Что такое цуба у катаны
Легенда о цуба-цубе (часть 9)
Мы все уже убедились, что мир японских цуб — это действительно самый настоящий мир, в котором, словно в зеркале, отразился быт японцев, их религия, их эстетические воззрения, словом все то, что называется одним емким словом культура.
Мы рассмотрели технологии, стили, школы… Теперь настало время для знакомства с самым, если можно сказать, главным – сюжетом. Потому, что можно не разбираться в технике, не знать названия тех или иных деталей цубы и приемов ее изготовления, да и названия стилей и школ запомнить и выговорить сможет не каждый, но вот составить свое представление о том, что изображает та или иная «картинка», может каждый и всякий, даже не специалист, может сказать «нравится или не нравится». Хотя знающий нюансы человек, взглянув на цубы, конечно, скажет о них больше, поскольку больше и увидит!*
Но для того, чтобы понять увиденное, надо еще и понимать, что увиденное нами на цубах, это своего рода шифр, за которым стоят традиции, легенды, мифы и много чего еще. К тому же каждый художник видит по-своему. И вдобавок совсем нелегко «запихнуть» все то, что видишь ты, в маленькое пространство цубы 7-8 сантиметров в диаметре.
«Цуба с монами», XVI в. Материалы: железо, латунь, медь. Диаметр: 8,3 см, толщина 0,3 cм. Вес: 10,2 г.
«Цуба с монами», ок.1615–1868 гг. Материалы: сякудо, сентоку, медь, перламутр, лак. Диаметр 7,3 cм, толщина 0,5 cм. Вес 141,7 г.
Другая сложность в том, чтобы понять, а что именно зашифровал художник, а не только каким образом он это сделал. Здесь очень большую роль играли еще и традиции, за многие века японской истории сложившиеся в самурайской среде. Например, самурай мог прийти к мастеру цубако, работавшего на его князя, и приобрести у него уже готовую цубу с изображением мона своего господина, после чего добавить на нее свой собственный, но меньшего размера. Выказать, так сказать, ему свою преданность и уважение.
Цуба с изображением одного из богов счастья – Дзюродзина в сопровождении журавля.
Также он мог купить и цубу с изображением Ситифукудзин – семи богов счастья и зачем ему нужно было такое изображение можно было и не спрашивать. На цубе лук и стрелы? Что ж – этот воин подчеркивает, что он благородный буси, «воитель», идущий путем «лука и стрел».
А вот что бы это значило? «Цубы на цубе»… XIX в. Материалы: медь, бронза, сякудо, золото, серебро. Диаметр 6,8 — 6,7 см, толщина 0,5 см. Вес: 116,2 г.
Цуба «Эбису на рыбалке» — цуба очень необычной формы. На аверсе, как мы видим, изображен бог счастья Эбису, одетый в придворный костюм, который было принято надевать на охоту, и в золотой шапке, довольный донельзя. На реверсе – пойманная им рыба Тай. XIX в. Материалы: железо, золото, серебро. Длина 8,3 см, ширина 7,6 см.
Эта же цуба – реверс.
Цуба «Путник и Эмма-О» (Эмма-О – владыка ада). Аверс.
Эта же цуба – реверс.
Все эти фигуры (и еще очень многие) относятся к религии Синто. Но в Японии был распространен и даосизм, пусть даже он и не имел серьезного самостоятельного значения, а существовал в комплексе с буддизмом и синтоизмом. Тем не менее в Японии в эпоху Токугава стали популярны образы сэннинов – бессмертных, которые самым естественным образом тут же и попали на цубы. Причем, Гама-сэннин секрет бессмертия получил от… жабы, поэтому всегда ходил с ней.
Вот на этой цубе изображен воин в полном снаряжении с большим луком в руках, о чем-то размышляющий под деревом. Кстати, на этой фотографии хорошо видны «хицу-умэ» — особые пломбы, которыми заделаны отверстия когай-хицу-ана и кодзука-хицу-ана. Это говорит о том, что цуба, первоначально, делалась для тати, а позже перемонтировалась на катану. Ножны катаны оснащались когатаной очень редко и никогда не имели когая. Оловянно-свинцовые пломбы для этих отверстий назывались «савари», медные – «суака». Аверс. XVIII в. Материалы: железо, золото, серебро, сякудо, латунь, медь. Длина 7,9 cм, ширина 7,3 см.
Эта же цуба – реверс.
