что такое учение в педагогике
УЧЕНИЕ
Смотреть что такое «УЧЕНИЕ» в других словарях:
УЧЕНИЕ — учения, ср. 1. только ед. Действие по глаг. учить в 1, 4 и 5 знач. Учение уроков. 2. только ед. Действие по глаг. учиться, процесс обучения. Ротное учение на плацу. Итти на учение (воен.). Отдать в учение. «Учение не только свет,… оно также… … Толковый словарь Ушакова
Учение — Знание * Истина * Заблуждение * Глупость * Мудрость * Образование * Ошибка * Путешествие * Ум * Учение Близкие темы: Глупость * Знание * Мудрость * Невежество * Образование * Ум … Сводная энциклопедия афоризмов
учение — Преподавание, наставление, дрессировка; наука, дисциплина, доктрина; воззрение, теория, система.. Ср. наука. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. учение преподавание,… … Словарь синонимов
Учение — Учение, значение слова по Ефремовой: 1. Процесс действия по значению глагола: учить (1,4,5). Учение, или преподавание передача знаний и умений. 2. Процесс действия по значению глагола: учиться (1). Учение, или обучение процесс получения знаний и… … Википедия
учение — УЧЕНИЕ и УЧЕНЬЕ, обучение, подготавливание, подготовка, преподавание, разг. выучка, разг. дрессировка, разг. муштра, разг. муштровка, разг. натаскивание, разг. подтягивание УЧИТЬ/ВЫУЧИТЬ, НАУЧИТЬ и ОБУЧИТЬ, выучивать/выучить,… … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
УЧЕНИЕ — 1) одна из сторон процесса обучения деятельность ученика в овладении знаниями и навыками2)] Совокупность теоретических положений о какой либо области явлений действительности3) Система воззрений какого либо ученого или мыслителя … Большой Энциклопедический словарь
УЧЕНИЕ — УЧЕНИЕ, я, ср. 1. см. учить, ся. 2. Совокупность теоретических положений о какой н. области явлений действительности. Философские учения. У. Дарвина. 3. обычно мн. Высшая форма воинского обучения (соединений, частей, подразделений и органов… … Толковый словарь Ожегова
Учение — высшая и наиболее эффективная форма морской, полевой, воздушной выучки частей (кораблей) и органов управления, тактической и оперативной подготовки командиров и офицеров штабов и управлений. В ВМФ проводятся общие частные, отсечные, одиночные,… … Морской словарь
УЧЕНИЕ — англ. theory(1, 2)/learning(3); нем. Lehre. 1. Совокупность теоретических положений о к. л. области явлений действительности. 2. Система воззрений к. л. ученого, мыслителя. 3. Деятельность индивида по овладению знаниями и навыками. Antinazi.… … Энциклопедия социологии
УЧЕНИЕ — УЧЕНИЕ. Деятельность учащихся в обучении, в которой неразрывно связаны: учебный предмет или содержание обучения, деятельность учителя (преподавание) и непосредственно У. У. может быть произвольным и непроизвольным. Его эффективность зависит от… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Преподавание и учение как две стороны обучения
Основные категории дидактики:
Понятия преподавания и учения
Обучение представляет собой способ организации учебно-воспитательного процесса.
Процесс обучения взаимосвязан с преподаванием и учением. Для формулировки “процесса обучения” применяется также термин “учебный процесс”.
Учебный процесс является совместной деятельностью педагога с учениками.
Во время такой деятельности учитель определяет цели, предоставляет информацию, занимается организацией и стимулированием работы обучаемых. Одновременно с этим педагог корректирует и проверяет знания воспитанников. В задачу ученика входит овладение содержанием, видами деятельности, а также умениями и навыками.
Обучение – двусторонний процесс, который включает в свою структуру 2 элемента (рисунок 1 ):
Преподавание подразумевает под собой работу учителя, в которую входит передача ученикам информации, организация учебно-познавательного процесса, стимулирование интереса к знаниям, самостоятельность, а также оценку учебных достижений.
Учение представляет собой деятельность, которая состоит из освоения, закрепления и применения освоенных знаний, умений и навыков (ЗУН).
Во время учения личность осознает смысл, социальное значение культурных ценностей и общественного опыта.
Обучение является целенаправленным, социальным и индивидуальным, педагогически организованным процессом развития личности. Обучение базируется на овладении системой научных знаний, методами деятельности, культурой общества.
