что такое тяговое усилие мотоблока
Как выбрать мотоблок
Содержание
Содержание
Нередко мотоблок любя называют «пешим трактором». И неспроста, ведь решаемый с его помощью круг задач обширен. Как сделать осознанный выбор и не совершить ошибок при покупке? На что способен мотоблок? Отвечаем на эти вопросы в данном гайде.
В первую очередь мотоблок нацелен на работы по обработке почвы: прополка, культивация, окучивание, вспашка, посадка картофеля и сбор урожая, покос травы и т. д. Но этим функциональные возможности мотоблока не ограничиваются. Он применяется для перевозки грузов, уборки мусора и снега, откачивания воды.
Важно понимать, что сам мотоблок представляет собой базу для обработки почвы, а окончательный функционал машины определяется наличием и возможностями навесного оборудования, которое планируется использовать при эксплуатации агрегата. О функционале навесного оборудования подробно рассказано в этой статье.
Устройство мотоблока
Мотоблок представляет собой агрегат, сердцем которого является двигатель внутреннего сгорания, установленный на раме. Вращающий момент с вала двигателя, посредством трансмиссии, передается на ведущие колеса и устройство передачи мощности активному навесному оборудованию.
Как правило, трансмиссия состоит из двух узлов: сцепления и редуктора, выполняющего в некоторых моделях функции коробки передач.
Активное навесное оборудование приводится в действие посредством либо ременной передачи, либо будучи подключенным к валу отбора мощности (ВОМ).
Органы управления мотоблоком выведены на руль агрегата, который в свою очередь может быть регулируемым по высоте и поворачивающимся на 180°, для удобства управления мотоблоком во время проведения работ.
Характеристики мотоблоков
Для удобства восприятия, все значимые характеристики, в той или иной степени определяющие выбор устройства, сгруппированы по функциональной принадлежности к тому или иному узлу мотоблока.
Значимые параметры силовой установки
Мощность двигателя — важный параметр, которому следует уделить особое внимание, поскольку от него зависит производительность агрегата и круг решаемых с его помощью задач.
В упрощенном понимании, чем большую площадь предполагается обрабатывать, тем большая мощность должна быть «заложена» в мотоблок.
Важно понимать, что эксплуатация мотоблока на грани его возможностей — не лучшее решение, поскольку приведет к быстрому износу двигателя.
Желательно всегда иметь в запасе 1–2 лошадиные силы.
Немаловажным внешним фактором является тип обрабатываемой почвы. Непаханая целина может оказаться не «по зубам» даже самым мощным представителям семейства мотоблоков. Для нормальной обработки таких земельных наделов, изначально потребуется привлечение средств тяжелой механизации для предварительной подготовки почвы под возможности пешего трактора.
В технических характеристиках некоторых мотоблоков можно встретить указание мощности двигателя в кВт. Для быстрого перевода в привычные лошадиные силы нужно указанное значение мощности умножить на коэффициент 1,3596.
1кВт = 1,3596 л. с.
Тип двигателя. Мотоблоки подразделяются на бензиновые и дизельные модели. Дизельные агрегаты более выносливы, обладают большим тяговым усилием и завидной экономичностью. Их стихия — профессиональная обработка больших площадей земельных наделов. К недостаткам можно отнести затрудненный пуск в холода, большой вес силовой установки, ее сложность и недостаточное количество специалистов, способных ее квалифицированно обслужить.
Подавляющее большинство мотоблоков для хозяйственно-бытовых нужд комплектуется бензиновым четырехтактным двигателем внутреннего сгорания. Такие агрегаты стоят дешевле, менее шумны, довольно просты в обслуживании, обеспечивают легкий запуск даже при отрицательных температурах. В отличие от своих дизельных «сородичей», обладают меньшим моторесурсом, КПД и тяговым усилием.
Параметры трансмиссии
Количество передач. Своеобразным стандартом, обеспечивающим комфортную работу с мотоблоком, является наличие как минимум двух передач для движения вперед одной для перемещения задним ходом.
В последнее время многие производители отступают от этого постулата и оснащают свои мотоблоки коробками передач с большим количеством ступеней переключения, что дает пользователю возможность более гибкого регулирования скорости и тяги на ведущей оси мотоблока. В продаже можно встретить модели с восемью ступенями для движения вперед и четырьмя для перемещения задним ходом.