А вот у бессмертного Тёкару имелся волшебный мул, который мог уменьшаться и имел при этом вид вырезки из бумаги. Когда же Тёкару нужен был настоящий мул, он сворачивал «бумажного мула» в трубочку, засовывал в тыкву, наливал туда воду и… из тыквы появлялся нормального размера мул. На цубах его изображали с тыквой в руках и выскакивающим из нее мулом, либо просто тыкву и мула, потому, что то, что это значило, в Японии знал каждый. Изображались монахи-даосы вместе с тигром, верхом на карпе, в виде бородатого старика с персиком в руках и за каждым таким изображением была своя легенда и своя история.
Эта же цуба – реверс.
Кроме монахов-отшельников, сумевших обрести бессмертие, на цубах изображались герои… популярных в Японии китайских романов и свои собственные выдающиеся герои-самураи, достойные памяти и подражания. Например, существует легенда, что искусству фехтования известный самурайскими доблестями Минамото Ёсицунэ обучался у демонов тэнгу на горе Курамаяма и конечно же этот сюжет нашел свое воплощение на цубах. Едва ли не столь же популярным был и монах-ямабуси Бэнкэй, мастерски владевший нагитатой. Ну как можно было не изобразить такого мастера на цубе?
Цуба «Бэнкэй и Ёсицунэ»,1805 г. Аверс. Материалы: сибуити, золото, серебро, медь, сякудо. Длина 7,6 см., ширина 7 см, толщина 0,8 cм. Вес: 192,8 г.
Ну, а если вам требовалась совсем уже простая и дешевая цуба «со смыслом»? То нет ничего проще – закажите себе вырезать на ней изображение якоря и всем и каждому будет понятно, что это намек на битву 25 апреля 1185 года в заливе Данноура между самураями кланов Тайра и Минамото. Увидев, что битва проиграна, флотоводец Тайра Томомори и несколько его сподвижников привязали себя к якорям и… выполнили свой долг до конца, бросившись вместе с ними в пучину. Ну что бы вам не сделать себе такую простую цубу? И дешево и сердито!
А еще самураи любили стихи и тексты их, инкрустированные золотыми иероглифами по черному фону также известны. И не только иероглифы! Известных поэтов было принято изображать в разных жизненных ситуациях. Например, со свитком в руке, или любующихся горой Фудзи, Луной или искривленным ветром деревом в ожидании ниспосланного им богами вдохновения.
Популярными были герои народных легенд и сказок, например, тот же Джункуй – укротитель демонов, цубы с изображением которого уже демонстрировались в предыдущих материалах цикла. Причем, очень часто Джункуй и демон, за которым он гоняется, изображались аналогично коту Тому и мышу Джерри – Джункуй и хотел бы расправиться с демоном, да то у него меч согнулся, и он выправляет его ногой, то хитрый демон прячется у него за спиной на дереве и при этом еще и ехидно смеется.
Самая простая и незамысловатая цуба работы мастера Исигоро Масайоси на самом деле совсем не так проста, как кажется. Одна только поверхность нанако чего стоит! Но сам по себе сюжет на ней самый обыденный. На аверсе мы видим предметы, что обычно висели у самурая на поясе: фигурку нэцке, кошелек и инро – лакированную коробочку для мелочей, например, личной печати и различных снадобий. (Художественный музей Уолтерса, Балтимор)
На оборотной стороне – сложенный веер.
Другой популярной парочкой были горная ведьма Яма-Уба и ее воспитанник Сакато Кинтоки, совершивший множество подвигов и обычно изображавшийся в виде крупнотелого мальчишки с огромным топором. А вот Яма-Уба могла иметь облик и мерзкой старухи, и красивой женщины. Даже «носатые варвары» – европейцы и те удостоились чести быть изображенными на цубах, хотя сюжет этот и весьма редок. Впрочем, выглядят они нелепо, так что тут явно ощущается пренебрежительное отношение к «заморским варварам»!
* Цубы, место нахождения которых не указано, находятся в экспозиции Метрополитен-музея в Нью-Йорке.
Ц уба – гарда для японского меча
Цуба – это японское название гарды меча типа катана, то есть небольшая металлическая пластина, не дающая руке соскользнуть с рукояти на лезвие и в какой-то степени защищающая от ударов противника. Если другие части катаны, то есть клинок, рукоять и т.п. сами по себе представляют не слишком большой интерес, то цуба ценна сама по себе. Дело в том, что за века производства, японские мастера научились превращать этот сугубо утилитарный кусочек металла в настоящие произведения искусства, благодаря чему японские цуба стали объектом коллекционирования во многих странах мира.
Цуба – гарда классического японского меча
Типичная цуба представляет собой металлическую пластину — железную или бронзовую — диаметром около 8 см с отверстием в центре для пропуска хвостовика клинка. Помимо защитной функции цуба была важна и потому, что своим весом смещала центр тяжести меча к руке, снижая напряжение в кисти, придавая оружию сбалансированность и силу удару.
Японские воины относились к своему оружию с большим пиететом, в цене были не только удобные и прочные, но и богато украшенные клинки. Мастера-оружейники изощрялись в придании мечу неповторимого декора. И это нашло отражение прежде всего в изысканности дизайна цубы.
Форму цубе придавали самую разную — круг, овал, квадрат, ромб. Наиболее типичными для церемониальных мечей были аоицуба — квадраты с закругленными углами. Со временем в поверхности цубы стали делать не одно отверстие (для хвостовика клинка), а два или три.
Наряду с этими функциональными отверстиями в железной пластине цубы стали пробивать сквозные дыры, образующие различные рисунки — изображения цветов, животных, птиц, богов, родового герба мон… Таким образом подобная цуба стала напоминать ажурное кружевное плетение.
Рисунки наносились на поверхность гарды различными методами. Иные мастера сначала покрывали пластину лаком, а потом расписывали ее красками. Другие специальными чеканами и штампами выбивали рисунок на металле. Третьи инкрустировали цубу декоративными накладками из другого металла — серебра, золота, бронзы, других сплавов.
Особенно тщательно отделывался ободок цубы. По его оформлению, гравировке, украшению можно было судить, мастер какой школы трудился над гардой. Впрочем, особо гадать не приходилось. Мастера с удовольствием и гордостью ставили свои клейма на эти изделия.
Но с XVII века изготовлением гард стали заниматься мастера, специализирующиеся исключительно на цубах. Это привело к настоящему расцвету этой отрасли ремесла, перешедшего в принципиально новое качество — в искусство. Новый стиль распространился из столицы на прилегающие провинции, на сёгунский Эдо и далее по всей стране. Мастерские по изготовлению гард для мечей появились в каждой провинции, в каждом призамковом городке от северной Акиты до юга Кюсю.
Причем каждый ремесленник вносил в это дело свою фантазию, выдумку, придуманную технологию. Конечно, были и наиболее известные, прославленные мастера. Так, общенациональной известностью пользовались мастерская Сёами, основанная в Киото, группа ремесленников Хэйандзё-дзоган, освоивших инкрустацию металлом.
Отличный пример того, что цуба меча изготовленная мастером, может быть настоящим произведением искусства
Они искусно использовали палитру оттенков меди, которая при определенных добавках приобретала коричневый, красный или пурпурный оттенок. Добавка в сплав железного порошка придавала изделию легкий налет красного, черного или коричневого цветов.
Теперь с образцами этой оружейной миниатюры можно ознакомиться только в музеях или по коллекциям, собранным 1,5-2 столетия назад.
Цуба для катаны
Наверное, все знают, что японские мечи значительно отличаются от европейских. И главное их отличие в том, что они разборные. Поэтому не только сам меч, но и многие его детали вполне могут послужить объектом для коллекционирования — собирают же люди пробки от бутылок? Но только надо знать, что для коллекционеров самая привлекательная после клинка деталь — это цуба. А вот о том, что такое цуба, мы вам сейчас и расскажем.
Чтобы на клинок не сползала рука
Проста и красива
Оглядись, прекрасное вокруг тебя!
Однако не материал, а то, что окружало мастеров цубако, составляло основу их искусства: литературные произведения, природа, сценки из городской жизни — ничто не ускользало от их пристального внимания, все могло стать основой для оформления цубы. В результате искусство украшения цуб стало подлинно национальным художественным явлением, пережившим века.
Мастерство изготовления цуб в Японии было ремеслом, которое передавалось по наследству. Бусидо порицал ношение самураем колец, серег и прочих украшений. Однако самураи нашли выход из положения, украшая ножны и цубы. Тем самым без формального нарушения кодекса самурай показывал окружающим свои вкус и богатство.
Средний диаметр цубы для катаны составлял 7,5-8, для более короткого вакидзаси — 6,2-6,6, для кинжала танто — 4,5-6 сантиметров. При этом наиболее распространённый размер цубы — 6-8 сантиметров при толщине 4-5 миллиметров и весе около 100 граммов. В центральное отверстие накаго-ана входил хвостовик меча, а в два боковых просовывались ножичек кодзука и шпилька когаи, закреплённые на ножнах меча. Самыми популярными были цубы круглой формы. Однако фантазия их создателей была поистине безграничной, так что встречались цубы и строгих геометрических форм, и в виде листа кувшинки или иероглифа.
Лицом не наружу, а внутрь!
Хотя декором покрывались обе стороны цубы, особенное внимание уделяли всё-таки лицевой. Вот только развёрнута она была по отношению к рукоятке не наружу, а… внутрь, что давало возможность насладиться её красотой окружающим, которые видели её за поясом у самурая. Обратная сторона могла продолжать сюжет, начатый на лицевой, и быть обозримой лишь с позволения владельца меча.
За свою многовековую историю в Японии возникло множество школ и стилей мастеров-производителей цуб, были разработаны техники и сюжеты, так что рассказ о них будет неполным, если хотя бы немного не упомянуть ещё и об этом.
Одна из наиболее старых техник отделки цуб состоит, как это ни странно, в имитации на их поверхности грубой кузнечной работы, при которой на выкованной поверхности отчётливо видны следы молота без следов какой бы то ни было отделки. Иной мастер мог бы ограничиться этим, ведь в оружии главное — клинок. Однако уравновесить грубую кузнечную работу вполне могли словно случайно упавшие на тёмный металл крошечные лепестки цветка сакуры из белого металла или маленький демон из меди или бронзы с серебряными клыками, когтями и золотыми браслетами на руках где-нибудь на самом краю. Это прямой намёк на большое умение и независимый характер мастера-изготовителя цубы — цубако.
Ещё один «паспорт»
Простой прорезной рисунок на поверхности цубы мог представлять собой мон — личный герб самурая, нанесённый так, чтобы его было хорошо видно, когда меч находился у воина за поясом. По нему всякий мог опознать воина, потому что моны в Японии долгое время заменяли паспорта. Цветок ириса считался символом самурайского сословия, бамбук означал стойкость и упорство. А вот выгравированное на цубе изображение боевого рога ямабуси — древних воинов Японии — имело чисто практический и сакральный смысл. В этот рог из большой морской раковины трубили как на поле сражения, так и во время различных священных церемоний.
Интересно, что в большинстве случаев рисунки на цубах были очень мирными и даже лиричными, о чём говорят их названия. Например, «Бабочки и цветы», «Водяное колесо», «Колодец», «Вьюнок», «Пейзаж с горой». Есть даже цуба «Храмовые ворота». Причём она вполне могла появиться после того, как самурай, владелец меча, посещал храм Исэ, что являлось важнейшим ритуалом в жизни каждого японца.
Собиратели цуб
Журнал: Тайны 20-го века №44, ноябрь 2013 года
Рубрика: Оружейная лавка
Автор: Вячеслав Шпаковский
Конон Дураков, епископ Новозыбковский
30 января 1859 года Александр II повелел: «Старообрядческого епископа Конона сослать навечно в тюрьму Суздальского монастыря»
Японский самурайский меч.И что же из себя действительно представляет катана…
Название “самурайский” можно считать условным. Оно привычно для европейца, понимающего под этим типом меча в первую очередь катану, но в саму Японию эта форма меча пришла из Кореи, и в японских хрониках VII-XIII вв. такой меч назывался “корейским”.
Древнеяпонский меч – цуруги
И в европейской, и в нашей литературе существует достаточная путаница в наименованиях самурайских мечей. Известно, что самурай носил два меча – длинный и короткий. Такая пара называлась дайсё (букв. “больший и меньший”)
Правда, обычай ношения двух мечей окончательно сложился только к XVI в. Длинный меч имеет длину лезвия больше двух сяку (сяку = 33 см), короткий – от одного до двух сяку (то есть 33-66 см).
Длинный меч – наиболее известный в Европе, обычно называют “катаной”. Но это не совсем правильно. Катаной называется такой длинный меч, который носится в ножнах, заткнутым за пояс лезвием вверх, и выхватывается из ножен, обнажаясь, движением сверху вниз. Такой метод ношения меча появился в XIV-XV вв. и стал основным, наиболее удобным (кстати: ношение катаны за поясом лезвием вверх позволяет удобно вытаскивать ее не только правой, но и левой рукой) До этого времени словом “катана” обозначался заткнутый за пояс длинный кинжал или короткий меч, а длинный носил название “тати“.
Тати носился на боку на перевязи, привязанной к ножнам, в которых он размещался лезвием вниз, обнажаясь движением снизу вверх. Такой способ ношения длинного меча годился, когда самураи воевали, в основном, верхом, но для пешего это было существенно менее удобно. К тому же, этикет требовал, чтобы при входе в дом длинный меч снимали, а вынуть меч в ножнах из-за пояса гораздо проще и удобнее, чем каждый раз отцеплять их от перевязи и потом привязывать обратно. С XIV-XV вв., когда такие мечи стали носить, в основном, за поясом, ношение меча на перевязи стало считаться скорее церемониальным, и потому сам тати и его ножны отделывались гораздо богаче, ибо были парадными. Короткий меч, который всегда носили в ножнах за поясом, назывался катана или танто, когда его носили в паре с тати. А когда его носили в паре с длинной катаной, его называли вакидзаси.
Так что наименование самурайских мечей отражает, в основном, способ их ношения, а извлеченные из ножен больший и меньший мечи, как бы они ни назывались, имели одинаковую длину и форму, разве что очень ранние формы меньшего меча (в те поры, когда он еще назывался катаной) имели едва заметную кривизну и казались почти прямыми.
Длина дайто – 95-120 см,
сето – 50-70 см. Рукоять длинного меча рассчитана обычно на 3,5 кулака, короткого – на 1,5. Ширина лезвия у обоих мечей – около 3-х см, толщина спинки – 5 мм, в то время как лезвие имеет остроту бритвы. Рукоять обычно обтягивается акульей кожей или обматывается таким образом, чтобы рукоять не скользила в руках. Вес длинного меча около 4-х кг. Гарда у обоих мечей была небольшой, лишь слегка прикрывающей руку, имела круглую, лепестковую или многогранную форму. Называлась она “цуба”. Цуба малого меча могла иметь дополнительные прорези для вкладывания в его ножны дополнительных ножей – метательной кодзуки и хозяйственного когая. Производство цуб превратилось буквально в художественный промысел. Они могли иметь сложную ажурную форму, украшаться резьбой или рельефными изображениями.
Помимо дайсе самурай мог носить еще и нодати – “полевой меча” с лезвием длиной больше метра и общей длиной примерно в 1,5 м.
Носили его обычно за спиной подобно цуруги или на плече, придерживая рукой. За исключением длины, нодати конструктивно ничем не отличался от дайто.
Всадник мог держать дайто и одной рукой, но в бою на земле этот меч из-за его веса предпочитали держать двумя руками. Ранние техники работы дайто включают в себя широкие круговые рубяще-режущие движения, но позднее они стали гораздо более развитыми. Дайто можно было одинаково легко и колоть, и рубить. Длинная рукоять позволяет активно маневрировать мечом. При этом основным хватом является положение, когда конец рукояти упирается в середину ладони, а правая рука держит ее возле гарды. Одновременное движение обеих рук позволяет описывать мечом широкую амплитуду без больших усилий.
Что такое цуба у катаны
Касира — головка рукояти у мечей, оправленных в стиле букэ-дзукури.
Кодзири — наконечник ножен у мечей в стиле букэ-дзукури; может отсутствовать, тогда оконечность ножен просто закруглена и отлакирована так же, как и все ножны.
Коигути — «рот карпа»; вход в ножны (или кутиганэ, если устье ножен охватывается металлическим кольцом).
Куриката — выступ с прорезью, расположенный на расстоянии одной шестой длины меча ниже коигути на лицевой стороне ножен омотэ, через который проходит шнур сагэо.
Мэкуги — крепежный штырь, проходящий через рукоять и хвостовик меча.
Мэнуки — орнамент на рукояти меча.
Сагэо — шнур на ножнах меча.
Самэ — кожа ската, которой покрывалась пука.
Сэппа — пара овальных металлических шайб, охватывающих хвостовик с обеих сторон гарды.
Фути — муфта на рукояти.
Цука-ито — обмотка рукояти
Длина лезвия меча рассчитывается следующим образом: чтобы получить предельную длину, нужно из вашего роста вычесть 90 см. Чтобы также учесть вопросы удобства обращения с мечом, обычно отнимают еще 8 см из полученной величины. Например, 175 — 90 = 85 см, 85 — 8 = 77 см.
Наиболее известный вид мечей стиля букэ-дзукури — это катана (дайто) и вакидзаси (сёто). Вакидзаси являлся просто уменьшенной копией катана. Вместе они образовывали дайсё («большой и малый»). Если же все детали оправы дайсё были выдержаны в едином стиле, то эта пара называлась дайсё-сороимоно.
Ножны (сая) меча делаются обычно из хо-но-ки (магнолии) и состоят из двух половинок. В сечении они почти всегда имеют форму удлиненного овала такой же формы и размера, как и сэппа (шайбы), находящиеся рядом с ними, и остаются одинаковыми на протяжении всей длины. Ножны для меча, как правило, были покрыты очень прочным лаком. У дайсё — пары мечей, носившихся самураями, — этот лак обычно спокойных тонов, как правило, черный, и все остальные украшения выдержаны в том же спокойном стиле. Яркие броские цвета предпочитались щеголями, а ярко-красный лак, ввозимый из Китая, был на мечах, носившихся самураями из провинций Сацума и Хюга, которые славились отвагой и большой горячностью.
Поверхность, на которую накладывается лак, либо простая гладкая, либо на ней могут быть широкие или узкие бороздки, идущие диагонально или поперечно. Сама лакируемая основа может быть как зернистой, так и хорошо отшлифованной, одноцветной или украшенной насидзи (золотой пылью), гури-бори или в других стилях, или даже полосатой двухцветной. Довольно часто также встречается лакировка типа рыбы ската (самэ-нури). Эти основы могут далее получать любую фор му украшения, но для дайсё изощренный маки-э (свободный узор) не соответствует японскому вкусу. Однако в отношении кинжалов мастер мог допустить свободный полет фантазии, и здесь часто встречаются инкрустированные металлические орнаменты (канамоно).
Следующие шесть частей ножен мечей, оправленных в стиле букэ-дзукури, могли иметь особые детали украшений:
кольцо, охватывающее вход в ножны — кои-гути («рот карпа») или кутиганэ, если оно металлическое;
урагавара — укрепляющий брусок, идущий поперек основания прорези для ко-гатана;
облицовка прорезей для ко-гатана и когай. Обычно бывает из полированного черного лака, полированного натурального рога, либо из мягкой буйволовой кожи;
куриката («форма каштана») — выступ с прорезью, расположенный на расстоянии одной шестой длинны меча ниже кои-гути на стороне омотэ, через который проходит шнур сагэо;
сори-цуно («возвращающий рог»), или ориганэ, — маленький крючкообразный выступ еще ниже на той же стороне, направленный в сторону эфеса. Он служит для того, чтобы не дать ножнам выскользнуть вперед из-за пояса. Встречается довольно редко и обычно на вакидзаси, но его присутствие часто говорит о хорошем
клинке;
кодзири — наконечник ножен. Его часто не бывает, особенно у вакидзаси, и оконечность ножен просто закруглена и отлакирована также, как и все ножны. По форме, материалу и украшению он очень часто соответствует касира.
Все эти детали (за исключением облицовки прорезей для ко-гатана и когай) обычно металлические, более или менее одинаково украшенные. Но в неброских оправах они могут быть из полированного черного рога простейшей формы и наи меньшего размера, необходимого для их предназначения.
Рукоять (цука) всегда делалась из двух склеенных вместе половинок дерева, предпочтительно хо-но-ки (магнолии). Между ними оставалось отверстие для хвостовика (накаго), называемое цука-гути. Дерево обычно покрывалось единым куском белого самэ — узловатой кожи ската. Шов шел по центру стороны ура, и обычно кусок подбирался так, чтобы центральный ряд из трех или четырех большего размера узелков оказался сверху стороны омотэ.
Сверху накладывалась обмотка цука-ито («нить эфеса»), состоящая из полоски крепкой плоской шелковой (реже кожаной или хлопковой) ленты ути-химо шириной до 0,6 см. Довольно редко вместо плоской ленты встречается шнур, обмотанный рядами. Как правило, цука-ито была черной, изредка мягкого коричневого, темно-синего или зеленого цвета. Иногда даймё использовали катаны с белой обмоткой; это было также чертой определенного типа тати. Изредка находят кожаный шнур и китовый ус. Центр ленты помещали вплотную к муфте рукояти фути на стороне омотэ, а два конца оборачивали вокруг рукояти соответственно справа и слева и на одинаковых расстояниях дважды перекручивали. В результате самэ оказывалась полностью закрытой, кроме ряда ромбовидных промежутков на обоих сторонах рукояти. После того, как ленту пропускали через стороны головки рукояти касира, ее закрепляли на обеих сторонах рукояти плоским компактным узлом. Немного ниже центра рукояти на стороне омотэ и немного выше него на стороне ура обмотка частично закрывала и крепила на месте два украшения мэнуки.