Что такое цодд на дороге
«Дорожный патруль»: чем сотрудники специальной транспортной службы помогают автомобилистам
В 2017 году на столичных дорогах появились ярко-зеленые легковые машины и пикапы с фирменной маркировкой Центра организации дорожного движения (ЦОДД). Их все еще часто путают с парконами и эвакуаторами «Московского паркинга». Но ни штрафами за парковку, ни эвакуацией экипажи «Дорожного патруля» не занимаются. Они помогают водителям, попавшим в сложные ситуации на дороге, и следят, чтобы таких происшествий было как можно меньше.
Следить за собой, напарником и тем, кому помогаешь
В восемь часов утра на базе «Дорожного патруля» на Золоторожском Валу начинается активное движение. Специалистам патруля через час заступать на смену. Они готовятся: проверяют состояние машин, проходят медосмотр. Следующую половину суток они проведут на колесах, почти без перерыва объезжая вверенный им участок.
«Безопасность превыше всего, на дорогах следите за собой и за напарником, а также за безопасностью того, кому вы оказываете помощь», — стандартный инструктаж «Дорожного патруля».
Обычно к нему еще добавляют информацию о погоде и потенциально загруженных участках. Внезапные заморозки, оттепель, метель или ливень, все, что превращает обычный день на дороге в «день жестянщика», а еще праздники и перекрытия, с ними связанные, ЧП — патрульные должны знать обо всех факторах, способных усложнить ситуацию на дорогах.
Девять утра — время старта. Машины разъезжаются на 13 участков. В центр отправляются легковые автомобили, маневренные и компактные. На МКАД и в прилегающие районы выезжают пикапы. Они, например, могут при необходимости подтолкнуть застрявшую (и перекрывшую движение) на подъеме фуру. В один из таких автомобилей садятся заместитель начальника группы отдела «Дорожного патруля» ГКУ ЦОДД Сергей Баринов и патрульный отдела Кирилл Чистов. Их зона ответственности — участок МКАД от Бесединского шоссе до шоссе Энтузиастов. Вместе с ними отправляемся и мы.
Тянуть, толкать, импровизировать
«Если говорить в общем, то мы следим за тем, чтобы даже в самых неблагоприятных условиях город ехал нормально, — рассказывает Сергей Баринов. — Для серьезных случаев есть другие службы: МЧС, ГИБДД, скорая помощь. У нас же основная задача — убрать причину затора. Например, случилось где-то ДТП, машины столкнулись, заняли две полосы из трех — мы стараемся быстрее подъехать, составить европротокол. Если оформление по “евро” невозможно, связываемся с сотрудниками ГИБДД, согласовываем наши действия, перемещаем машины на обочину и открываем движение».
Бывает, просто сломалась машина или закончился бензин. Далеко за примером ехать не приходится: впереди затор. Его причина — старые жигули. Машина заглохла прямо посреди дороги, хозяин в растерянности ходит вокруг, в плотном потоке сделать что-то с автомобилем самостоятельно он не может. Первое, о чем заботится в таких случаях патруль, — ограждения. Дежурные выставляют на дороге оранжевые конусы и специальные знаки, чтобы обеспечить безопасность водителя и свою. А дальше начинается импровизация.
«Ситуации бывают разные. Вот, например, автомобиль заглох, мы его хотели подцепить на трос и отбуксировать, но машина старая и ее можно повредить», — объясняет Кирилл Чистов.
Завести авто «с толкача» тоже не удается, значит, придется переправить его на обочину, а оттуда вызвать эвакуатор. Для таких случаев в багажнике зеленого пикапа лежат строительные перчатки, а в салоне — жезл регулировщика. Один патрульный останавливает поток, второй подталкивает машину к безопасному участку. Как только препятствие с проезжей части убрано — затор рассасывается.
«А вы говорите, целый день за рулем, — шутят патрульные уже после того, как зарегистрировали случай в специальной системе. — С нашей работой и зарядку делать не надо».
Внимание, пешеход на МКАД!
О событиях (заторах, авариях и других происшествиях на дорогах) патрульные узнают сразу из нескольких источников. Основной — ситуационный центр ЦОДД. Его специалисты собирают информацию с 2048 камер, установленных на дорогах столицы, и передают ее патрульным.
Наблюдают за картинкой дежурные и самостоятельно: в их планшетах есть специальная программа, которая позволяет подключаться к части городских камер и следить за движением. Очень удобно, признаются Сергей Баринов и Кирилл Чистов, особенно когда надо проверить информацию навигатора (некоторые из устройств отмечают аварии на дорогах, но данные быстро устаревают).