Тип редуктора. Посредством редуктора момент вращения передается с вала двигателя на ведущую ось и активное навесное оборудование мотоблока. Существует несколько типов конструкции редуктора:
Если планируется использование мотоблока в связке с активным навесным оборудованием, оптимальным выбором будет модель, оснащенная шестеренчато-цепным или шестеренчатым редуктором.
Тип сцепления. Узел сцепления является важным элементом трансмиссии любого мотоблока. Его задача — передача крутящего момента с вала двигателя на первичный вал редуктора (коробки передач). Причем, не просто передача, а своевременное замыкание и размыкание механической связи между двигателем и редуктором по командам пользователя. Существует несколько типов сцепления:
Наиболее часто в конструкции мотоблока можно встретить либо ременной, либо дисковый тип сцепления. Ременное сцепление отличается простотой и незамысловатостью конструкции. Вал двигателя и первичный вал коробки соединены между собой обычным ручейковым или поликлиновым ремнем.
Когда рычаг сцепления выжат, ремень не натянут и просто проскальзывает по шкиву вала двигателя. При отпускании рычага активируется механизм натяжения ремня, и вращение передается на вал коробки передач. Уже из описания работы видны слабые места такой конструкции:
Однако само по себе ременное сцепление очень просто и невероятно ремонтопригодно. Достаточно лишь иметь запасной ремень, а ремонт можно осуществить и в полевых условиях. Покупка запасных частей тоже не «ударит» по карману.
Несколько иначе обстоят дела с дисковыми типами сцеплений. Их принцип действия основан на умении управлять силами трения. Ведомый диск прижимается к ведущему с большой силой, в результате чего образуется прочная механическая связь для передачи момента вращения. В многодисковых вариациях таких пар несколько, а во фрикционном типе — диск сцепления прижимается к маховику, закрепленному на валу двигателя.
Сцепление дискового типа чрезвычайно надежно и при правильной эксплуатации не доставляет особых хлопот механизатору. К недостаткам можно отнести дороговизну конструкции и невозможность проведения ремонта в полевых условиях.
Параметры навесного оборудования
Возможность установки навесного оборудования. Весь потенциал мотоблока раскрывается при использовании навесного оборудования, поэтому при выборе пешего трактора нелишним будет изучить возможности потенциального кандидата на роль незаменимого помощника на предмет совместимости с различными видами навесного оборудования.
Что касается навесных принадлежностей, таких как плуг, картофелекопалка, окучиватель, снежный отвал и т. д., то здесь нужно обратить внимание на систему крепления. Она должна быть совместима с креплением мотоблока.
Как правило, производители указывают совместимые принадлежности.
Передача мощности на активное навесное оборудование. Что касается активного навесного оборудования, то здесь важно понимать принцип передачи вращения к навесным узлам у конкретной модели мотоблока. Он может быть реализован посредством вала отбора мощности (ВОМ) или с помощью ременной передачи.
В первом случае — это специальный фланец, расположенный на редукторе агрегата, для подключения активного навесного оборудования.
Во втором — шкив, закрепленный на валу и соединенный с навесным приспособлением ремнем.
В обоих случаях необходимо проверять совместимость навесного оборудования с конкретной моделью мотоблока.
Параметры, влияющие на качество обработки почвы
В первую очередь мотоблоки приобретают для вспашки и обработки земли, поэтому этой группе параметров следует уделить должное внимание.
Ширина культивации. Этот параметр характеризует ширину обработанной полоски земли за один проход мотоблоком. При выборе агрегата следует здраво оценить конфигурацию приусадебного участка и исходя из нее выбирать подходящее значение ширины культивации. В противном случае можно получить ситуацию, что мотоблок в хозяйстве есть, а землю приходится копать лопатой, поскольку пеший трактор не проходит по ширине между постройками, деревьями, кустарниками и другими препятствиями.
По ширине культивации можно косвенно оценить потребную мощность двигателя. Считается, что для обработки поверхности шириной 20 см, необходимо порядка одной лошадиной силы мощности силового агрегата.
