что такое творческий труд
Творческий труд
К представителям творческих профессий относятся: ученые, архитекторы, писатели, композиторы, конструкторы, артисты, художники и многие другие работники интеллектуальных форм деятельности. Для любой творческой работы характерно создание некоего качественно нового, никогда ранее не существовавшего.
Но это не всегда какое-либо значительное для всего человечества открытие (закон, принцип, правило) или шедевр искусства. Творчеством является так же новая цель или алгоритм деятельности, ее новые способы и средства, новые методические подходы к той или иной проблеме.
И с такой точки зрения элементы творчества включены практически в каждую существующую сферу деятельности людей, преобразующих окружающую природную и социальную действительность соответственно своим потребностям.
Возникающая ситуация неопределенности, активируя процессы внимания, восприятия, памяти, предъявляет повышенные требования к функциям творческого воображения.
На основе последнего, окружающая человека реальная действительность отражается в сознании человека в виде чувственных образов, в оригинальных, неординарных сочетаниях и связях. Мысленное оперирование ими способствует нахождению наиболее верного пути решения той или иной производственной задачи.
Элементы творчества как компоненты многих форм человеческой деятельности характерны, в частности, для управленческого труда, связанного с необходимостью принимать нестандартные решения.
Творческий труд.Особенности творческой деятельности.
Сущность и особенности детского творчества
В специальной литературе имеются различные подходы к определению понятия «творчество». Когда говорят о творческой деятельности, то обычно исходят из общепринятого определения творчества как вида деятельности человека, результатом которой является идеальный или материальный продукт, обладающий новизной и общественной значимостью, ценностью [1,2,3].
«Творчество — форма человеческой деятельности по духовно-практическому освоению мира, содержанием которой является наиболее полная реализация сущностных сил субъекта познания, результаты которой отвечают критериям новизны и социальной значимости» — пишет Т. Г. Евсеева [4,9].
Таким образом, самая распространенная тенденция — характеризовать творчество через такие критерии как новизна и социальная значимость — присуща большинству исследователей. Данный подход применительно к процессу профессиональной подготовки приемлем лишь частично, так как младший школьник в процессе игровой деятельности не создает принципиально нового продукта. Новизна не является всеобщей характеристикой творчества. Следовательно, существенным для нашего исследования является теоретическое положение о том, что необходимо различать объективную и субъективную стороны творчества. Причем с субъективной точки зрения субъект творчества может не делать никакого объективно нового открытия, новое было лишь в его индивидуальном опыте, проявляющееся как способность по-новому увидеть обычное, открывать в предметах новые функциональные возможности, выделять и успешно решать игровые, художественные и интеллектуальные задачи.
Понятие детского творчества оказывается отнесенным не столько к высшим предметным результатам творческих актов, сколько к внутреннему самоизменению творящего субъекта. В творческом процессе совпадает изменение обстоятельств, предметной среды с самоизменением и развитием личности младшего школьника, как творца. «Творчество — пишет Г. К. Нургалиева, — становится качеством личности, чертами ее характера, когда приобретает устойчивость, выраженность, большую значимость, становится характерным для личности» [5, 90]. Известный американский психолог Фромм предложил следующее определение понятия детского творчества (креативности): «Эта способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта» [6, 351]. Таким образом, следуя этой формулировке, критерием детского творчества является не только качество результата, а характеристики и процессы, активизирующие творческую способность.
Такая тенденция понимания детского творчества дает возможность рассматривать игровой процесс как реальную основу для воспитания творческих способностей личности младшего школьника. Правильность такого подхода подтверждается рядом педагогических и психологических исследований, в которых доказывается прижизненность формирования и развития творческой способности [Волков И. П., Выготский Л. С., Эльконин Б. Д., Гальперин П. Я., Дулатов М., Сухомлинский В. А., Шацкий С. Т. и др.].
