицам принадлежит менее половины уставного капитала.
Систему налогообложения можно изменить позже, но есть ограничения. Перейти на УСН или ЕСХН можно только с начала календарного года — заявление о переходе на другую систему налогообложения надо подать в налоговую до 31 декабря, иначе систему не изменят.
Компания обязана сама следить за тем, чтобы система налогообложения соответствовала налоговым критериям. Если налоговая увидит, что ООО не отвечает требованиям, она обяжет перейти на другой режим налогообложения и выпишет штраф.
Договор об учреждении общества составляют, когда компанию открывают несколько человек. Для налоговой он не нужен — только для учредителей. Если учредитель один, договор не делают.
Вот что должно быть в договоре.
Сведения об учредителях. Это ФИО, данные паспорта, адрес проживания. Если партнер — юрлицо, то указывают название компании, реквизиты и ФИО генерального директора.
Название ООО. Этот пункт необязателен по закону, но чтобы информация в договоре была конкретнее, лучше указать полное и сокращенное название компании.
Юридический адрес. Почтовый адрес помещения, где будет находиться офис компании.
Размер уставного капитала. В валюте нельзя — только в рублях.
Доли каждого учредителя, сроки их оплаты и номинальная стоимость. Номинальная стоимость доли — это сумма, которую участник внес в уставный капитал, ее указывают в рублях. Размер доли записывают в процентах или в виде дроби от общего размера уставного капитала.
Работа ООО. Учредители заранее решают, как отправлять сообщения о собраниях, как выдвигать новых кандидатов на должности, когда будут проводиться общие собрания.
Решение спорных вопросов. Учредители заранее договариваются, как будут решать разногласия. Например, нужно собирать внеочередное собрание и добиваться решения минимум 75% участников.
Другая важная информация. Можно прописать, какой штраф будет, если учредитель не внесет свою долю уставного капитала, или как будут распределяться расходы во время создания ООО.
Подписать договор должны все учредители лично или их представители с нотариально заверенными доверенностями. Нотариально заверять договор не нужно.
Устав — единственный учредительный документ ООО. Это свод правил, по которым будет работать ООО. Проблемы или спорные вопросы в ООО решаются на основании устава.
Например, участник продал свою долю другому человеку. Но по уставу делать так он не имел права — в уставе написано, что передачу или продажу доли другим людям можно провести только с согласия остальных участников. Суд признает такую сделку недействительной.
Чтобы подготовить устав, есть два варианта:
Минэкономразвития подготовило 36 вариантов типового устава. В шаблоне указывают название ООО и данные участников, остальное остается без изменений.
Устав можно изменить в любой момент или перейти с типового на индивидуальный. Все изменения регистрируют в налоговой.
В уставе обязательно должна быть такая информация:
Все вопросы участники решают на общих собраниях. Они могут быть:
Первое собрание проводят до регистрации. Участники оговаривают дату и место проведения. Присутствовать должны все — если кого-то не будет, то принятые решения на собрании могут признать недействительными.
Участники выбирают председателя и секретаря собрания простым голосованием. Они будут следить за повесткой дня, подсчитывать голоса и оформлять протокол общего собрания.
В протоколе первого собрания пишут:
Если есть другие вопросы, которые обсуждали на собрании, их тоже нужно включить в протокол. Например, партнеры решали, как будут выдавать доверенности от имени ООО, или выбирали аудитора.
На первое собрание придется пригласить нотариуса — он заверит подписи участников в протоколе. Чтобы не приглашать нотариуса на каждое собрание, в уставе участники прописывают, как будут удостоверять подлинность подписей без нотариуса. Если в уставе это укажут, нотариуса звать больше не нужно. Если протокол не будет заверен нотариально, ООО не зарегистрируют.
Когда в ООО один учредитель, то вместо протокола он сам подписывает решение единственного учредителя ООО в присутствии нотариуса. Чтобы больше не приглашать нотариуса, он должен прописать в уставе, что документы по ООО визирует сам.
Шаблон этого решения может выглядеть так:
Зарегистрировать ООО
Организационные вопросы решили, документы собрали — идем регистрировать ООО в налоговой.
Порядок действий такой:
На госпошлине можно сэкономить, если подать все документы на регистрацию через сайт налоговой, портал госуслуг или нотариуса. Госпошлину не надо оплачивать второй раз, если налоговая вернула документы на доработку. А вот если вернет второй раз — госпошлину придется заплатить снова.
Заявление на регистрацию ООО можно заполнить заранее или прямо в налоговой.
Форма заявления на регистрацию ОООDOC, 1,5 МБ
Заявление заполняют в одном экземпляре. Каждый разворот должен быть на отдельном листе — распечатывать на двух сторонах нельзя. Страницы, которые не подходят под сферу работы общества, не заполняют и не включают в заявление. Сшивать, нумеровать или скреплять листы заявления не нужно.
Заявление заполняют по правилам. Налоговая откажет в регистрации ООО, если:
Заявление заполняют только ручкой с пастой черного цвета и заглавными буквами.
Последний шаг перед регистрацией — собрать пакет документов и отнести в налоговую лично или отправить почтой, через нотариуса, МФЦ или онлайн.
Личная регистрация. В налоговую приходит человек, который заполнил заявление. С собой нужно взять оригиналы паспорта и учредительных документов. Во время самоизоляции личная регистрация недоступна.
Онлайн-регистрация. Если отправлять документы по интернету, к заявлению надо будет приложить сканы документов, а само заявление и подписи учредителей должны быть заверены квалифицированной электронной подписью.
Налоговая рассматривает заявление три рабочих дня: регистрирует ООО или отказывает. Если пришел отказ, выясните причину.
Вот самые частые причины:
Проверьте документы — правильно ли указаны данные о компании и учредителях. Налоговая, бывает, тоже ошибается.
Если налоговая зарегистрирует ООО, она должна выдать вам:
Эти документы налоговая отправит на вашу электронную почту. Если нужны бумажные оригиналы, нужно подать запрос в налоговую.
Как облегчить себе регистрацию и избежать ошибок
Есть сервисы, которые помогают с регистрацией ООО. Например, можно снизить количество ошибок, убрать лишние листы, которые заполнять не нужно, а также разобраться в том, что и за чем делать, если воспользоваться специальной официальной программой, которую сделала налоговая. Другие сервисы не только заполняют заявление, но и платят госпошлину и отправляют сами все в налоговую, например как сервис Тинькофф-банка.
Запустить работу компании
ООО зарегистрировали, теперь надо подписать трудовой договор с гендиректором и открыть расчетный счет.
Генеральный директор — это наемный работник, его оформляют так же, как и всех остальных сотрудников. Если учредители выбрали гендиректора на первом собрании, то он может сам подписать свой трудовой договор и сделать приказ.
Подписать договор. Гендиректора оформляют по стандартному трудовому договору, но есть тонкости, которые зависят от формулировок в уставе:
Издать приказ. После того как оформили и подписали трудовой договор с гендиректором, надо издать приказ о его назначении. Это первый приказ в новом ООО.
Приказ можно распечатать на фирменном бланке компании или на обычном листе с указанием реквизитов компании, подписью гендиректора и печатью ООО, если она есть.
Текст приказа составляют в произвольной форме, в нем указывают, на основании какого документа человека назначают генеральным директором и с какого числа.
По закону ООО может не открывать расчетный счет. Но работать без него будет сложно — есть ограничения по расчетам наличными. Например, могут возникнуть проблемы с зачетом налоговых платежей в ИФНС или с оплатой поставщикам.
Счет открывают сразу после регистрации ООО в налоговой. Для открытия счета надо подать заявку в банк и предоставить документы. В некоторые банки надо будет лично прийти для открытия счета, а из некоторых к вам приедет представитель.
Что нужно для открытия расчетного счета:
Не все банки требуют такой пакет документов. Например, для открытия расчетного счета в Тинькофф-банке достаточно паспорта гендиректора, приказа о его назначении и устава ООО.
Нужно ли заверять документы нотариально, надо узнать в выбранном банке — требования разные.
Банк проверяет документы и открывает расчетный счет. Он может отказать в открытии счета, если одновременно есть несколько признаков:
ООО обязано вести бухгалтерский учет и сдавать бухгалтерскую и налоговую отчетность. Документов много: авансовые отчеты, зарплатные ведомости, кассовые ордера. Любая операция должна быть учтена и зафиксирована в отчетах.
Отвечает за бухучет генеральный директор компании. Если налоговая найдет нарушения в ведении бухучета, выпишет штраф.
Упрощенный бухучет может вести сам генеральный директор — без найма бухгалтера. Но есть отрасли, где нанять главного бухгалтера требует закон. Например, это обязательно для банков и микрофинансовых организаций.
Но даже в этом случае гендиректор может вести бухучет компании сам. Для этого достаточно в приказе о назначении гендиректора указать, что он принимает на себя обязанности главного бухгалтера.
Если генеральный директор не может вести бухгалтерский учет, то нужно нанять бухгалтера: в штат или удаленно. Часто бухгалтерия на аутсорсе выгоднее человека в штате: нет налогов на зарплату работника, не надо выделять место в офисе, тратить деньги на оборудование и программное обеспечение.
Есть компании и сервисы, которые предлагают полностью взять на себя бухучет и отчетность. Например, в Тинькофф-банке есть услуга «Бухгалтер на аутсорсе». Специалист наведет порядок в документах, рассчитает налоги, подготовит и отправит отчетность, пообщается с налоговой, если будут вопросы.