что такое тверской козел
Что такое тверской козел
Городской герб – это такое же символическое изображение, опознавательный правовой знак, составленный по опредёленным правилам и зафиксированный верховной властью. Герб городской отображает особенности данного населения.
Листая историю городов русских, нашла информацию о том, что Тверь, начиная с XIV века, а может и ранее, связана с понятием «Тверские козлы.»
Кто-то сейчас ехидно захихикает, но не торопитесь.
Козлы в природе – животные упрямые, своенравные и, я бы даже сказала, наглые. Они хорошо понимают ласку, но насилия не приемлют. Однако, с мягким характером в жизни мало чего можно добиться. Есть характер – он козёл, нет характера – он баран.
В дореволюционной России козлом называли франта, щёголя и брутального мужчину. Мы просто не знаем ни русского фольклора, ни русской литературы. Мы не знаем многих традиций, поэтому для нас слово «козёл» звучит обидно или оскорбительно.
Но козёл – это единственное не стадное животное. Даже самый глупый козёл умнее самого умного барана.
Как известно, баранов водят козлы, при необходимости берут на себя ответственность и ведут за собой всё стадо, иногда даже коров и лошадей. Он – руководитель от природы, а фраза «начальник – козёл» должна звучать как комплимент, а не ругательство.
Название города Тверь, по одной из версий, происходит от названия реки Тверцы. И несомненно просматривается прямая связь со словом «творить«, «творчество«.
С 1931 по 1990 года город переименовали, и он стал носить имя Михаила Ивановича Калинина.
Когда-то давно, у села Куженкино Бологовского района, стоял пограничный столб, с одной стороны которого размещался герб Новгородской области, а с другой – медный щит с изображёнными на нём козлами, мнущими кожу в ступе, и надписью: «Тверская губерния».
Ещё в тринадцатом столетии в Твери производились всевозможные товары из козлиных шкур. Особенно славилась тонкая мягкая сафьяновая кожа. На монетах Княжества Тверского XV века чеканили символ козла, на пивных кружках и стаканах времён Российской империи тот же символ. Здание вокзала XIX века украшали колонны с изображениями козлиных морд с четырёх сторон. В обиход прочно вошла поговорка доехать до «тверских козлов».
В 70-е годы советской власти уничтожили всё, что не соответствовало идеологии, привили отрицательное значение символу и понятию козла. В городе и области снесены памятники, стёрты изображения, в том числе на вокзале и пограничном столбе, из путеводителей вымарывались любые напоминания об этом животном, была проведена «спецоперация» против козлов.
Времена революции, арестов и репрессий наложили свой отпечаток на сознание людей. Шансон заменил фольклор, слово «козёл» перекочевало в тюремную лексику и стало ассоциироваться со всем дурным. Руку к этому приложили «всероссийский староста» М. И. Калинин и управленец областью П. Леонов.
Последний был родом из Сахалина, где тюремный жаргон в обиходе, и идея уничтожения «тверских козлов» принадлежала именно ему. В 1967 году объявили конкурс на лучший герб Калинина. Победителем стало изображение золотого козла на красном фоне, с надписью «Калинин». Проект опубликовали, но опомнившись, конкурс закрыли.
Козла оболгали. Вопрос, имеет ли он отношение к нечистой силе, стоит под большим сомнением. Возможно, это величайшая мистификация мира: из козла сделали козла отпущения. Во времена инквизиции это был пыточный инструмент, а поскольку люди только слышали о нём, но не видели, то и изобразили в демоническом образе.
Интересный факт, в Твери имеется единственный в мире частный музей Козла. Есть в этом городе ещё одно примечательное место – пересечение улиц Трёхсвятской и бульвара Радищева, где располагался долгое время памятник свободолюбивому и гордому животному. А в областной глубинке расположился ещё один исторический памятник русской культуры с примечательным названием Козлово.
Напишите в комментариях своё мнение: почему козла «выгнали» из Твери?
Тверские козлы: историк выступил в защиту оболганного символа
Фото: Анастасия Чистякова
О месте козла как животного в тверской культурной традиции, о том, как создаются гербы и в каком памятнике нуждается наш город, рассказывает кандидат исторических наук Владимир Лавренов.
Екатерининская, Миллионная, Советская
– Несколько дней назад площадь, которая в прошлом называлась Советской, получила имя святого благоверного князя Михаила Тверского. А в прошлом году было переименовано еще несколько улиц. Вы активно участвовали в движении по возвращению нашему городу исторического имени. Что, на ваш взгляд, надо сделать еще?
– Переместить памятник Ленину с площади, где он находится, назвать ее Екатерининской, поставить здесь памятник Екатерине Великой. Она вложила в Тверь столько сил, средств, любви, сделала для него так много, как ни для какого другого города. После Петербурга он был для нее самым любимым. Здания, которые являются достоянием мировой культуры, построены на ее деньги. Не ответить на это, по большому счету, – плюнуть в свое прошлое. Мы неблагодарны великой памяти прошлого. Если эту связь не восстановить, нечего будет оставить детям, и они будут жить в пустыне. Ее заселят люди, приехавшие откуда угодно. Им все равно где жить. Это проблема не только красоты и туристической привлекательности – это вопрос выживания нашей страны и нашего города.
– Как вы относитесь к возвращению улицам исторических названий?
– Это надо делать незамедлительно. Более нелепой ситуации трудно вообразить: две площади – Соборная и Святого благоверного князя Михаила Тверского, а между ними – площадь Ленина…
– И соединяющая их улица Советская.
– Это так же смешно, как бытовавшие в советские времена Архангельский или Петропавловский обком партии. Элементы абсурда надо убирать из города. Никаких денег на это не требуется, нужна только политическая воля.
– Что бы вы сделали для того, чтобы город стал лучше?
– В Тверском музее козла есть одна из самых таинственных и известных работ Конаковского фаянсового завода – «Тверские козлы», работа Владимира Сергеева 1969 года. Это готовый проект памятника, который надо отлить в бронзе и поставить вместо часов на пересечении улицы Трехсвятской и бульвара Радищева. Туристическая привлекательность города взлетит в разы. Нужно создавать мифологию. Я знаю, как это работает в других городах. Копенгагенская русалка, бельгийский писающий мальчик, на которого без слез смотреть невозможно, собирают толпы людей.
Фото: Анастасия Чистякова
В современной традиции, особенно когда мы хотим сделать свой город туристическим центром, нужно опираться на культурный ресурс, который связан не только с архитектурными памятниками или географическими особенностями, но и на то, что связано с прозвищами. Жителей Твери называли козлами. Это прозвище, зафиксированное в XIV веке, отражает сильный характер, упрямство, упорство. В Рязани проводятся фестивали «Рязань косопузая» – этот регион славился плотницкими умельцами, трудно было встретить рязанского мужика без топора за поясом. В Перми стоит памятник «Пермяк соленые уши» – в тех краях добывалась соль, мешки носили на плечах. Такой ресурс задействован практически везде. Кроме Твери.
– Зато только у нас есть такой необычный музей.
– И его посещают много людей. В прошлом году здесь были 21 тысяча человек, представители всех регионов России, почти всех стран Европы, Южной и Северной Америки, Индии, Австралии, Новой Зеландии. Люди приходят иногда настороженные: «О чем вы собираетесь нам рассказывать?». А уходят благодарными Твери за позитивное настроение, которое у них рождается. И на недостатки города смотрят другими глазами.
Мы вошли в число лучших 100 музеев России, посмотреть на наши экспонаты – античные, древнерусские, времен Российской империи, которые являются национальными сокровищами, – приезжали специалисты из музеев Великобритании и нашей страны – Эрмитажа, Кремля, Исторического музея. На зарубежных музейных конференциях и семинарах, в которых мы участвуем, когда начинают объявлять «Российскую Федерацию представляет…», люди напрягаются – политическая ситуация, как известно, не самая лучшая. Но когда произносят: «Музей козла» – смех, облегчение, и все слушают с большим вниманием.
– Еще один аргумент в пользу музея.
– А кроме того, и я считаю это важным, надо возрождать традиционно присущее мужчинам чувство свободного человека, сильного хозяина и бороться с криминальной культурой. Когда в нашей стране произошла криминализация сознания и шансон вытеснил фольклор, козел стал воплощением всего плохого. Он был оболган именно у нас и именно в середине XX века.
Фото: Анастасия Чистякова
Чекисты в кожаных тужурках
– Почему это слово стало употребляться в негативном контексте?
– Может быть, это связано с обликом Всероссийского старосты?
– Да, есть любопытные сюжеты, связанные с чекистскими куртками и Михаилом Ивановичем Калининым, который, конечно же, приложил руку к созданию негативного образа этого животного. В годы революции он был руководителем бронепоезда, комиссаром на котором был Иван Козлов, суровый человек с козлиной бородкой. Он, как и вся команда, был одет в сшитые из козлиной кожи куртки, штаны и кепки. Одежда летчиков и бронетанковых войск Российской императорской армии, присвоенная чекистами, стала ассоциироваться не с добром, а со злом.
– Разве козла не считали представителем нечистой силы?
– У нас в книге есть раздел «Был ли козел дьяволом, а дьявол козлом?». В европейской демонологии нет козлов. Мы имеем дело с величайшей мистификацией мира: из козла сделали козла отпущения. Есть гравюры Дюрера, изображающие ведьму, летящую на козле, но их не больше десятка – на фоне других животных, которые считаются воплощением лукавого, это ничтожно мало. В данном случае речь идет об изобретении инквизиции – пыточном инструменте, на который сажали женщину так, что он разрывал ей внутренности. Он назывался «козлом», а поскольку люди только слышали о нем, но не видели, то и изобразили таким образом. Я видел этот инструмент в Музее инквизиции в Таллине и Генте.
Красный белый слон
– Почему вы, геральдист, заинтересовались этой темой?
– Когда писал диссертацию по геральдике Твери, узнал, что в начале XIX века на границе Тверской и Новгородской губерний, у села Куженкино, стоял четырехугольный столб, на одной стороне которого был чугунный барельеф козлов и надпись «Тверская губерния». А на другой – нормальный новгородский герб. Его можно было восстановить только по фотографии – в начале 70-х годов XX века столб взорвали. Я гербы нашей губернии знаю, нет там козлов.
– А в советское время такие неофициальные гербы появлялись?
– В 1967 году в конкурсе на лучший проект герба города Калинина победила работа художника Всеволода Солодова: в красном геральдическом щите был изображен золотой козел, сверху надпись «Калинин». Он был опубликован в «Смене», но власти спохватились и идею с конкурсом замяли. Авторству этого художника принадлежал и проект въездной группы в город: козел, а внизу – орден Трудового Красного Знамени.
Фото: Анастасия Чистякова
– Исторические гербы нельзя было использовать?
– Они все были запрещены в советское время, потому что противоречили сущности утвердившейся тогда идеологии. Под раздачу попали прежде всего те, где были короны, двуглавые орлы, скипетры, и один из первых – тверской. Но с началом движения городов-побратимов появилась потребность в создании гербов, и тогда на них стали обращать внимание. Однако все, что связано с символами, находилось под контролем власти. На новых гербах молодых городов принялись активно рисовать серп и молот, шестеренку, химическую колбу. А с историческими гербами нужно было придумывать что-то другое. Смешно получилось с гербом города Перми. Там был изображен медведь на четырех лапах, который несет на спине Евангелие с крестом. Медведь ничем советской власти не мешал, что нельзя сказать об Евангелии. Его убрали, а вместо креста поместили пятиконечную звезду. Или город Владимир: вместо льва с крестом появился лев с палкой. Несколько лет назад я делал гербы для всех сельских поселений Вышневолоцкого района.
– Их раньше не было?
– Да, необходимость в них появилась с приходом инвесторов. Я поместил в герб одного поселения изображение белого слона – это была марка работавшего в XIX веке предприятия по производству рисового крахмала. Рис поступал из Индии. Угадайте, как называлось предприятие в советское время? «Красный слон».
– Сколько в нашей области гербов?
– 43, по числу муниципальных образований, плюс гербы сельских поселений.
– Сколько новых гербов вы придумали?
Носить имя с гордостью
– Как все-таки относиться к тому, что жителей Твери называют козлами?
– С гордостью. Козел – символ мужского достоинства и свободы. Это единственное животное, обладающее харизмой, способностью вести за собой. За ним, как за руководителем, идут козы, коровы, бараны и даже лошади. Эти качества человек использует, когда на мясокомбинате ведет животных – они сами на убой не идут, но следуют за козлом, который в последний момент уходит в боковую дверь. Поэтому когда о хорошем начальнике говорят, что он козел, это справедливо высокая оценка.
Этот образ отражался в разных предметах – в памятнике, который стоял в Заволжском районе на набережной, в монетах Княжества Тверского XV века, в пивных кружках и стаканах Российской империи, на которых изображены козлы. Чешский «Козел» отдыхает. Еще неизвестно откуда они марку сперли.
– Как посмели посягнуть на нашу монополию!
– Ну да. Кстати, у детей, которые часто бывают на экскурсиях, предубеждения против козлов нет.
Тверской козёл
Выражение «тверской козёл» (или «тверские козлы») восходит к первой половине XIX века. Изначально «козлами» стали называть кимряков, то есть жителей села Кимры Корчевского уезда Тверской губернии (ныне город, райцентр Тверской области), которые делали крепкую обувь из козлиной кожи.
Легенда гласит, что незадолго до 1812 года они продали крупную партию обуви армии Наполеона, и Александр I, узнав об этом, воскликнул: «Вот козлы!» Так ли было на самом деле, неизвестно. Примерно в то же время про тверичан стали говорить: «В Твери народ хитрый: если нужно, козла писаным пряником на колокольню заманят». Впоследствии к этой поговорке приросла ещё одна легенда: якобы этот случай произошёл во время «Шевкалова побоища» 1327 года. Мол, когда тверичане били татар, дьячок, сзывавший народ посредством набата, тоже захотел принять участие в побоище, но и набат заканчивать не желал, и вот для этой цели и заманил на колокольню козла, которому к рогам привязал верёвку от колокола. Но это уж чистое сочинительство. В литературе «Тверской козёл» впервые упоминается у Гиляровского.
В книге «Москва и москвичи» описывается некий персонаж по прозвищу Козёл, про которого Гиляровский пишет: «и родом тверяк», что свидетельствует о том, что к тому времени это выражение уже было устойчивым. Но можно сделать (в том числе из Гиляровского) вывод, что это было не просто прозвище, а обидное прозвище, дразнилка для тверичан. Поэтому один мой знакомый краевед, узнав об открытии в Твери полусамодеятельного музея Козла, сказал: «Вот это козлы открыли музей Козла».(Литвицкий Константин).
Насколько мне известно, на чугунных опорах старого Тверского железнодорожного вокзала раньше красовались металлические облики козлов, один из них был не очень давно найден и сейчас находится в музее Тверского вокзала.
Комментарии (56)
Материал собран известным тверским краеведом Литвицким Константином
Или вы чей то заказ выполняете по втаптыванию ущербности Тверичан?
Я кстати тоже коренной житель Твери, а история она какая есть, такая и есть, её не изменишь как бы нам этого не хотелось.
Только женщина могла написать.
Это уже не красиво.
Нет, не все козлы. Есть ещё и бараны.
Так к чему тогда себя девушки относят?
Братья и сестры))) давайте жить дружно!
Есть СУКИ, а есть СТЕРВЫ.
Псковичей наприер называли «скоборями», а новгородцев «гущеедами»,так было на Руси.
пора делать спортивное общество «Тверские Козлы».
А, футбольный клуб «Волга» переименовать в «Козёл» (Тверь).
Я думаю они не очень обрадуются.
Зато может в высшею лигу попадут))
Главное не в тюрьму, забодаются за козлов отвечать.
До тюрьмы думаю не дойдёт, но будет весело.
Ага, «Тверецкий кОзел!».. и чтоб штаны у болельщиков к пластиковым креслам прилипали на матчах.
Так про сапоги и написано, что это подтверждённые данные, а остальное легенды.
ну что есть то есть историю не зачеркнуть
Не хочет TVERSKOY_SK мириться с этим)))
Не буду мирится я такой.
КОЗЕЛ — животное, символизирующее распущенность и похотливость.
Выступает животной персонификацией дьявола. На сатанинских шабашах ведьмы почитали дьявола в облике козла. Сатанинский ритуал подразумевал «поцелуй стыда», когда адепты целовали козлиный зад. Согласно одной из средневековых легенд, козел ежедневно исчезает из жизни, чтобы дьявол в преисподней расчесывал ему бороду. Козлиную бороду и копыта имел Барфомет. Пропорции головы козла усматривались в перевернутой пентаграмме. По козлиным атрибутам — рогам, копытам, хвосту — идентифицировали черта. На Страшном Суде Христос отделит козлищ (грешников) от агнцев (праведников).
В китайской семиотике козел выступал в качестве олицетворения принципа ян (см.: Инь—ян). По ведической традиции он атрибут бога Агни. Скандинавы считали его священным животным Тора. Козлоподобным изображался греческий бог Пан. Козлиные мотивы неизменно присутствовали в символике дионисии, да сам Дионис зачастую принимал облик козла. Его свиту составляли козлоногие сатиры. На козьем молоке был взращен Юпитер. Козий рог, из которого пил Юпитер, получил наименование «рог изобилия». «Колесницу Любви» также везли козлы.
Статья по краеведению «Откуда есть пошли «тверские козлы»
Откуда есть пошли «тверские козлы»
Хохлов И., Голубева У. (9 б класс)
Издавна за жителями Тверской губернии закрепилось название «Тверские козлы». Носило ли оно уничижительный характер? Осталось ли его значение актуально и в настоящее время?
Подтвердить, что прозвище «Тверские козлы» жителей Тверской губернии было уважительным, символом силы и лидерства, и есть наша задача.
Когда-то козёл украшал собой герб Тверского края: неподалеку от села Куженкино стоял пограничный столб Тверской и Новгородской губерний, который представлял собой двусторонний знак, украшенный массивными бронзовыми гербами. С тверской стороны это были два козла, опирающиеся на ступу. В спомним немного об истории словосочетания «тверской козел». «Козел», по толковому словарю Даля, «сафьян». Как известно из истории Твери, наши искуснейшие мастера сапожных дел прославились даже за границей изготовлением женских сафьяновых сапожек из прочной козлиной кожи .(рис. 1) По этой причине или, возможно, из-за разумного упрямства тверитян стали называть «козлами».
Выражение «тверской козёл» уже давно вошло в обиход жителей региона, но откуда оно пошло, и несет ли в себе уничижительный оттенок, специалисты спорят до сих пор.
1. О том, почему символом Твери стал именно козел, существуют разные гипотезы.
Самая простая из них заключается в том, что тверичей стали называть козлами за их приверженность к такому ценному и богатому витаминами овощу, как капуста, которую щедро родит богатая влагой тверская почва.
Но существует и другая, связывающая козла с нашествием Наполеона. Накануне военных событий кимрские обувщики пошили по заказу «дружественной» Франции солидную партию обуви для наполеоновской армии. Обувь была изготовлена из высококачественной козлиной кожи. Когда в начале военных событий государь узнал о столь выгодной сделке расторопных уроженцев Тверской губернии, он отпустил в адрес обувщиков несколько крепких выражений, самым вежливым из которых было: «Козлы!»
Гордость кожевенников Тверской области – красные сафьяновые сапожки из козьей кожи – пользовалась спросом даже за рубежом . (рис. 3).
В одном из царских указов о новоторах записано: “Козлиный торг им за обычай”. В один из визитов Екатерины ей были подарены “кожаные кисы (то есть меховые сапоги) и туфли, шитые золотом”.
А в Тверской губернии в ходу была частушка:
20 октября 2008 года в Твери в помещении Тверского филиала Российского государственного гуманитарного университета прошло торжественное открытие Музея Козла. В Музее козла в Твери хранится более 600 предметов на «козлиную» тематику: статуэтки, монеты, марки, значки, медали, игрушки, бутылки, вазы, открытки,
фотографии, книги и рисунки, хозяйственные принадлежности, шкуры, рога, маски и одежда из 20 стран мира ( Франции, Испании, Израиля, Китая, Украины, Турции, Греции, Чехии, Австрии, Швейцарии и т.д. ). Экспонаты выполнены из ткани, глины, бумаги, керамики, металла, ракушек, резины, стекла, пластмассы, теста, шоколада, меха (рис. 5,6).
А шесть энтузиастов, стараниями которых музей появился, люди, “проявившие упорство и мужество в достижении цели”, были награждены медалями “Заслуженному козлу”, специально отчеканенными в китайской провинции Гуанчжоу. В музее продаются различные сувениры: пробирки с козлиным запахом, водичка из той самой лужи “Не пей, козлёночком станешь!”, а также с настоящим козьим молоком. Для людей с фамилией Козлов, Козлевич, Козодоев и прочими, образованными от слова “козел”, вход в музей будет бесплатным. Более того, музей собирается создать свой реестр людей с козлиной фамилией и регулярно поздравлять их со всеми праздниками, а также включить в число почётных гостей будущего международного фестиваля Козловых. Фестиваль пройдёт под лозунгом “Козловы всех стран, объединяйтесь!”.
Современная промышленность Тверской области включает и обувное производство во многих городах. Это обувные фабрики в Твери, Кимрах, Калязине, Осташкове, Торопце, Торжке. Обувь известна далеко за пределами области. Правда, изготавливается она уже не из сафьяна.
Тверские геральдисты утверждают, что в контексте «тверской козел» – это прежде всего вожак стада и символ необузданной силы, выносливости, отваги и лидерства. Недаром эмблема козла вошла в европейскую геральдику, и украшает гербы десятков городов Дании, Чехии, Германии, Польши и Словакии. Сейчас, эмблему Тверских козлов использует реконструкторский клуб – Тверд (рис. 7,8)
Несмотря на то, что это животное подвергается насмешкам, в Твери оно пользуется уважением испокон веков. Еще в XIII веке в Твери – одном из крупных городов Руси, началось производство изделий из козлиных шкур. Вплоть до XVIII века Тверь являлась крупнейшим и практически единственным в России поставщиком изделий из шкур козла.
Вот уже несколько лет во время празднования Дня города, на одной из Центральных улиц появляется символ города – Тверской козёл, что подтверждает любовь горожан к этому животному. (рис. 9)
Рис. 9 Памятник тверскому козлу. Рис.10.
устанавливается в День города
Другая легенда относит нас к временам правления Екатерины II, фактически превратившей Тверь в третью российскую столицу. Как известно, телефона в те времена еще не было, наверное, поэтому в один из приездов государыни тверичи оплошали и не организовали царице достойную встречу. Разгневанная властительница собиралась дать хорошую выволочку, кому следует, когда услыхала приветственные удары соборного колокола. Екатерина поручила своим подданным отыскать и наградить звонаря, проявившего в отличие от вельмож почтительность и внимательность по отношению к ее особе. Каково же было удивление царицы, когда выяснилось, что звонит в колокол не кто иной, как. козел, забравшийся на колокольню и жующий колокольные веревки. Говорят, остаток жизни тот козел провел на царской конюшне, а к его двуногим землякам до скончания веков прилипла кличка «козлы».
Широко распространено и другое объяснение: памятуя об имевшей шумный исторический успех склоке между Тверью и Москвой, тверичи приписывают себе козлиное упрямство, порой в ущерб истине. Поговорка – «Тверичане такой упрямый народ, что и козла на колокольню затащат» – существует не одно столетие.
Среди нескольких советских и железнодорожных металлических гербов в частной коллекции опытный глаз заведующей музеем Раисы Дроздовой сразу приметил потемневший от ржавчины продолговатый предмет. После соответствующей обработки и внимательного рассмотрения предмет оказался металлическим барельефом козлиной физиономии (рис. 7). Весит находка семь килограммов, а изготовлена была она ориентировочно в 1851 году.
Как видим из вышесказанного, козел прочно вошел в тверскую историю. Осталось только возродить его старинное изображение, которое наряду с официальным гербом будет символизировать Тверь и Тверскую губернию. Создание музея, памятника, проведение конкурсов, посвящённых «тверскому козлу» говорит о том, что тверичи трепетно относились и относятся к своему символу, не только с юмором, но и с уважением и искренним интересом. Поэтому можно говорить об актуальности значения никнейма «тверские козлы» и сейчас. Ведь и как животное, и как символ козёл (коза) очень значимое животное.