Таким образом, особенности определения способности к творчеству младших школьников обусловливается спецификой детского творчества как явления «индивидуально-субъективного нового». В понимании творчества детей мы разделяем точку зрения Н. Д. Левитова, который считает, что «в применении к учащимся под творческой надо понимать такую деятельность, в результате которой приобретается нечто новое, оригинальное, в той или иной мере выражающее индивидуальные склонности, способности и индивидуальный опыт ученика. Обычное определение творческой деятельности как создающей новые оригинальные продукты, имеющие высокую общественную ценность, не применимо к детям, которые создают много нового, но обычно не представляющего общественной ценности» [7, 214]. Творчество детей, по его мнению, прежде всего определяется оригинальностью приемов и организация деятельности.
Психологами установлено, что способности, являясь выражением психических процессов в их обобщенном виде, выступают как результат развития психических процессов, как обобщенное их выражение, как свойства индивида, личности.
Это обуславливается, по словам Т. И. Артемьевой, тем, что «протекание психологических процессов находится в непосредственной зависимости от свойств и особенностей личности, с другой стороны, любой психический процесс в ходе деятельности личности (рассмотренный с точки зрения ее возможностей, условий для развития личности) переходит в психическое свойство личности» [8, 121]. Так, например, развитие такого процесса как мышление, по мнению психолога, «в результате деятельности дает то, что мы обычно называем творчеством».
Известный педагог Н. Д. Хмель, в своей работе: «Педагогический процесс как объект деятельности учителя» уделяет особое внимание руководящей роли учителя в воспитании коллективной творческой деятельности учащихся. Раскрывая сущность целостного педагогического процесса и его воспитательные механизмы как взаимоотношения педагога и учащихся, в также взаимодействия самих учащихся между собой, автор подчеркивает, что воспитательные механизмы, «действуют только тогда, когда есть деятельность, причем деятельность коллективная и тщательно организованная, когда создаются предпосылки для формирования отношений сотрудничества и ответственной зависимости.».. [с.124].
Рассуждая о проблемах воспитания и обучения М.Дулатов пишет:
«…без воспитания, одаренность ребенка сама по себе не развивается. Необходимо выявлять одаренность и наметить пути ее развития.».. [9, 239]. В своих педагогических трудах А. С. Макаренко требовал в воспитательной работе с детьми проектировать развитие личности каждого воспитанника и умело это делал на основе тщательного изучения их способностей, черт характера и склонности [10].
Последние данные науки раскрывает внутренний механизм привлекательности, новизны в творчестве, стремление человека к новому, неизвестному, который имеет свою химическую основу. Учеными установлено, что протекание эмоций, связанных познанием нового, повышает содержание в мозгу эндогенных эндорфинов — вырабатываемых мозгом веществ, похожих по своему строению и действию на морфий. Поэтому, испытав раз эти эмоции, человек стремится их вновь пережить [11].
Творчество — это и постоянное преобразование внутреннего мира человека, и постоянное осознание возникающего в нем нового содержания. При этом потребность в появлении информации как бы разветвляется: человек нуждается не только в информации из внешнего мира, но и в извлечении нового из мира внутреннего. Творческий человек отличается от нетворческого именно повышенным интересом к новому в своем внутреннем мире — в свежих образах, мыслях. Более того, ему становится просто интересно, что еще он может из этого внутреннего мира «извлечь», на что он способен. Поэтому настоящее творчество есть испытание и собственных возможностей. «Главное в творчестве не внешняя активность, а внутренняя — акт создания «идеала», образа мира, где проблема отчуждения человека и среды разрешена. Внешняя активность есть лишь экспликация продуктов внутренного акта» — пишет В. Н. Дружинин [12].
Интеллектуальные чувства любознательности, удовлетворения, чувства успеха, эмоции изумления, удивления, ожидания, открытия нового в процессе творческой деятельности, по мнению психологов, играют роль своего рода обратных связей, при помощи которых осуществляется регуляция познавательных процессов. Они подкрепляют творческую деятельность, связанную с преодолением трудностей на пути к достижению цели. Чувства и эмоции выступают в роли стимулов интеллектуальной, творческой активности, они побуждают к деятельности, регулируют скорость и результативность ее протекания. Так, например, экспериментальные исследования О. К. Тихомирова устанавливают связь между мышлением и эмоциональными процессами в фазе зарождения замысла решения задачи, формирования гипотезы, доказательства ее правильности. Эти экспериментальные данные подчеркивают не просто роль эмоции в принятии решении, но более того, показывают, что эмоции осуществляют функцию эвристики, функцию творческого мышления.