Глубина обработки. Характеризует уровень заглубления фрез в грунт. Значение этого параметра продиктовано диаметром фрез, установленных на мотоблоке, и, как правило, равняется его половинному значению.
Другие параметры мотоблока
Диаметр колес. Не все агрегаты оснащаются колесами, но с ними мотоблок обладает большим функционалом и по своим возможностям приближается к мини-трактору. Чем больше диаметр колес, тем легче агрегату преодолевать препятствия и тем «мягче» его ход.
Ширина колеи. Характеризует расстояние между ступицами крепления колес. Чем больше этот параметр, тем устойчивей мотоблок.
Вес. Чем выше вес аппарата, тем лучше его сцепление с поверхностью, а следовательно, проще дается обработка почвы. Для мотоблоков весом более 100 кг, крайне желательно наличие в трансмиссии дифференциала. С ним поворачивать и разворачивать пеший трактор значительно проще.
При выборе мотоблока важно обращать внимание на баланс масс относительно колесной оси. Управление плохо сбалансированным агрегатом потребует дополнительных физических усилий.
Скорость движения. Для культивации почвы и выполнения большинства операций в пешем порядке, вполне достаточно будет скорости 3–4 км/ч. Если же планируется оснащение мотоблока прицепом для перевозки грузов, стоит присмотреться к моделям, развивающим скорость в 10–12 км/ч.
Электрозапуск. Дополнительная опция, автоматизирующая запуск силового агрегата. Особенно полезна у тяжелых мотоблоков, оснащенных мощным дизельным двигателем. Для запуска бензинового мотора у агрегатов малой и средней мощности, вполне достаточно ручного механизма.
Варианты выбора мотоблока
К выбору мотоблока нужно подойти ответственно, четко очертив для себя условия и сценарии его эксплуатации, круг возлагаемых на агрегат задач. К примеру, для небольших приусадебных хозяйств наилучшим образом подойдут мотоблоки мощностью 5–7 л. с., оборудованные ременным сцеплением и редуктором цепного типа.
Для средних участков (20–30 соток) — бензиновые мотоблоки мощностью 8–9 л. с. с дисковым или ременным сцеплением и шестеренчато-цепным редуктором. Если предполагается использование агрегата не только для работ в поле, но и для выполнения других задач — обязательна возможность подключения активного навесного оборудования.
В небольшом фермерском хозяйстве наиболее уместно присутствие мотоблока профессиональной серии с двигателем большой мощности, шестеренчатой коробкой передач с несколькими ступенями переключений и многодисковым сцеплением.
Для работы в тяжелых условиях с большой нагрузкой, оптимальным будет выбор аппарата с дизельным двигателем и возможностью автоматического запуска.
Отличие центра вращения орудия трактора и мотоблока
Отличие центра вращения орудия трактора и мотоблока
На тракторе (рис.1.) конструируют шарнирную навеску так, чтобы результирующая сила от почвы и веса плуга S приходилась ниже задней оси трактора, а мгновенный центр вращения орудия находился между передними и задними колесами для того чтобы под действием силы S пригрузить передние и задние колеса. Наличие у орудия опорного колеса отрицательно влияет на сцепные качества колесного трактора, так как с увеличением нагрузки на опорное колесо уменьшается прирост сцепного веса трактора от воздействия орудия.
При высотном регулировании заглубление прекращается от появления реакции УК на опорном колесе, заглубляющий момент сохраняется во время работы и время заглубления невелико.
Центром вращения плуга на мотоблоке является ось мотоблока
2. Заглубление и устойчивость хода плуга зависят от размеров H и L (фиг. 34), веса G, гостроты лемеха (фиг.40) и реакции почвы R (рис.3).
Для достижения самозаглубления, результирующая сила S должна проходить чуть выше центра вращения орудия, создавая плечо K, уменьшающееся по мере заглубления орудия (рис.2.).
Чем больше плечо K, тем больше сила S придавливает плуг, увеличивается давление на пятку, следовательно, и увеличивается тяговое сопротивление плуга
Чем меньше плечо, тем больше КПД
Но так как направление силы R меняется в зависимости от состояния почвы, система с наибольшим КПД, не есть устойчива, могут быть случаи, когда под действием момента Sk рабочие органы будут выглубляться (рис.3 а) или переглубляться (рис.3 б).