Что такое преподавание
Процесс обучения проходит под четким руководством педагога. Он управляет активной и сознательной познавательной деятельностью учеников. Воспитатель определяет перед учениками цели и задачи, постепенно усложняя их и обеспечивая тем самым движение мысли воспитанников в познании. Педагог создает необходимые условия для успешного протекания обучения:
В структуре педагогического процесса выделяют следующие этапы управления процессом обучения:
Планирование заканчивается составлением различных планов. Организация подразумевает формулировку учебных задач и создание оптимальных условий для их осуществления, при этом используют такие приемы, как инструктаж, распределение обязанностей, создание алгоритма.
Современная дидактика определяет правила формулировки задач познавательной деятельности:
Преподавание предусматривает регулирование и получение данных о ходе учения воспитанников, уровне эффективности приемов и методов обучения. Регулирование и корригирование учебного процесса с применением средств стимулирования обеспечивается с помощью подбадривания, воодушевления, использования балльной системы.
Завершающий этап обучения – это анализ достигнутых результатов в решении педагогической задачи. Анализ дает возможность выяснить причины недостатков обучения и основания успехов, планировать дальнейшее педагогическое взаимодействие процесса обучения.
Учение
Учение также обладает своей структурой, закономерностями развития и функционированием. Реализация учения обуславливается возможностями человека координировать свои действия в зависимости от поставленных целей.
Цель учения в педагогике – это познание, сбор и переработка информации об окружающей среде, что выражается в ЗУН, а также системе отношений и общем развитии.
Важный компонент учения и обучения – это мотивы.
Мотивы учения представляют собой побуждения, которыми ученик пользуется при осуществлении учебных действий или учебной деятельности в целом. Мотивы побуждают ученика овладеть определенными знаниями и умениями.
Все мотивы объединяются в 3 группы:
Следующим компонентом учения являются учебные действия, выполняющиеся согласно целям. Они бывают внешние и внутренние.
Внешние учебные действия:
Внутренние учебные действия:
Важными структурными компонентами учения является контроль, оценка и анализ достигнутых результатов. Самоконтроль, самооценка и самоанализ в процессе обучения формируются при наблюдении педагога. При формировании этих способностей необходимо мотивировать учащихся наблюдать за деятельностью окружающих, организовывать самоконтроль, взаимную оценку и взаимный анализ результатов деятельности по определенным критериям.
УЧЕНИЕ
Смотреть что такое УЧЕНИЕ в других словарях:
УЧЕНИЕ
УЧЕНИЕ
УЧЕНИЕ
учение ср. 1) Процесс действия по знач. глаг.: учить (1,4,5). 2) Процесс действия по знач. глаг.: учиться (1). 3) Совокупность теоретических положений какой-л. области знаний. 4) Совокупность, система взглядов какого-л. ученого, мыслителя. 5) Совокупность догматов какого-л. религиозного культа; вероучение.
УЧЕНИЕ
учение с.1. studies pl., learning; (ремеслу) apprenticeship годы учения — school-years, school-days время учения — classes pl. быть в учении — be an a. смотреть
УЧЕНИЕ
УЧЕНИЕ
УЧЕНИЕ
Учение Знание * Истина * Заблуждение * Глупость * Мудрость * Образование * Ошибка * Путешествие * Ум * Учение Близкие темы: Глупость * Знание * Мудрост. смотреть
УЧЕНИЕ
УЧЕНИЕ (научение) (англ. learning) — процесс приобретения и закрепления (или изменения наличных) способов деятельности индивида. Результаты У. — элементы индивидуального опыта (знания, умения, навыки).
Любое взаимодействие с миром не только удовлетворяет потребности индивида, но и приводит к более полному и точному отражению им условий деятельности, что и обеспечивает совершенствование способов ее осуществления. Т. о., У. — необходимый компонент любой деятельности и представляет процесс изменения ее субъекта, обусловленный ее предметным содержанием. Этим У. отличается от изменений деятельности, вызванных физиологическими свойствами организма (его созреванием, функциональным состоянием и т. д.).