Всего же в прошлом году экипажи помогли более чем 20 тысячам участников дорожного движения, в том числе 8670 раз — водителям неисправного транспорта. Работали ярко-зеленые автомобили на 12 178 ДТП, одну тысячу раз сотрудники службы выступали понятыми при оформлении аварий.
Все это, по словам специалистов, рутинная работа. Но бывают на столичных дорогах и неординарные случаи.
«Случается, подбираем пешеходов прямо у самого центра МКАД, у отбойников. Как они там оказываются — загадка. Или вот у обочины встретили женщину пожилую, она рассказала, что идет в магазин. Взялись ее подвезти, а магазин оказался в шести или даже больше километрах, — вспоминают патрульные. — У коллег тоже был случай, так же на обочине подобрали пенсионера. Он отдал свою машину в ремонт, а где находится сервис — забыл. Объяснений по телефону из-за проблем со слухом получить не смог и отправился пешком. Его заметили наши ребята, усадили в машину, связались с сервисом и довезли по нужному адресу».
Каждый день патрулировать улицы выходит 26 экипажей — по 13 на смену, по два человека в каждом. Такой состав — производственная необходимость. В пути один ведет машину, второй внимательно осматривает дорогу. Каждый неисправный светофор, сломанный отбойник или дорожный знак, даже выбоины в асфальте, в общем, все, что может замедлить движение на участке, попадает во внимание патруля.
«Это тоже входит в список событий», — объясняет Сергей Баринов. Он стоит на развилке и снимает на камеру планшета разбитый разделительный буфер. Знак на нем наполовину сорван, лежит в снегу и почти незаметен из автомобиля. Фотографии с описанием и точным адресом уйдут в ЦОДД, а оттуда их передадут специалистам, отвечающим за объект. Так технические проблемы на столичных дорогах получается решать куда быстрее. К слову, могут о неисправном оборудовании сообщать ЦОДДу и простые горожане. Для этого необходимо позвонить с мобильного телефона по номеру 3210.
Джентльменский набор патрульного
Следующая остановка случается из-за небольшого грузовика. «Пробило колесо. Все снял, заклеил, а насоса нет», — рассказывает водитель.
Благо у «Дорожного патруля» насос есть, а еще — несколько разных шлангов к нему. Накачать колесо, поставить его обратно на ось и проверить, все ли в порядке, — всего на «спасение» уходит не больше десяти минут.
Кроме насоса, в кузове пикапа целый набор: два троса для машин разного тоннажа, домкрат, набор ключей и других инструментов, дорожные знаки для обозначения ДТП (их почему-то чаще всего не бывает у водителей), упоры-башмаки (они незаменимы, если на склоне застрял большегруз), баллонный ключ (нужен, чтобы открутить поврежденное колесо) и лестница. Кроме того, дополнительные огнетушители и аптечка, так что первую помощь, и обычную, и автомобильную, «Дорожный патруль» может оказать без проблем. А чтобы специалисты не растерялись в нештатных ситуациях, к ним готовят заранее.
«Сталкивались с разными ситуациями: и оборванные провода были, и пожары, всякое бывает. Поэтому мы проходим дополнительные курсы повышения квалификации, например “Работа с электричеством”, “Работа на высоте”. Обязательно изучаем основы коммуникации и конфликтологию, потому что мы должны уметь работать с людьми в стрессовых ситуациях и помогать им. Можем оказать первую помощь. В преддверии чемпионата мира были даже курсы английского», — перечисляет Сергей Баринов.
Как развязать дорожный узел
В среднем объезд участка у одного патруля, если нет серьезных событий, занимает около часа. Затем патруль разворачивается и проходит маршрут снова. Вечером у части дежурных появляется дополнительная задача — регулировка движения на загруженных перекрестках в центре города, там, где только техническими средствами не справиться.
«Бывает, водители спешат, выезжают на перекресток, перекрывают его и не могут сами потом сдвинуться с места. Тогда приходится выходить нам, решать уже на месте, кого подвинуть, как пропускать транспорт», — объясняют суть вечерней регулировки патрульные. По их словам, достаточно бывает разгрузить хотя бы один участок (развязать дорожный узел), и транспорт может двигаться намного свободнее. А порой нужно работать с пешеходами на нерегулируемых переходах. К окончанию рабочего дня на центральных улицах их приходится останавливать, чтобы пропустить машины. Вот где, шутят патрульные, нужна конфликтология.
