Что такой голос старый
Что Градский сказал на прощание Пелагее, Билану и Агутину на последней записи шоу «Голос»
Вместе с родными Александра Борисовича утрату очень сильно переживают другие наставники шоу, для которых Градский был не просто коллегой.
Кадры из видео © YouTube / «Пусть говорят»
Сегодня Россия простилась с музыкантом Александром Градским. Почтить память мэтра в его театр пришла вся светская Москва. Но среди звёзд особой скорбью в глазах отличались Пелагея, Агутин и Билан. И дело не в том, что без Александра Борисовича шоу «Голос» уже не будет прежним, а в том, что они потерялись, будто ориентиры сбились. Градский был недосягаемой высотой, но они тянулись именно за ним. Его последние слова, сказанные каждому из них, они не забудут никогда.
Кадры из видео © YouTube / «Голос»
В эфире программы «Пусть говорят», посвящённой памяти Александра Борисовича, певец рассказал, что во время последней записи Градский вспоминал, как он впервые встретился с Биланом. Тогда мэтр смотрел, как поёт 16-летний Витя (имя Дмитрия при рождении), и оценивал. Кто же знал, что через двадцать лет они вместе будут решать судьбы других артистов. Вот что Градский сказал коллеге, когда камеры были включены: » Чем замечателен этот проект — что мы с первых сезонов научились брать хороших исполнителей, потрясающих и ставить их на этом этапе вместе. Эта тенденция у нас сохранилась навсегда. Билан, а Билан? Молодец!»
Кадры из видео © YouTube / «Голос»
Пелагея отметила, что Градский — человек незаменимый, тем более на проекте «Голос». Девушка считала Александра Борисовича мастером своего дела. И с этим согласится каждый, кто хоть немного разбирается в музыке. Впрочем, во время записи последних программ мэтр и сам раздобрился на комплименты.
Кадры из видео © YouTube / «Голос»
Во время записи последнего выпуска с участием Градского Леонид отметил, что великий певец, композитор и поэт не может ходить. «Борисыч, что с ногами?» — спросил Агутин. Мэтр сказал, что не хочет подводить людей, поэтому перенёс восстановительные тренировки на даты после записи выпусков.
— Он отвечает: «Сейчас между съёмками перерывы небольшие были, я боялся начать заниматься. Мало ли, упаду или ещё что. Всех подведу. А сейчас у меня будет больше времени на подготовку, поэтому с завтрашнего дня начинаю заниматься, разрабатывать ноги». Он был в оптимистичном настроении. Я даже успокоился сразу, — рассказал Леонид Агутин.
Позже Агутин вспоминал: он написал Градскому, что он его герой, понадеялся на скорое выздоровление. Сообщение так и осталось без ответа.
Пресбифония
Пресбифония – это физиологические изменения голоса, наблюдающиеся у людей пожилого возраста. Клинически сопровождаются быстрой голосовой утомляемостью, хрипотой, осиплостью, изменением тональности и искажением шепотной речи, возникновением добавочных звуков при разговоре. Диагностика основывается на анамнестических сведениях, субъективных ощущениях пациента, результатах оптической ларингостробоскопии и акустического анализа голоса. Этиотропное лечение пресбифонии не разработано. Терапевтическая программа состоит из стимуляторов тканевого обмена, витаминных средств, физиотерапии.
МКБ-10
Общие сведения
Пресбифония – относительно часто встречающееся явление, однако на фоне распространенности других поражений артикуляционного аппарата, негативно влияющих на фонацию, диагноз изолированного возрастного ухудшения голоса справедлив только у 8-10% больных. Характерные признаки заболевания формируются у людей в возрасте старше 50 лет. Значимые клинические симптомы зачастую возникают после 60 лет. У женщин процессы старения тканей гортани начинаются позднее и изначально носят менее выраженный характер. При этом с возрастом у представителей женского пола наблюдаются более существенные нарушения голосовой функции.