Игнорирование деятельностной природы У. приводит к абсолютизации свойств, присущих его частным формам. Такой подход характерен, в частности, для бихевиористских теорий, каждая из которых постулирует свои «абсолютные» законы У., выводя их, как правило, из анализа изолированных от деятельности актов У. животных. Для преодоления такой односторонности недостаточно просто принять понятие деятельности, важно, какое содержание в него вкладывается. Так, ряд теорий рассматривает У. как проявление аналитико-синтетической деятельности мозга, что мало способствует выявлению собственно психологических закономерностей У., т. к. физиологическая деятельность мозга детерминирует У. вторично, будучи сама детерминирована деятельностью субъекта. Научное понимание У. возможно только в контексте предметной деятельности. С этих позиций теория У. разрабатывалась рядом сов. психологов (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов и др.). Рассматриваемое как сторона предметной деятельности, У. выступает как развивающееся явление: вместе с изменением типа деятельности закономерно изменяются формы У. и его важнейшие характеристики.
Усложнение в ходе эволюции деятельности животных ведет к появлению все более сложных форм и видов У. Тем не менее они составляют качественно однородную ступень в его развитии, поскольку включены в однотипную (приспособительную) деятельность, которая предопределяет общность существенных характеристик У. животных. Так, анализ и обобщение условий деятельности возможны только в отношении непосредственно воздействующих раздражителей, выполняющих сигнальную функцию; вырабатываемые в процессе У. акты поведения опираются на инстинктивные реакции; однотипным является отношение У. к его условно-рефлекторным механизмам: реализуя процесс У., сами они не претерпевают в нем существенных изменений. Т. о., У. у животных не изменяет типа жизнедеятельности индивида, его функция сводится к модификации наследственно закрепленных способов деятельности в соответствии с конкретными условиями ее осуществления.
Перестройка У. на уровне человека обусловлена переходом к трудовой деятельности. Способы продуктивно-преобразовательной деятельности человека не фиксируются механизмами биологической наследственности и передаются новым поколениям в объективированной форме (через орудия и продукты труда, язык и т. д.). Тем самым У. начинает выступать как процесс усвоения индивидом исторически сформировавшихся способов деятельности. Поскольку они объективируются в неявной, свернутой форме, для усвоения их необходимо предварительно развернуть, обеспечив специфическое функционирование орудий, знаков и т. п. Такое развертывание способов деятельности с целью их усвоения др. людьми составляет сущность обучения, которое является необходимым условием У. человека (У. животных может осуществляться вне обучения).
Ориентировочные, исполнительные и контрольные компоненты принципиально нового для субъекта действия м. б. первоначально воспроизведены им только во внешней (материальной) форме. В дальнейшем все они (или их часть) с помощью языка переводятся на знаковый уровень и посредством речи переносятся в умственный (идеальный) план, подвергаясь обобщению, сокращению и автоматизации. На этом уровне освоения ориентировочные операции превращаются в механизм получения знания о предмете, выступающего в единстве со способами его реального или мысленного преобразования. Интериоризация (перенесение в идеальный план) материальных действий или их ориентировочно-контрольных компонентов — универсальный психологический механизм человеческого У., закономерности которого описаны в теории поэтапного формирования умственных действий и понятий (Гальперин). Конкретная форма их проявления определяется условиями, в которых осуществляется У. (особенностями усваиваемых способов, характером их развертывания в обучении, типом деятельности субъекта, в рамках которой осуществляется У., и т. д.). В наиболее полном и «чистом» виде закономерности У. проявляются в его формах, включенных в учебную деятельность.
В процессе У. перестраиваются, формируются реализующие его психологические механизмы, которые составляют основу возникновения и развития способностей индивида, в свою очередь, становящиеся важным фактором У. Т. о., У. составляет необходимое условие и основной механизм психического развития человека (у животных развивающая функция У. весьма ограничена). См. Педагогическая психология, Психология обучения.