Для предотвращения выглублеиия параметры H и L подбирают такими, чтобы момент Sk
оставался положительным даже при минимальных значениях угла ψ
Для этого величина H должна быть наименьшей, а величина L — наибольшей
Если нельзя обеспечить нужный заглубляющий момент изменением размеров H и L. то добавляют вертикальную нагрузку, так чтобы момент Sk > 0. Но при этом тоже увеличивается давление на пятку и на опорное колесо, что увеличивает тяговое сопротивление плуга это нежелательно
при α=20см равен S
где α — глубина пахоты;
ε — угол зазора плужного корпуса; характеризует наклон к горизонтальной плоскости прямой, соединяющей нос лемеха с концом полевой доски. У стандартных корпусов, снабженных долотообразным лемехом, нос которых опушен на 10 мм ниже дна борозды, угол ε= 1град. Но так как в процессе заглублении плуга происходит вдавливание в почву конца полевой доски примерно на 10 мм. угол ε можно принимать
ε0 — угол наклона грядиля плуга к горизонту в момент соприкосновения с почвой
При любом угле ,заглубления будет происходить до тех пока стойка плуга примет вертикальное
Глубину оранки на мотоблоке регулируют высотой стойки H1 а уже потом при необходмости взависимости от плотности почвы подрегулируют наклоном стойки
2. Равновесия системы Пригрузка и увеличение сцепной массы
В мотоблоке для пригрузки и увеличение сцепной массы участвуют вес плуга, развесовка МБ и заглубляющий момент Sk.
Обычно развесовка МБ с плугом такова, что перед намного тяжелее зада. Делается это для того чтобы после подсоединения орудия система уравновесилась. Вовремя работы возникает ряд сил которые нарушают равновесие системы в сторону плуга (реакция почвы ) Балластные грузы, навешиваются на штырь в передней части рамы и служат для тонкой регулировки равновесия в поле взависимости от почвы.
Этот метод хорош тем, что в пригрузке колес участвует вес плуга (вредное составляющие орудия которые увеличивают тяговое сопротивление плуга), а балластный груз уравновешивает вес плуга до 0. И вес плуга переходит в розряд полезных составляющих для пригрузки колес
Приходится считаться ище с тем, что для очень тяжелой пашни и для работы с переменным сопротивлением необходимы достаточный запас прочности и инерция плуга, не позволяющий быстро выводить его из рабочего положения.
Заглубление рабочих органов и равновесие их в рабочем положении должно обеспечиваются только под действием равнодействующей силы S без дополнительных вертикальных нагрузок, вызывающих вредные сопротивления. Величина усилий для человека средней физической силы работающего на МБ не должна превышать допустимых эргономичтеких норм — 6—10 кгс и лишь изредка может достигать 30 кгс.
Но так как направление силы R меняется в зависимости от состояния почвы, то могут быть случаи, когда под действием момента Sk рабочие органы будут выглубляться или переглубляться.
Для того чтобы плуг не выглублялся длину грядиля делают такой чтобы результирующая сила S должна проходить чуть выше центра вращения орудия, создавая минимальный заглубляющий момент S K (рис.2.).
При переглублении надо пропорционально увеличить балластный груз или плечо и плуг возратится в нормально положение Сделать эту релировку автоматической –вот поле деятельности для рационализаторов
Фиг37(в) мотоблок идёт на 2-х колёсах, а плуг как бы является третьей точкой опоры. Чем больше плечо k тем больше сила S пригружает плуг относительно точки О и наоборот чем меньше плечо k тем больше сила S пригружает колесо но уже относительно плуга
Вертикальная составляющая R z в зависимости от остроты лемеха, плотности и влажности почвы может быть направлена и вниз и вверх.
При работе с острыми лемехами сила R z направлена вниз и равна R z = 0,2 Rx тогда на ободе опорного колеса плуга возникает махсимальное усилие Q
Увеличение догрузки достигается уменьшением реакции Q на опорном колесе плуга. При правильной установке опорного колеса давление на колеса должно быть настолько небольшое, что например вращение колеса легко остановить на ходу рукою даже на тракторном плуге. Если же колесо опушено слишком низко возникает сила которая будет давить на колеса и вызывать излишний взнос осей и втулок.
При мощности двигателя мотоблока 5,1 кВт (7 л. с.) для вспашки надо применять плуг с найменшим тяговым сопротивление. Тяговое сопротивление плуга складывается из полезных и вредных сопротивлений его рабочих и вспомогательных органов.
Сопротивления почвы, преодолеваемые рабочей поверхностью корпусов и предплужников, причисляют к категории полезных
Сопротивление почвы перекатыванию колес, трение полевых досок о стенку борозды и сопротивления, обусловленные смятием почвы затылком затупленного лезвия лемеха, относят к категории вредных.
Величина полезных сопротивлении зависит от размеров и формы рабочих органов и скорости поступательного движения плуга, физико-механических свойств почвы и глубины обработки.
Величина вредных сопротивлении зависит от веса плуга, направления линии тяги, значения коэффициентов трения и перекатывания и от остроты лезвия лемехов.
Увеличение массы и скорости движения плуга, неправильная регулировка, нарушение технического состояния и неправильная установка прицепа приводят к росту тягового сопротивления плуга.
Теоретически плуг должен иметь наименьшие вес, в целях удешевления и уменьшения тяговых усилий, а практически приходится считаться с тем, что для очень тяжелой пашни и для работы с переменным сопротивлением необходимы достаточный запас прочности и инерция плуга, не позволяющий быстро выводить его из рабочего положения.
В американских как конных, так и тракторных плугах полевая доска разгружается в значительной степепи наклонно поставленным задним транспортным колесом а, что уменьшает тяговое усилие (фиг. 45).
Задаваясь шириной захвата b=18 см определяем глубину подкопа пласта а =15 см.
тяжелых почв Р тв = Кт b а =2.43 kH, К тв — удельные сопротивления тяжелых почв 90 кПа
легких почв Р лег = Кл b а =0,81 kH К лег —удельные сопротивления легких почв 30 кПа.
Для реализации тягових усилий необходимо чтобы при вспашке екслуатационный вес мотоблока соответственно составлял: G =Р / (γ φс — ξf ) кН.
Где γ=1 — коэффициент нагрузки шиновых колес мотоблока;
φс=0.5. 0.7 — коэффициент сцепления их с почвой;
ξ=1 —коэффициент, учитывающий внутрение потери в ходовой системе;
f =0,1. 0,12 —коэффициент сопротивления передвижению
Элементарные силы сопротивления почвы, действующие во время пахоты на рабочую поверхность плужного корпуса, сводятся к результирующей силе и паре. Эту пространственную силовую характеристику плужного корпуса можно заменить тремя эквивалентными составляющими суммарного сопротивления почвы Rx R z и R у, действующими во взаимно-перпендикулярных плоскостях и не проходящими через одну точку.
Продольная горизонтальная сила Rx равна
где Кп — удельное сопротивление почвы; а и b — размеры пласта.
Сила Rx проходит на расстоянии 0,5 ∙ а от дна борозды и 0,4∙ b от стенки борозды.
Поперечные и вертикальные составляющие зависят от величины продольной силы и для культурного корпуса они принимаются равными R у ≈ 0,3 Rx и R z ≈ ±0,25 Rx.
Вертикальная составляющая R z в зависимости от остроты лемеха, плотности и влажности почвы может быть направлена и вниз и вверх.
При работе с острыми лемехами сила R z направлена вниз и равна R z = 0,2 Rx тогда на ободе опорного колеса плуга возникает махсимальное усилие Q
Увеличение догрузки достигается уменьшением реакции Q на опорном колесе плуга. При правильной установке опорного колеса давление на колеса должно быть настолько небольшое, что например вращение колеса легко остановить на ходу рукою даже на тракторном плуге. Если же колесо опушено слишком низко возникает сила которая будет давить на колеса и вызывать излишний взнос осей и втулок.
Введение в систему мотоблок+плуг, опорного колеса тяговое сопротивление орудия увеличивается на величину силы трення F, возникающих под действием нагрузки на опорное колесо. Минимальная нагрузка на опорном колесе плуга определяется устойчивостью глубины вспашки
Нагрузка Q на опорные колеса (пятки и другие ограничители глубины) определяется из условия равновесия системы S К — Q lк — F h = 0. (1)
где S — равнодействующая сил сопротивления почвы R и веса системы G;
K— плечо силы относительно центра вращения системы;
H и lк — расстояния от центра вращения системы до опорного колеса, которое для лучшего
копирования рельефа располагается как можно ближе к рабочим органам;
F — сопротивление перекатыванию опорного колеса F = Q μ ,
где μ — коэффициент перекатывания, в упрощенных расчетах обычно принимаемый
m— удельный заглубляющий момент
Необходимый удельный заглубляющий момент т = М/ b
зависит от плотности почвы (удельного сопротивления Кп кгс/см2) и степени затупления лемеха
Они же свою очередь меняют угол Ѳ наклона результирующей силы R к горизонту. Для почвы с сопротивлением Кп =0,65 кгс/см2 угол Ѳ будет 12°, удельный момент т — 3.3 кгс/см
Задача найти: усилие Q на опорном колесе плуга и Fx
1. Находят Rx (тяговое сопротивление плуга), которое определяют путем измерения тягового усилия при вспашке или расчетным путем Rx = Кп a b 175,5 кгс
3.Определяют силу R zx = Rx /сos Ѳ для угла Ѳ = 12°. 179,42 кгс
Необходимый удельный заглубляющий момент т = М/В зависит от плотности почвы (удельного сопротивления Кп кгс/см2) и степени затупления лемеха
Они же свою очередь меняют угол Ѳ наклона результирующей силы R к горизонту. Для почвы с сопротивлением Кп =0,65 кгс/см2 угол Ѳ будет 12°, удельный момент т — 3.3 кгс/см
Положение тяги может находиться графоаналитически в следующем порядке.
1. Вычерчивают в масштабе схему агрегата
2. Находят тяговое сопротивление плуга, которое определяют путем измерения тягового усилия при вспашке или расчетным путем Rx = Кп a b 175,5 кгс
a — глубиной пахоты, см
b — ширина захвата, см
4. Определяют результирующую силу R zx = Rx /сos Ѳ для угла Ѳ = 12°. 179,42 кгс
5. Задаваясь удельным заглубляющим моментом т — 3.3 кгс/см, находят значения плеча K (м) заглублений: K = mB/ R 0,33 м
6.Проводят через центр вращения орудия (ось колеса) под углом Ѳ = 12° к горизонтали линию
Над этой линией на расстоянии K проводят параллельную линию (линию результирующей R)
Точка пересечения линии R с линией которая находится на высоте Z= 0,5 а от дна борозды даст центр сопротивления плуга.
На соответствующие проекции схемы плуга наносят силы R zx, G, а также направления искомых сил Q и Fx.
Если проекции сил Rх у и Рг х на ось х найденные построением силовых многоугольников в вертикальной и горизонтальной плоскостях проекций, неодинаковы, что может явиться следствием неудачного выбора величины силы F x в начале расчета, то, изменив соответствующим образом величину силы F x, следует вновь повторить все расчеты в обеих плоскостях проекций.
Проектируя силы из вертикальной и горизонтальной плоскостей проекции на поперечную (фиг. 10, а), определяют величину и положение сил, действующих на плуг в этой плоскости.
Система сил О. Гу, Ргу. (>2, 5, /V, и Л’,, приложенных к плугу в поперечной плоскости проекции (см. фиг. 10,6), будет находиться в равновесии, если веревочный многоугольник, построенный для этих сил в поперечной плоскости проекций, будет замкнут. Однако у нанесны. х плугов такой случаи р? дко имеет место.* У плуга, нзобра-. денного на фиг. 10, «/, верево«шын многоугольник 1—7-не замыкается; «пересечение первого / и последнего»? лучей происходит не в точке О, являющейся началом построения, а в точке О,. Равновесие плуга может фыть обеспечено приложением к нему пары сил. создающей момент С/, стремящийся повернуть плуг против часовой стрелки. Этот момент создают тяги, связывающие нижние звенья ‘механизма навески с рычагами грузового вала гидроподъемника (не изображенные на» фигуре) и передают его на трактор, что влечет перераспределение нагрузки на правые и левые! колеса последнего. • *
Минимальная реакция на опорном колесе плуга определяется устойчивостью глубины вспашки,
m— удельный заглубляющий момент
Необходимый удельный заглубляющий момент т = М/В зависит от плотности почвы (удельного сопротивления Кп кгс/см2) и степени затупления лемеха
Они же свою очередь меняют угол Ѳ наклона результирующей силы R к горизонту. Для почвы с сопротивлением Кп =0,65 кгс/см2 угол Ѳ будет 12°, удельный момент т — 3.3 кгс/см
Положение тяги может находиться графоаналитически в следующем порядке.
1. Вычерчивают в масштабе схему агрегата
2. Находят тяговое сопротивление плуга, которое определяют путем измерения тягового усилия при вспашке или расчетным путем Rx = Кп a b 175,5 кгс
a — глубиной пахоты, см
b — ширина захвата, см
4. Определяют результирующую силу R zx = Rx /сos Ѳ для угла Ѳ = 12°. 179,42 кгс
5. Задаваясь удельным заглубляющим моментом т — 3.3 кгс/см, находят значения плеча K (м) заглублений: K = mB/ R 0,33 м
6.Проводят через центр вращения орудия (ось колеса) под углом Ѳ = 12° к горизонтали линию
Над этой линией на расстоянии K проводят параллельную линию (линию результирующей R)
Точка пересечения линии R с линией которая находится на высоте Z= 0,5 а от дна борозды даст центр сопротивления плуга.
Построение силовых многоугольников дает более точные и наглядные результаты, чем последовательное сложение на схеме плуга действующих на него сил. Построение силового многоугольника надо начать со сложения сил G и R zx. После определения направления равнодействующей этих сил (силы R G) на схеме плуга через точку 1, являющуюся пересечением направления сил G и R zx, проводят прямую 1—2, параллельную силе R G. Сложение сил R G и Fx дает силу R1. параллельно направлению которой через точку 2 на схеме плуга должна быть нанесена прямая 2—3, пересекающая направление силы Q в точке 3. Соединяя прямой точки 3 и О, определяют направление линии тяги — направление силы P zx
Разложением в многоугольнике сил силы /?1 по направлению сил Рге и ^ определяют величину последних.
Книга стр5
В вертикальной плоскости проекций на корпус действует сила R zx, образующая угол ψ с осью х (фиг. 6, а). На плотных почвах при работе плуга с затупленными лемехами угол ф может иметь отрицательный знак (фиг. 6, б). При расчетах угол ψ принимают ранным ±12°.
Расстояние ρ zx от носа лемеха до вектора силы R zx, равно примерно 1/2 глубины пахоты при положительных и 1/3 глубины при отрицательных значениях угла ψ.
Элементарные сопротивления почвы, возникающие на рабочей поверхности трапециевидного лемеха при остром лезвии, приводятся к одной результирующей силе Л, пересекающей поверхность в точке, отстоящей от стенки борозды на расстояния, равном
‘/э ширины захвата, и от лезвия лемеха на расстоянии, равном «*Уа ширины лемеха.
Угол т|>, характеризующий направление силы Рху лемеха в горизонтальной плоскости, при наличии залипання на
Силовые характеристики полувинтовых и цилиндроида л ьных культурных отвалов аналогичны, поэтому при расчете плугов, снабженных полу винтовыми отвалами, можно принимать те же значения сил Рх. Рг и Ру.
Когда результирующая всех внешних сил. действующих на орудие, проходит через мгновенный центр вращения О1 навесной системы, догрузка задних колес трактора составляет
(58)
При наличии опорных колес на культиваторе и мгновенном центре вращения системы навески, лежащем ниже линии действия результирующей всех внешних сил. реакция почвы на опорные колеса равна (фиг.
и догрузка сцепного веса трактора в этом случае уменьшается
‘ (60)
Балластный грузом нельзя вполной мере нагрузить колеса тому недостающий вес вешаем на колеса
Точка прицепа, должна быть расположена в вертикальной плоскости проекций так, чтобы заглубление плуга в почву происходило под действием собственного веса на коротком (длиной 2-3 м) пути: