Что такое цур в регионах
Ухо государево. Как Кремль создает новую структуру внешнего контроля за регионами
Николай Петров
Руководитель Центра политико-географических исследований
В России появилась новая административная система сбора жалоб и информации о жалобах граждан в социальных сетях, знакомая жителям Подмосковья по сервису «Добродел». В каждом субъекте теперь есть Центр управления регионом (ЦУР), который управляется из Москвы. Де-факто это поможет Кремлю получать информацию в обход губернаторов и подготовиться к грядущим выборам, считает глава Центра политико-географических исследований Николай Петров, но проблему разрыва между людьми и властью не решит, ведь Москве все еще важны статистические показатели, а не реальное благополучие людей.
Вот уже второй год Россия живет в эпоху двойной трансформации — политической и управленческой. И если о политической — конституционной реформе — говорят много, то управленческая во многом остается в тени. Она включает в себя ряд масштабных административных реформ на базе цифровизации.
Цифровизация – это главная кремлевская фишка последнего времени. Ее призваны продвигать две группы. С одной стороны, премьер Михаил Мишустин, добившийся успехов на этом поприще в бытность главой ФНС, и министр цифрового развития Максут Шадаев, который в качестве советника Сергея Кириенко курировал информационную политику региональных властей в соцсетях. А с другой, Администрация президента в лице бывшего главреда «Ленты.ру» и бывшего замначальника управления Администрации президента по общественным проектам Алексея Гореславского, иными словами, бывшего главного кремлевского интернетчика.
Что такое ЦУРы
Флагманским проектом цифровизации в регионах стало создание там центров управления регионом (ЦУР) – единых пунктов мониторинга. Они должны собирать и оперативно отрабатывать проблемные вопросы жителей по всем направлениям, связанным с жизнью региона, готовить аналитические материалы по социально-экономической ситуации и вырабатывать предложения по дальнейшему развитию.
Уже 1 декабря 2020 года на совещании по подведению итогов исполнения поручений президента по организации таких центров по всей России вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко объявил, что все 83 новых ЦУРа, использующие передовой опыт Москвы и Московской области, приступили к работе.
Основные тематические блоки, по которым работает система, универсальны для всех регионов. Это медицина, образование, соцзащита, дороги и общественный транспорт, госуслуги, ЖКХ и мусор, экология, строительство, безопасность, СМИ, нацпроекты.
ЦУРы не подчинены губернаторам, с которыми у них «партнерские» отношения
Как это работает
Алексей Гореславский
Специальное постановление правительства устанавливает для АНО плановые показатели на каждый год до 2024-го, причем стахановские. Так, доля обращений граждан, обработанных с использованием «механизмов ускоренного решения», должна вырасти с 20% в 2020 году до 50% в 2021-м и 90% в 2024-м. А доля госорганов, взаимодействующих через соцсети, – с 5% в 2020-м до 20% в 2021-м и 60% в 2024-м. Доля решений, принятых с участием жителей регионов через платформу обратной связи, к 2024 году должна достигнуть 100%.
На техническое сопровождение, создание и поддержку цифровых платформ и обучение сотрудников в регионах на ближайшие 5 лет АНО «Диалог Регионы» выделено 23,1 млрд рублей из бюджета нацпрограммы «Цифровая экономика».
Концепция ЦУРа, как объясняют в эталонном центре Московской области, реализуется в три этапа: «Все знаем — быстро решаем — не допускаем». Первый этап предполагает создание «карты» проблем, второй – выход на исполнителей и качественное решение в положенные сроки, третий – предотвращение аналогичных проблем в будущем.
В центрах используют две системы: портал обратной связи и «Инцидент Менеджмент». С помощью первого местные жители могут сообщить о проблемах, например, о яме на дороге или сосульке на крыше. В Подмосковье такой портал называется «Добродел», он считается главным достижением нынешнего федерального министра Шадаева в бытность его областным министром. Система же «Инцидент Менеджмент», которая активно внедряется в регионах уже пару лет, разработана частной компанией «Медиалогия», к которой тот же Шадаев имел непосредственное отношение в своей частнокапиталистической ипостаси.
«Инцидент Менеджмент» анализирует посты и комментарии в соцсетях (ВКонтакте, Facebook, Одноклассники, Instagram и Twitter) и мессенджерах на определенную тему и выгружает профильному чиновнику. Тот сначала реагирует на негатив, например, пишет в комментариях с официального аккаунта своего ведомства, что власти в курсе проблемы и приступили к решению, а затем передает информацию в профильные организации, чтобы они начали реагировать. Перед ЦУРами стоит цель максимально охватить все источники информации.
Рука Кремля
Важно, что информацию от «Инцидент Менеджмент» получают не только в региональной администрации, но и в АП, что позволяет Кремлю мониторить ситуацию в регионах. Неудивительно, что внедрение такой системы встретило сопротивление ряда губернаторов, впрочем, легко подавленное. В местной печати можно найти только абсолютно одинаковые интервью, данные всеми руководителями ЦУР, открытых к 1 декабря. Скорее всего, в редакции просто разослали пресс-релизы. С тех прошло больше трех месяцев – а информации в открытом доступе по-прежнему никакой.
Недовольство губернаторов понятно. Прямо у них под носом создается структура, которая не просто финансируется за федеральный счет, но подчиняется Москве и собирает необходимую для Кремля информацию. При этом получается, что на сбор информации Москва деньги дает – в этом смысле эти центры регионам обходятся бесплатно. А дальше выявленные жалобы перенаправляются местным властям, которые будут обязаны решить все проблемы за свой счет. Деньги из федерального бюджета на это уже не выделяются, а отчитаться надо обязательно. И хорошо, если граждане недовольны лишь дыркой в дороге, которую не так дорого залатать. А если надо проложить дорогу или провести водопровод? То есть опять, как в ситуации с нацпроектами, крайними оказываются регионы. Наверху решили – а им выполнять.
На сбор информации Москва деньги дает, а решать проблемы регионам приходится за свой счет
Большой брат
При этом легко себе представить, что вместо того, чтобы вылавливать жалобы на ямы и их систематизировать, можно наладить систему искать жалобы на Путина и власть. Создается специальная инфраструктура – своего рода камеры слежения в соцсетях. У россиян отобрали естественное право выбирать или не выбирать ту власть, которая нравится. А теперь еще и устанавливают микрофон дома, через который можно мгновенно пожаловаться на протечку унитаза. Но о том, что на вас при этом соберут «папочку», никто не предупредит. То есть, по сути, в стране налаживается система сыска, и делается это прицельно.
У россиян дома теперь будет микрофон, через который можно мгновенно пожаловаться на протечку унитаза
Об эффективности новой системы пока судить трудно и рано. Но ясно одно: это, с одной стороны, серьезный сдвиг в сторону еще большей централизации и унитаризации, которые власть рассматривает как способ повышения эффективности госуправления; а, с другой, попытка упростить и автоматизировать систему реагирования на запросы граждан. На мой взгляд, это – свидетельство принимающего все более критический характер неблагополучия в сфере взаимодействия власти и общества после того, как была демонтирована система представительной власти с нормальными выборами, независимыми СМИ и контролем за властью со стороны граждан в целом.
Проблема, однако, в том, что цифровизация в этой сфере, так же как и в экономике, и ужесточение контроля сверху могут служить лишь подспорьем, но никак не способом решения кардинальных проблем системы: если подотчетности власти гражданам на всех уровнях нет в реальности, то сымитировать это не получится. Как ни выстраивай эту структуру, это все равно система ответственности перед Кремлем, которой нужны статистические показатели, а не реальное благополучие людей. Это все равно, что подготовка к ЕГЭ: важно не предмет выучить, а подготовиться по конкретным вопросам. Так и тут: губернатору предъявляют те параметры, по которым он будет оцениваться Кремлем, а не гражданами.
Если в реальности власть не подотчетна людям, сымитировать это не получится
Прекрасный пример в этом плане Сергей Фургал: серый чиновник, оказавшийся у власти благодаря протестному голосованию, почувствовал, что отвечает перед избирателем – и начал работать так, что стал народным губернатором. Если так же будет происходить на уровне мэров, глав районов, регионов, вся эта сложная система интернет-вылавливания и просеивания сети, чтобы поймать какие-то жалобы, будет абсолютно не нужна.
Чем на самом деле будет заниматься Центр управления регионом, созданный Путиным. Интервью
В ноябре в Екатеринбурге открылся офис Центра управления регионом — это проект президента Владимира Путина, придуманный им год назад после визита в подобный центр в Подмосковье. Официальная задача ЦУРов — «собирать и обрабатывать обращения жителей региона в органы власти», но как это будет происходить и чем центр отличается от традиционных отделов по обращениям граждан в правительствах и мэриях? При этом на создание подобных центров в большинстве регионов России из бюджета обещали выделить 26,4 млрд рублей (сколько выделили на самом деле — пока неизвестно). Мы поговорили с главой свердловского центра Ильей Захаровым о том, где его сотрудники будут брать обращения, чем их ответы будут отличаться от «отписок» чиновников и почему некоторые губернаторы начинают воевать с ЦУРами.
— Можете вкратце описать саму идею ЦУРов? Когда вас пригласили занять должность, какие задачи перед вами поставили, как вам объяснили вашу работу?
— Но в большинстве органов власти уже есть отделы по работе с обращениями граждан?
— Это ни в коем случае не пересечение с властью, полномочия не дублируются. У них хватает своих дел по рассмотрению обращений, которые к ним приходят. Я сам с этим сталкивался, будучи руководителем аппарата администрации Екатеринбурга. Эти обращения рассматриваются по федеральному закону «Об обращениях граждан».
А в ЦУРы в регионах мониторят подобные обращения в соцсетях, у нас работают специалисты: социологи, аналитики, SMM-менеджеры, кураторы «Инцидента», координаторы. У нас специфические полномочия и функционал.
Суть в том, чтобы обращение жителя в соцсетях было рассмотрено как можно быстрее и проблема была решена максимально быстро. Никакими нормативными актами это не закреплено.
Когда у меня состоялся разговор с губернатором по этой должности, он сразу понимал, что у него с ЦУРом будут партнерские отношения, что мы его помощники или советники. Не во всех регионах губернаторы это понимают. Кое-где власть ревностно относится к ЦУРам, вплоть до того, что задают вопросы: «А разве не я управляю регионом?». Но название дал президент, оно есть в постановлении правительства.
— Какая у вас форма организации?
— Наш учредитель — АНО «Диалог», зарегистрированное в Москве. А мы являемся проектным офисом, структурным подразделением этого АНО. Мы не юридическое лицо, у нас нет своего счета. Наши трудовые книжки — моя и сотрудников — в Москве.
— Внутри региона вы подчиняетесь московскому АНО или губернатору?
— Здесь интересная ситуация. Я был два дня на обучении в Москве и нам это объясняли. Формально мы подчиняемся именно московскому АНО «Диалог». Неформально у нас с руководством, по их словам, партнерские отношения. Это действительно так и есть.
Губернатору мы не подчиняемся. С ним мы тоже просто сотрудничаем.
Конечно, я буду губернатору предоставлять отчеты, где-то лично, где-то — через [вице-губернатора Свердловской области по внутренней политике] Сергея Бидонько, потому что АНО «Диалог» считает, что центры должны курировать замы по внутренней политике. Отношения мы сейчас выстраиваем. Но про подчинение я бы не говорил.
— У вас нет никаких сроков по ответу гражданам на обращения. А есть ли какие-то регламентированные сроки у министерств, к которым вы обращаетесь, на ответ?
— Мы с министрами регионального правительства неоднократно встречались, в том числе в присутствии Бидонько. Мы объясняем, что есть такая организация, которая взаимодействует с органами власти, есть указ президента о создании ЦУРов. Формально никаких сроков не установлено, но есть неформальные критерии, которых мы должны придерживаться: есть скорость выявления рисков, есть скорость реагирования на эти риски.
Есть риски неглобальные, где можно реагировать до 8 часов. Есть риски, которые серьезные, например крушение самолета, на них надо реагировать до одного часа. Но мы сами не решаем вопросы, мы именно взаимодействуем и контролируем, чтобы вопросы были решены в максимально короткие сроки. Министерства нас понимают и препятствий нам не строят.
— Вы взаимодействуете с силовиками? Например, ведь могут быть вопросы к ГИБДД по дорожному движению, светофорам, либо к полиции — по административным делам.
— Пока мы только с министерствами работаем.
— Получается, в каждом свердловском министерстве есть ответственный человек за общение с вами?
— Да, есть ответственный человек.
— Можете рассказать про механизм отбора обращений: как их находят, как выбирают, на какие ответить, на какие нет?
— У нас в области есть система «Инцидент», куда тоже сообщения приходят. Сейчас на федеральном уровне ведется работа, чтобы группы обращений были во всех субъектах одинаковыми. Пока все по-своему их классифицируют, но их хотят привести к единому знаменателю. Для этого есть специальные сотрудники, которые их отбирают. Потому что есть и обращения от «граждан СССР», которые хотят льгот, а есть и обращения, что где-то яма, лампочка не горит или сломался ИВЛ.
— Есть список групп в социальных сетях, которые смотрят ваши специалисты? Или какая-то система автоматически собирает сообщения по интернету?
— Есть и система, и специалисты просматривают социальные сети. Они разбираются в этом лучше, чем я, я лично этого не делаю.
— К нам в редакцию звонил человек, который хотел пожаловаться на какую-то проблему именно в ЦУР. Как ему это сделать?
— Мы жалобы не принимаем. У нас нет такого, что есть телефон — звоните, обращайтесь. Многие недопонимают. Даже мой брат недавно позвонил и говорит: «Мне не дали справку в Росреестре, мне тебе писать обращение?». Я ответил, что нет, что мы обращения собираем по соцсетям. Но сами мы решениями не занимаемся.
— Грубо говоря: чтобы житель региона получил ответ от ЦУРа, ему надо в соцсетях рассказать о своей проблеме?
— По первым неделям уже можно понять, какие темы больше всего волнуют жителей Свердловской области?
— Здравоохранение, особенно коронавирус, ЖКХ, благоустройство, дороги, общественный транспорт.
— Больше обращений из Екатеринбурга или из отдаленных мест области?
— Есть разные, по всему субъекту поступают.
— А как житель может узнать, что его обращение принял в работу ЦУР? Ему сообщение напишут?
— Если, например, жителя не удовлетворит ответ ЦУРа?
— В том и дело. ЦУР для этого и создан, чтобы граждане были удовлетворены. В чем отличие от обращений, которые в органы власти поступают и ответы на которые называют «отписками». Например, житель просит построить что-то во дворе. Администрация отвечает: нет денег. Вроде бы и правильно отвечает, если их нет, но жителя это не устраивает. Или, например, человек обращается в начале января, чтобы убрали снег, а через месяц, когда снег растаял, обращение принимают в работу. ЦУР контролирует, чтобы у администрации нашлась возможность решить такую проблему.
В Свердловской области появится новая путинская структура. Цена вопроса — ₽329 млн
— Есть вопрос по финансированию ЦУРов. В Минкомсвязи РФ сообщали, что планируют направить на создание ЦУРов 26,4 млрд рублей. Если разделить их на 79 регионов, где началась разработка центров, то субъектам будет выделено по 329 млн рублей. Сколько получил центр в Свердловской области?
— Я пока про деньги не готов говорить, потому что пока мы не знаем размер субсидии. Это будет зависеть от разных обстоятельств. Об этом стоит в начале следующего года говорить. Таких огромных сумм не будет, будут субсидии из федерального бюджета, от АНО «Диалог». Все средства будут аккумулироваться там, потому что мы не юрлицо.
ЦУР – это только элемент полноценного ситуационного центра
Ситуационный центр (СЦ) и центр управления регионом (ЦУР), о которых сейчас говорится на федеральном уровне, имеют ряд принципиальных отличий.
Создание и внедрение информационно-аналитической платформы ситуационных центров (ИАС СЦ) регулируются следующими основными нормативными и правовыми документами:
Понятие ЦУР стало распространяться после того, как президент РФ поддержал инициативу главы подмосковного Красногорска Эльмиры Хаймурзиной в январе 2020 года на заседании совета по развитию местного самоуправления по созданию в стране центров управления регионом.
Однако ЦУР – это прежде всего проект для муниципального уровня. В основе его лежит работа с обращениями граждан, поступающими из разных источников, что является прежде всего полномочиями муниципальных образований.
На совете была заявлена следующая структура взаимодействия по реализации жалоб и обращений.
Для региона это фактически ни что иное, как элемент СЦ соответствующего уровня. Это явно просматривается на примере СЦ Санкт-Петербурга. Потребность в СЦ стала очевидна в декабре 2005 года в преддверии июльского саммита «Большой восьмерки», тогда же правительством Санкт-Петербурга было принято решение о создании СЦ. Официальное открытие СЦ Санкт-Петербурга состоялось 13 мая 2006 года, курирует работу СЦ Санкт-Петербурга комитет по информатизации и связи.
СЦ Санкт-Петербурга, как СЦ субъекта Российской Федерации, является составляющей частью системы распределённых СЦ органов государственной власти РФ (СР СЦ) и решает множество задач, в том числе:
В целях исполнения указа президента РФ от 25.07.2013 № 648 «О формировании системы распределенных ситуационных центров, работающих по единому регламенту взаимодействия» в 2019 на базе СЦ организовано информационное взаимодействие правительства Санкт-Петербурга и аппарата полномочного представителя президента РФ в Северо-Западном федеральном округе (ППП СЗФО). Опыт Санкт-Петербурга в части организации информационного взаимодействия успешно применён в других субъектах РФ (Приволжский федеральный округ, Сибирский федеральный округ, Уральский федеральный округ, Центральный федеральный округ и Южный федеральный округ).
Информационно-аналитическая поддержка работы пользователей СЦ обеспечивается средствами ряда автоматизированных информационных систем:
СЦ Санкт-Петербурга является также абонентским пунктом системы правительственной ВКС. С помощью городской системы ВКС ИОГВ возможно проведение мероприятий в режиме ВКС одновременно с 180 участниками. С началом пандемии Covid-19 количество ежедневных совещаний, проводимых ИОГВ в режиме видеоконференцсвязи, увеличилось в 20-30 раз.
Мобильный сегмент ВКС ИОГВ обеспечивает возможность проведения совещаний в режиме ВКС в мобильных штабах, организуемых комитетом по вопросам законности, правопорядка и безопасности (мобильные штабы на базе машин «Мерседес» и автобуса «Волжанин») в любой точке Санкт-Петербурга, а также по ходу движения мобильного штаба. Данный сегмент позволяет в кратчайшие сроки обеспечить оперативную передачу данных и проведение совещаний в режиме ВКС на местах массовых мероприятий, ликвидации чрезвычайных ситуаций и т.д.
Отмена всех городских мероприятий в условиях временного карантина сделала данный мобильный функционал ВКС временно невостребованным. Однако в создавшихся условиях в режиме ВКС начали проводиться все заседания правительства Санкт-Петербурга и целый ряд других масштабных и локальных совещаний. Благодаря данной системе межведомственное информационное взаимодействие в режиме ВКС региональных ИОГВ с федеральными структурами (главное управление Министерства внутренних дел по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, управление ГИБДД ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, главное управление МЧС России по Санкт-Петербургу, прокуратура Санкт-Петербурга, Роспотребнадзор и др.) вышли на ежедневный режим работы.
Губернатор и члены правительства Санкт-Петербурга, руководители ИОГВ получают данные по оперативной обстановке в регионе, которые поступают в режиме реального времени на цифровые панели руководителей, функционирующие в составе ИС ИАО. Также на цифровых панелях аккумулируется информация о выполнении национальных и региональных проектов, анализ состояния и прогноз динамики социально-экономического развития как Санкт-Петербурга, так и его административных районов, т.е. в территориальном и отраслевом разрезе. Кроме того, реализована возможность онлайн-представления руководителям всех уровней обращений граждан Санкт-Петербурга, результатов социологических исследований и анализа информации, циркулирующей в социальных сетях и СМИ. На цифровые панели губернатора Санкт-Петербурга, вице-губернаторов и руководителей ИОГВ Санкт-Петербурга выводится также информация о выполнении адресных и государственных программ, а в период выборов – ход предвыборной кампании, процесса голосования и результатов выборов.
ИС ИАО представляет собой систему сбора информации, хранилище данных о регионе и других субъектах РФ с элементами интерактивной визуализации, плюс инструментарий комплексного анализа и прогнозирования, обработки результатов социологических опросов и мониторинга социальных сетей.
В 2019 году ИС ИАО выведена на качественно новый уровень. Теперь актуальная информация, необходимая губернатору Санкт-Петербурга и всем руководителям ИОГВ для эффективного управления городом, представляется в наглядном виде и доступна онлайн на цифровой панели управления городом (ЦП).
ЦП – единая «онлайн-платформа» для работы губернатора и руководителей ИОГВ, которая обеспечивает оперативную визуализацию всех направлений развития города и районов, мониторинг и анализ текущей ситуации и прогнозирование развития Санкт-Петербурга, позволяет решать задачи стратегического управления. ЦП обеспечивает онлайн-сопровождение заседаний и совещаний ИОГВ Санкт-Петербурга.
Одним из основных технологических достоинств ЦП является конструктор информационных панелей, который позволяет оперативно создавать информационные панели («дашборды») по требуемой тематике, теме совещания, доклада в виде набора фреймворков с отображением информации от внешних информационных систем, и интерактивных виджетов, содержащих текст, изображения, графики, тепловые карты, видеоматериалы, презентации и ленты событий.
В 2019 году в результате активного взаимодействия с администрацией губернатора Санкт-Петербурга, поступившим от ИОГВ предложениям, расширены функциональные возможности системы:
Ситуационный центр главным образом интегрирован с ИС ИАО и АПК БГ посредствам ППУР, а также с «Единой системой электронного документооборота и делопроизводства исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга», системой «Инцидент-менеджмент», автоматизированной системой мониторинга работы уборочной техники и др.
Все вышеперечисленные системы базируются на созданной в регионе инфраструктуре: единая мультисервисная телекоммуникационная сеть ИОГВ Санкт-Петербурга в защищённом виде, распределённый региональный центр обработки данных, удостоверяющий центр, региональная «Система межведомственного электронного взаимодействия» (РСМЭВ). Есть информационное взаимодействие с межведомственной автоматизированной информационной системой предоставления в Санкт-Петербурге государственных и муниципальных услуг в электронном виде.
Ситуационный центр посредством ИС ИАО интегрирован с государственной автоматизированной информационной системой «Управление» (ГАС «Управление»), а также государственной автоматизированной системой «Выборы» (ГАС «Выборы»), с информационно-аналитической системой ППП СЗФО опять же через интеграцию посредствам ИС ИАО и АПК БГ с системами представителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (Росстат, Федеральной казначейство, Федеральная миграционная служба, МЧС, МВД, Служба ФСО по Северо-Западному федеральному округу и др.).
Использование РСМЭВ, взаимодействующей с единой системой межведомственного электронного взаимодействия (ЕСМЭВ), позволяет с помощью технологии web-сервисов взаимодействовать, посылая запросы и получая ответы в одну и другую стороны, не только внутри региона, но и с выходом на федеральные ИОГВ. Так, например, передаются данные мониторинга достижения показателей социально-экономического развития, определенных указами президента РФ, данные мониторинга межведомственных запросов в электронном виде через ЕСМЭВ при предоставлении государственных и муниципальных услуг и многое другое.
При создании СЦ возникает ряд сложностей, прежде всего организационного, нормативно-правового и финансового характера. В условиях преодоления пандемии и её последствий вопросы финансирования станут решающими.
Технологическая сторона практически полностью отработана. Так, для примера можно привести разработанную в Санкт-Петербурге универсальную программную платформу UniWeb Analytics, содержащую инструментальные средства сбора данных, дающие пользователям доступ к функциям визуализации и интерактивной работы с данными для их анализа, выявления скрытых связей, зависимостей и тенденций, визуализации результатов анализа и прогнозирования, т.е. решения типовых задач систем поддержки принятия управленческих решений. Кроме того, важна «роль» лица, принимающего решение и руководства региона в целом. От них зависят происходящие в субъекте бизнес-процессы, их организация, внутренняя логистика, также важно определить количество необходимой и достаточной информации при реализации СЦ региона, установить (разграничить) ответственность должностных лиц и ИОГВ в этой работе.
И СЦ, и ЦУР не противоречат друг другу, а дополняют и помогают реализовывать указ президента РФ от 25 июля 2013 г. № 648 «О формировании системы распределённых ситуационных центров, работающих по единому регламенту взаимодействия».
Решать задачу создания ЦУР проще и дешевле – ведь сегодня полноценных СЦ в регионах не так много. Если же функционал ЦУР наполнить содержанием анализа мониторинга социально-экономического развития территории, оперативной обстановки, что создаёт полноценную картину для принятия управленческих решений, то и получится полноценный СЦ.
Кроме того, в созданных ЦУР постоянно, как было заявлено в Красногорске, работают сотни людей, прикомандированных из местных органов власти. В сложных условиях (например, как сегодня в условиях пандемии) функционирование такого центра становится невозможным по требованиям обеспечения антивирусной защиты, к тому же это не совсем технологично с точки зрения информационных технологий.
В Санкт-Петербурге в 2019 году в структуре ИС ИАО реализовано онлайн-представление обращений граждан Санкт-Петербурга. Сейчас наглядно видно проблемы населения на всех территориях, о чем говорилось выше. Наличие этой информации позволяет руководству не только оперативно реагировать на жалобы и обращения жителей города, но и принимать обоснованные управленческие решения на основе анализа результатов мониторинга обращений на ближайшую и долгосрочную перспективу.
В составе СЦ Санкт-Петербурга уже реализован ЦУР посредством анализа и отражения информации управления по работе с обращениями граждан, результатов социологических исследований и результатов мониторинга социальных сетей, средств массовой информации и т.д.
Вообще же губернатором Санкт-Петербурга поставлена более широкая задача – создать единую комплексную систему управления городом, структура которой в виде эскизного проекта представлена ниже.
Эскиз системы управления Санкт-Петербургом.
Вся возможная информация о регионе в этом случае концентрируется на ЦП управления городом или на рабочем месте губернатора, либо на табло коллективного пользования СЦ.
ЦУР должен создаваться в соответствии со стандартами СЦ. Стандартизация – это прежде всего сокращение времени за счёт использования типовых программных платформ, флэшбордов, а, следовательно, и финансовых затрат. Одновременно решается задача импортозамещения.
Вместе с тем в регионах необходимо заблаговременно проводить работы по созданию вышеупомянутой инфраструктуры. Пока этого нет, в ЦУРах будут сидеть по 100 сотрудников, оторванных от своей работы в местных органах власти.
В целом стандарты одинаковы и для ЦУР, и для СЦ. Причем стандартизация – это не значит, что будет один разработчик. Стандартизация – это использование на местах единых требований к организации и технологическим решениям. Исполнитель же должен определяться на конкурсной основе. Именно на это обращал внимание президент РФ по итогам совета в Красногорске.
С учётом вышеизложенного, а также требований указа президента РФ от 25 июля 2013 г.№ 648 «О формировании системы распределённых ситуационных центров, работающих по единому регламенту взаимодействия»), наиболее рациональной является следующая структура взаимодействия и управления:
Такая структура, разработанная ранее на федеральном уровне, на сегодняшний день гармонично объединяет цели и задачи функционирования СЦ и ЦУР в общей системе управления государством.
Иерархия СЦ — федеральный и региональный уровни.
ГУП «Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр», как создатель СЦ Санкт-Петербурга, предоставляет свои типовые платформенные решения и в другие регионы страны, в том числе на Алтае и в Архангельской области. В Архангельской области реализована последняя версия нашей платформы ИАС СЦ для ситуационного центра региона. На первом этапе, как правило, решаются организационные, в том числе нормативно-правовые задачи, организуется сбор информации от установленных источников, а также создаются подсистемы сбора, хранения, первичной обработки информации, визуализации и защиты информации. На последующих этапах предусматривается расширять функциональные возможности ИАС СЦ. Создаются система прогнозирования, оперативного анализа и другие. Т.е. реализуются принципы этапности и масштабирования, что облегчает финансовую нагрузку на заказчиков.
Для успешного управления городом через СЦ постоянно проводится мониторинг настроений граждан в социальных сетях. Мониторинг социальных сетей и СМИ в Интернете очень важен. Это элемент обратной связи, наряду с социологическими исследованиями, без которой управлять регионом, основываясь только на статистических данных, практически невозможно.
Мы имеем опыт и технологии, чтобы использовать на современном уровне инструменты социологии и анализа социальных сетей, кроме того, используется, как указывалось выше, информация от управления по работе с обращениями граждан Администрации Губернатора Санкт-Петербурга, информационные ресурсы портала «Наш Санкт-Петербург» и горячих линий связи с населением. Одинаково важно выявлять в соцсетях наиболее острые на сегодняшний день городские проблемы, и, соответственно, распространять в медиапространстве положительные инфоповоды, тем самым грамотно и своевременно донося до граждан действия властей по повышению уровня и качества жизни населения.
Об авторе: Андрей Овчаренко, директор Санкт-Петербургского информационно-аналитического центра.