что такое святое лобзание
Целование, лобзание
I. На Востоке поцелуй был привычной формой почтит. приветствия, особенно Ц. руки, при котором надо было склониться к руке другого человека, поцеловать ее и провести ею по своему лбу ( Исх. 18:7 : Моисей приветствует своего тестя). Другой способ засвидетельствовать почтение состоял в том, чтобы губами прикоснуться к одежде благородного лица (по-видимому, именно это пытался сделать Саул, когда «ухватился за край одежды» Самуила: 1Цар. 15:27 ). Самуил, целуя Саула, выразил свое преклонение перед избранным царем ( 1Цар. 10:1 ).
Ц. ног выражало глубочайшее смирение и безусловное подчинение («целуйте Его ноги» – один из возможных вариантов перевода евр. текста, переданного в Синод. пер. как «почтите Сына» – Пс. 2:12 ). То же самое подразумевает и выражение «лизать прах» ( Пс. 71:9 ), т.е. касаться ртом пыльной земли или ч.-л. пыльных ног. Женщина, целующая ноги Иисуса ( Лк. 7:38.45 ), выражает этим свою благодарность и преданность Тому, Кто возвестил ей Божье прощение. Идолопоклонники целуют Ваала ( 3Цар. 19:18 ), золотого тельца ( Ос. 13:2 ); Ц. собственных рук упоминается в одном контексте с поклонением солнцу и луне ( Иов. 31:27 ).
II. Ц., как и объятия, было ⇒ приветствием равных. При этом каждый из целовавшихся клал голову сначала на правое плечо другому и целовал его в правую щеку, потом на левое плечо и целовал в левую щеку. Так приветствовали друг друга Иаков и Исав ( Быт. 33:4 ), так Иосиф дал узнать себя Вениамину и своим братьям ( Быт. 45:14–15 ), так отец встретил блудного сына ( Лк. 15:20 ), так Павел простился с пресвитерами Эфесской (Ефесской) церкви ( Деян. 20:37 ). При Ц. брали другого человека за бороду или целовали и саму бороду ( 2Цар. 20:9 ).
IV. Поцелуи как выражение христ. любви названы в посланиях апостолов «целованием (лобзанием) святым» ( Рим. 16:16 ; 1Кор. 16:20 ; 2Кор. 13:12 ; 1Фес. 5:26 ) или «лобзанием любви» ( 1Петр. 5:14 ).
Святое целование
16 Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы.
17 Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них;
18 ибо такие [люди] служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных.
Послание к Римлянам, глава 16
______
Ну так вот. Святое целование (лобзание) это ПРОСТО поджатые при встрече губы.
«Приветствуйтесь братским поцелуем».
Почему же «братский» следует понять как «поцелуй глазами»? А. собственно. после того КАК мы поняли. почему святой поцелуй это поджатые при встрече губы. то почему (в случае христиан) братский поцелуй есть поцелуй глазами. понять будет уже не особенно сложно: братья БДЯТ друг друга, беспокояться, соучаствуют друг другу. Им есть нужда в «телячьих нежностях»? Может и есть. «при соединении фронтов» или как-то схоже. В любом случае, братский поцелуй, это не плотское. Даже если выражено в виде плотского поцелуя.
Почему апостолу просто не сказать: подожмите губы при встрече и все дела?
А почему бы Христу (было) просто не ткнуть себя пальцем в грудь, сказав: здесь внутри царствие. потом не плюнуть себе под ноги: пути господни неисповедимы. потом не скрестить пальцы двух рук и сказать: вот-те крест.
.
И весь Завет.
То есть, конкретно, дело вот в чем.
Но дело вот в чем.
Люди, которые ограничивают себя заповедями (например, о не прелюбодеянии), причем, когда это происходит резко и необдуманно, испытывают соответствующее ущемление психозоны: для мужчины, что долго в воздержании прикосновение женщины может быть болезненным в определенном смысле. Могут быть еще причины того. что был введен запрет на лобзание братьев и сестер, а допускалось только между братьями или только между сестрами.
И вот здесь мы наблюдаем проявление, которое вряд ли можно охарактеризовать как нечто праведное: из-за того (а получилось так совершенно само собой) что мужчина или женщина (брат или сестра) испытывали конфуз от соприкосновения при встрече, пришлось ввести «поправку» к несуществующему повелению апостола иметь «христианское лобзание», которое вполне телесно. поскольку апостол речь вел о «святом целовании». где слово «святое» само по себе расставляет по местам все смыслы: это скорее всего просто поджатые губы при встрече.
Но воздушный поцелуй далек от того, что имел в виду апостол. Поджатие губ при встрече (у христиан) может и должно означать еще не сказанное, но важное.
На самом деле, конечно же возникает вопрос, почему апостолу было не сказать приблизительно так: «Приветствуйте друг друга поцелуем святым, сжимая губами Христово обетование вечное, с вами все церкви Христовы!».
Может быть дело в том, что послания эти (в частности, Римлянам) составлялись для церквей новых (совсем новых) или не благонадежных (а может и так и так); и таким текстовым посылом апостольское собрание давало возможность, с одной стороны укрепиться таким церквям, вдумчиво взвешивая сказанное в послании, с другой это. могла быть проверка: если они начнут лобызаться при встрече («чмоки-чмоки»), то это сигнал быть настороже относительно такой церковной части (группы людей, что объявили себя Христовой церковью).
Что же, наверное, последнее в этой теме.
Так или иначе, телесный контакт, даже просто соприкосновение руками, является довольно глубоко выраженным обострением в чувстве взаимоприятия. Если в кругу что-то обсуждающих людей (предположим, они стоят довольно тесно и каждый может коснуться другого) один из говорящих на данный момент касается другого, что-то поясняя, то возникает ощущение, что говорящий как-то особенно расположен к человеку (?). Может быть это прикосновение связано с необходимостью привлечь особенное внимание к определенному месту монолога, а может это и диалог. Итак, говорящий касается слушателя, что стоит рядом, он как-то особо выделяет не самого слушателя, а то что в этот момент (момент соприкосновения) говорится. И это очевидно. Важно то, что говорится. А касание рукой собеседника имеет отношение к обсуждаемому вопросу, но не к нему самому.
Когда же люди, что собираются для чего-то вместе, при встрече целуют друг друга, то при этом ничего (существенного) не произносится, может быть пара легких фраз «как дела», «хорошо выглядишь» и прочее. Но телесный контакт сближает, безусловно, делает круг общения более тесным (сейчас речь не о христианах), сплачивает.
Христиане едины во Христе. Им нет необходимости в таком способе взаимоприятия.
Далее, они заняты проповеднической деятельностью, а это не просто «круг общения» или тусовка. здесь есть лидеры движения, то есть те, у кого это получается лучше, есть те кто только учатся и т.д.
Но и лидеры и те кто только учатся (хотя учатся и лидеры, безусловно, потому что «век живи, век учись») встречаясь, собираясь, приветствуют друг друга «святым лобзанием», то есть, как было понято, целуют друг друга (в щеку, в губы, не важно).
Теперь обратим внимание на это:
«Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них».
И вот, один из лидеров (движения, т.е. данной церкви) приветствуя целует сначала господина или госпожу (Имярек). Что сие значит? Просто случайно поцеловал сначала их.
Но завтра он поцелует иначе: сначала кого-нибудь другого. Так же?
Ммм. все может быть.
Мы речь ведем о ХРИСТИАНАХ.
Которым было повеление (от апостола, а следовательно от Самого Христа) приветствоваться «святым целованием».
Так что же ЧРЕВО? О каком насыщении речь?
О. видимо. насыщении чувства святости.
Мы ласкательно красноречивы, в конечном итоге это находит отражение у нас в здравственном или приветственном поцелуе. Мы настолько красноречивы (во Христе), что даже немеем от восторга, нам остается только (красноречиво и немея от восторга) чмокнуть брата-сестру в щечку. И так. мы насыщаемся чувством святости.
Апостола Павла 2-е послание к коринфянам 13:12
Толкования:
Амвросиаст
Приветствуйте друг друга лобзанием святым. Приветствуют вас все святые
Это есть приветствие церковное, поскольку лобзания эти суть не по плоти, но в духе, которые соединением телесным души связывают не плотским желанием, но духом. Приветствуют вас все святые. Павел призывает их к святости, чтобы и сами они равно отвечали в приветствии святым: для того приветствуют святых, чтобы подражать им.
Блж. Феофилакт Болгарский
Приветствуйте друг друга лобзанием святым. Приветствуют вас все святые
Приветствуйте друг друга лобзанием святым
Приветствуют вас все святые
Присутствующих он объединяет целованием, отсутствующих же приветствием, но и тут соединяют уста, потому что приветствие от них исходит.
Лопухин А.П.
Приветствуйте друг друга лобзанием святым. Приветствуют вас все святые
Толковая Библия.
Cм. также Толкование на 2Кор. 13:11
Прп. Ефрем Сирин
Приветствуйте друг друга лобзанием святым. Приветствуют вас все святые
Свт. Иоанн Златоуст
Приветствуйте друг друга лобзанием святым. Приветствуют вас все святые
Свт. Феофан Затворник
Целуйте друг друга лобзанием святым. Целуют вы святии вси
«Целуйте друг друга лобзанием святым; то есть, нельстиво, целомудренно, как члены друг друга и тело Христово» (Феодорит). «Что значит: святым? – Не притворным и льстивым, каким Иуда лобызал Христа. Ибо на то и лобзание, чтобы возбуждало любовь, чтобы воспламеняло искреннее расположение, чтобы мы так любили друг друга, как братья братьев, как чада отцов и отцы чад, или еще и больше: ибо сия любовь есть естественная, а наша духовная. Чрез лобзание соединяются между собою души. Посему-то, возвращаясь из путешествий, целуем друг друга, когда души наши приходят во взаимное общение. Ибо уста особенно выражают расположение души. Можно и еще нечто сказать о сем лобзании святом. Что же такое? – Мы храм Христов. Уста – дверь сего храма, коею входил и входит к нам Христос, когда мы причащаемся. Причастники таинств! Вы понимаете, что говорю? Не простой чести сподобляются уста ваши, приемлющие Тело Господне. Потому наипаче в сие время лобызаем друг друга. Да слышат сие срамно лобызающиеся, и да ужасаются при мысли, как они сквернят уста свои!» (святой Златоуст).
Целуют вы святии вси. «В один с ними состав совокупил и всех веровавших во вселенной» (Феодорит). «Видишь ли, как он соединяет между собою всех дальних и близких, первых посредством Писания, а последних посредством лобзания?» (святой Златоуст).
Что такое святое лобзание
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
В Новом Завете идея «Святого целования» упоминается 5 раз, причем не только у одного автора, что свидетельствует об определенном распространении такого приветствия в апостольский период. На протяжении столетий такой поцелуй (filema) был неотъемлемым элементом христианского братства и христианского богослужения. Его история и его постепенное исчезновение представляют некоторый интерес для современных христиан.
Далее, целование, как и объятия, было приветствием равных. При этом каждый из целовавшихся клал голову сначала на правое плечо другому и целовал его в правую щеку, потом на левое плечо и целовал в левую щеку. Так приветствовали друг друга Иаков и Исав (Быт.33:4), так отец встретил блудного сына (Лук.15:20), так Павел простился с пресвитерами Ефесской церкви (Деян.20:37). Иногда при этом ритуально брали другого человека за бороду или целовали и саму бороду (2Цар.20:9).
Кроме того, поцелуями приветствовали отца и мать (3Цар.19:20), сына (2Цар.14:33), брата (Быт.33:4; Исх.4:27), друзей (1Цар.20:41; Мат.26:48 и след.; Лук.22:47 и след.), а также родственников (Быт.29:11,13). Целовались и при прощании (Руфь.1:9; 2Цар.19:39). Приличия требовали, чтобы хозяин приветствовал гостя поцелуем. Однако фарисей Симон не был столь вежлив с Иисусом (Лук.7:45). Подр. см. Энциклопедию Брокгауза
Об этом ярко свидетельствует фраза Петра «лобзание любви» (filemati agapes). Оба слова являются производными от глаголов «любить» (глагол «fileo» можно перевести, как любить и как целовать). Таким образом, можно было бы условно перевести выражение «лобзание любви» (filemati agapes) как любовное проявление любви, т.е. Петр хотел призвать верующих не просто приветствовать людей, а приветствовать с любовью. Итак, новозаветные послания обращают наше внимание на внутреннее содержание лобзания.
В раннехристианской Церкви поцелуй был существенным элементом христианского богослужения. Иустин Мученик (ок. 150 г.) писал: «Кончив молиться, мы начинаем приветствовать друг друга поцелуем. После этого приносят хлеб и чашу вина»; (1,65). Поцелую предшествовала молитва «о даровании мира и подлинной любви, не оскверненной лицемерием и хитростью», и он был знаком того, что «наши души слились вместе и изгнали из себя все воспоминания о зле и несправедливости» (Кирилл Иерусалимский, IV в., «Чтения по Катехизису» 25,5.3). Поцелуй был знаком того, что все обиды забыты, что все зло прощено, и все участники Трапезы Господней едины в Господе.
Христианина целовали при крещении, сначала креститель, потом все прихожане, в знак того, что он желанный брат в семье Христовой. Новопосвященного епископа целовали «поцелуем в Господе». Брачная церемония так же закреплялась поцелуем. Умирающий целовал сначала крест, потом его целовали все присутствующие. Умерших целовали перед захоронением.
Это был прекрасный обычай, и Церковь, желая сохранить его, боролась с его злоупотреблениями. Афинагор (ок. 166 г.) настаивал на том, что этими поцелуями должно обмениваться с крайней осторожностью, потому что «если в них будет мельчайшая примесь скверны, мы лишимся жизни вечной» («Прошение о христианах» 32). Ориген (нач. III в.) настаивал на том, что поцелуй мира «должен быть святым, целомудренным и чистым», а не подобным поцелую Иуды («Комментарий на Послание Павла к Римлянам» 10,33). Климент Александрийский (кон. II в.) осуждает бессовестное злоупотребление поцелуем, который должен быть таинством, а вместо этого поцелуем «определенные люди вносят в церковь нездоровый элемент и дают повод для грязных подозрений и дурных разговоров» («Педагог» 3,11).
Конечно, никто не будет спорить о важности близких, можно сказать даже семейных отношений для жизни и развития церкви (Иоан.13:34-35; Фил.4:15-16), вопросы обычно возникают по поводу достижения этого. В этом свете стоит подчеркнуть важность приветствия в общинах. Будем помнить, что мы пока еще находимся в телах, и физические составляющие нашего общения играют не малую, если не сказать решающую роль. Мы обращаем внимание на взгляд, подачу руки, интонацию и многое другое и, как следствие, делаем выводы об отношении к нам.
Пускай для нашего времени и культуры обычным стало другое приветствие, призывы апостолов остаются. Мы должны приветствоваться в церкви, причем делать это так, чтобы от него в наших общинах, по крайней мере, в нашем окружении, становилось тепло и уютно, чтобы неверующие или наши братья чувствовали, что попали в семью.
И здесь не важно как мы будем делать это, например, в Америке приветствие зачастую сопровождается обниманием и похлопыванием по спине. Может быть, у нас это выразится крепким рукопожатием, возможно с прикладыванием второй руки или с добавлением нескольких теплых слов, а может просто улыбки. Возможно, среди молодежи и подростков это будет что-то неформальное, а где-нибудь выразится и целованием.
Главное, чтобы мы старались создавать теплую атмосферу в церкви. Одним из действенных средств достижения этого является приветствие, которое должно быть поистине святым (чистым, нелицемерным и т.п.) и исполненным любви. Может быть тогда люди будут с радостью приходить и оставаться в церквах.
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на 2 Кор. 13:12
Свт. Иоанн Златоуст
Приветствуйте друг друга лобзанием святым. Приветствуют вас все святые
Свт. Феофан Затворник
Целуйте друг друга лобзанием святым. Целуют вы святии вси
«Целуйте друг друга лобзанием святым; то есть, нельстиво, целомудренно, как члены друг друга и тело Христово» (Феодорит). «Что значит: святым? – Не притворным и льстивым, каким Иуда лобызал Христа. Ибо на то и лобзание, чтобы возбуждало любовь, чтобы воспламеняло искреннее расположение, чтобы мы так любили друг друга, как братья братьев, как чада отцов и отцы чад, или еще и больше: ибо сия любовь есть естественная, а наша духовная. Чрез лобзание соединяются между собою души. Посему-то, возвращаясь из путешествий, целуем друг друга, когда души наши приходят во взаимное общение. Ибо уста особенно выражают расположение души. Можно и еще нечто сказать о сем лобзании святом. Что же такое? – Мы храм Христов. Уста – дверь сего храма, коею входил и входит к нам Христос, когда мы причащаемся. Причастники таинств! Вы понимаете, что говорю? Не простой чести сподобляются уста ваши, приемлющие Тело Господне. Потому наипаче в сие время лобызаем друг друга. Да слышат сие срамно лобызающиеся, и да ужасаются при мысли, как они сквернят уста свои!» (святой Златоуст).
Целуют вы святии вси. «В один с ними состав совокупил и всех веровавших во вселенной» (Феодорит). «Видишь ли, как он соединяет между собою всех дальних и близких, первых посредством Писания, а последних посредством лобзания?» (святой Златоуст).
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.
Прп. Ефрем Сирин
Приветствуйте друг друга лобзанием святым. Приветствуют вас все святые
Блж. Феофилакт Болгарский
Приветствуйте друг друга лобзанием святым. Приветствуют вас все святые
Приветствуйте друг друга лобзанием святым
Приветствуют вас все святые
Присутствующих он объединяет целованием, отсутствующих же приветствием, но и тут соединяют уста, потому что приветствие от них исходит.
Толкование на Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла.
Амвросиаст
Приветствуйте друг друга лобзанием святым. Приветствуют вас все святые
Это есть приветствие церковное, поскольку лобзания эти суть не по плоти, но в духе, которые соединением телесным души связывают не плотским желанием, но духом. Приветствуют вас все святые. Павел призывает их к святости, чтобы и сами они равно отвечали в приветствии святым: для того приветствуют святых, чтобы подражать им.
На Послания к Коринфянам.
Лопухин А.П.
Приветствуйте друг друга лобзанием святым. Приветствуют вас все святые
Толковая Библия.