Причины пресбифонии
Возрастное изменение голоса – результат дегенеративно-дистрофических процессов в скелете гортани, объединенных термином «presbylarynx». Определенную роль играет укорочение фонационного выдоха, обусловленное хроническими патологиями бронхиального дерева и легких. Несмотря на то, что пресбифония возникает на фоне естественных процессов старения, ускорить ее развитие или усугубить клинические проявления могут следующие факторы:
Патогенез
Пресбифония обусловлена атрофией мускулатуры гортани, кальцификацией и оссификацией ее хрящевых образований. Это приводит к снижению мобильности ее структур, в первую очередь – черпаловидных хрящей. Голосовые связки постепенно смещаются книзу. У мужчин наблюдается дезорганизация коллагеновых волокон, формирующих гортань, что сопровождается утолщением и уплотнением голосовых связок. Для женщин более характерными являются атрофические изменения. Параллельно дегенеративные процессы затрагивают собственную пластинку региональной слизистой оболочки. В результате замедляются вибраторные колебания во время фонации, не происходит полного смыкания голосовой щели при произношении звуков. Меньшее значение имеют возрастные изменения грудной клетки, легочной ткани и лицевого скелета.
Симптомы пресбифонии
Обычно первые признаки заболевания появляются в возрасте от 47-50 лет. Большинство людей не предъявляют активных жалоб в отношении голоса, развивающиеся изменения малозаметны. Некоторые пациенты обращают внимание на присоединение охриплости разной степени выраженности. Постепенно возникают добавочные звуки разной частоты, придыхание во время воспроизведения слов и звуков. У многих больных наблюдается замедление темпа речи, «дрожание» голоса, его «утончение» или «огрубение», блеяние. Один из ведущих симптомов пресбифонии – изменения голосовой тональности, однако характер этих изменений очень вариативен. У женщин акустическая сила снижается примерно на 10-15 Гц, у представителей мужского пола частота основного тона увеличивается на 30-35 Гц.
При дальнейшем прогрессировании пресбифонии могут присоединяться другие субъективные ощущения. Женщины жалуются на осиплость и повышенную утомляемость голоса, его слабость, ухудшение разборчивости воспроизводимой речи, невозможность разговаривать шепотом. Реже возникает ощущение «набегания» слизи в горле при длительной голосовой нагрузке, поперхивание во время глотания пищи. Иногда измененный голос становится неприятным на слух для его владельца. У мужчин наблюдаются аналогичные жалобы, однако комфортность шепотной речи повышается.
Диагностика
Постановка диагноза базируется на оценке голосовых качеств пациента, динамике их изменений с возрастом. Важную роль играет дифференциация с другими ЛОР-патологиями: различными формами ларингитов, травматическими повреждениями голосовых связок, доброкачественными и злокачественными опухолями, изменениями в носоглотке и пр. Диагноз пресбифонии устанавливается только при отсутствии заболеваний, влияющих на голосовую функцию. Программа обследования состоит из следующих мероприятий:
В клинических условиях с целью исключения других ЛОР-патологий используются дополнительные методы диагностики: передняя и задняя риноскопия, мезофарингоскопия, общий анализ крови с лейкоцитарной формулой, рентгенография ОГК и мягких тканей шеи, редко – компьютерная или магнитно-резонансная томография шеи, фибробронхоскопия с биопсией. При пресбифонии все вышеупомянутые исследования не будут выявлять выраженных отклонений от возрастной нормы.
Лечение пресбифонии
Полноценного лечения патологии не существует. Пациентам пожилого возраста с первичными проявлениями пресбифонии рекомендуется регулярная комплексная общеукрепляющая терапия, направленная на сохранение функциональных возможностей тканей гортани и профилактику дальнейшего прогрессирования заболевания. Могут использоваться следующие лечебные средства:
Прогноз и профилактика
Прогноз при пресбифонии для голосовой функции неблагоприятный – восстановление исходных голосовых качеств маловероятно. Специфической профилактики возрастного ухудшения фонации не разработано. Неспецифические превентивные мероприятия включают общие действия по борьбе с процессами старения тканей: ведение здорового образа жизни, полноценное сбалансированное питание, соблюдение рациональной физической активности, контроль режима труда и отдыха. Также сюда включают раннее лечение остеохондроза шейного отдела позвоночного столба, сосудистых патологий области гортани.
Старческий голос – атрофия голосовых складок
Что стоит за понятием «старческий голос»?
На протяжении жизни человеческому голосу свойственно менятся в ходе естественного процеса старения Характерный для молодых людей полнозвучный голос постепенно обретает типичное звучание старческого голоса
Ответственные за это анатомические и функциональные изменения, в первую очередь, проявляются в редукци (ослаблении) мышц голосовых связок. Голосовая складка теряет мышечную массу и становится тоньше в результате уменьшения объема. Этот процесс называется атрофией голосовых складок.
Кроме того, необходимый для хорошего голоса слой ткани пространства Рейнке также становится тоньше и менее эластичным.
Изменения голоса, вызванные процессом старения, индивидуально очень различны и могут сильно варьироваться. Многие люди до глубокой старости обладают полнозвучным, богатым обертонами голосом, в то время как у других после 50 лет появляется заметная хрипота.
Голосовые складки до операции омоложения (anti-aging)
Голосовые складки после операции омоложения (anti-aging)
Какие симптомы и жалобы могут возникнуть в процессе старения голоса?
Когда ускоренное ослабление мышц голосовых связок влечет за собой явную атрофию голосовых складок, т.е. истончение всего их тела, голосовые
складки при образовании звука не могут сомкнуться полностью. В результате голос звучит в той или иной степени с придыханием и осиплостью. У некоторых людей голос становится очень тихим и иссякает настолько быстро, что общение становится практически невозможным.
Какие существуют возможности лечения?
При легких формах атрофии голосовых складок сначала следует попытаться улучшить голос при помощи фонопедических тренировочных упражнений. Если таким образом не удается добиться удовлетворительного результата, тогда следует обдумать вариант фонохирургического лечения.
Введение в обе голосовые связки жировой ткани или искусственных материалов зарекомендовало себя как оптимальный вариант фонохирургического лечения. В данном случае в качестве оперативного метода доктор Вольт предпочитает имплантацию собственной жировой ткани пациента в оба тела голосовых связок. Таким образом, уменьшившаяся в процессе старения мышечная масса заменяется имплантированной жировой тканью. Голосовые складки обретают свой прежний объем, а голосу возвращается его полнозвучное, богатое обретонами качество звучания. Голос начинает звучать «моложе». Фонохирургические возможности при атрофии голосовых складок и старческий голос представлены более подробно на странице «Операция по омоложению голоса» (anti-aging).
«Голос 60+» только начался, а победитель уже известен
Второй выпуск вошёл в историю шоу с рекордом — в нём выступил самый возрастной вокалист, которому почти сто лет.
Четвёртый сезон «Голоса 60+» аудитория отмечает как самый удачный с точки зрения подбора наставников. Валерий Леонтьев, Стас Намин, Олег Газманов и Лайма Вайкуле хоть и выступают редко, но их популярность непреходящая — страна их действительно любит. Учитывая, что для большинства участников возрастного «Голоса» цель не победить, а исполнить свою мечту, выйти на сцену и попасть в эфир Первого канала, получается, что оценивать нужно не их, а тех, кто в красных креслах.
Михаил Серебряков на шоу «Голос 60+»
Тем не менее в центре внимания второго выпуска оказался участник, который не обладал незаурядными вокальными данными, не исполнял известную песню, он даже не двигался на сцене. Но эмоции, которые он вызвал своим появлением, вряд ли сможет вызвать кто-то ещё. Этот человек родился в год, когда умер Ленин. «Если я доживу до 19 сентября, то мне исполнится 97 лет», — осторожно предположил Михаил Ерофеевич Серебряков из Зеленограда.
И ведь язык не повернётся сказать, что к Серебрякову повернулись из жалости. Вполне себе живого ума дед, ещё и шутил, не уступая Нагиеву. «Я думал, вы спросите: «Сколько вам лет, юноша?» — подколол он наставников, когда песня уже была спета и члены жюри попросили его представиться. Он исполнил старую песню («Родина»), причём использовал вокальные приёмы, которые уже нигде не услышишь. Да, может быть, он пару раз не попал в ноты, но атмосфера, которую создал, была непередаваема.
Я пою в память о своей матери. И не знаю, но, где бы я ни спел, меня почему-то хорошо принимают. Мой голос, какой бы он ни был, природный.
» ratio=»1/1″ src=»https://static.life.ru/publications/2021/9/10/301446959883.7673.jpg» loading=»lazy» />
» ratio=»1/1″ src=»https://static.life.ru/publications/2021/9/10/301446959883.7673.jpg» loading=»lazy» />
Повернулись, разумеется, все четверо, но с выбором возникла проблема. Михаил Ерофеевич признался, что плохо видит, но Нагиев ловко превратил этот казус в шутку, давая юмористические характеристики всем наставникам.
