Что такое цок аттестация

Сдать экзамены в ЦОК: подтвердить квалификацию

Менеджеры компании ответят на все Ваши вопросы

Независимая оценка квалификации работника

Федеральный закон № 238, вышедший летом 2016 года, определяет порядок действий директоров и сотрудников предприятий по проведению испытаний на экзаменационной площадке ЦОК.

Основной целью разработки законодательных инициатив является сравнение профессионального мастерства сотрудника с имеющимися государственными стандартами каждой профессии. Профессиональный экзамен по независимой оценке квалификации проводят организации, имеющие на это специальное разрешение и обладающие необходимой технической базой.

Законодатели справедливо посчитали, что такая форма контроля станет для владельцев компаний гарантией приема на работу квалифицированного работника. Особенно это касается сфер деятельности, в которых безопасности уделяется максимальное внимание: транспорт, химическое и другое опасное производство, медицина, многие другие отрасли.

Работодатель и работник могут по собственной инициативе отправиться в один из официальных Центров для оформления прохождения экзамена. Процедура носит рекомендательный характер.

Порядок действий и экзамен

Чтобы сдать экзамены в ЦОК, необходимо сделать несколько несложных шагов.

В случае неудовлетворительной оценки, соискатель получает рекомендации по устранению недочетов и возможности повторного прохождения тестирования.

Документы

Закон устанавливает перечень документов, необходимых для предоставления в ЦОК для начала испытаний:

Документы подаются на личном приеме, через представителя или онлайн – через «Личный кабинет».

Преимущества прохождения независимого испытания

Оценка знаний и умений работников является для работодателей необязательной процедурой, проводимой по их инициативе. Однако проведение экзамена имеет преимущества для обеих сторон:

Перечисленные плюсы позволяют считать испытания, предусмотренные законодательством, возможностью всегда быть на работе на передовых позициях и получать достойное денежное вознаграждение.

Источник

Часто задаваемые вопросы (FAQ)

Что такое независимая оценка квалификаций (НОК)?

Независимая оценка квалификаций представляет собой процедуру подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным законодательством РФ, проводимую центром оценки квалификаций.

Оценка квалификаций регулируется Федеральным законом от 03.07.2016 N 238-ФЗ «О независимой оценке квалификаций». Закон устанавливает правовые и организационные основы и порядок проведения независимой оценки квалификаций, а также определяет правовое положение, права и обязанности участников такой оценки. Закон не применяется в отношении государственных служащих.

Какие органы и организации регулируют и контролируют НОК?

Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям был создан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 апреля 2014 года № 249. Председателем Национального совета является Президент Общероссийского объединения работодателей «Российский союз промышленников и предпринимателей» Александр Николаевич Шохин. За время работы Национального совета он стал авторитетным органом, консолидировавшим усилия работодателей, профсоюзных организаций и органов государственной власти для решения вопросов развития национальной системы квалификаций. Национальный совет проводит экспертизу проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам развития системы профессиональных квалификаций в Российской Федерации. Национальный совет рассматривает проекты профессиональных стандартов. На основании заключений Национального совета принимается решение об утверждении профессиональных стандартов.

Основные направления деятельности Национального агентства развития квалификаций:

Полномочиями по оценке ЦОК наделяет и лишает совет по профессиональным квалификациям, который также определяет для каждого ЦОК наименования квалификаций, по которым будет проводиться оценка квалификаций, и направляет сведения о таких наименованиях в Национальное агентство развития квалификаций для их внесения в реестр.

Почему для работника важна оценка квалификации?

Оценка квалификации дает возможность человеку, не имеющему профессионального образования, но имеющему опыт работы, более уверенно чувствовать себя на рынке труда, позволяет планировать профессиональную карьеру, что повышает конкурентоспособность.

С помощью независимой оценки квалификации работник сможет показать работодателю, что он заслуживает повышения должности или заработной платы, т.к. имеет высокую квалификацию.

Независимая оценка квалификации требуется также при поиске работы. Если вы, например, устраиваетесь на новое место работы, то несомненным плюсом будет подтвержденная квалификация и компетенция работника.

Работник с помощью независимой оценки квалификации может понять свои сильные и слабые стороны.

Почему для работодателя важна оценка квалификации?

Оценка квалификации имеет положительный эффект, поскольку помогает:

Необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования, а также направления работников на прохождение независимой оценки квалификации для собственных нужд определяет работодатель (ст. 196 ТК РФ), поэтому работодатель может на основании независимой оценки квалификации определить необходимость дополнительного обучения.

Любой компании всегда нужно иметь преимущества перед конкурентами, для того чтобы ими обладать, необходимо понять, в каком направлении двигаться, а для этого нужно знать, какой персонал соответствует профессиональным стандартам, а какой имеет устаревшие знания, ведь знания и умения постоянно нужно совершенствовать. Со временем появляются новые технологии, оборудование, новые нормативные акты, поэтому работники должны постоянно быть в курсе изменений. И если они не могут самостоятельно повышать знания, то именно в задачи работодателя входит их повышение.

Для работодателя важна независимая оценка квалификации и с налоговой точки зрения. Дело в том, что работодатель может не только учесть затраты в расходах, но и сэкономить на НДФЛ. Согласно п. 21.1 ст. 217 НК РФ налог на доходы физических лиц не начисляется на суммы платы за прохождение независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации. Но это говорит о том, что подобную независимую оценку возможно пройти только в российских центрах, а вот прохождение независимой оценки квалификации за рубежом не будет подпадать под налоговые льготы. Следовательно, если говорить об иностранных сотрудниках, которые проходят независимую оценку квалификации, то существуют риски того, что расходы нельзя будет учесть и придется начислять НДФЛ, поскольку такая оценка будет признаваться доходом иностранного работника или российского сотрудника, который осуществляет деятельность за рубежом.

Возможен ли получить налоговый вычет за прохождение независимой оценки квалификации?

У работника есть возможность вернуть часть денежных средств в виде вычета в размере фактически произведенных расходов на прохождение независимой оценки квалификации на соответствие требованиям к квалификации с учетом ограничения размера, установленного абз. 7 п. 2 ст. 219 НК РФ. Социальный налоговый вычет по суммам, уплаченным налогоплательщиком за прохождение независимой оценки своей квалификации на соответствие требованиям к квалификации в организациях, осуществляющих такую деятельность в соответствии с законодательством РФ (пп. 6 п. 1 ст. 219 НК РФ).

Что такое Центр оценки квалификаций (ЦОК)?

Полномочиями по оценке Центр оценки квалификаций (ЦОК) наделяет и лишает совет по профессиональным квалификациям, который также определяет для каждого ЦОК наименования квалификаций, по которым будет проводиться оценка квалификаций, и направляет сведения о таких наименованиях в Национальное агентство развития квалификаций для их внесения в реестр.

В какой форме будет проводиться независимая оценка квалификации (НОК)?

Независимая оценка квалификаций проводится в форме профессионального экзамена центром оценки квалификаций. Экзамен проводится по инициативе соискателя за счет средств соискателя, иных физических и юридических лиц либо по направлению работодателя за счет средств работодателя в порядке, установленном трудовым законодательством.

Процедура независимой оценки квалификации включает в себя прохождение теоретического и практического профессионального экзамена. Оценочные средства разработаны в соответствии с рамкой квалификаций, где прописаны знания и умения, которыми должен обладать соискатель конкретного уровня. При этом подтверждение более высокого уровня не является автоматическим подтверждением всех предыдущих: система классифицирует специалиста именно по тем трудовым функциям, которые он должен выполнять в рамках исключительно своей компетенции.

Что такое «профессиональный стандарт» (ПС)?

Профессиональный стандарт – это нормативно-правовой акт, принятый Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, который регулирует определенный вид профессиональной деятельности, содержит квалификационные требования и перечень функциональных обязанностей различных категорий работников.

Профессиональный стандарт – характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Квалификация работника – уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника (статья 195.1. «Понятия квалификации работника, профессионального стандарта» Трудового кодекса РФ). Эта квалификация не желаемая или рекомендуемая, а именно необходимая.

Профессиональные стандарты призваны описать профессии в их современном виде. Для этого перед утверждением проекты документов проходят публичное обсуждение в профессиональных сообществах.

Зачем разрабатываются и принимаются профессиональные стандарты?

Профессиональные стандарты носят комплексный характер и раскрывают необходимые для выполнения работником трудовых функций знания и умения. Поддержание в актуализированном состоянии информации о востребованных и перспективных профессиях, современных требованиях к работникам и учет этих требований в системе подготовки кадров должно обеспечиваться государством. Повышение профессионального уровня работников оказывает существенное влияние на производительность труда, снижение издержек работодателей на адаптацию работников при трудоустройстве, а также на конкурентоспособность работников на рынке труда.

По вопросам, возникающим на практике в связи с внедрением профессиональных стандартов, следует отметить, что ответственность и полномочия по принятию кадровых решений являются полномочиями работодателей, а профессиональный стандарт задает планку современных требований и ориентиров для выстраивания кадровой политики.

В каких случаях применяются профессиональные стандарты?

Профессиональные стандарты применяются:

(Постановление Правительства РФ от 22.01.2013 N 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов».)

Где можно ознакомиться с содержанием профессиональных стандартов?

Минтруд России ведет Реестр профессиональных стандартов (перечень видов профессиональной деятельности), который размещается на сайтах программно-аппаратного комплекса «Профессиональные стандарты» и Научно-методического центра системы профессиональных квалификаций ФГБУ «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования» Минтруда России. На этих же ресурсах размещается вся информация о профессиональных стандартах, в том числе о разрабатываемых и планируемых к разработке.

Кроме того, профессиональные стандарты, утвержденные приказами Минтруда России, размещаются в справочных системах правовой информации.

На какие организации распространяется действие профессиональных стандартов?

Действие профессиональных стандартов распространяется на всех работодателей (компании и организации различных форм собственности, органы власти и управления, министерства и ведомства и др.) Обязательность применения требований профессиональных стандартов установлена для случаев, предусмотренных статьями 57 и 195.3 ТК РФ и не зависит от формы собственности организации или статуса работодателя.

В каких случаях применение профессиональных стандартов является обязательным?

ТК РФ устанавливает обязательность применения требований, содержащихся в профессиональных стандартах, в том числе при приеме работников на работу, в следующих случаях:

В других случаях эти требования носят рекомендательный характер.

Распространяется ли обязательность применения требований ПС на всех работодателей?

Обязательность применения требований профессиональных стандартов установлена для случаев, предусмотренных статьями 57 и 195.3 ТК РФ, и не зависит от формы собственности организации или статуса работодателя.

Что касается государственных и муниципальных организаций, то учитывая важность внедрения профессиональных стандартов для повышения производительности труда, обеспечения качества выполняемых работ (услуг), данным организациям следует провести анализ профессиональных компетенций работников на соответствие профессиональным стандартам, при необходимости составить план подготовки работников и дополнительного профессионального образования работников в рамках бюджета на соответствующий год.

Должны ли требования ПС быть прописаны в трудовом договоре/должностной инструкции работника?

Работодатель определяет содержание трудового договора с учетом статьи 57 ТК РФ и должностные обязанности работников. При этом профессиональный стандарт может быть применен как рекомендательный методический документ, кроме содержащихся в нем требований, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Работодатель применяет профессиональные стандарты для определения потребности в работниках с определенным уровнем квалификации, правильного подбора и расстановки кадров, рационального разделения и организации труда, разграничения функций, полномочий и ответственности между категориями работников, определения трудовых обязанностей работников с учетом особенностей применяемых технологий, организации подготовки (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования работников, организации труда, установления систем оплаты труда.

По вопросам, возникающим на практике в связи с внедрением профессиональных стандартов, следует отметить, что ответственность и полномочия по принятию кадровых решений являются полномочиями работодателей.

Могут ли обязанности работников, требования к образованию и стажу, измениться автоматически в связи с принятием ПС?

Обязанности работников изменяться автоматически в связи с принятием профессионального стандарта не могут.

Объективной основой изменения обязанностей, связанных с выполнением какой-либо работы (услуги), является изменение организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), и даже в этих случаях согласно статье 74 ТК РФ изменение трудовой функции работника по инициативе работодателя не допускается. Оно может осуществляться в соответствии со статьями 72, 72.1 ТК РФ на основе соглашения между работником и работодателем об изменении определенных сторонами условий трудового договора.

По вопросам соответствия работников требованиям к образованию и стажу, содержащимся в профессиональных стандартах, обращаем внимание, что данные требования являются обязательными в случаях, когда с выполнением соответствующей работы связано наличие льгот, гарантий и ограничений, либо если соответствующие требования уже установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ.

Может ли быть расторгнут трудовой договор с работником, если его уровень образования или стаж работы не соответствует указанным в ПС?

Вступление в силу профессиональных стандартов не является основанием для увольнения работников. Допуск работника к выполнению трудовой функции является полномочием работодателя.

Работодатель также вправе проводить аттестацию работников. Так, при применении квалификационных справочников и профессиональных стандартов лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Что такое уровень квалификации?

Уровень квалификации определяет требования к образованию, опыту работы, умениям и знаниям в зависимости от полномочий и уровня ответственности работника.

Для определения уровней квалификации все разработчики профессиональных стандартов руководствуются Приказом Минтруда России от 12.04.2013 N 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов».

Например, к 6-ому уровню квалификации Минтруда рекомендует относить всех специалистов с высшим образованием уровня бакалавр и опытом работы. В нашем случае это специалисты, получившие степень бакалавра или выше (магистратура, специалитет), дополнительное профессиональное образование (программы переподготовки, программы повышения квалификации, программы профессиональной сертификации) в функциональных областях деятельности организации и/или в области внутреннего аудита и имеющие опыт работы не менее двух лет в какой-то функциональной области деятельности организации.

На 7-ом квалификационном уровне повышаются требования к образованию (не ниже магистра или «специалитет») и расширяется перечень полномочий и ответственности работников.

Какие есть возможности профессиональной подготовки внутренних аудиторов для обеспечения соответствия квалификации требованиям профессионального стандарта?

Рекомендуется проанализировать текущий уровень квалификации внутренних аудиторов и разработать индивидуальные программы повышения квалификации работников службы внутреннего аудита, руководствуясь ПС «Внутренний аудитор».

Ассоциация «Институт внутренних аудиторов» предлагает своим членам целый ряд возможностей по повышению квалификации.

Варианты повышения квалификации в рамках членства в ИВА, не требующие от работников/работодателей дополнительных финансовых затрат:

Повысить профессиональную квалификацию возможно также, принимая участие в тренингах Учебного центра Института внутренних аудиторов. Участие в тренинге дает 7 часов повышения профессиональной квалификации за каждый день обучения; участники тренингов получают соответствующий сертификат. С расписанием тренингов и условиями участия можно ознакомиться на сайте ИВА.

Организации могут для повышения профессиональной квалификации внутренних аудиторов организовать проведение корпоративного тренинга. С условиями проведения корпоративного обучения можно ознакомиться на сайте ИВА.

Какие материалы и документы использовались при разработке комплектов оценочных средств (КОС) по профессиональному стандарту «Внутренний аудитор»?

Теоретическая часть экзамена:

Для сдачи практической части желателен практический опыт. Учебник находится в разработке (срок сдачи текста – начало 2020 г.)

2019–2021 — Центр оценки квалификаций Института внутренних аудиторов

125167, Москва,
Нарышкинская аллея, дом 5, строения 1, 2
+7 (495) 748-05-22
cok@iia-ru.ru
cok.iia-ru.ru

Центр оценки квалификаций Института внутренних аудиторов (ЦОК ИВА) проводит профессиональные экзамены для оценки квалификаций в рамках следующих профессиональных стандартов: «внутренний аудитор», «специалист по внутреннему контролю (внутренний контролер)».

Ассоциация «Институт внутренних аудиторов» (Ассоциация «ИВА»), зарегистрированная в 2000 г., является крупнейшим в России профессиональным объединением внутренних аудиторов, внутренних контролеров и работников других контрольных подразделений российских компаний и организаций.

Источник

Что такое цок аттестация

Решением Н ационального совета
при Президенте Российской Федерации
по профессиональным квалификациям

(протокол от 20 мая 2015 года № 10)

Типовые требования к центру оценки квалификации

1.1. Настоящие «Типовые требования к центру оценки квалификации» (далее – Требования к ЦОК) устанавливают:

— функции, права и обязанности центра оценки квалификаций (ЦОК);

— требования к экзаменационному центру (ЭЦ) в составе ЦОК.

1.2. Положения настоящих Требований к ЦОК распространяются на центры оценки квалификаций, отбираемые советом по профессиональным квалификациям (далее – СПК) в рамках Национальной системы профессиональных квалификаций (далее – НСПК).

В настоящем документе применяются следующие основные понятия :

1) аттестат соответствия – документ, выдаваемый советом по профессиональным квалификациям, подтверждающий прохождение организацией отбора для проведения независимой оценки квалификации и полномочия центра оценки квалификации в установленной области деятельности;

2) квалификационная комиссия – орган, формируемый центром оценки квалификации для проведения профессионального экзамена;

3) эксперты ЦОК – специалисты, аттестованные в соответствии с требованиями СПК, из состава которых формируется квалификационная комиссия;

4) независимая оценка квалификации – подтверждение соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта, проведенное центром оценки квалификации, с подтверждением такого соответствия свидетельством о профессиональной квалификации;

8) профессиональный экзамен – форма независимой оценки квалификации, в ходе которой соискатель подтверждает свою профессиональную квалификацию, а центр оценки квалификации оценивает ее соответствие положениям профессионального стандарта;

9) свидетельство о профессиональной квалификации – документ, удостоверяющий профессиональную квалификацию соискателя, подтвержденную в ходе профессионального экзамена;

10) соискатели – физические лица, включая иностранных граждан и лиц без гражданства, претендующие на подтверждение профессиональной квалификации и подавшие заявление в центр оценки квалификации о прохождении профессионального экзамена;

11) Федеральный реестр – федеральная информационная система, содержащая сведения об участниках системы независимой оценки квалификации и результатах независимой оценки квалификации;

3. Функции, права и обязанности ЦОК

3.1. Основные функции ЦОК:

— предоставление соискателям необходимой информации о правилах и процедурах независимой оценки квалификации;

— организация и проведение в соответствии с руководящими и методическими документами СПК независимой оценки квалификаций на соответствие требованиям профессиональных стандартов;

— формирование сведений о результатах оценки квалификаций и передача их в СПК для обработки, экспертизы, анализа и внесения в Федеральный реестр и осуществления мониторинга деятельности ЦОК;

— руководствоваться и соблюдать требования Федеральных Законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, профессиональных стандартов, руководящих и методических документов НСПК, СПК, настоящих Требований к ЦОК и Положения о ЦОК;

— осуществлять оценку квалификации в соответствии с областью деятельности, установленной условиями действия Аттестата соответствия ЦОК и внесенной в Федеральный реестр;

— определять стоимость проведения работ по оценке квалификации в соответствии с методикой, утвержденной СПК;

— обеспечить необходимые условия для проведения проверки соответствия ЦОК и (или) его ЭЦ (при наличии) на соответствие требованиям СПК и контроля деятельности ЦОК и (или) его ЭЦ (при наличии);

— информировать СПК об изменениях структуры, материально-технической базы, необходимой для проведения оценки квалификации, состава экспертов ЦОК и фактического местонахождения ЦОК и (или) его ЭЦ (при наличии), а также изменениях наименования юридического лица, юридического адреса, адреса местонахождения, банковских реквизитов, номеров телефонов и адреса электронной почты организации в течение 30 рабочих дней со дня, когда соответствующие изменения произошли;

— обеспечивать информационную открытость своей деятельности в соответствии с утвержденным положением;

— прекратить деятельность по оценке квалификаций в случаях истечения срока действия, приостановления, прекращения действия или аннулирования Аттестата соответствия ЦОК.

3.3. ЦОК имеет право:

— выдавать соискателю от имени СПК свидетельство о профессиональной квалификации;

— принимать участие в разработке нормативных, руководящих и методических документов СПК;

— иметь собственный товарный знак и другие средства визуальной идентификации;

— применять знак СПК в установленном порядке;

— организовывать и проводить научно-методические конференции, выставки, семинары и совещания с целью обобщения опыта деятельности по оценке квалификации, разъяснения методических, организационных, процедурных вопросов и документов СПК.

3.4. ЦОК имеют иные права и обязанности в соответствии с действующими законодательством, иными нормативными правовыми актами, Руководящими документами СПК, Положением о ЦОК и настоящим документом.

4.1.1. Полномочиями ЦОК может быть наделено юридическое лицо, если оно не является образовательной организацией и не учреждено образовательной (-ными) организацией.

4.1.2. Область деятельности ЦОК определяется условиями действия Аттестата соответствия ЦОК, регистрируются в Федеральном реестре и включают:

— наименования профессиональных квалификаций;

— квалификационные уровни (подуровни);

— места осуществления деятельности по оценке квалификации;

— перечень и область деятельности ЭЦ (при наличии) в ЦОК.

4.2. Требования к структуре ЦОК

ЦОК должен иметь организационную структуру, обеспечивающую выполнение функций и обязанностей, предусмотренных разделом 3 настоящих Требований к ЦОК, в том числе:

— общее руководство деятельностью по оценке квалификации;

— направление по запросу заявителя информации о правилах и процедуре оценки квалификации;

— прием, проверку и регистрацию заявочных документов;

— определение стоимости проведения работ по независимой оценке квалификации;

— формирование квалификационной комиссии для проведения профессионального экзамена;

— разработку программ оценки квалификации, отбора и детализации применяемых оценочных средств;

— подготовку и проведение процедур профессионального экзамена, использование материалов, образцов, оборудования, приборов и т.п.;

— организацию проведения процедур профессионального экзамена в ЭЦ (при наличии);

— соблюдение требований охраны труда, техники безопасности, санитарных норм и правил;

— контроль качества и (или) верификацию результатов контроля качества выполненных практических заданий методами, установленными нормативными и иными документами, руководящими и методическими документами СПК (при необходимости);

— принятие решения по результатам оценки квалификаций;

— оформление заключений по итогам оценки квалификации и свидетельств о профессиональной квалификации;

— передачу в СПК сведений о результатах оценки квалификаций для обработки, экспертизы, анализа и внесения в Федеральный реестр и осуществления мониторинга деятельности ЦОК;

— контроль соблюдения единства требований при проведении оценки квалификаций и объективности оценки результатов оценки квалификаций;

— учет и выдачу документов по результатам оценки квалификаций, ведение делопроизводства и архива ЦОК;

— рассмотрение рекламаций и жалоб.

4.3. Требования к персоналу ЦОК

4.3.1. Руководство деятельностью ЦОК осуществляет руководитель ЦОК, являющийся сотрудником организации, для которого работа в данной организации является основной. Руководитель ЦОК назначается руководителем организации в порядке, установленном законодательством РФ и внутренними документами организации.

4.3.2. Руководитель ЦОК должен быть аттестован в качестве эксперта по оценке квалификации в установленном СПК порядке.

4.3.3. Руководитель ЦОК несет ответственность :

— за соблюдение при проведении оценки квалификаций требований руководящих и методических документов СПК;

— за качество оказываемых услуг по оценки квалификаций;

— за обеспечение единства требований при оценке квалификаций;

— за обоснованность принятия решения о соответствии профессиональной квалификации и уровня квалификации;

— за правильность оформления и выдачу документов по результатам оценки квалификаций;

— за передачу в СПК сведений о результатах оценки квалификаций;

— за обеспечение ведения архива;

— за сохранение конфиденциальности информации, получаемой в процессе деятельности по оценки квалификаций;

— за обеспечение информационной открытости деятельности ЦОК.

4.3.4. ЦОК должен располагать экспертами по оценке, техническими экспертами и иным персоналом в количестве, достаточном для выполнения требований п.4.2.

4.3.5. Должностные права и обязанности сотрудников ЦОК должны регламентироваться должностными инструкциями и (или) заключаемыми договорами.

4.3.6. Эксперты ЦОК должны проходить повышение квалификации в установленном порядке.

4.3.7. Информация об экспертах ЦОК, их профессиональной подготовке, результатах их работы и пройденном повышении квалификации должна содержаться в специальной картотеке ЦОК.

4.4. Требования к экспертам и квалификационной комиссии ЦОК

4.4.1. ЦОК должен располагать составом экспертов ЦОК (экспертов по оценке квалификации и технических экспертов), аттестованных в установленном СПК порядке.

Специалисты сторонних организаций включаются в состав экспертов ЦОК при наличии действующего договора между специалистом и ЦОК, предусматривающего исполнение функций члена квалификационной комиссии.

4.4.2. Состав экспертов ЦОК должен обеспечивать формирование квалификационной комиссии не менее чем из трех экспертов ЦОК.

4.4.3. Квалификационная комиссия формируется из экспертов по оценке квалификации и технических экспертов, аттестованных в соответствующей области деятельности. В составе квалификационной комиссии должно быть не менее одного технического эксперта.

4.4.4. Квалификационная комиссия назначается приказом по ЦОК, с учетом заявленной области оценки квалификации и фактического места проведения профессионального экзамена.

Председателем квалификационной комиссии должен быть эксперт по оценке квалификации, для которого работа в ЦОК является основной.

4.4.5. В квалификационную комиссию не могут входить специалисты, участие которых может привести к конфликту интересов.

4.4.6. Права и обязанности члена квалификационной комиссии ЦОК должны регламентироваться инструкцией, утвержденной руководителем ЦОК.

4.4.7. Изменение состава экспертов ЦОК или их области деятельности осуществляется на основании заявки ЦОК, направленной в СПК.

4.5. Требования к материально-технической базе ЦОК

4.5.1. ЦОК должен иметь материально-техническую базу, расположенную по фактическому адресу, указанному в заявочных документах на проведение проверки соответствия требованиям к ЦОК.

4.5.2. Требования к материально-технической базе ЦОК определяются СПК с учетом специфики деятельности ЦОК и могут включать, в том числе, требования о наличии в собственности организации или в распоряжении на ином законном основании:

— помещений для персонала и архива ЦОК, для проведения теоретических и практических экзаменов, для хранения материалов, образцов, заготовок, инструмента, оснастки и т.п.;

— оборудования, инструмента, контрольно-измерительных приборов, и т.п. в соответствии с заявляемой (осуществляемой) областью деятельности ЦОК;

4.5.3. В распоряжении ЦОК должны быть находящиеся в собственности компьютеры и оргтехника.

4.5.5. В случае отсутствия в ЦОК специализированного оборудования, ЦОК должен иметь документально оформленное подтверждение возможности использования специализированного оборудования при проведении профессионального экзамена.

4.5.6. Материально-техническая база должна соответствовать требованиям охраны труда, техники безопасности, санитарных норм и правил.

4.5.7. Испытательная (аналитическая, метрологическая) лаборатория, при необходимости ее использования при проведении профессионального экзамена, должна быть аккредитована (аттестована) в установленном порядке, с областью аккредитации (аттестации) соответствующей области деятельности ЦОК, и обеспечивать требуемый объем испытаний при проведении процедур оценки квалификаций.

4.5.8. Используемые оборудование и приборы должны пройти метрологическую поверку (при необходимости).

4.5.9. ЦОК должен иметь подключение к информационно-телекоммуникационным сетям.

4.6. Требования к документам ЦОК

4.6.1. ЦОК должен иметь актуальные, учтенные и доступные для персонала нормативные и иные документы, в соответствующей области деятельности ЦОК.

4.6.2. ЦОК в своей деятельности должен руководствоваться:

— инструкцией члена квалификационной комиссии;

— программами оценки квалификаций;

— оценочными средствами (сборниками экзаменационных вопросов СПК, практическими заданиями для проведения практических экзаменов и т.д.) по всей области деятельности ЦОК;

— инструкциями по безопасному ведению работ при проведении практических экзаменов в ЦОК;

— договорами с внештатными специалистами (при наличии);

— договорами со сторонними организациями (при наличии).

— приказом (распоряжением) руководителя организации о создании на его базе ЭЦ;

4.6.3. Положение о ЦОК должно быть подписано руководителем ЦОК, утверждено руководителем организации, согласовано с СПК и содержать:

— область деятельности ЦОК;

— сведения об организационной структуре ЦОК;

— сведения о персонале ЦОК, включая состав экспертов ЦОК;

— порядок организации и проведения оценки квалификации;

— порядок оформления документов и результатов оценки квалификаций;

— порядок предоставления сведений о результатах оценки квалификаций в СПК;

— порядок учета и выдачи документов по результатам оценки квалификаций, ведение делопроизводства и архива ЦОК;

— порядок рассмотрения рекламаций, жалоб и апелляций;

— документально подтвержденные сведения о наличии материально-технической базы, соответствующей установленным требованиям;

— порядок обращения с материалами, образцами, оборудованием, оснасткой, инструментом, приборами и т.д. (при необходимости);

— сведения об имеющихся нормативных и иных документах, в соответствующей области деятельности ЦОК;

— перечень ЭЦ и порядок взаимодействия ЦОК с ЭЦ.

Формы представления сведений устанавливает СПК.

4.6.4. При изменении вышеуказанных сведений Положение о ЦОК подлежит актуализации путем внесения изменений, утвержденных руководителем ЦОК или разработки новой редакции и утверждением в соответствии с п. 4.6.4.

4.7. Требования к ведению архива

4.7.1. ЦОК должен хранить в своем архиве следующие документы:

— журнал регистрации инструктажа по охране труда и технике безопасности;

— журнал учета и выдачи материалов, приборов, инструмента и т.п., используемых при оценке квалификации (при наличии требований);

— журнал учета работ при проведении практического экзамена;

— комплект документов в соответствии с пунктом 4.7.2.

4.7.2. ЦОК должен хранить в своем архиве на каждого соискателя, прошедшего процедуру оценки квалификации, следующие документы:

— заявку на оценку квалификации с согласием соискателя на обработку персональных данных;

— копию документа об образовании (обучении) * ;

— копию документа о квалификационном разряде (уровне) (при наличии) *;

— экзаменационные листы теоретического экзамена;

— оригиналы документов о результатах контроля, испытаний и т.д., оформленных при проведении профессионального экзамена (при наличии);

— заключение квалификационной комиссии;

Данные о положительных результатах оценки квалификации хранятся в течение срока, установленного в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

В случае отрицательных результатов оценки квалификации, документы хранятся в течение одного года с даты оформления заключения квалификационной комиссии.

4.7.3. Комплект архивных документов по каждой оценки квалификации должен быть зарегистрирован с указанием места его хранения для обеспечения оперативного доступа к документам.

4.7.4. В случае прекращения деятельности, ЦОК обязан передать архивные дела в СПК.

5.1.1. ЦОК может создавать ЭЦ для проведения процедур профессионального экзамена вне фактического местонахождения ЦОК. При этом ЦОК должен обосновать в СПК необходимость проведения процедур оценки квалификаций вне фактического местонахождения ЦОК.

5.1.2. При принятии СПК решения о возможности открытия ЭЦ учитываются следующие критерии:

— наличие в субъекте Российской Федерации ЦОК и ЭЦ с соответствующей областью деятельности;

— организационно-технические возможности ЦОК, связанные с обеспечением участия персонала ЦОК в процедурах оценки квалификаций в ЭЦ, транспортной и почтовой логистикой, удаленностью ЭЦ от ЦОК;

— потребность в оценке квалификаций в субъекте Российской Федерации;

— предполагаемое количество соискателей оценки квалификации, в т.ч. с применением специализированного оборудования.

5.1.3. ЭЦ может быть создан ЦОК:

— на собственной материально-технической базе, в т.ч. находящейся вне фактического местонахождения ЦОК;

— на производственной базе сторонней организации.

5.1.4. ЭЦ по установленной СПК области деятельности может входить в состав только одного ЦОК.

5.1.5. При создании ЭЦ на базе сторонней организации, организация, на базе которой действует ЦОК, должна заключить с ней соответствующий договор. К договору должна прилагаться копия приказа руководителя сторонней организации о создании на его базе ЭЦ и назначении руководителя ЭЦ.

5.1.7. Область деятельности ЭЦ включает:

— наименования профессиональных квалификаций;

— квалификационные уровни (подуровни);

Область деятельности ЭЦ не может превышать область деятельности ЦОК.

5.1.8. ЭЦ в своей деятельности обязан руководствоваться и соблюдать требования руководящих и методических документов НСПК, СПК, Положения о ЦОК, Положения об ЭЦ и настоящего документа.

5.2. Требования к структуре ЭЦ

5.2.1. ЭЦ ЦОК должен иметь организационную структуру, обеспечивающую проведение профессионального экзамена в ЭЦ, в т.ч.:

— подготовку и проведение процедур профессионального экзамена;

— контроль качества выполненных практических заданий методами, установленными нормативными и иными документами, руководящими и методическими документами СПК (при необходимости);

— соблюдение требований охраны труда, техники безопасности, санитарных норм и правил;

— оформление документов по итогам профессионального экзамена и передачу их в ЦОК;

— ведение делопроизводства и архива ЭЦ.

5.3. Требования к персоналу ЭЦ

5.3.1. Руководство деятельностью ЭЦ осуществляет руководитель ЭЦ, являющийся специалистом, для которого работа в организации, на базе которой создан ЭЦ, является основной.

5.3.2. Руководитель ЭЦ назначается приказом руководителя организации, в которой создан ЭЦ, в порядке, установленном законодательством РФ и внутренними документами организации.

5.3.3. Руководитель ЭЦ ЦОК должен быть аттестован в качестве эксперта по оценке квалификации в установленном СПК порядке.

5.3.4. Руководитель ЭЦ несет ответственность:

— за своевременную организацию и обеспечение проведения процедур профессионального экзамена в ЭЦ;

— за проведение и оформление результатов контроля качества выполненных практических заданий методами, установленными нормативными и иными документами, руководящими и методическими документами СПК (при необходимости);

— за соблюдение требований охраны труда, техники безопасности, санитарных норм и правил при проведении процедур профессионального экзамена в ЭЦ ;

— за оформление документов по результатам оценки квалификаций и передачу их в ЦОК;

— за обеспечение ведения архива ЭЦ;

— за сохранение конфиденциальности информации, получаемой в процессе деятельности по оценке квалификаций.

5.4. Требования к материально-технической базе ЭЦ

5.4.1. ЭЦ должен иметь материально-техническую базу, расположенную по фактическому адресу, указанному в заявочных документах на проведение проверки соответствия ЭЦ.

5.4.2. Требования к материально-технической базе ЭЦ определяются СПК с учетом специфики деятельности ЦОК и могут включать, в том числе, требования о наличии в собственности организации или в распоряжении на ином законном основании:

— помещений для персонала и архива ЦОК, для проведения теоретических и практических экзаменов, для хранения материалов, образцов, заготовок, инструмента, оснастки и т.п.;

— оборудования, инструмента, контрольно-измерительных приборов, спецодежды и т.п. обеспечивающих возможность проведения профессионального экзамена в соответствии с заявляемой (осуществляемой) областью деятельности ЦОК.

5.4.3. В распоряжении ЭЦ должны быть находящиеся в собственности компьютеры и оргтехника.

5.4.5. Материально-техническая база ЭЦ должна соответствовать требованиям охраны труда, техники безопасности, санитарных норм и правил.

5.4.6. Испытательная (аналитическая, метрологическая) лаборатория, при необходимости ее использования при проведении профессионального экзамена, должна быть аккредитована (аттестована) в установленном порядке, с областью аккредитации (аттестации) соответствующей области деятельности ЦОК, и обеспечивать требуемый объем испытаний при проведении процедур оценки квалификаций.

5.4.7. Используемые оборудование и приборы должны пройти метрологическую поверку (при необходимости).

5.4.8. ЭЦ должен иметь подключение к информационно-телекоммуникационным сетям.

5.5. Требования к документам ЭЦ

5.5.1. ЭЦ должен иметь актуализированные, учтенные и доступные для персонала нормативные и иные документы, в соответствующей области деятельности ЭЦ.

5.5.2. ЭЦ в своей деятельности должен руководствоваться следующими документами:

— программами оценки квалификаций;

— оценочными средствами (сборниками экзаменационных вопросов СПК, практическими заданиями для проведения практических экзаменов и т.д.) по всей области деятельности ЭЦ;

— инструкциями по безопасному ведению работ при проведении профессионального экзамена в ЭЦ.

5.5.3. Положение об ЭЦ должно быть разработано руководителем ЭЦ, подписано руководителем ЦОК, утверждено руководителем организации, на базе которой создан ЭЦ, согласовано с СПК и содержать:

— область деятельности ЭЦ;

— сведения об организационной структуре ЭЦ;

— сведения о персонале ЭЦ;

— порядок проведения и оформления процедур профессионального экзамена;

— ведение делопроизводства и архива ЭЦ;

— документально подтвержденные сведения о наличии материально-технической базы, соответствующей установленным требованиям;

— порядок обращения с материалами, образцами, оборудованием, оснасткой, инструментом, приборами и т.д. (при необходимости);

— сведения об имеющихся нормативных и иных документах, в соответствующей области деятельности ЭЦ;

— порядок взаимодействия с ЦОК.

5.5.4. При изменении вышеуказанных сведений Положение об ЭЦ подлежит актуализации путем внесения изменений, утвержденных руководителем ЦОК или разработки новой редакции и утверждением в соответствии с п. 5.5.3.

5.6. Требования к ведению архива ЭЦ

5.6.1. ЭЦ должен хранить в своем архиве следующие документы:

— журнал регистрации инструктажа по охране труда и технике безопасности;

— журнал учета и выдачи материалов, приборов, инструмента и т.п., используемых при оценке квалификации (при наличии требований);

— журнал учета работ при проведении практического экзамена.

5.6.2. В случае прекращения деятельности ЭЦ обязан передать архивные дела в ЦОК.

* Допускается хранение в электронном виде отсканированных цветных копий документов

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *