что такое участковая станция
Участковая станция
При паровозной тяге участковые станции ограничивали участок обращения локомотива, который определялся временем непрерывной работы локомотивных бригад и запасом угля в тендере локомотива. Расстояние между участковыми станциями составляло 100—130 км. После внедрения тепловозной тяги и электрификации железных дорог участки обращения увеличились до 500—800 км для тепловозов и могут достигать нескольких тысяч километров для электровозов, поэтому многие участковые станции утратили своё первоначальное значение. На удлинённых участках обращения локомотивы обслуживают сменные бригады, длина плеч работы локомотивных бригад достигает 500 км. На участковых станциях производится смена локомотивных бригад или смена локомотивных бригад и локомотивов.
Участковые станции имеют приёмо-отправочные парки, пассажирские и грузовые устройства. Также участковые станции могут иметь локомотивное и вагонное хозяйство. Локомотивное хозяйство включает в себя экипировочные устройства, а также, на станциях со сменой локомотивов, основное или оборотное локомотивное депо. На путях приёмо-отправочных парков производится технический и коммерческий осмотр вагонов грузовых поездов, а также их безотцепочный ремонт. Участковые и сборные поезда, расформировываемые на станции, подают на вытяжной путь для расформирования. При значительных объёмах переработки для расформирования составов может использоваться горка. Вагоны, следующие под выгрузку, подаются на грузовой район и подъездные пути.
Пассажирские поезда, имеющие остановку, принимаются на главные и приёмо-отправочные пути для пассажирских поездов, где выполняется посадка и высадка пассажиров. Также может осуществляться погрузка и выгрузка багажа и почты, технический осмотр и, при необходимости, безотцепочный ремонт вагонов.
Связанные понятия
ЭС1 (ЭС1П) / ЭС2Г (ЭС2ГП) (Электропоезд Сименс, 1-й / 2-й тип, Городской, «Премиум») — семейство пассажирских электропоездов с общим коммерческим названием «Ласточка». Создано на основе платформы Siemens Desiro для ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»). Электропоезда ЭС1 и ЭС1П — двухсистемные (постоянного тока 3 кВ и переменного тока 25 кВ), ЭС2Г и ЭС2ГП — постоянного тока 3 кВ.
Участковая станция
Участковая станция — раздельный пункт, предназначенный для обработки транзитных грузовых и пассажирских поездов, выполнения маневровых операций по расформированию-формированию сборных и участковых поездов, обслуживания подъездных путей. Пункт смены локомотивов и локомотивных бригад.
При паровозной тяге участковые станции ограничивали участок обращения локомотива, который определялся временем непрерывной работы локомотивных бригад и запасом угля в тендере локомотива. Расстояние между участковыми станциями составляло 100—130 км. После внедрения тепловозной тяги и электрификации железных дорог, участки обращения увеличились до 500—800 км для тепловозов и могут достигать нескольких тысяч километров для электровозов, поэтому многие участковые станции утратили своё первоначальное значение. На удлинённых участках обращения локомотивы обслуживают сменные бригады, длина плеч работы локомотивных бригад достигает 300 км при тепловозной тяге и 400 км при электротяге. На участковых станциях производится смена локомотивных бригад или смена локомотивных бригад и локомотивов.
Участковые станции имеют приёмо-отправочные парки, пассажирские и грузовые устройства, локомотивное и вагонное хозяйство. Локомотивное хозяйство включает в себя экипировочные устройства, а также, на станциях со сменой локомотивов, основное или оборотное локомотивное депо. На путях приёмо-отправочных парков производится технический и коммерческий осмотр вагонов грузовых поездов, а также их безотцепочный ремонт. Участковые и сборные поезда, расформировываемые на станции, подают на вытяжной путь и распускают на пути сортировочного парка. При значительных объёмах переработки для расформирования составов может использоваться горка. Вагоны, следующие под выгрузку, подаются на грузовой район и подъездные пути.
Пассажирские поезда, имеющие остановку, принимаются на главные и приёмо-отправочные пути для пассажирских поездов, где выполняется посадка и высадка пассажиров, погрузка и выгрузка багажа и почты, технический осмотр и, при необходимости, безотцепочный ремонт вагонов.
Полезное
Смотреть что такое «Участковая станция» в других словарях:
СТАНЦИЯ УЧАСТКОВАЯ — жел. дор. станция, устраиваемая на стыке двух или нескольких участков жел. дор. линий магистрального типа и обслуживающая эти участки в отношении эксплуатации и тяги. С. у. предназначены для выполнения операций смены локомотивов и кондукторских… … Технический железнодорожный словарь
Железнодорожная станция участковая — Участковая станция станция, основным назначением которой является формирование участковых и сборных поездов; прием, техническое обслуживание и коммерческий осмотр, отправление транзитных грузовых поездов; смена локомотивов и локомотивных бригад;… … Официальная терминология
Мураши (станция) — Станция Мураши Киров Котлас Горьковская железная дорога … Википедия
Железнодорожная станция — Перрон станции Зволле, Нидерланды. Железнодорожная станция объект железнодорожного транспорта, имеющий путевое развитие, позволяющее производить операции по приёму, отправке, скрещению и обгону поездов … Википедия
Дмитров (станция) — У этого термина существуют и другие значения, см. Дмитров (значения). Координаты: 56°20′24″ с. ш. 37°30′47″ в. д. / 56.34° с. ш. 37.513056° в. д. … Википедия
Узловая станция — Сонково Узловая станция железнодорожная станция к которой примыкают не менее трёх железнодорожных направлений. Прежде также называлась распорядительной.[1] Чаще всего узловыми станциями являются … Википедия
Казачья Лопань (станция) — Координаты: 50°19′59″ с. ш. 36°11′35.3″ в. д. / 50.333056° с. ш. 36.193139° в. д. … Википедия
Покотиловка (станция) — Координаты: 49°54′29.1″ с. ш. 36°10′31.1″ в. д. / 49.908083° с. ш. 36.175306° в. д. … Википедия
Железнодорожная станция Улан-Удэ — Координаты: 51°50′27″ с. ш. 107°34′58″ в. д. / 51.840833° с. ш. 107.582778° в. д … Википедия
Улан-Удэ (железнодорожная станция) — Координаты: 51°50′27″ с. ш. 107°34′58″ в. д. / 51.840833° с. ш. 107.582778° в. д … Википедия
Участковая станция
Участковая станция — раздельный пункт, предназначенный для обработки транзитных грузовых и пассажирских поездов, выполнения маневровых операций, по расформированию-формированию сборных и участковых поездов, обслуживанию подъездных путей и мест выгрузки-погрузки и т. д.
Участковые станции обеспечивают безопасную и бесперебойную работу железной дороги (с этой целью на них осуществляется контроль подвижного состава и перевозимых грузов); тяговое обслуживание движения поездов (для этого на такой станции производится смена или экипировка локомотивов или смена локомотивных бригад); местную работу примыкающих участков (участковые станции осуществляют переработку и организуют продвижение вагонопотоков, зарождающихся и погашающихся на станциях этих примыкающих участков): обслуживание населения и предприятий города перевозками грузов и пассажиров (на таких станциях имеются пассажирские и грузовые устройства общего пользования и подъездные пути предприятий).
Участковые станции классифицируются по следующим признакам: по типам схем, которые различаются взаимным расположением основных парков — поперечным, продольным, полупродольным, а также последовательным расположением пассажирских устройств и парков для грузового движения (см. рисунки); по типу депо — с основным депо для ремонта локомотивов, с пунктами оборота локомотивов в конце тягового участка (с обязательным наличием экипировочных устройств), со сменой бригад (с экипировкой локомотивов при необходимости); по числу главных путей на подходах — участковые станции однопутных и двухпутных линий; по числу примыкающих подходов — неузловые участковые станции, расположенные на одной или двухпутной линии, и узловые, имеющие примыкание подходов других линий.
Схема участковой станции поперечного типа на однопутной линии.
ПЗ — пассажирское здание; ПО — приёмо-отправочные парки; С — сортировочный парк; ЛХ — локомотивное хозяйство; ГР — грузовой район; П — пассажирский парк
Схема участковой станции продольного типа на однопутной линии.
ПЗ — пассажирское здание; ПО — приёмо-отправочные парки; С — сортировочный парк; ЛХ — локомотивное хозяйство; ГР — грузовой район; П — пассажирский парк
Схема участковой станции поперечного типа на двухпутной линии.
ПЗ — пассажирское здание; ПО — приёмо-отправочные парки; С — сортировочный парк; ЛХ — локомотивное хозяйство; ГР — грузовой район; П — пассажирский парк
Схема участковой станции полупродольного типа на двухпутной линии.
ПЗ — пассажирское здание; ПО — приёмо-отправочные парки; С — сортировочный парк; ЛХ — локомотивное хозяйство; ГР — грузовой район; П — пассажирский парк
Схема участковой станции продольного типа на двухпутной линии.
ПЗ — пассажирское здание; ПО — приёмо-отправочные парки; С — сортировочный парк; ЛХ — локомотивное хозяйство; ГР — грузовой район; П — пассажирский парк
Участковые станции на новых однопутных линиях сооружают обычно по схемам поперечного типа; при размещении локомотивного хозяйства и грузового района предусматривают возможность дальнейшего развития станции по продольному или полупродольному типу, которые на однопутных линиях применяются, когда со стороны пассажирского здания примыкают подъездные пути с крупным грузооборотом, предусматривается большой объём погрузочно-выгрузочных работ, вызывающих необходимость сооружения отдельного парка, а также при организации постоянного обращения соединёных поездов.
На двухпутных линиях, как правило, устраивают участковые станции продольного или полупродольного типа; станции поперечного типа встречаются на двухпутных линиях при небольших размерах пассажирского движения и медленном темпе роста грузооборота, а при больших размерах движения — в трудных топографических, геологических и др. местных условиях.
Приведённые типовые схемы участковых станций в наибольшей степени обеспечивают оптимальную технологию эксплуатационных работ по приёму, отправлению, расформированию и формированию составов поездов, и производству маневровой работы по обслуживанию фронтов погрузки-выгрузки. Этому способствует и взаимное расположение устройств на станции.
К основным устройствам участковой станции относятся пассажирское здание, грузовой район, локомотивное хозяйство, пункт обслуживания вагонов, служебно-техническое здание, пост электрической централизации и другие капитальные здания и сооружения.
Участковые станции
Для организации обслуживания поездов и работы локомотивных бригад, технического осмотра, экипировки и ремонта подвижного состава, расформирования и формирования сборных и участковых поездов железнодорожные линии делят на участки, на границах которых размещают участковые станции. Характер размещения участковых станций на железнодорожных линиях зависит от вида тяги, способа обслуживания поездов локомотивами и локомотивными бригадами. На новых линиях расстояния между участковыми станциями с основным депо при электрической тяге составляют 700. 1000 км, а при тепловозной — 500. 800 км.
Участковые станции предназначены для приема и отправления транзитных пассажирских и грузовых поездов со сменой локомотивов и локомотивных бригад или со сменой только локомотивных бригад, выполнения технического обслуживания и коммерческого осмотра вагонов, технического обслуживания, экипировки и ремонта локомотивов, отцепочного ремонта вагонов, расформирования и формирования составов сборных и участковых поездов, обслуживания пассажиров, приема и выдачи багажа и почты, погрузки и выгрузки грузов в грузовом районе, обслуживания подъездных путей промышленных предприятий.
Для выполнения перечисленных видов работ участковые станции имеют устройства для обеспечения пассажирского движения и обслуживания пассажиров, пути для грузового движения, грузовые районы, локомотивное и вагонное хозяйства и др.
Устройства для обеспечения пассажирского движения включают в себя пассажирские здания, платформы, тоннели, пешеходные мосты, почтовые и багажные помещения, приемоотправочные (перронные) пути, а также пути стоянки составов конечных пассажирских поездов. Число путей для приема и отправления транзитных пассажирских поездов, включая главные, должно быть не меньше числа примыкающих к станции направлений.
В состав путевых устройств для грузового движения входят приемоотправочные, сортировочные и вытяжные пути. Приемоотпра вочные пути, объединенные в парки, служат для стоянки поездов во время технического обслуживания и коммерческого осмотра, предусмотренных технологическим процессом работы станции.
Необходимое число приемоотправочных путей на участковых станциях может быть рассчитано по методике, изложенной в курсе «Железнодорожные станции и узлы».
Сортировочные пути на участковых станциях предназначены для накопления вагонов разного назначения, стоянки вагонов, прибывших под выгрузку на станцию, а также порожних и неисправных вагонов. Число сортировочных путей, предназначенных для накопления вагонов и формирования поездов, зависит в основном от числа назначений и числа перерабатываемых вагонов. Полезная длина этих путей на 10 % больше, чем у приемоотправочных.
Полезная длина путей для вагонов, поступающих на пункты выгрузки, погрузки или в ремонт, зависит от числа этих вагонов и числа подач в течение суток в различные пункты.
Наиболее широко распространенными устройствами для выполнения маневровой работы на участковой станции являются вытяжные пути. Их устраивают тупиковыми длиной не менее полезной длины приемоотправочных путей и располагают по концам сортировочных парков на площадке или на уклоне крутизной до 0,0025 в сторону сортировочных путей.
Для увеличения производительности маневровой работы используют профилированные вытяжные пути и горки малой мощности, позволяющие сортировать вагоны под действием как силы толчка локомотива, так и силы тяжести вагона.
Грузовые районы для выполнения грузовых операций имеют путевое развитие, помещения и площадки для хранения грузов, а также механизмы для выполнения погрузочно-разгрузочных работ. Для погрузки, выгрузки и хранения грузов устраивают крытые склады, крытые и открытые платформы, навалочные и контейнерные площадки. Грузовой район обычно располагают рядом с сортировочным парком, что обеспечивает подачу вагонов из этого парка к местам погрузки, выгрузки и обратно без пересечения главных путей.
В состав локомотивного хозяйства входят локомотивные здания, мастерские и экипировочные устройства. При организации работы локомотивов по кольцевой схеме для безотцепочной экипировки их песком, топливом и смазочными материалами экипировочные устройства могут располагаться на приемоотправочных путях. Устройства локомотивного хозяйства размещают вблизи приемоотправочных путей для грузового движения так, чтобы не стеснять дальнейшего развития станции.
Вагонное хозяйство на участковых станциях — это пункты текущего ремонта, технического обслуживания вагонов и контроля автотормозов. Пункты технического обслуживания и контроля автотормозов размещают вблизи приемоотправочных парков.
Кроме перечисленных устройств на некоторых участковых станциях сооружают пункты обслуживания изотермических вагонов, тяговые подстанции (на электрифицированных железных дорогах), скотозагоны для погрузки живности и др. Предусматривается также примыкание подъездных путей предприятий. На участковых станциях размещаются весы для взвешивания вагонов, прибывающих с участка или погруженных на станции, перегрузочные платформы, предназначенные для сортировки и перегрузки грузов, перевозимых мелкими отправками, эксплуатационно-ремонтные базы дистанций пути (ПЧ), сигнализации и связи (ШЧ), электроснабжения (ЭЧ) и др.
Участковые станции оборудуют устройствами СЦБ и связи, водоснабжения, канализации и др. Вблизи станции размещают железнодорожный поселок со служебными, культурно-бытовыми и жилыми зданиями. На некоторых станциях сооружают материальные склады.
Участковые станции в зависимости от топографических, геологических условий и особенностей работы проектируют по схемам с поперечным, полупродольным или продольным расположением приемоотправочных парков.
Для схемы участковой станции поперечного типа (см. рис. 21.4) характерно параллельное расположение приемоотправочных ПО и сортировочных С путей. Локомотивное хозяйство ЛХ и экипировочные устройства ЭУ размещаются на стороне, противоположной пассажирскому зданию, в том конце станции, где можно избежать пересечения маршрутов прибытия грузовых поездов с маршрутами передвижения локомотивов, подаваемых к поездам. Пассажирские поезда пропускают по приемоотправочным путям, включая и главный путь, где могут осуществляться смена локомотивов,
Рис. 21.4. Схема участковой станции поперечного типа на однопутной линии:
ПЗ — пассажирское здание; ПО — приемоотправочный парк; С — сортировочный парк; ЛХ — локомотивное хозяйство; ПЧ — дистанция пути; ШЧ — дистанция сигнализации и связи; ПТО — пункт технического обслуживания; ГР — грузовой район;—-вариант реконструкции для перехода к станции продольного типа прицепка или отцепка пассажирских вагонов, снабжение поезда водой и топливом.
Грузовые транзитные поезда принимают на приемоотправочные пути парка, где в соответствии с технологическим процессом может происходить смена локомотивов, техническое обслуживание и коммерческий осмотр вагонов. Грузовые поезда, прибывающие в переработку (участковые и сборные), принимают на крайние пути приемоотправочного парка, граничащие с сортировочными. При этом обеспечивается независимость приема транзитных поездов в приемоотправочный парк и маневровой работы с составами, прибывшими в переработку, при перестановке их на вытяжные пути сортировочного парка. На эти же крайние пути приемоотправочного парка переставляют сформированные на данной станции составы участковых и сборных поездов.
Поезда, прибывшие в переработку, подвергаются операциям по прибытию, включающим в себя подготовку составов к расформированию. После этого состав переставляют маневровым локомотивом на вытяжку, откуда осаживанием или толчками вагоны распределяют по соответствующим путям сортировочного парка.
Составы поездов, формируемые на данной станции, обрабатывают на путях накопления сортировочного парка в процессе расформирования поездов, прибывающих в переработку. На эти же пути ставят вагоны (погруженные на станции или порожние) для отправления. После накопления достаточного числа вагонов выполняют операции по отправлению: списывают номера вагонов, включаемых в состав, подбирают документы на каждый вагон, составляют натурный лист, проводят техническое обслуживание и коммерческий осмотр состава, подают локомотив и проверяют исправность действия автоматических тормозов.
На участковых станциях со значительными размерами движения для прохода поездных локомотивов грузовых поездов в пункт экипировки укладывают специальные ходовые пути между приемоотправочным и сортировочным парками или внутри приемоотправочного парка.
По мере роста грузового и пассажирского движения и возникновения в связи с этим затруднений в работе станции поперечного типа могут быть затем реконструированы в более прогрессивный тип станции с продольным расположением парков. Этот переход показан на рис. 21.4, где штриховыми линиями обозначен приемоотправочный парк для нечетных транзитных поездов станции продольного типа.
Схема участковой станции полупродольного типа отличается от продольной схемы только тем, что приемоотправочный парк для нечетных поездов смещен в сторону пассажирского здания. Такая схема рекомендуется при ограниченной длине площадки, когда нельзя применить продольную схему.
Ту или иную схему станции выбирают на основании техникоэкономического сравнения вариантов.
На узловых участковых станциях должен быть обеспечен одновременный прием поездов со всех примыкающих направлений.