УЧЕНИЕ
I. Уже в ВЗ возносится хвала У. Божеств. мудрости (Притч 4:2; 5:1). Царь Иосафат посылал своих князей учить народ (2Пар 17:7). Всякое праведное У. исхо. смотреть
УЧЕНИЕ
1Классификация ученийВысшая и наиболее эффективная форма оперативной подготовки и тактической (тактико-специальной) подготовки объединений, соединений. смотреть
УЧЕНИЕ
— процесс приобретения и закрепления (или изменения наличных) способов деятельности индивида. Результаты У. — элементы индивидуального опыта (знания, умения, навыки). Любое взаимодействие с миром не только удовлетворяет потребности индивида, но и приводит к более полному отражению им условий деятельности, что и обеспечивает совершенствование способов ее осуществления. Таким образом, У. является необходимым компонентом любой деятельности и представляет собой процесс изменения ее субъекта, обусловленный ее предметным содержанием. Этим У. отличается от изменений деятельности, вызванных физиологическими свойствами организма (его созреванием, функциональным состоянием и т.д.). У. представляет собой развивающееся явление: вместе с изменением типа деятельности закономерно изменяются формы У. и его важнейшие характеристики. Усложнение в ходе эволюции деятельности животных ведет к появлению у них все более сложных форм и видов У. Тем не менее они составляют качественно однородную ступень в его развитии, поскольку включены в однотипную (приспособительную) деятельность, которая предопределяет общность существенных характеристик У. животных. Так, анализ и обобщение условий деятельности возможны только в отношении непосредственно воздействующих раздражителей, выполняющих сигнальную функцию; вырабатываемые в процессе У. акты поведения опираются на инстинктивные реакции; однотипным является отношение У. к его условно-рефлекторным механизмам: реализуя процесс У., сами они не претерпевают в нем существенных изменений. Таким образом, у животных У. не изменяет типа жизнедеятельности индивида, его функция сводится к модификации наследственно закрепленных способов деятельности в соответствии с конкретными условиями ее осуществления. Перестройка У. на уровне человека обусловлена переходом к трудовой деятельности. Способы орудийной продуктивно-преобразовательной деятельности человека не фиксируются механизмами биологической наследственности и передаются новым поколениям в объективированной форме (через орудия и продукты труда, язык и т.д.)Тем самым У. начинает выступать как процесс усвоения индивидом исторически сформировавшихся способов деятельности. Поскольку они объективируются в неявной,свернутой форме, для усвоения их необходимо предварительно развернуть, обеспечив специфическое функционирование орудий, знаков и т.п. Такое развертывание способов деятельности с целью их усвоения др. людьми составляет сущность обучения, которое является необходимым условием У. человека (У. животных может осуществляться вне обучения). В наиболее полном и «чистом» виде закономерности У. проявляются в его формах, включенных в учебную деятельность. Универсальным психологическим механизмом человеческого У. является интеркоризация (перенесение в идеальный план) материальных действий или их ориентировочно-контрольных компонентов. У. составляет необходимое условие и основной механизм психического развития человека. В процессе У. перестраиваются, формируются реализующие его психологические механизмы, которые составляют основу возникновения и развития способностей индивида. И.И.Ильясов. смотреть
УЧЕНИЕ
Учение
Полезное
Смотреть что такое «Учение» в других словарях:
УЧЕНИЕ — учения, ср. 1. только ед. Действие по глаг. учить в 1, 4 и 5 знач. Учение уроков. 2. только ед. Действие по глаг. учиться, процесс обучения. Ротное учение на плацу. Итти на учение (воен.). Отдать в учение. «Учение не только свет,… оно также… … Толковый словарь Ушакова
Учение — Знание * Истина * Заблуждение * Глупость * Мудрость * Образование * Ошибка * Путешествие * Ум * Учение Близкие темы: Глупость * Знание * Мудрость * Невежество * Образование * Ум … Сводная энциклопедия афоризмов
учение — Преподавание, наставление, дрессировка; наука, дисциплина, доктрина; воззрение, теория, система.. Ср. наука. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. учение преподавание,… … Словарь синонимов
Учение — Учение, значение слова по Ефремовой: 1. Процесс действия по значению глагола: учить (1,4,5). Учение, или преподавание передача знаний и умений. 2. Процесс действия по значению глагола: учиться (1). Учение, или обучение процесс получения знаний и… … Википедия
учение — УЧЕНИЕ и УЧЕНЬЕ, обучение, подготавливание, подготовка, преподавание, разг. выучка, разг. дрессировка, разг. муштра, разг. муштровка, разг. натаскивание, разг. подтягивание УЧИТЬ/ВЫУЧИТЬ, НАУЧИТЬ и ОБУЧИТЬ, выучивать/выучить,… … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
УЧЕНИЕ — 1) одна из сторон процесса обучения деятельность ученика в овладении знаниями и навыками2)] Совокупность теоретических положений о какой либо области явлений действительности3) Система воззрений какого либо ученого или мыслителя … Большой Энциклопедический словарь
УЧЕНИЕ — УЧЕНИЕ, я, ср. 1. см. учить, ся. 2. Совокупность теоретических положений о какой н. области явлений действительности. Философские учения. У. Дарвина. 3. обычно мн. Высшая форма воинского обучения (соединений, частей, подразделений и органов… … Толковый словарь Ожегова
Учение — высшая и наиболее эффективная форма морской, полевой, воздушной выучки частей (кораблей) и органов управления, тактической и оперативной подготовки командиров и офицеров штабов и управлений. В ВМФ проводятся общие частные, отсечные, одиночные,… … Морской словарь
УЧЕНИЕ — англ. theory(1, 2)/learning(3); нем. Lehre. 1. Совокупность теоретических положений о к. л. области явлений действительности. 2. Система воззрений к. л. ученого, мыслителя. 3. Деятельность индивида по овладению знаниями и навыками. Antinazi.… … Энциклопедия социологии
УЧЕНИЕ — УЧЕНИЕ. Деятельность учащихся в обучении, в которой неразрывно связаны: учебный предмет или содержание обучения, деятельность учителя (преподавание) и непосредственно У. У. может быть произвольным и непроизвольным. Его эффективность зависит от… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Преподавание и учение как две стороны обучения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятия преподавания и учения
Основными категориями дидактики являются:
Процесс обучения в своей основе имеет взаимосвязь преподавания и учения. Синонимом формулировке «процесс обучения» используется понятие «учебный процесс». Учебный процесс – это совместная деятельность педагога и учеников. В ходе такой деятельности педагог нацеливает, информирует, организует и стимулирует деятельность учеников. Параллельно с этим учитель корректирует и проверяет работу учеников. Задача обучаемого овладеть содержанием, видами деятельности, умениями и навыками.
Процесс обучения двусторонний, он содержит в своей структуре два элемента (Рис.1):
Преподавание подразумевает деятельность учителя, включающую передачу обучаемым информации, организацию учебно-познавательной деятельности, стимулирование интереса к познанию, самостоятельности, и оценку учебных достижений.
Учение – это деятельность, включающая освоение, закрепление и применение освоенных знаний, умений и навыков.
В процессе учения происходит осознание личностного смысла, социального значения культурных ценностей и человеческого опыта.
Обучение – это целенаправленный, социальный и индивидуальный, педагогически организованный процесс развития личности, который базируется на овладении системой научных знаний и способами деятельности, человеческой культурой.
Готовые работы на аналогичную тему
Преподавание
Процесс обучения протекает под руководством педагога. Он управляет активной и сознательной познавательной деятельностью учащихся. Педагог ставит перед учениками задачи, постепенно усложняя их и обеспечивая движение мысли учеников в познании. Преподаватель создает требуемые условия для успешного учения:
Управление процессом обучения проходит определенные этапы в соответствии со структурой педагогического процесса:
Этап планирования завершается составлением различных планов. Организация деятельности учащихся подразумевает постановку учебных задач и создание благоприятных условий для их реализации. При этом используются определенные приемы: инструктаж, распределение функций, создание алгоритма и другие. В современной дидактике прописаны правила постановки познавательных задач:
Преподавание предполагает регулирование и получение информации о ходе научения учащихся и степени эффективности приемов и методов обучения. Регулирование и корригирование процесса обучения с использованием средств стимулирования обеспечивается подбадриванием, воодушевлением и использованием системы отметок.
Завершающим этапом обучения является анализ результатов решения педагогической задачи. Анализ позволяет выявить причины недостатков в обучении и основания успехов, наметить пути дальнейшего педагогического взаимодействия в процессе обучения.
Учение
Учение также имеет свою структуру, закономерности развития и функционирования. Возможность реализации учения обусловлена способностью человека регулировать свои действия в зависимости от поставленной цели. Цель учения заключается в познании, сборе и переработке информации об окружающем мире, выражающейся в знаниях, умениях и навыках, системе отношений и общем развитии.
Все мотивы учения можно представить тремя группами:
К внутренним учебным действиям можно отнести:
Важным структурным компонентом учения является контроль, оценка и анализ результатов. Самоконтроль, самооценка и самоанализ, осуществляющиеся учениками в процессе обучения формируются на основе наблюдения педагога. Формированию их способствует привлечение учащихся к наблюдению деятельности окружающих, организация взаимоконтроля, взаимооценки и взаимоанализа результатов деятельности по определенным критериям.