Вот того, которого плохо видно из-за кнопки, небольшой такой, — это Олег Газманов. А вот копна волос, сено над кнопкой — это Валерий Леонтьев. А две красные фары. и девчонка сидит пристёгнутая — это Лайма Вайкуле. И седой человек, похожий на Гэндальфа (персонажа из сказки), — это Стас Намин.
» ratio=»1/1″ src=»https://static.life.ru/publications/2021/9/10/1135286079068.2288.jpg» loading=»lazy» />
» ratio=»1/1″ src=»https://static.life.ru/publications/2021/9/10/1135286079068.2288.jpg» loading=»lazy» />
Победа Михаила Серебрякова
Серебряков выбрал Газманова, который в свою очередь признался, что с большим трепетом будет работать с этим участником. Певец также отметил особые вокальные приёмы, которые сегодня уже никто не использует, именно этим они уникальны. Понятно, что Михаил Ерофеевич не получит серебряную кисть с микрофоном, но он уже победил. Низкий поклон ему и его родным! И не только за то, что они организовали для него такое яркое событие на закате жизни, а за то, что своим поступком показали пример всем, кто заботится о своих стариках. Не говоря уже о том, скольких стариков вдохновил своим поступком сам Серебряков. В общем, это победа. Безоговорочная.
Значение слова «голос»
1. Звуки, возникающие вследствие колебания голосовых связок при разговоре, крике, пении и отличающиеся высотой, характером звучания и т. п. Высокий голос. Низкий голос. Детские голоса. Голос соловья. Повысить голос. Узнать по голосу. □ Слышу ли голос твой Звонкий и ласковый, Как птичка в клетке Сердце запрыгает. Лермонтов, Слышу ли голос твой. В голосе старика уже дрожали слезы. Гл. Успенский, Очерки переходного времени. — Вы уже уходите? — взволнованным голосом спросил он. Гаршин, Происшествие.
2. Звучание голосовых связок при пении, качество звучания; способность петь. Иметь голос. Романс для женского голоса. □ Маша имела прекрасный голос и большие музыкальные способности. Пушкин, Дубровский. [Коцюбенко] сел на бревно и, как полагается, минуту или две пробовал голос, тянул ноты, мурлыкал что-то про себя. Фурманов, Красный десант.
3. Одна из нескольких мелодий в музыкальном произведении, партия в вокальном ансамбле. Фуга на четыре голоса. Романс для двух голосов. || Устар. Мотив, мелодия (песни). Голос песен грузинских приятен. Мне перевели одну из них слово в слово. Пушкин, Путешествие в Арзрум.
4. чего. Звуки, сопровождающие какое-л. явление, а также сопровождающие действие, работу каких-л. устройств, предметов. Голос ветра.□ Удалившись несколько от города, юноша остановился, долго слушал исчезающий, раздробленный голос города и величественный единый голос моря. Герцен, Легенда. Могучие голоса десятков моторов слились в общий гром, сотрясавший землю и воздух. Ардаматский, Они живут на земле.
5. перен.; чего или какой. Веление, зов какого-л. внутреннего чувства, инстинкта, убеждения. Голос рассудка. Голос крови. Голос совести. Внутренний голос. □ Но сегодня впервые в жизни тайный голос подсказывал Быкову: лететь не следует. Саянов, Небо и земля.
6. Мнение, суждение, высказывание. [Миша:] Позвольте мне хотя здесь [в выборе невесты] иметь свой голос, хотя в деле, от которого зависит счастие моей будущей жизни. Гоголь, Отрывок. — [Доктор] советует ехать на воды за границу. Что ты скажешь? — Что же мне сказать? Тут, я думаю, голос доктора важнее моего. И. Гончаров, Обыкновенная история.
7. Право заявлять свое мнение при решении вопросов в государственных и общественных учреждениях. Решающий голос. Делегат 328 с совещательным голосом. □ Выборы депутатов являются равными: каждый избиратель имеет один голос; все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях. Конституция СССР. || Само это мнение в его внешнем выражении. Подсчет голосов. Избрать большинством голосов.