На ряде электрифицированных железных дорог в пунктах стыка различных систем тока устраивают станции стыкования этих систем. Обычно это участковые станции с небольшим числом перерабатываемых поездов. Для прохода электровозов переменного и постоянного тока по одним и тем же путям в контактной сети станции предусматривают переключаемые элементы, по которым в зависимости от потребности проходит тот или иной ток.
Название «участковая станция» возникло в первый период существования железных дорог, когда поезда обслуживались маломощными паровозами и следовали с небольшой скоростью. Сравнительно часто приходилось менять паровозы или паровозные бригады, и осуществлялись эти операции на участковых станциях. Участковые станции располагались тогда друг от друга нарасстоянии около 100 км. При обслуживании поездов тепловозами и электровозами, могущими следовать без экипировки на расстояния 800—1000 км и более, а также увеличении скорости движения поездов часть действовавших участковых станций превратилась, по существу, в большие промежуточные станции. Другая часть промежуточных станций стала выполнять только операции по смене локомотивных бригад, поэтому расстояния между ними и основным депо для вновь строящихся дорог проектируются не менее 700 км при электрической тяге и не менее 500 км — при тепловозной.
Основным назначением участковых станций является смена локомотивов, бригад, выполнение операций по осмотру подвижного состава, формирование и расформирование участковых и сборных поездов, обработка транзитных поездов. Кроме того, на них производятся операции по посадке и высадке пассажиров, приему, хранению и выдаче багажа, грузобагажа, почты и грузов, ремонту вагонов и др.
Для выполнения этих операций участковые станции имеют соответствующие пути, служебные здания и устройства для обслуживания пассажиров, устройства локомотивного, вагонного, грузового хозяйств, электроснабжения, сигнализации, централизации, блокировки (СЦБ) и связи.х у й в а м
Пути участковых станций, как правило, четко специализированы для выполнения различных операций. Количество путей зависит от размеров движения, характера и продолжительности операций с поездами, числа обрабатываемых вагонов и других условий.
Основными факторами, определяющими тип и конструкцию участковой станции, являются: род тяги и тип станции в тяговом обслуживании участков, число главных путей, взаимное расположение основных парков, размещение локомотивного хозяйства по отношению к ним, характер транзитного движения, местные условия.
В зависимости от числа примыкающих подходов, участковые станции бывают: неузловые, т.е. расположенные на одно- или двухпутной линии, и узловые — с тремя и более подходными линиями.
По геометрическому расположению парков участковые станции бывают с поперечным (см. рис. 10.2), продольным и полупродольным расположением парков (см. рис. 10.3).
На участковых станциях устраивают, как правило, один сортировочный парк для всех направлений движения с вытяжными путями для маневровой работы.
Пассажирские здания (вокзалы) располагаются с внешней стороны путей, как правило, со стороны населенного пункта.
Здания и пути локомотивного хозяйства на территории станции должны обеспечивать наименьшую затрату времени на экипировку локомотивов, а также безопасность их передвижения в пределах деповской территории. На территории локомотивного хозяйства устраивают пути внутри локомотивных зданий, ходовые и экипировочные пути, пути складов топлива, стоянки для резервных локомотивов и для других нужд.
Экипировочные устройства для тепловозов и электровозов нередко располагают непосредственно на приемо-отправочных путях или вблизи них.
Рядом с сортировочным парком размещается вагонное хозяйство. На его территории имеются пути для вагонов, ожидающих ремонта, ремонтируемых и отремонтированных, а также ходовые пути, пути для запаса колесных пар и др.
Для грузовых операций на участковых станциях имеются складские помещения и платформы, контейнерные пункты, вагонные весы и другие сооружения с соответствующими путями для подачи и уборки вагонов.
Работа участковой станции в значительной степени зависит от ее пропускной способности, которая определяется наибольшим числом поездов, могущим быть пропущенным через данную станцию за сутки.
Пропускная способность зависит от путевого развития, графика движения и от технологического процесса работы станции.
Admin добавил 08.06.2011 в 21:34
Вы можете дополнить или изменить данную статью, нажав кнопку Редактор