Таким образом, мы определяем способности к творчеству младших школьников — как совокупность, синтез индивидуально-психологических свойств и качеств личности, которые позволяют осуществлять поиск, используя при этом нестандартные способы действий, догадку, решать интеллектуально-логические, художественно-образные и жизненно-практические задачи с установкой на открытие нового, неизвестного для себя.
1. Самарин Ю. А. Творчество.//Педагогическая энциклопедия.-М., 1969.- т.4.
2. Творчество //Большая Советская энциклопедия. — М., 1979. — Т.42. — с.54.
3. Творчество //Советский энциклопедический словарь. — М., 1983. — с.1306.
Труд и творчество
теория по обществознанию 👨👩👧👦 человек и общество
Труд и творчество
Творчество — это создание чего-то нового, ценного не только для конкретного лица, но и для других людей.
Разновидности труда и творчества
Творчество присутствует в деятельности многих людей — учёных, писателей, поэтов, художников, музыкантов и многих-многих других.
Творчество в науке, например, помогло людям создать новые машины, открыть тайны природы, использовать полезные ископаемые, получить электричество, создать радио, телевидение, Интернет, полететь в космос и т.д.
Творческие люди наделены фантазией, воображением и выдумкой чего-то нового. «Люди творческих профессий» — так говорят о писателях, поэтах, режиссёрах, артистах, художниках, композиторах. Каждая их работа рождена фантазией и воображением, отличается новизной, непохожа на предыдущую.
Ремесло
Ремесленником называют человека, владеющего ремеслом. А ремесло — это деятельность человека по производству различных важных и нужных для жизни предметов.
Главное отличие ремесленника от труда на заводах и фабриках заключается в том, что зачастую труд ремесленника ручной, в нем не используются сложные механизмы и машины. Но при этом всем, труд ремесленника необходим, ведь это те же гончары, столяры, плотники, стекольщики и многие другие.
Среди ремесленников встречаются такие, которые вызывают восхищение у людей любовью к своему делу, погружая их в приятное созерцание созданных ими предметов.
Однако есть и другое значение слова «ремесленник». Если у человека нет таланта, работает он без выдумки, без фантазии, по шаблону и трафарету, которые кто-то уже до него придумал, такого человека называют «ремесленник».
Признаки мастерства
Мастер — человек, достигший высокого мастерства (искусства) в своём деле, вкладывающий в свой труд смекалку, творчество, делающий предметы необычные и оригинальные.
Творческий труд
Создавая новое, человек придумывает новые профессии. Даже существует отдельный термин — «человек творческой профессии». Это человек, который постоянно вынужден в силу своего ремесла генерировать какие-то идеи.
Инженеры, художники, конструкторы, учителя – это те люди, которые постоянно должны самосовершенствоваться, постоянно приносить что-то новое в свою профессию. Если они превратятся в рутинных исполнителей определённых стандартов, то в таком случае быстро морально устареют и перестанут быть интересными как специалисты. Вспомним хотя бы великих писателей (Н.В. Гоголь, А. П. Чехов), поэтов (А.А. Ахматова, А. А. Блок), художников (М. А. Врубель, И. И. Левитан), композиторов (П. И. Чайковский, М. П. Мусоргский). Все они на протяжении всей своей жизни работали над собой, пытались усовершенствовать, отточить своё искусство.
Творчество в искусстве
Умение не только смотреть, но и видеть, замечать среди ярких, броских объектов удивительно красивый, но скромный — это и есть главное отличие творческого человека от большинства людей.
О людях, у которых есть и зрение, и слух, но не развито умение почувствовать красоту окружающего мира, говорят: «У них нет чувства красоты». А те, у которых нет какого-то чувства, беднее других людей.
Издавна известно, что научный труд немыслим без творчества. А может ли человек стать хорошим художником, поэтом, композитором, музыкантом, если он не способен чувствовать и создавать красоту? Любое проявление искусства обязательно требует от человека умения творить, создавать прекрасные произведения, которые поражали бы других своей новизной и необычностью.