Впрочем, говорят они, помогать каждому, кто попал на дороге в непростую ситуацию, совсем не сложно. Часто люди, сначала настроенные негативно, благодарят, даже по незнанию предлагают деньги и удивляются, когда выясняют, что «Дорожный патруль» работает бесплатно.
Количество экипажей в 2019 году должно увеличиться почти в два раза. И Сергей Баринов, и Кирилл Чистов уверены: совсем скоро московские водители окончательно привыкнут к машинам патруля.
Цели и задачи Центра организации дорожного движения
Многие заметили на дорогах больших городов авто с приметной зеленой маркировкой на борту и с надписью «ЦОДД». Логотип, указанный на кузове, имеет такой же окрас. Эти машины снабжены фото- или видеофиксацией системы «Паркон». Их частое появление в потоке связано с отслеживанием неоплаченной парковки или стоянки с нарушениями правил.
В обязанности этой службы входят функции, необходимые для наведения порядка на улицах или дорогах.
Что такое ЦОДД
Центр организации дорожного движения (такую расшифровку имеет аббревиатура ЦОДД) работает с обращениями граждан, принимает телефонные звонки с жалобами от них. Сотрудники выезжают на места, делают фотографии объектов правонарушений, принимают меры по их устранению.
Служащие отвечают за регулирование работы светофоров на перекрестках, пропаганду БДД; осуществляют надзор за эвакуацией автомобилей, припаркованных с нарушениями правил.
Также сотрудники обязаны корректировать и регламентировать маршруты общественного транспорта, распределять потоки машин на автодорожных заторах.
История создания
Центр дорожного движения как гособразование был сформирован в 1999 году по инициативе Департамента транспорта и связи Москвы. Ему же он подчинялся (теперь находится в ведомстве МВД). Финансирование начислялось из бюджетных средств столицы РФ.
В начале штат составлял всего 5 человек, на которых возлагались планирование, подготовка, контроль дорожно-уличной сети.
Через три года центральный аппарат пополнился пятью новыми отделами:
Еще через 2 года у формирования появились новые обязанности, связанные с обеспечением, использованием, а также ремонтом ТСОДД.
В 2006 году к задачам отдела организации дорожного движения были добавлены строительство, реставрация и капитальный ремонт светофоров.
До 2016 года деятельность ЦОДД велась только на улицах Москвы. Все изменилось после выступления заместителя ГКУ центра организации дорожного движения Александра Полякова. Он предложил открыть филиалы по всей стране.
Теперь такие автомобили с зелеными полосками можно увидеть во всех городах с численностью более 250 тысяч человек.
Структура
Дирекция по организации дорожного движения формирует иерархию, во главе которой стоит руководитель. Ему подчиняются девять заместителей по разным видам деятельности.
Также он напрямую управляет семью отделами Центра:
Цели и задачи
Главной обязанностью центра управления дорожным движением становится обеспечение контроля за организацией ДД, а именно:
Устав
Документ организации в каждом городе или регионе свой, разработанный с учетом особенностей проблемных зон, а также требований к конкретной территории РФ.
Руководство
У начальника ГКУ ЦОДД есть два главных заместителя. Один из них отвечает за мониторинг передвижения ТС, а также оказание госуслуг, другой следит за стратегией изменения дорожно-транспортной инфраструктуры.
Другие заместители начальника отвечают за:
Функции ГКУ ЦОДД
У предприятия есть четыре основных вида деятельности.
Первая
Составление комплекса решений по дорожно-инженерному управлению. При этом работает программа отслеживания потоков транспорта. Это необходимо для организации государственно-частного партнерства при соучастии органов исполнительной власти, местного самоуправления, администраций субъектов Федерации.
Чтобы создать общую интеллектуальную транспортную систему, Центр должен осуществлять деятельность по монтажу, пуско-наладке, эксплуатации ТСОДД.
Оперативная разработка движения возлагается на отдельное спецподразделение.
Вторая
Проведение мероприятий по парковочной деятельности с целью исключения препятствия для передвижения автомобилей; учет статистики, аналитики, проектов по формированию новых парковочных территорий; отслеживание мест в населенных пунктах, где водители часто нарушают регламент стоянки. Проводятся анализ причин совершения правонарушения, работа над их устранением.
Третья
Осуществление перевозок городскими и пригородными сообщениями. Деятельность заключается в контроле муниципальных маршрутов, обеспечение приоритетного ДД.
Пассажиры общественного транспорта должны быть информированы посредством электронных табло, терминалов, СМС, соцсетей или телефонных звонков.
Четвертая
Центр безопасности дорожного движения производит надзор на дорогах с помощью средств фото-, видеонаблюдения, установленных на трассах или улицах. Также используется система управления доступа въезда на определенные участки дорог или отдельные районы города.
На основе собранной информации производится экспертиза действий граждан на дорогах.
Опыт создания центров организации дорожного движения
Создание филиалов осуществляется на всей территории РФ. В каждом регионе это происходит по-разному.
Реакция населения зависит от численности, необходимости производства ГКУ РО центра безопасности дорожного движения, от менталитета и убеждений граждан, касающихся работы экспертных служб.
Мировой
В зарубежных странах тоже несут службу подобные формирования. Например, в Австралии или США проводится серьезная обширная проработка вопросов ОДД. Организуются исследования, мониторинги, помогающие выяснить причины главных проблем.
Сотрудники служб пытаются слить разработанные схемы совместно с градострои-тельным проектированием, чтобы решать проблемы не по мере их поступления, а до их возникновения.
Кстати, в государствах Западной Европы проекты по ОДД (как и в России) самодоста-точные, а в странах Азии они имеют концептуальный характер, то есть сотрудники предлагают их к проработке градостроительных проектов.
Заказной документации по факту нет, есть только предложения по решению проблем. Их могут учесть при строительстве новых дорог или населенных пунктов, а также ремонте или реставрации старых.
Российский
В РФ опыт внедрения ЦОДД в муниципальных образованиях начался с форми-рования компании в Москве. Масштабирование произошло через Санкт-Петербург (организована СПб ГКУ «ДОДД»), Сочи и Екатеринбург.
С 2016 года Центр функционирует по всей территории нашего государства в населенных пунктах численностью более 250 тысяч.
Организацией проводятся исследования, аналитика ДД, разработка и формирование парковочных территорий. ГУ Центр Организации Дорожного Движения двух столиц ведут проектную работу, строительство, реставрацию, использование ТСОДД.
Особенности работы центра
Главные специфические качества организации включают следующие направления:
Одна из наиболее важных особенностей работы – наличие Ситуационного центра. Это информационная служба, принимающая телефонные звонки от населения.
Жалобы поступают на неисправность дорожного оборудования, постоянные заторы на отдельных участках полотна, автомобили, припаркованные с нарушениями ПДД и т.д.
Благодаря этому центру ЦОД получает сведения от населения с жалобами или предложениями по решению данных вопросов. В подчинении у центра есть патруль, осуществляющий мониторинг дорожных ситуаций, оптимизацию с целью снижения опасности, регулирование ДД, а также оказывает помощь людям при обращении.
Вывод
Создание подобных Центров во всех регионах России объединяет их в единую интеллектуальную транспортную систему. В субъектах и округах созданы официальные интернет-порталы, которые бесплатно предоставляют необходимую информацию городским службам и автовладельцам. Жителям населенных пунктов, обратившихся на сайт, гарантируется обратная связь.
Центр работает в тесной связке со службами ГИБДД и правительствами региональных и властями федеральных уровней.
Дирижеры дорог: как ЦОДД управляет потоками автомобилей столицы
Стоя у пешеходного перехода и ожидая зеленый сигнал светофора, мы не задумываемся, кто отвечает за его работу. А кто следит за тем, чтобы дорожная разметка соответствовала установленным знакам? Или как ответственные службы узнают о дорожно-транспортном происшествии в той или иной части города? Уже более 20 лет за дорожной ситуацией в столице наблюдают невидимые глаза Центра организации дорожного движения (ЦОДД).
По четкому алгоритму
В ситуационном центре ЦОДД кипит работа. Дежурная смена, состоящая из 16–18 человек, круглосуточно следит за ситуацией на дороге. На огромные экраны выводятся данные с камер, установленных по всему городу. В системе «Безопасный город» их более 170 тысяч.
Действия сотрудников доведены до автоматизма:
— получаешь тревожный сигнал;
— видишь на камере происшествие;
— информируешь оперативные службы;
— следишь за ситуацией до ее полного разрешения.
Очень важно сообщить москвичам о произошедшем. Используют для этого социальные сети, радио и даже табло на дорогах.
«Когда мы получаем первичный сигнал, то сотрудник дежурной смены находит нужную камеру и выясняет, что произошло. Если ДТП, а он не видит оперативную службу на месте, то на всякий случай дублирует сигнал в оперативные службы. Если они уже работают, то оценивается ситуация с точки зрения образования затора и принимается решение об изменении маршрутов транспорта или режима работы светофора. Мы стараемся нивелировать ситуацию, чтобы движение на дорогах столицы никогда не прерывалось», — рассказал Сергей Стоянов, начальник дежурной смены ситуационного центра ЦОДД.
Камеры — глаза, сотрудники — руки
Работа центра не ограничивается реагированием на ДТП. Внутри дежурной смены есть несколько подразделений, которые отвечают за широкий спектр задач: разрешение внештатных ситуаций, организацию работы светофоров, контроль дорожных работ.
«У нас есть разные механизмы определения внештатных ситуаций: автоматический мониторинг заторов в нехарактерных местах, наблюдение за общественным транспортом, когда он останавливается и не двигается вне остановочных пунктов, получение информации о происшествиях от службы 112», — объясняет Сергей Стоянов.
Светофор мигает желтым или не работает вовсе? Как только в центр поступает информация о выходе из строя светофора, формируется заявка на ремонт. Параллельно с этим дежурная смена изучает место расположения объекта и выбирает способ реагирования.
«Если светофор вышел из строя на тихом перекрестке, где водители будут пропускать друг друга в соответствии со знаками приоритета, то заявка рассматривается в порядке очереди. Другой случай, если проблема возникла на оживленном участке. Например, на площади Тверская Застава, где нужно разъехаться трамваям, автобусам и автомобилям. В таком случае мы одновременно с созданием заявки направляем в эту точку регулировщика. Это может быть сотрудник ГИБДД или “Дорожного патруля”. Благодаря ему здесь не возникнет затор и не будет аварийных ситуаций», — подчеркивает Сергей Стоянов.
Для корректной и быстрой работы центр взаимодействует со службой «Дорожный патруль». Выезжая на патрулирование, экипаж «Дорожного патруля» передает информацию в дежурную смену, где каждая ситуация изучается подробно.
Отличным подспорьем в работе центра стал короткий номер 3210. Жители звонят на него, если замечают нарушения в работе светофоров или размещении дорожных знаков. Благодаря помощи москвичей удается быстро решить ту или иную проблему.
Во время дождя и пандемии
Лето — время дождей и поваленных деревьев. В этот период сотрудники ЦОДД уделяют большое внимание прогнозам погоды и сообщениям от МЧС. Сильный дождь зачастую приводит к закупорке ливневых стоков, что становится причиной подтопления дорог. Центр следит за ситуацией и как только видит, что есть опасность, обращается к коммунальным службам. Для помощи сотрудникам создан удобный инструмент — карта проблемных мест.
«Знаешь, что будет сильный дождь, — отправляй бригаду на место и звони коммунальным службам. От сезона к сезону задачи меняются, но цель остается одна — обеспечение движения в городе», — уверен начальник дежурной смены ситуационного центра ЦОДД.
Ситуационный центр не прекратил свою работу и с началом пандемии коронавируса. Часть сотрудников перевели на дистанционный режим работы. Из 2500 человек в привычном режиме продолжили работать около 400. Изменения не коснулись людей, которые входят в дежурные смены и задействованы в службе «Дорожный патруль».
«В период действия ограничительных мер мы много внимания уделяли соблюдению необходимых норм безопасности. Регулярно измеряли температуру, заполняли анкеты и наблюдали за самочувствием друг друга», — говорит Сергей Стоянов.
Сотрудники центра замечают, что в этот период сильно изменилось движение на дорогах. В первые недели пандемии индикатор пробок стоял на нуле, а длина заторов не превышала пяти километров. Такое обычно происходит 1 января. Но через несколько дней люди начали получать пропуска и выезжать из дома, движение в столице наладилось, а значит, работа центра вернулась в привычное русло.
Планы на будущее
Транспортная система Москвы с каждым годом становится сложнее. Если 10–15 лет назад в систему общественного транспорта входили только автобусы, троллейбусы и трамваи, то сейчас появились Московское центральное кольцо и Московские центральные диаметры. Разрастается сеть дорог и метро, появляются новые маршруты.
Новые информационные системы облегчают управление таким большим механизмом. Появляются умные светофоры, которые могут «общаться» друг с другом. В межпиковые моменты они переключают сигналы так, чтобы автомобили могли двигаться быстрее.
У центра есть система контроля пассажирских перевозок — на карте в режиме реального времени отмечается движение автобусов и троллейбусов. Можно даже увидеть, сколько человек вошло в салон на той или иной остановке. Это меняет аналитику и качественно улучшает управление транспортом.