Что такое цуба у меча
Просто цуба (часть 1)
А дело все в том, что в японском фехтовании удары клинка о клинок были в принципе невозможны. То, что демонстрируется нам в кино – не более чем фантазии режиссеров, которым требуется «экшен». Ведь меч катана делался из стали очень высокой твердости, и закаленное острие у него было довольно хрупким, как бы ни старался кузнец сочетать в одном клинке и твердые, и вязкие слои металла. Стоимость же его могла достигать (и достигала!) в зависимости от качества очень большой величины, поэтому самураи, обладатели таких вот мечей берегли их как зеницу ока. Но и катаны, что ковались деревенскими кузнецами, и катаны, что по заказам знати делали самые известные мастера, при ударе клинок о клинок имели очень большие шансы разлететься на куски, а уж выщербиться обязательно. Ну как если бы вы стали фехтовать опасными бритвами ваших дедушек! Блоки вражеского клинка не предусматривались ни своим клинком, ни цубой. Но цуба, кроме декоративных функций, все-таки имела практическое предназначение, так как служила… упором для кисти руки в момент колющего удара. Кстати, это и еще ряд других причин и обусловили в кэндо (японском искусстве фехтования) большое количество именно колющих выпадов, которые, однако, кинорежиссеры нам почему-то не показывают! Тяжелым европейским мечом с узкой гардой такой выпад сделать было намного сложнее, поэтому-то ими в основном и рубили. Хотя, да, цуба могла вполне защитить от случайного удара. Другое дело, что непосредственно для этого она просто не предназначалась!
Во время поединка воины могли на уровне цубы упираться клинком в клинок и давить ими друг на друга, чтобы выиграть выгодное положение для последующего удара. Для этого даже термин особый придумали – цубадзериай, что буквально значит «давить цубой друг на друга», и это положение встречается в кендо довольно часто. Но даже и при таком положении сражающихся ударов клинком о клинок ожидать не приходится. Сегодня, как память о прошлом, это слово имеет значение «быть в жестоком соперничестве». Ну, а в исторические периоды Муромати (1333 – 1573) и Момояма (1573 – 1603) цуба имела функциональное, а отнюдь не декоративное значение, и для ее изготовления брали самые простые материалы, и внешний вид у нее был столь же незамысловатым. В период Эдо (1603 – 1868), при наступлении в Японии эпохи многолетнего мира, цубы стали настоящими произведениями искусства, а в качестве материалов для нее стали использовать золото, серебро и их сплавы. Железо, медь и латунь тоже применяли, а иногда даже кость и дерево.
Японские мастера достигли такого уровня мастерства, что делали разноцветные сплавы, не уступавшие по своей яркости и красоте самоцветам самой разнообразной гаммы цветов и оттенков. Среди них был и иссиня-черный цвет сплава сякудо (медь с золотом в отношении 30% меди и 70% золота), и красновато-коричневый кобан, и даже «голубое золото» – ао-кин. Хотя для самых старых экземпляров было характерно обычное железо.
Среди других, так называемых «мягких металлов», можно назвать такие, как: гин – серебро; суака или акаганэ – медь без каких-либо примесей; синтю – латунь; ямаганэ – бронза; сибуити – медно-золотой сплав с одной четвертой частью серебра («си-бу-ити» как раз и означает «одна четвертая»); по цвету близкий к серебру; рогин – сплав меди с серебром (50% меди, 70 % серебра); караканэ – «китайский металл», сплав из 20 % олова и свинца с медью (один из вариантов бронзы темно-зеленого оттенка); сэнтоку – ещё один вариант латуни; самбо гин – сплав меди с 33 % серебра; сиромэ и савари – твердые и белесые сплавы меди, которые темнели от времени и потому особо ценились именно за это качество.
Правда, отличительной чертой, присущей времени правления третьего сёгуна Токугава Иэмицу (1623 – 1651), стали цуба и другие детали меча, сделанные из золота. Они были популярны среди даймё – японской высшей знати, вплоть до эдикта 1830 года, направленного на борьбу с роскошью. Однако его обходили, покрывая то же золото обычным черным лаком.
Размеры у всех цуб были разными, но все-таки можно сказать, что в среднем диаметр цубы у катаны примерно составлял 7,5-8 см, у вакидзаси – 6,2-6,6 см, у танто – 4,5-6 см. Чаще всего встречался диаметр 6-8 см, толщина 4-5 мм и вес около 100 граммов. В центре располагалось отверстие накаго-ана для хвостовика меча, а рядом еще два отверстия по бокам для таких принадлежностей, как кодзука и когаи**. Бусидо порицал самурая за ношение колец, серег и других украшений. Но самураи нашли выход из положения в украшении ножен и цубы. Так они без формального нарушения своего кодекса могли показать окружающим и свой изысканный вкус, и немалое богатство.
Основные элементы цубы имели следующие названия:
1. дзи (собственно плоскость цубы)
2. сеппадаи (площадка, соответствующая профилю ножен и рукояти)
3. накаго-ана (клинообразное отверстие для хвостовой части меча)
4. хицу-ана (отверстия для ножа ко-гатана и шпилек когаи)
5. мими (окантовка краев у цубы)
Наиболее популярной формой цубы был диск (мару-гата). Но фантазия японских мастеров была поистине безграничной, поэтому можно увидеть и цубы как строгих геометрических форм, так и в виде листа дерева или даже иероглифа. Были известны цубы в виде овала (нагамару-гата), четырехугольника (каку-гата), четырехлепестковые (аои-гата), восьмигранника и т.д.
Причем уже сама форма цубы с прорезанным на ней орнаментом или изображением могла представлять собой и ее главный декоративный элемент, хотя в период Эдо именно ее поверхность (как внешняя, так и внутренняя) чаще всего становилась полем работы для ее мастера.
Обычно декорировались обе стороны цубы, но лицевая сторона была главной. Вот только и здесь у японцев было все наоборот, так как лицевой стороной считалась та, что была обращена к рукояти! Почему? Да потому, что мечи носили заткнутыми за пояс, и только в этом случае постороннему человеку можно было увидеть всю ее красоту! Сторона, обращенная к клинку, могла продолжать сюжет лицевой стороны, но посмотреть на нее можно было лишь с позволения хозяина меча, которому, чтобы ее показать, нужно было достать меч из-за пояса или извлечь клинок из ножен.
Легенда о цуба-цубе (часть 3)
Итак, наш прошлый материал закончился на том, что цуба является частью мечного гарнитура, и в таковом своем качестве должна подходить и сопрягаться с деталями оправы меча, называвшейся у японцев косираэ. Ну, а сегодня мы познакомимся с устройством цубы уже более подробно. Опять-таки, в прошлый раз мы узнали, что были цубы и без отверстий для когая и ко-гатаны, но что на некоторых были отверстия для темляка. Но вот что еще помещалось на цубе, как все это называлось, рассказано будет сейчас. А кроме того, мы познакомимся с многочисленными разновидностями цубы.
Как уже отмечалось, цуба – не гарда, а упор для руки. Правда, в японском фехтовальном искусстве существовал прием цубадзериай, что означало «давить цубой друг на друга». Но это отнюдь не означало, что удары мечом наносились именно по цубе и ей же и отражались. Следы повреждений от меча на цубах исключительная редкость! То есть ее задача заключается в том, чтобы не дать руке обладателя меча соскользнуть на клинок, только и всего!
Просто так поставить цубу на место было нельзя. Нужны были еще две детали, называвшиеся сэппа, вплотную прижимавшиеся к поверхности цубы. Одна со стороны клинка, другая со стороны рукояти. Удерживала цубу на клинке еще и запорная муфта хабаки, но непосредственно цубы она не касалась, поэтому говорить о ней сейчас мы не будем.
Поскольку пластины сэппа обычно были не видны, то они и не украшались. За исключением тех случаев, когда на мечах тати таких деталей было не две, а четыре. Добавлялись две детали о-сэппа («большая сэппа) и тогда, в той или иной степени могли украшаться все эти пять деталей!
На фото внизу вы как раз и видите одну такую цубу. Но таких цуб было сравнительно немного.
В центре находится, собственно, цуба. По краям в лицевом и перевернутом положении показаны шайбы сеппа, при помощи которых цуба должна закрепляться на клинке. Их, как видите, две – две сэппы малые (показаны с аверса и реверса!) и две о-сеппы – большие (только аверс). Наличие о-сэппы являлось характерной приметой мечей типа тати. (Токийский национальный музей)
А теперь смотрим на следующую схему, на которой показано, как устроена классическая, если так можно сказать, цуба со всеми встречающимися на ней элементами:
• Первый – мими – край цубы. Он мог иметь разную форму, но об этом немного далее.
• Сеппадаи – дословно «место для сеппы». То есть это ровный выступ, в точности соответствующий размерам двух этих шайб, которые накладывались здесь на цубу, как с аверса, так и с реверса. Обычно именно на ней располагается подпись мастера-изготовителя цубы.
• Когай-хицу-ана – отверстие для когая, обычно имевшее характерную форму разрезанного пополам четырехлепесткового цветка. Могло быть, а могло и не быть.
• Накаго-ана – отверстие для клинка. Должно было быть обязательно, иначе какая же это цуба.
• Удэнуки-ана – два отверстия для темляка. Их делали не всегда, а даже очень редко.
• Сэкиганэ – это вставки из мягкого металла, при помощи которых размеры отверстия для клинка на цубе подгонялись под конкретный меч, и она бы прочно надевалась на клинок. Обычно их находят на железных гардах и это говорит об их старине. Зачеканивали их уже после того как цуба была надета на клинок, благодаря чему она держалась на нем очень прочно, но могла сниматься.
• Кодзука-хицу-ана – отверстие для кодзуки, рукояти ножичка ко-гатана, имевшее форму «пол Луны». Тоже встречалась не на всех цубах. Оба эти отверстия когай-хицу-ана и кодзука-хицу-ана имели одно общее название рё-хицу.
• Хира – поверхность цубы между ободком мими и площадкой сэппадаи.
Давайте обратим внимание на такую важную «мелочь», как ношение японского меча. Тати, как мы знаем, носился слева на поясе, лезвием клинка вниз. Значит, его цубу можно было обозревать главным образом спереди, со стороны рукояти и именно эта сторона была на цубе главной. При этом ее левая сторона была видна лучше, чем правая, прилегающая к телу.
Соответственно у меча в стиле катана все было наоборот. Лезвие смотрело вверх, но опять же левая часть клинка была важнее правой. И об этом следует помнить, когда мы раскладываем цубы на столе для обозрения. И у тати, и у катаны доминантной будет та сторона, которая находится слева. Но при этом отверстие накаго-ана должно свой заостренной частью смотреть у катаны вверх, а у татей – соответственно вниз. Поэтому очень важно знать, цубу с какого меча ты рассматриваешь. С кинжалами дело обстоит проще, поскольку их все засовывали за пояс лезвием вверх. И «подсказкой» здесь является не только само изображение, но и положение отверстий (если они есть) для когая и кодзуки.
Край цубы мог быть (слева направо): квадратным – каку (первые два вверху), круглым – мару (последний вверху), с ободком из другого металла в форме кольца (три нижних варианта) и дотэ – с утолщением от сэппадаи к краю (отсутствует).
Как это хорошо видно на схеме, форма у цубы могла быть любая, могло иметь место и полное отсутствие формы, как таковой! У ранних, самых древних цуб (12) форма была одна, очень часто цубы имели вид круга или овала, были цубы ромбические и квадратные, в форме прямоугольника, так называемые «четырехлепестковые» в различных вариациях. И почему так – понятно…
Дело в том, что в Средние века жизнь людей, особенно на Востоке, была строго регламентирована. Но даже и без регламентации требовалось жить «как все». И люди старались жить «как все». Почему? Да потому, что люди – животные стадные. И мнение других, «чувство локтя», «причастности», «принадлежности к группе», «единомыслия» для них очень важно. Мы точно знаем сколько в обществе таких людей – 80%. Остальные 20% могут «переть» против общества, но даже они стараются не злить большинство по мелочам и презирают его «втихую».
Вспомните, ни у средневековых рыцарей, ни у самураев Японии не было двух одинаковых доспехов, если, конечно, не считать одинаковые «одалживаемые доспехи» асигару. Но они не дворяне! Доспехи тех же европейцев различались формой эспаулеров, наколотников, шлемами, «защитниками» подмышечных впадин, латными перчатками… Даже к одинаковым, по сути, хаубергам полагались мечи с разными рукоятями и щиты с разными гербами. Недаром двух одинаково снаряженных эффигий среди дошедших до нас реально не существует, хотя в одних и тех же позах их целые десятки. То же самое касается и доспехов самураев.
То есть любая знать, хоть «бедная», хоть богатая, постоянно стремилась… «быть, как все», следовать общей моде, безусловно, но при этом еще и подчеркивать свою оригинальность, делая маленькие… «шаги в сторону». Положено иметь цубу? Вот она, но у всех моих соседей цубы изготовлены в технике нуномэ-дзоган, а я закажу себе в технике сукаси – и пусть завидуют! У всех банальные мару-гата, а я закажу в форме… скалящегося черепа – вот все удивятся! «Я живу в Эдо и все мои друзья сходят с ума по цубам мастера Ёсиока! Не жалко им 100 коку риса заплатить за его работу… Ну, так я им назло поеду на Север, в провинцию Дэва и закажу оправу для мечей в стиле Сёнаи у мастеров Фунада или Кацурано!» Вот так или примерно так самураи тогда и рассуждали и… количество цуб множилось таким вот образом непрерывно.
Ну, а теперь давайте посмотрим на цубы разных форм, о которых выше шла речь. И не просто посмотрим, а немного познакомимся с каждой из них. А для начала еще раз вспомним, что и сама цуба, и фути, и касира должны были оформляться в едином стиле. Но правило это соблюдалось далеко не всегда. Цуба «Зайцы». И фути, и касиру оформить в одном стиле с ней было бы несложно. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)
А вот совершенно уникальная цуба. Уникальная тем, что она… каменная, то есть заказал ее для себя б-о-ль-ш-ой оригинал. Для ее изготовления использовались жадеит и медь. Время изготовления: 1800–1805 гг. Диаметр 6,4 см; толщина 0,6 см; вес 53,9 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)
Ну, а об этой цубе (аверс) нельзя рассказать, не забегая вперед, поскольку вести речь придется не только (и не столько!) о форме, сколько о технологии ее изготовления, а рассказ о технологиях у нас еще впереди. Но все равно – пусть будет сначала форма, а уж потом посмотрим и на содержание. Итак, во всех отношениях это типичная цубам мару-гата. Правда, без сэппадаи. Этой детали на ней нет. Но посмотрите на необычное оформление ее периметра. Что это? А это разновидность техники металлического плетения – мукадэ-дзоган или стиль «сороконожка». Суть ее заключается в том, что одна проволока повторяет очертания цубы, а удерживается она на месте множеством скоб тоже из проволоки! Причем железные и медные скобы чередуются. Одна только техника и никакого искусства! Но… оригинально и красиво, не так ли? Время изготовления: конец XIX – начало ХХ вв. Материал: железо, медь, бронза. Диаметр 8,1 cм; толщина 0,8 cм; вес 141,7 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)
Эта же цуба – реверс.
Вот цуба мокко-гата. Работа школы Мито или одного из ее ответвлений. Время изготовления: XVIII в. Материал: сплав золота с медью – сякудо, золото, медь. Обратите внимание на обработку поверхности цубы. Она выполнена в виде мельчайших выпуклостей в стиле нанако – «рыбья икра», требовавшей огромного мастерства. Ну и резба и инкрустация золотом здесь тоже присутствуют. Длина 7,3 cм; ширина 7 см; толщина 0,5 cм; вес 133,2 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)
Эта же цуба – реверс.
Цуба каку-гата с прорезями. Изготовлена около 1650 г. Материал: железо, серебро, золото, медь. Длина и ширина 5,6 cм; толщина 0,5 cм; вес 76,5 г.
Некоторые цубы поистине странные. На этой сеппадаи заходит на отверстия, но и стрекоза справа, тоже на нее заходит и, следовательно, шайбы сеппа должны не только иметь соответствующие отверстия, но и… «выемку» под голову и крылья стрекозы! Ну и сама форма цубы… более чем необычна и зачем она такая неясно. Время изготовления: 1615–1868 гг. Материал: железо, золото, сякудо, медь. Длина 8,3 cм; ширина 7,6 cм; толщина 0,6 cм; вес 130,4 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)
«Цуба с коробочками физалиса». Простая кузнечная работа, но как изысканно. Заказчик, видно, был большой оригинал. Интересно посмотреть на детали оправы такого меча: что на них? Изготовлена в конце XVI – начале XVII в. Материалы: железо, медь. Длина 7,3 cм; ширина 7 cм; толщина 0,5 см; вес 65,2 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)
Едва ли не самая лаконичная и красивая прорезная цуба стиля школы Камиёси – «Краб», XIX в. (Токийский национальный музей)
Что такое цуба у меча
Наивысшего расцвета искусство цубы достигло в период Эдо. Самыми известными цубако на тот момент становится семья Гото, официальные мастера сёгуната. Характерным стилевым признаком их изделий является высокий рельеф и обилие золота.
школа Гото
Им противостоят более спокойные и традиционные школы Исигуро и Ивамото. Дальше прославились школы Ёсицуги, Нара, Аксаки и Ёокоя
Хотя справедливости ради надо признать, что “Золотым веком” цубы были времена Муромати и Момояма.
Что-то похожее на Ивамото.
По своей форме цубы можно было разделить на несколько больших групп: Круглые, овальные, четырехугольные, многоугольные, произвольные и особые.
Самым распространенным были круглые цубы, называемые Мару-гата (Maru-gata)
Овальные Нагамару-гата (Nagamaru-gata)
Четырехугольные Каку-гата (Kaku-gata)
Произвольные Кавари-гата (Kavari-gata)
Аои (Aoi-gata)- является “мокко”, образованной четырьмя характерными “лепестками”, либо же имеет симметричные промежутки в форме “сердца”. Такой элемент в Японии известен как “иномэ” (”кабаний глаз”). В целом контур похож на лист растения “аои”, отчего и пошло название.
Ну и,наконец, Ситоги (Shitogi-gata). Это самый редкий и необычный тип гарды, который даже не является “цубой” в привычном для нас понимании. Подобный стиль применялся исключительно в монтировке драгоценных парадных и церемониальных мечей, эдакого представительского эксклюзива. Название произошло от аналогии с формой жертвенного рисового пирожка, используемого в синтоистских обрядах.
Для сохранения цубу всегда покрывали лаком. Обычно это был черный или прозрачный лак, но попадаются также цветные разновидности: красный, золотистый.
Вот примерно так.
Ну и под конец, еще несколько вариантов различных цуба
Спасибо, что дочитали до конца.
Приятного времени суток.
Ц уба – гарда для японского меча
Цуба – это японское название гарды меча типа катана, то есть небольшая металлическая пластина, не дающая руке соскользнуть с рукояти на лезвие и в какой-то степени защищающая от ударов противника. Если другие части катаны, то есть клинок, рукоять и т.п. сами по себе представляют не слишком большой интерес, то цуба ценна сама по себе. Дело в том, что за века производства, японские мастера научились превращать этот сугубо утилитарный кусочек металла в настоящие произведения искусства, благодаря чему японские цуба стали объектом коллекционирования во многих странах мира.
Цуба – гарда классического японского меча
Типичная цуба представляет собой металлическую пластину — железную или бронзовую — диаметром около 8 см с отверстием в центре для пропуска хвостовика клинка. Помимо защитной функции цуба была важна и потому, что своим весом смещала центр тяжести меча к руке, снижая напряжение в кисти, придавая оружию сбалансированность и силу удару.
Японские воины относились к своему оружию с большим пиететом, в цене были не только удобные и прочные, но и богато украшенные клинки. Мастера-оружейники изощрялись в придании мечу неповторимого декора. И это нашло отражение прежде всего в изысканности дизайна цубы.
Форму цубе придавали самую разную — круг, овал, квадрат, ромб. Наиболее типичными для церемониальных мечей были аоицуба — квадраты с закругленными углами. Со временем в поверхности цубы стали делать не одно отверстие (для хвостовика клинка), а два или три.
Наряду с этими функциональными отверстиями в железной пластине цубы стали пробивать сквозные дыры, образующие различные рисунки — изображения цветов, животных, птиц, богов, родового герба мон… Таким образом подобная цуба стала напоминать ажурное кружевное плетение.
Рисунки наносились на поверхность гарды различными методами. Иные мастера сначала покрывали пластину лаком, а потом расписывали ее красками. Другие специальными чеканами и штампами выбивали рисунок на металле. Третьи инкрустировали цубу декоративными накладками из другого металла — серебра, золота, бронзы, других сплавов.
Особенно тщательно отделывался ободок цубы. По его оформлению, гравировке, украшению можно было судить, мастер какой школы трудился над гардой. Впрочем, особо гадать не приходилось. Мастера с удовольствием и гордостью ставили свои клейма на эти изделия.
Но с XVII века изготовлением гард стали заниматься мастера, специализирующиеся исключительно на цубах. Это привело к настоящему расцвету этой отрасли ремесла, перешедшего в принципиально новое качество — в искусство. Новый стиль распространился из столицы на прилегающие провинции, на сёгунский Эдо и далее по всей стране. Мастерские по изготовлению гард для мечей появились в каждой провинции, в каждом призамковом городке от северной Акиты до юга Кюсю.
Причем каждый ремесленник вносил в это дело свою фантазию, выдумку, придуманную технологию. Конечно, были и наиболее известные, прославленные мастера. Так, общенациональной известностью пользовались мастерская Сёами, основанная в Киото, группа ремесленников Хэйандзё-дзоган, освоивших инкрустацию металлом.
Отличный пример того, что цуба меча изготовленная мастером, может быть настоящим произведением искусства
Они искусно использовали палитру оттенков меди, которая при определенных добавках приобретала коричневый, красный или пурпурный оттенок. Добавка в сплав железного порошка придавала изделию легкий налет красного, черного или коричневого цветов.
Теперь с образцами этой оружейной миниатюры можно ознакомиться только в музеях или по коллекциям, собранным 1,5-2 столетия назад.