Доклад на тему: «Труд и творчество» — взаимосвязь понятий, особенности и примеры
Жизнедеятельность человека связана с постоянным обучением, самосовершенствованием. Доклад на тему «Труд и творчество» поможет понять, как связаны эти два понятия, почему вместе они меняют жизнь не только конкретного человека, но и общества в целом. Труд и творчество можно рассматривать по отдельности, но только их симбиоз помогает создавать уникальные вещи, совершать научные открытия, самореализоваться на любом поприще.
Определения и объединение понятий
Труд можно определить как физическую деятельность человека, направленную на создание каких-либо благ, получение прибыли, личной выгоды, пользы для общества. Часто труд ассоциируют с фактической работой, карьерой индивидуума. Но все же это понятие намного шире, так как охватывает и процесс обучения, и работу по дому, и садоводство. Даже хобби людей можно назвать не только творческим процессом. Например, любители рисования тратят много сил и времени на создание одной картины. Для многих художников это становится настоящей работой, приносящей как моральное удовлетворение, так и материальную прибыль, признание общества.
С такой же точки зрения можно рассматривать творческие процессы. Творческий труд все же остается именно трудом. Музыка, живопись, кинематография — яркие тому примеры. Конечно, они сильно отличаются по производственной части, функциям. Но даже полноценный физический труд может быть связан с абсолютно творческим процессом. Например, работая в поле, человек объединяет этот процесс с песнями. И это помогает улучшить показатели, меньше уставать, поднимает настроение, а значит, напрямую влияет на производительность.
Программа ФГОС в школах с ранних классов обязательно включает в себя как технические навыки, конкретные и точные науки, так и приобщение детей на уроках к творчеству, обществознанию: рисунки, сочинения, создание презентаций и научных проектов, написание рассказов.
Отдельное внимание уделяется домашнему воспитанию, культуре общения в семье и обществе. Проводятся тесты для определения уровня умственной деятельности.
Критерии профессий и взаимосвязь
Творчество и труд требуют от человека определенных усилий. Например, для создания нематериальных благ (живопись, музыка) требуется столько же сил, сколько и для производства материальных — мольберты, инструменты. При этом изготовление уникальной скрипки зависит не только от технических навыков, но и от понимания принципов музыки, а также творческой жилки мастера. Ремесленник может создать сотню одинаковых предметов, мастер же будет кропотливо работать над одним, но он будет единственным в своем роде. Таким образом, можно выделить 3 основные категории профессий:
Но творчество может быть крайне необходимо даже для последней категории. Наблюдая за происходящим, человек постоянно мыслит, продумывает возможность облегчить собственный труд, автоматизировать процессы, улучшить производительность, качество или технические характеристики продукта.
Именно так появляются новаторы, изобретатели. Основные принципы творческого процесса при внедрении в фактический труд человека основаны на необходимости искать новое решение какой-либо проблемы, научные изыскания, ответы на поставленные вопросы и т. д. Можно выделить 3 основные фазы:
Творческое мышление дано человеку именно с целью улучшить свою жизнь и состояние общества. Ни одно изобретение, научное открытие не появилось без умственной деятельности. И также оно не могло быть воплощено в жизнь без механических усилий, физического труда.
Нельзя нарисовать картину силой мысли, но и без задумки создать шедевр не получится. Так и любой школьный реферат включает в себя мыслительный (творческий процесс) и труд по поиску информации, грамотному написанию.
Для чего это человеку
Для решения различных задач на протяжении жизни человеку необходимо заниматься и трудом, и творчеством, понимать их ценность. Только так можно самореализоваться, добиться успехов. Чтобы заниматься любым видом художественного творчества, предстоит трудиться и учиться этому. Ведь даже если у человека идеальный слух, необходимо уметь пользоваться музыкальными инструментами, читать ноты. А чтобы в дальнейшем улучшать результаты и показатели в творчестве, приходится трудиться вновь на этом поприще.
Творчество также помогает развиваться, ведь исключительно ручной, механический труд убивает фантазию, разум теряет остроту, притупляется внимание. Все это может привести к деградации человека как личности. Именно поэтому со школьных лет детям прививают любовь к труду и желание творить, созидать, мыслить.
Творческий труд.
Особенности творческой деятельности.
Творческий труд:
Творческий труд требует многолетней предварительной подготовки, высокой квалификации, представляет собой одну из сложнейших форм человеческой деятельности.
Творческий труд характерен для инженеров-конструкторов, архитекторов, изобретателей, научных работников, писателей, композиторов, художников и артистов. Их работа невозможна без использования значительного объема знаний, напряженного внимания, повышенного нервно-эмоционального статуса, обязательного создания новых алгоритмов деятельности, нерегламентированной интенсивности труда.
Огромное число людей сегодня занято творческим трудом. Элементы творчества имеются в работе большинства специалистов сегодняшнего дня. Необходимость исследования творческого процесса диктуется целесообразностью повышения его продуктивности. Сегодня этим занимаются физиологи, психологи, философы, математики.
Творчество — это сложный процесс создания нового.
Творческая деятельность может существовать лишь как синтез познавательной, эмоциональной и волевой сфер человеческого сознания, как высший уровень познания человека. Творчество не может совершаться без предварительного накопления знаний, иначе приходится ломиться в открытую дверь и изобретать велосипед. Особое место в творческой работе занимает воображение, оно как бы центр (фокус), вокруг которого концентрируются остальные качества творческого человека. Полет фантазии обеспечивается знаниями, мышлением, подкрепляется целеустремленностью, эмоциями.
В общем виде творческий процесс состоит из нескольких этапов.
Основные этапы творческого процесса:
а) зарождение идеи, реализация которой осуществляется в творческом акте;
б) концентрация знаний, прямо или косвенно относящихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений;
в) сознательная и бессознательная работа над материалом, разложение и соединение, перебор вариантов, озарение;
г) проверка и доработка.
Особенности творческой деятельности:
1. Усталость, будь то умственная или физическая, не позволит родиться идее, как гениальной, так и простой.
2. Существуют различные барьеры для творческой деятельности, препятствующие и мешающие творчеству; одни из них — активное противодействие привычной обстановки, ассоциирующейся с тяжелой умственной работой, а самый высокий барьер — инерция собственного мышления.
3. Доскональное изучение предмета исследования загружает подсознательную деятельность мозга, именно это дает основу для «озарения» и вдохновения — когда легко и свободно могут всплыть в памяти решения и ответы.
4. Утром или перед засыпанием, когда человек лежит в расслабленном состоянии в постели с закрытыми глазами, но еще не спит, в пограничных состояниях между сном и бодрствованием особенно легко и просто происходят переходы образов и символов из подкорковых образований (бессознательный уровень) в кору больших полушарий головного мозга (четко осознанные мыслительные процессы), то есть от неосознанного к активной работе сознания.
5. Физическая нагрузка крайне необходима для творческой работы, так как мышечная деятельность активирует ЦНС. Отчасти ритмическую мышечную активность малой интенсивности (ходьбу) можно заменить активацией температурным воздействием: обтиранием мокрым полотенцем с холодной водой, понижением температуры воздуха в рабочей комнате ниже комфортной на 4—6 градусов.
6. Алкоголь вызывает разлитое торможение коры больших полушарий, активирует некоторые вегетативные подкорковые центры, но делает невозможным и процессы тонкого анализа и синтеза информации, а в больших дозах оказывает опасное токсическое действие на корковые нейроны.
На сегодняшний день установлено, что вдохновение в творческой деятельности приходит к человеку после тяжелейшего умственного усилия, когда человеческий ум устал, как будто бы специально для того, чтобы ослабить собственное сознательное «Я» и дать возможность выступить бессознательным идеям.
Творчество — не сплошной и непрерывный процесс. В нем чередуются подъемы, застои и спады.
Высшее кульминационное творческое состояние — это вдохновение, то есть состояние, при котором познавательная и эмоциональная сферы слиты в едином порыве и направлены на решение творческой задачи, при этом достигается максимальный результат. По словам известного русского художника И. Е. Репина, вдохновение не приходит в безделии — это награда за каторжный труд.